Проект 11661 гепард

В завершение

В настоящее время корабль Каспийской флотилии «Дагестан» является пока что последним судном своего проекта, стоящим на вооружении ВМФ Российской Федерации. Приблизительно в 2011-2012 гг. вообще появлялась информация о полной остановке и заморозке работ в этом направлении, но она не подтвердилась. Сообщается, что в строй должны поставить еще два корабля серии, но сроки их поставки заметно увеличились. Причина проста – Украина, в свете известных событий, отказалась выполнять условия контракта по поставкам газотурбинных установок. Отечественные судостроители обещают, что это прискорбное обстоятельство не помешает им выполнить план по перевооружению отечественного флота. Остается только надеяться, что ракетный корабль «Дагестан», вооружение которого сделало бы честь и более крупному военному судну, не станет «последним из могикан».

Виды

Из чего же сегодня сделаны кирзовые сапоги? Из названия понятно, что из кирзы. А если подробнее, то материал для обуви производится на основе нескольких слоев хлопковой ткани. Ее пропитывают содержащими синтетический каучук составами.

В общем виде алгоритм создания кирзы выглядит так:

  1. получение основы для пошива;
  2. покрытие раствором каучука со специальными добавками;
  3. термообработка материала;
  4. процесс каландирования (отделка ткани на каландере);
  5. тиснение.

От характеристики пряжи, используемой для производства кирзы и числа слоев (обычно их 2 или 3) зависят конечные свойства ткани.

Типы различаются от используемой добавки в пропитке. Их три:

  • “А” — основу наполняют смесью латекса и каучука и обрабатывают полиметилметакрилатами.
  • “Б” — отделывают бензоводной пропиткой и каучуковой дисперсией.
  • Шпорно-седельная — лицевая часть усиленная, пропитывается латексом.

Вдохнуть новую жизнь

До начала строительных работ пункт базирования в Каспийске представлял собой небольшой участок прибрежной полосы длиной 150 м. После увеличения корабельного состава в 2012—2014 годах (ввод в строй новых ракетных кораблей, вооружённых комплексом «Калибр-НК») флотилии стало тесно, морякам приходилось швартовать судна бок о бок, а не бортом к берегу. 

В недостроенном виде на территории Каспийска находились клуб для военнослужащих, медицинский корпус и упоминавшийся выше учебно-тренировочный комплекс 137-го отряда спецназначения. В настоящее время проводится модернизация всех этих объектов. 

Большое внимание уделяется комфорту военнослужащих. На сегодняшний день построены современные общежития для офицеров и матросов

В будущем в Дагестане появится жильё для семей военнослужащих, которые сегодня проживают в Астрахани. В общей сложности планируется расселить 2,5 тыс. человек. 

Минобороны рассчитывает вдохнуть новую жизнь в «Дагдизель», который являлся одним из крупнейших дизелестроительных и торпедостроительных предприятий СССР. В 1990-е годы завод утратил статус ведущего производителя морского вооружения. Расположенный в акватории Каспийского моря восьмой цех завода, где осуществлялась сборка торпед, пришёл в запустение. 

В реконструкцию «Дагдизеля» будет вложено около 2 млрд рублей. Предприятие продолжит производить торпеды и станет ремонтной базой для кораблей Каспийской флотилии. Модернизация должна завершиться к концу 2019 года. Сейчас завод выполняет заказ Минобороны на поставку 73 универсальных электрических торпед УЭТ-1 для ВМФ. Общая стоимость контракта — 7,2 млрд рублей. 

«Дагдизель» расположен в непосредственной близости от полигона «Скорпион», который принадлежит сформированному в прошлом году 177-му полку морской пехоты КФл. Объект оснащён новыми модулями, где размещены командный пункт и кабинет для проведения совещаний под председательством министра обороны РФ.

Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков заявил RT, что в Дагестане создаётся вся необходимая инфраструктура для эксплуатации кораблей Каспийской флотилии и тренировок различных подразделений ВМФ. 

«Выбор в пользу Дагестана был очевиден в силу множества причин: южное расположение, скорость оперативного развёртывания, отсутствие крупного потока гражданских судов. В случае объявления внезапных проверок или учебно-боевых тренировок боевые корабли могут беспрепятственно выходить в акваторию Каспия. Большая часть работ по обустройству базы ещё не завершена, однако уже сейчас можно говорить о значительном росте боевого потенциала Каспийской флотилии», — резюмировал Леонков.

История разработки

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю. А. Никольским, а затем В. Н. Кашкиным.

Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолётной площадки.

пр.12441 Гром / Новик – NOVIK

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)пр.12440 / пр.12441 “Гром” – NOVIK”Новик”пр.12441У”Бородино”    

Сторожевой корабль. Разработка начата в 1982 г. ПКБ “Алмаз” (г.Санкт-Петербург), главный конструктор – Л.В.Ельский, позже – В.Борисов. Проект СКР пр.12440 “Гром” прибрежной зоны с расширенными ударными возможностями создавался в конкуренции с СКР пр.11660 “Гепард” Зеленодольского ПКБ. По первоначальному замыслу СКр пр.12440 был развитием СКР пр.11660, создававшегося на экспорт для ВМС Индии. Технический проект пр.12440 утвержден в 1991 г. В 1994 г. завершена корректировка проекта  и он окончательно принят к строительству как пр.12441 “Гром”. Головной корабль проекта “Новик” (заводской №1900, внесен в списки флота 16.07.1997 г.) заложен 26.07.1997 г. на ССЗ “Янтарь” (г.Калининград). К строительству планировались еще два корабля проекта – “Рюрик” и “Пересвет” – они не были заложены. Сдача  флоту головного корабля планировалась в начале XXI века, но к концу 1990-х годов в связи с изменением подходов руководства ВМФ к вопросам строительства Флота строительство было прекращено. Готовность корабля на 2000 г. оценивалась не более, чем в 20%. В 2001 г. начата проработка возможности достраивания корабля по измененному проекту со сдачей флоту в 2008 г. В 2007 г. принято решение о достройке корабля по пр.12441У в качестве учебного корабля под названием “Бородино”. Судя по всему работы на корабле так и не начаты либо ведутся по новейшим малозаметным технологиям.Предположительно настоящий вид СКР пр.11441 “Гром” (http://forums.airbase.ru).

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Проектированием универсальных десантных кораблей для ВМФ России займется Зеленодольское ПКБ

Как сообщает татарстанский деловой ресурс “БИЗНЕС Online” в материале Тимура Латыпова “Мистрали” по-зеленодольски: Иван Егоров станет главным по вертолетоносцам? Судостроительной корпорации “Ак Барс” прочат не только строительство, но и проектирование универсальных десантных кораблей”, проектирование вертолетоносцев – едва ли не самой скандальной темы российского кораблестроения последних лет – с высокой степенью вероятности отдадут Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ). Эта информация уже наделала шума в кораблестроительных кругах: почему ЗПКБ, а не признанные крупные бюро? В обоснованности “десантных” амбиций зеленодольцев разбирался “БИЗНЕС Online”.

Правильный уход за комнатной розой после покупки

Строительство

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан». Корабль вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Чёрном море у Новороссийска. В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошёл в состав ВМФ России.

Поставки на экспорт

По заказу Вьетнама было построено два корабля. Они были заложены по экспортному проекту 11661Э («Гепард 3.9») в 2007 году, спущены на воду 12 декабря 2009 года и 16 марта 2010 года соответственно. Первый из них отправлен заказчику осенью 2010 года и 5 марта 2011 года на нем был поднят военно-морской флаг Вьетнама, корабль получил наименование «Динь Тьен Хоанг» (вьетн. «Đinh Tiên Hoàng»

). Второй корабль под названием «Ли Тхай То» (вьетн.«Lý Thái Tổ» ) поступил на вооружение ВМС Вьетнама в 2011 году.

В декабре 2011 года Вьетнам заказал дополнительную партию из двух единиц в противолодочной версии. В первых числах июля 2013 года стало известно, что начало строительства второй пары вьетнамских «Гепардов», ранее запланированное вначале на июнь 2013, потом на июль 2013, отложено на сентябрь 2013. Закладка второй пары корветов «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама состоялась 24 сентября 2013 года.

На начало 2020 года дата передачи сторожевых кораблей передвинута на более поздний срок в связи с тем, что Украина перестала поставлять судовые двигатели. Скорее всего, будущие «Гепарды» будут оснащены немецкими дизелями MTU-8000, взамен украинских. Ранее Германия обязалась поставить, по меньшей мере, два дизеля для оснащения ракетных кораблей BPS-500 (МПК проекта 12412, доработанные Вьетнамом до класса МРК — их строительство во Вьетнаме отложено «по субъективным и объективным причинам»). Сообщается, что вторая пара «Гепардов» будет иметь больше возможностей для ведения противолодочной войны и, таким образом, превратятся в универсальные боевые единицы.

Тем не менее, один из «Гепардов» был замечен 17 августа 2016 года в акватории речного порта Тольятти, что даёт повод предполагать либо о ходе его испытаний, либо об отправке заказчику через Волго-Донской канал в указанный период времени.

Переговоры о покупке третьей пары кораблей этого класса всё ещё ведутся, и контракт официально не подписан.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

https://youtube.com/watch?v=qFFsUEK58L8

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

https://youtube.com/watch?v=z0KH16lykRM

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток

Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Приложение:

5 июня 1964 год.

И. ТЕРЕХОВ: “Боевая слава корабля”

“Многим астраханцам хорошо известна история канонерской лодки «Советский Дагестан». Это один из тех боевых кораблей, которые по распоряжению В.И. Ленина были переброшены в 1918 году с Балтики в Астрахань для борьбы с флотом белогвардейцев. После гражданской войны миноносец переделали в канонерскую лодку. В годы Великой Отечественной войны «Советский Дагестан» конвоировал караваны транспортных судов. После разгрома фашистской Германии канонерка стала учебным кораблем морского клуба ДОСААФ… Боевой корабль выполнил свои задачи. Корпус корабля отправлен на завод для окончательной разделки. Стоящие на Волге суда салютуют уходящему кораблю длинными гудками.”

Память:

«12 марта 2013 года прошёл 27 районный (Арзгирский  район  Ставропольского  края) слёт участников туристско – краеведческого движения «Отечество», посвящённый памяти Виктора Борисовича Корзуна. На котором ученица 5 класса Халилова Мерджен заняла I место в конкурсе фотографий «Кавказ – наш отчий дом» и IV место в конкурсе «Экскурсоводов»; ученица 5 класса Кукеева Зорехан  I место в конкурсе фотографий «Кавказ – наш отчий дом»; ученица 6 класса Джанполатова Азиза II место в конкурсе фотографий «Кавказ – наш отчий дом»;  ученица 8 класса Мухамешаева Джамиля I местов конкурсе «Эрудитов»; ученица 9 класса Ахметова Айлара I место в конкурсе исследовательских работ, тема: «По  следам эсминца «Трухменец(Туркменец)  Ставропольский».» Читать и смотреть:

«Достойный вклад в дело разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом внесли астраханские речники и моряки.Как символ их мужества и стойкости стоит в центре зала 37-мм зенитно-артиллерийское орудие, снятое с канонерской лодки «Советский Дагестан». В музее находятся еще две зенитные пушки и прожектор с этой лодки. В течение всей Сталинградской битвы беспрерывно действовал нефтекараван от Баку до Астрахани, снабжая Сталинградский и Кавказский фронты нефтепродуктами. Тяжело груженные нефтепродуктами баржи защищали от налетов вражеской авиации дивизионы канонерских лодок, отряды сторожевых катеров, плавучие зенитные батареи.»

Примечания:

  1. Все источники — печатные и Internet Sites — дают другую информацию:
    «30.07.1962 г. учебное судно разоружено, исключено из состава судов ДОСААФ и сдано на лом.» Или: «30 июля 1962 года исключен из списков судов ДОССАФ с передачей «Главвторчермету» для разборки на металл.»… и т.п.


Информация — материалы из открытых источников в Internet’е.

Пользуетесь сведениями данной публикации ? Не забудьте дать ссылку на сайт «Наш Баку» ! Обязательно !!!

Конструкция[ | код]

Корабль проекта 11661Э (Гепард 3.9) для ВМС Вьетнама (зав. № 954) у стенки Кронштадтского морского ордена Ленина завода (КМОЛЗ)

Корпус и надстройка | код

Корабль имеет традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Вооружение | код

Корабли имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У). Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблём ВМФ России, вооружённым универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет, способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На РК «Дагестан» также установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулемётные установки (МТПУ).

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а также на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На РК «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш»), а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолётом корабельного базирования Ка-27.

Радиотехническое вооружение | код

РК «Татарстан» на параде в честь Дня ВМФ в Астрахани, 2012 год

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнём артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На РК «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М». Для управления стрельбой РБУ на кораблях проектов 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях проекта 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырёх ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменён на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Также установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли проекта 11661Э оснащены аналогичным, установленным на РК «Дагестан», оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по характеристикам.

В ходе модернизации на РК «Татарстан» установлена новая радиолокационная станция «Галс», которая позволяет значительно повысить характеристики и боевые возможности радиотехнических средств по обнаружению воздушных и надводных целей. Кроме того, на этом корабле заменены на современное оборудование системы обнаружения целей и слежения за надводной обстановкой, системы постановки помех, средства радиоэлектронной борьбы.

Энергетическая установка | код

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л. с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29 000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 КВт каждый.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан»  — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток

Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно  также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют  большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Вооружение

Счетверная пусковая установка для противокорабельных ракет SS-N-25 имеется с обеих сторон .

В носовой части установлена 76-мм пушка АК-176 с боекомплектом 500 патронов. Скорость огня до 120 выстрелов в минуту, дальность 15 км. Это орудие также подходит для защиты от крылатых ракет, таких как AGM-84 Harpoon или BGM-109 Tomahawk .

Для ПВО имеется двойная ОСА-М с 20 . Две шестиствольные пушки АК-630 с боекомплектом по 2000 патронов каждая служат для защиты с близкого расстояния. Скорострельность — 5000 выстрелов в минуту.

Для противолодочной обороны установлены РБУ-6000 -Wasserbombenwerfer и четыре 533-мм торпедных аппарата.

Четыре осветительные установки ПК-16 обеспечивают защиту от ракет с инфракрасным и радиолокационным наведением.

Командующие

СССР СССР

  • 1931—1932 — Ф. С. Авёричкин
  • 1932—1933 — Г. И. Левченко,
  • 1933—1934 — Г. П. Киреев,
  • 1934—1938 — Д. П. Исаков — флагман 2-го ранга,
  • 1938 — В. И. Сумин — капитан 2-го ранга,
  • 1938—1939 — А. Г. Головко,
  • 1940—1944 — Ф. С. Седельников — контр-адмирал,
  • 1944—1946 — Ф. В. Зозуля — вице-адмирал,
  • 1946 — Н. О. Абрамов — контр-адмирал,
  • 1946—1948 — С. Г. Кучеров — адмирал,
  • 1948—1951 — Г. Г. Олейник — контр-адмирал,
  • 1951 — Г. Н. Холостяков — вице-адмирал,
  • 1951—1954 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1954—1955 — С. Е. Чурсин — контр-адмирал,
  • 1955—1956 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1956—1960 — А. В. Кузьмин — вице-адмирал,
  • 1960—1967 — Г. Г. Олейник — вице-адмирал,
  • 1967—1971 — Г. К. Чернобай — контр-адмирал,
  • 1971—1973 — Я. М. Куделькин — контр-адмирал,
  • 1973—1977 — Л. Д. Рябцев — контр-адмирал,
  • 1977—1984 — Г. Г. Касумбеков — вице-адмирал,
  • 1984—1987 — В. В. Толкачёв — контр-адмирал,
  • 1987—1991 — В. Е. Ляшенко — вице-адмирал,

Россия

  • 1991—1996 — Б. М. Зинин — вице-адмирал,
  • 1996—2002 — В. В. Масорин — вице-адмирал,
  • 2002—2005 — Ю. В. Старцев — вице-адмирал,
  • 2005—2009 — В. П. Кравчук — вице-адмирал,
  • 2010—2014 — С. Г. Алёкминский — вице-адмирал,
  • 2014—2015 — И. Ф. Ахмеров — капитан 1 ранга,
  • 2015—2016 — И. В. Осипов — контр-адмирал,.
  • с 2016 — С. М. Пинчук — контр-адмирал.

Другие варианты

Другие версии доступны для экспорта.

  • Cheetah 1 : нет гидролокатора для буксировки, но есть вертолетная площадка .
  • Гепард 2 : буксирный гидролокатор и ОСА-М отсутствуют, но есть вертолетная площадка и ангар.
  • Гепард 3 : ширина увеличена до 13,8 м, водоизмещение — до 2100 т. Вместо автоматов АК-630 в носовой части установлена одинарная САПР-Н-1 — CIWS . Над гидролокатором-буксиром — вертолетная площадка, а вместо ОСА-М ангар.
  • Гепард 4 : невооруженный поисково- спасательный корабль с ангаром и вертолетной площадкой.
  • Гепард 5 : вертолетная площадка и увеличенная дальность (6000 морских миль при 10 узлах); газовые турбины заменены дизельными мощностью 2 × 5 884 кВт, максимальная скорость снижена до 23 узлов.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector