«концерт» для врага: какую роль в великой отечественной сыграла операция «рельсовая война»

Содержание:

Содержание

Потери Красной армии

Операция Марс считается главным поражением Жукова. Советская армия  не смогла продвинуться значительно вперед, не умела решить поставленную задачу, но понесла огромные потери. Точного количества людей, чьи жизни унесла вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция — нет. В советской историографии опубликовано только количество потерь 20-ой армии: 

  • убито — 13 929
  • ранено — 42 000
  • пропало без вести — 1 596

Это данные на 12 декабря 1942 года. За оставшиеся 10 дней операции марс общие потери составили еще 10 тыс человек. И это только данные по 1 армии! Причем данные по потерям в СССР всегда занижали. Кроме того, сама операция Марс всячески обходилась советскими историками. Можно только представить какими ужасающими потери были на самом деле.

Уже после окончания войны, на основании боевых журналов 9 немецкой армии, немецкие историки попытались подсчитать общие потери советской армии в период наступления на Ржев-Сычевка. Результаты получились следующими: потери личного состава — 200 тыс человек, потери танков — 1867, потери самолетов — 127, потери полевых пушек — 279.

Литература

Подготовка операции

Руководство Красной Армии запланировало на ноябрь 1942 года операцию Уран — контрнаступление под Сталинградом для ликвидации армии генерала Паулюса. Операция Марс должна была отвлечь группу армии Центр и не позволить им перебросить резервы к Сталинграду. При этом советское командование делало все, чтобы убедить Германию, что именно вторая Ржевско-Сычевская операция будет главным наступлением осени-зимы 1942 года. Для этого даже была устроена знаменитая радиоигра «Монастырь». В этой игре вермахту частично раскрыли информацию о готовящемся наступлении на Ржевский выступ.

Всего же, для обеспечения достоверности того, что именно операция Марс является главной, была сделано:

  • радиоигра «Монастырь», о которой говорилось выше.
  • командовать наступлением был назначен заместитель главнокомандующего РККА, генерал Жуков.
  • к Калининскому и Западному фронтам стягивались резервы. Часто это делалось без должной маскировки.

Интересно, что Жуков был не в курсе операции «Монастырь», и что Германия знает о готовящемся ударе. Сегодня многие историки обвиняют Жукова, что тот в период второго Ржевско-Сычевского наступления не сумел обеспечить внезапность, в результате чего советская армия понесла значительные потери и не смогла продвинуться вперед. Но как можно было обеспечить внезапность удара, если руководство страны делало все, чтобы Германия узнала и поверила — операция Марс это важнейшее событие осени 1942 года?

Продолжением наступления должна была стать операция Юпитер, которая имела задачу — полное уничтожение выступа и разгром группы армии Центр.

Правила посадки пузыреплодника и ухода за ним в открытом грунте

В каких странах реализуются программы пилотируемых космических полетов?

Что представляла собой операция «Рельсовая война», проведенная партизанами в 1943 г.?

— Это была крупная операция по нарушению железнодорожных коммуникаций противника на временно оккупированной советской территории. План операции, получившей условное название «Рельсовая война», разработал Центральный штаб партизанского движения по согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования. 14 июля 1943 г. партизанские соединения получили задачу: «одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов на железных дорогах врага». Первый налет предусматривалось осуществить по сигналу ЦШПД в одно и то же время.

Такое время, по решению Ставки, наступило в период контрнаступления советских войск под Курском, когда противник под их ударами вынужден был в спешном порядке перебрасывать свои резервы то на один, то на другой участок фронта. Чтобы парализовать железнодорожные перевозки гитлеровцев, в ночь на 3 августа 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Она развернулась по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

В операции приняли участие около 100 тыс. партизан и десятки тысяч советских людей, не входивших в партизанские формирования. В первую же ночь они уничтожили свыше 42 тыс. рельсов, а затем последовал еще ряд ударов партизан по коммуникациям противника. К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214 705.

Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу ЦШПД началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она являлась продолжением «рельсовой войны» и преследовала те же цели. К ее участию ЦШПД дополнительно привлек партизанские отряды, действовавшие в Прибалтике, Карелии и Крыму. Общее количество участников операции составляло около 120 тыс. партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148 557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август — декабрь 1943 г. партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Помимо разрушения железнодорожного полотна партизаны осуществляли также уничтожение подвижного состава, мостов, станционного хозяйства. В частности, белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского Союза.

Такие действия партизан оказали неоценимую помощь наступающим частям Красной Армии. Это вынужден был признать и противник. «Последовательный подрыв железных дорог,- отмечалось в дневнике военных действий верховного командования вермахта 3 октября 1943 г.,- впервые привел к непосредственному оперативному ущербу».

Некоторые из буржуазных фальсификаторов советского партизанского движения утверждают, что «рельсовая война» не дала ощутимых результатов, поскольку железные дороги в тылу немецко-фашистских войск не были парализованы, а процент потерь эшелонов с войсками якобы был небольшим. Но эти «исследователи» явно не в ладах с фактами, которые говорят о том, что гитлеровцы испытывалит огромные трудности в перевозках войск по железным дорогам. Вот лишь один из фактов: если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц.

Фашисты были вынуждены отвлекать значительные силы для охраны железных дорог. Однако существенных успехов в борьбе с партизанами они не добились. Своими героическими действиями в тылу врага, массовыми диверсиями на железных дорогах советские партизаны и подпольщики внесли большой вклад в достижение успеха операций советских войск в 1943 г.

Семья

«Угоняли в рабство»

Ковтун указывает в своей книге, что «в боях с народными мстителями немецкие войска, по данным партизан, потеряли около 2000 человек убитыми и ранеными, восемь танков, 12 автомашин, две бронемашины, 16 повозок с боеприпасами». 

Также по теме

«До освобождения дожили единицы»: как холокост в Минском гетто стал образцом жестокости нацистских преступников

21 октября 1943 года фашисты уничтожили около 22 тыс. узников Минского гетто. Общее число погибших здесь людей оценивается в 80—90…

При этом подсчёты командования вермахта значительно отличаются от информации советской стороны. 

«Согласно немецким документам, народные мстители потеряли 7697 человек убитыми, 5286 из них попали в плен. При этом свои безвозвратные потери немцы оценили в 110 солдат и офицеров», — отметил историк. 

Кнутов, со своей стороны, подчеркнул, что немецкая статистика всегда искажала факты. Гитлеровцы в пропагандистских целях занижали потери, учёт умерших от ран вели отдельно, по возможности не афишировали данные о пострадавших и пропавших без вести. По его мнению, доверять немецким данным не следует. 

«Что же касается завышения потерь партизан, то здесь всё ещё проще и страшнее. Нацисты записывали в партизаны всех убитых и задержанных ими мирных жителей. Помимо зачистки тыла, немцы преследовали ещё одну цель — обеспечение бесплатной рабочей силой своей приходившей в упадок промышленности. Объявив обычных крестьян партизанами, их угоняли в рабство», — рассказал эксперт.

По мнению Кнутова, народные мстители нанесли «удар по моральному духу гитлеровцев» и причинили большой урон живой силе и военной технике противника.

Согласно данным Госархива Белоруссии, за время оккупации на территории БССР гитлеровцы провели более 140 карательных операций. За годы войны погибли 2,5—3 млн жителей Белоруссии, порядка 400 тыс. нацисты угнали в рабство. Были полностью или частично разрушены 209 из 270 городов и райцентров, а также 9200 деревень. Изгнание нацистов из республики завершилось 28 июля 1944 года освобождением Бреста.

Переломный момент

Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.

Также по теме

«Возмездие было неизбежно»: как проходил первый открытый судебный процесс над нацистскими преступниками

75 лет назад в Краснодаре был публично приведён в исполнение смертный приговор в отношении восьми нацистских преступников. Эти события…

Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.

При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.

К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.

Определение слова «Космос» по БСЭ:

Космос (греч. kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная)первоначально у древних греков (начиная с Пифагора 6 в до н. э.) — Вселенная как стройная организованная система в противоположность хаосу беспорядочному нагромождению материи. От греков термин «К.» перешёл в современную науку как синоним Вселенной К. включает межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами. Из понятия«К.» (космическое пространство) иногда исключают Землю с её атмосферой. В этом смысле термин «К.» (употребляется также термин «ближний К.») получил широкое распространение после запуска (1957) в СССР первого искусственного космического объекта — искусственного спутника Земли и начала исследовании околоземной и межпланетной среды с помощью различного рода космических летательных аппаратов.

Космос — космея (Cosmos), род однолетних или многолетних травянистых растении семейства сложноцветных. Стебли ветвистые, листья тонко дважды перисторассеченные. соцветия корзинки на длинных цветоносах с бесплодными язычковыми и обоеполыми трубчатыми цветками. семянки с несколькими легко опадающими остями. Около 25 видов в тропической и субтропической Америке. Многие виды декоративны. широко известен однолетний К. дваждыперистый (С. bipinnatus,) до 1 м высотой с розово-пурпуровыми, красными или белыми язычковыми цветками, а также серножелтый (С. suipnureus,) с желтыми язычковыми цветками.

«Космос»,наименование серии искусственных спутников Земли (ИСЗ), регулярно запускаемых (начиная с 16 марта 1962) в Советском Союзе на различных 2-4 ступенчатых ракетах-носителях с нескольких космодромов для исследования космического пространства и верхних слоев атмосферы. В 1962-63 запущено 24«К.», в 1964 — 27, в 1965 — 52, в 1966 — 34, в 1967 — 61, в 1968 — 64, в 1969 — 55, в 1970 — 72, в 1971 — 81, в 1972 — 72. Всего на 1 июля 1973 запущено 576 спутников этой серии. Научная программа предусматривает изучение концентрации заряженных частиц, корпускулярных потоков, распространения радиоволн, радиационного пояса Земли, космических лучей, магнитного поля Земли, излучения Солнца, метеорного вещества, облачных систем в атмосфере Земли.Спутники серии «К.» помогают решать технические проблемы, связанные с космическими полётами (стыковка на орбите, вхождение космического летательного аппарата в атмосферу, воздействие факторов космического пространства, вопросы ориентации, жизнеобеспечения, защиты от излучений), а также отрабатывать элементы конструкции и бортовых систем космических аппаратов.Орбиты ИСЗ «К.» охватывают область высот от &sim. 145 км до 60,6 тыс.км («К-260»). некоторые «К.» (до 8 ИСЗ одновременно) выведены одной ракетой-носителем (например, «К-38» — «К-40». «К-71» -«К-75». «К-336»-«К-343» и др.).ИСЗ «К.» разнообразны по конструкции, составу основной и научной аппаратуры. многие из них имеют систему ориентации (на Солнце, Землю или по вектору скорости). энергопитание бортовой аппаратуры от солнечных батарей и химических источников тока (на «К-84», «К-90» проверялась работа систем с изотонными генераторами).передача научной и измерительной информации на Землю с помощью многоканальных телеметрических систем, имеющих бортовые запоминающие устройства. Некоторые ИСЗ из серии«К.» снабжаются спускаемыми аппаратами для возвращения научной аппаратуры и объектов экспериментов на Землю (например, «К-110», «К-136», «К-188»). Ряд ИСЗ «К.» унифицирован по конструкции и составу основных бортовых систем, что позволяет относительно легко изменять состав научной аппаратуры для различных модификаций ИСЗ. На биологическом ИСЗ«К-110» в 1966 проведён длительный медико-биологический эксперимент на собаках, приземлившихся в спускаемом аппарате после 22-суточного полёта. Метеорологические ИСЗ «К-144», «К-156» и др. использовались для получения метеорологических данных в системе«Метеор». При совместном полёте ИСЗ «К-186» и «К-188» 30 октября 1967 впервые в мире было совершено их автоматическое сближение и стыковка на орбите. ИСЗ «К-261» использован для эксперимента по изучению верхней атмосферы и природы полярных сияний, в котором приняли участие научно-исследовательские институты и обсерватории социалистических стран (НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР). ИСЗ запускаемые в СССР с 1969 по программе международного сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства, назывались «Интеркосмос».Е. Ф. Рязанов.

«Космос»ракета-носитель, советская 2-ступенчатая ракета-носитель, используемая с 16 марта 1962 для выведения на орбиты ИСЗ серии «Космос». Ступени расположены последовательно, общая длина 30 м, диаметр 1,65 м. Первая ступень снабжена двигателем РД-214 с тягой 726 кн (74 mc), работающим на азотнокислотном окислителе и углеводородном горючем. Вторая ступень имеет двигатель РД-119 с тягой 108 кн (11 тс), работающий на топливе — жидкий кислород и несимметричный Диметилгидразин. ИСЗ размещается на второй ступени под головным обтекателем, сбрасываемым на участке выведения после прохождения плотных слоев атмосферы. В конце участка выведения производится отделение ИСЗ от последней ступени.С помощью «К.» запущено большое число советских ИСЗ, предназначенных для научных исследований околоземного космического пространства, верхней атмосферы и для решения др. задач. См. Искусственные Спутники Земли.

Есть планеты-изгои, которые были сбиты с орбиты, просто остывая во Вселенной, и они могут сделать то же самое с другой планетой

Все своими руками! Как отрегулировать фары

Источники

Смотри также

Председатель Кабинета министров

Хронологические рамки и технические особенности проведения операции

Предложение белорусского партийного руководства было рассмотрено и принято. 14 июля 1943 года появился приказ Ставки Верховного Главнокомандования о проведении операции «Рельсовая война».

Центральный штаб партизанского движения взялся за общую организацию операции. К ней привлекалось 167 партизанских отрядов и бригад. Основную массу составляли белорусские партизаны, но в операции участвовали также отряды с Украины, из-под Ленинграда, Орла, Смоленска, Калинина (Твери). На протяжении июня-июля в партизанские отряды активно забрасывалось все необходимое для подрывов (150 т тола, почти 600 тыс. детонаторов, более 150 км бикфордова шнура и прочее снаряжение). Проводилась комплексная разведка железнодорожных коммуникаций противника. Местные партизанские штабы, действуя в контакте с руководством соответствующих фронтов, четко распределили между отрядами и бригадами участки ответственности.

Были предложены и рационализаторские идеи, призванные сделать подрывы более результативными. В этом деле особую роль сыграл выдающийся советский подрывник И.Г. Старинов. Он предложил простейшие приспособления, позволявшие бороться с немецкой системой защиты эшелонов (впереди локомотива пускались одна или несколько платформ с рельсами в качестве «тральщика»). Система Старинова позволяла взрывать мину под локомотивом или первыми вагонами, обеспечивая гарантированное крушение всего эшелона и сильные разрушения путей. Конечно, ею пользовалась лишь ограниченная часть партизанских подрывников, но все равно эффективность их действий увеличилась.

Операция «Рельсовая война» была начата 3 августа 1943 года (всеми участниками одновременно) и продолжалась до 15 сентября. За ней почти без перерыва (с 19 сентября) последовала операция «Концерт», продолжавшаяся до конца октября. В ней дополнительно приняли участие крымские и прибалтийские партизанские соединения.

В ходе подготовки этих операций были и просчеты. Так, командование и партизаны ошибочно полагали, что немцы в Белоруссии имеют дефицит рельсов, хотя противник имел их в достатке. Хорошего подрывного оборудования на все отряды и группы не хватало (по техническим причинам – их переброска в тыл врага была непростой, а в качестве трофея захватить подрывное оборудование получалось редко), из-за чего подрывы часто давали относительно небольшой результат.

Операцию «Концерт» вообще удалось материально обеспечить только наполовину. Партизаны из-за технических проблем сделали ставку на уничтожение рельсов, а не эшелонов, что снизило эффективность их действий. Иногда партизаны даже разбирали пути вручную. Однако своей цели рельсовая война все равно достигла – гитлеровские военные перевозки были нарушены.

Резиденция

Тайный смысл подарка

Одна роза является символом того, что мужчина выбрал девушку среди многих других и считает ее особенной и уникальной. Это некое сравнение любимой с благородным растением, а количество указывает на то, что она единственная, как подаренный бутон. Разве это не приятнее, чем огромный букет, в котором вложено намного меньше смысла?

Для первой встречи очень уместно преподнести одну розу. Она обозначает робкий намек на симпатию и продолжение отношений. При этом цветок обязан быть абсолютно безупречным. Ножка должна быть длинной и крепкой, бутон упругий. Это гарантирует, что к концу встречи цветок не потеряет свою красоту.

Финальный аккорд

Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти

Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата

Что находится в центре Вселенной?

«Концерт» и «Багратион»

Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.

Также по теме

«Запугать пытками и сожжением живьём»: почему гитлеровская операция «Волшебная флейта» не достигла целей

75 лет назад гитлеровская Германия начала в оккупированном Минске одну из самых масштабных карательных операций. Она носила кодовое…

Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Но давать передышку немецким транспортникам было непозволительно. Вторая стадия операции получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 тыс. человек. Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число.

«Концерт» охватил практически весь фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления в Белоруссии и в битве за Днепр. На протяжении сентября—октября 1943 года партизанам удалось уничтожить ещё 150 тыс. рельсов. Только на территории Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Однако затем операция была остановлена из-за нехватки взрывчатки.

  • Подрывник закладывает взрывчатку под рельсы
  • РИА Новости

Вернуться к практике рельсовой войны решили летом 1944 года. В июне планировалась одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества — «Багратион». В ночь с 19 на 20 июня партизаны перешли к активным действиям. По данным германского командования, бойцы советских партизанских отрядов синхронно произвели свыше 10 тыс. взрывов коммуникаций противника.

Также по теме

«Профессиональные палачи»: какую роль в холокосте на Украине сыграли местные националисты

7 апреля 1943 года в Теребовлянском гетто на Западной Украине произошёл массовый расстрел евреев. Немецкие каратели и украинские…

«В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий «Центр», в конце июня 1944 года, мощный отвлекающий партизанский налёт на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления. За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тыс. мин и зарядов, из которых удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооружённого конвоя», — констатировал впоследствии начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник Герман Теске.

Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года.

Рельсовая война в годы Великой Отечественной войны

Рельсовая война на почтовой марке СССР посвящённая К. С. Заслонову

Центральный Комитет КП(б) Белоруссии в июне 1943 года принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны», в котором предложен план уничтожения рельсов одновременным массовым ударом, с целью тем самым сделать невозможным быстрое восстановление противником железнодорожных путей. Рельсовая война должна была сопровождаться крушениями поездов, взрывами мостов и разрушениями станционных сооружений. Партизанские соединения, сражавшиеся на оккупированной территории, широко применяли элементы рельсовой войны, но наиболее значительное влияние на ход войны оказали действия партизан в следующих операциях:

Операция «Рельсовая война» — крупная операция, проведённая советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР (Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской области), БССР и части УССР для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления по белгородско-харьковскому направлению. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки противника сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе.

Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. В ходе данной операции было подорвано десятки тысяч рельс, пущено под откос более 1000 эшелонов, уничтожено 72 железнодорожных моста, убито 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Операция «Багратион» — крупномасштабное советское наступление 23 июня—29 августа 1944 года, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. Известна как третий этап «рельсовой войны», в ходе которой были полностью выведены из строя наиболее важные железнодорожные пути, частично парализованы перевозки врага по всем дорогам.

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск.

Термин «Рельсовая война» позднее распространился и на все прочие партизанские операции, связанные с разрушением железнодорожного пути, в том числе и совершённые до августа 1943 года.

В 1944 и 1945 годах в Минске были выпущены нагрудные знаки, посвящённые «Рельсовой войне».

Разбирали рельсы километрами

Вряд ли кому еще удавалось создать крупное вооруженное формирование всего за десять дней. А Семен Короткин смог! Группа из 19 человек, прибывших в район во главе с ним, секретарем Сиротинского райкома партии, разрослась до мощной партизанской бригады. Успеху, по мнению самого комбрига, содействовали готовность населения к борьбе с оккупантами, смелость и быстрота действий партизан. К концу 1942 года в бригаде насчитывалось более 2000 партизан. Как такое возможно? Все очень просто: Семена Михайловича знали в каждой деревне еще с довоенного времени, знали как человека открытого, умеющего дать дельный совет, а если потребуется, и оказать помощь. Ему верили. Поэтому уже по пути к месту постоянной дислокации группа быстро пополнялась местными жителями.

В результате бурной деятельности подпольщиков почти вся территория района быстро была очищена от немецко-фашистских захватчиков. Гитлеровцы располагались только на железнодорожных станциях Оболь, Ловша, в Шумилино и Сиротино. Но и здесь они находились словно на горячем вулкане. Взлетали на воздух фашистские казармы, летели под откос вражеские эшелоны.

Заслуга Семена Короткина в том, что он первым разработал план «рельсовой войны» без использования взрывчатки. Операция проходила так: 29 августа 1942 года к участку железной дороги Полоцк — Витебск подошла почти вся Сиротинская партизанская бригада и провела супердиверсию, в результате которой было разрушено 5,5 км двухколейного пути, в четырех местах перекопана насыпь, уничтожено 5 км телефонной и телеграфной связи, сожжены столбы, взорваны две водосточные трубы.

Комбриг с товарищами воплотил идею «рельсовой войны» на Витебщине

Благодаря масштабной операции движение поездов врага приостановилось на целую неделю. За эту эффективную подпольную работу, новую идею «рельсовой войны» комбриг был награжден орденом Красной Звезды.

Пример борьбы с захватчиками невзрывными способами позже воплотилась в жизнь и в других партизанских формированиях. Центральный штаб партизанского движения, подводя итоги партизанской борьбы за период с 1 июня по 1 декабря 1942 года на территории БССР, в числе 12 лучших партизанских формирований республики выделил и бригаду Семена Короткина.

Примечания

Результаты операции

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилёв — Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

Навигация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector