«мста» против «paladin»: какой будет основная гаубица российской армии после модернизации
Содержание:
- В ожидании замены
- От штурмовых орудий до ядерных боеприпасов
- Рама, колеса и внешний вид
- Боеприпасы и эксплуатация
- История создания САУ М109 «Палладин»
- Модификации
- Webcam 24/7
- Модификации САУ М109 «Палладин»
- Машины на базе
- Variants
- Какие вопросы задают при проверке на полиграфе?
- Статьи
- Примечания
- Сравнительная характеристика
- История
- Боевое применение
- Самоходная гаубица 90-х годов
- Православный Календарь
- При каких степенях варикоцеле в армию не возьмут?
- Самый дальний выстрел из снайперского оружия
В ожидании замены
В настоящее время американская промышленность ведет серийную модернизацию имеющихся самоходных гаубиц M109A6 по актуальному проекту «A7». В ближайшее время этот заказ будет полностью выполнен, что приведет к заметному росту боевых качеств артиллерии. Кроме того, результатом модернизации станет продление ресурса и срока службы техники.
Современная модификация САУ M109A7
Параллельно осуществляется разработка новой САУ для будущей замены наличных бронемашин. При этом проект XM1299 ERCA не является первым в этом роде. Попытки заменить «Паладин» предпринимаются с начала 90-х годов, и пока ни одна из них не увенчалась успехом.
Первая попытка в виде проекта XM2001 Crusader провалилась из-за излишней сложности и высокой стоимости техники. Второй был проект XM1203 NLOS Cannon, закрытый вместе с более крупной программой FCS. На этот раз причиной отказа стало несоответствие основной программы актуальным взглядам и планам Пентагона. Теперь промышленность работает над САУ XM1299 и вновь показывает успехи технического характера. Удастся ли реализовать весь потенциал этого проекта и довести его до серии – большой вопрос.
Впрочем, американские военные не склонны к пессимизму и дают новой разработке самые высокие оценки. Вновь звучат заявления о высоких характеристиках и большом будущем, а также о грядущей замене старой бронетехники. Ближайшее будущее покажет, насколько правильными являются нынешние оценки, и удастся ли выполнить все планы.
//
От штурмовых орудий до ядерных боеприпасов
Пик развития самоходно-артиллерийских установок пришелся на годы Второй Мировой войны. Штурмовые орудия и самоходные гаубицы фашистской Германии, такие как StuG, Wespe, Elefant и другие, а также САУ Красной Армии — СУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 стали классикой в своем роде. Кстати, две последние установки находились на вооружении Советской армии середины 1960-х годов.
В современной концепции боя главная задача самоходной артиллерии — та же, что и раньше. Это поддержка подразделений различных родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций и использование в качестве противотанкового средства. Мобильность дает САУ возможность наносить удары самостоятельно.
Современные «самоходки» предназначены для ведения кратковременного, высокоинтенсивного огня с быстрой сменой огневых позиций. Машины выдвигаются на позицию, производят стрельбу по удаленным целям, после чего перемещаются в другое место до того, как противник открывает ответный огонь. Оперативность современных САУ достигается, главным образом, благодаря автоматизации управления огнем, а также за счет применения радиолокационных средств разведки, когда данные для стрельбы готовятся заранее.
Кстати, даже одиночные САУ способны уничтожать довольно крупные объекты, например, аэродромы, железнодорожные станции, большие скопления войск противника. Дело в том, что помимо обычных снарядов в самоходной артиллерии, возможно применение и тактических ядерных боеприпасов. При этом в отличие от ракет или самолетов с ядерным оружием на борту артиллерийские снаряды практически не поддаются перехвату. В настоящий момент приоритет развития самоходной артиллерии видится разработчикам в увеличении огневой мощи и баллистических характеристик оружия за счет повышения его скорострельности, а также дальности и точности ведения огня.
Рама, колеса и внешний вид
Отзывы о подобной модели байка весьма позитивные. Как было сказано выше, двигатель Suzuki M109R очень мощный, но при этом он вызывает доверие не только этим. Рама мотоцикла, которая изготовлена из стали, поразила своей надежностью всех мотолюбителей.
Система тормозов выполнена в обычном стиле:
- 2 диска по 31 см с суппорами, которые снабжены четырьмя поршнями;
- диск 27,5 с двухпоршневым суппортом.
Если обратить внимание на подвеску, то можно заменить, что она далеко не своеобразна. Ведь впереди зафиксирована перевернутая вилка, в то время как сзади присутствует моноамортизатор, срастание которого можно откорректировать по желанию
Боеприпасы и эксплуатация
Основным боеприпасом для САУ М109 долгие годы был осколочно-фугасный снаряд М107, разработанный в конце 50-х годов. Снаряд содержал 5,7 кг тротила (впоследствии заряд увеличили до 6,6 кг «Композиции B») и уже в 1970 году оценивался, как устаревший.
Но только в 1999 году начался выпуск нового снаряда М795, содержащего свыше 10 кг взрывчатого вещества. Первоначально также использовался тротил, но впоследствии его начали заменять на малочувствительную взрывчатку IMX-101. Для повышения дальности стрельбы используется активно реактивный снаряд М549, снаряженный тротилом (около 7 кг).
Применяя такой снаряд, самоходки М109А3 могли вести огонь на дальности до 24 км, а М109А5 и более поздние – до 30. Возможно также использование корректируемых по лучу лазера снарядов М982 «Экскалибур», а для обычных снарядов разрабатываются взрыватели, позволяющие корректировать полёт снаряда по данным GPS с помощью управляемых плоскостей на корпусе взрывателя.
В разработке также находится новое поколение активно-реактивных снарядов, рассматривается возможность использования гиперзвуковых боеприпасов.
Вплоть до конца холодной войны САУ М109 были основной самоходкой стран Западной Европы (фактически только Франция использовала машины своей разработки), и поставлялись союзникам США. В Южной Корее М109 производилась по лицензии под названием К55. Артустановки активно применялись силами США во время войны во Вьетнаме.
Израильские самоходки использовали в ходе войны 1973 года, а также в Ливане в 1982 и 2006 годах. САУ, поставленные Ирану, до свержения шаха, впоследствии применяли в ирано-иракской войне. Разумеется, начиная с 90-х годов «Паладины» использовались во всех конфликтах, в которых довелось участвовать американцам, вплоть до войн в Ираке и Афганистане.
История создания САУ М109 «Палладин»
В начале 50-х годов прошлого столетия предприятия американского ВПК имели серьезный опыт в производстве самоходных артиллерийских орудий. В тот период основными самоходными установками армии США были 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, созданные на базе танка М41.
Однако усиление напряженности между НАТО и Варшавским договором, увеличение числа региональных конфликтов и твердая уверенность в том, что в будущей войне точно не обойдется без ядерного оружия, заставили военное руководство США санкционировать разработку нового САУ.
Старые машины не устраивали по многим причинам: угол обстрела у них был ограничен, машины обладали небольшим запасом хода, они имели значительную массу, что затрудняло их транспортировку воздухом.
В 1952 году началась разработка новой машины – Т195, оснащенной 110-мм орудием. Немного позднее на основе этой машины решили создать и 156-мм гаубицу. В 1956 году было принято решение считать стандартом для НАТО калибр 155 мм, именно под такое орудие и продолжилась разработка самоходки. В 1959 году был готов первый прототип Т196, его отправили на испытания.
В 1961 году началось изготовление опытной партии самоходок, а в 1963 году был подписан контракт на начало серийного производства машин. В том же году самоходка начала поступать в войска и получила нынешний индекс – М109.
Первоначально М109 выпускались на заводе компании Cadillac Motor Car Division, с 1970 года производство было перенесено компании Bowen McLaughlin-York (United Defense).
Удивительная долговечность машины в первую очередь обусловлена большим модернизационным потенциалом, который изначально был заложен в ней. Всего было изготовлено более десяти модификаций этой самоходки.
Модификации
M109A2 на бывшей бельгийской авиабазе Брассат (Brasschaat).
Внутри башни М109А7 во время стрельбы. Торунь, Польша. 15 мая 2019 года.
Прототип М109А7.
-
M109A1
M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.
— поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.
- M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
-
M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.
- M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
- M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
- M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
- M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
- M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
- М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50 т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л. с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л. с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
- M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.
Webcam 24/7
Модификации САУ М109 «Палладин»
В 1973 году на вооружение была принята САУ M109A1, которая отличалась от базовой модели большей длиной ствола, усиленной подвеской и более совершенными приводами наведения орудия.
М109А2 появилась в 1979 году. В этой САУ боекомплект был увеличен на 22 выстрелов, доработали конструкцию досылателя и противооткатные устройства.
В модификации М109А3 были сделаны сразу многие усовершенствования. Был заменен орудийный станок и усовершенствована приборная панель механика-водителя. На машину установили систему, которая удаляла воздух из топливной системы, а также систему контроля состояния боеукладки.
Возросла дальность стрельбы: активно-реактивным боеприпасом – до 24 км, а осколочно-фугасным снарядом – до 18 км.
М109А4 получила систему защиты от оружия массового поражения, изменилась конструкция силовой установки и система наведения орудия.
Модификация М109А5 получила новое орудие с длиной 39 калибров на новом орудийном станке M182. На эту машину может быть установлена навигационная система GPS и автоматизированная СУО.
Значительной модернизации САУ М109 подверглась в ходе реализации программы HIP, которая стартовала в 1990 году. В 1992 году появилась модель M109A6 «Паладин».
Эта машина получила новую башню с улучшенной броневой защитой, обшитую изнутри кевларом. Орудие установили на более совершенном станке M182A1. На «Паладине» появилась новая радиостанция, СУО, навигационная система и баллистический вычислитель, а также бортовой приёмник системы NAVSTAR.
Кроме того, в конструкцию М109А6 было внесено множество незначительных усовершенствований.
В 2012 году появился модернизированный вариант «Паладина» — M109A6 PIM. Работы по модернизации начались еще в 2006 году в рамках программы PIM. Ее целью было продление срока службы самоходок на несколько десятков лет.
Самоходка получила новую цифровую систему управления огнем и полуавтоматическую систему заряжания. Гидравлические системы были заменены на электрические приводы, в шасси и трансмиссию были внесены элементы БМП «Бредли». Также на САУ был установлен двигатель от БМП M2 «Бредли» (600 л. с.).
Кроме вышеперечисленных модификаций М109 существуют и другие, которые в различные годы были изготовлены в разных странах, где САУ стояла на вооружении.
Машины на базе
Variants
M109 (1963)
The first original version produced in 1963 by the Cadillac Motor Car and Allison Divisions of General Motors Corp. and Chrysler Corp. It has the first M126 howitzer type (short barrel) on an M127 Howitzer Mount. It also had stabilization spades on each corner of the hull rear.
M109A1 (1973)
The main difference was the long barrel M126A1 howitzer to provide a far greater effective range. It shares however the same M127 mount and ammunition (still 28). For export solely an improved variant was designed on the M109A1 basis, with the M109A1B designation. It was one ton heavier (24 vs 23 tonnes).
M109A2 (1976)
Integrates 27 Reliability, Availability, and Maintainability (RAM) mid-life improvements. The most important were the replacement of the Howitzer by the M185 cannon and the M178 gun mount. other major improvements were the panoramic telescope ballistic protection, the counterbalanced travel lock, and optional M140 alignment device. Ammo stowage was raised from 28 to 36 rounds.
M109A4
Emphasis was put on protection with the NBC/RAM programme (Nuclear, Biological, and Chemical and Reliability Availability, Maintainability). Including air purifiers and heaters were installed as well as the Mission Oriented Protective Posture (MOPP) gear. The traverse mechanism goes to hydraulic rather than electric with a manual override. An additional hydraulic filter was also added. The Engine starter was also improved, allowing an emergency start.
M109A5 (1985?)
The A5 is the last cold war version of the M109, with a new M182 mount and 155 mm M284 39 cal. cannon for an effective max range of 23,5 km in standard, but 30 km with Rocket Assisted Projectiles (RAP Rounds). The main engine was also upgraded to a Detroit 440hp diesel. The A5+ was introduced in the 1990s with a wide range of improvements, notably electronics and more modern FCS (by BAE Systems), aimed at export. This was also proposed as a conversion for regular M109A5.
M109A6 Paladin (1992)
The modern version of the M109, manufactured by BMY Combat Systems and United Defense L.P. This one includes add-on armor, improved M284 cannon and M182A1 mount, safer internal ammo storage arrangement (and three more rounds), plus engine and suspension upgrades. For the first time, an inertial navigation system was introduced whereas the gun received sensors to detect the main gun alignment, improved wind and temperature sensors but also a fully automated laying system. There is also an encrypted digital communication system, with counter ECM (electronic warfare) system, grid location and data transmitted to the battery FDC. The Paladin is able to stop and fire within 30 seconds with the same accuracy as before but largely improved when properly set up. Survivability as a whole is much improved on a tactical level.BAE Paladin Integrated Management M109A7 upgrade (2013)
M109A7 (2013)
Due to the cancellation of new programs like the Crusader and Non-Line-of-Sight Cannon, the former M109A6 Paladin Integrated Management (PIM) was reactivated and extended to a full-blown modernization. A commonality of components with the Bradley IFV such as the engine, transmission, and tracks was part of this upgrade for costs-savings in production and maintenance personnel. The on-board power systems are completely overhauled with a much faster electric drive system for the turret traverse, better automatic rammer (1 rpm, max 4 rpm) and better accuracy overall.
There is also an additional power for future upgrades with a 600-volt on-board system. It is also 35 tonnes (4,5 tonne heavier) but the engine improvements meant it can travel 38 mph (61 km/h) and is more maneuverable, even than a Bradley. By 2013 after testing of prototypes, production was approved with a procurement of 580 M109A7 and M992A3 ammunition support vehicles. The FY 2014 budget called for $340.8 million ($14.4 million per vehicle) The test phase is not yet even closed. The full-rate production decision is therefore planned for February 2017. BAE started a low-rate delivery April 2015.
Какие вопросы задают при проверке на полиграфе?
Чёткого перечня вопросов не существует. Они разные, подход всегда индивидуальный. Может быть, что один и тот же вопрос будет задан несколько раз.
Перед тестом на полиграфе кандидат общается с психологом, который даёт оценку направленности и формирует список вопросов.
При помощи полиграфа определяют:
- Не являются ли личные документы фальсификатом, не предоставлена ли ложная информация о себе?
- Есть ли какая-либо зависимость?
- Имеется ли отношение к преступным, экстремистским группировками или нелегальный бизнес?
Статьи
Примечания
Сравнительная характеристика
Образцы американской полевой артиллерии
Полевая артиллерия США периода Холодной войны | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Тип | Калибр, мм | Макс. дальность (м) | Метательный заряд | Боеприпасы | Артиллерийская поддержка | Стоимость, долл. США | ||||||||
M101A1 | букс. | 105 | 11 000 | нет | M67 | непосредственная | 57 982 | ||||||||
M102 | букс. | 105 | 11 500 | нет | M67 | непосредственная | 56 927 | ||||||||
M109 | САУ | 155 | 14 600 | 19 400 | M3, M4 | непосредственная | 226 475 | ||||||||
M109A1 | САУ | 155 | 18 000 | 24 000 | M3, M4, M119, XM164, XM201 | непосредственная | 245 000 | ||||||||
M114A1 | букс. | 155 | 14 600 | нет | M3, M4 | общая | 90 610 | ||||||||
M198 | букс. | 155 | 24 000 | 30 000 | XM164, XM201, XM203 | общая | 125 828 | ||||||||
M107 | САУ | 175 | 32 600 | нет | M86A2 | общая | 293 542 | ||||||||
M110 | САУ | 203 | 18 600 | 20 800 | M1, M2 | общая | 326 500 | ||||||||
M110E2 | САУ | 203 | н/д | н/д | M1, M2, XM188E1 | общая | 49 108 | ||||||||
XM204 | букс. | 105 | н/д | н/д | M67, XM200 | непосредственная | н/д |
Образцы иностранных самоходных установок
Сравнительные ТТХ современных САУ на гусеничном шасси:
2С19М2 «Мста-С» | M109A7 | PzH 2000 | AMX AuF1T | AS90 «Braveheart» |
---|
Внешний вид | |||||
Год принятия на вооружение | 2012 | 2016 | 1998 | 1988 | 1998 |
Боевая масса, т | 43,24 | 36,2 | 55,0 | 43,0 | 45,0 |
Экипаж | 5 | 4 | 3+2 | 4 | 5 |
Калибр пушки, мм | 152 | 155 | 155 | 155 | 155 |
Длина ствола, калибров | 47 | 39 | 52 | 39 | 52 |
Боекомплект пушки, выстрелов | 50 | 39 | 60 | 42 | 48 |
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км | 24,7 | 22 | 30 | 23 | 30 |
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км | 29 | 30 | 40 | 28 | 40 |
Максимальная скорострельность, выстр./мин | 10 | 6 | 8-10 | 8 | 6 |
Мощность двигателя, л. с. | 780 | 675 | 986 | 720 | 660 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 61 | 60 | 60 | 53 |
Запас хода по шоссе, км | 600 | 300 | 420 | 450 | 420 |
Пальмария | K9 Thunder | SSPH Primus | PLZ-45 | PLZ-05 | Тип 99 |
---|
Внешний вид | ||||||
Год принятия на вооружение | 1982 | 1998 | 2002 | 1997 | 2007 | 1999 |
Боевая масса, т | 46,0 | 47,0 | 28,3 | 33,0 | 35,0 | 40,0 |
Экипаж | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
Калибр пушки, мм | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 | 155 |
Длина ствола, калибров | 41 | 52 | 39 | 45 | 52 | 52 |
Боекомплект пушки, выстрелов | 30 | 48 | 26 | 30 | 30 | 30 |
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км | 24,7 | 30 | 19 | 24 | 39 | 30 |
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км | 30 | 40 | 30 | 39 | 52 | 38 |
Максимальная скорострельность, выстр./мин | 4 | 6-8 | 6 | 4-5 | 8 | 6 |
Мощность двигателя, л. с. | 750 | 1000 | 550 | 520 | 520 | 600 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 67 | 50 | 55 | 55 | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 480 | 350 | 550 | 550 | 300 |
Сноски
- дальность стрельбы снарядом XM982 составляет до 40 км
- дальность стрельбы снарядом V-LAP составляет до 56 км
История
Артиллерийский броневой автомобиль «Маннесманн-Мулаг» из состава 4-го взвода 1-й автомобильной пулемётной роты ВС России на улице города Лодзь, ноябрь 1914 года.
Германский блиндированный автомобиль с 75-мм орудием Круппа (САУ), захваченный Русскими войсками.Журнал «Природа и люди», № 34, 1915 год. Основой вооружения частей и подразделений самоходной артиллерии
являются самоходно-артиллерийские установки (САУ) или реактивные системы залпового огня (РСЗО), поэтому иногда первый термин также применяется в отношении аспектов, связанных с материальной частью САУ. В общем плане его значение шире и включает в себя не только самоходно-артиллерийские установки, но и вопросы об организационно-штатной структуре использующих их частей, об их боевом применении и об их месте в общеармейском устройстве. В свою очередь, самоходная артиллерия подразделяется на подвиды по типам решаемых её частями боевых задач — противовоздушная или противотанковая оборона, огневая поддержка других родов войск и другое. Поскольку в основесамоходной артиллерии лежит возможность самостоятельного перемещения её огневых средств, она играет важную роль в быстром реагировании на изменившиеся условия боя и способна при правильном её применении обеспечить успех как наступательной, так и оборонительной операции за счёт сосредоточения большой огневой мощи в нужное время в нужном месте.
Предшественником самоходной артиллерии
была конная артиллерия, задачей которой были быстрое выдвижение и развёртывание на заданной огневой позицию в интересах своих войск. Для этого она была снабжена облегчёнными орудиями, специальными повозками или конскими вьюками для боеприпасов и амуниции, чтобы дозволить её перемещение со значительной скоростью (личный состав передвигался верхом и спешивался при прибытии на место). Однако развитие нарезного стрелкового оружия, в особенности пулемётов, постоянный рост массы артиллерийских орудий сделали конную артиллерию во второй половине XIX века устаревшей. Орудия хоть и по-прежнему перемещались конной тягой, но в темпе передвижения обыкновенной пехоты.
Появление тракторной, а впоследствии и автомобильной базы сделало возможным перемещение орудий механической тягой, что широко использовалось в годы Первой мировой войны, однако связка из буксируемого орудия и тягача была очень уязвима на марше и во время развёртывания на огневой позиции (причём последнее занимало значительное время) и не могла действовать вне дорог. В условиях «лунного ландшафта» окопной войны, характерной для Первой мировой войны, артиллерия не могла поддержать любой успешный прорыв своих войск, а потому противник спокойно подтягивал резервы и ликвидировал угрозу с огромными потерями для наступавшей стороны. В результате возникла идея поставить артиллерийское орудие на автомобильную или гусеничную самоходную базу, достаточную для размещения его расчёта с боезапасом и укрыть его бронёй для защиты от ружейно-пулемётного огня противника. В итоге она реализовалась в то, что было названо «танком», хотя практически все первые образцы танков Первой мировой войны (Mk.I, Сен-Шамон, Шнейдер) были по сути САУ класса штурмовых орудий.
Наиболее большое развитие самоходная артиллерия получила во время Второй мировой войны в Третьем рейхе и СССР, дифференцировавшись (по-применению) на зенитную, противотанковую, штурмовую и мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций. В послевоенное время развитие управляемого противотанкового ракетного оружия сделало противотанковую самоходную артиллерию устаревшей, а штурмовая стала ненужной в свете развития основных танков. Однако зенитная самоходная артиллерия и мобильная артиллерия для нанесения дальних ударов по противнику продолжали своё развитие и органично присутствуют во всех современных армиях и флотах. Даже различного рода повстанческие, партизанские и террористические группировки в разных частях мира используют для своих целей импровизированную самоходную артиллерию, размещая в кузовах коммерческих грузовых автомобилей огневые средства артиллерии вроде малокалиберных скорострельных пушек или миномётов
Боевое применение
Кладбище американских M109 в Ираке
Применялись Израилем в ходе Октябрьской войны. Одна из захваченных израильских самоходок демонстрировалась на выставке трофейной техники в Каире.
В ходе ирано-иракской войны неизвестное количество иранских САУ M109 было захвачено иракцами. В ходе неудавшейся обороны Кувейта в 1990 году все из имеющихся 18 M109A1B были захвачены Ираком.
В ходе авиаударов НАТО по Ливии в 2011 году некоторое количество ливийских самоходок M109 было уничтожено.
Эффективность против легкобронированной техники
Точных данных по эффективности 155-мм снарядов против БМП нет, однако можно основываться на тактико-технических характеристиках снарядов и легкобронированной техники а также на применении аналогичных орудий в других странах (152-мм российский снаряд). Также важен факт что САУ предназначено для уничтожения танков, бронирование которых значительно больше даже на крыше корпуса и башни, не говоря уже о лобовой части. Разрыв снаряда М109 «Паладин», в нескольких метрах от БМП-1 или БМП-2 приводит к тяжелым повреждениям, вплоть до уничтожения. Урон достигается, в первую очередь, за счёт пробивания корпуса БМП крупными осколками. Прямое попадание ведет к полному уничтожению машины с отрывом башни и пожаром внутри остатков корпуса. Аналогичные по мощности 152-мм снаряды советского и российского производства наносят почти такой же урон легкобронированной технике. В боевых действиях на Востоке Украины были случаи уничтожения БМП тяжелой артиллерией калибра 122-мм и 152-мм.
Самоходная гаубица 90-х годов
В течение последних нескольких лет в полевой артиллерии были опубликованы статьи о возможностях развития программы 155-мм самоходной гаубицы (HIP). Система созрела, и мы быстро приближаемся к тому дню, когда мы увидим HIP в поле.
7 февраля 1990 года секретарь DOD классифицировал HIP как M109A6 и утвердил программу производства. В дополнение к тому, что было принято решение о закупке 104 самоходных гаубиц, руководство армии также одобрило новое название для HIP – Paladin.
В течение 9-го века Паладины были легендарными рыцарями суда Карла Великого. Эти рыцари путешествовали по земле исключительно по благородным причинам.
Самоходные гаубицы M109A6 Paladin будут путешествовать по полям завтрашних боев, как паладины средневековья. Они будут путешествовать быстро, сильно ударяя в поддержку других и уважая все боевые команды.
Православный Календарь
При каких степенях варикоцеле в армию не возьмут?
Военная служба с варикоцеле во многом зависит от степени заболевания.
- I степень — варикоз вен выявляется только пальпаторно при натуживании больного в вертикальном положении тела;
- II степень — визуально определяются расширенные вены, размеры и консистенция яичка не изменены;
- III степень — выраженная дилатация вен гроздевидного сплетения, уменьшение яичка и изменение его консистенции (канатик опускается ниже нижнего полюса атрофированного яичка, имеются постоянный болевой синдром, нарушение сперматогенеза, нарушается половая функция, протеинурия, гематурия).
Вопрос, берут ли в армию с варикоцеле, остается открытым. При первой степени заболевания призывник может рассчитывать на то, что скоро войдет в армейский строй и будет нести службу в армии. При наличии варикоцеле первой степени служба в армии не должна привести к ухудшению состояния, поэтому не считается противопоказанием.
Самый дальний выстрел из снайперского оружия
Конечно, рекорды в таких соревнованиях бьют не люди, а винтовки из которых были произведены выстрелы. Самый дальний прицельный выстрел из снайперской винтовки был установлен несколько раз разными людьми:
- Канадский снайпер, спецназовец вошел в мировую историю, выполнив уникальный выстрел с расстояния в 3540 метров, попав в боевика. Точного имени снайпера не раскрывают.
- Владислав Лобаев смог выстрелить из винтовки, и на расстоянии 4170 метров поразить цель.
- Российскому снайперу Андрею Рябинскому удалось установить мировой рекорд, в прицельной стрельбе из этого оружия. 28 сентября 2017 года его профессионализм позволил преодолеть расстояние в 4 210 метров. Это стал самый далекий выстрел из снайперской винтовки.
Оружейники в России постоянно совершенствуются в стрельбе на дальность. В этом им помогает наличие современного оружия и дополнительные аксессуары.