«эффективное и надёжное средство поражения»: как реактивная система «град» завоевала всемирную популярность

Вы здесь

Технические характеристики

Боинг 747 гораздо вместительней своих собратьев из-за видоизмененной палубы. Эти нововведения позволяют вмещать 1075 пассажиров, при этом комфортабельность на высоком уровне как в бизнес-классе, так и в эконом-классе. На сегодняшний день кабина пилотов также полностью изменилась: все приборы были заменены новыми цифровыми элементами, благодаря чему количество пилотов сократилось до двух человек, а управление самолетом стало упрощенным. Вся важная информация отображалась на жидкокристаллическом экране.

На борту самолета для удобства перемещений были сконструированы прямые лестницы, а не винтовые, что максимально облегчило передвижение.

Салон боинга 747

Видоизменился и салон самолета. Теперь у пассажиров было больше свободного места, что сделало полеты более комфортными. Полки для багажа и личных вещей были увеличены в объеме. Помимо этого на борту самолета установили специальные транслирующие системы для просмотра фильмов и видеороликов.

В связи с тем, что верхняя палуба была удлинена, на ней установили несколько дополнительных выходов. Деталями нового Боинга стали обновленные двигателя известных производителей, отличающиеся хорошим качеством и выносливостью. Благодаря чему получили Боинг с максимальностью скоростью – 940 км/ч и массой – 350 тонн.

Технические данные Боинга 747:

  • Общая длина самолета – 70,7 метров.
  • Высота самолета – 19,5 метра.
  • Размах крыльев – 120 метра.
  • Ширина салона для пассажиров – 6 метров.
  • Площадь крыльев – 1022 кв.м.
  • Скорость – 940 км/ч.
  • Дальность полета – 12500 км.
  • Вес без пассажиров – 175000 кг.
  • Высота внутри самолета – 13755 м.

Для эконом-класса предусмотрено 580 посадочных мест. В состав экипажа самолета входили два пилота и один инженер. В связи с популярностью модели был изобретен боинг для грузоперевозок и боинг пассажирский, но с меньшей длительностью полета.

Что сильнее: смерч или торнадо?

Смерч, торнадо над морем Торнадо и смерчи представляют собой одно и то же явление. Просто атмосферные вихри называют по-разному, в зависимости от регионов. Наиболее сильные вихри происходят на территории Северной Америки. В последний раз сильнейшее бедствие произошло в 1999 году в штате Техас. Тогда пострадало множество объектов, мощные потоки воздуха сносили все на своем пути, они передвигались на скорости 500 км/час.

Касаемо размеров, самым крупным был признан торнадо, обрушившийся на штат Оклахома в 2013. Тогда он двигался крайне быстро, практически на скорости в 490 км/час. Охват смерча был велик – примерно 4,2 км.

Снаряды

В качестве боевого обеспечения к реактивной залповой системе огня могут быть использованы снаряды следующего типа.

  • Осколочно-фугасные, усовершенствованные.
  • Зажигательные.
  • Осколочно-фугасные с отделяющейся головкой.
  • Химические.
  • Маскировочные, с дымовой завесой.
  • Кассетные, с минами против танков.
  • Кассетные, с противопехотными минами.
  • Высокоточные снаряды.

Это далеко не полный список арсенала боеприпасов для «Града». Снаряд для РСЗО М21 имеет две отличительные особенности от аналогов.

  • Нетрадиционный метод производства. Заготовка производится путем раскатывания листа стали и дальнейшей ее вытяжки.
  • Зарядный стабилизатор имеет возможность складывать свое «хвостовое оперение» и удерживаться внутри при помощи оригинального кольцевого стопора.

Для повышения количества осколков в ОФС (осколочно-фугасный снаряд) изнутри ввариваются две стальные, рифленого вида, втулки. Также в корпусе находится однозарядный ракетный двигатель.

Экспорт

В конце 1940-х начался массовый экспорт ГАЗ-51У, считавшегося гордостью советского автомобилестроения и одной из лучших машин в своём классе.[источник не указан 2646 дней] Особенно много ГАЗ-51АУ (экспортный) и ГАЗ-51Ю (тропический) было отправлено в 1950—1960-х в развивающиеся страны Азии и Африки. Существовала и экспортная усиленная модификация ГАЗ-51В грузоподъёмностью 3 т. Она успешно эксплуатировались в Венгрии, ГДР и Финляндии. Простота и надёжность конструкции советского грузовика стала поводом для освоения его лицензионного производства в ряде стран социалистического лагеря.[источник не указан 2646 дней]

Дополнительные статьи

История создания БМ-21 «Град»

Использование принципа пуска боеприпаса по направляющим для доставки средств уничтожения, использовалось с древних времён. Так историю представляют следующие события:

  1. Подобного типа установки, в виде одноосной возницы, на которой размещался щит с углублениями для направления движения стрел, появился в пятнадцатом веке на корейской земле во время правления короля Сенджона Великого. Боевая часть представляла зажженные наконечники, пуск осуществлялся путём поджога порохового заряда, дальность стрельбы не превышала пятисот метров.
  2. В девятнадцатом веке армия Великобритании использовала более совершенный вариант такой установки. При этом дальность полёта боевой части была увеличена, но точность стрельбы не позволяла вести прицельный огонь, а громоздкая конструкция ограничивала возможности маневрирования.
  3. Во время Второй Мировой войны труд советских инженеров позволил создать пользующуюся заслуженным уважением реактивную установку БМ-13 «Катюша». Она стала базовой конструкцией, на основе которой начала создаваться военная техника «Град».
  4. В 1960 году НИИ-147, во исполнение требований руководства политбюро СССР начата разработка конструкции системы залпового огня нового поколения и боеприпасов к ней.
  5. 1963 год — опытный образец М-21 успешно прошёл испытания, в результате которых подтвердились заявленные ТТХ «Града», система залпового огня поставлена на вооружение в МО СССР.
  6. 1964 год — организовано массовое производство.

Боевая машина «Град 21» (БМ-21)

За прошедшее время система залпового огня «Град» неоднократно использовалась при возникновении локальных конфликтов и показала свою эффективность в любых полевых условиях.

Производственные новшества

ТТХ установки «Град» напрямую связаны с характеристиками ракет, которыми она стреляет.

В качестве основного боеприпаса для БМ-21 планировался осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М22. Его производство было поручено заводу № 176, который в 1964 году должен был изготовить 10 тысяч штук. С заданием, однако, предприятие не справилось, возникли неожиданные трудности и непредвиденные сложности. За первый квартал завод успел выпустить 650 ракет и 350 боевых частей к ним. Оправданием нарушению графика могло служить новшество, требующее времени для внедрения, но улучшающее технологию в дальнейшем. По настоянию Генерального конструктора Александра Ганичева был внедрен способ изготовления корпусов методом шаблонной вытяжки из листовой стали, подобный тому, что применялся при производстве артиллерийских гильз. Ранее ракеты резали на радиальных станках из цельных заготовок, что приводило к высокому расходу металла и излишним трудозатратам. Еще один новаторский подход был применен в способе крепления складных стабилизаторов снаряда, которым стреляет установка «Град». Радиус поражения 9М22 несколько превышает 20 км. Предельные дистанции не являются оптимальными в плане точности. Разлет в крайних точках максимальный. Собственно, минимальная дальность стрельбы установки «Град», установленная в 5 км, является условной, вести огонь можно и в радиусе полутора километров, но с большим риском угодить не туда, куда нужно, что при огромной разрушительной силе боеприпасов может вызвать очень неприятные последствия.

«Вытяжная» технология себя оправдала. Корпус ракеты действительно стал легче. Производство удешевилось, но не в этом состояло главное достижение. Существенно возросла дальность стрельбы установки «Град». При той же массе снаряда она могла поражать загоризонтные цели.

Механизм наведения

Разумеется, главными в этой системе залпового огня были показатели, подтвержденные испытательными стрельбами, а не ходовые качества. Из Москвы до Владивостока эти СЗО своим ходом гнать никто не собирался, для доставки есть и другие средства, а безаварийный пробег трех с лишним тысяч километров красноречиво говорил о том, что шасси, в общем и целом, сделаны не так уж плохо, хотя и нуждаются в некотором усилении. Главным же агрегатом машины является боевая часть, состоящая из сорока (по 10 в ряд) труб-направляющих, длиной в 3 метра и с внутренним диаметром 122,4 мм. Дальность стрельбы установки «Град» зависит от наклона блока стволов относительно горизонтальной плоскости, угол которого задается подъемным устройством. Находится этот узел в центре основания и по своему принципу представляет механический редуктор, включающий две кинематические пары: зубчатый вал и шестерню для задания направления и червячную передачу, с помощью которой создается нужное возвышение. Приводится в движение механизм наведения с помощью электропривода или вручную.

«Катюши» и развитие СЗО

В нашей стране залповые установки появились раньше, чем во всем остальном мире. Реактивный научно-исследовательский институт запатентовал многоствольную пусковую систему, стрелявшую ракетами, еще в 1938 году. С тех пор работы по совершенствованию РСЗО велись в СССР практически непрерывно, получив особое развитие в годы Великой Отечественной войны. «Катюши» — легендарные гвардейские минометы — составляли боевые соединения полкового эшелона, но по ударной мощи их можно было сравнивать с дивизиями. Залповый принцип, в отличие от ведения огня одиночными реактивными снарядами, прижился в войсках по очень простой причине. С конца тридцатых до середины пятидесятых годов ракеты в основном были неуправляемыми, двигались по обычной баллистической траектории и по точности попадания уступали артиллерийским средствам поражения. Топливо сгорало недостаточно равномерно, возникали флуктуации импульса, что приводило к большим величинам рассеивания. Нивелировать этот недостаток могло только массированное применение, в результате которого поражались площади со всем, что на них в этот момент находилось. Вторая мировая война носила характер столкновений больших количеств живой силы и техники. Исходя из опыта, полученного с 1939 по 1945 год, была сформулирована концепция систем залпового огня, создаваемых в последующий период в СССР. Ярким ее выражением стала БМ (боевая машина), имеющая маловыразительный индекс «21», она же установка «Град». Радиус поражения стал значительно большим, по сравнению с «Катюшей», огневая мощь многократно возросла.

Разные типы боеприпасов для «Града»

За период производства БМ-21 постоянно велись работы по совершенствованию существующих боеприпасов и созданию новых (специальных). Ими может быть заряжена любая установка «Град». Снаряды 3М16 имеют кассетную головную часть, 9М42 освещают в течение полутора минут местность в радиусе 500 м с дневной яркостью, 9М28К разбрасывает противопехотные мины (по 3 каждый), самоликвидирующиеся в течение 16-24 часов. РС 9М519 создают устойчивые местные радиопомехи.

БМ-21 в основном использует простые неуправляемые боеприпасы, но есть и особые виды снарядов, например 9М217, снабженный устройством самоприцеливания и кумулятивным зарядом для борьбы с танками.

Созданы и дымовые заградители, и боеприпасы увеличенной мощности, и многие другие неприятные для врага сюрпризы, которыми может быть заряжена установка «Град». Радиус поражения становится все больше, убойная сила растет, точность повышается.

Смена поколений

Российские РСЗО превосходят зарубежные аналоги по многим параметрам, уверены эксперты. Их обновление позволит России сохранить лидерство по данному виду вооружений и в будущем. Военный эксперт Виктор Мураховский рассказал RT о роли РСЗО в системе российских ВС и перспективах развития ракетных войск.

Также по теме

Создать «Коалицию»: Россия наращивает производство новых артиллерийских систем

19 ноября Россия отмечает День ракетных войск и артиллерии. Несмотря на бурное развитие ракетных технологий, авиации и комплексов ПВО,…

По его словам, РСЗО в российской армии является одним из передовых средств огневого поражения. Последнее время РСЗО предыдущего поколения интенсивно вытесняется семейством «Торнадо». Закупки «Торнадо-С» и «Торнадо-Г» включены в новую государственную программу вооружений.

«Сейчас идёт активная разработка и принятие на вооружение нового боекомплекта для этих систем. Особенно стоит отметить создание управляемых ракетных боеприпасов, которые должны будут убрать главный недостаток РСЗО — малую точность. Корректируемые снаряды нового поколения с индивидуальной системой наведения позволят отнести РСЗО уже к разряду высокоточного оружия»,— отметил Мураховский.

Эксперт подчеркнул, что РСЗО включены в общий разведывательно-боевой контур российской армии.

«По организационно-штатной структуре «Грады» действуют в составе дивизионов реактивной артиллерии танковых и мотострелковых бригад и полков, «Ураганы» соответствуют армейскому комплекту, а «Смерчи» относятся к составу окружного подчинения. РСЗО являются крайне эффективным оборонительным и наступательным средством вооружений, существенно увеличивающим боевой потенциал соединений, куда они входят», — подытожил Мураховский.

Операторы

Карта операторов БМ-21 «Град»

Боевая машина БМ-21 на базе грузового автомобиля Урал-375Д

Парад ПМР 2 сентября 2010 года. Реактивные системы залпового огня ВВ-21 «Град»

  •  Азербайджан — 43 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Алжир — 48 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Ангола — 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Армения — 47 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Белоруссия — 126 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Болгария — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Бурунди — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Венесуэла — 24 единицы БМ-21, по состоянию на 2016 год, поставлены в 2011 году из России. Контракт заключён в 2009 году
  •  Вьетнам — 350 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 13 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 60 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Замбия — 30 БМ-21, из них как боеспособные оцениваются около 12, по состоянию на 2018 год
  •  Израиль — 58 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Индия — около 150 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — 100 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Ирак — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 154 единицы БМ-21
  •  Казахстан — 200 БМ-21 из них 100 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Камбоджа — 8 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Камерун — 20 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Катар — 3 БМ-21, по состоянию на 2013 год
  •  Кипр — 4 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Киргизия — 15 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Республика Конго — 10 БМ-21, по состоянию на 2018 год
  •  Демократическая Республика Конго — 24 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Кот-д’Ивуар — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — 175 БМ-14 и БМ-21, по состоянию на 2016 год, всего поставлено 178 единиц БМ-21
  •  Лаос — продемонстрированы на параде в январе 2019
  •  Ливан — 11 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Ливия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Северная Македония — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Мали — более 30 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Марокко — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Мозамбик — 12 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Монголия — 130 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Мьянма — возможно, некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Намибия — 5 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Перу — 22 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Польша — 75 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:
    • Сухопутные войска России — 2550 БМ-21 из них 2000 на хранении, по состоянию на 2016 год
    • Береговые войска ВМФ России — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Румыния 6 БМ-21 на судах, по состоянию на 2016 год
  •  Сенегал 8 БМ-21, по состоянию на 2017 год
  •  Сирия — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Судан — 120 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Таджикистан — 3 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Турция — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Танзания — 58 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Туркмения — 70 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Уганда — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Узбекистан — 36 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Украина — 185 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Хорватия — 31 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Чад — 6 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Эквадор — 18 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Эритрея — 35 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Эфиопия — около 50 БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Южный Судан — некоторое количество БМ-21 по состоянию на 2018 год
  •  Иракский Курдистан — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Исламское государство — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год
  •  Хезболла — некоторое количество БМ-21, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

  •  СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.
  •  Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2010 год
  •  Босния и Герцеговина — 5 БМ-21, по состоянию на 2012 год
  •  Венгрия — более 62 БМ-21 на хранении, по состоянию на 2007 год
  •  Гвинея — поставлено 18 единиц БМ-21
  •  ГДР — 72 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1971 годы
  •  Йемен — 280 БМ-21, из них около 150 боеспособных, по состоянию на 2012 год
  •  Кения — сообщается об 11 БМ-21, по состоянию на 2010 год
  •  Молдавия — поставлено 14 единиц БМ-21
  •  Нигерия — поставлено 11 единиц БМ-21
  •  Северный Йемен — 70 единиц БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1981 годы
  •  Сейшельские Острова — поставлено 2 единицы БМ-21
  •  Сомали — 10 единиц БМ-21 поставлены из СССР в 1976 году
  •  США — 75 единиц БМ-21 поставлено в период с по 2010 годы (63 из Румынии, ещё 12 с Украины)
  •  Финляндия — поставлено 94 единицы БМ-21
  •  Южный Йемен — 54 единицы БМ-21 поставлены из СССР в период с по 1975 годы
  •  Республика Абхазия — 1 БМ-21, по состоянию на 2008 год
  •  Сахарская Арабская Демократическая Республика — 10[неавторитетный источник?]
  •  Южная Осетия — 23 БМ-21, по состоянию на 2008 год

Сделано в СССР

Разработка новой РСЗО началась в 1959 году в НИИ №147 (сейчас — АО НПО «Сплав», входит в корпорацию «Ростех»). В 1963-м был принят на вооружение 9к51 «Град», в этом же году началось серийное производство РСЗО на Пермском заводе им. Ленина.

Также по теме

«Впору справлять поминки»: как Украина модернизирует ракетные войска

3 ноября Украина отмечает День ракетных войск и артиллерии. Однако у руководства страны нет поводов для торжественных заявлений: за…

«Град» использует неуправляемые реактивные снаряды калибра 122 мм, запускаемые из 40 направляющих. В качестве шасси применялись тягачи «Урал», а также ЗИЛ-131.

На базе РСЗО «Град» создан ряд модификаций, в частности авиадесантируемые установки «Град-В» и «Град-ВД», 9к59 «Прима» с 50 направляющими. Для ВМФ разработаны БМ-21ПД «Дамба» для борьбы с морскими диверсантами и подводными лодками, а также «Град-М» для установки на корабли.

«Град» использует широчайшую номенклатуру неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, зажигательные, дымовые, осветительные, учебные, кассетные, кумулятивные, минопостановочные. Минимальная дальность стрельбы РСЗО «Град» — 5 км, максимальная — 20 км.

Высокая интенсивность огня вкупе с большой зоной поражения позволяет эффективно применять «Град» против живой силы и бронетехники противника. После нанесения ракетного залпа установка может быстро покинуть огневую точку, избежав ответного огня.

Вслед за «Градом» в НПО «Сплав» была создана РСЗО с улучшенными характеристиками — «Ураган». В 1975 году 9к57 «Ураган» (калибр — 220 мм) c 16 направляющими принят вооружение. Для «Урагана» впервые в мире был разработан снаряд с кассетной головной частью с осколочными боевыми элементами.

В состав РСЗО «Ураган» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.

Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га. Огонь может вестись на дистанции от 8 до 35 км как одиночно, так и залпами. «Ураган» использует широкий спектр неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, минопостановочные, кассетные, термобарические, зажигательные.

Также по теме

Финальный бой: войска Союзного государства завершили учения «Запад-2017» уничтожением условных террористов

Российские и белорусские военнослужащие завершили совместные стратегические учения «Запад-2017». Финальное сражение с условным…

Разработкой «Смерча» занималось НПО «Сплав», в 1987 году систему приняли на вооружение.

В состав РСЗО «Смерч» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.

Для «Смерча» были разработаны корректируемые реактивные снаряды с инерциальной системой управления, которая позволила уменьшить рассеивание снарядов в три раза по сравнению с неуправляемой ракетой, увеличив при этом кучность стрельбы вдвое. Дальность огня «Смерча» — от 20 до 90 км, площадь поражаемой территории может достигать 70 га.

В 2017 году был принят на вооружение бикалиберный вариант «Урагана» — «Ураган-1М» (калибры — 220 и 300 мм). В отличие от систем предыдущего поколения, «Ураган-1М» заряжают, целиком заменяя пакет с направляющими.

Согласно данным IISS, в начале 2017 года на вооружении российской армии стояло 550 «Градов», 200 «Ураганов» и 100 «Смерчей».

Это российское трио РСЗО пользуется большим спросом за рубежом и экспортируется в десятки стран.

Военное применение

Первое испытание на практике комплекс «Град» прошел в 1969 г., в ходе конфликта между КНР и СССР. Попытка сломать противника и выбить его силы с острова Даманского танками потерпела неудачу, к тому же китайцы захватили подбитый Т-62, который являлся секретным образцом. Поэтому в ход пошли фугасные снаряды из установки «Град», которые уничтожили врага и тем самым завершили конфликт.

В 1975-1976 гг. применялась боевая машина в Анголе. Операций по окружению в этом конфликте не было, периодически завязывались бои между идущими навстречу колоннами. Так вот особенность «Града» в том, что на месте падения снаряда образуется «мертвый эллипс», поэтому колонна войск, представляющая собой вытянутую шеренгу, в боях в Анголе стала идеальной целью.

В Афганистане вели стрельбу из «Града» прямой наводкой. В Чеченской войне тоже активно использовали боевую машину.

«Град» нашего времени — это около 2500 установок, состоящих на вооружении армии РФ. Боевые машины экспортировались в 70 стран, начиная с 1970 года. Не остались незамеченными БМ-21 в вооруженных конфликтах по всему миру: в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Сомали, Сирии, Ливии и недавно начавшемся противостоянии на востоке Украины.

Модификации и модернизации

Перехватчики:

  • МиГ-25П (изделие «84») — первый полёт состоялся в 1964 году. Базовая модификация.
  • МиГ-25М (Е-155М) (1974 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Р15БФ2-300» тягой по 13500 кгс, отличающихся лучшей экономичностью. Модернизация должна была повысить высотные и скоростные характеристики перехватчика, поднять скороподъемность, рубежи перехвата, дальность и продолжительность полета. Серийно не выпускался.
  • МиГ-25МП (Е-155МП, изделие «83») (1975 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями Д-30Ф-6, БРЛС «Заслон», новой системой вооружения. Серийно не строился, послужил прототипом МиГ-31.
  • МиГ-25ПД (изд. «84Д») (1978 год) — истребитель-перехватчик. Установлен радиолокатор «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, способный обнаруживать цели с ЭПРболее 10 м² на расстоянии 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км, сопровождать «на проходе» до 6 целей с углом обзора в горизонтальной плоскости +/-56 градусов и в вертикальной плоскости 6 градусов, имеющий улучшенные возможности для обнаружения целей на фоне земли. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 году ракет «воздух-воздух», получивших обозначенияР-40РД и Р-40ТД. Так же в состав вооружения включены ракеты малого радиуса действия Р-60 (позднее Р-60М), которые в количестве 4-х штук можно подвешивать под внешние пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с помощью специальных сдвоенных направляющих. Нормальная взлетная масса увеличилась до 34920 кг, а максимальная — до 36720 кг. На новом самолете можно было подвесить ПТБ емкостью 5300 л. Дальность полета со сверхзвуковой скоростью (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км; с дозвуковой скоростью — 1730 км. С использованием ПТБ дальность возрастала до 2400 км. Самолет достигал высоты 19000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составлял 20 200 метров. Истребители МиГ-25ПД внешне отличались удлиненной носовой частью, закрывающей аппаратуру БРЛС. Новый самолет получил модернизированные двигатели «Р15БД-300» с ресурсом, увеличенным до 1000 ч, обеспечивающие привод более мощных генераторов трехфазного тока. Серийно выпускались в г. Горьком (Нижний Новгород).
  • МиГ-25ПДС (1978 год) — модифицированный истребитель-перехватчик с заменой БРЛС «Смерч» (РП-25) на «Сапфир-25» (С-25), двигателя «Р15Б-300» на «Р15БД-300», части другого оборудования, а также обеспечения применения ракет Р-40ДР/ДТ и Р-60. По типу МиГ-25ПДС дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25П.
  • МиГ-25ПДСЛ (1985 год) — модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении «Береза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1ФУ» (в подвесном контейнере) и устройствами отстрела пассивных помех. По типу МиГ-25ПДСЛ дорабатывался ранее выпущенный самолёт МиГ-25ПДС. Серийно модификация не выпускалась.

Разведчики:

  • МиГ-25Р (Е-155Р, изделие «02») (1964 год) — высотный разведчик. Предназначался для проведения оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот. Состав фотооборудования — четыре А-70М и один топографический А-Е/10. В килях размещались дополнительные топливные баки. Позже все разведчики были доработаны под бомбовое вооружение.
  • МиГ-25БМ (1983 год) — самолёт прорыва ПВО. Всего было выпущенно менее 40 единиц. Основное вооружение — 4 ракеты X-58 с пассивной радиолокационной головкой четырех поддиапазонов и станция обнаружения целей «Сыч-М». Мог нести ракеты с ЯБЧ малой мощности. После нанесения удара по РЛС противника из стратосферы, обеспечивались условия действий других родов авиации на оперативную глубину (до 500 км от линии фронта). После распада СССР были уничтожены на авиабазе «Барановичи» в Беларуси (1993?).
  • МиГ-25РБН (1972 год) — ночной фоторазведчик с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Вираж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом. По типу МиГ-25РБН переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.
  • МиГ-25РБТ (изд. «02Т») (1979 год) — самолёт радиотехнической разведки с установленной более надежной и легкой станцию общей радиотехнической разведки «Тангаж» вместо станции РТ-разведки «Вираж». Сохранял ограниченные ударные возможности. Носовая обшивка — из диэлектрика, с установленным справа радаром бокового обзора с радиусом действия более 200 км. Развитие модели Миг25-РБ.
  • МиГ-25МР — разведчик погоды. Предназначался для метеорологических наблюдений и отличался спецоборудованием и отсутствием фотоаппаратов и станций «СРС-4». По типу МиГ-25МР переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.

Тактические разведчики—бомбардировщики:

  • МиГ-25РБ (изд.»02Б») (1970 год) — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик. Фотоаппаратура по типу МиГ-25Р, станция радиотехнической разведки СРС-4А. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4000 кг (4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62). Для автоматического бомбометания по заданным координатам использовалась навигационная система «Пеленг-Д» (на последующих модификациях — «Пеленг-ДМ»). Носитель ядерного оружия. Строились серийно два года. В 1972 году четыре машины испытывались в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.
  • МиГ-25РБВ (1970 год) — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик с более эффективной станции общей радиотехнической разведки «СПС-9» вместо станций «СПС-4А/Б». Вооружение аналогично Миг-25РБ. Восемь самолетов этого типа было оснащено аппаратурой «Высота» с контейнером радиационной разведки ФУКА (фильтровальная установка) для слежения за ядерными испытаниями. По типу МиГ-25РБв дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ, строились серийно в 1973—1979 гг.
  • МиГ-25РД (изд.»99″) (1976 год) — опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями «Д-30Ф-6». Серийно не выпускался.

4.5. Ходовая часть

Устройство

БМ-13 – такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.

Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции – боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.

Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) – от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания – от пяти до десяти минут.

Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.

В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.

Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.

Павел НН

Летающие лодки: пять самых интересных гидросамолётов всех времён

Стас Намин

Серийное производство

Серийный выпуск БМ-21 производился на Пермском заводе имени Ленина до 1988 года. За это время в СА поступило 6536 единиц. В зарубежные государства было поставлено как минимум 646 машин. По состоянию на 1995 год свыше двух тысяч машин состояли на вооружении пятидесяти государств. На НПО «Сплав» было произведено свыше 3 млн реактивных разнообразных снарядов, предназначенных для РСЗО Град».

6.1 Варианты

Система стала основой для таких отечественных систем, предназначенных для стрельбы 122-мм реактивными неуправляемыми снарядами: 9К54 Град-В, 9К55 Град-1, Град-ВД, 9К59 Прима, А-215 Град-М, БМ-21ПД Дамба, переносная лёгкая реактивная система Град-П.

Также в это число входят такие зарубежные системы, как: Type 84, Type 81, Type 83, Type 89, Type 90, Type 90B, Type 90A, APRA, RM-70/85М, RM-70, RM-70/85, PRL113, PRL111, HADID, Modular, BM-11, Град-1А БелГрад, Lynx» (Naiza), WR-40 Langusta.

  • 9К51 Град — основной вариант
  • 9К51М Торнадо-Г — последующее развитие: модернизация БМ 2Б17-1/2Б17М, с НУРС с наибольшей дальностью стрельбы, увеличенной до 40 км.
  • 9К54 Град-В — облегченная (десантируемая) модификация с БМ 9П125 с двенадцатью направляющими и транспортной машиной со стеллажами 9Ф37В на основе грузовика ГАЗ-66Б для военно-десантных войск
  • Град-ВД — это гусеничный вариант «Град-В» с БМ-21ВДс двенадцатью направляющими и транспортно-заряжающей машиной на основе БТР-Д
  • 9К55 Град-1 — это модификация системы «Град» с БМ 9П138 с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на основе грузовика ЗИЛ-131 для полковой артиллерии, к примеру, для морской пехоты
  • 9К55-1 Град-1 – это гусеничный вариант «Град-1» с БМ 9П139 на основе шасси гаубицы  2С1 Гвоздика с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на основе многоцелевого тягача МТ-ЛБу
  • 9К59 Прима – это модифицированная «Град» с увеличенной огневой мощью. В ее составе содержится транспортно-заряжающая машина 9Т232М на основе грузовика Урал 4320 и БМ 9А51 с пятьюдесятью направляющими
  • РСЗО Град-1А (БелГрад) – модификация системы «Град», созданная в Белоруссии. Установлена БМ-21А на шасси грузовика МАЗ-6317-05. Экипаж – 6 чел. Перевозимый запасной боекомплект – 60 ракет. На перезаряжание уходит семь минут. Масса – 16450 кг. Наибольшая скорость — 85 км/ч. Запас хода: 1200 км.
  • Бастион-01,02 – модернизации, созданные в Украине.

6.2 Модификации боевых машин

  • 2Б5 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-375Д
  • 2Б17 — БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-4320
  • 2Б17-1 — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
  • 2Б17М — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
  • 2Б26 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси КамАЗ-5350.

Часовой в дореволюционной прессе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector