Сражение у мыса калиакрия

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

История

В первой половине IV века до нашей эры на мысе возникло укреплённое поселение тиризов, которое за следующие столетия превратилось в один из значительных политико-религиозных центров этой области Причерноморья. Около середины V века до нашей эры владения тиризов вошли во состав Одрисского царства.

По Страбону во время македонской колонизации фракийский Тиризис стал крепостью преемника Александра Македонского Лисимаха, который спрятал в пещерах мыса свои несметные богатства.

Матросы и офицеры болгарских ВМС отдают воинские почести памятнику Фёдору Ушакову на мысе Калиакра

Во время существования Добруджанского деспотата его правитель Добротица перенёс столицу из Каварны в крепость на мысе Калиакра.

Мыс Калиакра овеян легендами благодаря его стратегическому положению на Черном море и скалистым берегам. Это одно из немногих мест в этих краях, где можно было осуществить высадку морского десанта — корабли могли подойти к скалам, не рискуя сесть на мель у песчаных берегов с нестабильным фарватером. 31 июля (11 августа) 1791 года во время русско-турецкой войны у мыса происходило сражение , в котором русский флот под командованием контр-адмирала Фёдора Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.

Турецкая эскадра Хусейн-паши в составе 18 линейных, 10 больших и 7 малых фрегатов и более 43 мелких кораблей, вооруженная 1600 пушками, 31 июля 1791 года расположилась здесь под защитой береговых батарей. Сражение началось около 15.00 пополудни. Причем адмирал Ушаков вступил в бой с ходу, в походном строю, а не выстроившись в боевой порядок для обстрела, как то предписывала морская наука того времени. Его эскадра появилась из-за мыса Калиакра так внезапно, что турки не успевали поднять якоря и рубили канаты, чтобы встать под паруса. Суматоха привела к тому, что суда сталкивались между собой и ломали рангоут. На одном из линейных кораблей рухнула бизань-мачта, другой сломал себе бушприт.

«Около 15.15 капудан-паша Хусейн начал строить линию баталии на левом галсе, — пишет в книге „Великие сражения русского парусного флота“ военный историк Александр Чернышев. — Командовавший авангардом алжирский паша Саид-Али, видя нерешительность командующего флотом, повел за собой часть кораблей и построил линию баталии на левом галсе. За ним последовал и Хусейн.

Ф. Ф. Ушаков, преследовавший турок в трех колоннах, около 15.30 перестроил флот в линию баталии на тот же галс и, сомкнув дистанции между кораблями, атаковал неприятеля. Корабль „Рождество Христово“ под флагом Ф. Ф. Ушакова в 16.15 вышел из линии баталии и, подойдя на расстояние полукабельтова к носу корабля алжирского флагмана Саид-Али, сбил у него фор-стеньгу и грот-марса-рей и нанес такие повреждения, что заставило того отступить за другие корабли».

Сражение закончилось за три часа, турецкая эскадра, потеряв до половины своего состава в кораблях и 450 человек убитыми и ранеными, отправилась восвояси. Потери русского флота были 17 человек убитыми и 27 ранеными, а незначительные повреждения кораблей были устранены за трое суток.

В Болгарии Ушакова почитают как православного святого и флотоводца, развеявшего миф о непобедимости турецкой армады. Считается, что именно с битвы при Калиакре началось движение Балкан к освобождению от турецкого ига.

Первый современный маяк на мысе был построен в 1866 году, в настоящее время на мысе находится 10-метровый цилиндрический маяк, построенный в 1901 году.

Вдоль дороги из Каварны к мысу установлено несколько десятков ветрогенераторов.

Ход битвы

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Литература

Последствия

Часть турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережью; одна алжирская эскадра смогла достигнуть Константинополя и вошла туда ночью: при этом флагманский корабль Саид-Али начал тонуть и пушечными выстрелами требовал помощи. Судьба капудана-паши долго была неизвестна. Разнеслись слухи о готовности Ушакова атаковать Константинополь. Все это произвело на османское правительство очень тягостное впечатление и приблизило окончание войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Впоследствии аналогичный манёвр совершил адмирал Нельсон в сражении при Абукире в 1798 году и Трафальгарском сражении в 1805 года.

За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров были награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

В следующем году «отличившиеся храбростью при победе в конце последней компании, одержанной над турецким флотом» капитаны 1-го ранга Н. Л. Языков, М. М. Елчанинов, К. А. Шапилов, капитаны 2-го ранга М. Л. Львов, Ишин, Ларионов, капитан 2-го ранга морской артиллерии Юхарин и Пилигрини были пожалованы золотыми шпагами с надписью «За храбрость».

Навигация

Что было дальше

Поражение турецкого флота было безоговорочным. Однако сильный ветер, помогавший русским, когда происходило сражение у мыса Калиакрия, стих, и на этот раз помог неприятелям скрыться. Однако когда они направлялись в Босфор, стихия вновь разыгралась, и некоторым судам не удалось вернуться на стоянку. Они пошли на дно. Турецкий флот пострадал значительно. Только на флагманском алжирском корабле погибло и было ранено 450 человек, он чуть было не затонул. Русские же потеряли всего 17 человек убитыми и 27 ранеными, кораблям почти не было нанесено повреждений. А те, что были, удалось очень быстро исправить.

См. также

Почему мы победили

Конечно, Ушаков сыграл главную роль в этом сражении. Правильно принятое им решение позволило выиграть время и обеспечило внезапность, которая так важна при проведении военных действий. Недаром за эту победу он был награжден орденом Святого Александра Невского. Его маневр, при котором нашей эскадре надо было пройти между берегом и кораблями неприятеля, был рискованным. Однако победителей не судят. К тому же, этот тактический прием был использован адмиралом Нельсоном во время русско-французской войны и также привел к победе. Отличные полководцы — это еще не все. Выучка матросов также имела большое значение, когда происходило сражение у мыса Калиакрия. А она у них была отменная, что позволило быстро реагировать и отражать атаки неприятеля и, в конечном счете, сохранило жизни людей.

Хитрый маневр

Адмирал Ушаков решил использовать момент неожиданности. Он направил свою эскадру как раз между берегом и кораблями противника. К тому же русским сопутствовал ветер. Сражение в Измаиле у мыса Калиакрия началось с внезапной атаки, которая вызвала панику на вражеских судах. Ведь даже их артиллерийские орудия были повернуты по направлению к морю, а значит, моряки не могли нанести ответные удары. Командующий турецким флотом отдал приказ своим кораблям выстроиться в боевую линию. Однако этот маневр дался им нелегко. Чтобы развернуть корабли, матросы турецкого флота начали рубить канаты. Времени на то, чтобы поднять якоря, у них не было. К тому же, торопясь перестроиться, корабли неприятеля сталкивались между собой, нанося друг другу повреждения: рвали паруса, ломали снасти.

Навигация

История службы

Зачислен в списке судов Черноморского флота 2 июля 1915 года. Заложен на стапеле Николаевского адмиралтейства, арендованном ОНЗиВ 29 октября 1915 года, спущен на воду 14 августа 1916 года. В 1917 году, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 12 ноября 1917 года «Калиакрия» был принят в состав 3-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота. Был назван в честь мыса Калиакра в Болгарии, у которого в 1791 году русский флот контр-адмирала Ушакова разбил турецкие и алжирские корабли.

Участия в боевых действиях корабль не принимал. 16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Калиакрия» вошёл в состав советского флота. В январе 1918 года принимал участие в установлении советской власти в Феодосии. После предъявления германским командованием 25 апреля ультиматума советскому правительству о сдаче Черноморского флота 29 апреля 1918 года «Калиакрия» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя. 1 мая 1918 года корабль прибыл в Новороссийск; 18 июня корабль по решению советского правительства был затоплен экипажем на глубине 28 метров (во избежание захвата германскими войсками).

В период с 17 июня по 4 октября 1925 года в ходе специальной операции эсминец «Калиакрия» был поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года корабль отбуксировали в Николаев для восстановительного ремонта. 24 ноября 1926 года эсминец был переименован в «Дзержинский». С 1 января по 24 августа 1929 года корабль проходил восстановительный и капитальный ремонты, после завершения которых 29 августа 1929 года был принят в строй Морских Сил Чёрного моря, став флагманом 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В декабре 1929 года «Дзержинский» нанёс визит в Стамбул. В —1934 годах корабль прошёл второй капитальный ремонт на Севморзаводе.

К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. В ходе войны участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов у кавказского побережья и обороне Одессы. С конца сентября по март 1942 года «Дзержинский» находился на среднем ремонте в ВМБ Поти, после окончания которого участвовал в обороне Севастополя.

14 мая 1942 года эсминец следовал с маршевым пополнением из Новороссийска в Севастополь. На подходе к Севастополю в тумане «Дзержинский» отклонился от фарватера и подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения. От взрыва мины корабль переломился и затонул на глубине около 120 метров в точке 44° 27’ с.ш. 31° 19’ в.д. При этом погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат маршевого пополнения. Спасти удалось только 27 человек, в том числе командира корабля. 24 июня 1942 года эсминец был исключён из состава советского ВМФ.

См. также

Турецкая эскадра

Первое, что бросается в глаза в приведённом списке, — слишком большое собрание судов разного ранга и разной боевой ценности, сдобренное к тому же большим количеством иррегулярных экипажей, которые конфликтовали с регулярными моряками: берберийские пираты были шиитами, тогда как основное население Османской империи, из которого комплектовался флот, придерживалось суннизма. Сами турки оценивают свою эскадру в 20 кораблей, 25 фрегатов, шесть шебек, пять бомбардирских судов, десять кирлангичей и 15 транспортов, тогда как Ушаков в рапорте Потёмкину от 5 августа 1791 года сообщал о 18 кораблях, 17 фрегатах и множестве мелких судов. В принципе, разночтения особого нет, если учесть, что «Келем-Бахри» и «Тунус Ибрагим-капудан» турки относят к линкорам, хотя, скорее всего, это были зафрахтованные большие турецкие частные корабли.

Безусловно, самыми сильными в турецкой эскадре были 74-пушечный «Муккаддиме-и Нусрет» и 72- или 82-пушечный «Бахр-и Зафер». Первый из упомянутых линейных кораблей, построенный французскими кораблестроителями по французским же чертежам, был спущен на воду в Стамбуле в 1787 году. Это был стандартный 74-пушеник, двухдечный корабль со, скорее всего, стандартным вооружением данного типа линкоров. Второй, «Бахр-и Зафер», был совершенно новым кораблём, спущенным на воду в 1789 году. Его размерения — прежде всего длина по килю, приводимая в турецких источниках как равная 42 м, — почему-то были меньше «Муккаддиме-и Нусрет» (длина по килю 45,1 м) и соответствовали длине стандартного турецкого 72-пушечника. К примеру, 72-пушечный «Фейз-и Худа», построенный в 1789 году в Синопе, и «Анка-йи Бахри» имели длину 41,7 м. Это позволяет предположить, что «Бахр-и Зафер» был всё же либо 72-пушечником, либо его перегрузили пушками, сделав 82-пушечным флагманским кораблём.

Мыс Калиакрия. en.wikipedia.org

Из фрегатов только первые шесть несли штатное вооружение, остальные же имели от 20 до 30 пушек. В общем, несмотря на большое количество кораблей, реальная сила эскадры Хуссейна и Сейди-Али была маленькой.

Однако вернёмся к описанию сражения. Дул северный ветер. Ушаков шёл в бакштаг на запад в трёх походных колоннах. Турки стояли за мысом Калиакрия в трёх колоннах с юго-востока на северо-запад.

См. также

Почитание и память об адмирале Ушакове

День памяти Ф. Ф. Ушакова — 15 октября.

Его именем названы:

  • бухта в юго-восточной части Баренцева моря и мыс на северном побережье Охотского моря;
  • музей краеведения и улица в Темникове;
  • бульвар и московская станция метро;
  • Морская Государственная Академия в Новороссийске;
  • набережная, мост и памятник в Санкт–Петербурге;
  • площадь в Севастополе;
  • улицы в Минске, Александрове и Челябинске;
  • бульвар в Рыбинске;
  • улица и памятник в Сарове (Арзамас-16);
  • главный проспект и государственный морской институт в Херсоне;
  • астероид 3010 Ushakov;
  • флотилия юных моряков в Ярославле;
  • военно-морской институт в Калининграде;
  • купель на святом источнике близ церкви Успения Богородицы в деревне Молочково Солецкого района Новгородской области;
  • стелла возле села Хопылево;
  • 3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден двух степеней и медаль Ушакова;
  • сооружен бюст в Рыбинске, Ейске Краснодарского края, Ростове-на Дону, Тутаеве Ярославской области, Мессине в Италии и на острове Закинтос в Греции;
  • памятники в семейном поместье Алексеевка, на острове Корфу и на Мысе Калиакре.

Храмы в честь святого

Во имя святого Феодора Ушакова названы храмы:

  • Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске;
  • храм в Южном Бутове в Москве и в Севастополе;
  • Кафедральный собор в Мордовии;
  • храм-часовня Святого Праведного воина в Анапе и в Красноармейском районе Волгограда на берегу Волго-Донского канала;
  • часовня в Кронштадтском морском кадетском корпусе; в Херсоне и в Севастополе.

Корабли, названные во имя Федора

Гордое имя великого флотоводца носят:

  1. Броненосец береговой охраны «Адмирал Ушаков» (имя выбирал император Александр III) построен на Балтийском заводе, спущен на воду 27 октября 1893 года, вошел в состав Балтийского флота.
  2. Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Ушаков» (1981) — первое советское судно с таким именем, в 1952 года спустили на воду.
  3. Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Орлан».
  4. «Киров» получил имя адмирала в 1992 году.
  5. Эскадренный миноносец пр. «Бесстрашный», переименованный в «Адмирала Ушакова» в 2004 году, спуск на воду произошел 28 декабря 1991. До 1994 года судно относилось к Балтийскому флоту, позже — к Северному.
  6. Самоподъемная модульная платформа, предназначенная для проведения инженерных работ в прибрежных водах на глубине до 24 м и прокладывания трубопроводов.

Другое

Герой Русско-турецкой войны смотрит на потомков со своего известного портрета. Но так ли выглядел Федор Ушаков — этот вопрос остается открытым.

Работа художника Петра Бажанова выполнена в 1912 голу — спустя почти 100 лет после смерти Ф. Ф. Ушакова. Других изображений до наших дней не сохранилось. Долгие годы этот вопрос никого не волновал. Только в 1943 году, когда Сталин решил учредить орден Ушакова, научное сообщество посчитало, что в качестве образца художник пользовался другим прижизненным изображением и скопировал образ с портрета на медали.

В августе 1944 г. специальная комиссия отправилась с секретной миссией найти могилу и мощи адмирала в Санаксарском монастыре. Она оказалась разграбленной. Исследователь останков — известный антрополог М. Герасимов — с помощью метода пластической реконструкции вылепил лицо и пришел к заключению, что портрет не похож на картину Бажанова. Вполне вероятно, что это родственник и однофамилец адмирала, служивший у него на корабле, а сам Федор Федорович последние годы жизни провел под Курском в Коренной пустыни, куда перевезен удочеренной племянницей Павлой сразу же после захоронения родственника, чтоб уберечь родных от гонений советской власти.

Жительница Курска Светлана Выренкова подробно рассказывает в газете «Друг для друга» (№ 50 от 11.12.2018) о том, как Павла Ивановна Ушакова-Брежнева привезла тяжело больного адмирала в свое имение под Курск, где он прожил еще 23 года и был погребен в семейной усыпальнице Брежневых возле старого деревянного храма Иоакима и Анны в селе Долгое.

Ход битвы

Османский флот после непродолжительного крейсерства по Чёрному морю в начале июля сосредоточился у Варны, а затем перешел к Калиакрии, где встал на якорь. 31 июля был праздник Рамазана, и часть судовых команд была отпущена на берег. Вдруг совершенно неожиданно на горизонте показался русский флот (вышел из Севастополя 28 июля (8 августа)), под всеми парусами, стремительно спускавшийся (под северным ветром) на турок.

У Ушакова в линии находилось 15 линейных кораблей, 2 фрегата и 2 бомбардирских корабля (около 1000 орудий); флот находился в походном строе 3 кильватерных колонн; усмотрев турок, Ушаков не дал себе даже времени перестроиться в линию баталии, отступив, таким образом, от освященных традициями приемов, прошел около 14:45 с северо-востока между османским флотом и мысом, несмотря на то, что на мысе находились турецкие батареи, под огнём этих батарей и стремительно атаковал турок. На адмиральском корабле развевались сигналы: «прибавить парусов», а потом «нести все возможные паруса».

Турки (18 линейных кораблей, 10 линейных фрегатов и 7 малых фрегатов), совершенно не ожидавшие атаки и проигравшие, благодаря маневру Ушакова, ветер, поспешно рубили канаты и пытались строить линию баталии на левом галсе; при этом некоторые суда навалили друг на друга, и на одном корабле рухнула бизань-мачта, а другой сорвал себе бушприт.

Схема битвы при Калиакрии (рисунок из статьи «Калиакрия» «Военная энциклопедия Сытина»)

Между тем, российский флот тоже перестроился в линию баталии на левом галсе. Передовые турецкие корабли и впереди всех алжирский адмирал Саид-Али, обладая лучшим ходом, уклонились несколько влево, видимо имея намерение выйти на ветер. Ушаков угадал этот манёвр, на своем флагманском корабле «Рождество Христово» (лучший ходок) вышел из линии, обогнал голову своей эскадры и атаковал Саид-Али с расстояния около полукабельтова; вместе с тем флоту был дан сигнал «спуститься на неприятеля», и бой завязался на самых близких дистанциях. В это время было около 17 часов.

Ход сражения на картине конца 18 века

Корабль Саид-Али вскоре потерял фор-стеньгу, грот-марсель, на нём были сбиты паруса, и он вынужден был спуститься за линию. Ушаков, увлекшись атакой, очутился в середине турецкого флота; левым бортом он отбивался от 2 больших фрегатов, а с кормы и с правого борта его атаковали 2 корабля; положение Ушакова некоторое время было весьма опасное, но вскоре к нему на выручку подошли отставшие передовые корабли, «Александр», «Предтеча» и «Федор Стратилат». К 20 часам турки были уже совершенно разбиты и без всякого строя, по способности, бежали по ветру. К 20:30 часам дым застлал все место боя; ветер постепенно стих, и сражение прекратилось.

Часа через 2 задул ветер от северо-северо-запада, русский флот лег на курс северо-восток и в полночь повернул на другой галс, надеясь выйти на ветер неприятеля. Несли все возможные паруса, но на рассвете 1 августа неприятель, отступавший к Константинополю, был виден только с салингов. Здесь сказались все недостатки постройки российских судов, чья древесина шла на строительство сырой, от которых турки, сильно избитые, всё же уходили без труда (туркам строили суда французские инженеры). Не имея надежды догнать неприятеля, Ушаков подошел к берегу и приступил к исправлению повреждений; через 2 суток он уже доносил Потемкину, что «разбитые реи, стеньги, салинги заменены новыми, пробоины заделаны, и флот опять состоит в хорошем состоянии». 8 августа, подойдя к Варне, Ушаков получил уведомление о заключении перемирия и 12 августа вернулся на Севастопольский рейд.

В бою с российской стороны было убито 17 нижних чинов, ранено 3 офицера и 25 нижних чинов; потери турок неизвестны, но меткая стрельба российских кораблей (Ушаков специально тренировал их для этого) и большое количество десантных войск, посаженных на суда турецкого флота для выручки Анапы, позволяют заключить, что потери эти должны быть очень велики (на корабле Саид-Али — 450 человек убитыми и ранеными).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector