Список героев советского союза

Фото

«Внимание! Покрышкин в воздухе!»

Лётчик принимал участие в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Он быстро открыл счёт своим воздушным победам над гитлеровцами, но в начале войны по недоразумению подбил советский бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский самолёт.

Покрышкин не раз был на волосок от гибели. В одном из боёв в кабину его самолёта попала пуля, рикошетом зацепившая лётчика. Ещё несколько раз рядом с ним не взрывались сброшенные на аэродром немецкие бомбы.

Методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин рассказал RT, как в начале июля 1941 года Покрышкина сбили в небе над Молдавией.

В ходе боёв на юге Украинской ССР и на Дону Покрышкин выполнял задачи в интересах разведки. Предоставленная лётчиком информация о передвижении врага в районе Синельниково и под Ростовом-на-Дону помогла руководству принять меры для сдерживания противника. В районе Каховки Покрышкин и его товарищи прикрывали от ударов вражеской авиации переправу мирных жителей правобережья Днепра.

Также по теме

«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

Писатель Алексей Тимофеев в своей книге «Покрышкин» так описывает лётчика по одной из фотографий 1941 года: «Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий. Никаких морщинок и мешков под глазами. Здоровья избыток. Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение… Да, это презрение к смерти».

В марте 1942 года полк Покрышкина был переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный. Он действовал на Южном и Северо-Кавказском фронтах. В августе Александра назначили командиром эскадрильи. 

Звёздным часом Покрышкина стали воздушные бои над Кубанью в 1943 году. Александр завёл специальную тетрадь, в которой анализировал различные тактические приёмы воздушного боя, искал оптимальные решения той или иной боевой ситуации.

В 1943 году Покрышкин получил признание как воздушный ас и обрёл всесоюзную славу.

  • Офицеры 366-го отдельного разведывательного авиационного полка разрабатывают план операции на лётном поле в станице Пашковская на Кубани. 1943

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя и 19 сбитых самолётов противника (13 лично и шесть в группе)  Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 августа 1943 года Покрышкин получил вторую звезду Героя за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В дальнейшем он принимал участие в боях за Донбасс и Крым

Когда немцы слышали, что Александр вступает в бой, в радиоэфире сразу же раздавалось тревожное: Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft! («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе»)

В начале 1944 года лётчика вызвали в Москву и предложили занять должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации. Но уходить с фронта Александр категорически отказался. В марте его назначили командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка, а в июне — 9-й Гвардейской авиадивизии.

Журнал «Смена» называл его лучшим лётчиком страны. Покрышкин участвовал в боях за Молдавию, Западную Украину, Польшу, Чехословакию и во взятии Берлина. Американский журнал комиксов True Comics в 1945-м опубликовал рассказ о советском лётчике, назвав его Sky Hawk («Ястреб небес»).

По словам Алексея Кузьмина, за 1418 дней Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и шесть — в группе.

Вторая звезда

Последняя фотография

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками подполковнику Сафонову Борису Феоктистовичу награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Он стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета, но высокую награду получить не успел.

Он был первым из советских лётчиков, кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету 30 самолётов противника, уничтоженных лично, и ещё 3 в групповых боях.

Боевые заслуги Б.Ф. Сафонова воплотились не только в уничтоженные им вражеские самолёты. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (16.09.1941), 3 орденами Красного Знамени (14.07.1941; 08.11.1941; 15.01.1942), иностранной наградой — британским крестом «За выдающиеся лётные заслуги» (19.03.1942).

Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота, который носил его имя (к сожалению, в начале марта 2002 года «сафоновский полк», расквартированный в городе Мончегорске Мурманской области, расформирован…).

Один из самолётов, на котором воевал Б.Ф. Сафонов, хранится в Центральном Военно-Морском музее (Санкт-Петербург).

Именем Сафонова назван посёлок городского типа Мурманской области, входящий в состав закрытого административно-территориального образования город Североморск. 16 сентября 1961 года при въезде в посёлок Сафоново установлена копия бюста Б.Ф. Сафонова, работы Л.Е. Кербеля (автор копии А.И. Марков, архитектор А.А. Шашков). Подлинный бюст (скульптор Л.Е. Кербель, архитектор Б.В. Муравьёв) был установлен 19 августа 1945 года в посёлке Ваенга (ныне город Североморск, Гвардейская улица). Там же, в Североморске, в 1967 году установлен ещё один бюст Б.Ф. Сафонова (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор А.А. Шашков), расположенный на площади, носящей его имя. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова установлен в городе Плавск Тульской области

В память об отважном лётчике-североморце его именем названа одна из красивейших улиц города Североморска, а на доме №10 по улице Сафонова, где жил Б.Ф. Сафонов, установлена мемориальная доска

Фамилия Б.Ф. Сафонова выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, — в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота, погибших в море в 1941-1945 годах (открыт 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново, скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев). Мемориальная доска установлена в Туле на здании училища, в котором учился Б.Ф.Сафонов.

Герои Советского Союза – летчики-испытатели

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается Валерий Чкалов.

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Небо в огне: коллекционирование вражеских самолётов

В августе 1944 года Кожедуб во второй раз стал Героем Советского Союза. Награду он получил за 256 боевых вылетов и 48 сбитых крылатых машин.

Вообще, за всё время войны на счету Ивана Никитовича было 330 боевых вылетов, 120 воздушных дуэлей и более 60 сбитых самолётов противника. В коллекции его трофеев были пикирующие бомбардировщики Ju-87, бомбардировщики Ju-88 и He-111, истребители Bf-109 и 21 Fw-190, штурмовики Hs-129, а также реактивный истребитель Ме-262. И ни один из противников не сумел подбить Кожедуба. Раз за разом именно советский пилот выходил победителем из воздушных дуэлей.

Интересно вот ещё что: помимо «немцев», на счету Кожедуба есть и американские самолёты. В автобиографии Иван Никитович вспоминал, что в 1945 году ему пришлось вступить в схватку с двумя Р-51 «Мустанг». Американские пилоты, не разобравшись в ситуации, приняли самолёт Кожедуба за немецкий и открыли огонь. Ас не стал указывать союзникам на ошибку, а просто продемонстрировал им своё мастерство. Итог: американские самолёты были подбиты.

В третий раз Кожедуб стал Героем Советского Союза в августе 1945 года. Затем была учёба в Военно-воздушной академии, знакомство с реактивным самолётом МиГ-15. Но в 1951 году о мирной жизни пришлось забыть. Разгорелась война в Корее. Кожедуб и его дивизия были отправлены в горячую точку, чтобы противостоять недавним союзникам — американцам. СССР выступил на стороне КНДР, американцы и силы ООН — на стороне Южной Кореи.


Памятник на Новодевичьем кладбище. (Wikimedia Commons)

Американские пилоты на «летающих крепостях» (бомбардировщики В-29 Superfortress) чувствовали себя хозяевами неба над Северной Кореей. Но советских пилотов это не смутило. С апреля 1951 года по январь 1952 года они сумели одержать более двухсот побед в воздушных дуэлях. Сам Кожедуб официально не участвовал в сражениях. Но есть сведения, что несколько раз он всё-таки нарушил запрет. И даже пополнил коллекцию трофеев ещё одним американским самолётом.

С небом Иван Никитович не расставался. Он освоил самые разнообразные самолёты, включая МиГ-21. В 1985 году ему присвоили звание маршала авиации. Не стало трижды Героя Советского Союза в августе 1991 года.

Великая Отечественная война и подвиги Кожедуба

После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения. Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Сбивал самолёты, но не докладывал

Все, кто хорошо знал Ивана Кожедуба, говорят о нем, как исключительно скромном и порядочным человеке. Видимо, в силу этих своих человеческих качеств, прославленный летчик наотрез отказывался признавать сбитыми самолеты, столкновение которых с землей он не видел собственными глазами.

«Я с ним воевал с 1944 года. Он был ведущим в паре, а я ведомым. Вот я вижу, что он попал в немецкий самолет, и самолет загорелся, начал падать… А в полку Кожедуб молчит, не говорит, что на его счету еще один самолет. И никто его не мог заставить записать на свой счет этот самолет. Иван говорил так: «Я не видел, как он разбился, и все!», — рассказывает Сергей Крамаренко. К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на самолете Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях, и только по официальным данным, сбил 62 самолёта противника. Сколько их было на самом деле, не знает никто.

Три удара судьбы

В 1945 году радость победы Ивану Кожедубу омрачило личное горе. Радость победы омрачило личное горе – смерть отца. «Тяжкое горе постигло меня: 17 мая не стало отца. Мы оба мечтали о встрече, и я потерял его, так и не увидев после всех испытаний. Позже из писем родственников я узнал, что отец тяжело болел, но строго-настрого наказал не сообщать мне – не хотел тревожить, отрывать от боевых дел. Не позволил извещать меня о болезни и после победы – не хотел омрачать мне радость. Некоторое облегчение приносила мысль, что отец дожил до Дня Победы», — рассказывал потом Иван Кожедуб.

Вторым ударом судьбы для ветерана Великой Отечественной войны стала смерть сына, моряка, капитана 1 ранга Никиты Кожедуба.

«Сын был подводником, и, насколько нам известно, служил на атомной подлодке, получил облучение. Его смерть Иван переживал очень тяжело. А потом ушла из жизни и его любимая дочка – Наташенька. Она была очень талантливая, но у нее не сложилась личная жизнь. Потом тяжело заболел и сам Иван, он долго лечился в военном госпитале, но Веронике это не нравилось, и она забрала его на дачу, в Монино, там он и скончался», — говорит Юлия Крамаренко.

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб умер 8 августа 1991 года, его похоронили на Новодевечьем кладбище, через несколько лет рядом появилась могила его «Веронички», — так ласково легендарный летчик всегда называл свою любимую жену. Семья Героя Советского Союза Сергея Крамаренко продолжает дружить с семьей Кожедуба – внуками и внучками самого результативного летчика-истребителя Великой Отечественной войны.

Развитие военной авиации СССР

Летчики — Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства «красных» пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с «Юнкерсами» или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы ВВС СССР сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых «Юнкерсов». Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Никудышный стрелок — прямо как Чкалов!

Одной из основных дисциплин в авиаучилищах для будущих военных летчиков была огневая подготовка. И поначалу у Кожедуба не все ладилось с этим предметом. Впервые выполняя упражнения по стрельбе из пулеметов, Иван Кожедуб был почти уверен, что уложил в щит все пули, — глазомер у него был неплохой, и его отец даже пророчил своему сыну карьеру художника. Но когда дежурный объявил результаты стрельб, оказалось, что Кожедуб промахнулся мимо мишени, — ни одного попадания.

Молодой летчик был разочарован, и даже пристыжен. Но инструктор тогда прочитал расстроенному Ивану небольшую лекцию: «Когда Валерий Павлович Чкалов стал служить в воинской части, он уже блестяще пилотировал

Но вначале Чкалов стрелял неважно. Он откровенно и прямо сказал об этом командиру части и начал упорно тренироваться

Валерий Павлович достиг замечательных результатов: вышел на первое место по всем видам стрельбы».

«Чкалов был кумиром всей страны, и, разумеется, для Кожедуба тоже. Упорной и постоянной тренировкой Кожедуб все-таки сумел добиться к концу учебы хороших показателей по огневой подготовке», — говорит его друг Сергей Крамаренко.

На защиту новой Родины

Анеля Кживонь происходила из польской семьи, которая в начале 1920-х годов поселилась на территории Тарнопольского воеводства. Эти земли были присоединены к Польше по результатам войны с Советским Союзом. И поляки начали активно их заселять. Среди колонистов был и отец Анели Тадеуш.

В 1925 году на хуторе Пужники, что рядом с селом Садовое, родилась Анеля. А спустя четырнадцать лет в Европе вновь произошёл передел территории. СССР и Германия подписали пакт Молотова-Риббентропа, и часть Польши перешла под контроль Москвы. Кто-то из поляков покинул те земли, кто-то решил остаться. Но досталось и первым, и вторым: одних ждала война с Германией, других — столкновение с советской властью.

Анеля Кживонь. (krskstate.ru)

Часть поляков, живших на советской территории, подверглась депортации. Среди таковых оказалась и семья Кживонь. Сначала их отправили в посёлок Якутино в Иркутской области. Но через какое-то время переселили в Канск в Красноярском крае. Анеля окончила школу, стала трудиться на деревообрабатывающем предприятии.

Начало Великой Отечественной войны Анеля восприняла очень болезненно. Она хотела пойти на фронт добровольцем, но была ещё слишком юной. В 1943 году по инициативе «Союза польских патриотов» была сформирована первая польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко. Поляки, проживавшие на территории СССР, решили отправиться на защиту своей новой Родины.

Восемнадцатилетняя Анеля заявила о своём желании отправиться на фронт. Она хотела лично бить гитлеровцев, напавших на Советский Союз. Родители, конечно, были против. Но упрямая Анеля их не послушала. И вскоре её зачисли в дивизию. Девушка оказалась в составе стрелковой роты автоматчиков отдельного женского пехотного батальона имени Плятер. И 15 июля Кживонь приняла присягу.

Польская дивизия, входящая в состав 33-й армии Западного фронта, оказалась в Белоруссии. Боевое крещение произошло уже в октябре 1943 года. Поляки схлестнулись с гитлеровцами у села Ленино в Могилёвской области. Сначала бой складывался в пользу немцев. Противник быстро понял, что ему противостоят неопытные бойцы, и постарался воспользоваться этим обстоятельством.

И на какое-то мгновение поляки дрогнули. Исход противостояния решил майор Бронислав Ляхович, командир батальона. Он повёл своих бойцов на противника. Личный пример воодушевил солдат. Ляхович погиб почти сразу, но поляки продолжили атаку. И их было уже не остановить.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней — еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых — два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Aтмocфepa Луны

«Победа в воздухе куётся на земле»

Великую Отечественную войну Сафонов встретил, находясь за штурвалом истребителя И-16. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он сбил свой первый вражеский самолёт — бомбардировщик Хе-111. Согласно ряду свидетельств, это стало первой воздушной победой советских лётчиков в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья с призывом «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». Сам же Сафонов, спустя всего три дня, сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.

Несмотря на то что ситуация в Заполярье была чрезвычайно напряжённой, Сафонов находил время для анализа боёв и разработки новых тактических приёмов. Его эскадрилья, имея относительно небольшие потери, стала самой результативной в полку. При этом он умел находить подход к подчинённым. Одних он прямо во время боя обучал тактике и записывал на них сбитые благодаря его помощи самолёты врага, с другими устраивал «разборы полётов», причём порой весьма болезненные.

Также по теме

«Обращал свои способности на благо страны»: как Иван Папанин стал дважды Героем Советского Союза

125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, один из первых организаторов полярных исследований в СССР Иван Папанин. Хотя он…

По воспоминаниям сослуживцев, Сафонов однажды отчитал при товарищах молодого лётчика, проявлявшего в бою чрезмерную осторожность, в дальнейшем тот стал буквально образцом мужества. Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте

Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования

Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте. Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования.

Особое внимание Сафонов уделял техническому обеспечению полётов. «Победа в воздухе куётся на земле

Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», — заявил он однажды в интервью флотской газете.

Сафонов тщательно изучал сбитые немецкие самолёты, продумывал способы их наиболее эффективного уничтожения, указывал своим подчинённым на их ошибки во время боя. Он требовал, чтобы лётчики не полагались на случайность и действовали в бою с холодной головой. Однажды он заменил пряжки на своём шлеме на кнопки и заставил всю эскадрилью сделать то же самое. Новшество позволило выигрывать более полуминуты во время взлёта по тревоге.

  • Летчик-истребитель Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла
    Кеннет Воод и Чарльтон Ваг Хоу, осень 1941 года
  • РИА Новости

Сафонов смело атаковал превосходящего по численности противника. 8—9 августа 1941 года его подразделение отразило крупнейшую на тот момент попытку авианалёта на Мурманск, сбив сразу 13 самолётов нацистов. Согласно ряду свидетельств, когда гитлеровские лётчики видели самолёт Сафонова, они сообщали об этом по рации и ретировались с места боя.

«Не припомню ни одного случая, чтобы фашист, с которым вступил в бой командир, смог уйти целым и невредимым. Много новых, никогда и никем не применявшихся тактических приёмов преподал нам Борис Феоктистович. Учил нас внезапному удару, быстроте манёвров», — вспоминал лётчик Пётр Семёненко.

16 сентября 1941 года Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1941 года был сформирован новый, 78-й истребительный авиационный полк Северного флота. Его командиром был назначен Сафонов. В полк были переданы предоставленные британской стороной истребители Hawker Hurricane. Сафонов положительно оценил их лётные характеристики, но был крайне недоволен вооружением. Под его руководством советские техники установили на английские самолёты отечественные пушки и пулемёты.

«Важной частью деятельности сафоновцев стало сопровождение в северных водах западных конвоев», — отметил Юрий Кнутов

  • Борис Сафонов
  • РИА Новости

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики — Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Положение о звании «Герой Советского Союза»

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.

Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.

Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.

В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:

Бессмертный подвиг

В том сражении у села Ленино поучаствовала и Анеля. Командир поручил девушке отвезти в штаб секретные документы. А по пути ей необходимо было ещё заехать за раненным солдатами и доставить их в госпиталь.

Первую часть задания Анеля выполнила без проблем. Она добралась до раненных бойцов и вместе с водителем грузовика разместила их в кузове. Перевязанные окровавленными бинтами красноармейцы сильно впечатлили девушку. В пути Анеля пыталась приободрить их и как-то отвлечь, но не получалось — ранения были слишком серьёзными.

Вдруг послышался шум, который заглушил тарахтящий мотор грузовика. Кживонь выглянула из кузова — по земле мелькали крупные тени. Девушка посмотрела вверх и увидела несколько вражеских самолётов.

Вскоре послышались взрывы. С каждым мгновение страшные звуки становились ближе. Машину начало трясти и раскачивать. Водитель петлял по разбитой дороге, но обмануть смерть у него не получилось. Грузовик отбросило в сторону, кузов заполнил едкий чёрный дым. Бойцы кричали от боли и страха, но самостоятельно выбраться из горящей машины они не могли. Несколько секунд Анеля, прижимая папку, просто смотрела на происходящий ужас. Она должна была спасти секретные документы и доставить их в штаб, но… девушка решила иначе.

Памятник в селе Садовое. (warheroes.ru)

Анеля начала вытаскивать из машины солдат. Одного за другим она спускала на землю и оттаскивала на безопасное расстояние. А грузовик горел всё сильнее, брезентовая крыша в любую секунду могла рухнуть

Но девушка не обращала на это внимание. Она пыталась спасти всех.

Советские солдаты в окопах увидели горящий грузовик и поспешили на помощь. Лишь несколько сотен метров разделяли их и Анелю, но красноармейцы не успели. Кживонь в очередной раз залезла в кузов, когда опоры не выдержали и горящий брезент похоронил под собой храбрую девушку и оставшихся раненых бойцов. Солдаты потушили огонь, но было уже слишком поздно. Кживонь похоронили в братской могиле в селе Ленино.

В ноябре 1943 года Кживонь была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно. Также её посмертно наградили орденом Ленина и польским орденом Virtuti Militari V класса.

Анеля Кжиновь является единственной женщиной-иностранкой, которая стала Героем Советского Союза. В её честь установлено несколько памятников. Один из них находился в Польше, но после распада СССР его убрали.

Положение о звании «Герой Советского Союза»

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.

Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.

Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.

В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector