10 распространённых заблуждений о полётах на луну

Содержание:

Флаг СССР

Маленький флаг СССР, побывавший на Луне, и чуть выше него — ёмкость с лунным грунтом в экспозиции Мемориального музея космонавтики на ВДНХ в Москве

В ходе высадки «Аполлона-11» на Луну на борт были взяты небольшие флаги более чем 130 государств. Среди них был и флаг СССР.

2 июня 1970 года Нил Армстронг, прибывший с визитом в СССР в составе делегации из 32 руководящих сотрудников и научных специалистов НАСА и принимавший участие в XIII-й ежегодной конференции КОСПАР, встретился с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. При встрече Армстронг подарил ему маленькую ёмкость с образцами лунного грунта и флаг СССР, который вместе с астронавтами 20—21 июля 1969 года побывал на поверхности Луны. Косыгин сказал, что всегда будет беречь этот подарок как символ великого достижения.

Принятие решения

20 сентября 1967 года руководство НАСА приняло план, в котором все полёты (миссии) по программе «Аполлон» расписывались по семи шагам от А до G (в порядке букв английского алфавита), где G означала достижение цели — полёт с посадкой астронавтов на Луну.

Миссия Номер полёта Цели Ракета-носитель Траектория Продолжительность
A 4 и 6 Доводка РН и космического корабля; вхождение в атмосферу Земли со скоростью возвращения от Луны Сатурн-5 Апогей 16 600 км Около 8,5 часа
B 5 Доводка лунного модуля (ЛМ), двигательной системы и технологии разделения ступеней Сатурн-1Б Низкая околоземная эллиптическая орбита Около 6 часов
C n Оценка работы систем командно-служебного модуля (КСМ) и действий экипажа Сатурн-1Б Низкая околоземная орбита До 11 суток
D n+1 Оценка работы систем ЛМ, КСМ и действий экипажа; совместное маневрирование КСМ и ЛМ Сатурн-5 или два Сатурна-1Б Низкая околоземная орбита До 11 суток
E n+2 Совместное маневрирование КСМ и ЛМ Сатурн-5 Высокая околоземная орбита До 11 суток
F n+3 Оценка работы лунной миссии в условиях глубокого космоса Сатурн-5 Окололунная орбита До 11 суток
G n+4 Посадка на Луну
n — номер зависит от успехов миссий А и В

В период между февралём 1966 года и апрелем 1968 года были осуществлены пять беспилотных полётов. Программу миссии А выполнили «Аполлон-4» и «Аполлон-6». В ходе их полётов были проведены беспилотные испытания командно-служебного модуля и подтверждена надёжность ракеты-носителя «Сатурн 5», которой можно было доверить отправку людей в космос. «Аполлон-5» с беспилотным лунным модулем в январе 1968 года выполнил программу В-миссии. В результате полёта «Аполлона-7» 11—22 октября 1968 года была успешно выполнена программа С-миссии. Следующими должны были стать миссии D (первые пилотируемые испытания лунного модуля) и E (испытания лунного модуля на очень высокой околоземной орбите). Однако из-за серьёзных проблем производство лунного модуля задерживалось. К концу лета 1968 года стало ясно, что он не будет готов в запланированные сроки. Грумман Корпорейшн, производитель лунного модуля, выбился из графика, работая над уменьшением его массы и повышением надёжности электропроводки. К тому же в начале августа 1968 года НАСА получило от ЦРУ информацию, что СССР планирует предпринять в конце года пилотируемый облёт Луны. Было высказано предложение запустить следующий корабль без лунного модуля на действительно высокую орбиту, простирающуюся на 380 000 км до Луны. Серьёзных возражений никто не высказал. Миссию было решено переквалифицировать в C’ (англ. C-prime, Си-прайм). 19 августа было объявлено о решении — «Аполлон-8» полетит к Луне. Вместо лунного модуля он возьмёт цилиндрическую болванку аналогичной массы. А первые пилотируемые испытания лунного посадочного корабля проведёт экипаж «Аполлона-9». Окончательное решение было обнародовано 12 ноября 1968 года.

Кто же первым изобрел самолет

Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»

Слева направо: Томас Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк.

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен.

На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. Более того, они установили рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле — 18 км/ч.

На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры.

А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта (реголита), а также о скорости распространения звука в нем.

Один из зарядов.

На фото — миномет для активного сейсмического эксперимента.

В ходе миссии «Аполлон-16» астронавты собрали и доставили на Землю 96,7 килограммов образцов лунного грунта. Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и кинопленки, отснятой на Луне и окололунной орбите.

Взлёт с Луны и стыковка

Сперва давайте изучим сам посадочный модуль. Он состоял из двух частей, посадочной ступени, которая больше не нужна и взлётной ступени, в которой находились астронавты. На взлётной ступени было установлено собственная реактивная система, необходимое для выхода на лунную орбиту.

Надеюсь, вы не забыли об одиноком астронавте, который сейчас наверху ждёт своих коллег в командном модуле, то что произойдёт далее называется рандеву и стыковка.

Мы постараемся нагляднее объяснить процесс, который должен произойти. В точное время, взлётная ступень включалась примерно на семь с половиной минут — это позволяло выйти на лунную орбиту последующие три с половиной часа. Происходит ещё несколько зажигания двигателя, прежде чем аппараты смогут состыковаться. Они облетят Луну почти дважды, в более поздних миссиях удалось добиться стыковки менее, чем за один облет. Не будем подробно объяснять процесс стыковки это довольно сложная и комплексная задача которую мы подробно опишем в другой статье, на примере международной космической станции.

После стыковки все ценные грузы и материалы переносились из взлётной ступени в командный модуль. Приходила пора попрощаться с посадочным модулем, ему предстояло либо остаться на орбите, либо упасть на поверхность Луны.

ЗиС-3 в послевоенное время

Устройство и принцип действия

Прежде всего стоит уделить внимание конструктивным особенностям, строению, составу фильтрующе-поглощающего блока и, естественно, его назначению. Данная составная часть ГП отвечает за эффективное (практически полное) очищение вдыхаемого человеком воздуха от большинства потенциально опасных примесей

Эта коробка выполняется из обычной жести или же из алюминия. Повышенную прочность и устойчивость к повреждениям цилиндрическому корпусу придают специальные ребра жесткости.

Если аппарат находится на хранении, то данный конструктивный элемент плотно закрывается специальным колпачком, имеющим прокладку для обеспечения максимальной герметичности. На противоположной стороне, то есть в днище ФПК, находится отверстие, через которое в фильтр поступает воздух. Его на время хранения также следует плотно закрыть специальной пробкой.

Одним из важных элементов конструкции является очковый узел, имеющий обзорные стекла. На последние при эксплуатации устанавливаются специальные незапотевающие пленки. Также предусмотрена установка утеплительных манжет при низких температурах. Это позволяет сохранять полную прозрачность стекол практически в любых эксплуатационных условиях. Помимо этого, конструкция описываемого узла включает такие составные части, как:

  • обтюратор в виде тонкой полоски, выполненной из мягкой резины и обеспечивающей максимальную герметичность;
  • прибор с мембраной, отвечающий за передачу речи;
  • запорные механизмы блоков дыхания;
  • система ремешков, которые позволяют подогнать маску и зафиксировать ее с максимальной герметичностью.

Последний конструктивный элемент включает в себя пластину (затылочную) и 5 лямок – одну лобную, а также по две височных и щечных. В ситуации с последними речь идет о металлических фиксирующих приспособлениях, а остальные лямки фиксируются пряжками из пластика. При этом все ремни имеют упоры ступенчатого типа.

Принцип функционирования описываемого аппарата во всем идентичен алгоритму действия большинства его «собратьев». В то же время для противогаза гражданского 7-й серии характерны такие явные преимущества, как:

  • минимизированное сопротивление ФПК;
  • максимально надежное срабатывание клапанов и минимизация рисков их повреждения, обеспечиваемая уникальной формой лепестков;
  • возможность длительной и максимально комфортной (создается минимальное давление макси на лицо) эксплуатации устройства даже в самых сложных условиях;
  • максимальная герметичность, сохраняющаяся в том числе и при повреждении лямок.

Качественная мембрана гарантирует четкую передачу звуков, что позволяет использовать средства связи.

Дальнейшее развитие лунных миссий

Говорить сегодня о том, что земляне не были на Луне, некорректно и невежливо по отношению к людям, принимавшим участие в этом грандиозном проекте. Всего к Луне было отправлено шесть экспедиций, которые завершились высадкой человека на поверхность нашего спутника. Своими стартами ракет к Луне американцы дали шанс человеческой цивилизации по-настоящему оценить масштабы космоса, взглянуть на нашу планету со стороны. Последний полет к земному спутнику состоялся в декабре 1972 года. После этого ракетные пуски в сторону Луны не осуществлялись.

https://youtube.com/watch?v=7TdrWbsAlq0

Можно только догадываться об истинных причинах сворачивания столь грандиозной и масштабной программы. Одной из версий, которой придерживается сегодня большинство экспертов, является высокая стоимость проекта. По сегодняшним меркам на космическую программу по освоению Луны было потрачено более 130 млрд. долларов. Нельзя сказать, что американская экономика с натугой тащила лунную программу. Высока вероятность того, что просто возобладал здравый смысл. Особой научной ценности полеты человека на Луну не имели. Данные, с которыми сегодня работает большинство ученых и астрофизиков, позволяют достаточно точно сделать анализ того, что представляет собой наша ближайшая соседка.

Американский лунный модуль в музее

Чтобы получить необходимую информацию о нашем спутнике, совсем не обязательно отправлять в столь рискованное путешествие человека. С этой задачей прекрасно справились советские автоматические зонды «Луна», доставившие на Землю сотни килограммов лунной породы и сотни снимков и изображений лунного ландшафта.

Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Предыстория

Программа Аполлон задумана в начале 1960 года, при администрации Эйзенхауэра, как продолжение американской космической программы Меркурий. Космический корабль Меркурий мог доставить лишь одного астронавта на низкую орбиту вокруг Земли. Новый корабль Аполлон был предназначен, чтобы вывести трёх астронавтов на траекторию к Луне и, возможно, даже совершить посадку на ней. Программа была названа в честь Аполлона греческого бога света и стрельбы из лука, менеджером НАСА Аврамом Силверстайном. Несмотря на то, что финансирование было значительно ниже необходимого из-за негативного отношения Эйзенхауэра к пилотируемой космонавтике, НАСА продолжало разработку программы. В ноябре 1960 года Джон Ф. Кеннеди был избран президентом, после кампании, в которой он пообещал американцам добиться превосходства над Советским Союзом в области исследования космоса и ракетостроения.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, что лишь укрепило опасения американцев в том, что США отстали от Советского Союза на технологическом уровне.

Личный кабинет кандидата

Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»

Слева направо: Томас Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен.

На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. Более того, они установили рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле — 18 км/ч.

На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры.

А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта (реголита), а также о скорости распространения звука в нем.

В ходе миссии «Аполлон-16» астронавты собрали и доставили на Землю 96,7 килограммов образцов лунного грунта. Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и кинопленки, отснятой на Луне и окололунной орбите.

Четвертая высадка на Луну – «Аполлон-15»

Cлева направо: Дэвид Скотт, Альфред Уорден, Джеймс Ирвин.

Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов). Астронавты совершили три выхода на лунную поверхность, общая продолжительность которых составила 18 ч 33 мин. На Луне экипаж впервые использовал первый в истории лунный вездеход (луноход), проехав на нем в общей сложности 27,9 км.

За время своей работы на спутнике астронавты собрали 77 кг образцов лунных пород, провели несколько научных экспериментов.

Кроме того, участники экспедиции расположили на поверхности Луны памятную табличку «Павший астронавт» и алюминиевую скульптуру, изображающую астронавта в скафандре. На табличке увековечены имена 8 астронавтов США и 6 космонавтов СССР, к тому времени погибших или умерших.

Перед тем, как покинуть окололунную орбиту, астронавты запустили из модуля научных приборов небольшой искусственный спутник Луны, предназначенный для измерения ее магнитного и гравитационного полей.

RAH-66 «КОМАНЧ» — самый скрытный

Система управления

Узнав, какие виды и рода вооруженных сил имеются в армии РФ, нам осталось выяснить, как устроена высшая иерархия. Выглядит она следующим образом. Верховным главнокомандующим ВС РФ является президент России. В период мирного времени он определяет направленность вектора военной политики, утверждает государственные военные программы, а также лично утверждает расположение объектов повышенной секретности, в том числе и содержащих ядерные боеголовки. Также президент лично формирует указы о призыве граждан на срочную службу в армии.

Второе по важности с военной точки зрения лицо в стране – министр обороны. В его ведомстве находятся генеральный штаб и Министерство обороны (главные органы центрального военного управления)

В этих учреждениях, в свою очередь, располагаются высшие командования видами войск. Начальники военных округов при этом находятся в штабах, располагающихся в соответствующих городах.

Отменённые полёты

Первоначально планировалось ещё 3 лунные экспедиции по 1974 год — «Аполлон-18» (экипаж — Ричард Гордон, Вэнс Бранд, Харрисон Шмитт; последний переведён в состав экипажа «Аполлона-17» вместо первоначально назначенного Джозефа Энгла), «Аполлон-19» (экипаж — Фред Хейз, Уильям Поуг, Джеральд Карр) и «Аполлон-20» (экипаж — Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джек Лаусма). Однако НАСА сократило бюджет программы и отменило сначала (в январе 1970 года) полёт «Аполлона-20», а затем (в сентябре 1970 года) и «Аполлона-18», «Аполлона-19». Официально причиной отмены было названо отсутствие новой научной ценности при огромных расходах госбюджета и налогоплательщиков. Также была ограничена по объёму (ППА).

Вертолеты Игоря Сикорского. Краткая история.

Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Спустя 21 час и 36 минут нахождения на Луне «Орел» начал взлет. Примечательно, что во время взлета Олдрин увидел в иллюминатор, что в результате работы реактивного двигателя установленный флаг упал. Через четыре с половиной часа после взлета, лунный и командный модули сблизились до 30-ти метров. После стыковки, астронавты Армстронг и Олдрин очистили свою одежду от реголита при помощи пылесоса, и перешли в командный модуль, где их ожидал Коллинз.

Король Таиланда, или каким должен быть настоящий король?

Примечания

Отменённые полёты

Первоначально планировалось ещё 3 лунные экспедиции по 1974 год — «Аполлон-18» (экипаж — Ричард Гордон, Вэнс Бранд, Харрисон Шмитт; последний переведён в состав экипажа «Аполлона-17» вместо первоначально назначенного Джозефа Энгла), «Аполлон-19» (экипаж — Фред Хейз, Уильям Поуг, Джеральд Карр) и «Аполлон-20» (экипаж — Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джек Лаусма). Однако НАСА сократило бюджет программы и отменило сначала (в январе 1970 года) полёт «Аполлона-20», а затем (в сентябре 1970 года) и «Аполлона-18», «Аполлона-19». Официально причиной отмены было названо отсутствие новой научной ценности при огромных расходах госбюджета и налогоплательщиков. Также была ограничена по объёму (ППА).

Видео: Цена на военный билет / купить военный билет

Боеприпасы

Экипаж не мог получить страхование жизни, но они нашли способ обойти его

Как уже упоминали ранее, экипаж Apollo 11 столкнулся с возможностью того, что они не смогут вернуться с Луны. Астронавты бы взяли страхование жизни, но это было бы невероятно дорого. Таким образом, экипаж Apollo 11 подписал сотни автографов, которые их семьи могли бы продать после их смерти.

Астронавты Apollo 11 славились задолго до того, как покинули Землю. У них было много поклонников, которые просили автографы. Фактически, команда подписала тысячи автографов после своей миссии, которые некоторые из их поклонников продали за значительные суммы.

Такие автографы принесли бы хорошую сумму после смерти экипажа. К конверты, подписанные астронавтами и помеченные на такие даты, как запуск и посадка на Луну, стоили бы состояния, если бы кто-то из членов экипажа умер в космосе.

Пулемет НСВ-12,7 Утёс — видео

Правила эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация Т-70 должна проводиться по таким правилам:

  • контролируйте показатели топливных датчиков на приборной панели;
  • следите за исправностью всех механизмов, своевременно устраняя поломки;
  • управляйте трактором только с закрытой дверью кабины;
  • переключение скоростей на данной модели можно производить, не заглушая двигатель — выполняйте переключение плавно, без рывков;
  • следите за состоянием аккумулятора, своевременно добавляйте электролит;
  • для разного времени года применяйте топливо по сезону (существуют специальные марки зимнего и летнего дизтоплива);
  • уровень охлаждающей жидкости не должен опускаться ниже 100 мм от верхнего торца горловины бака;
  • запрещается запуск дизеля при неисправной системе охлаждения!
  • при низкой температуре воздуха после запуска дайте двигателю прогреться — работа на холостых оборотах в течение нескольких минут.

Сроки технического обслуживание трактора Т-70 указаны в таблице ниже. Обкатку не выполняют, поскольку новые экземпляры трактора не производятся.

Габариты и основные показатели

Бывшие операторы

  • СССР СССР
  • Афганистан Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Бангладеш Бангладеш — 50 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Вьетнам Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Гвинея Гвинея — 8 ЗиС-3, по состоянию на 2007 год
  • Замбия Замбия — 35 ЗиС-3, по состоянию на 2007 год
  • Республика Конго Республика Конго — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Куба Куба — первые орудия поступили на вооружение в 1961 году[источник не указан 854 дня]; некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Мадагаскар Мадагаскар — 12 ЗиС-3, по состоянию на 2007 год
  • Македония Македония — 10 ЗиС-3, по состоянию на 2007 год
  • Мозамбик Мозамбик — 40 ЗиС-3, по состоянию на 2007 год
  • Уганда Уганда — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • КНДР КНДР
  • Украина

Вы воевали сами с собой!

Официально СССР заявлял, что никогда не участвовал в лунной гонке. И не имел никакой программы по высадке людей на Луну. Советское руководство утверждало, что не хочет рисковать жизнями советских граждан. Ведь роботы вполне могут выполнять ту же работу. Очевидно, что американские спецслужбы знали об истинном состоянии дел. Однако по каким-то причинам не сделали эту информацию достоянием общественности. И поэтому тот факт, что американцы соревновались сами с собой, был серьезно воспринят западными СМИ. А американский тележурналист Уолтер Кронкайт однажды заявил, что деньги, потраченные на программу «Аполлон», были израсходованы зря. Поскольку «русские никогда не участвовали в гонке».

Не хочу ничего утверждать, лишь хочу отметить интересный факт — огромная секретная советская программа высадки людей на Луну действительно существовала. И была успешно засекречена на многие десятилетия. И никто из десятков тысяч ее участников не проболтался. Лишь только с распадом Советского Союза часть настоящей правды наконец стала достоянием общественности.

Представляете, какие космические тайны могут открыться людям, если прекратят свое существование США?

Флаг СССР

Маленький флаг СССР, побывавший на Луне, и чуть выше него — ёмкость с лунным грунтом в экспозиции Мемориального музея космонавтики на ВДНХ в Москве

В ходе высадки «Аполлона-11» на Луну на борт были взяты небольшие флаги более чем 130 государств. Среди них был и флаг СССР.

2 июня 1970 года Нил Армстронг, прибывший с визитом в СССР в составе делегации из 32 руководящих сотрудников и научных специалистов НАСА и принимавший участие в XIII-й ежегодной конференции КОСПАР, встретился с Председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. При встрече Армстронг подарил ему маленькую ёмкость с образцами лунного грунта и флаг СССР, который вместе с астронавтами 20—21 июля 1969 года побывал на поверхности Луны. Косыгин сказал, что всегда будет беречь этот подарок как символ великого достижения.

См. также

6

«Орион» и все, все, все

С кораблем для совершения лунной миссии у NASA ситуация получше. В настоящее время «Локхид Мартин» собирает первый образец многоразового корабля «Орион». По сравнению с опаздывающей уже на несколько лет ракетой можно сказать, что тут ситуация практически нормальная. По крайней мере разработчики уверяют, что успеют к первому непилотируемому старту SLS, запланированному на 2020 год.

Остается посадочный модуль, и вот тут совсем беда. К настоящему времени его разработка еще не начиналась. В предыдущей космической программе, опубликованной в сентябре 2018 года, NASA планировало определиться с концепцией миссий на лунную поверхность и выбором корабля для них лишь в 2024 году.

Космос

Космический корабль «Орион»

Фото: NASA

Что еще хуже, модуль придется делать практически с нуля, и потребуется на это лет пять минимум, согласно современным срокам разработок. И то это лишь в идеальном случае, надеяться на который было бы совсем неразумно. Хуже всего, что не получится взять разработки от проекта лунного модуля по закрытой программе «Созвездие». Тот модуль разрабатывался для ракеты «Арес-5», имевшей отсек для полезной нагрузки диаметром 10 м, а у нынешней SLS лишь 8,4 м.

Есть вопросы и к отсутствию нормальных лунных скафандров: требуется разработка нового, поскольку сделать их из используемых в настоящее время для внешнекорабельной деятельности EMU (Extravehicular Mobility Unit) просто не получится. А это тоже очень серьезные денежные вливания и время на разработку.

Космос

Фото: NASA

Может, если NASA не справляется самостоятельно, стоит попросить помощи у коммерческих компаний? Вполне возможно, что в итоге агентство так и поступит, попробовав отдать контракты на самые проблемные вопросы SpaceX или Blue Origin. К слову, надеяться на то, что SpaceX сможет справиться с заданием «вместо» NASA, не стоит. Falcon Heavy для пилотируемой лунной миссии с высадкой просто не хватит, а надеяться на полную готовность Big Falcon Rocket не стоит. Эта ракета в настоящее время на начальном этапе создания, а учитывая ее новаторский подход к архитектуре носителя, времени на полную доработку и все необходимые испытания потребуется очень много.

Состав сухого пайка

Вторая высадка на Луну «Аполлон-12»

Cлева направо: Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин

Запуск второй пилотируемой миссии к Луне состоялся 14 ноября 1969 года. К спутнику добрались 19 ноября.

Прогуляться по поверхности спутника повезло астронавтам Питу Конраду и Алану Бину. Пилот Ричард Гордон ждал их на орбите.

Посадка на спутник осуществлялась примерно в 1500 километрах от места высадки «Аполлона-11». В ходе этой высадки астронавты провели фотографирование спутника, собрали образцы грунта, провели несколько сеансов телевизионной связи с Землей.

Кроме того, команда «Аполлона-12» подтвердила свои навыки сверхточной посадки. Они прилунились всего в 185 метрах от беспилотного космического корабля Сервейер-3, севшего на Луну двумя годами ранее. Перед астронавтами была поставлена задача демонтировать некоторые детали указанного аппарата и доставить их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях.

Время пребывания на Луне астронавтов миссии «Аполлон-12» составило 31 час 31 минуту 04 секунды.

Отзывы владельцев

Отменённые полёты

Первоначально планировалось ещё 3 лунные экспедиции по 1974 год — «Аполлон-18» (экипаж — Ричард Гордон, Вэнс Бранд, Харрисон Шмитт; последний переведён в состав экипажа «Аполлона-17» вместо первоначально назначенного Джозефа Энгла), «Аполлон-19» (экипаж — Фред Хейз, Уильям Поуг, Джеральд Карр) и «Аполлон-20» (экипаж — Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джек Лаусма). Однако НАСА сократило бюджет программы и отменило сначала (в январе 1970 года) полёт «Аполлона-20», а затем (в сентябре 1970 года) и «Аполлона-18», «Аполлона-19». Официально причиной отмены было названо отсутствие новой научной ценности при огромных расходах госбюджета и налогоплательщиков. Также была ограничена по объёму программа Apollo Applications Program (AAP).

Примечания

Комментарии
Использованные источники
  1. , p. 181.
  2. , p. 180.
  3. , p. 182.

Сопротивление традиционалистов

По утверждениям немецких историков, как Х.Гудериан, так и Л.Бек при реализации своих планов столкнулись с сопротивлением традиционалистов, в частности, Главного управления сухопутных сил (Allgemeinen Heeresamt), которое возглавлял генерал-майор Фридрих ФРОММ (Friedrich FROMM).

На предложения Л.Бека 22 января 1936 г. управление ответило, что основная задача танков заключается в поддержке атак пехоты и поражении живой силы противника. Бой танков против танков считался маловероятным, а в бою танковые подразделения следует подчинять командованию пехотной дивизии.

Генерал Людвиг БЕК

Уже через неделю Л.Бек возражал Главному управлению, настаивая на том, что главной задачей танковых войск вермахта является борьба с вражескими танками. Кроме того, Л.Бек активно выступал за самостоятельные танковые дивизии, которые пригодны для выполнения оперативных задач. Соответственно, они не должны подчиняться пехоте.

Точку в этом споре поставил Вернер фон ФРИЧ к тому времени уже генерал-полковник. 11 февраля 1936 г. В.Фрич поддержал концепцию оперативного использования танков Л.Бека и назвал её «поворотом, ориентированном в будущее». Тем самым, для Л.Бека дорога по строительству танковых войск вермахта в его понимании вопроса оказалась открыта.

Однако, генерал не мог реализовать все свои замыслы, поскольку теперь тотальному оснащению всех танков пушками противилось управление сухопутными вооружениями (Heereswaffenamt). Согласно меморандуму ведомства от 23 марта 1936 г. все имевшиеся типы немецкой бронетехники (Panzerkampfwagen I — IV) признавались достаточными для выполнения стоящих задач, а оснащение всех танков пушками не имело необходимости.

Откликнувшись на предложения генерала О.Лутца, в 1937 г

Х.Гудериан опубликовал свою книгу «Внимание – танки!» («Achtung – Panzer!»). Эта работа и последующие публикации сделали его бесспорным лидером среди немецких танковых теоретиков

Вместе с тем, как показано выше, основы доктрины применения танковых войск вермахта закладывались многими военными специалистами Германии.

Х.Гудериан (слева) изучает обстановку. 1944 г.

В ходе третьего полета к Луне могли погибнуть астронавты

Слева направо: Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз

Следующей лунной миссией должен был стать «Аполлон-13». Ее запуск состоялся 11 апреля 1970 года. В составе экипажа были Джеймс Ловелл, Джон Суаргейт, Фред Хейз. Спустя два дня после запуска произошла серьезная авария — взорвался кислородный бак на служебном модуле космического аппарата. Экипаж так и не смог высадиться на Луну.

Вид из корабля над поверхностью Луны.

Именно во время этой экспедиции прозвучала знаменитая фраза: «Хьюстон, у нас проблемы».

Последствия взрыва.

На время операции по спасению экипажа ряд стран, в том числе СССР, объявили режим радиомолчания на использовавшихся частотах. Кстати, по мотивам этих событий даже сняли фильм. Он так и называется – «Аполлон-13». Советуем посмотреть, если кто еще не видел.

Boeing CH-47 Chinook — 315 км/ч

Возвращение на Землю

На седьмой день полета корабль «Аполлон-11» уже направлялся в сторону Земли. На следующий день корабль успешно приводнился в Тихом океане. Астронавтов встретили спасатели в биозащитных костюмах, передали им в спускаемый аппарат такие же костюмы, после чего астронавтов переправили на вертолете на борт авианосца «Хорнет». Примечательно, что после посадки экипаж направился сразу в карантинный фургон, во избежание распространения разного рода инфекций, которые астронавты могли привезти с Луны. Именно через стекло этого фургона экипаж общался с президентом. В карантинном фургоне астронавты были доставлены в Хьюстон, и провели в нем 20 дней.

Другие проекты

Россию, Китай и США сегодня можно назвать ведущими державами по исследованию космоса. И каждой из них впечатляющие планы по освоению Луны, и участники заинтересованы в тесном сотрудничестве друг с другом, когда дело дойдет до лунных станций, пилотируемых миссий и высадке людей на спутнике. Однако другие страны тоже занимаются исследованием Луны. 

Индия успешно запустила миссии «Чандраян-1» и «Чандраян-2». Первый аппарат был выведен на лунную орбиту с помощью модернизированной версии индийской ракеты-носителя PSLV-XL в 2008 году. Зонд достиг поверхности Луны, сделав жесткую посадку. Он сообщал данные, обрабатываемые с помощью масс-спектрометра, альтиметра и видеокамеры. «Чандраян-2» был запущен в 2019 году и в данный момент находится в активной стадии выполнения миссии: посадочный аппарат «Викрам» приземлится в район 70-го градуса южной широты (южный полюс), где высадится первый индийский луноход «Прагьян». В обеих индийских миссиях участвуют научные приборы других стран, в частности, НАСА. За счет этой миссии Индия становится четвертой страной мира, которая осуществит посадку на Луне.

Небольшие успехи в освоение Луны делает и Израиль. Аппарат Beresheet от частной компании SpaceIL вышел на лунную орбиту, однако разбился во время мягкой посадки. В компании заявили о начале работ Beresheet 2.

В 2023 Япония и Индия планируют отправить к южному полюсу Луны совместную миссию для поисков воды. Японская сторона предоставит для запуска новую тяжелую ракету H-3 и управляемый луноход, а Индия — посадочный модуль. Ранее Япония также объявила о планах исследовать Луну роботами.

Торпеда «Шквал»

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector