Атомный ракетный крейсер «адмирал лазарев»: история создания

Содержание

Служба в армии России в 2019-2020 годах

Дважды за 12 месяцев молодежную среду наполняют слухи о том, что со следующего призыва в армии придется служить 2 года. Парни судорожно ищут соответствующие законодательные изменения, изучая вопрос длительности нахождения в армии. Пока официальных новшеств, касающихся армейской службы, запланированных для реализации в 2019-2020 годах, еще нет. Это не значит, что в последний момент они не появятся.

Отдать долг Родине в ближайшие годы можно будет всеми перечисленными выше способами, хотя у двух из них есть нюансы, устраивающие не всех призывников. Поэтому для некоторых парней срочная служба является предпочтительней других вариантов. Следовательно, если сроки по призыву увеличат, то длительность других «видов» службы в армии, тоже возрастет. Поэтому некоторые просто принимают службу как неизбежность, своевременно приходя в военкомат.

Впрочем, пока еще власти не отказались от идеи создания основы профессиональной армии с преобладанием контрактных военных. Это одна из причин, почему увеличение срока службы для молодых парней во время ежегодного призыва пока не планируется. Во всяком случае данные по ближайшему призыву точно успеют обновить, предупредив людей, но пока остается тот самый короткий год, а не два или полтора.

Каким точно будет срок службы в армии России в 2019-2020 годах станет ясно лишь в момент непосредственного призыва. Одним «росчерком пера» срок службы может поменяться как предыдущей осенью, так и следующей весной. С другой стороны мужчины должны защищать Отчизну, поэтому военкоматы будут радостно ждать призывников при любом сроки службы.

Советуем к просмотру: видео об армии России

Последняя стоянка

Вплоть до конца 80-х годов «Адмирал Лазарев» регулярно выходил в море для выполнения поставленных командованием задач. За все годы эксплуатации крейсер прошло почти семьдесят тысяч морских миль. Ходовой ресурс был израсходован едва на 40%. Крейсер мог еще служить много лет. Однако судьба уникального ракетоносца сложилась по-другому. После развала Советского Союза сразу же поменялась военно-морская доктрина российской власти. От больших военных кораблей, способных совершать дальние плавания, решили отказаться. Были ликвидированы все ремонтные базы флота во Вьетнаме, Анголе и Сомали.

Весной 1992 года крейсер переименовали и пришвартовали на стоянку к пирсу бухты Абрек. На правительственном уровне долго не могли принять решение о дальнейшем использовании корабля. Несколько раз его пытались перевести в другое место, где можно заняться ремонтными работами. Однако печальная история регулярно повторялась – в бюджете страны на это не хватало средств.

На сегодняшний день крейсер находится в плачевном состоянии. Даже некоторое оживление и восстановление военного потенциала страны не коснулись «Адмирала Лазарева». Эксперты склонны считать, что министерство обороны уже приняло решение о списании корабля, но не спешит заявить об этом во всеуслышание.

Постройка и испытания

Крейсер «Фрунзе» во время достройки на плаву, 1982 год

27 июля 1978 года на Балтийском заводе в городе Ленинграде был заложен второй корабль проекта 1144 — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе». Во время строительства кораблю был присвоен заводской №801.

Спуск «Фрунзе» на воду состоялся 26 мая 1981 года.

17 июня 1983 года на корабль заселился экипаж, сформированный на базе 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота.

30 сентября 1983 года законченный постройкой крейсер «Фрунзе» вышел с завода, приступая к ходовым испытаниям.

С 26 августа по 2 сентября 1984 года «Фрунзе» совершил переход из Кронштадта в Североморск для завершения испытаний со стрельбой бортовым оружием. На переходе было пройдено 2692 мили.

В октябре 1984 года проводились испытания главного ударного комплекса боевой стрельбой: 3 октября выполнили один пуск КР «Гранит» из ПУ №6 и 5 октября два пуска крылатых ракет из пусковой установки №7.

31 октября 1984 года был подписан приёмный акт, которым Балтийский завод передал флоту новый тяжёлый атомный ракетный крейсер, а 7 декабря 1984 года его официально зачислили в боевой состав приказом Главкома ВМФ.

Видео

Модернизация тульской двустволки

В 1957 году легендарная тульская двустволка ТОЗ-Б была модернизирована. Связано это было с требованиями правительства СССР расширять модельный ряд выпускаемых ружей. Новая двустволка, по своей сути, осталась той же старой ТОЗ-Б, только выпускалась в 16 и 20 калибре и по заверениям производителя, отличалась повышенной прочностью. Новую модель назвали ТОЗ-БМ. Ее гарантийный настрел действительно был больше, но связано это было, скорее всего, лишь с отсутствием модели 12 калибра, где заряд был значительно мощнее, а ресурс меньше.

Интересно, что в наряду с новой тульской двустволкой, выпускалась и старая модель. Последние партии также получили хромированный канал ствола и ни чем не отличались от ТОЗ-63, кроме клейма с названием модели.

В 1968 году Тульский оружейный завод порадовал охотников СССР выпуском долгожданной курковки 12 калибра. Новая модель, получившая название ТОЗ-66, выпускалась по 1974 год, и успела завоевать славу самого крепкого ружья среди тульских двустволок. Что примечательно, даже современные модели двустволок ТОЗ значительно уступают по крепости ТОЗ-66, которая получила усиленную ствольную коробку.

Последняя битва

Война продолжалась с 1828 по 1829 год. Лазарев командовал российской эскадрой, которая блокировала пролив Дарданеллы. После подписания мирного договора 1829 года эскадра вернулась Кронштадт, не заходя в иностранные порты.

Выше представлен портрет М.П. Лазарева работы Карла Брюллова.

В 1832 году Лазарев возглавил штаб Черноморского флота, а через год вынужден был воевать на той же стороне, что и турки. Оккупированный Египет восстал против Турции, и Николай I решил поддержать своего бывшего врага. Конечно, не безвозмездно, а в обмен на некоторые уступки с турецкой стороны С помощью Черноморской эскадры под командованием вице-адмирала Лазарева египетское восстание было подавлено. Российская империя получила двадцать лет мира с Турцией, открытие проливов Босфор и Дарданеллы для прохода российских военно-морских судов, запрет на проход в Черное море военным кораблям иностранных государств и контроль над кавказским регионом. Российская империя контролировала турецкие проливы вплоть до 1841 года.

После возвращения Михаилу Петровичу Лазареву присвоили звание адмирала и назначили главнокомандующим Черноморского флота. В этой должности он прослужил восемнадцать лет, исполняя также обязанности военного губернатора Севастополя и Николаева.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

На вооружении

Концепция ракетного крейсера в советском исполнении

Атомные крейсеры, на которые делало ставку Высшее военно-морское командование СССР, должны были стать самыми мощными ударными надводными кораблями на море, не считая авианосцев. С водоизмещением в 25 тыс. тонн и при длине корпуса в 250 м – эти стальные монстры должны были нестись по океанской глади со скоростью 31 узел. Огромная огневая мощь и безразмерная автономность плавания делали эти корабли по-настоящему хозяевами морей. Недаром американцы отнесли советские атомоходы к классу «линейных крейсеров». В Советском ВМФ – корабли проекта 1144 относились к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР). По названию головного корабля серии ТАРКР «Киров» корабль получил в классификации НАТО обозначение «Kirov- class battlecruiser».

Появление в составе американских ВМС крейсера УРО «Лонг Бич» с атомной силовой установкой застало Советский флот врасплох. На тот период, к началу 60-х годов в составе ВМФ СССР находились старые крейсера проекта 68-бис, несшие артиллерийское вооружение и ракетные крейсера проекта 58. Первые выполняли представительскую роль и добавляли советскому флоту только количественный аспект. Вторые могли вести борьбу с надводными кораблями противника на ограниченном морском театре. Основной акцент в строительстве надводных кораблей в те времена делался на создание противолодочных и противоминных судов, эсминцев и БПК. Полноценными ракетными крейсерами можно считать военные корабли проекта 1134, однако они так остались причисленными к классу БПК.

Можно сказать, что спуск на воду за океаном надводного корабля с ядерной энергетической установкой и послужил толчком к началу проектирования в СССР ударных кораблей нового класса. Новые корабли, получив еще на стадии разработки технического задания мощное противокорабельное ракетное вооружение и ядерный реактор, были переведены в класс крейсеров. Советский флот вступал в эпоху бурного развития и поэтому остро нуждался в кораблях океанского класса, способных действовать на большом удалении от родных баз. В 1964 году начались научные изыскания и технические работы по созданию проекта нового атомохода. Первоначально тактико-техническое задание предполагало строительство корабля, идентичного по водоизмещению американским крейсера УРО типа «Лонг Бич». В дальнейшем было принято решение внести изменения в будущий проект, ориентируясь на создание корабля превосходящей огневой мощи.

Состояние, в котором пребывает корабль сегодня

Корабль, который простаивает долгие годы у причальной стенки, сегодня представляет печальное зрелище. Новости, просачивающиеся в прессу о состоянии ракетного крейсера, крайне противоречивы. ТАРКР «Адмирал Лазарев» на данный момент утратил свою боеспособность. Все основные системы жизнеобеспечения и вооружения на судне приведены в негодность или разворованы. На фоне общего хаоса во внутренних помещениях хорошо видны следы пожара, который вспыхнул на корабле 6 декабря 2002 года. Огонь полыхал четыре часа, затронув не только жилые палубы, но и пробрался в командирский пост. Тушили огонь на протяжении четырех часов.

Сразу после пожара было принято решение удалить с корабля остатки ядерного топлива, сохранившееся в активной зоне реактора. Практические работы по выгрузке ядерного топлива были начаты на Судоремонтном заводе «Звезда» только в 2004 году. Процесс растянулся на целый год, после чего на судне было демонтировано оставшееся вооружение. Последующие десять лет о корабле практически ничего не было слышно. В 2014 году пришли новости о том, что бывший ракетный крейсер собираются доковать. Вместе с доковым осмотром корабль в эти же сроки прошел и доковый ремонт, в ходе которого было установлено состояние корпуса корабля. Наконец-то было принято решение модернизировать корабль с последующим его введением в строй.

Судостроительных мощностей на Дальнем Востоке было явно не достаточно для того, что бы полностью провести комплексную модернизацию боевого корабля такого класса, каким является ТАРКР «Адмирал Лазарев». Чтобы начать ремонт сейчас, крейсер нужно перевести на Северный флот по Северному морскому пути. Самостоятельно выдержать такой длительный и трудный переход старый и потрепанный крейсер не в состоянии. Принято решение дождаться ситуации, когда на судостроительном заводе «Звезда» будут введены в строй два крупнейших сухих дока.

Достоинства

Проект «Орлан»

В основу проекта была положена предпосылка создания океанского корабля неограниченной автономности, который должен был на просторах Мирового океана искать, а затем и уничтожать атомные подводные ракетоносцы.

Ленинградское Северное ПКБ получило ТЗ на разработку нового проекта, который получил название «Орлан» и номер 1144. Проект предусматривал локальную схему защиты наиболее важных видов вооружения от воздействия ракетного удара. Поэтому большую часть вооружения спрятали под палубу.

Главным врагом нового корабля предполагалась мощная авиация противника. И для борьбы с ней в состав вооружения вводились средства ПВО разного принципа действия и калибров. Противокорабельные ракеты были предназначены для борьбы с авианосцами.

Проект 1144 был очень растянут во времени, дополнялся и перерабатывался. Все четче вырисовывался облик многоцелевого боевого корабля. На одном из этапов будущий корабль получил окончательную классификацию, он стал тяжелым атомным ракетным крейсером.

Аналогов за рубежом корабли проекта «Орлан» (за рубежом он получил обозначение Kirov-class battlecruiser по имени первого ТАРК) не имеют. Полное водоизмещение крейсера составляет почти 26 тысяч тонн, тогда как даже несерийный ракетный крейсер с ядерной силовой установкой «Лонг Бич» ВМФ США в полтора раза меньше.

Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве четырех боевых кораблей этого класса.

После закладки первого крейсера проект был доработан, и следующие три крейсера строились по проекту 11442. Все корабли отличаются по видам и количеству вооружения. Предполагалось, что все корабли будут оснащаться по новому проекту, но не все виды вооружения были запущены в серийное производство и добавлялись по мере готовности. Поэтому только последний крейсер соответствует проекту практически полностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector