Яркая история арабского халифата

Берут ли с плоскостопием в армию

Многих юношей беспокоит вопрос: берут ли плоскостопием в армию? Еще с 90 годов существует слух, что с плоскостопием юноши не служат.

В подростковом возрасте начинаются обследования по установлению на учет в военкомате.

В документе «Расписание болезней 2019 года» указываются названия заболеваний, по показаниям которых молодому человеку дается отсрочка или предписание по «годности». В этом расписании указаны все болезни, включая плоскостопие с описанием степени поражения сустава стопы.

Примечательно, что если молодой человек играет в подвижный игры, бегает, играет в футбол, а в документах указано заболевание «плоскостопие», после прохождения обследований на комиссии, он может не надеяться на откос от службы.

Арабский халифат

Арабский халифат — самое процветающее государство Средиземноморья, существовавшее там на­ протяжении средних веков. В его создании принимал участие пророк Мухаммед (Мохаммед, Магомет) и его преемники.­ Халифат, будучи средневековым государством, сложился в итоге объединения нескольких арабских племен­ Аравийского полуострова,­ который находится между Северо-Восточной Африкой и Ираном.­ Возникновение государственности у арабов в седьмом веке обладало такой характерной чертой, как религиозная окраска процесса, сопровождавшегося новой мировой религией — исламом.

В политическом движении за объединение разных племен­ был лозунг, в котором ясно выражался отказ от многого, в том числе были: язычество и многобожие, которые объективно отражали тенденции к зарождению нового строя («ханифского»).­ С именем Мухаммеда связывают поиски проповедников нового бога и новых истин, они происходили в то время под влиянием христианства и иудаизма. Он самолично провозгласил необходимость установить культ Аллаха, как единого бога.­ В новом общественном порядке должна быть исключена племенная рознь. Во главе арабов должен­ стать­ некий «посланник на земле от Аллаха» — то есть пророк.

В призывах исламистов установить социальную несправедливость были такие пункты:1. Ограничить ростовщичество.2. Установить­ милостыню беднякам.3. Освободить рабов.4. Требование честных отношений в торговле.

Это вызвало большое недовольство представителей­ купеческой знати, в итоге Мухаммед вынужден быть бежать со своими ближайшими сподвижниками в город Ясриб (позднее он назывался «городом Пророка» — Мединой). Там он вскоре заручился поддержкой кочевников-бедуинов и­ других представителей разных социальных групп. В городе возвели первую мечеть с определением порядка, по которому будет проводиться мусульманское богослужение.­ Мухаммед был предводителем: и военным, и духовным, а также занимал пост главного судьи.

Спустя тридцать лет после его смерти, ислам был разделен на три больших течения, вернее секты, а именно:- сунниты, которые опирались в вопросах правосудных и­ богословских­­ на Сунну, где были собраны предания о поступках и словах пророка;- шииты, считавшие себя точными выразителями и­ последователями и­ взглядов, которых придерживался пророк и точно исполнявшими предписания Корана;- хариджиты,­ для которых образцом политики и практики были первые два халифа – Омар и абу Бакра.­В истории Арабского халифата, как средневековой, выделяется два разных­ периода:- дамасский, когда правила династия Омейядов;- багдадский, когда правила династия Аббассидов.

Оба соответствовали основным этапам в развитии средневекового арабского государства и общества. Что касается первого этапа развития халифата, то это была относительно централизованная теократическая монархия. В его было сосредоточение­ двух властей: духовной (имамата) и светской (эмирата), они считались неограниченными и неделимыми.В самом начале халифы­ выбирались мусульманской знатью, но позже­ власть­ халифа передавалась написанным им завещательным распоряжением. Роль главного советника и высшего должностного лица при халифе принадлежала визирю.­ По мусульманскому праву их разделяли на два типа. У одних была широкая власть, у других лишь ограниченные полномочия, т.е. они могли только исполнять приказы халифа. В раннем периоде халифата, как правило, назначались визири второго типа.К самым важными чиновникам при дворе относились такие должности: начальника личной охраны, заведующего полицией и особого чиновника, который, в свою очередь,­ осуществлял надзор за всеми остальными должностными лицами.­Центральным органом государственного управления халифа являлись правительственные­ специальные канцелярии, в них велось делопроизводство, почтовая служба и была функция тайной полиции. Территория халифата­ разделялась на несколько провинций под управлением эмиров — военных наместников, которых назначал сам халиф.Но огромная средневековая империя, называемая Арабским халифатом, все же была упразднена монголами в тринадцатом веке. Резиденцию перенести в Каир, там халиф еще до шестнадцатого века сохранял духовное лидерство у суннитов, позже оно досталось турецким султанам.

см. также:Все статьи по истории

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.

Автор статьи:
Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Карабин Sabatti SAPHIRE

Сунниты. Шииты. Хариджиты.

Это вызвало недовольство в низах арабского общества. В оппозицию к Омейядам встали также многие враждебные им феодальные семейства. Недовольные группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Сторонников Али стали называть шиитами (шиа по-арабски «группа», «партия»). Первоначально шииты были лишь политической группировкой и только впоследствии превратились в особое религиозное течение в исламе.

Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к зятю пророка Мухаммеда—Али и затем наследоваться его потомками Алидами. Своих приверженцев Али приобрел и в завоеванных арабами областях. В конце концов в 656 г. халиф Осман был убит восставшими шиитами. По их же требованию четвертым халифом был избран Али.

Мечеть Омейядов в Дамаске. 8 век.

Аристократическая верхушка, в том числе род Омейядов, отказалась признать Али. В результате началась гражданская война, в которой поддержка народа была на стороне нового халифа.

Однако сам Али действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула халифа. Отошедшая от Али группировка получила название хариджиты («ушедшие»).

Хариджиты выступили за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали

строй социального равенства,

общее владение землей,

равный раздел военной добычи.

Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами. Впоследствии они также составили особую секту.

Сторонники же официального «первоначального» течения в исламской религии назывались суннитами.

Сунниты признавали в качестве Священной книги не только Коран, но и Сунну — Священное Предание, рассказ о становлении ислама, включавший в себя и собрание рассказов из жизни Мухаммеда и первых халифов.

После убийства Али власть в стране захватили халифы из рода Омейядов, опиравшиеся на суннитов. Основателем династии Омейядов стал халиф Муавия I, которому удалось сделать власть халифов наследственной.

Тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка-У»

Причины распада

Основной причиной можно считать огромную территорию. Населявшие ее народности не могли вечно находиться под властью Дамаска. На окраинах была заметна тенденция к сепаратизму. Вторая причина – религиозный состав. Например, регионы с христианством стремились вернуться в состав Византии. Третья причины – раскол среди самих мусульман на шиитов и суннитов. Четвертой причиной следует считать феодальную структуру общества. Она привела к тому, что на местах появилось множество мелких правителей. Халифат постигла феодальная раздробленность. Это делает его судьбу похожей на империю Карла Великого и Киевскую Русь после смерти Владимира Мономаха.

После распада халифата остатки династии Омейядов стали править в Кордовском эмирате, который охватывал большую часть территории современных Испании и Португалии. Появившийся в 750 году халифат Аббасидов (Багдадский) унаследовал большую часть территории государства Омейядов, от реки Инд до Туниса.

Рис. 3. Аббасидский халифат.

Что мы узнали?

Кратко причины распада халифата проходят в школьном курсе истории Средних Веков в 6 классе. Следует понимать почему арабский халифат распался, такая судьба в тот исторический период постигла все крупные государства.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

АРМИЯ РОССИИ

Аравия до ислама

Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.

Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.

Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.

Образование Арабского халифата в период раннего средневековья.

Так случилось, что окончательное объединение Аравии в единое государство и образование Арабского халифата произошлопосле смерти пророка Мухаммеда. Еще при его жизни начались завоевательные походы арабов.

Их противниками стали могущественные державы — Византия и Иран. Арабы разгромили и подчинили себе Иран, захватили принадлежавшие Византии Сирию, Палестину и Египет, а священный для иудеев, христиан и мусульман Иерусалим во избежание возможных при штурме разрушений религиозных святынь сдался им добровольно.

Священный камень Кааба в Мекке.

До начала VIII в. арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки. В ходе завоеваний значительная часть арабов переселилась на новые, более привлекательные места. Часть из них перешла к оседлому образу жизни, другие оставались кочевниками.

Огромные завоевания и богатая военная добыча способствовали еще большему расслоению и углублению социальных противоречий в арабском обществе. Особенно это стало ощущаться при третьем халифе — Османе, который вместе со своим окружением, принадлежавшим к мекканскому роду Омейядов, порвал с прежними военно-демократическими порядками и стал проводить политику в интересах арабской аристократии.

Сунниты. Шииты. Хариджиты.

Это вызвало недовольство в низах арабского общества. В оппозицию к Омейядам встали также многие враждебные им феодальные семейства. Недовольные группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Сторонников Али стали называть шиитами (шиа по-арабски «группа», «партия»). Первоначально шииты были лишь политической группировкой и только впоследствии превратились в особое религиозное течение в исламе.

Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к зятю пророка Мухаммеда—Али и затем наследоваться его потомками Алидами. Своих приверженцев Али приобрел и в завоеванных арабами областях. В конце концов в 656 г. халиф Осман был убит восставшими шиитами. По их же требованию четвертым халифом был избран Али.

Мечеть Омейядов в Дамаске. 8 век.

Аристократическая верхушка, в том числе род Омейядов, отказалась признать Али. В результате началась гражданская война, в которой поддержка народа была на стороне нового халифа.

Однако сам Али действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула халифа. Отошедшая от Али группировка получила название хариджиты («ушедшие»).

Хариджиты выступили за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали

строй социального равенства,

общее владение землей,

равный раздел военной добычи.

Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами. Впоследствии они также составили особую секту.

Сторонники же официального «первоначального» течения в исламской религии назывались суннитами.

Сунниты признавали в качестве Священной книги не только Коран, но и Сунну — Священное Предание, рассказ о становлении ислама, включавший в себя и собрание рассказов из жизни Мухаммеда и первых халифов.

После убийства Али власть в стране захватили халифы из рода Омейядов, опиравшиеся на суннитов. Основателем династии Омейядов стал халиф Муавия I, которому удалось сделать власть халифов наследственной.

Аравия до ислама.

Природа и население Аравии в средние века.

Огромный полуостров Аравия, площадь которого равна 3 млн кв. км, т. е. примерно четвертой части Европы, и примыкающие к нему районы Сирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами.

Социально-культурный и экономический уровень развития различных областей этого региона был неодинаков.

Природные условия Аравии определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тысячелетии до н, э. сложиласьразвитая земледельческая культура, опиравшаяся на сложную систему ирригации. Но кочевники-скотоводы (бедуины) составляли основное население полуострова.

Племена бедуинов в VI—VII вв. переживали процесс разложения первобытно-общинного строя. У них выделялась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились и зависимые бедные люди, вынужденные работать на своих богатых сородичей.

Хотя связь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой; социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Уровень развития и имущественное положение отдельных племен также были различными.

Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки. Рабы использовались и в скотоводческих хозяйствах, и у оседлого населения. Однако рабский труд не был в этот период основой экономического строя.

Среди арабов были также и жители городов, самые крупные из которых возникали в оазисах на старинном торговом пути из Византии в Африку и Индию, который шел вдоль Красного моря. По ним купцы провозили товары из глубин Азии на Запад. Самым крупными были города Мекка и Ясриб. В Мекке каждую весну проводились ярмарки.

Аравийские бедуины.

Вместе с купеческими караванами в Аравию из других стран проникали философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан. Среди жителей городов было немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками, каждое племя имело своего бога-покровителя. Главным святым местом для всех арабов был старинный храм Кааба («куб»), располагавшийся в центре Мекки, которая уже тогда была религиозным центром Западной Аравии. Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш. Этот храм связан с упавшим с неба на землю камнем, которому поклонялись с древних времен, и с культом бога племени курейш — Аллаха (от араб. илах — «хозяин»). Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили 360 идолов.

Среди бедуинов не было единства: множество племен и родов вели между собой вражду из-за пастбищ. Племенные вожди из богатых родов возглавляли набеги, выбирали места для кочевий, разбирали ссоры между соплеменниками. Рабы-пленники работали на них.

В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, позднее на севере полуострова укрепилась Византия. Торговля быланарушена, бедуины лишились доходов от караванной торговли, а племенная вражда еще более ухудшала положение. Объединение разоренных арабских племен, к тому же поклонявшихся разным богам, стало насущной необходимостью, потому что только вместе арабы могли противостоять завоевателям.

Явно определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Народные восстания и распад халифата.

В состав халифата входили народы, говорившие Народные на различных языках, имевшие свои обычаи и восстания культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.

Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии под предводительством Муканны. Муканна был бедняком, в молодости он занимался стиркой белья. Он поднял восстание против арабов, но был схвачен и посажен в тюрьму. Ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено феодалами.

Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.

Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.

Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.

Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

Более 70 самолетов и вертолетов ВКС приняли участие в репетиции парада Победы

Возникновение арабского государства

Возникновение первого крупного раннефеодального государства у арабских племен произошло в VII в. К этому времени основная их масса находилась на стадии разложения родоплеменного строя. Быстро шло имущественное и социальное расслоение. В то же время не были изжиты и многие черты первобытнообщинных отношений. По-прежнему сохранялась родовая связь членов арабского общества.

Активнее всего разложение родоплеменного строя происходило у племен, проживавших в Хиджазе (побережье Красного море). Именно здесь ускоренно шел процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству, существовали такие крупные торгово-ремесленные города, как Мекка, Ясриб (Медина) и т.д. Достаточно быстро явным становится противостояние знати и основной массы населения, выступавшей против перехода земли в частную собственность, сосредоточения богатств в одних руках и в целом против социального неравенства.

Важнейшей предпосылкой объединения арабских племен стало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Новое учение признало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, выступило за формальное равенство свободных людей, связанных новой религией, и наметило выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

Возникновение ислама (от араб. «ислам» − покорность) связано с именем Мухаммеда.

Главная идея ислама – объединение всех арабов, во главе которых должен стать «Пророк» – посланник Бога на земле, при обязательной общности религии и выполнении ее предписаний.

В 20-е гг. VII в. Мухаммеду удалось объединить под своей религиозной и политической властью племена Мекки и Медины. Затем он повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную – полурелигиозную общину (умму). Происходило это с помощью ислама и военных отрядов. В начале 30-х гг. VII в. значительная часть Арабского полуострова уже признала власть и авторитет Мухаммеда.

После его смерти в 632 г. политику объединения продолжили родственники и сподвижники Мухаммеда, превратившиеся в привилегированную группу, из среды которой стали выбирать новых вождей – халифов («заместителей пророка»). При первых четырех «праведных» халифах было подавлено внутреннее противоборство и активизировалась захватническая политика. В итоге сложилась новая наднациональная империя – Арабский Халифат. В его истории выделяется два основных периода: 1) дамасский (сирийский) – период правления династии Омейядов (661-750 гг.); 2) багдадский (месопотамский) – период правления династии Абасидов (750-1055 гг.).

2.6.2. Общественный и государственный строй Арабского Халифата

Арабский Халифат был феодальным государством. Феодальные отношения в полной мере оформились в Багдадский период его истории. При этом, наряду с типичными для феодального строя чертами, имелся ряд особенностей, обусловленных следующими факторами: а) замедленным развитием; б) религиозными особенностями; в) экономико-географической спецификой.

В сословном строе Арабского Халифата отсутствовала четкая иерархия групп. Главным при определении юридического положения человека было не его социальное положение, а вероисповедание. На основе этого выделялся особый правовой статус мусульман и немусульман (зиммиев). Последние находились в более приниженном положении и уплачивали особый государственный налог (джизья). Тем не менее, абстрагировавшись от этого деления, можно выделить основные группы всего населения.

Преобладающую по количеству массу составляли зависимые крестьяне-общинники. В Арабском Халифате их положение не многим отличалось от Европы. Большая часть крестьян жила на землях халифа и платила в качестве наследственных арендаторов ренту напрямую государству.

Господствующий слой составляли феодалы. Они также не имели четкой иерархической структуры. Верхушку составляли мусульмане.

Распад арабского халифата

Начало

В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:

  • иметь оружие;
  • одеваться так же, как и арабы;
  • ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
  • свидетельствовать против мусульман в суде;
  • заключать браки с мусульманами.

В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя — как внутренним, так и внешним.

Продолжение

Гулямы фактически взяли власть в свои руки

Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.

В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже — Кордовский халифат.

Падение

В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата, и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector