Авианесущий крейсер «адмирал кузнецов». история проекта, характеристики, происшествия
Содержание:
- Флот, который нужен России
- История обслуживания
- Проект «Шторм»
- На службе государынь
- Когда возникла
- Глава страны в 2020
- Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»
- Почему в СССР не было авианосцев
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ РЕШИЛ, ЧТО ГРАЖДАНЕ РОССИИ НЕ МОГУТ ОСПАРИВАТЬ РЕШЕНИЯ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА!
- Развитие идеи
- Состояния воды – жидкое, твердое, газообразное:
- Вооружение
- Последние разработки
- Попытка начала производства
- 1970 год
- Сколько авианосцев в мире?
- Петра, Иордания
- Российские авианесущие крейсеры (и авианосцы)
- Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов
- Крейсер или аэродром
- С прицелом на будущее
- Сколько вещества во Вселенной?
- Рекомендации
- Ссылки
Флот, который нужен России
Флот, который нам нужен, должен уметь:
1. Защищать интересы страны и граждан в любой точке мира (экспедиционный корпус);
2. Обеспечить защиту страны от нападения с моря (первый рубеж обороны страны);
3. Обеспечить развертывание стратегических ядерных сил (защита районов развертывания ракетных подводных крейсеров стратегического назначения и их защита от нападений подводных лодок врага);
4. Обеспечить прикрытие сухопутных флангов или обеспечить удаленные сухопутные группировки всем необходимым для ведения войны вдалеке от метрополии;
5. Оказывать давление на другие государства или их атаку с моря по необходимости (в том числе малыми силами, плюс демонстрация флага);
Именно в такой последовательности и ни в какой другой, если мы хотим получить флот, способный быть не только первым рубежом обороны страны, но и длинной рукой Кремля.
Федеральное агентство новостей  / Евгения Авраменко
Естественно, для осуществления таких глобальных замыслов необходимо иметь как минимум два авианосца. И тут начинается самое сложное. Идиотский советский постулат про «авианосец — оружие империализма, а мы не такие», нужно забыть, как страшный сон. Кстати, на излете СССР был заложен «Ульяновск», как подтверждение осознания необходимости наличия авианосцев на флоте
Несмотря на крики про архаичность, авианосцы остаются лучшим военным инструментом доминирования на море, особенно важно их наличие на переходе в район боевых действий, во время которого они могут осуществлять прикрытие ударных ракетных кораблей и транспортов
Все обратные утверждения — фикция, как и утверждения о том, что мы их одной лодкой всех на дно. Это «сухопутный» тип мышления, от которого не то что сложно избавиться, но многие наличие его в себе просто сами не осознают. Стоит заметить, что и на флоте в достатке людей, неспособных перешагнуть на «морской» уровень видения, при этом — людей толковых и прекрасно знающих мощь вверенной им техники.
Среди сторонников авианосцев существует три течения:
1. Нужны, как в США — ударные атомные;
2. Нужны в габаритах «Кузнецова» — относительно недорогие и способные вести боевые действия где угодно + их можно обслуживать в плавдоках (кроме затопленного в Мурманске есть доки на Черноморском и Тихоокеанском флотах);
3. Нужны легкие, по типу эскортных, с усилением противолодочного направления.
На самом деле, каждая концепция хороша по-своему, и все типы можно было бы иметь, но не с нашей экономикой и нашими флотскими товарищами.
wikipedia.org  / Public Domain
История обслуживания
Проект «Шторм»
На сегодня в составе ВМФ России есть только один авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», введённый в эксплуатацию в 1991 году. Он проходит модернизацию и вернётся к активной службе в 2021 году.
При этом «Адмирал Кузнецов» превосходит американские авианосцы одного с ним возраста — корабли класса Nimitz.
- Авианосец ВМС США класса Nimitz
- Reuters
Эти авианосцы практически не способны отражать вражеские нападения, за исключением очень ограниченных воздушных действий, и требуют внушительной эскадры сопровождения, состоящей из эсминцев, крейсеров и подводных лодок. «Кузнецов» же оснащён зенитными и ракетными комплексами, которые могут отражать любые нападения с воздуха.
Авиационная группа «Шторма» составит до 90 летательных аппаратов: палубных истребителей, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и вертолётов.
Также по теме
«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ
Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…
Авианосец проекта «Шторм» будет предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне. Собственное вооружение и бортовая авиационная группа позволят наносить удары по наземным и морским целям противника, и, как и «Адмирал Кузнецов», он сможет самостоятельно обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО.
Подобные проекты будут введены в строй не раньше 2030 года, считает Виктор Литовкин. При этом он отметил, что для сопровождения российских авианосцев потребуются новые эскадры, эсминцы, фрегаты и крейсера.
Также, по мнению военного обозревателя Виктора Баранца, России потребуются и соответствующие береговые структуры.
«Думаю, российский авианосец, который ни в чём не будет уступать американскому, построят, когда в стране будут береговые структуры под громадный корабль», — сказал эксперт в беседе с RT.
При этом он отметил, что, в отличие от США, для которых авианосцы являются оружием агрессии, России не нужно большое количество таких кораблей, поскольку ВМФ России выполняет задачи по защите и обороне страны.
«У США сегодня в строю 12 авианосцев, пока в России есть только один авианесущий крейсер, который сейчас находится в ремонтном состоянии и не может выполнять боевые задачи. России в принципе не нужно такое количество авианосцев, поскольку она не собирается проводить операции по всему миру и влиять на какие-то страны», — отметил эксперт.
На службе государынь
Новую жизнь в ведомство, переименованное в Канцелярию тайных и розыскных дел, вдохнула императрица Анна Иоанновна. Назначенный ею руководителем Андрей Ушаков прославился тем, что был готов находиться в пыточных камерах «для пользы дела» почти круглосуточно. Согласно составленным инструкциям, главной задачей Канцелярии стало выявление тех, «кто каким измышлениям учнет мыслить на императорское здоровье злое дело или персону и честь злыми и вредительными словами поносить». Борьба с потенциальными бунтами и изменами должна была вестись лишь во вторую очередь.
За десять лет правления Анны Иоанновны было арестовано и пытано более четырёх тысяч человек.
Сотрудники Канцелярии не остались без дела и при Елизавете Петровне, которая при восшествии на престол поклялась никогда никого не казнить. Однако это обещание не помешало дочери Петра I активно использовать ведомство для борьбы с потенциальной оппозицией и опальными вельможами. Были введены должности соглядатаев, которым предписывалось подслушивать все крамольные разговоры. Новым главой политического сыска стал Александр Шувалов.
Под его руководством штат Канцелярии значительно вырос. Ведь надлежало тайно вскрывать и читать сотни писем на разных языках.
Тайную канцелярию упразднил Пётр III, а пытки запретил. И всего через полгода оказался свергнут собственной супругой, которая стала править единолично под именем Екатерины II. Новая императрица, не желая повторять участь своего мужа, возродила столь полезное ведомство под названием Тайной экспедиции.
Более двадцати лет политическим сыском заведовал Степан Шешковский. Ему пришлось заниматься не только расследованием таких важных дел, как Пугачёвский бунт, но и поиском тех, кто рисовал карикатуры на императрицу. Несмотря на задекларированную Екатериной II эпоху просвещения, в Тайной экспедиции не гнушались прибегать к пыткам. Через допросы с пристрастием прошли фрейлина Эльмпт и графиня Бутурлина.
Упразднил Тайную экспедицию Александр I. Хотя на самом деле функции политического сыска просто были переданы в специальные сенатские департаменты.
Когда возникла
Следующий парадокс возникает при попытке определения времени, когда появилась дедовщина в армии. По рассказам реальных свидетелей еще до 50-х годов о таком понятии даже речь не заводилась. Зарождение иерархии пришлось на период оттепели, когда были амнистированы многие заключенные, для которых предусматривалась воинская обязанность.
И в этом вопросе не обошлось без вездесущего «НО». Некоторые документы, в том числе и художественные произведения, указывают на своеобразное отношение старослужащих к новобранцам еще в царские времена. И это неудивительно, так как воинская повинность исчислялась десятками лет, поэтому опытные служивые не могла не претендовать на определенные поблажки со всеми вытекающими.
Глава страны в 2020
14 декабря 2016 года он легитимно вступает в должность и исполняет, возложенные на него функции по управлению республикой и по сей день, второй президент Узбекистана Шавкат Мир-омонович Мирзиёев. Он же с вышеуказанной даты является и главнокомандующим государства.
Резиденция предыдущего президента в центре Ташкента будет организована в музей. Пока строится персональная резиденция для действующего главы, он проживает в своём доме.
Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»
«Адмирал Кузнецов» на ремонте
Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально осуществлялась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется продолжительными испытаниями и затяжными ремонтами. Позднее акцент смещен на участие в учениях и боевых дежурствах. Восстановительные работы проводятся после каждого крупного перехода.
Участие в учениях и боевых условиях
Первый этап эксплуатации корабля проходил с 1992 до 1994 года, в конце 1995 судно вышло на боевую службу в Средиземное море, почти два года затем провело в ремонте.
В 1998 крейсер принимал участие в масштабных учениях, в 1999 дважды выходил на боевую подготовку. Участвовал в учениях 2000 года, в которых затонул К-141 «Курск», принимал участие в поисковых и спасательных операциях.
В 2001-04 корабль находился на плановом ремонте. Затем участвовал в месячном походе в Северную Атлантику в составе нескольких других судов. В 2005-07 продолжил нести боевую службу, после чего до 2008 вновь возглавил поход группы кораблей в Атлантический океан и Средиземное море.
В конце 2016 и начале 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. С борта корабля совершено около 420 боевых вылетов с ударами по позициям террористов. В феврале 2017 корабль вернулся на место постоянной дислокации в Североморске. 23 февраля 2020 крейсер получил Орден Ушакова.
В 2017-20 году корабль проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после окончания работ срок службы судна будет увеличен на 10 лет. Возврат в состав флота ориентирован на 2021 год. Сколько эти работы продлятся на практике — неизвестно.
Автор статьи:
Парпурин Вадим
Почему в СССР не было авианосцев
Несмотря на несовершенство первых российских авианесущих кораблей, они сыграли существенную роль в становлении отечественной морской авиации. И если бы не Февральская и Октябрьская революции и последовавшая за ними Гражданская война, не исключено, что Россия вошла бы в число морских держав, которые вскоре обзавелись собственными авианосцами. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения, и потому настоящие авианесущие корабли в составе отечественного флота появились лишь после Великой Отечественной войны, хотя и в довоенные годы на некоторых крупных боевых кораблях размещались гидропланы, предназначенные для разведки и связи.
Легендарный маршал флота Советского Союза Николай Кузнецов, первым удостоенный этого высшего флотского звания, активно продвигал идею постройки советских авианосцев. Но руководство страны его не услышало: сначала ставка делалась на стратегическую авиацию как носителя атомного оружия, потом силы были брошены на развитие РВСН, и только в 1970 году в СССР был заложен первый тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 — «Киев». Вслед за которым в составе флота появились еще три корабля того же проекта: «Минск», «Новороссийск» и «Баку», а венцом развития проекта стал единственный корабль такого класса, входящий в состав ВМФ России сегодня — авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ РЕШИЛ, ЧТО ГРАЖДАНЕ РОССИИ НЕ МОГУТ ОСПАРИВАТЬ РЕШЕНИЯ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА!
Развитие идеи
Состояния воды – жидкое, твердое, газообразное:
Вода, кроме жидкого состояния может находиться и в других агрегатных состояниях. В твердом состоянии вода представлена в виде льда, инея и снежных крупинок. В газообразном состоянии – в виде пара.
При обычном атмосферном давлении вода превращается в водяной пар при 100°С, и трансформируется в лед при 0°С. При росте давления, температура кипения водной среды возрастает и наоборот, при падении давления, температура кипения падает.
Вода может одновременно пребывать в разных совмещенных состояниях, например: морская вода и айсберг, реки и ледники на земной поверхности, водяной пар и облака.
Вооружение
Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение
Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:
- авиация, включая самолеты и вертолеты;
- средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
- противолодочные комплексы.
С учетом всех типов вооружений корабль рассчитан на участие в глобальном противостоянии, включая применение ядерного оружия. Вне подобных сценариев судно способно обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.
Самолеты
Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. В соответствии с проектом авиационная группа крейсера включает 50 самолетов и вертолетов:
- 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
- 4 вертолета Ка-27РЛД;
- 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
- 2 вертолета Ка-27ПС.
Фактическая авиационная группа состоит из:
- 14 истребителей Су-33;
- двух учебных штурмовиков Су-25УТГ;
- 10 истребителей МиГ-29К;
- 4 истребителей МиГ-29КУБ.
ПКР «Гранит»
На авианосном крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки находятся под трамплином в носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.
Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км, забрасываемый вес составляет 750 кг. Первоначально ориентировались для уничтожения надводных целей, однако последующая модернизация сделала их эффективным оружием и против наземных объектов.
ЗРК «Кинжал»
Для противодействия воздушным налетам «Адмирал Кузнецов имеет 24 пусковых установки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных объектов в ближней зоне.
ЗКБР «Кортик»
В дополнение к ЗРК «Кинжал» крейсер оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) «Кортик». Имеется 8 таких установок, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также небольших объектов надводного и наземного пространства. Общий боекомплект составляет 256 ракет.
Глубинные бомбы
Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками имеются две реактивные бомбометательные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боекомплект — 60 глубинных бомб.
АК-630
В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. Каждая имеет 6 стволов 30-ого калибра. Предназначена для самообороны, способна поражать воздушные цели по наклонной дальности в пределах 4 км и легкие надводные объекты в радиусе 5 км. Боекомплект включает 48 тыс. снарядов.
Последние разработки
Адмирал кузнецов
Одной из последних новинок в сфере ВМФ по слухам экспертов является разработка подводной авиации Российской Федерации. Первый атомный подводный авианосец России проекта 941-бис по слухам должен быть готов к 2020 году. Идея такого судна разрабатывалась с 1991 года на Рубиновском проекте транспортных подлодок. Сегодня в интернете можно встретить макет такой субмарины. Однако эта подводная лодка и ее устройство строго засекречены, узнать реальные даты ввода в эксплуатацию не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью – если он будет введен в эксплуатацию – это будет лучший авианосец в мире и единственный атомный подводный корабль с истребителями на борту.
Как видно из перечня самых больших авианесущих крейсеров мира всех времен неоспоримое лидирующее место в данном виде вооружения занимают авианосцы США. Авианосцы – важный атрибут в военно-морских силах любой страны, в то же время они являются одними из самых уязвимых кораблей при масштабных сражениях. Такие корабли незаменимы при ведении боевых действий со странами, не имеющими современного ядерного вооружения
При агрессии со стороны равной по мощности державы авианосцы будут оставаться важной, но не основной составляющей при проведении боевых действий
Попытка начала производства
Нельзя сказать, что Советский Союз даже не пытался. В начале семидесятых годов СССР на самом деле запланировал строительство первого полноценного атомного авианосца, который мог бы положить начало набору настоящего атомного флота. Был уже даже создан проект, получивший рабочее название «1160». Целью этого проекта было создание к 1986 году целых трех полноценных атомных авианосцев, которые могли бы давать катапультный взлет одним из самых эффективных советских самолетов Су-27 К. Однако, к сожалению, плану не суждено было быть реализованным, так как на тот момент СССР концентрировался на создании тяжелых авианесущих крейсеров, которые нельзя назвать полноценными атомными авианосцами по множеству причин. И именно тогда поступило предложение о создании новейшего тяжелого авианесущего крейсера с вертикальным взлетом. Вот тогда-то проект «1160» был свернут, а первый атомный авианосец отечественного происхождения так и не появился на свет.
К слову, проект авианесущего крейсера, которым был заменен проект «1160», потерпел полнейшее поражение. В 1991 году он был завершен, начали проводиться пробные запуски, которые в итоге привели к тому, что один из самолетов упал прямо на палубу крейсера и там и сгорел. К 1992 году проект был свернут, и Советский Союз остался как без атомных авианосцев, так и без крейсеров с системой вертикального пуска, а Российская Федерация, появившаяся годом позже, – без какого-либо багажа в области разработки атомных авианосцев.
Но что же случилось дальше? Появились ли атомные авианосцы России? История показывает, что они на самом деле появились, но также были скорее авианесущими крейсерами, да и создавались они в основном не для ВМФ России.
1970 год
В январе правительство СССР Постановлением «О первоочередных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода» разрешило по опыту ВАЗа строить объекты, не дожидаясь разработки и утверждения технического проекта и смет.
В феврале-марте развернулось строительство теплоэлектроцентрали КАМАЗа, проложены первые рельсы железнодорожного пути ст. Круглое Поле — ст. Автозаводская. Приступили к работе первые группы специалистов ПромУКСа и ЖилУКСа.
В апреле создано управление главного конструктора КАМАЗа под руководством В. Баруна.
13 апреля начаты работы по строительству предприятия — первенца КАМАЗа — ремонтно-строительного завода (РИЗ).
В мае строители приступили к выемке грунта на площадке РИЗа.
В июне механизаторы Камгэсэнергостроя приступили к вертикальной планировке автосборочного завода.
В августе-сентябре в основание главного корпуса РИЗа уложены первые кубометры бетона. Начались земляные работы на площадке корпуса серого и ковкого чугуна (КСКЧ) литейного завода.
Сколько авианосцев в мире?
На данный момент в мире существует всего 22 корабля подобного класса. Рассмотрим детальнее действующие типы:
- Первое место по количеству имеющихся кораблей на вооружении являются США, они включают 11 авианосцев. Как уже было сказано выше, в их составе находятся около 1000 самолетов, длина каждого корабля составляет от 250 до 331 метров, скорость движения от 31 узла, экипаж каждого судна составляет от 2000 до 5000 человек.
- Далее по количеству авианосных кораблей занимают Италия и Испания – они имеют по 2 единицы вооружения в своем составе;
- Третье место занимают страны, имеющих по одному такому судну. Это Россия, Китай, Бразилия, Франция, Таиланд, Индия и Великобритания.
На вооружении у России находится один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», его водоизмещение составляет 70 500 тонн, длина – 304 метра. Судно в своем составе имеет 24 самолета и 42 вертолета, скорость движения достигает 32 узла.
Количество по странам
- США (11 кораблей) – тип «Форд» (1 корабль Джеральд Р. Форд) – на вооружении с мая 2017 года. Запуск производства – 2005 год, спустя 8 лет спущен на воду с последующим проведением испытаний и укомплектованием. Предшественником данного корабля стал легендарный «Энтерпрайз», который прослужил свыше 40 лет и участвовал во многих военных миссиях, совершаемых Америкой. Сейчас это самый большой авианесущий крейсер в мире, на его строительство ушло около 13 миллиардов долларов – соответственно Джеральд Р. Форд – также является самым дорогим авианосцем в мире.
Тип «Нимиц» (10 кораблей) – судна с ядерным реактором, также принадлежащие США. В 1975 введен в эксплуатацию I экземпляр, а к 2009 году десятый. Корабли этого класса широко использовались при вооруженных столкновениях на территории бывшей Югославии и в Ираке. Себестоимость каждого такого авианосного крейсера составляет около 4,5 миллиардов долларов. - Италия (2 корабля) – «Кавур» – находится в составе флота с 2007 года, на борту имеет 8 самолетов и 12 вертолетов, протяженность судна составляет 244 м, скорость хода 30 узлов.
«Джузепе Гарибальди» – еще один флагман итальянского флота, спущен на воду в 1983 году, имеет длину 180 м, скорость хода 30 узлов. - Индия (1 корабль) – Индийский авианосец «Викрамадитья» был куплен у России в 2013 году. Прежнее название «Адмирал Горшков». Длина составляет 274м, максимальная скорость 32узла, вмещает в себя до 20 самолетов и около 10 вертолетов. В 2018 и 2023 годах планируются к вводу в состав ВМФ страны еще 2 авианесущих крейсера.
- Китай (1 корабль) – Китайский Авиносец «Ляонин» был куплен у Украины в 2012 году за 20 миллионов долларов. Прежнее название «Варяг». Его длина составляет 304 м, состав авиации включает 24 истребителя и 12 вертолетов.
- Испания (2 корабля) – Авианосец «Хуан Карлос» состоит на вооружении ВМС Испании, находится в строю с 2010 года, длина 230м, имеет на вооружении до 30 самолетов и вертолетов.
- Франция (1 корабль) – Атомный авианосец «Шарль де Голь» – является флагманом военных сил Франции. Введен в эксплуатацию в 2001 году, размеры в длину составляют 261м, включает до 40 летательных аппаратов.
- Бразилия (1 корабль) – «Сан-Паулу» – авианосец эксплуатируется с 2001года, длина 265 метров, включает 14 самолетов и 11 вертолетов;
- Таиланд (1 корабль) – представлен авианосцем «Чакри Нарубет» – имеет самый маленький размер среди ныне существующих аналогов, длина составляет 182 метра, авиационная группа состоит из 14 самолетов и 12 вертолетов. Эксплуатируется с 1997 года.
- Великобритания (1 корабль) – тип «Илластриес» – один из старейших действующих авианосцев, участвовал во Второй мировой войне. Длина 205 м, на вооружении 33 самолета. В настоящее время готовятся к спуску новые авианосцы, которые должны заменить действующий экземпляр.
- Россия (1 корабль) «Адмирал Кузнецов», последний в списке, но не по значимости и мощности. Используется с 1991 года, длина 270м, численность авиации: 50 самолетов и вертолетов. Ниже рассмотрим его более детально.
Петра, Иордания
Российские авианесущие крейсеры (и авианосцы)
К началу XXI века у России был доставшийся от СССР только 1 действующий авианосец (авианесущий крейсер) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». К тому времени руководство Минобороны и страны не видело необходимости в авианосцах, тем более учитывая состояние ВПК. В 2009 году было решено заказать во Франции постройку УДК типа «Мистраль», но после провала этой идеи в 2014 году и сложившейся международной обстановки у России снова появилась заинтересованность в постройке полноценных авианосцев или хотя бы ТАВКР.
В результате, с учётом мировой практики, были начаты разработки проектов перспективных авианосцев и авианесущих крейсеров. Среди таких разработок, в том числе в качестве экспортных вариантов, представленных на уровне макетов были:
- многоцелевой тяжёлый атомный авианосец проекта 23000Э «Шторм» разработки Крыловского ГНЦ;
- лёгкий многоцелевой авианосец «Шторм-КМ» с корпусом полукатамаранного типа разработки Крыловского ГНЦ;
- тяжёлый атомный авианосец проекта 11430Э «Ламантин» разработки Невского ПКБ.
При разработке нового авианосца запланировано использование наработок и технологии по тяжёлому авианесущему крейсеру проекта 1143.7 «Ульяновск» и разработок накопленных при эксплуатации тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов».
Эпопея с «Мистралями» подняла и вопрос разработки вертолётоносцев и десантных кораблей. В 2018-2019 гг. было обнародовано намерение не строить вертолётоносцы в чистом виде, а совместить их с универсальными десантными кораблями либо авианосцами.
В июле 2020 г. (изначально планировалось в июне) были заложены 2 вертолётоносца (УДК) проекта 23900: «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». При этом не прояснена практическая возможность применения ВС РФ УДК ни типа «Мистраль», ни проекта 23900.
Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов
Порт приписки: Мурманск-35Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года
Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов
— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное
Размеры авианосца Адмирал Кузнецов
— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая- Высота: 64,49 м габаритная- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м- Наибольшая: 10,4 м- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов
— Котлотурбинная, четырёхвальная- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4
Мощность- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт- Движитель: 4 пятилопастных винта- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода
Дальность плавания
— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль- Автономность плавания: 45 суток
Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов
— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.
Крейсер или аэродром
Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы.
Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение. И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27.
Макет перспективного авианосца России
Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира. Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США.
Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли.
Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.
«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил бывший замглавкома ВМФ Владимир Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».
С прицелом на будущее
Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета.
Схема перспективного авианосца России
А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».
Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32.
Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20 процентов. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности. На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм.
Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.
Сколько вещества во Вселенной?
Рекомендации
Ссылки
- В.Ф. Крамаренко. Токсикологическая химия. — Глава V., § 45 Стрихнин. — ISBN 978-5-458-37049-3.
- [www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4233.html XuMuK.ru — СТРИХНИН]