Бдк проекта 11711 «иван грен» продолжат строить, учтут серьезные ошибки его проектирования
Содержание:
- Конструкция
- Современные боевые ножи, конструкция.
- Геополитика российско-китайского сближения: взгляд из Пекина
- История появления БДК проекта 11711
- История создания
- Состав серии[ | ]
- Общие характеристики проектов
- Аналоги
- Конструкция[ | ]
- Ссылки
- Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость
- Состав серии
- История проекта
- Аналоги[ | ]
- Упорству храбрых…
- Навигация
- БДК проекта 1174 «Носорог»
- Силовая и энергетическая установки
- Главное — сделать выводы
Конструкция
Основой новых больших десантных кораблей стал проект 1171, по той причине, что он отлично себя показал во время службы во флотах СССР и РФ. При разработке конструкция подверглась капитальным изменениям. Они больше всего затронули внутренние помещения и надстройку. При постройке применяются технологии последнего поколения, особенно уменьшилась заметность, благодаря техническим решениям и современным материалам.
Кроме того, разработчики подумали о жилищных условиях десантников и экипажа.
Осуществлять погрузку техники на корабль возможно следующими способами: с использованием палубного либо портального кранов через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе или самостоятельно с помощью аппарелей. Четырехстворчатые грузовые люки позволяют сверх того осуществлять вентиляцию подпалубного пространства, в тех случаях, когда двигатели машин перед выходом работают на холостых оборотах и из-за этого десантное отделение наполняется выхлопными газами. Имеющиеся на корабле два шлюпочных крана для работы с моторными лодками (их на БДК три – одна малая и две большие) и шлюпками, а также грузовой кран грузоподъемностью шестнадцать тонн позволяют проводить погрузочно-разгрузочные операции.
Современные боевые ножи, конструкция.
Одной из основных тенденций в процессе конструировании современных боевых ножей является воплощение удачных нововведений взятых из конструкции ножей для выживания. Таким образом, осуществляется расширение инструментальных возможностей боевых ножей. Другой тенденцией в разработке боевого ножа является максимальная упрощённость модели. За образец можно взять ножи шведской фирмы Fallkniven.
Конструкция преобладает простотой испольнения, клинок ножа с цельным хвостовиком, проходящим на всю длину рукоятки. Рукоять выполнена из резино пластика с отверстием под темляк, а в конце рукояти выступает мател хвостовика, с помощью котрого можно наносить шокирующие удары. Обух клинка некоторых боевых ножей был заточен в виде лезвия топора, а задняя треть лезвия снабжена мелкими зубцами. При подготовке и оборудовании своей позиции, когда ножом приходится и рубить, и резать, и при разрезании проводов и проволоки при отключении взрывной техники, — такой боевой нож явно превосходит все остальные без данных усовершенствований.
Некоторые клинки боевых ножей имеют модернизированный клинок в стиле «танто». Такой клинок имеет опущенный кончик, что очень удобно при нанесении колющих ударов. Боевой нож имеет двухстороннюю или полуторостороннюю заточку клинка, поэтому увеличивается универсальность, так как колоть удобно любой стороной. Некоторые боевые ножи имеют серрейторную часть лезвия впереди клинка, а не в его окончании. Таким клинком удобнее наносить тяжелые резаные раны. Чтобы не отражать свет, клинки, за редким исключением, имеют серый или черный цвет. Среди тактических боевых ножей можно найти и модели с модифицированными клинками в форме кинжала — «Спир пойнт» (Spear Point). Наряду с клинками, имеющими форму кинжала («Спир пойнт (Speerpoint) или «Боуи»), успехом пользуются также и вышеупомянутые клинки с японской формой острия — «Танто».
На сегодняшний день тактический боевой нож должен обладать множеством разнообразных функций, конструкция такого боевого ножа должна быть максимально приспособленной к различным условиям эксплуатации и применения, то есть быть универсальной. Кроме основного своего предназначения – поражать живую плоть противника, боевой нож, согласно мнению многих военных, должен также быть полезен при тактических действиях, таких как резание верёвок или тросов (ремней безопасности), перекусывание проволоки, рубка ветвей деревьев или другое устранение препятствий, загораживающих сектор обстрела, использование в качестве инструмента (лома или молотка), взламывание замков и т.д.
Для уменьшения массы ножа в клинках боевых ножей довольно часто изготавливается ложное лезвие на обухе и так называемый кровосток (специальный горизонтальный желобок на клинке). Такие приёмы уменьшения веса применяются в наименее функционально важных частях клинка и тем самым отодвигают назад центр тяжести ножа, приведя его в идеальный баланс. В результате идеально сбалансиванным боевым ножом управлять намного удобнее нежели тем, конструкция которого не обладает необходимой гармоничной балансировкой. А это обстоятельство естественно напрямую влияет на эффективность поражения противника, нанесения ранений.
Геополитика российско-китайского сближения: взгляд из Пекина
История появления БДК проекта 11711
Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.
Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.
Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:
- Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
- Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
- Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
- На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.
Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.
История создания
В первые годы двадцать первого века в распоряжении российского военно-морского флота имелось около двух десятков больших десантных кораблей, построенных по проектам 775 и 1171. Все они сошли со стапелей еще до распада Советского Союза и постепенно старели. В общем-то, командование ВМФ предвидело это ситуацию — еще в 1998 году было утверждено техническое задание на разработку нового БДК, которое затем поступило в Невское проектно-конструкторское бюро, располагавшее огромным опытом по созданию надводных кораблей.
Преувеличивать прозорливость военно-морских начальников, тем не менее, не стоит. Их исходный замысел предполагал создание небольших десантных судов с маленькой осадкой, которые можно было бы перебрасывать по рекам из одного моря в другое. Эта особенность выглядела довольно заманчиво, однако корабли, изготовленные по соответствующим требованиям, не могли иметь больших размеров – а это командованию ВМФ не нравилось.
БДК «Саратов» (ранее – «Воронежский комсомолец»), построенный по проекту 1171 «Тапир»
В результате еще на стадии эскизного проектирования техническое задание было в значительной мере пересмотрено. Теперь речь пошла о создании большого десантного корабля водоизмещением от четырех до шести тысяч тонн. Этот «крутой поворот» оказался не последним: за пять с небольшим лет, с 1998 по 2003 годы, техническое задание пересматривалось трижды.
В конечном счете кораблестроители решили не рисковать, создавая нечто принципиально новое, а опереться на уже существующую и проверенную конструкцию больших десантных кораблей проекта 1171 «Тапир». У флота был довольно значительный и в целом позитивный опыт их эксплуатации. Кроме того, в конце 80-х годов в Невском конструкторском бюро уже осуществлялось проектирование улучшенного варианта «Тапира», эти наработки сохранились, и ими можно было воспользоваться.
Надо сказать, что в СССР строились и значительно более крупные БДК, водоизмещение которых достигало 13 тысяч тонн. Это были корабли проекта 1174. Использовать их в качестве базовой модели не стали, поскольку в техническом задании говорилось, что новые БДК предназначены для действий только в двух местах — на Балтике и в Черном море. Обе эти акватории сравнительно невелики, так что для десантирования разумнее построить корабли средних размеров с небольшой осадкой.
Состав серии[ | ]
Бортовая проекция кораблей базового проекта 11711 (БДК «Иван Грен» и «Пётр Моргунов»). Всего в серии планировалось 6 кораблей, позднее это число было сокращено до двух. Однако в 2020 году принимается решение о закладке ещё двух БДК того же типа, но с увеличенными размерами.
Задержки со вторым БДК проекта 11711 военные эксперты объясняют тем, что решение о постройке серии будет принято только после испытаний головного корабля. Перед запуском производства весь комплекс должен быть обкатан, чтобы понять какие изменения и дополнения нужно внести в проект. Испытания займут примерно год.
23 апреля 2020 года, в ходе закладки 3-го и 4-го БДК проекта 11711 «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов сообщил о том, что их строительство будет вестись по изменённому проекту. В частности у кораблей будет увеличено полное водоизмещение до 8000 тонн, а энергоустановка будет состоять из 4 дизелей 16Д49. Также от базового проекта они будут отличаться надстройкой и кроме того будут внесены другие изменения. Корректировка шифра проекта при этом производиться не будет.
Название | Зав. № | б/н | Заложен | Спуск на воду | Ввод в строй | Порт приписки | Состояние |
Проект 11711 типа «Иван Грен» | |||||||
«Иван Грен» | 01301 | 135 | 23.12.2004 | 18.05.2012 | 20.06.2018 | В строю. | |
«Пётр Моргунов» | 0302 | 117 | 11.06.2015 | 25.05.2018 | 06.2020 | или | Заводские ходовые испытания |
Проект 11711 типа «Владимир Андреев» | |||||||
«Владимир Андреев» | 303 | 23.04.2019 | 12.2022 | 12.2023 | ТОФ | Строится | |
«Василий Трушин» | 304 | 23.04.2019 | 12.2023 | 12.2024 | ТОФ | Строится | |
Возможно продолжение серии |
Общие характеристики проектов
Корабли проекта 1171 характеризовались полным водоизмещением в пределах 4000 т, с их помощью мог производиться десант до 313 человек, полностью вооруженных. Предполагалось, что суда одновременного могут нести до семи средних или более двадцати легких танков. В 1966-1975 году ВМФ СССР получил 14 таких судов, причем головным был «Воронежский комсомолец». Корабли за это время модернизировались до четырех раз (в процессе постройки и проектирования). Проект 775 предполагал практически аналогичные характеристики по вместимости и грузоподъемности, но эти корабли были заметно лучше вооружены. Всего их было построено 24 штуки.
Аналоги
- Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
- Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2×122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
- Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2×140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
- Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
- Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).
Конструкция[ | ]
БДК «Иван Грен» на размагничивании, 17 февраля 2020 года. За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений
Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта
Водоизмещение полное — 6600 тонн
Длина наибольшая — 135,0 метров
Ширина — 16,5 метров (по КВЛ)
Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).
На корабле смонтирован палубный ангар для вертолётов корабельного базирования: двух транспортно-боевых типа Ка-29, или одного разведывательно-ударного типа Ка-52К. На борту имеются три моторные лодки.
Десантовместимость
Основная статья: Десантовместимость
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц),так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), грузовики (до 30 машин),либо до 300 морских пехотинцев десантников.
Вооружение
Вертолётная посадочная площадка и палубный ангар (с нанесённой осевой линией разметки) на БДК «Иван Грен», 2020 год. По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100 мм АУ А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».
В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также в целях экономии средств и уменьшении времени постройки, в 2010 году главнокомандующим ВМФ России адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение кораблей включает в себя:
- радиолокационную систему управления огнём 5П-10-03, обеспечивающую одновременное управление артиллерийскими установками: 1 × 30 мм АК-630М-2 «Дуэт»,
- 2 × 30 мм АК-630М;
2 × 14,5 мм установки МТПУ «Жало»;
комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М».
Ссылки
Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость
Так как первый корабль проекта 11711 несколько раз подвергался процедуре корректировки по части вооружения, изменения ТТХ и прочих характеристик, сроки его окончательной готовности переносились несколько раз. Изначально корабль планировалось укомплектовать следующим вооружением:
- Артиллерийской системой А-190М калибра 100 мм;
- Двумя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Палаш», которые хоть и были созданы в начале 1990-х годов, до сих пор являются достаточно редким вооружением;
- Двумя реактивными системами залпового огня «Град-М» калибра 122 мм. Данная система была сделана на базе 9К51 «Град» и предназначена специально для огневой поддержки десанта при высадке.
В результате проблем с финансированием проекта, от данного комплекса вооружения пришлось отказаться. Новое вооружение корабля «Иван Грен» состоит из следующих систем:
- На носу теперь расположена артиллерийская установка АК-630М-2 калибра 30 мм;
- На корме имеются две артиллерийские установки АК-630М, которые совмещены с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка», которая в данное время отлично себя зарекомендовала;
- Два крупнокалиберных пулемёта МПТУ «Жало» калибра 14,5 мм;
- Переносные ПЗРК.
Как видно из последнего списка, изначальное, достаточно мощное вооружение, заменили на более лёгкое, что значительно снизило боевую мощь корабля.
В качестве силовой установки на большой десантный корабль «Иван Грен» установлены два мощных дизельных двигателя ДРРА-3700, имеющие систему турбонаддува СУТН-10060. Каждый из силовых агрегатов способен развивать мощность до 5 200 л/с. В каждом машинном отделении имеются по два мощных дизельных генератора, которые обеспечивают потребности корабля в электроэнергии, как в стояночном режиме, так и в режиме боя.
Состав серии
Всего в серии планировалось 6 кораблей, позднее это число было сокращено до двух.
Задержки со вторым БДК проекта 11711 военные эксперты объясняют тем, что решение о постройке серии будет принято только после испытаний головного корабля. Перед запуском производства весь комплекс должен быть обкатан, чтобы понять какие изменения и дополнения нужно внести в проект. Испытания займут примерно год.
Название | Заложен | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Иван Грен | 01301 | 135 | 23.12.2004 | 18.05.2012 | 20.06.2018 | СФ | В строю. |
Пётр Моргунов | 01302 | 11.06.2015 | 25.05.2018 | 2019 | Готовится к заселению экипажем |
История проекта
За создание проекта взялось Невское проектно-конструкторское бюро. Первый десантный корабль, заложенный 23 декабря 2004 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, получил имя «Иван Грен». В 2008 году его должны были передать флоту, но из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Фактически за 4 года были собраны лишь отдельные секции корабля. И только в 2008 году работы возобновились. 18 мая 2012 года корабль спущен на воду. Осенью 2010 года завод «Янтарь» получил контракт на строительство ещё одного БДК проекта 11711. Всего для ВМФ России планировалась серия из 6 кораблей, однако в 2015 году было принято решение о сокращении серии до двух, ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения, постройка которых должна была начаться в 2016 году. По состоянию на 2018 год, постройка кораблей нового поколения не начата.
Аналоги[ | ]
- Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танесантные корабли, созданные на основе американских танесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
- Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствамиLCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
- Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
- Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
- Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).
Упорству храбрых…
Первоначально предполагалось, что Флот получит «Грена» еще в 2008 году. Фактически же новый БДК удалось спустить на воду и приступить к его дальнейшей достройке лишь 18 мая 2012 года.
Правда, ситуацию несколько скрашивало то, что в 2010 году получил контракт на строительство еще одного БДК проекта 11711. Контракт-то завод получил, но… Но тут случились известные события 2014 года в Крыму, которые аукнулись, во-первых, отказом Парижа отдавать Москве построенные для нее «Мистрали», во-вторых, отказом ряда западных поставщиков отгружать для «Грена» нужное России оборудование.
С одной стороны, потеря «Мистралей» вновь актуализировала для ВМФ РФ тему скорейшего ввода в строй «Грена». С другой стороны, решение возникших проблем с импортозамещением вновь сдвинуло вправо сроки готовности головного БДК проекта 11711 и не позволило приступить к закладке второго БДК того же проекта.
К лету 2020 года задача адаптации проекта 11711 под отечественное оборудование была в целом решена. Параллельно «набирал обороты» «Сирийский экспресс», так что каждый БДК для ВМФ РФ оказался буквально на вес золота. Вместе эти обстоятельства способствовали тому, что 11 июня 2020 года наконец-то был заложен второй БДК проекта 11711. Он получил названием «Петр Моргунов».
Предполагалось, что ВМФ РФ получит 6 БДК проекта 11711. Однако не самая радостная картина застрявшего у , который на момент закладки «Моргунова» не только все еще достраивали, но и продолжали переделывать, поубавила флотский оптимизм в отношении данного проекта. В результате было озвучено решение о сокращении серии новых БДК до «Грена» и «Моргунова» «ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения». По мнению представителей Минобороны РФ, водоизмещение БДК нового поколения превысит 14000 тонн…
Говоря проще, три года назад командование ВМФ РФ вернулось к той точке, с которой в 1998 году стартовал проект 11771. Флоту понадобился улучшенный вариант советского БДК проекта 1174, способный к «загоризонтной высадке» и «вертикальному охвату»!
А вот еще кое-что для тех, кто не понял. Сокращение серии с шести кораблей до двух не позволило заметно снизить стоимость постройки БДК проекта 11711, оставив ее очень высокой.
Но двинемся дальше.
Пока приободренный возвращением в ВМФ РФ моды на БДК-вертолетоносцы Крыловский государственный научный центр устраивал презентации настольных моделей отечественных универсальных десантных кораблей будущего, проходивших под шифрами «Прибой» и «Лавина», на «Янтаре» достраивали «Грена» и строили «Моргунова». После фантастических средств и сил, затраченных с 1998 года на проектирование и создание БДК проекта 11771, Флот просто обязан был получить хоть что-то!.. Пусть это «что-то» и было уже переведено в разряд бесперспективных проектов путем сокращения серии до двух кораблей.
21 июня 2020 года «Иван Грен» наконец-то смог отправиться на заводские, а за ними и на государственные испытания. Они проходили, мягко говоря, сложно. Это явствует хотя бы из того, что приемный акт о завершении государственных испытаний «Ивана Грена» был подписан только 2 июня 2020 года.
По не подтвержденной официально информации, «Грен» испытывал проблемы с остойчивостью, недостаточным сектором обстрела для артустановок, размагничиванием, управляемостью при движении задним ходом… Корабль возвращался на , снова уходил на испытания, обнаруживал новые «косяки», вновь брал курс на завод… Словом, упорству храбрых поем мы песню.
Затем заказчик корабль наконец-то принял.
Навигация
БДК проекта 1174 «Носорог»
БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику — на воду, неплавающую военную технику — при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым оружием также может десантироваться на берег на вертолетах.
В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С.Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни — 17%, для десантных катеров — более 40%, для вертолетов — 100%.
Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном . По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование.
Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После истории с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.
Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина — 23,8 метра, осадка — 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода — 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.
Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 4х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.
В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов.
Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».
Силовая и энергетическая установки
В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» — 15, «Митрофан Москаленко» — 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.
Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.
Главное — сделать выводы
Если кто-то думает, что эта эпопея завершилась 20 июня, когда над «Иваном Греном» взвился Андреевский флаг, то он ошибается. Да, в состав ВМФ РФ наконец-то вступил новый БДК. Да, приказом главнокомандующего ВМФ РФ «Иван Грен» уже включен в состав 121-й бригады кораблей Кольской флотилии разнородных сил флота. Но вот какая штука…
В конце февраля этого года появилась информация о том, что правый и левый дизельные двигатели БДК «Моргунова» будут переставлены на левый и правый борт, соответственно. Теоретически это позволит изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью БДК проекта 11711 при движении задним ходом. В случае успешных испытаний на «Моргунове», профильная госкомиссия примет решение об аналогичных изменениях на головном корабле серии — «Иване Грене».
«Моргунов» был спущен на воду 25 мая 2018 года с перспективой ввода в строй в 2019 году. Таким образом, испытания переставленных дизелей на «Моргунове» еще никто не проводил, а значит у уже вступившего в строй «Грена» остаются проблемы с управляемостью при движении задним ходом…
Безусловно, ввод в строй «Ивана Грена», а за ним, надеемся, и «Петра Моргунова» — это в современных реалиях отрадное явление для ВМФ РФ, мягко говоря, не избалованного новыми БДК. Другое дело, что «десантники» проекта 11711 имели шанс стать куда более удачными кораблями… Ну да что уж теперь об этом говорить. Главное — сделать необходимые выводы и не повторять единожды уже совершенные ошибки, верно?
И вот тут мы вновь возвращаемся к теме постройки новых БДК для нашего Флота. Нет, на сей раз речь идет не о проекте 11711, а о том, что уже анонсировано ему на смену. Вспомним, что когда в 2015 году число строящихся «Гренов» сократили до пары, БДК нового поколения виделся в МО как корабль водоизмещением более 14000 тонн.
Теперь обратимся к сообщениям российских СМИ от 18 июня 2018 года. В них содержится упоминание о том, что Северному проектно-конструкторскому бюро поручено создание нового эскизного проекта БДК. Речь идет не о развитии какого-то существующего проекта, а о создании с нуля БДК водоизмещением… около 8000 тонн. Важный момент — другие конструкторские бюро не участвуют в этой работе.
 / Объединенная судостроительная корпорация
Ну и, наконец, послушаем заместителя главкома ВМФ по вооружению вице-адмирала Виктора Бурсука, который сразу после подъема Андреевского флага над «Греном» заявил дословно следующее:
Виктор Бурсук уточнил, что планирующийся к закладке в 2021 году БДК нового проекта будет таких же размеров, как БДК проекта 11711 «Иван Грен», но ему улучшат мореходные качества, а также оснастят новыми образцами вооружения и техники.
Минуточку! Так какого же водоизмещения будет новый БДК? 14000, 8000 или 5000 тонн? Проектировать этот корабль будет только Северное ПКБ или же и другие проектные бюро, как сообщил вице-адмирал Виктор Бурсук 20 июня 2018 года? Для решения каких задач будет создаваться БДК нового поколения? Если во главу угла ставится переброска с помощью БДК грузов военного назначения, то не лучше ли задуматься о специализированном войсковом транспорте?..
Ввод в строй «Ивана Грена» — это явно не точка в описанной нами истории, а многоточие. Вопросов, как видите, остается еще достаточно. И большая часть из них пока без ответа. Тем не менее, очень хочется надеяться, что ВМФ РФ сможет сделать техзадание для БДК нового поколения более конкретным и менее расплывчатым. Иначе запланированный к закладке в 2021 году «десантник» рискует повторить тернистый путь проекта 11711, а группировка наших стареющих БДК так и не дождется смены.