Кто лидирует в мире в области военных дронов?

Беспилотные аппараты Европы

MALE RPAS

Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2018 году.

«Sagem Sperwer»

Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.

«Eagle 1»

Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.

HALE

Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.

В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.

Ведение работ по разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) считается одним из самых многообещающих курсов в развитии нынешней боевой авиации. Применение беспилотников или дронов уже привело к немаловажным переменам в тактике и стратегии военных конфликтов. Более того, считается, что в самое ближайшее время их значимость существенно приумножится. Некоторые военные эксперты считают, что положительный сдвиг в развитии беспилотников является самым важным достижением авиастроения последнего десятилетия.

С помощью БПЛА решаются многие задачи. Главным образом, это разведдеятельность. Большая часть современных беспилотников создавались собственно для этого. В последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. Отдельной категорией можно выделить дроны-камикадзе. Беспилотники могут вести радиоэлектронную борьбу, они могут быть ретрансляторами радиосигналов, корректировщиками для артиллерии, воздушными мишенями.

Впервые попытки создать летательные аппараты, неуправляемые человеком, предпринимались сразу же с появлением первых аэропланов. Однако практическое их осуществление произошло лишь в 70-х годах минувшего века. После чего начался подлинный «бум беспилотников». Дистанционно управляемую авиационную технику довольно-таки долго не получалось реализовать, но на сегодняшний день она производится в изобилии.

Как часто это бывает, лидирующее положение в сотворении дронов занимают американские компании. И это не удивительно, ведь финансирование за счет американского бюджета создания беспилотников было по нашим меркам просто астрономическим. Так в течение 90-х годов на аналогичные проекты затратили три млрд. долларов, тогда как в одном лишь 2003 году на них потратили больше одного млрд.

Работы над разработкой беспилотников ведутся во множестве стран мира. В этой индустрии задействована не одна тысяча компаний, но самые перспективные разработки идут прямиком к военным.

Безаварийность «Эйтана» решает всё

За плечами американских «Жнецов» — богатейший «послужной список». Первые боевые миссии они провели летом 2007 года в Ираке и Афганистане. С 2009-го база на Сейшельских островах, под завязку набитая MQ-9 Reaper, регулярно сокращает численность пиратов в Индийском океане. Но серьёзную «косьбу» «Жнецы» устроили в рядах запрещённой в России «Аль-Каиды». Один за одним они ликвидировали верхушку этой террористической организации: Мустафа Абу Язид, Фахд аль-Куса, и наконец список «жатвы» пополнил глава экстремистов в Йемене Абдаллах аль-Санаани.

af.mil
Список «жатвы» MQ-9 Reaper пополнил глава экстремистов в Йемене Абдаллах аль-Санаани.

Совершенно противоположная ситуация с израильским БЛА «Эйтаном». Единственная авария приключилась в январе 2012-го, когда «Эйтан» во время учебного полёта в окрестностях базы Тель-Ноф вдруг свалился в штопор и рухнул. С тех пор ни одной потери! А с 2008-го, когда «Эйтан» прошёл «крещение» огнём в операции «Литой Свинец» в Секторе Газа в 2008 году, он совершил больше сотни боевых вылетов.

iai.co.il
 12 ноября 2011-го один из IAI Eitan атаковал базу «Корпуса стражей исламской революции».

Особо шумную победу беспилотному «израильтянину» приписывают в Иране.

Правда, нашлись те, кто оспаривает в этом участие именно «Эйтанов», Израиль не подтвердил, но и не опровёрг победу своих дронов.

Красноречивый факт: сегодня в израильских ВВС именно беспилотники марки «Эйтан» поднимаются в небо чаще своих больших пилотируемых собратьев. Операторам БЛА в США такое пока может только сниться.

Вывод: боевые показатели MQ-9 Reaper и IAI Eitan примерно равны. Однако фактор надёжности израильскому беспилотному «собрату» даёт небольшое преимущество.

Плюсы и минусы самолета

Как и любой другой авиалайнер, Ан-24 обладает целым рядом преимуществ и недостатков.

https://youtube.com/watch?v=r9ptWQg_Xjc

К числу первых относятся:

  1. Неприхотливость самолета и простота его обслуживания;
  2. Возможность эксплуатации на аэродромах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами;
  3. Низкий расход топлива и большой ресурс двигателей;
  4. Способность к выполнению полётов, включая отрыв от взлетной полосы при одном работающем двигателе;
  5. Достаточная для регионального самолета скорость и вместимость.

Из недостатков можно отметить следующие:

  1. Самолет морально устарел по своей конструкции и нуждается в замене;
  2. Двигатели создают сильный шум, что не соответствует современным стандартам;
  3. Низкий уровень комфорта в салоне самолета, пассажиры лишены многих современных удобств;
  4. Оборудование в кабине пилотов довольно примитивное, как и система управления в целом.

В салоне Ан-24 довольно тесно

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

Как родилось название беспилотного аппарата – дрон

Происхождение слова «дрон» до сих пор вызывает споры у лингвистов. Мы приведем наиболее устоявшееся на этот счет мнение. Итак, данное название БПЛА возникло на рубеже 1934-35 годов, когда в мире появились низко летающие бипланы, гудевшие, словно пчелиный рой (drone — трутень). Сходство с трутнем этих аппаратов было поразительным: они были «ленивыми», не могли маневрировать, даже ускоряться, при этом издавали характерное монотонное жужжание.

Четверть века подобным образом именовали лишь самолеты-мишени, но в пятидесятых и особенно шестидесятых годах прошлого века к дронам как-то само собой причислили все беспилотники, начиная от крылатых ракет и заканчивая непилотируемыми в то время космическими аппаратами.

В конце девяностых годов ВВС Соединенных Штатов разрабатывали военные БПЛА типа Predator UAV и ракеты «Хеллфаер», которые впервые применили после «теракта» 11 сентября 2001 года. В это время с легкой руки журналиста Боба Вудворда появляется словосочетание «дрон Predator» — и уже вскоре в разговорной, а затем и официальной (письменной) речи все технические средства, перемещающиеся по воздуху и воде без пилота, — начиная от военных аппаратов и заканчивая мультикоптерами размером с ладошку — стали называть дронами.

Некоторые, особо принципиальные, лингвисты доказывают, что дронами можно «величать» лишь военные летательные аппараты, стреляющие ракетами или ведущие разведку. Тем не менее принято считать, что любые современные беспилотники, в том числе широко распространенные квадрокоптеры, – это по сути своей дроны.

Ссылки

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Беспилотник» в других словарях:

Predator разведывательный и ударный БПЛА ВВС США Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, также иногда сокращается как БЛА; в просторечии иногда используется название «дрон», от англ … Википедия

Возможность сохранить наиболее ценный ресурс – бойцов на поле боя с начала первых войн являлось наиболее важным и перспективным. Современные технологии позволяют использовать боевые машины дистанционно, что исключает потерю оператора даже при уничтожении единицы. Одним из наиболее актуальных в наши дни является создание беспилотных летательных аппаратов.

Бортовое оборудование

Для поиска целей «Жнец» и навигации использует две отдельные системы. Одна из них – это многорежимный радар высокого разрешения AN/APY-8 Lynx с синтезированной апертурой. Он способен осуществлять картографирование местности, а также выявлять движущиеся цели как на фоне земли, так и на поверхности моря. Оператор, взаимодействуя с таким радаром, может выделять и идентифицировать отдельные объекты.

Вторая система – это Raytheon AN/ASS-52(V). Она представляет собой оптико-электронную прицельную станцию, способную работать как при дневном свете, так и в инфракрасном диапазоне и оснащенную лазерным дальномером-целеуказателем. Такое оборудование дает возможность применять все высокоточные боеприпасы, имеющиеся на вооружении армии США.

MQ-9 Reaper с открытым отсеком оборудования. Хорошо видна спутниковая антенна.

Кроме того, на борту MQ-9 Reaper могут устанавливаться следующие виды оборудования:

  1. Gorgon Stare («взгляд Горгоны») – сенсорная система, главными элементами которой являются девять видеокамер, обеспечивающих сферический обзор всего пространства вокруг БПЛА. Предназначена для долговременного обзора значительных по площади участков местности. С высоты 7 600 метров она способна полностью контролировать всё, что происходит в небольшом городе.
  2. Система предупреждения об угрозе Raytheon ALR-69A RWR. Размещается во внутреннем отсеке БПЛА для своевременного обнаружения облучения дрона радарами противника.
  3. Блок постановки активных помех, разработанный компанией Raytheon. Это оборудование испытывалось в 2013 году, наряду с ракетами-ловушками ADM-160 MALD.
  4. Датчик EO/IR MTS-B – для обнаружения и отслеживания летящих баллистических ракет и их боеголовок. БПЛА, оснащенные таким оборудованием, могли бы взаимодействовать с корабельной системой ПРО Aegis, осуществляя целеуказание для противоракет SM-3.

Зарубежные беспилотные летательные аппараты

Одной из основных тенденций развития современных БПЛА является их дальнейшее уменьшение. Ярким примером этого дрон PD-100 Black Hornet, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics.

Этот дрон вертолетного типа имеет длину 100 мм и вес 120 гр. Дальность его полета не превышает 1 км, а продолжительность – 25 минут. Каждый PD-100 Black Hornet оснащен тремя видеокамерами.

Серийный выпуск этих беспилотников начался в 2012 году, военное ведомство Англии закупило 160 комплектов PD-100 Black Hornet за 31 млн долларов. Данные дроны применялись в Афганистане.

Работают над созданием микродронов и в США. У американцев существует специальная программа Soldier Borne Sensors, направленная на разработку и внедрение разведывательных БПЛА, которые могли бы снабжать информацией каждый взвод или роту. Появилась информация о желании армейского руководства США к 2018 году снабдить индивидуальным дроном каждого бойца.

Сегодня самым массовым дроном в американской армии является RQ-11 Raven, который весит 1,7 кг, имеет размах крыла 1,5 м и может подниматься на высоту до 5 км. Электрический двигатель дрона обеспечивает ему скорость до 95 км/ч, в воздухе RQ-11 Raven может находиться от 45 минут до одного часа.

На беспилотнике установлена цифровая видеокамера дневного или ночного видения, аппарат запускается с руки, он не нуждается в специальной площадке для приземления. Аппарат может летать по заданному маршруту автоматически, ориентируясь на сигналы GPS, или управляться оператором.

Данный беспилотник находится на вооружении более десяти стран мира.

Более тяжелым БПЛА, находящимся в настоящий момент на вооружении армии США, является RQ-7 Shadow. Он предназначен для ведения разведки на уровне бригады. Серийное производство комплекса началось в 2004 году. Дрон имеет двухкилевое оперение и толкающий винт. Этот БПЛА оснащается обычной или инфракрасной видеокамерой, радиолокатором, аппаратурой подсветки целей, лазерным дальномером и мультиспектральной камерой. На аппарат можно подвесить управляемую бомбу массой 5,4 кг. Существует несколько модификаций этого дрона.

Еще одним американским БПЛА среднего размера является RQ-5 Hunter. Вес пустого аппарата составляет 540 кг. Это совместная американо-израильская разработка. БПЛА оснащается телевизионной камерой, тепловизором третьего поколения, лазерным дальномером, а также другим оборудованием. Дрон запускается со специальной платформы с помощью ракетного ускорителя, радиус его действия – 267 км, в воздухе он может находиться до 12 часов. Созданы несколько модификаций Hunter, на некоторые из них можно подвешивать небольшие бомбы.

«Дозор-600». Это многоцелевой аппарат, разрабатываемый компанией «Транзас», показан широкой общественности на выставке МАКС-2009. БПЛА считается аналогом американского MQ-1B Predator, хотя его точные характеристики неизвестны. «Дозор» планируют оснастить РЛС переднего и бокового обзора, видеокамерой и тепловизором, системой целеуказания. Данный БПЛА предназначен для разведки и наблюдения в прифронтовой зоне. Об ударных возможностях дрона информация отсутствует. В 2013 году Шойгу потребовал ускорить работы над «Дозором-600».

«Орлан-3М» и «Орлан-10». Эти БПЛА разработаны для ведения разведки, проведения поисковых работ, целеуказания. Аппараты очень схожи своим внешним видом, незначительно отличается их взлетная масса и дальность полета. Старт происходит за счет катапульты, а приземляется аппарат на парашюте.

Преимущества и недостатки БПЛА MQ-9 Reaper

Как плюсы, так и минусы «Жнеца» во многом связаны с его увеличенными по сравнению с «Хищником» размерами. Резко выросшая грузоподъемность позволила сделать дрон намного более мощным оружием. Благодаря большому арсеналу управляемых ракет MQ-9 может применяться не только для нанесения одного точечного удара, как MQ-1 Predator, но и успешно осуществлять непосредственную поддержку войск на поле боя, заменяя ударные вертолеты и штурмовики.

Кроме того, «Жнец» способен взять на борт разнообразное дополнительное оборудование, что открывает возможность его применения в самых разных сферах. Уже сегодня MQ-9 используется для контроля обширных акваторий, предотвращения контрабандных перевозок, наблюдения за порядком на улицах городов во время проведения массовых мероприятий, а также для обнаружения лесных пожаров.

IKhana – особый вариант MQ-9, переданный в NASA. Использовался для поиска очагов лесных пожаров.

С другой стороны, увеличение размеров БПЛА сделало его более заметным и уязвимым. Этот недостаток особенно ярко проявился в Йемене, где два таких дрона были сбиты какими-то самодельными ракетами.

Автор статьи:
Akiva Content

На догонном курсе

Россия возможности своих БПЛА продемонстрировала только во втором десятилетии XXI века (напомним, что СССР был одним из лидеров по производству БПЛА). В 2010 году российская компания «Оборонпром», входившая в состав госкорпорации «Ростех», создала совместное предприятие с израильской компанией «IAI», заключив контракт на покупку и производство разведывательных БПЛА (поставлять ударные израильская сторона под нажимом США отказалась. — Авт.). И в 2014 году в России был сформирован первый отряд беспилотников «Форпост». Есть уже и «Форпост-Р», собранный на базе отечественных комплектующих.

С 2010 года Российская армия приступила к использованию многофункционального беспилотного комплекса малой дальности «Орлан-10», предназначенного для ведения наблюдения за объектами в труднодоступной местности. После ряда учений, включая «Кавказ-2012», «Орлан-10» получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ и был принят на вооружение. К настоящему времени в войска поставлено более 1.000 таких аппаратов. «Орлан-10» входит в состав системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ) и может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключёнными к ЕСУ ТЗ. Его максимальная взлётная масса — до 18 кг, практическая дальность полёта — до 600 км, практический потолок — 6.000 м. БПЛА активно применялся в ходе военной операции ВКС России в Сирии.

Известно, что уже ведётся разработка беспилотника «Орион-2» с максимальным взлётным весом 5.000 кг и потолком 12.000 м.

Официально объявлено, что компания «Сухой» создаёт тяжёлый ударный БПЛА С-70 «Охотник (беспилотный бомбардировщик), первый полёт которого состоялся в августе 2019 года. 27 сентября того же года Министерство обороны России сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя Су-57, продолжавшемся более 30 минут, в ходе которого отрабатывалось применение средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону ПВО противника. В ВКС «Охотник» с примерной взлётной массой до 25 тонн и дальностью полёта до 6 тысяч км начнёт поступать с 2024 года.

Как бы там ни было, у дронов есть один существенный недостаток — уязвимость каналов связи. Сигналы GPS-навигаторов, как и любые сигналы, принимаемые и отсылаемые летательным аппаратом, можно глушить, перехватывать и подменять, для уничтожения БПЛА могут использоваться как обычные артиллерийские установки, так и средства глушения сигналов управления. Тем не менее, по оценкам большинства экспертов, США, страны НАТО, Китай и Россия в возможных военных конфликтах будущего будут делать ставку всё-таки на БПЛА — разведывательные и ударные. Возможно, это будут не только управляемые, но и думающие аппарата, наделённые интеллектом.

Литература

История беспилотных летательных аппаратов / БПЛА

Неважно то, что сегодня мы речь ведем о беспилотниках, история этих аппаратов начинается скорее на воде чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1899 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов

Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил создать летательный аппарат управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывал свои крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на инновационную и экстравагантную идею, Кеттерингу дали зеленый свет и с помощью финансирования из армии США ему удалось создать несколько рабочих моделей. Увы, после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект по не многу сошел на нет и в боевых действиях во время Первой Мировой войны разработка участия не принимала.

DH.82B Queen Bee – БПЛА-мишень

Впрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee, и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943.

Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1, а с 1942 года, Фау-2. А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.

Немецкая Фау-1

А вот США пошли по стопам Великобритании и запустили в массовое производство беспилотники Radioplane QQ-2, которые использовали как самолеты-мишени. Более того, за время Второй Мировой, фирма Radioplane создала для ВВС США почти 15 тысяч подобных БПЛА, в том числе модели QQ-3 и QQ-14. Интересно, что авторство данных беспилотников принадлежит Дени Ридженатальту, который в 30-ых года XX века был преуспевающим актером и по происхождению являлся британцем. Однако позже проявил интерес к радиоуправляемым моделям, а в 1934 году открыл свой магазин в качестве хобби. Однако наиболее успешной разработкой США можно считать беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1, который сравним лишь с Фау-1 и может считаться первым в мире беспилотным летательным аппаратом подобного типа и специализации. По 1944 год было выпущено несколько модификаций TDR-1: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Однако, несмотря на обилие модификаций, в серийный выпуск попали лишь сам TDR-1 – более 180 штук и TD3R-1 – заказ в 40 штук, который, впрочем, позже был отменен.

Модель американского Interstate TDR-1

Несмотря на то, что после Второй Мировой войны БПЛА так или иначе активно использовались лишь США и СССР, на данный момент ведущим лидером в разработке и применении беспилотников считается именно США. Достаточно сказать лишь то, что в 2012 году беспилотные летательные аппараты, состоявшие на вооружении ВВС США, составили 7494 штук, в то время как пилотируемых аппаратов насчитывается почти 11 тысяч.

В данный момент по значимости развития технологий в данной сфере необходимо отметить не только США, но и Россию, Израиль, а так же Великобританию, расширившую свой парк беспилотных летательных аппаратов в марте 2014 года.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2012 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

MQ-1 Predator — самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация — MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper — следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании. Его преимущество перед F-16 — меньшая закупочная и эксплуатационная цена, большая длительность полета без риска для жизни пилота.

Практическое применение

Свои первые официальные боевые вылеты «Жнецы» совершили над территорией Ирака и Афганистана летом 2007 года. Спустя несколько месяцев, в конце октября, MQ-9 атаковал при помощи ракет Hellfire укрепления, построенные движением «Талибан» — фактически этот эпизод стал для нового дрона «боевым крещением». Начиная с 17 июля следующего, 2008 года, местом базирования «жнецов» в Ираке стала авиабаза Балад.

Несколько БПЛА MQ-9 в начале осени 2009 года были направлены на Сейшельские острова. Перед ними была поставлена задача контролировать часть акватории Индийского океана и противодействовать атакам пиратов.

В сентябре 2009 года «Жнец» впервые был сбит в ходе выполнения боевого задания. Он был уничтожен американским истребителем F-15E Strike Eagle при помощи ракеты Sidewinder. Причиной стала потеря управления в ходе полета – никем не контролируемый дрон стремительно приближался к границе и мог в дальнейшем попасть на территорию Таджикистана. Оценив ситуацию, командование отдало приказ сбить БПЛА.

Следует отметить, что в первые годы своей службы «Жнецы» выполняли в основном наблюдательные и разведывательные задания. Действовали они в Эфиопии, летая над Сомали, а также в Ливии, где в 2012 году был убит американский посол.

Обломки MQ-9 Reaper, сбитого йеменскими повстанцами близ города Ходейда.

Довольно часто «жнецы» использовались для уничтожения конкретных людей – чаще всего лидеров различных вооруженных формирований, конфликтующих с Соединенными Штатами Америки или их союзниками. Жертвами этих БПЛА стали, в частности, Мохаммед Эмвази (он же «Джихадист Джон»), а также Сулеймани, заместитель командующего мобилизационными силами Ирана. Последний случай едва не спровоцировал широкомасштабную войну в Персидском заливе. К счастью, Иран ограничился демонстративными ракетными обстрелами американских баз в Ираке, а руководители США, в свою очередь, не стали осуществлять дальнейшую эскалацию насилия.

Несколько «Жнецов» в ходе выполнения своих боевых заданий были сбиты зенитными ракетами. По меньшей мере два таких беспилотника уничтожили сирийские ПВО летом 2020 года, еще один стал жертвой ЗРК «Панцирь» во время полета над Ливией (этот дрон принадлежал итальянским ВВС). Кроме того, дважды MQ-9 Reaper сбивали хуситы – повстанцы, воюющие в Йемене против коалиции государств во главе с Саудовской Аравией. Примечательно, что происхождение ракет, которыми пользовались хуситы, установить не удалось. По одним данным, речь идет о какой-то иранской системе ПВО, а по другим – о кустарной переделке советской ракеты «воздух-воздух» Р-27.

Место гибели Сулеймани, иранского военачальника, убитого ударом с MQ-9 Reaper.

Для оценки интенсивности применения «Жнецов» можно отметить, что дроны этой модели, принадлежавшие Королевским ВВС Великобритании в период с сентября 2015 по январь 2016 года совершили над территорией Сирии более тысячи боевых вылетов – это не говоря о гораздо более многочисленных американских беспилотниках.

Третья волна

Возможности современных коммерческих БПЛА

Безусловно, дроны были и остаются прерогативой военных ведомств, тем более что у последних больше возможностей для производства и совершенствования беспилотников, а также использования воздушного пространства. Однако и возможности современных коммерческих БПЛА заметно расширяются.

И если доставка товаров с помощью дронов Prime Air, продемонстрированная компанией Amazon, произвела в свое время настоящий фурор, то сегодня подобными воздушными перевозками пользуются уже многие мировые фирмы. Возможности коммерческих дронов протестировали Почта России и Сбербанк РФ (с легкой подачи Германа Грефа).

Сегодня с помощью квадрокоптеров американская компания Domino’s доставляет в Новой Зеландии пиццу, а стартап Zipline наладил поставку медикаментов в отдаленные районы Руанды. Подобных примеров уже сотни, а завтра их будут тысячи.

Беспилотники могут быстро, безопасно и с наименьшими затратами средств добираться до самых недоступных мест, сбрасывать продукты и необходимые вещи. Они способны действовать как в одиночку, так и группами, что во много раз повышает их эффективность. Так, в 2017 году целый отряд дронов оценивал повреждения и участвовал в составлении плана восстановления разрушенных ураганом «Харви» городов и прочих населенных пунктов Техаса.

В настоящее время беспилотники с успехом используются агентствами недвижимости для оценки строений, кинокомпаниями — для съемки захватывающих панорам и головокружительных погонь, сельскими тружениками — чтобы обнаружить поражения посевов вредителями, опылять поля, наблюдать за скотиной и пр. Ну а в быту квадрокоптеры стали незаменимыми помощниками на свадьбах и других торжественных мероприятиях, с их помощью можно снять любое грандиозное шоу, они весьма популярны во время спортивных гонок – и так далее, и тому подобное…

Что дальше

В завершение: посадочных платформ для БПЛА много, они используются и будут использоваться ещё больше. Хочется попытаться выделить, что нового можно ждать в будущем. 

Про постаматы я уже написал выше, хорошая история. Ещё из интересного: комнатные посадочные станции по типу зарядной станции робота-пылесоса: не посадочная платформа, а док-станция. Недавно такую представил «Амазон». Только ли игрушка это или прототип, чтоб о нем написали Engadget (как сказал Тема), покажет практика, но идея комнатных дронов со станциями зарядки подобно пылесосам мне нравится.

В предыдущей статье я упоминал VTOL-самолет как способ увеличения времени функционирования БПЛА, посадочные платформы нацелены туда же. А что если совместить, сделать посадочную платформу для самолета вертикального взлёта и посадки? Оказывается, уже есть образцы:

И ещё. А если такое да ещё и с постаматом? 🙂

Что ещё важно: необслуживаемые (самообслуживаемые) станции, функционирующие автономно (скажем, полгода или больше). А ещё можно упомянуть посадочные платформы (аэропорты) для беспилотных летающих такси

Uber предлагает концепции, например, называется Air Skyports. Volocopter тоже на эту тему думает.

Uber Air Skyport

А вот универсальная роботизированная платформа ТГУ им Г. Р. Державина. То же самое что выше, только в большем масштабе.

Универсальная роботизированная платформа ТГУ им Г. Р. Державина

Заключение

Полицейские наделены определенными правами, но также они должны нести обязанности, которые принимают на себя во время поступления на должность. Все права и обязанности, функции сотрудников МВД прописаны в действующем законодательстве и обязательны к исполнению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector