Быстроходные советские «американцы»

Содержание

Серийные модели

Модель 1935 года

Корпус серийной БТ-7 выпуска 1935 года собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, продолговатой суженной закруглённой носовой частью и трапециевидной кормой. Все неразъёмные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей — клёпаными. Наружные бортовые стенки — броневые, съёмные. Внутренние стенки представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка подвешивался на восьми пружинных рессорах (свечах): шести вертикальных и двух горизонтальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемыми — передняя. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., многодисковый сухой главный фрикцион, 4-скоростная коробка передач, бортовые фрикционы и передачи, тормоза, гитары (для привода колёсного хода), топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).

В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ. На части танков устанавливались кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из 3 человек: командир (наводчик), заряжающий и механик-водитель.

Модель 1937 года

С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 артвыстрелов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков. Четырёхскоростная коробка передач была заменена трёхскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. На последних, впрочем, в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую. В ходе модернизации толщина лобовой брони БТ-7 достигла 22 мм. Боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7.

Модель 1939 года (БТ-7М)

С декабря 1939 года начался выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти не отличавшегося от БТ-7. Основное отличие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Бо́льшая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего было изготовлено 706 экземпляров БТ-7М.

Танки «холодной войны»

Послевоенная международная обстановка не уменьшила значения «главной ударной силы сухопутных войск». Частично поменялся состав основных стран,производящих танки. В первых рядах оказались СССР и США, находящиеся во главе Варшавского Договора и НАТО соответственно.

Танки США, представленные созданной в 1941 году моделью М3 Стюарт, стали известны только благодаря тому, что поставлялись в СССР, Англию, Францию и Китайпо системе ленд-лиза.

В 50-е – начале 60-х гг. были приняты на вооружение средние танки Т-54, Т-55, тяжелые ИС-4, Т-10, Т-10М, основной, на тот момент, Т-62, обеспеченный 115 мм гладкоствольной пушкой.Вскоре от производства тяжелых танков отказались, оставив действующие машины на длительном хранении.

Конец 60-х – начало 70-х гг. для бронетанковых войск ознаменовались появлением трех конкурирующих моделей: харьковского Т-64, нижнетагильского Т-72 Урал и изготовленного на Кировском заводе в Ленинграде Т-80.

Создатели всех трех моделей, продолжая лучшие традиции отечественного танкостроения, работали над решением классической триединой задачи:

  • усиление огневой мощи – на танках установлены 125 мм пушки, предусмотрено использование комплексов танковых управляемых ракет;
  • повышение маневренности боевых машин – двигатель Т-64 -700л.с., Т-72 – 840 л.с. и первый в мире газотурбинный двигатель мощностью 1000 л.с. установлен на Т-80;
  • усиление живучести и защиты экипажа за счет увеличения броневой мощи – не актуально. На представленных моделях и их модификациях устанавливаются динамичная защита «Контакт», комплекс активной защиты «Арена», КОЭП «Штора».

С 1976г. Т-80 был определен основным боевым танком. ОБТ- классификация, позаимствованная за рубежом.

В этот период создаются новые боевые машины в Германии («Леопард-2») и в странах НАТО: «Абрамс» в США, «Челленджер» в Великобритании, Лаклерка во Франции.

Направления, по которым идет совершенствование танков, как у нас, так и у наших «заклятых друзей» с годами не меняются: наступление, защита, маневр.

Увеличиваются лишь технические возможности, активнее применяются достижения науки. Даже невозможно представить глубину той пропасти, которая разделяет танк «Борец за свободу товарищ Ленин» и современную боевую машину Т-14 «Армата». А прошло всего каких-то сто лет.

Его характеристики, появившиеся в открытой литературе: мощность двигателя – 1200 л.с., уже проверенная 125 мм пушка, которая может использоваться для пуска ракет, 4 степени защиты, в том числе необитаемая башня, подтверждают неизменность задач, которые стоят перед танкостроителями.

Источники[править]

Бронетехника РСФСР и СССР в 1919 — 1941 гг.


до 1918 → 1919 — 1941 → 1941 — 1945 → 1945 — 1991 → 1991 — настоящее время

Танкетки:

ЩитоноскаТ-17Т-21Т-22Т-23Т-25 • Т-27 • Танкетка ГроховскогоППГД-7Д-44

Лёгкие танки:

Теплоход АН • Рено-Русский • Т-16 • Т-18 обр. 1927 г. • Т-18 обр. 1929 г. • Т-18 обр. 1930 г. • МС-1 • Т-19 • Т-26 обр. 1931 г. • Т-34 • БТ-2 • БТ-5 • БТ-203БТ-7 прототип • БТ-7А • Т-46 • БТ-7 Артиллерийский • БТ-СВТ-39Т-51Т-116Т-26-5 (Проект 126-1)А-20Танк ТМ0-10Д-10Д-11ТММТ-126 (СП)Проект 126-2Проект 127КТ-26Т-26АТ-26МСТЗ-25СТЗ-35Объект 211

Средние танки:

ГУВП*ГУВП**Т-29Т-111Т-28 с Ф-30А-32Т-12 • Т-24 • ТГТА-1ТА-2Д-4Д-5

Тяжёлые танки:
Т-35-1

Сверхтяжёлые танки:

ТГ-VIТГ-5Т-42Танк Данченко

Маневренные танки:

ПТ-1ПТ-1АИТ-3Д-38Летающий танк БТБТ-6РБТ-5БТ Цыганова • БТ-7 обр. 1937 г. • БТ-8БТ-7МБТ-5-ИСБТ-СВ-2Танк на воздушной подушкеМАС-1А-32

Танки прорыва:

Т-30ТП-1ТА-3Т-35Танк Сиркена • Т-28 • Т-39Т-29Танки прорыва КБ ЛКЗОбъект 112СМК с балансирной подвескойСМКТ-100Объект 115Объект 0-50Объект 103ВЛТ-100-VТ-100-ZИС (проект 1940 г.)

Плавающие танки:

Т-33Т-41 • Т-37А • Т-37БТ-37В • Т-38 • Т-43-1Т-43-2 • Т-38М

Химические танки:

ХТ-26 • ОТ-27 • ХТ-27 • МХТ-1 • ОТ-37 • ХТ-37 • ХТ-130 • ХТ-133 • БХМ-2ХБТ-7ОТ-131ОТ-132ХТ-134Объект 218ОТ-7Д-15ОУ-Т-26

Инженерные танки:

СТ-26УСТ-26СБТ-5ДМТ-28СБТ-2СТ-27ИТ-28СТ-26СОТ-26ТС

Истребители танков:
АТ-1

Самоходные гаубицы:

СУ-18 • СУ-5 • СУ-26

Штурмовые орудия:
Т-100-Х

Зенитные самоходные установки:

СУ-8СУ-8 Вариант II

Лёгкие САУ:

Т-27М • СУ-1СУ-2ПутиловецСУ-3СУ-76 (1934 г.)СУ-6СУ-37СУ-45

Средние и тяжёлые САУ:

САУ ТолочковаСУ-7СУ-14СУ-14-1СУ-100-YОбъект 212

Самодвижущиеся орудия:
Арсеналец

Лёгкие бронеавтомобили:

БАД-1 • Д-8 • Д-12 • ФАИ • Боевой мотоцикл ГроховскогоГАЗ-ТК • БА-20 • БА-30 • БА-21ЛБ-23ЛБ-62ЛБ-НАТИФАИ-2

Средние бронеавтомобили:

БА-27 • Д-9 • Д-13 • ФВВ • БА-И • БА-3 • БА-6С • БА-6 • БА-9 • БА-10 • БА-10А • БА-10М

Тяжёлые бронеавтомобили:

БА-5 • БА-11

Плавающие бронеавтомобили:

БАД-2ПБ-4Бронеавтомобиль на воздушной подушкеПБ-7

Химические бронеавтомобили:

Д-18/37БХМ-1000/800 • КС-18 • БА-23

САУ на автомобильном шасси:

СУ-12СУ-1-12СУ-429К • 4М

Бронетранспортёры:

Д-14ТР-1ТР-4Бронетранспортёр ШитиковаБА-22

Бронированные тягачи:

АТ-42 • Пионер • Т-20 Комсомолец • Т-26Т

Бронетракторы:
Фордзон

Бронированные аэросани:
Боевые аэросани Гроховского

Моторизованные броневые вагоны:

Д-1 • Д-2 • КЗ-1 (Красная звезда-1) • МБВ

Броневые дрезины:

Д-37 • БТД • ДТР • ДШ • БД-39 • БД-41 • Ленинградская броневая дрезина

См. также[править | править код]

Применение и оценка

БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулемётными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).

45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надёжно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались ещё и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.

Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.

БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских манёвров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Кромвель» и «Крусейдер».

Подбитый в боях с немцами БТ-7

БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие лёгкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка. Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжёлый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой». (А. Б. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии»)

Иван Васильевич Болдин вспоминает в своих мемуарах, как три танка БТ, с боеприпасами, но без горючего, подкараулили колонну немецких танков, и нанесли ей значительные потери. Таким образом, танки БТ, при грамотном использовании, тогда ещё являлись вполне эффективным оружием.

Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжёлых боёв 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.

Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).

Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.

Описание конструкции танков серии БТ

Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков. В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.

В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.

Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду. Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя. В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.

В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.

В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ. Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.

В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.

Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды. Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.

Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.

Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.

Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.

Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности. Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».

Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.

При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.

БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.

Основания появления нового танка

В то время, считали необходимым иметь не менее пятидесяти процентов танков вооруженных трехдюймовым орудием. Помимо этого задание на проектирование предусматривало следующие изменения:

  • полностью сварной корпус;
  • установку мотора М-17;
  • увеличение емкости баков;
  • полностью сварной корпус для будущего танка БТ-7;
  • улучшение обзора танка БТ-5.

По плану, к выпуску новых боевых машин завод должен преступить в четвертом квартале 1933г. Но как случалось уже не раз, суровые жизненные реалии внесли свои коррективы. Коллектив инженеров в составе Морозова, Бондаренко, Курасова, Веселовского, смогла отправить чертежи в производство только в начале 1934г. Первый образец, с корпусом из конструкционной стали 76-мм пушкой смогли построить только к Первомаю. Второй, вооруженный 45-мм пушкой закончили к седьмому ноября. Танк получил в войсковой индекс БТ-7. 

Прототипы танка имели некоторые характерные черты, такие как оригинальная башня эллипсообразной формы. Данная башня не имела маски и рамки пушки. Пушка уславливалась на кронштейнах, на которых укреплен лист изогнутой формы, который заменял привычную маску пушки. Конструкция новой башни такова, что позволяла, без каких либо затруднений установить любую имеющуюся на том момент танковую пушку. В кормовой нише танковой башни монтировалась вращающаяся боеукладка на восемнадцать 76-мм выстрелов либо радиостанция. Рядом с пушкой была расположена шаровая установка для пулемета. Курсовой пулемет устанавливался рядом с водителем в корпусе танка. Боевая машина могла, укомплектована дополнительным баком для топлива емкостью в 480 литров. Моторный отсек без всяких переделок позволял установить как двигатель М-5 так и М-17.

После прохождения испытаний в июне-декабре тридцать четвертого года подвели некоторые итоги. Главным минусом конструкции оказалась новая башня, от которой решено было отказаться, ради унификации с серийной Т-26. От башни с 45-мм орудием заказчик отказался вследствие раздельной установки танкового вооружения. Курсовой пулемет в корпусе посчитали лишним и малоэффективным при наличии трех членов экипажа.

Производство БТ-7 начато в 1935г. В серию пошел танк с упрощенным корпусом, и башней от БТ-5. Государству легкий танк обходился в 98 тысяч рублей. Годовой план в 500 машин был выполнен, невзирая на перебои с поставкой брони Мариупольским заводом и двигателей Рыбинским заводом №26.

В 1936г согласно планам АБТУ, цеха харьковского завода, покинула первая пятерка танков БТ-7А, вооружекнным 76-мм ТП КТ-28. В 1937г. прошли испытания БТ-7А с установленной 76-мм ТП Л-11, а двумя годами позднее– Ф-32,  применявшейся также в танке Т-34.  Помимо этого выполнены опытные работы, по установке в башню БТ-7 крупнокалиберного пулемета ДК и спареного с ним ДТ. Результат военным показался многообещающим, и только недостаток крупнокалиберных пулеметов не дал появиться на свет 50 серийным танкам с исключительно пулеметным вооружением.

К нереализованным проектам на основе легкого танка можно отнести проект АММ РККА. Проект 1936 года предусматривал установку универсальной 45-мм зенитной пушки в башне Т-26 и БТ-7. Универсальная пушка являлась той же полуавтоматической пушкой с баллистикой противотанковой/танковой 45-мм пушки. Именно такими орудиями флот компенсировал недостаток зенитных автоматов.

Прошедшие на протяжении лета-осени тридцать шестого года учения показали, что БТ-7 перегружен, поэтому на колесном ходе быстро изнашивались резиновые бандажи. Еще более серьезным было то, что после трехсот – четырехсот километров пробега выходила из строя КПП. Ситуация казалась настолько серьезной что временно прекратили приемку танков. Трудность заключалась в том, что вращающий момент М-17T , был на четверть больше чем у двигателя М-5.

Вторая половина тридцать седьмого года принесла изменения в конструкцию. БТ-7 обзавелись новыми коническими башнями и улучшенными коробками передач. Помимо КПП, усилению подвергалась подвеска. Изменения не обошли и вооружение БТ-7. В кормовой нише установили пулемет ДТ, хотя впоследствии его изъяли. Часть машин оснащена зенитной турелью, пулеметом и р/с. 71-ТК-1.

Вначале БТ-7 комплектовались поручневой антенной, а затем им на смену пришли штырьевые антенны. Для ведения огня из БТ-7 в условиях недостаточной видимости, танк оборудован специальными фарами. Позднее такие фары появились на машинах первых серий. В 1938г. танк лишился резиновых бандажей ведущих колес танка. Мелкозвенчатая гусеница заменила крупнозвенчатую в 1939 году. Лобовая броня танка достигла 22 мм. Полная боевая масса БТ-7 составила 13 925 кг.

Модификации

Указать, сколько конкретно было выпущено танков каждой модификации, не представляется возможным, поскольку у разных авторов данные сильно различаются. Совершенно точно то, что пулемётных танков было значительно больше, чем пушечных.

  • M1930. Закупленные танки Кристи (2 штуки), использованные как прототипы. Судьба не выяснена.
  • БТ-2 пушечно-пулемётный. Вооружение — 37-мм пушка Б-3 и 1 пулемёт ДТ. Серийная модификация.
  • БТ-2 пушечный. Вооружение — 37-мм пушка Б-3.
  • БТ-2 пулемётный. Вооружение — 1 пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). Серийная модификация.
  • БТ-2 пулемётный без шаровой установки. Вооружение — 2 спаренных пулемёта ДА. Серийная модификация.
  • БТ-2 химический. Огнемётный (химический) танк. На 1 июня 1941 года остался только один танк из трёх переделанных.
  • БТ-2 сапёрный. Мостоукладчик. На 1 января 1941 года числился один такой танк в Ленинградском военном округе. Судьба не выяснена. Однако после «Зимней войны» был выпущен ещё один экземпляр, но на базе БТ-5.
  • БТ-2-ИС (БТ-ИС). Представлял собой БТ-2 с тремя парами ведущих колёс, и, соответственно, имел повышенную проходимость на колёсном ходу. Создан в 1935 году группой под руководством Н. Цыганова. Был изготовлен в единственном экземпляре. Испытания прошли успешно. Судьба не выяснена.

Примечания

[править] Примечания

  1. По последним данным, «автострадным танком» Резун теперь называет БТ-7 см. «Змееед». Видимо just for lulz
  2. Тут раньше было про способность БТ-7М к движению с одной сбитой гусеницей. Такая идея действительно существовала, но дальше опытынх образцов дело не пошло. Коробка передач же серийных танков позволяла двигаться либо только на гусеницах, либо только на колесах.
  3. Таки уже замечу, что годов так с 33-34-х на колёсно-гусеничный ход начали переводить (безуспешно) и все прочие классы танков (Включая тяжёлые! Да!). А разгадка одна — коварные планы по порабощению Европы как ни странно, безблагодатность, то есть проблемы с гусеницами, описанные ниже. Алсо также таким макаром пытались решить проблему уязвимости гусениц в бою: мол, даже при утрате одной гусеницы танк сможет сохранить подвижность и хотя бы съебаться с поля боя. Но трансмиссия получилась в данном случае крайне сложной и ненадежной, потому дальше нескольких экспериментальных образцов дело не пошло
  4. Информация Фейк, но пойдет для троллинга не подкованных в технике резуноидов
  5. Свирин М. Броневой щит Сталина. История советского танка. 1937—1943. М., 2007. С. 77-92, 148—166.

Тонкая атмосфера, вместо азота — углекислый газ

Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

Двигатель БТ-2

На БТ-2 устанавливались отлетавшие свой ресурс и прошедшие капитальный ремонт авиационные двигатели – американский V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный L-12 «Либерти» или его отечественный аналог М-5-400. Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с. *М-5 был снят с серийного производства еще в 1930 году, в связи с чем в США было закуплено 2 тысячи б/у «Либерти».

Идеи об установке на танк другого, находящегося в серийном производстве, авиационного двигателя М-17 не находили поддержки, т.к. вышеупомянутых М-17 не хватало даже на нужды авиации.

В 1933 году начались испытания машины с экспериментальным дизельным двигателем БД-2 (Быстроходный Дизель)

~360 л. с. Дизельный двигатель снижал вероятность возгорания, возрастал запас хода и общая надежность. Опытный образец танка получил индексБДТ-1. Только в 1939 году сильно модифицированный БД-2 с новым индексом В-2

(500 л.с., при 1800 об/мин) ушел в серийное производство. Устанавливался на танки БТ-7М.

*Соотношении лошадиных сил на тонну веса у БТ-2 составляло 35,4. Для сравнения, у современного Т-90А этот показатель равен 21,5 лс/т, а у американского Абрамс М1А2 — 24,1 лс/т.

Воздушный флот Пятой республики

Навигация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector