Ил-78
Содержание:
- Эксплуатация
- Законные способы не попасть в армию после отчисления
- Страны-эксплуатанты
- Конструкция броневика спецназа
- Лётно-технические характеристики
- Литература
- Примечания
- Модификации
- История самолета
- Для холодной войны
- Лётно-технические характеристики
- Модификации
- История
- О поставке самолетов ил-78
- 1. Модификация. (Modification)
- История создания и эксплуатации
- История
- Примечания
- Лётно-технические характеристики
- Навигация по записям
- Модификации
- Примечания
- Эксплуатация
Эксплуатация
Законные способы не попасть в армию после отчисления
Действующим законом предусматриваются случаи, при которых отсрочка от армии сохраняется, даже если студент отчисляется из вуза. Возможность сохранения отсрочки касается студентов, причиной отчисления которых не являются конфликты с администрацией вуза (нарушение устава учебного заведения).
Отсрочка при отчислении сохранятся, когда:
- Студент восстанавливается после отчисления из вуза, произошедшего по уважительной причине, к примеру, при финансовых трудностях, по семейным обстоятельствам. При этом обязательным условием является то, чтобы срок обучения не увеличивался.
- Проходящий обучение гражданин отчисляется с переводом в другое учебное заведение, с условием, что сохраняется уровень образовательной программы, даже при изменениях специальности. Срок обучения в данном случае может увеличиться не более чем на год.
Если студент отстранен из вуза по неуважительным причинам, как неуспеваемость, прогулы и нарушения учебной дисциплины, он автоматически теряет право на отсрочку. В данном случае избегать от призыва в армию на законных основаниях можно при наличии проблем со здоровьем или социально-бытовых обстоятельств.
Отсрочку от армии при отчислении из вуза можно получить, если имеется диагноз заболевания, которое входит в Расписание болезней. Для этого нужно вовремя собрать все необходимые документы, пройти обследование в медицинском учреждении и явиться на медицинское освидетельствование в указанный военкоматом день и час. При подтверждении наличия болезни комиссией призывнику могут предоставить категорию годности Г или отсрочку от армии.
Получить законную отсрочку отстраненный студент может при наличии двух детей (актуально для студентов 24 – 26 лет), при оформлении опекунства над сестрой или братом, при уходе за членом семьи или близким родственником, имеющим инвалидность, доказанную документально.
Отстраненный студент должен очень быстро приготовить нужные документы, для предоставления в военкомат:
- при наличии детей требуется предоставить их метрики;
- если в семье растет малыш, и жена ждет второго (срок беременности не менее 26 недель), нужно представить документы, подтверждающие наличие ребенка и вторую беременность;
- если ребенок имеет документально доказанную инвалидность, нужно предоставить метрику, медицинские документы и заключение врачебной экспертизы;
- если студент один воспитывает ребенка (отец-одиночка), он должен предоставить метрику ребенка и документы, свидетельствующие факт одиночного воспитания малыша;
- если имеется факт ухода за родителями, требуется предоставить паспорт родителей, справку о составе семьи и заключение врачебной экспертизы.
Страны-эксплуатанты
- Аргентина Аргентина: используется федеральной полицией.
- Бразилия Бразилия: используется некоторыми спецподразделениями.
- Ватикан Ватикан: используется Швейцарской гвардией.
- Великобритания Великобритания
- Германия Германия: состоит на вооружении полицейского спецподразделения GSG-9 и в войсках специального назначения KSK .
- Дания Дания
- Египет Египет: состоит на вооружении спецподразделений.
- Индия Индия
- Канада Канада
- Мальта Мальта: состоит на вооружении армии.
- Польша Польша: используется спецподразделением GROM.
- Республика Корея Республика Корея: используется береговой охраной.
- Словакия Словакия
- США США: используется спецподразделениями.
- Франция Франция
- Швейцария Швейцария: состоит на вооружении армии.
Конструкция броневика спецназа
«Фалькатусы» на вооружении ЦСН ФСБ
Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.
Броневой лист
Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.
Средства наблюдения и связи
О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.
В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.
Ходовая часть
Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.
Число пассажирских мест
«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.
Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.
Лётно-технические характеристики
Ил-78М. 3 заправочных в выпущенном положении
Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»
- Технические характеристики
- Экипаж: 6
- Грузоподъёмность: 50 тонн (для Ил-78М)
- Длина: 46,54 м
- Размах крыла: 50,5 м
- Высота: 14,76 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
- Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
- Тяга: 4 × 12300 кгс
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 830 км/ч
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
- Перегоночная дальность: 9500—10000 км
- Практический потолок: 11230 м
- Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
- Длина пробега: 1000 м (с реверсом)
Литература
Примечания
- ↑
- ↑ Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
- ↑ Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
- ↑ Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
- ↑ Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
- Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36-38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
- ↑ Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
- ↑
- The Military Balance 2016,p.321
- The Military Balance 2016,p.254
- The Military Balance 2016,p.245
- The Military Balance 2016,p.301
- The Military Balance 2016,p.282
- The Military Balance 2017,p.217
Модификации
История самолета
В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.
Главным конструктором по самолёту назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца. На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы. Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.
Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны. В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолёт стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%). Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.
Для холодной войны
Первые эксперименты по дозаправке в воздухе проводились в СССР в начале 30-х годов. В танкер переоборудовали самолет-разведчик Р-5, топливо в воздухе принимал бомбардировщик ТБ-1. Испытания в целом прошли успешно, но сама процедура была признана громоздкой и слишком сложной для обычных строевых летчиков.
С началом холодной войны необходимость в самолетах-заправщиках стала объективной реальностью. Основной стратегический бомбардировщик (дальность полета – 5,1 тысячи километров) – туполевский Ту-4 не мог достичь без дозаправки территории США. Именно эта машина и была с успехом переделана в летающий танкер.
Еще более удачным проектом стал созданный на базе дальнего бомбардировщика Ту-16 самолет-заправщик Ту-163 (Ту-16Ю), который прослужил в рядах советских и российских ВВС до 1995-го. С конца 50-х годов в топливозаправщики были переоборудованы все стратегические бомбардировщики М-4 разработки ОКБ Мясищева, названные М-4-2, которые стали работать со «стратегами» ЗМ (радикально модернизированный М-4), Ту-22 и Ту-95. Со временем в танкеры переделали и самолеты ЗМ. Они получили обозначение ЗМС-2. Часть из них почти до конца 90-х оставалась на вооружении 230-го полка топливозаправщиков в Энгельсе.
В 1983 году на вооружение принят унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), разработанный НПП «Звезда». Это оборудование может устанавливаться на различные типы самолетов тактической авиации. Таким образом была решена задача увеличения радиуса действия многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков за счет дозаправки с аналогичных самолетов.
Лётно-технические характеристики
Ил-78М. 3 заправочных в выпущенном положении
Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»
- Технические характеристики
- Экипаж: 6
- Грузоподъёмность: 50 тонн (для Ил-78М)
- Длина: 46,54 м
- Размах крыла: 50,5 м
- Высота: 14,76 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
- Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
- Тяга: 4 × 12300 кгс
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 830 км/ч
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
- Перегоночная дальность: 9500—10000 км
- Практический потолок: 11230 м
- Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
- Длина пробега: 1000 м (с реверсом)
Модификации
Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Лётной академии Национального авиационного университета.
Модификации самолёта Ил-78 | ||
---|---|---|
Модификация | Описание | |
Ил-78 | Базовая модификация | 32 |
Ил-78В(проект) | Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited. | |
Ил-78М | Усиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. | 13 |
Ил-78М-2 | Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М. | |
Ил-78МК | Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало. | |
Ил-78МК-90 | Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями . | |
Ил-78МКИ | (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. | 6 |
Ил-78МП | Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года. | 4 |
Ил-78М-90А | Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А. Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске. | 1 |
Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.
История
В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.
Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлась возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и .
УПАЗ-1
Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива «на земле» УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование.
7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М (производительность перелива топлива до 2900 , в отличие от 2200 л/мин. у УПАЗ-1).
Управление заправкой в воздухе на Ил-78(М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один «тяжёлый» самолет или одновременно две «лёгкие» машины от подкрыльевых УПАЗов.
- Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн.
- Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32—35 тонн.
При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое.
На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М. Позднее, в 2003—2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.
25 января 2018 года совершил первый полёт самолёт Ил-78М-90А собранный на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. На этой модификации отсутствует кормовая кабина оператора заправки, двигатели Д-30КП заменены на , предусмотрена возможность конвертации в военно-транспортный самолет.
Дозаправка двух Mirage 2000 от Ил-78МКИ ВВС Индии
Ил-78М на авиабазе Дягилево
О поставке самолетов ил-78
Переговоры по контракту на поставку самолетов-топливозаправщиков Ил-78 Минобороны России действительно ведутся, однако о конкретных условиях и предположительной дате заключения данного соглашения пока говорить рано.
Об этом 12 марта 2013 года сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Объединенной авиастроительной корпорации. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться материалы о вероятной поставке ОАК 31 самолета Ил-78 для Министерства обороны России.
Позже появилась информация о том, что данный контракт находится «в стадии подписания».
«Если эти цифры будут анонсированы Минобороны, тогда они станут публичными, а сейчас мы о них говорить не можем. Когда контракт будет подписан, по факту, я думаю, мы все это объявим», — сказал источник агентства.
Источник — РИА Новости.
Сейчас он является единственным специализированным типом самолетов-заправщиков в ВВС России, также может использоваться как военно-транспортный самолет. Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М.
Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.
В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Модификации самолёта Ил-78:
- Ил-78 — Базовая модификация
- Ил-78М — Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
- Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
- Ил-78МП — Переоборудовались серийные машины.
- Ил-78МК-90 — (проект) Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А (Ил-476) с двигателями ПС-90А-76.
размах крыла (м) | 50,5 |
длина самолета (м) | 46,6 |
высота самолета (м) | 14,76 |
площадь крыла (кв. м) | 300 |
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 25 |
диаметр фюзеляжа (м) | 4,8 |
тип, модель двигателя | ТРДД, Д-30КП, сер. 2 |
количество двигателей (шт) | 4 |
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) | 4 х 12000 |
максимальная взлетная масса (т) | 210 |
максимальная полезная нагрузка (т) | 48 |
скорость полета (км/ч) | 750 |
скорость полета при заправке (км/ч) | 440-600 |
длина разбега (м) | 2200 |
длина пробега (м) | 1000 |
летный экипаж | 6 |
размах крыла (м) | 50,5 |
длина самолета (м) | 46,6 |
высота самолета (м) | 14,76 |
площадь крыла (кв.м) | 300 |
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 25 |
диаметр фюзеляжа (м) | 4,8 |
тип, модель двигателя | ТРДД, ПС-90А-76 |
количество двигателей (шт) | 4 |
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) | 4 х 16000 |
максимальная взлетная масса (т) | 210 |
максимальная полезная нагрузка (т) | 52 |
скорость полета (км/ч) | 740-800 |
скорость полета при заправке (км/ч) | 400-600 |
длина разбега (м) | 1550 |
длина пробега (м) | 960 |
летный экипаж | 6 |
Самолет-заправщик Ил-78МК (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полете до 3-х самолетов различного назначения. Дозаправка может производиться днем и ночью в условиях визуальной видимости.
Самолет может быть использован для наземной заправки до четырех самолетов одновременно.
Самолет-заправщик Ил-78МК-90 (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78МК. В варианте топливозаправщика предназначен:
- для заправки самолетов в воздухе. Имеет три точки заправки;
- для заправки на земле четырех потребителей одновременно. Имеет четыре точки заправки.
В транспортном варианте предназначен для перевозки различных грузов, техники общим весом до 52 тонн и личного состава. На самолете установлены новые двигатели ПС-90А-76, за счет этого:
- повышена экономическая эффективность самолета;
- увеличена максимальная, полезная нагрузка.
- увеличено количество отдаваемого топлива на рубежах заправки.
1. Модификация. (Modification)
История создания и эксплуатации
Инженерное проектирование самолета-заправщика ИЛ-78 началась в середине 80-х годов. Необходимость в самолетах подобного класса была обусловлена отсутствием используемых на практике универсальных моделей самолетов-заправщиков. Успешные испытания провели 26 июня 1983 г. Базой для начала разработок послужил ИЛ-76МД. Первые попытки конструирования заправщика нового поколения были осуществлены еще в 1968 г., однако, они оказались несостоятельными, так как созданный прототип самолета ИЛ-76 не отличался выдающимися техническими характеристиками и был способен на передачу только 10 т топлива.
Расширение авиационного парка тяжелыми бомбардировщиками и истребителями делало вопрос о внедрении самолета-заправщика все более актуальным. Постановлением Совмина СССР были поставлены приоритетные задачи по обеспечению ВВС СССР самолетами этого класса. В короткие сроки конструкторское бюро под руководством Р.П. Папковского подготовило проект ИЛ-78 на базе ранее разработанного ИЛ-76. 26 июня 1983 г. проведены первые успешные испытания в условиях заводского аэродрома, расположенного в Ташкенте. После официальных государственных проверок, ИЛ-78 поступает в серийное производство в 1984 г., при этом выпуск ИЛ-76 не прекращается. На вооружении ВВС он находится с 1987 г. Самолеты ИЛ-78 в советское время обеспечивали работу фронтовой и бомбардировочной авиации, а также часть их была перебазирована на дальневосточные и арктические аэродромы для боевого дежурства и снабжения патрулирования стратегических авианосцев.
Распад СССР внес свои коррективы. Самолеты, находящиеся на территории Украины оказались невостребованными по своему прямому назначению. Активно реализовывалась их транспортировочная функция, также происходила сдача в аренду, лизинг, продажа иностранным авиакомпаниям. В ВВС России первый самолет поступил в начале 1989 г. в распоряжение 1230 АПЗС (Энгельс). География их деятельности покрывала всю территорию СССР. К концу 1991 г. в производство было выпущено 45 самолетов как ИЛ-78, так и ИЛ-78М, на балансе ВС РФ в 2013 г. находилось 20 единиц заправщиков.
История
В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.
Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлась возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и .
УПАЗ-1
Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива «на земле» УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование.
7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М (производительность перелива топлива до 2900 , в отличие от 2200 л/мин. у УПАЗ-1).
Управление заправкой в воздухе на Ил-78(М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один «тяжёлый» самолет или одновременно две «лёгкие» машины от подкрыльевых УПАЗов.
- Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн.
- Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32—35 тонн.
При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое.
На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М. Позднее, в 2003—2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.
25 января 2018 года совершил первый полёт самолёт Ил-78М-90А собранный на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. На этой модификации отсутствует кормовая кабина оператора заправки, двигатели Д-30КП заменены на , предусмотрена возможность конвертации в военно-транспортный самолет.
Дозаправка двух Mirage 2000 от Ил-78МКИ ВВС Индии
Ил-78М на авиабазе Дягилево
Примечания
- ↑
- ↑ Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
- ↑ Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
- ↑ Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
- ↑ Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
- Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36-38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
- ↑ Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
- ↑
- The Military Balance 2016,p.321
- The Military Balance 2016,p.254
- The Military Balance 2016,p.245
- The Military Balance 2016,p.301
- The Military Balance 2016,p.282
- The Military Balance 2017,p.217
Лётно-технические характеристики
Ил-78М. 3 заправочных в выпущенном положении
Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»
- Технические характеристики
- Экипаж: 6
- Грузоподъёмность: 50 тонн (для Ил-78М)
- Длина: 46,54 м
- Размах крыла: 50,5 м
- Высота: 14,76 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
- Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
- Тяга: 4 × 12300 кгс
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 830 км/ч
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
- Перегоночная дальность: 9500—10000 км
- Практический потолок: 11230 м
- Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
- Длина пробега: 1000 м (с реверсом)
Навигация по записям
Модификации
Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Кировоградской лётной академии.
Модификации самолёта Ил-78 | ||
---|---|---|
Модификация | Описание | |
Ил-78 | Базовая модификация | 32 |
Ил-78В(проект) | Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited. | |
Ил-78М | Усиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. | 13 |
Ил-78М-2 | Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М. | |
Ил-78МК | Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало. | |
Ил-78МК-90 | Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями . | |
Ил-78МКИ | (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. | 6 |
Ил-78МП | Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года. | 4 |
Ил-78М-90А | Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А. Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске. | 1 |
Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.
Примечания
- ↑
- ↑ Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
- ↑ Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
- . ЦАМТО (31 мая 2011). Дата обращения: 19 сентября 2012.
- ↑
- ↑ Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
- ↑ Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
- aviation21.ru Ил-78М-90А — новый летающий танкер. Авиация России
- Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36—38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
- ↑ Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
- (недоступная ссылка). ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина». Дата обращения: 10 октября 2012.
- ↑ . ОАК-Транспортные самолеты. Дата обращения: 2 ноября 2012.
- . airdisaster.ru. Дата обращения: 19 сентября 2012.
- The Military Balance 2016,p.321
- The Military Balance 2016,p.254
- The Military Balance 2016,p.245
- The Military Balance 2016,p.301
- The Military Balance 2016,p.282
- The Military Balance 2017,p.217
Эксплуатация
Основная статья: Список самолётов-заправщиков Ил-78
В СССР
В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.
В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР.
В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.
Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:
106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР
По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.
201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия
Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.
С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.
По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.