Первый в мире бомбардировщик «илья муромец»
Содержание:
- Становление гения авиации
- Технические данные
- Дизайн и развитие
- Рекомендации
- Разработка
- Отражение самолёта «Муромец» в искусстве
- Историческая ценность самолёта
- Анатолий Сердюков сегодня
- Собачка генерала Туркула
- Рождение самолета-великана Илья Муромец
- Вооружение
- «Cайга-20» — имеет место!
- В литературе
- Мирное небо
- Вчера и сегодня
- Гибель богатыря. Тайна крушения самолета «Илья Муромец №16»
- Материалы и инструменты
Становление гения авиации
Разумеется, авиастроение в нашей стране началось ещё до войны. И первый в мире тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» вырос из проекта пассажирского самолёта.
wikipedia.org
Игорь Иванович Сикорский.
Игорь Сикорский учился в киевской гимназии, потом поступил в Морской корпус в Петербурге, в 1906 году окончил общий курс и уехал во Францию, где некоторое время посещал техническую школу. Вернувшись в Россию в 1907 году, поступил в Киевский политехнический институт.
Игорь обратил внимание на достижения Цепеллина, создавшего свои знаменитые дирижабли, и всерьёз заинтересовался возможностями полётов. И вот в 1909 году Сикорский отправился в мировой авиационный центр — Париж, с целью собрать информацию о самолётостроении
Там Сикорский знакомится с известным авиатором Фербером, уже создавшим самолёт собственной конструкции.
На успехи конструктора обратили внимание военные, предложившие Сикорскому принять участие в манёврах. Шёл 1911-й год, 22-летний авиатор сам управлял аэропланом и справился с задачами в рамках учений
На этот факт обратил внимание Николай Второй. Император встретился с молодым инженером и лично с ним побеседовал.
В дальнейшем Сикорский на своём самолёте успешно участвовал в авиационных конкурсах, побеждая именитых пилотов. Вся страна узнала его имя. В России появился новый одарённый авиатор, создавший машину, не только не уступающую лучшим мировым образцам, но и нередко побеждающий лётчиков, управлявших иностранными аэропланами. А в 1912 году Сикорский стал главным конструктором авиационного отдела акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод».
wikipedia.org
Общий вид на «Русско-Балтийский вагонный завод», 1909 г.
Высокую должность ему предложил председатель совета директоров М.В. Шидловский — успешный бизнесмен, крупный организатор производства. С его именем связано развитие российского моторостроения, начало автомобилизации России, создание первых в мире тяжёлых бомбардировщиков и многое другое.
Сейчас авиалайнеры воспринимаются, как нечто повседневное, прочно вошедшее в нашу жизнь, но в начале XX века многие видные специалисты скептически относились к идее постройки большого самолёта. Интересно, что великий Менделеев в последние годы жизни считал, что вряд ли в обозримом будущем появится аэроплан, пригодный для пассажирских перевозок. Конечно, Менделеев не был авиаконструктором, хотя, помимо химии, прекрасно разбирался в математике, но идея тяжёлого самолёта считалась нереальной и среди ряда экспертов по воздухоплаванию.
Технические данные
Илья Муромец | ИМ-Б | ИМ-В | ИМ-Г-1 | ИМ-Д-1 | ИМ-Е-1 |
Тип самолёта | бомбардировщик | ||||
Разработчик | Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода | ||||
Кем использовался | Воздушный флот Российской империи | ||||
Время производства | 1913—1914 | 1914—1915 | 1915—1917 | 1915—1917 | 1916—1918 |
Длина, м | 19 | 17,5 | 17,1 | 15,5 | 18,2 |
Размах верхнего крыла, м | 30,9 | 29,8 | 30,9 | 24,9 | 31,1 |
Размах нижнего крыла, м | 21,0 | ||||
Площадь крыльев, м² | 150 | 125 | 148 | 132 | 200 |
Масса пустого, кг | 3100 | 3500 | 3800 | 3150 | 4800 |
Масса загруженного, кг | 4600 | 5000 | 5400 | 4400 | 7500 |
Продолжительность полёта, час | 5 | 4,5 | 4 | 4 | 4,4 |
Потолок, м | 3000 | 3500 | 3000 | ? | 2000 |
Скороподъёмность м/сек. | 2000/30 | 2000/20 | 2000/18 | ? | 2000/25 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 | 120 | 135 | 120 | 130 |
Двигатели | 4 шт.«Argus»140 л. с.(рядный) | 4 шт.«Руссобалт»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»160 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Renault» 220 л. с.(рядный) |
Сколько произведено | 7 | 30 | ? | 3 | ? |
Экипаж, чел. | 5 | 5—6 | 5—7 | 5—7 | 6—8 |
Вооружение | 2 пулемёта350 кг бомб | 4 пулемёта417 кг бомб | 6 пулемётов500 кг бомб | 4 пулемёта400 кг бомб | 5—8 пулемётовдо 1500 кг бомб |
Дизайн и развитие
Русский Витязь
Илья Муромец (Sikorsky S-22) был разработан и построен Игорем Сикорским в русско-балтийского вагоностроительный завод (RBVZ) в Санкт – Петербурге в 1913 году была основана на его ранней S-21 Русский Витязь , который начался, как двойника -engined Le Grand , тогда как твин тандем с двигателем Большой Балтийский перед размещением всех четыре Балтийских в двигателях в конфигурации трактора по передней кромке нижнего крыла, чтобы создать Русский продолжается Витязь – который играет важную роль в развитии российской авиации и мульти-двигателей авиационной промышленности мира.
Россия имела шанс стать родиной первого многоместного пассажирского и несколькими двигателями авиалайнера. Илья Муромец был первым задуман и построен как роскошные самолеты. Впервые в истории авиации, он имел изолированный пассажирский салон , удобные плетеные кресла, спальни, гостиную и даже первый бортовой туалет. Самолет также имел отопление и электрическое освещение . S-22 кабины была достаточно пространство , допускающее несколько людей , чтобы наблюдать за пилотом. Отверстия на обеих сторонах фюзеляжа позволило механики вылезти на нижние крылья для обслуживания двигателей во время полета. Люк на левой стороне при условии записи в главной каюте, позади кабины. Основная кабина имела два больших окна на каждой стороне. Дальше назад была частная кабина , которая включала в себя спальное место, журнальный столик и шкаф. Освещение было обеспечено генератором ветроэлектростанций и нагревание подается двумя длинными выхлопными трубами двигателя , которые проходили через углы кабины. Несмотря на многие достижения, инструменты полета на Муромца были примитивными. Они включали четыре тахометров , по одному на двигатель, компас , сырой высотомер и указатель скорости, два V-образные труб из стекла и мяч для индикации банки, а также ряд горизонтальных полос , расположенный вертикально на носовой части фюзеляжа для измерения подъемов и спуски. Позже, в вариантах бомбардировщика, был добавлен индикатор дрейфа и элементарное Прицел помощи бомбардировки.
В январе 1914 года Илья Муромец № 107 вылетел в первый раз, а 11 февраля 1914 года второй прототип (завод планера 128) снял для своего первого демонстрационного полета с 16 пассажирами на борту, отмечая рекорд по количеству перевезенных пассажиров. С 30 июня по 12 июля 1914 года, он установил мировой рекорд, сделав поездку из Санкт – Петербурга в Киев , на расстоянии около 1200 км, и обратно. Первый этап занял 14 часов и 38 минут, с одной посадкой на топливо в Орше, и возвращение одного, с топливной остановкой в Новосокольники, занимает еще меньше времени, около 13 часов. Признание получили от Сикорского включены царь Николай II подарил ему с орденом Святого Владимира , четвертая степень, организуя освобождение от военного проекта , чтобы позволить ему продолжать свою проектную работу, и обещание гранта на сумму 100000 рублей , из Государственная Дума. Во время Имперского военного обзора в Красном Селе в июле, Николай II оформлены и окрестил Илья Муромец Тип B Военный прототип, № 128, «Киевский» .
Во время тестирования, Илья Муромец были оснащены обеими лыжами и понтонов в ожидании новых вариантов производится. Если бы не мировая война, Илья Муромец, вероятно, начал пассажирские рейсы в тот же год.
Рекомендации
Список используемой литературы
- Angelucci, Энцо. Rand McNally Энциклопедия военных самолетов, 1914-1980 . Сан – Диего, Калифорния: Военный Press, 1983. ISBN 0-517-41021-4 .
- Cochrane, Дороти и фон Hardesty. В авиации Карьера Игоря Сикорского. Сиэтл, Вашингтон: Университет штата Вашингтон Press, 1989. ISBN 978-0-295-96916-9 .
- Darcey, Алан Томас Куликов и Виктор Durkots. Императорские Российские Air Service: Известные пилоты и самолеты Первой мировой войны Маунтин – Вью, Калифорния: Flying Machine Press, 1995. ISBN 978-1-891268-07-6 .
- Дистрибьютер, Frank J. Игорь Сикорский: Три Карьера в авиации (Air & Space Series, No 24). Нью – Йорк: Bantam, 1992. ISBN 978-0-553-29701-0
- Durkota, Алан Е. Т. Darcey и В. Куликов. Императорские Российские Air Service: Известные пилоты и самолеты Первой мировой войны . Боулдер, Колорадо: Летающие машины Press, 1995. ISBN 0-9637110-2-4 .
- Финна, KN Игорь Сикорский: Русские года. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские Книги, 1987. ISBN 0-87474-274-9 .
- Финна, К. Н. Русские воздушные богатыри И. Сикорского (Russian Air Warriors: I. Сикорский) (Russian). Москва: АСТ, Харвест, 2005. ISBN 985-13-2878-2
- Озеро, Джон. Большая книга Бомбардировщики: в мире наиболее важные Бомбардировщики от Первой мировой войны до наших дней. Сент – Пол, штат Миннесота: MBI Publishing Company, 2002. ISBN 0-7603-1347-4 .
- Макворт-Praed, Бен. АВИАЦИЯ: Pioneer лет. Лондон: Студия Editions, 1996. ISBN 1-85170-349-7 .
- Massenkov, Vladamir И., Борис Urinovski и Вадим Иванович Суворов. Россия в ИКАО к 50 – летию ИКАО . Москва: 1994. Нет ISBN.
- Миллер, Рассел. Советские ВВС в войне. Александрия, Вирджиния: Time-Life книги, 1983. ISBN 0-8094-3371-0 .
- Пембер, Гарри. Sikorsky Aircraft: От видения к реальности и за ее пределами. Стратфорд, штат Коннектикут: Sikorsky Aircraft Corporation, 1999. Нет ISBN.
- Сикорский, Игорь. История Крылатых-S: Автобиография Игоря Сикорского. Нью – Йорк: Додд, Мид & Company, 1938. Нет ISBN.
- Сикорский, Сергей Иванович Сикорский Устаревшие (Изображения авиации). Чарльстон, Южная Каролина: Acadia Publishing, 2007. ISBN 978-0-7385-4995-8 .
- Тейлор, Джон WR Борьба Aircraft Джейн Первой мировой войны . Лондон: Студия издание, тираж 2001. ISBN 1-85170-347-0 .
- Винчестер, Джим. «Сикорский Илья Муромец». Biplanes, Triplanes и гидросамолеты (Aviation FactFile) . Лондон: Grange Books плс, 2004. ISBN 1-84013-641-3 .
- Лесник, Гарри. Сикорский Илья Муромец Тип Вег, (Ветроуказатель Datafile Специальный No.3 – Классика WW1 авиации Том 3). Berkhamsted, Хартфордшир, Великобритания: Albatros Productions Limited, 2000. ISBN 978-1-902207-13-1 .
Разработка
К началу XX века Россия не была так развита в промышленном отношении, как другие европейские державы. Однако она вступила в Первую мировую войну с первым в мире четырехмоторным самолетом “Илья Муромец”.
Добившись успеха с рядом небольших самолетов, Игорь Сикорский весной 1912 года присоединился к Русско-Балтийскому вагоностроительному заводу. Здесь он приступил к проектированию массивного самолета Большой Балтийский. Его размах крыльев составлял более 25 метров, а длина около 20. Первоначально Сикорский намеревался использовать только два рядных двигателя Argus мощностью 100 л.с. Хотя ему удалось взлететь 2 марта 1913 года, Большой Балтийский оказался недостаточно мощным. Сикорский решил добавить два дополнительных двигателя. Они были установлены в тандеме с первыми двумя.
Начиная с мая 1913 г. Сикорский совершил несколько испытательных полетов, после чего переконфигурировал все двигатели. Теперь они находились на передней кромке нижнего крыла. Это оказалось гораздо более успешным, о чем свидетельствует полет 2 августа 1913 года, в котором он поднял в воздух восемь человек и находился в воздухе в течение более 2 часов.
Следующая версия самолета, послужившая прототипом версий военного времени, была представлена в декабре 1913 года. Она была похожа на Большой Балтийский, но имела гораздо больший фюзеляж, вмещавший до шестнадцати пассажиров. К весне 1914 года Сикорский разработал С-22, получивший прозвище “Илья Муромец”. Самолет успешно совершил перелет длиной 2500 километров туда и обратно между Санкт-Петербургом и Киевом в июне 1914 года.
Первые типы “Ильи Муромца” были предназначены в первую очередь для перевозки пассажиров. Поэтому с началом войны Сикорский начал работу над немного меньшей версией. Которую можно было бы использовать в качестве бомбардировщика.
Отражение самолёта «Муромец» в искусстве
Историческая ценность самолёта
Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.
Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.
Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.
Анатолий Сердюков сегодня
После событий 2012-2014 годов Сердюков перестал быть министром обороны, но отставка и возможная судимость не сыграли злую шутку с его карьерой. Летом 2015-го он вошел в состав совета директоров АО «Вертолеты России», а осенью занял пост индустриального директора по авиации в российской госкорпорации «Ростех».
Летом 2017-го Анатолий Эдуардович был избран председателем совета директоров компании «Росвертол». В июне 2018-го он стал одним из членов бюро Союза машиностроителей РФ. Помимо этого, политик числится участником совета директоров еще шести крупных отечественных корпораций.
Собачка генерала Туркула
Оставшиесямуромцы» достались украинцам. Те так и не смогли приспособить их к какому-нибудь внятному делу. Потомбогатырей» отобрали захватившие Киев красные, которые и увезли пережившие пожары и плохое хранение машины в Москву в начале 1919 года.
Поняв, что на остатках далеко не уедешь, они возобновили достройку заложенных ранее самолётов. Вскоре у большевиков имелось небольшое, но боеспособное соединениемуромцев».
На ту же тему Казаки, кони и броневик на воловьей тяге: самый успешный рейд белых
С применением, правда, были проблемы. Отлично понимая переменчивость гражданской войны, красные не спешили доверятьмуромцы» кому попало. Тот же Башко, например, — отличный профессионал. Но вчера он убежал от поляков, а сегодня убежит ещё раз. Требовались надёжные лётчики-коммунисты.
Найдя таковых, красные тут же пустилимуромцев» в дело. Первый боевой вылет состоялся в августе 1919-го — самолёт пытался уничтожить белый бронепоезд. Безуспешно, — зато удалось повредить пути.
В сентябремуромцы» активно работали против конницы Мамантова, внося лепту в борьбу с самым результативным рейдом белых за всю войну. А год спустя, в сентябре 1920-го, нашли свою самую необычную жертву — бульдога генерала Туркула по кличке Пальма, которым тот любил травить пленных комиссаров.
Рождение самолета-великана Илья Муромец
В 1914 году Сикорский развил свой успех, создав первый в истории четырехмоторный бомбардировщик С-22. Он получил название Илья Муромец, в честь легендарного средневекового богатыря. Новая машина обладала прямыми, нерасширенными четырехсекционными крыльями с элеронами только наверху. Фюзеляж был длинным и тонким, с полностью закрытой кабиной для экипажа из пяти человек. 12 февраля 1914 года под управлением самого Сикорского “Илья Муромец” поднялся на высоту 2000 метров. Он находился в воздухе около пять часов, неся с собой 16 пассажиров и собаку! Этот спектакль, не имеющий аналогов в мире, вызвал интерес у военных, и было куплено 10 экземпляров самолетов.
Самолет имел размах крыльев более 30 метров и весил более 4,5 тонн. Самая продвинутая модель имела запас хода 5 часов и потолок более 3000 метров. Он имел бомбовую нагрузку 500–700 килограммов и мог оснащаться семью пулеметами. Четыре 150-сильных двигателя позволяли бомбардировщику лететь со скоростью 120-140 километров в час.
самолет Илья Муромец, 1914 г.
В задней части фюзеляжа имелись спальные отсеки для экипажа из пяти человек, туалетная комната, небольшой столик и отверстия для подъема механиков на крылья для обслуживания двигателей во время полета. С 1915 по 1918 год более 75 единиц С-22 были направлены на Восточный фронт. Эти самолеты совершили более 400 бомбардировок по целям в Германии и странах Балтии. И только один бомбардировщик был потерян в результате боевых действий. В феврале 1918 г. многие из самолетов были уничтожены русскими, чтобы не допустить захвата наступающими немецкими войсками.
После начала Первой мировой войны в 1914 году Сикорский построил еще примерно 80 гигантских кораблей. Они были объединены в элитное формирование, известное как эскадрилья «Воздушных кораблей». 15 февраля 1915 года они начали согласованную двухлетнюю кампанию бомбардировок целей на восточных окраинах Германии и Австрии. Самолеты “Илья Муромец” несли особо тяжелые грузы – бомбы весом более 400 килограммов. Могучие русские самолеты-великаны также были мощны и хорошо вооружены. Из 422 боевых вылетов только один был потерян, но и это случилось в бою, в котором он сбил трех немецких истребителей. Операции прекратились после русской революции 1917 года. Многие бомбардировщики были уничтожены на земле. Горстка сохраненных служила для инструктажа в ВВС Красной Армии до 1922 года.
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
«Cайга-20» — имеет место!
В литературе
Мирное небо
На ту же тему Москва — Северный Полюс — США: первый беспосадочный трансполярный перелёт
Война шла к концу. Большевики уже думали о восстановлении доставшейся им страны.Муромцам» предстояло внести свой вклад — уже в мае 1921-го один из них принялся возить пассажиров и почту.
Предприятие это, правда, было не для слабонервных: активная эксплуатация и конструкция, созданная на заре тяжёлой авиации, давали о себе знать. Почти в каждом полёте что-то ломалось — и пилотам, и пассажирам предстояло пережить немало неприятных минут. Поэтому рейсов было немного — всего чуть больше 40 штук.
Последний полёт самолёт типаИлья Муромец» совершил над подмосковным Серпуховом в 1923 году. Пионеру тяжёлой авиации настало время освобождать небо наследникам — куда более молодым и совершенным конструкциям.
Вчера и сегодня
Новая машина, казалось бы, произвела на военное ведомство сильное впечатление. Ещё бы! В бомбардировочном варианте «Илья Муромец» нёс на себе (на внутренней подвеске, что не нарушало аэродинамики самолёта) 800 кг бомб и развивал при этом солидную по тем временам скорость – до 135 км/час, поднимаясь при этом на высоту до 4 тысяч метров. На его борту для защиты от истребителей противника устанавливались восемь пулемётов и одна пушка. Бомбовоз оказался удивительно живучим – за всю войну немцам удалось сбить один-единственный самолёт.
Но не всё в судьбе «Муромца» было просто. Отечественные промышленники, будучи обычными частными предпринимателями, думали в первую очередь о своей прибыли. А «Илья Муромец», как продукт, был очень высокотехнологичен и даже для тех лет довольно дорог – 150 тысяч рублей. Ну и что, что это уникальная модель? Ну и что, что это первый в мире бомбардировщик, к тому же с весьма комфортабельным салоном (помещения отапливались отработанными газами двигателей)? Ну и что, что на нём установлен целый ряд мировых рекордов, главный – рекорд грузоподъёмности: 1.280 кг груза, 16 пассажиров и одна собака («прабабушка» Лайки, Белки и Стрелки!). В производстве он сложен – это главное. И заказов на него нет. Да и И.И. Сикорский не сразу стал тем удачливым бизнесменом, каким его знают в американский период его жизни, – ему не хватало гибкости, он не умел кланяться тогдашним финансовым тузам.
Всё встало на свои места, только когда клюнул жареный петух: накануне войны и сразу после её начала военные заказали сначала десять «Муромцев», потом ещё 32, потом – ещё. Были сформированы эскадры воздушных кораблей (как звучит!), в которых воевало более 80 машин.
Гибель богатыря. Тайна крушения самолета «Илья Муромец №16»
01 Декабря 2018 10:31
История
Кладбищу на окраине агрогородка Боруны Ошмянского района Гродненской области больше ста лет. Здесь захоронены солдаты 16-й ландверной дивизии Германии, которые погибли в годы Первой мировой войны. Но среди немецких имен выделяется одна фраза. На каменном кресте написано: «Здесь захоронены четыре неизвестных русских летчика». Сегодня их имена известны. Это экипаж тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец №16» — единственного, который немцам удалось уничтожить во время войны.
Таких самолетов как «Илья Муромец» во время Первой мировой не имела ни одна армия. Созданный конструктором Игорем Сикорским тяжелый бомбардировщик летал на дальность более 500 километров и мог за раз перевозить до 2 тонн бомб. С начала войны немецкие истребители не смогли сбить ни одного «Муромца». Все изменилось 25 сентября 1916 года.
В этот день рано утром с аэродрома у деревни Мясота Молодечненского района взлетели 3 воздушных корабля «Илья Муромец» и 13 самолетов «Моран-Парасоль» для их прикрытия. Перед летчиками стояла стратегически важная задача: уничтожить штаб 89-й германской дивизии, а также аэродром и склады врага, расположенные южнее Сморгони и Крева. Но на середине пути командиру эскадрильи Иосифу Башко доложили, что у «Муромца» под номером 16, которым управлял наш земляк, поручик Дмитрий Макшеев, неожиданно отказал один из двигателей. Самолет развернулся и полетел назад.
Появление отряда Башко над немецкими позициями вызвало у противника панику. При подлете к передовой самолеты были встречены сильным артиллерийским огнем. «Муромец №12» получил серьезные повреждения и тоже повернул назад, а вот третьему бомбардировщику удалось прорваться через фронт, уничтожить автомобильный обоз и вызвать на территории артиллерийских складов сильный пожар.
В это время, починив двигатель, на помощь своим возвращался самолет поручика Дмитрия Макшеева. Но в небе над Кревом его атаковали два немецких «Альбатроса» и два «Фоккера». Завязался воздушный бой. Иосиф Башко при всем желании помочь экипажу Макшеева не смог — горючего оставалось в обрез. Единственным, кто прикрывал бомбардировщика от атак четырех немецких истребителей, был «Моран-Парасоль» № 770. Но у управлявшего им рядового Янсона неожиданно заел пулемет.
Тела четырех членов экипажа среди обломков сбитого «Муромца» нашли немецкие солдаты. Пораженные храбростью русских авиаторов, они решили похоронить своих врагов с воинскими почестями на кладбище в Борунах. А на следующий день один из немецких истребителей сбросил над аэродромом русской авиации записку: «Сегодня, 25 сентября, в 7 часов утра в упорном бою был сбит немецким аэропланом с большой высоты у местечка Боруны «Илья Муромец», летчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями». Позднее в одной из немецких газет была напечатана фотография могилы, на которой поставлен православный крест. На нем было написано: «Здесь лежат четыре русских летчика, героически погибших в воздушном бою 25 сентября 1916 года».
За свой подвиг все члены экипажа «Муромца № 16» — поручики Макшеев, Гаибов, Рахмин и подпоручик Карпов — «за неустрашимость и самоотверженность в неравном бою» посмертно были награждены орденами св. Георгия 4-й степени. А спустя 93 года недалеко от того места, где погиб экипаж, был поставлен памятник.
11 ноября, в день 100-летия окончания Первой мировой, ветераны Дальней авиации вместе со школьниками возложили цветы к монументу, и почтили память погибших героев минутой молчания.
Юлия ГАВРИЛЕНКО
Фото Андрея Замировского и с сайта общественной организации «Союз ветеранов дальней авиации»
Предыдущая статьяСледующая статья
Материалы и инструменты
На деле шаблон керамбит из дерева встречается довольно редко. Гораздо чаще в качестве материала используют фанеру. Во-первых, она отличается высокой прочностью, во-вторых, имеет доступную стоимость, в-третьих, всегда можно найти материал любой требуемой толщины.
Так что когда говорят о деревянном ноже , то чаще всего имеют в виду фанеру.
Из инструментов потребуется:
- ручной лобзик или фреза, в качестве последеней можно использовать болгарку с пилящим диском иди циркулярку. Электролобзик категорически не годится для столь тонких операций;
- балеринка или перьевое сверло для выборки отверстий на рукояти;
- наждачная бумага или дисковая шлифмашинка – непременный участник изготовления своими руками.
Кроме того, понадобится клей ПВА, пропитка – лучше всего выбрать бакелитовый клей, и красящий состав – используют алкидную эмаль или масляную краску, так как она более устойчива.