14 января 1965 года спущен на воду первый советский вертолетоносец «москва»

Содержание

Содержание

Корабли [ править ]

Москва у побережья Марокко в январе 1970 года.

Вид Ленинграда на портовый квартал .

Оба судна входили в состав Черноморского флота . «Ленинград» был выведен из эксплуатации в 1991 году, а » Москва» — в 1996 году. » Ленинград» был списан в 1995 году, а » Москва» — в 1997 году. Третий корабль, получивший название » Киев», был списан в 1969 году, который должен был быть противолодочным боевым кораблем . На смену классу Москва » пришел более крупный киевский класс .

Имя
Тезка
Строитель
Положил
Запущен
Введен в эксплуатацию
Судьба
Москва Г. Москва Советская Shipyard No. 444 , Николаев 15 декабря 1962 г.
14 января 1965 г.
25 декабря 1967 г.
Распалась на Аланге , 1997 г.
Ленинград Г. Ленинград 15 января 1965 г.
31 июля 1968 г.
2 июня 1969 г.
Распалась, Греция, 1995 г.
Киев Г. Киев Декабрь 1967
Нет данных
Нет данных
Отменено 1969

Примечания

  1. Переименование корабля было условием, на котором правительство города Москвы соглашалось принять участие в расходах на содержание крейсера и экипажа. Предыдущая «Москва», хотя и сохранилась в строю на 5 лет дольше однотипного (и позже построенного) «Ленинграда» благодаря поддержке из бюджета города Москва, в 1996 году была всё-таки списана по старости, поэтому возник вопрос о продолжении спонсорства. В условиях нехватки средств на поддержание в строю даже сильно сокращённого корабельного состава, флот был вынужден согласиться на переименование.
  2. Примечательно, что оба совместно действовавших в этом походе крейсера являются флагманскими кораблями на своих флотах: ТАРКР «Пётр Великий» – на Краснознамённом Северном флоте (КСФ) и ГРКР «Москва» – на Краснознамённом Черноморском флоте (КЧФ).
  3. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

Вертолетоносцы США: «Иводзима», «Тарава», «Уосп» и «Америка»

Тип боевых кораблей «Иводзима» были построены в 1959-1970-х годах. В 1971-1978-х годах были построены УДК «Тарава». УДК «Уосп» были построены в 1987-2009-х годах. И наконец первый УДК «Америка» вошел в строй ВМС США в 2014-м году. Все корабли последних 3 типов, в общем количестве 14 кораблей, на данный момент находятся в строю. Тип «Америка» является самым новым примером УДК флота США.

УДК типа Иводзима

В общей сложности планируется построить 11 УДК «Америка» (на данный момент 1 построен, 1 строиться и этом году планируется его вход в состав ВМС США- УДК «Триполи»). Экипаж корабля составляет 1060 человек. «Америка» имеет возможность перевозки до 1820 солдат морской пехоты, 40 плавающей бронированной техники, 11 десантных кораблей дислокации, 26 вертолетов или 22 самолетов класса «F35B».

Общая характеристика: длина – 257 м, ширина – 32,5м, мощность – 70 000л.с., максимальная скорость – 22 узла (оптимальная 18 узлов), дальноходность – 9 500 морских силь, максимальное водоизмещение – 45 700 тонн.

Имеет радиоэлектронное вооружение, зенитную артиллерию класса «Фаланкс», ракетное вооружение класса «ESSM» и «RAM».

Общая оценка всех кораблей проекта

Всего по проекту «Атлант» заложили четыре корабля. В эксплуатацию передали только три. Каждый из кораблей в настоящее время в строю. Они служат на Черноморском, Тихоокеанском и Северном флотах. В принципе, проект «Атлант» оказался действительно достойным и заслуживающим внимания в отличие от предшественников типа 1144 «Орлан». Суда проекта 1164 имели куда меньшее водоизмещение, но по вооружению были ничем не хуже, а в большинстве случаев лучше своих предшественников.

Кроме того, уже при создании был задан приоритет наступательных видов вооружения. Несмотря на это у новых крейсеров хватает слабых мест. Так, на кораблях проекта «Орлан» было по 96 ракет для комплекса С-300, в то время как у «Атлантов» их только 64 штуки. Кроме того, ЗРК «Оса-М» когда-то были передовым средством для самообороны кораблей от воздушных атак, но уже на момент создания крейсеров их возможностей явно не хватало. Наконец, на судах проекта 1144 имелось сразу 16 ПУ «Кинжал».

Таким образом, крейсеры проекта 1164 идеально отвечали всем требованиям поздней советской доктрины по использованию ВМФ, когда боевые корабли планировалось отправлять в бой только при условии их надежного прикрытия с воздуха. К сожалению, современному состоянию дел такая доктрина соответствует плохо. Далеко не всегда есть возможность обеспечить корабли надежной защитой с воздуха, так что особое значение приобретает именно их собственная система противовоздушной обороны.

Документы

Особенности корпуса

Блинов, наблюдающий от ВМФ, добился от конструкторов технического решения, при котором толщина практически всех элементов корпуса была не менее 8 миллиметров. К слову говоря, это было значительно больше требуемого по расчетным показателям. За счет такого ноу-хау эти военные корабли России отличаются повышенной долговечностью. Но все имеет свои обратные стороны: за счет использованных конструкторских решений водоизмещение (если сравнивать с кораблями проекта 1134Б) выросло сразу на 28%.

Справедливости ради стоит заметить, что сравнивать эти машины не слишком корректно в принципе. Дело в том, что такие военные корабли России и противолодочные суда весьма схожи только по внешнему виду и некоторым техническим решениям.

Первоначально «Москва» и прочие «Атланты» были вооружены ракетами П-500 «Базальт». Система управления огнем – «Аргон». Изначально на кораблях было по 16 таких ракет. Монтировались они в восьми спаренных шахтах, находящихся на верхней палубе. В ходе дальнейшей модернизации устаревшее ракетное вооружение было заменено на П-1000 «Вулкан». Эти ракеты могут поражать цели уже на расстоянии порядка 700 километров.

Предпосылки создания УДК оснащенных вертолетами

Конец Второй Мировой Войны привел в мир новый порядок, состоявший из двух-полюсной системы. Советский Союз и Соединенные Штаты получили статус сильнейших стран в мире, соревнующиеся друг с другом во всех параметрах – технология, экономика, стандарты жизни и конечно вооруженные силы. Одним из новых изобретений того времени являются вертолетоносцы.

По общим характеристикам этот новый тип корабля имеет общие черты с двумя другими классами кораблей – авианосец и десантный корабль. Однако после провала Америки во Вьетнаме, Штаты не могли сидеть сложа руки и ничего не предпринимать. Обычные вертолетоносцы не оправдали надежд командование ВМС США. Командование морского гиганта создали новый тип кораблей, который получил универсальность в десантных действиях.

Десантно-штурмовые корабли, а за ними и универсальные десантные корабли стали воплощением мечты любых штурмовых захватов побережья. Они были универсальными потому что у них была способность содержать и доставлять до нужной цели штурмовые вертолеты, пассажирские вертолеты, вспомогательные корабли дислокации пехоты, морскую пехоту и бронированную технику, включая танки. С появлением самолетов с вертикальным или коротким взлетом, универсальные десантные корабли смогли брать на палубу даже их. Другими словами появился класс кораблей, который смог собрать авиацию, сухопутные и морские силы в одно. Более того у них есть способность быть военными госпиталями.

Как все начиналось

Как же появились ракетные крейсера России проекта 1164? Первый корабль этого класса получил шифрованное имя «Аврора», а его разработкой занялись в середине 70-х годов прошлого века. Первоначально на должность главного конструктора был утвержден А. Перьков, но впоследствии его сменил В. Мутихин. От военно-морского флота наблюдающим назначили А. Блинова, капитана второго ранга.

Впрочем, с весьма непростой задачей конструкторы справились с блеском. Они взяли покрытый боевой славой комплекс ЗРК С-300, создали его корабельный вариант (отличить можно по литере «Ф»), после чего установили его на новый корабль. Это вооружение до сих пор сохраняет высокую актуальность и позволяет достаточно уверенно отражать воздушные атаки на корабли Черноморского флота.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее

«Новороссийск» был заложен на заводе в Николаеве в сентябре 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. В результате авиационная группа «Новороссийска» составила 18 самолётов и 18 вертолётов.

В боевой состав ВМФ СССР корабль вошел в ноябре 1982 года, получил распределение на Тихоокеанский флот.

Первый боевой поход корабля состоялся в 1983 году, последний — в 1991. Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на отстой в Постовой бухте близ Советской Гавани Хабаровского края.

30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу собратьев: он был исключён из состава ВМФ России.

В 1994 году продан южнокорейской за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 году утилизирован как металлолом в южнокорейском Пхохане.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск». Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов

Основные тактические характеристики «Москвы»

Водоизмещение этого великолепного судна составляет 11 500 тонн. Общая длина корабля равняется 186 метрам. При ширине в 21 метр его высота – 42,5 метра. Неудивительно, что осадка столь впечатляющего корабля составляет 8,5 метров. Максимально достижимая скорость (мы об этом еще поговорим ниже) – 32 узла, обычный ход – 16 узлов. В качестве силовых установок выступают сразу четыре газотурбинных аппарата, мощность каждого из которых равна 22500 л. с. В движение судно приводят сразу два гребных винта.

Если говорить о скорости в 16 узлов, то при этих условиях дальность автономного плавания составляет 6 000 морских миль (в переводе в метрическую систему – около 12 000 км). Что же касается времени, то запасов продовольствия хватает ровно на месяц автономки. Численность экипажа составляет 510 человек, в боевых условиях количество персонала может быть увеличено. Для сопровождения и разведки используется многоцелевой вертолет Ка-27, посадочная площадка которого располагается на корме.

Корабельная версия

Вертолёт Ка-52КМ будет представлять собой модернизированную версию Ка-52К «Катран» — морского варианта ударного вертолёта «Аллигатор».

Впервые о необходимости создания корабельной версии Ка-52 заявил глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, выступая на французском авиасалоне в Ле Бурже в июне 2011 года. Тогда он отметил, что новые морские вертолёты будут необходимы для размещения на кораблях «Мистраль», которые Россия тогда заказала у Франции.

Опытный образец Ка-52К «Катран» совершил первый полёт в марте 2015 года. В 2017 году вертолёты Ка-52К успешно прошли морские испытания.

  • Военно-морской флот СССР.
    Противолодочный крейсер «Москва».
    Взлётно-посадочная площадка

Взлётная масса Ка-52К составляет 12,2 т, максимальный вес полезной нагрузки — 2 т, длина корпуса — 13,9 м, ширина (с учётом крыльев) — 6,3 м, крейсерская скорость — 250 км/ч, высота полёта — до 5,2 км.

В арсенал «Катрана» входят пушка 2А42-1, неуправляемые авиационные ракеты С-8, противотанковые управляемые ракеты 9М120-1 «Атака» и 9А-4172К «Вихрь-1», зенитные самонаводящиеся ракеты типа «Игла-С».

Вертолёт Ка-52К предназначен для патрулирования, огневой поддержки войск десанта при высадке на берег, решения задач противодесантной обороны на переднем крае и тактической глубине.

Также по теме


Усиление западных рубежей: Балтийский флот вооружат кораблями «Каракурт» с крылатыми ракетами «Калибр»

Балтийский флот в ближайшее время получит серию из шести малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» с крылатыми ракетами…

Главное отличие этого вертолёта корабельного базирования от сухопутного варианта заключается в наличии механизма складывания лопастей и укороченного складного крыла. Эти изменения в конструкции позволяют уменьшить габариты машины и более компактно разместить вертолёт на палубе или в трюме корабля.

Кроме того, морские вертолёты оснащены усиленными шасси для посадки в условиях качки, а узлы и агрегаты машины обработаны специальным антикоррозийным покрытием для защиты от соляного тумана и влажного морского воздуха. Экипаж размещён в бронированной кабине, оснащённой системой катапультирования. Кроме того, на вертолёте Ка-52 корабельного базирования предусмотрен комплект спасательного устройства (КСУ), позволяющий оказывать помощь терпящим бедствие на море.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что конструкция вертолётов платформы Ка-52 с использованием двух винтов на одной несущей оси позволяет получить требуемую силу тяги при относительно небольшом диаметре несущих лопастей. Это расширяет возможности использования вертолёта, добавил эксперт.  

«Соосная конструкция Ка-52 повышает маневренность вертолёта и позволяет использовать эти машины для разных задач — как для поиска подводных лодок, так и для спасательных операций. Теперь функция этих вертолётов расширяется, поскольку на них появится новое, более современное ракетное оружие, усовершенствованы двигатели, а также средства поиска подводных лодок», — пояснил Юрий Кнутов. 

  • Противолодочный крейсер-вертолётоносец «Москва»

Как напомнил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков, такие ударные вертолёты, как Ка-52К, вносят существенный вклад в огневую поддержку десанта в ходе операций высадки.

По словам Алексея Леонкова, вертолёты, изготовленные специально для новых универсальных десантных кораблей, усилят боевое могущество морского соединения при проведении прибрежной операции на несколько порядков.

Дизайн [ править ]

Оперативное требование было выдано адмиралом Сергеем Горшковым в 1959 году. Целью кораблей было противостоять подводным лодкам НАТО Polaris и выступать в качестве флагмана для противолодочной войны. Первоначально предполагалось использовать десять вертолетов с 8000-тонного корабля. Конструкция превратилась в более крупное судно, способное эксплуатировать до 14 вертолетов с вооружением самообороны.

Вооружение

Корабельное противолодочное вооружение включало спаренную пусковую установку СУВ-Н-1, способную доставлять снаряд FRAS-1 с 450-миллиметровой (18- дюймовой ) торпедой (или ядерной боеголовкой мощностью 5 килотонн); пара минометов противолодочной обороны РБУ-6000; и комплект торпедных аппаратов . Для самообороны у » Москвы» были две сдвоенные пусковые установки зенитных ракет (ЗРК) SA-N-3 с перезарядкой в ​​общей сложности 48 зенитно-ракетных комплексов, а также две сдвоенные 57-мм (2,2 дюйма) ракеты. / 80 орудий.

Двигательная установка

Рассматривались газовые турбины, но они еще не были испытаны на таком большом судне. Вместо того, чтобы паровая установка высокого давления аналогична используемым в Kynda класс крейсерах была использована. У техники Москвы были серьезные проблемы, и в 1973 году ее пришлось отремонтировать после пожара. Эксплуатационные характеристики были разочаровывающими: максимальная скорость составила 30 узлов (56 км / ч; 35 миль / ч) и 24 узла (44 км / ч; 28 миль / ч). Мореходство тоже разочаровало.

Десантные вертолётоносцы

Основная статья: Универсальный десантный корабль

Десантный вертолётоносец Iwo Jima (LPH-2)

В западной классификации десантным вертолётоносцем (англ. Landing Platform, Helicopter; LPH) называется десантный корабль, единственным средством высадки десанта у которого является вертолёт.

Первыми десантными вертолётоносцами (и вертолётоносцами вообще) были перестроенные из лёгких авианосцев американские Sangamon и британские Bulwark, предназначенные для высадки и прикрытия десанта. Последний участвовал в Суэцком кризисе 1956 года.

Первой американской специально сооружённой серией десантных вертолётоносцев стала Иводзима. Французский вертолётоносец Жанна д’Арк имел возможность использования и как десантный.

По опыту эксплуатации стало считаться, что «чистые» десантные вертолётоносцы способны высаживать слишком малое для своего водоизмещения количество десанта в одной волне (нормально 6÷8 вертолётов, максимум 12), поэтому их строительство прекращено в пользу вертолётоносных транспортов-доков и универсальных десантных кораблей. Соответственно, в большинстве случаев современные десантные вертолётоносцы имеют официальное наименование УДК (в том числе крупные серии Уосп, Тарава, Америка США, Токто Южной Кореи, Мистраль Франции), реже — миноносец-вертолётоносец (Хьюга Японии).

В Советском Союзе десантными вертолётами был оснащён большой десантный корабль «Иван Рогов» проекта 1174, однако из-за слишком малого числа вертолётов он всё же не мог считаться полноценным вертолётоносцем. Настоящими десантными вертолётоносцами должны были стать корабли проекта 11780, отменённого в связи с распадом СССР.

«На провокации никто не решался»

«Москва» является головным кораблём проекта 1164 «Атлант». Помимо этого судна, в составе ВМФ России находятся ещё два таких ракетных крейсера: «Варяг» — на Тихоокеанском флоте и «Маршал Устинов» — на Северном.

«Москва» была заложена в 1976 году на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 Коммунара под наименованием «Слава». 30 января 1983 года корабль вошёл в состав ВМФ СССР после завершения комплекса заводских и государственных испытаний.

  • Стрельба из противокорабельной установки «Москвы»

В декабре 1989 года «Слава» принимала участие в обеспечении первой встречи генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва с президентом США Джорджем Бушем, которая прошла на Мальте. В 1990 году крейсер был направлен в Николаев для частичной модернизации.

Своё нынешнее название и наименование «гвардейский» корабль получил 22 июня 1995 года по инициативе руководства российской столицы. После распада СССР правительство Москвы взяло шефство над флагманом Черноморского флота и профинансировало его ремонт.

По информации Минобороны РФ, «Москва» предназначена для нанесения ударов по крупным надводным целям и группировкам кораблей. Также крейсер способен обеспечивать боевую устойчивость противолодочных формирований и вести коллективную противовоздушную оборону сил флота в удалённых районах Мирового океана.

Также по теме

Арктика на замке: чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга»

В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил…

«Кроме того, («Москва». — RT) может решать задачи борьбы с подводными лодками и обстрела побережья противника, а также оказывать огневую поддержку при проведении десантных операций», — уточняется в материалах военного ведомства.

Полное водоизмещение крейсера составляет 11,3 тыс. т, длина — 186 м, ширина — 21 м, экипаж — 680 человек, дальность хода — 7 тыс. миль (11,27 тыс. км), скорость — 32 узла (59,26 км/ч). На «Москве» установлена газотурбинная энергетическая установка. Совокупная мощность двигателей корабля оценивается в 90 тыс. л. с.

Арсенал «Москвы» включает 16 пусковых установок противокорабельной системы «Вулкан», зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», средство ПВО ближнего радиуса «Оса», артиллерийские установки АК-130 и АК-630, торпедное оружие и реактивные глубинные бомбомёты РБУ-6000.

Дальность стрельбы из «Вулкана» составляет 550—700 км (по некоторым данным, в усовершенствованной версии комплекса — до 1000 км). Во время полёта ракеты развивают скорость в 2—2,5 числа Маха. Часть пути к цели они преодолевают на большой высоте, а на финальном участке снижаются до 15—20 м.

Незадолго до ремонта «Москва» приняла участие в нескольких дальних походах. В 2013 году крейсер отправился к берегам Португалии, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы, спустя год — выполнял задачи в акватории Тихого океана.

Осенью 2015 года крейсер возглавлял постоянное оперативное соединение ВМФ в восточной части Средиземного моря. Также у берегов Сирии флагман Черноморского флота обеспечивал противовоздушную оборону авиабазы Хмеймим.

«Мы патрулировали в зоне интенсивных полётов авиации, в небе могли одновременно находиться десятки самолётов, не только российских… Мы всё время были в готовности, система «Форт» исправно работала. Но никто к нам не подлетал. Все знают возможности этих кораблей по обнаружению и слежению за целями, поэтому на провокации никто не решался», — заявил ранее журналистам командир зенитно-ракетного дивизиона «Москвы» гвардии капитан-лейтенант Дмитрий Сёмкин.

Испытания и пули

Модернизация, боевое применение

В 1990 году ГРКР «Москва» вернулся в родной Николаев на модернизацию. Вот только из-за развала СССР продлилась она ровно 8,5 лет, и только 13 мая 1998 года он получил новое знамя и флаг новой страны. Кроме того, в то же время из состава Черноморского флота выводили сторожевой корабль «Красный Кавказ», от которого «Москва» получила еще и гвардейское звание.

В 2003 году произошло событие, на котором ГРКР «Москва» впервые блистал на международной арене со времен СССР. Речь идет об учениях «Индра», которые совместно проводились Черноморским, Тихоокеанским флотами и ВМФ дружественной Индии. Уже через год он участвовал в учениях «ИОНИЕКС-2004», которые проводились совместно с итальянцами. Начало 2008 года встретил в Средиземном море в компании авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а также сопровождающих его кораблей.

В августе 2008 года Черноморский флот в лице «Москвы» принимал участие в операции по принуждению Грузии к миру, находясь в водах Осетии. В начале следующего года участвовал в памятных мероприятиях, посвященных годовщине страшного землетрясения, которое произошло на Сицилии сто лет назад. Тогда в ликвидации последствий активно участвовали моряки Императорского флота.

Новое поколение

На базе проекта 1123 началась разработка нового корабля: хорошо вооружённого противолодочного крейсера, на котором в качестве авиационной группы предполагалось использовать самолёты, а не вертолёты.

Мощное вооружение является отличительной чертой всех без исключения советских авианесущих кораблей. Если во флоте США авианосец выполняет исключительно роль плавучей авиабазы, а его прикрытие осуществляет мощная группа боевых кораблей, то в ВМФ СССР предпочтение отдавали авианесущим крейсерам, способным самостоятельно за себя постоять.

В задачи кораблей проекта 1143 «Кречет» должны были входить:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Корабли проекта 1143 относили к классу тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКР).

Разновидности

Дополнительные зенитные системы

Но на этом возможности зенитных установок крейсера не ограничиваются. Чтобы сделать его действительно многофункциональной боевой единицей, в конструкцию включили универсальную (может также стрелять по береговым и морским объектам) 130 мм установку (автоматическую, конечно же) АК-130. Чтобы повысить ее эффективность, с ней в комплекте идет система радиолокационного обнаружения «Лев». Кроме прочего, на корабле есть целая батарея 30 мм шестиствольных орудий АК-630М. В батарее – по две установки, каждая из которых управляется системой наведения и сопровождения цели «Вымпел». За состоянием воздушного пространства близ самого корабля, а также за поставку сведения бортовому зенитному вооружению отвечает РЛС «Флаг», в состав которой входят две другие радиолокационные установки: «Фрегат» и «Восход». Их антенны жестко смонтированы на фок- и грот-мачтах «Убийцы авианосцев».

Командиры корабля

  • контр-адмирал Москаленко, Вадим Олегович (июнь 1979 — июнь 1984),
  • капитан 1 ранга Крикунов Виктор Алексеевич (июнь 1984 — февраль 1988),
  • капитан 1 ранга Васильчук Василий Васильевич (февраль 1988 — июнь 1989),
  • капитан 1 ранга Лесной Виктор Сергеевич (июнь 1989 — июнь 1993),
  • капитан 1 ранга Ермоленко Дмитрий Владимирович (июнь 1993 — апрель 1996),
  • контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин (апрель 1996 — февраль 1998),
  • капитан 1 ранга Куликов Валерий Владимирович (февраль 1998 — декабрь 1999),
  • капитан 1 ранга Железняков Алексей Михайлович (декабрь 1999—2002),
  • капитан 1 ранга Щербицкий Александр Вадимович (2002—2006),
  • капитан 1 ранга Смоляк Игорь Владимирович (июль 2006 — июнь 2009),
  • капитан 1 ранга Тронев Сергей Иванович (июнь 2009 — январь 2015),
  • капитан 1 ранга Шварц Александр Тиборович (январь 2015 — декабрь 2016),
  • капитан 1 ранга Добрынин Дмитрий Константинович (январь 2016 — июнь 2017),
  • капитан 1 ранга Князев Олег Ярославович (июль 2017 — н. в.).

Ссылки [ править ]

Цитаты

  1. Джордан, Джон, «Советские военные корабли с 1945 г. по настоящее время», переработанное и расширенное издание, ISBN 1-85409-117-4 , опубликованное издательством Arms & Armor Press (Лондон, Великобритания), 1992 г. 

Источники

Гардинер, Роберт (редактор) (1995). Боевые корабли всего мира Конвея, 1947–1995 . Лондон : Conway Maritime. ISBN 0-85177-605-1. OCLC  34284130 .CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )Также опубликовано как Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен; Будзбон, Пшемыслав (1995). Боевые корабли всего мира Конвея, 1947–1995 . Аннаполис , Мэриленд : Издательство военно-морского института . ISBN 1-55750-132-7. OCLC  34267261 .

Командиры ПКР «Москва»

За время службы кораблём командовали:

  • Г. П. Копылов (17 февраля 1965 года — 11 ноября 1967 года);
  • Ф. Т. Старожилов (11 ноября 1967 года — 25 сентября 1969 года);
  • Б. С. Романов (25 сентября 1969 года — 15 февраля 1972 года);
  • А. В. Довбня (15 февраля 1972 года — 6 ноября 1974 года);
  • Л. П. Лопацкий (6 ноября 1974 года — 9 февраля 1979 года);
  • С. Д. Шайкин (9 февраля 1979 года — 15 ноября 1983 года);
  • В. И. Долгов (15 ноября 1983 года — 3 ноября 1985 года);
  • В. И. Корчемкин (3 ноября 1985 года — 28 декабря 1986 года);
  • П. В. Седой (28 декабря 1986 года — 21 июля 1989 года);
  • А. В. Васько (21 июля 1989 года — 22 июля 1991 года);
  • А. А. Головин (22 июля — 27 сентября 1991 года);
  • В. И. Богдашин (27 сентября 1991 года — 15 мая 1996 года);
  • Г. А. Нехорошев (15 мая — 7 ноября 1996 года).

Корпус корабля и силовая установка

Изначально корабль строился как альтернатива ударным кораблям с атомной силовой установкой проекта 1144, более крупных и дорогостоящих в строительстве судов.

По своей конструкции крейсер являлся длиннопалубным двухмачтовым судном с развитой трехостровной надстройкой. Корабль имел улучшенные мореходные качества за счет использования в судовом наборе шпангоуты большего развала и наклоненного форштевня. Основная часть корпуса была выполнена из корабельной стали, однако внутри корпуса переборки и выгородки сделаны из прочных алюминиевых сплавов. Аналогичным образом были сконструированы палубные надстройки, которые в местах пуска боевых ракет усилены стальными листами. Весь такелаж на крейсере, включая дымовые трубы, был сделан так же из алюминиевых сплавов. Применение легкого металла в конструкции корабля позволило разработчикам проекта вместиться в расчетное водоизмещение.

Особого внимания заслуживала энергетическая установка крейсера. В проекте сохранилась тенденция разделение двигателей на две группы, маршевые и форсажные. Основной ход кораблю обеспечивали 2 газотурбинные установки М21 мощностью 110 тыс. л.с. Для увеличения скорости хода крейсера в работу включались газотурбинные двигатели М70, мощность которых составляла 20 тыс. л.с. Двигательные группы былирассредоточены по кораблю, обеспечивая тем самым независимое энергообеспечение судна.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector