Планирующие боеприпасы: какие преимущества даст россии серийное производство корректируемых авиабомб нового поколения

Пересчитать этажи

Тема более эффективного противобункерного оружия получила развитие и в дальнейшем. В боевых действиях в Югославии (операция «Союзная сила») ВВС США применили «перспективную унитарную проникающую» (английская аббревиатура AUP) боевую часть BLU-116. По габаритам она точно соответствовала старой доброй BLU-109, однако сам снаряд, пробивающий бетон, имел меньший калибр. При этом он был заключен в кожух большего диаметра- из алюминиевого сплава. Для изготовления самого «стержня» использовался твердый сплав стали, никеля и кобальта марки 9430 М. Боевая часть BLU-116 применялась в составе авиабомб с лазерным наведением GBU-24 C/B и GBU-24 D/B

Главное, что отличало снаряд нового поколения, — это возможность проникновения сквозь бетонные препятствия толщиной до 6 м и, что немаловажно, умение работать с бетонными сооружениями сложной конструкции. BLU-116 снабжалась HTSF (FMU-157D) — так называемым умным взрывателем для твердых целей. Благодаря установленным датчикам и микропроцессору взрыватель умеет «считать этажи», которые воспринимает как последовательность преодоленных препятствий и пустот

Таким образом, бомбу можно запрограммировать так, чтобы она осуществила подрыв взрывчатки на конкретном уровне бетонного бункера

Благодаря установленным датчикам и микропроцессору взрыватель умеет «считать этажи», которые воспринимает как последовательность преодоленных препятствий и пустот. Таким образом, бомбу можно запрограммировать так, чтобы она осуществила подрыв взрывчатки на конкретном уровне бетонного бункера.

Давно отгрохотали битвы американцев с Саддамом, относительно тихо на Балканах. В наши дни одной из самых жгучих тем стала ядерная программа Ирана, которую США и некоторые их союзники стремятся прекратить любыми методами, не исключая и силовой. На Западе считается, что Исламская Республика Иран уже спрятала или вот-вот спрячет свои ядерные секреты двойного назначения под толщей камня и бетона, в секретные горные бункеры. Понимая, что иранцы, скорее всего, усвоили уроки Саддама и позаботятся о сохранности своих достижений лучше, чем иракский сосед-недруг, Америка приготовила новый сюрприз.

Ни много ни мало 60 м армированного бетона сможет пробить супербомба компании Boeing под названием GBU-57, или Massive Ordnance Penetrator (MOP). Этот гигант по длине сравним с GBU-28 (6,2 м), но ни в какое сравнение не идет с ней по толщине корпуса (80 см против 35). Сигарообразная бомба весит 13,6 т, что превышает на несколько тонн любую из бетонобойных супербомб Второй мировой и в несколько раз тяжелее GBU-28 (2268 кг). MOP имеет лазерное наведение при поддержке GPS, а к цели ее доставит малозаметный для радаров стратегический бомбардировщик B-2A Spirit. В ноябре прошлого года было объявлено о поставке ВВС первой партии сверхмощных бомб из общего заказа в 20 штук, что говорит о серьезной подготовке к вероятному удару по заглубленным целям. Предназначаются ли все бомбы одному Ирану, Ирану и Северной Корее или есть другие потенциальные адресаты, неизвестно.

Ядерное землетрясение

Планы ударов по ядерным объектам даже с помощью конвенционального оружия, к которому относится и GBU-57, ставят вопрос о последствиях подобных атак для мирного населения, оказывающегося под угрозой радиоактивного заражения. Еще более опасной стала бы весьма соблазнительная с точки зрения военных попытка добавить противобункерному боеприпасу ядерной мощи. Тем не менее у Соединенных Штатов такой боеприпас есть. Речь идет о модификации 11 термоядерной бомбы B61. Действие этого боеприпаса несколько отличается от действия конвенциональных бомб. Если задача последних — как можно глубже уйти под землю и взломать бетонную защиту, то B61−11 не предназначена для заглубления на десятки метров. Уйдя в грунт максимум метров на шесть, она приведет в действие ядерный заряд, взрыв которого вызовет сейсмическую волну. Именно она станет тем поражающим фактором, что способен разрушить вражеские бункеры, спрятанные на глубине десятков метров под слоем бетона или горной породы. Имея сравнительно небольшую мощность (по некоторым данным, 5−10 кт — меньше, чем у бомбы, взорванной над Хиросимой), противобункерная бомба, как считают некоторые американские военные специалисты, не вызовет тех фатальных последствий, которые повлек бы за собой взрыв аналогичного заряда в атмосфере. Остается надеяться, что проверить это на практике в ближайшее время не удастся: даже столь ограниченное и специальное применение ядерных боеприпасов повлекло бы за собой слишком серьезные международно-правовые последствия.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2012).

«Самые-самые» среди авиабомб

Авиабомбы обычного снаряжения

Grand Slam

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ОФАБ-250-270 — самая массовая авиационная бомба в военной авиации современной России.
  • ФАБ-5000НГ (НГ — от Нисон Гельперин, главный конструктор бомбы; нештатное дополнение к индексу ФАБ-5000 было принято по личному указанию И. В. Сталина)— наиболее мощная и тяжёлая авиационная бомба СССР периода Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3646 дней ] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • GBU-44/B Viper Strike («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбы

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа 1945 (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа 1945 г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

Разработка

С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.

В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).

БРОНЕБОЙНЫЕ АВИАБОМБЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Бронебойные авиабомбы БРАБ-500 (слева), БРАБ-1000

Бронебойные бомбы второго поколения были спроектированы в 1939-1941 гг. в ГСКБ-47. В служебных документах их называли бронебойными бомбами «новой конструкции». Часть испытаний этих авиабомб на эффективность провели не натурным бомбометанием, а в наземных условиях стрельбой моделями авиабомб из гладкоствольных пушек по бронеплитам. Этот метод позволил резко ускорить и удешевить отработку изделий. За несколько дней до начала войны испытания авиабомб были завершены, и изделия представлены в правительство для приема на вооружение ВВС.

Корпуса бронебойных авиабомб новой конструкции изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой и имели конусообразную фоому, суживающуюся к хвостовой части. Стенки корпуса переменной толщины, что обеспечивает при ударе о преграду его равнопрочность по всей длине.

На головной части, имеющей оживальную форму, сделаны 2 кольцевые канавки, определяющие границу разрушения головки при проникании бомбы в броню различной прочности. В хвостовую часть ввинчивается дно, к которому приварены запальные стаканы, один – у БРАБ-250 и два – у БРАБ-500 и БРАБ-1000.

Стабилизатор имел коробчатую форму. У БРАБ-250 и ББРАБ-1000 он смонтирован на штампованном конусе и закреплялся на дне корпуса с помощью прижимного кольца. У БРАБ-500 крылья приварены непосредственно к дну корпуса.

Бронебойные авиационные бомбы снабжались основными и дополнительными бугелями. Корпус и дно снаряжались тротилом отдельно.

Данные бронебойных бомб новой конструкции
Тип бомбы БРАБ-250 БРАБ-500 БРАБ-1000
Вес бомбы, кг 255 510 1012
Вес ВВ, кг 31,3 65,5 131
Длина бомбы, мм 1828-1841 2297-2313 2789-2815
Диаметр корпуса, мм 220 277 356
Размах стабилизатора, мм 390 480
Взрыватель АВ-87 АВ-87 два АВ-87

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-500 с высоты 500 м проникает в железобетон на 248 мм, с высоты 3000 м – на 574 мм, а с высоты 8000 м – на 860 мм.

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-1000 проникает в железобетон с высоты 500 м – на глубину 496 мм, 3000 м – 1156 мм и 8000 м – 1780 мм.

Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики

Фургон хлебный ГАЗ-3309 | ТСС Кавказ (АвтоГАЗсервис) (26auto.ru)

РБК-500АО 380 кг

БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.

С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.

https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI

Откуда пошла традиция

Изготовлением амулетов занимались женщины. Это были близкие для мужчины люди: жена, мать, дочь и т. д. Если предстоял поход на войну, то выполняли сразу несколько защитных оберегов. Верили, что таким способом защищали кормильца семьи от смерти. Если же он все-таки гибнул, то считалось, что в процессе изготовления талисманов не были исполнены все правила.

Когда приходилось делать металлические амулеты, женщины обращались за помощью к ремесленникам. В качестве основы использовали серебро, бронзу и золото. Последний материал могли позволить себе только богатые. Он больше всех подходил для изготовления солярных талисманов, потому что усиливал их энергетику.

Талисманы, которые помогли в жизни отцу, передавались по наследству сыновьям. Традиции, имеющие связь с магическими символами, актуальны до сегодняшнего времени.

История изменений в ЕГРЮЛ за 2002–2018 года

Рассекречено

БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем бетонобойная бомба. Применяется с любых высот (в том числе малых) для поражения ж/б укрытий (бункеров) и ВПП. За счет парашюта наклоняется до 60 градусов, после чего он отстегивается, включается реактивный ускоритель. Может пробивать перекрытия толщиной более десяти метров. Масса – 424/350 килограммов ВВ, в одной бомбе БЕТАБ-500 12 ударных блоков.

КАБ-500С – фугасная управляемая (корректируемая) авиационная бомба «сбросил-забыл». Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках. Может применяться круглосуточно при любой погоде. В отличие от зарубежных аналогов основная модель построена не на спутниковой навигации GPS/GLONASS, а на распознавании карты местности. Головка самонаведения КАБ использует не сам объект, а ориентиры, чтобы знать свои точные координаты и наводиться на цель, которая не выделяется из ландшафта. Это делает ее более надежной при применении современных средств РЭБ, когда сигналы GPS/GLONASS могут быть подавлены. Масса – 560/195 килограммов ВВ.

КАБ-250С/ЛГ – самая компактная в своем классе корректируемая авиационная бомба. Оснащена как системой приема спутниковых координат, так и собственной тепловизионной головкой самонаведения. Модификация ЛГ позволяет наводить ее при помощи лазерного целеуказания. Масса – 250/127 килограммов ВВ.

РБК-500 СПБЭ – разовая бомбовая кассета. Снаряжена 15 автономными самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами, которые оснащены двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для поражения бронетехники в условиях естественных и искусственных помех. После выброса поражающих элементов из РБК-500 они выпускают парашюты и начинают вращаться вокруг своей оси в поисках целей. Угол обзора ИК координатора составляет 30 градусов и сканирует зону со скоростью 6–9 об/мин. После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части с помощью бортового вычислителя (приблизительно на высоте 150 м) осуществляется поражение. Медная болванка диаметром 173 миллиметра и весом один килограмм разгоняется до двух тысяч метров в секунду и способна пробить до 70 миллиметров брони, удар наносится в относительно слабобронированные области (крыши башен и моторно-трансмиссионных отделений). Масса – 500/15 килограммов элементов по 14,5 килограмма.

ОДАБ-500 – объемно-детонирующая авиационная бомба. Разновидность фугасных авиабомб. Но ее эффективность существенно выше. В носовой части находится электромеханическое устройство, предназначенное для распыления ВВ. Авиабомба содержит 193 килограмма высокоэнергетической летучей жидкости. После сброса через установленное время начинается распыление боевого вещества, которое создает облако смеси ВВ с воздухом и подрывается детонатором. Объемный взрыв создает мощнейшую волну избыточного давления, а затем обратную волну, которая затягивает воздух в образовавшийся вакуум (поэтому такие авиабомбы часто называют вакуумными). Эффективный радиус действия взрывной волны против живой силы противника на открытой местности – более 50 метров. Масса – 500/193 килограмма ВВ.

Х-29Л – ракета класса «воздух-поверхность». Обладает повышенным поражающим фактором фугасного и осколочного действия. Оснащена лазерной ГСН. Цель подсвечивается лазером, по которому производится наведение, при этом ракета воспринимает только нужную длину световой волны, что обеспечивает высокую устойчивость захвата цели. Изображение, пойманное ГСН, транслируется на телевизионный экран в кабине летчика. Удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей системой. Ракета сама выбирает наиболее выгодную траекторию захода на цель, стремясь поразить ее под как можно более высоким углом, чтобы пробить наименее защищенные перекрытия сооружений и броню транспортных средств. Масса – 660/116 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.

Х-25МЛ – ракета «воздух-поверхность». Наводится на цель с помощью полуактивной лазерной ГСН. Подсветка цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Конструкция станции подсветки и ГСН ракеты исключает влияние лазерного излучения от других источников. В задачу летчиков входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТВ-индикаторе. Точное удержание луча на цели обеспечивается автоматической следящей системой. На конечном участке траектории ракета делает «горку». Предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных целей. Масса – 300/90 килограммов ВВ. Дальность полета – 8–10 километров.

Корректируемая бомба КАБ-250

Корректируемая бомба КАБ-250 Разработчик: ГНПП «Регион» (Россия)

Изготовитель: Корпорация ТРВ (Россия)

КАБ-250 предназначен для поражение бункеров, командных пунктов, зданий, путем пробития стен и внутреннего взрыва. Разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения ПАК ФА, для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения. Этим объясняется характерная вытянутая форма боеприпаса. Кроме того, предусмотрено и применение с других самолетов — с внешней подвески, таких как Су-34 и Су-35.

Внутри цилиндрического корпуса КАБ-250 с оживальным головным обтекателем располагается вся основная аппаратура. На боковой поверхности корпуса имеются Х-образные крылья и рули. В головной части корпуса предусматривается отсек для размещения систем наведения, средняя часть отдается под боевую часть. В хвосте находится часть аппаратуры управления, в первую очередь рулевые машинки.

Для определения взаимного положения бомбы и цели используется система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме того в КАБ-250 применяется комбинированная система наведения, позволяющая значительно повысить точность атаки выбранной цели. Бомба оборудована доводчиком – дополнительной инфракрасной головкой самонаведения.

Перед сбросом в память изделия загружаются координаты цели. Они могут быть известны заранее или определены самолетом-носителем перед применением оружия. После сброса за счет крыльев и имеющейся скорости бомба направляется к цели, корректируя траекторию при помощи рулей. На этом этапе управление осуществляется спутниковой системой наведения. На дальности порядка 2-3 км включается инфракрасная головка самонаведения с заранее загруженным изображением цели. На сравнительно небольшом расстоянии от цели эта ГСН берет на себя управление бомбой и обеспечивает максимально точное поражение заданного объекта.

Модификации:

  • КАБ-250С-Э — управляемая авиационная бомба калибра 250 кг класса «воздух — поверхность»
  • КАБ-250Л — управляемая авиационная бомба калибра 250 кг класса «воздух — поверхность»
  • КАБ-250ЛГ-Э — корректируемая авиационная бомба калибра 250 кг с осколочно-фугасной боевой частью

Характеристики:

  • Диаметр — 0,255 м.
  • Длина — 3,2 м.
  • Масса — 250 кг.
  • Размах крыла — 0,55 м.
  • Высота сброса — 1 — 10 км.
  • Скорость самолета при сбросе — 200 — 350 м/с
  • Боевая часть — осколочно-фугасная
  • Вес БЧ — 165 кг.
  • Масса ВВ — 96 кг.
  • Взрывательное устройство — контактное с тремя видами замедления
  • КВО без приборов и антенны дифференциальных поправок — 3 — 5 м.
  • ГСН — тепловизионная
  • Дальность действия ГСН — 2 — 3 км
  • Углы поля зрения ГСН — 5 — 9 град
  • Внешняя система наведение — Глонасс
  • Диапазон работы ГСН — 8 — 14 мкм

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП.  Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Зачем шотландские мужики надевают юбки?

Разрушительная сила

Корректируемая авиабомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э для истребителя Су-57, упомянутая в интервью с главой КТРВ, была представлена на авиасалоне МАКС-2019. Она предназначена для уничтожения легкоуязвимой военной техники, железнодорожных узлов, складов, живой силы. Боеприпасы применяются одиночно и залпом с самолётов фронтовой авиации.

Масса бомбы составляет 256 кг, длина — 3,2 м, диаметр — 0,25 м, вес осколочно-фугасной боевой части — 165 кг. Точность боеприпаса в два раза превосходит более тяжёлые корректируемые аналоги. Применение КАБ-250ЛГ требует снижения до высоты 1—10 км.

Следом по мощности идут бомбы КАБ-500КР с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Их масса превышает 500 кг, а применяться они могут на самолётах фронтовой авиации типа Су-27, Су-30, Су-34, Су-24М, МиГ-29.

  • Корректируемая авиационная бомба КАБ-250ЛГ-Э
  • АО «ГНПП «Регион»

Для поражения неподвижных наземных и надводных целей, таких как железнодорожные и шоссейные мосты, военно-промышленные объекты, склады боеприпасов, корабли и транспортные суда, предназначены бомбы КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.

Борис Обносов также упомянул о завершении испытаний новых управляемых бомб УПАБ калибра 500 и 1500 кг. Они также были представлены публике на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском.

УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.

УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию, которая используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.

Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.

Стоит отметить, что в России разрабатываются управляемые и корректируемые бомбы не только для самолётов фронтовой авиации, но и уменьшенные варианты для применения на БПЛА. Например, в календаре на 2021 год Минобороны продемонстрировало разведывательно-ударный БПЛА «Орион» с корректируемыми авиабомбами КАБ-20 массой 21 кг. Боеприпасы снаряжены осколочно-фугасной боевой частью, спутниковыми или лазерными системами наведения. Они способны уничтожать пехоту и легкобронированную технику.

«Заболеваемость постепенно снижается, но эпидобстановка ещё напряжённая»: в Роспотребнадзоре оценили ситуацию с COVID-19

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» «Орион» был представлен с управляемой планирующей авиационной бомбой УПАБ-50 и корректируемой малогабаритной бомбой КАБ-50.

Номенклатура средств доставки для новых корректируемых бомб относительно широкая, отметил Юрий Кнутов в беседе с RT.

Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, планирующие боеприпасы, в отличие от авиационных бомб свободного падения, преодолевают большее расстояние до цели.

«Такого рода боеприпасы оснащаются специальными системами управления, а также системами, которые корректируют наведение на цель, благодаря чему полёт к цели может выполняться как под управлением оператора, так и самостоятельно, если координаты цели известны. Подобные боеприпасы используются в тех фазах боевого конфликта, где, например, присутствует мощная организация систем противовоздушной обороны. Благодаря им летательные аппараты и пилоты остаются целыми и невредимыми, поскольку для сбрасывания не требуется входить в воздушное пространство противника», — подчеркнул эксперт.

При этом обычные боеприпасы свободного падения не будут списывать со счетов, так как планирующие всё же дороже в производстве, добавил Алексей Леонков.

«Это дополнительный вид вооружения, который расширит арсенал истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков», — заключил эксперт.

Славянские обереги по дате рождения

Тактико-технические характеристики

Американские F-15 и F-16 получат «лучи смерти»

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Основные характеристики авиабомб[ | ]

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значениехарактеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб: Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
  • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.

Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Катафрактарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector