Ракетоносец будущего: задачи для российского бомбардировщика нового поколения

Ту-160: «Лебедь» стратегического назначения

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 (по кодификации НАТО: Blackjack) – уникальная боевая машина, равных которой сегодня нет в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка Ту-160 началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов, главными его особенностями должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками. Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец Ту-160 поднялся в небо в 1981 году.

Ту-160. Фото: Alex Beltyukov/Wikimedia.org

После распада СССР 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин.  

Стратегическая авиация России и США: современное состояние и перспективы

В настоящее время в состав стратегической авиации США входят бомбардировщики B-2 Spirit и B-52. Существует и еще один самолет — бомбардировщик В-1В Lancer, который разрабатывался для нанесения ядерных ударов по территории противника, но в середине 90-х он был выведен из состава американских стратегических сил. В-1В считается аналогом российского реактивного Ту-160, хотя и уступает последнему в размерах. Согласно данным, предоставленных Госдепом США от 1 января нынешнего года, на боевом дежурстве находятся 12 самолетов В-2 и 73 машины В-52 модификации Н.

В настоящее время бомбардировщик В-52, разработанный еще в конце 50-х годов, является основой американских стратегических сил. Этот самолет вооружен крылатыми ракетами AGM-86B ALCM, на которые может быть установлена ядерная боевая часть. Дальность их полета превышает 2700 км.

B-2 Spirit является самым технологичным и самым дорогим самолетом в мире. Его стоимость превышает фантастические 2 млрд долларов. Первый бомбардировщик этого типа был изготовлен в конце 80-х, но через десять лет программа была закрыта – такие расходы оказалась неподъемными даже для Соединенных Штатов. За это время был изготовлен 21 самолет В-2. Бомбардировщик выполнен по технологии «стелс» и имеет самую низкую ЭПР в мире. Она даже ниже, чем у небольших «стелсов» типа F-22 и F-35. B-2 Spirit вооружен только свободнопадающими бомбами, поэтому он малоэффективен против неприятеля с продвинутой системой ПВО. Например, российские ЗРК С-400 прекрасно «видят» В-2.

Так что B-2 Spirit – довольно странный бомбардировщик. Несмотря на колоссальную стоимость, его эффективность в возможном ядерном конфликте очень неоднозначна.

B-1B Lancer также не способен нести стратегические крылатые ракеты. Вернее, в арсенале американской армии сегодня нет подобного оружия, подходящего для этого самолета. В настоящее время этот бомбардировщик используется для нанесения ударов обычными видами боеприпасов. Вероятно, на него можно повесить свободнопадающие бомбы с ядерной БЧ, но вряд ли эта машина сможет проникнуть вглубь территории противника с эффективной ПВО.

Теперь о перспективах американской стратегической авиации. В конце 2020 года авиастроительная компания Northrop Grumman (она и создала В-2 Spirit) выиграла тендер министерства обороны США на постройку нового американского «стратега», который будет называться B21. Работы над этой машиной проводились в рамках программы LRS-B (Long-Range Strike Bomber), что переводится как «Дальний ударный бомбардировщик». Уже известно, как будет выглядеть новая машина.

Так же как и В-2 Spirit, она будет выполнена по схеме «летающее крыло». Военные требуют, чтобы новый бомбардировщик стал еще менее заметен на экранах радаров, а его цена была более приемлемой для американского бюджета. Выпуск новых бомбардировщиков планируют начать в середине следующего десятилетия. Американское военное ведомство пока планирует закупить сто новых В21 и в будущем полностью заменить ими В-2 и В-52.

Новый бомбардировщик сможет совершать полеты как под управлением экипажа, так и в режиме беспилотника.

Общая стоимость программы составляет 80 млрд долларов.

На вооружении российских ВВС в настоящее время стоят две машины: Ту-95 (модификация МС) и Ту-160 «Белый лебедь».

Самым массовым стратегическим бомбардировщиком российских ВВС является турбовинтовой Т-95 «Медведь», первый полет которого состоялся еще при жизни Иосифа Сталина (1952 год). Правда, следует отметить, что самолеты, которые эксплуатируются сегодня, относятся к модификации «М» и были изготовлены в 80-е годы. Так что большинство Т-95 даже моложе американских бомбардировщиков В-52. Более того, в последние годы началась модернизация этих машин до модификации «МСМ» (переделают 35 самолетов), что позволит оснастить их новейшими крылатыми ракетами Х-101/102.

Однако и немодернизированный «Медведь» может нести КР Х-55СМ с дальностью полета 3,5 тыс. км с возможностью установки на них ядерной БЧ. Новые ракеты Х-101/102 смогут пролетать до 5,5 тыс. км. Сегодня российская армия имеет 62 единицы Ту-95.

Второй машиной, которая сегодня эксплуатируется российскими ВВС, является сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160. В наличии имеются шестнадцать самолетов этого типа. Ту-160 также может нести на борту крылатые ракеты Х-55СМ, и Х-101/102.

Несмотря на активизацию работ по модернизации Ту-160, в КБ Туполева продвигается проект нового бомбардировщика ПАК ДА, который планируют запустить в серию к 2025 году.

Где сделать УЗИ брюшной полости в СПБ, цены

На вооружении гиперзвук

Насчет вооружения нового бомбардировщика существуют разные версии. Часть экспертов полагает, что он будет вооружен крылатыми ракетами Х-102 с дальностью действия до 5,5 тысяч километров, способными нести как обычные, так и ядерные боеголовки. Область поражения – наземные и морские цели. По другим мнениям, российские стелсы будут оснащены гиперзвуковым оружием, возможно, системой Х-47М «Кинжал», которой сейчас оборудованы тяжелые истребители МиГ-31.

Впрочем, по мнению экспертов, если новый бомбардировщик будет летать с дозвуковой скоростью гиперзвуковые ракеты запустить не получится. Скорее всего для стелса будут разрабатываться новые, более компактные ракеты. По словам экс-командующего ВКС России, Виктора Бондарева, они будут действовать на расстоянии до 7 тысяч километров, а их электроника сможет определять направление, высоту и скорость полета, а также анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Все вооружение ПАК ДА будет размещаться внутри корпуса, что заметно снизит возможность РЛС противника обнаружить российский бомбардировщик.

Гиперзвуковое вооружение позволит российскому стелсу выполнять функцию космического перехватчика, что будет выгодно отличать «Изделие 80» от американских аналогов. Гиперзвуковые ракеты смогут поражать любые наземные объекты, авианосные группировки, а также все цели, расположенные в ближнем космосе: речь, в первую очередь, о военных спутниках и боеголовках стратегических ракет. Возможно, ПАК ДА будет оснащен также бомбами, что позволит ему наносить классические бомбовые удары по вражеской территории.

Журналист The National Interest Марк Эпископос обращает внимание, что российский самолет может стать опасным конкурентом для авиации НАТО, так как в его основе лежат новейшие решения в авиастроении: это и повышенные стелс-характеристики, и улучшенная система пилотирования, и расширенные боевые возможности. Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит

Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели

Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит. Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели.

БС-3 – первая во многих смыслах

Не размером, а умением

В-шестых, В-3 будет внешне отличаться от В-2. Многие эксперты полагали, что в принципе LRS-B будет таким же «летающим крылом», как и его предшественник. Но, как выяснилось, размеры самолета и его очертания в плане так же важны для малозаметности, как и обшивка. В ходе эксплуатации было установлено, что длина/ширина В-2 облегчает его обнаружение длинноволновыми радарами. Поэтому В-3, вероятнее всего, будет меньше, чем В-2. Кроме того, В-2 изначально был задуман как ночной бомбардировщик, а В-3 должен быть «круглосуточным».

В-седьмых, LRS-B будет обладать большей информационно-интеллектуальной самодостаточностью, чем В-2. Кстати, это тоже отчасти связано со стремлением конструкторов В-3 снизить стоимость его эксплуатации. Чем больше функций будут самостоятельно выполнять самолет и экипаж, тем меньше придется задействовать вспомогательных наземных служб.

Но это потребует серьезного пересмотра принципов обеспечения «невидимости», использованных для В-2. Конструкторы «стелса» постарались сделать так, чтоб его экипаж как можно меньше выходил на связь с землей, поскольку это тоже может демаскировать «невидимку». Однако В-3 будет интегрирован в комплекс интеллектуальных боевых систем, в частности работать «рука об руку» с разведывательными спутниками, а значит, практически постоянно обнаруживать себя электромагнитным излучением. Задача состоит в том, чтобы его эффективно замаскировать.

Наконец, в отличие от В-2, построенного в количестве 21 экземпляра, ВВС США планируют закупить, как уже отмечалось, минимум 80–100 В-3. Ожидается, что машина этого типа заменит собой все остальные стратегические американские бомбардировщики, включая В-52, Б-1 и В-2.

Приподнимем завесу тайны

Основные черты облика будущей машины просочились в прессу. Вот что в марте прошлого года удалось узнать о ней журналу Forbes.

Во-первых, дальность полета LRS-B/В-3 без дозаправки превысит 9000 км. Он должен быть в состоянии без проблем «дотянуться» до Китая и России.

Во-вторых, его бомбовая нагрузка будет меньше, чем у его предшественников. Связано это главным образом с необходимостью снизить цену новой машины. Опыт показывает, что цена бомбардировщика возрастает примерно пропорционально его грузоподъемности. У «невидимки» В-2 она достигает 18 тонн.

Однако использование значительно «поумневших» за последние четверть века бомб в сочетании с их уменьшившейся массой и размерами позволит LRS-B нанести противнику такой же урон, как и В-2, но с помощью вполовину меньшей бомбовой нагрузки. Считается, что пара дюжин В-3 смогут ежедневно с высокой точностью обрабатывать бомбами до 1000 целей.

Как соотносятся военные потенциалы России и НАТО

В-третьих, сколь бы странным это ни казалось, никаких «прорывных» технологий в создании LRS-B, в отличие, например, от В-2, задействовано не будет. В В-2 было использовано много новаторских или даже революционных инженерно-конструкторских решений. Взять хотя бы его обшивку «стелс». Но на каждый час полета В-2 требовалось 18 часов его технического обслуживания, что серьезно поднимало цену эксплуатации этого бомбардировщика. Кроме того, В-2 получил насмешливое прозвище бомбардировщика, который не может летать в дождь, ибо струи воды смывают с него дополнительное антирадарное покрытие.

LRS-B будет основан на самых передовых технологиях, но тех, которые уже ранее были изобретены и опробованы на практике. Сделано это будет также для того, чтобы снизить цену новой машины. Кроме того, В-3 будет, вероятно, более многоцелевым, компьютеризированным и ремонтопригодным, чем В-2.

В-четвертых, В-3 не будет сверхзвуковым. Сверхзвук и невидимость плохо сочетаются. На таком режиме полета происходит серьезный нагрев обшивки, плюс у самолета значительно вырастает акустическая заметность. Поскольку от ракеты все равно не убежишь, решили конструкторы, то пусть лучше LRS-B будет тихоходнее, но зато малозаметнее. Да и цена на самолет, обладающий сверхзвуковыми возможностями, была бы ощутимо выше.

В-пятых, он все-таки не будет «временами беспилотным», как это предполагалось. ВВС США считают, что машина, несущая ядерные бомбы и ракеты, должна всегда находиться под контролем экипажа. Это несколько консервативная точка зрения с учетом того, что в мире уже более полувека существуют беспилотные средства доставки ядерного оружия в виде МБР. Вероятно, периодическая беспилотность будет воплощена уже в бомбардировщике «2037».

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Также по теме

Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности. Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам

Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

Советский уникум

Основой для новых самолётов стала легендарная платформа Ту-160, прозванная «Белым лебедем». Это сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Его главной задачей является поражение особо важных целей в глубоком тылу вероятного противника или в удалённых районах боевых действий.

Сконструированный с применением технических решений, использованных в бомбардировщике Ту-22М и пассажирском Ту-144, Ту-160 представляет собой тяжёлый моноплан с крылом большого удлинения и четырьмя реактивными двигателями. Револьверные пусковые установки позволяют самолёту нести до 12 крылатых ракет воздушного базирования, в том числе с ядерным боеприпасом.

Размах крыла в разных позициях стреловидности составляет от 35,6 до 55,7 м. Уникальная конструкция крыла даёт самолёту возможность преодолевать рубежи ПВО противника на скорости до 2200 км/ч. Самолёт может выходить на сверхзвуковую скорость в режиме форсажа и удерживать её в течение 45 минут. Экипаж Ту-160 — четыре человека, боевая нагрузка — 40—45 т, дальность полёта — 13,5 тыс. км.

Разработка стратегического бомбардировщика началась в ОКБ Туполева в 1975 году в ответ на появление у США межконтинентального сверхзвукового самолёта с изменяемой стреловидностью крыла Rockwell B-1 Lancer. Первый полёт состоялся в 1981-м, а с 1987 года Ту-160 начали поступать в войска.

Несмотря на то что Ту-160 был разработан более 40 лет назад, он до сих пор опережает по своим характеристикам зарубежные аналоги

В августе этого года американское военно-политическое издание The National Interest составило своеобразный рейтинг «лучших из лучших» российских военных самолётов, где особое внимание уделялось ракетоносцам Ту-160, в классификации НАТО получившим название Blackjack

Налоговые вычеты, два теста на COVID-19 и торговля автомобилями через «Госуслуги»: что изменится в жизни россиян в мае

«Ту-160 способен развивать невероятную для стратегического бомбардировщика скорость — до 2220 км/ч, значительно превосходя в этом плане американские самолёты того же класса вроде B1-B Lancer (1448 км/ч) и B-52 (1000 км/ч). Blackjack отличается внушительным боевым радиусом в 7300 км… Ту-160 может оснащаться как ядерным, так и обычным вооружением. С него осуществим запуск ракеты Х-55МС с турбореактивным двигателем, ядерным боезарядом мощностью 200 килотонн и невероятной дальностью действия — 3000 км», — отмечали американские эксперты.

  • Ту-160 на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019»
  • Евгений Одиноков/РИА Новости

«Тактик» в обличье «стратега»

И все же для того, чтобы запустить «умную» крылатую ракету, не нужен даже В-52. Для этого вполне достаточно «летающей крепости» В-17 времен Второй мировой. Более того, тактические бомбардировщики типа Су-34, современные американские и российские многоцелевые истребители типа Су, МиГ и F вполне могут быть использованы для доставки к цели малогабаритных ядерных боеприпасов, решая, таким образом, стратегические задачи. Зачем же тогда нужен весьма дорогостоящий сгусток самых передовых технологий типа В-3?

Ответ кроется в словах бывшего посла США на Украине Стивена Пайфера. Он считает, что лучше всего НАТО сможет ответить на действия России с помощью не ядерных, а обычных сил. Это то, чего, по утверждению Пайфера, Россия якобы опасается больше всего, поскольку после окончания холодной войны ее обычные вооруженные силы значительно ослабли.

Таким образом, есть все основания предположить, что LRS-B, способный, в отличие от Су, МиГ и F, наносить удары из-за океана, был задуман в первую очередь как тактический бомбардировщик, который может быть использован в варианте стратегического. Об этом говорят его особенности:
— малозаметность;
— сниженная по сравнению с В-2 цена;
— «тираж» в количестве до 100 единиц;
— повышенная универсальность;
— ремонтопригодность;
— способность непрерывно «обрабатывать» многочисленные цели.

Все это указывает на то, что способность вывалить на голову противника десятки неядерных бомб так же важна у нового бомбардировщика, как роль платформы для запуска ядерных крылатых ракет.

Так это или нет, можно будет проверить только в условиях войны, до которой, будем надеяться, дело никогда не дойдет.

//

Не стареют душой ветераны

Впрочем, не только душой, но также крыльями и фюзеляжем. А помогает им в этом программа обновления существующего флота В-52, состоящего в настоящее время из 76 машин. Всего в 1952–1962 годы было выпущено 744 бомбардировщика данного типа. Таким образом, в строю от этого количества остался примерно каждый десятый B-52.

«Старый конь борозды не испортит», решили ВВС США. В-52 оказался слишком надежным и неприхотливым самолетом, чтоб можно было его списать лишь по причине преклонного возраста. И в этом плане его судьба напоминает Ту-95.

Весной прошлого года начался процесс переоснащения В-52 в рамках программы «Связных технологий в боевую сеть» (CONECT). Это значительно повысит «интеллектуальный коэффициент» старого «бомбовоза» и позволит ему нести на борту самые современные вооружения. Всего в рамках CONECT должно быть модернизировано 30 В-52.

То, что эти бомбардировщики остаются символом стратегической мощи США, было продемонстрировано несколько дней назад. Как писала газета ВЗГЛЯД, один В-52 в сопровождении одного американского и одного южнокорейского истребителей пролетел над территорией Южной Кореи вблизи границы КНДР. Этот полет был ответной реакцией США и их союзников на испытание Северной Кореей в начале января, предположительно, водородной бомбы

Американский интернет-ресурс Nextbigfuture.com назвал в декабре прошлого года В-52 «самолетом, который отказывается умирать». Согласно изданию, нынешние планы ВВС США предусматривают эксплуатацию машин данного типа как минимум до 2040 года. Это значит, что самому молодому В-52 исполнится к тому времени почти 80 лет, ибо выпуск этих бомбардировщиков, как уже отмечалось, завершился в 1962 году.

Но вера в «старых коней» не останавливается только на В-52. США намерены продолжать эксплуатацию В-2. Согласно газете Washington Post, с целью уменьшения времени, затрачиваемого на капитальный ремонт «стелсов», компания Northrop Grumman будет теперь проводить эти ремонты не раз в семь, как раньше, а раз в девять лет.

Остается в строю и многострадальный (по-иному его не назовешь) сверхзвуковой бомбардировщик В-1 с изменяемой геометрией крыла. Трудно представить, сколько мытарств выпало на долю этого самолета. Он начал поступать на вооружение в первой половине 1970-х годов, но после его производство было заморожено президентом Джимми Картером. Рональд Рейган вновь «поставил» В-1 на конвейер, но это не избавило бомбардировщик от технических проблем, приведших к нескольким катастрофам. В итоге В-1 впервые нанес удар по реальным целям лишь в 1998 году, в Ираке, во время операции «Лис пустыни».

После холодной войны он был переделан под «бомбовоз», способный нести обычные вооружения, и относительно недавно, согласно американскому интернет-ресурсу Stars and Stripes, продемонстрировал в Афганистане и Ираке свои «великолепные качества как самолет непосредственной поддержки сухопутных сил».

Развитие проекта

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 года было объявлено, что предварительный проект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Согласованы необходимые характеристики самолёта, который придет на смену стоящим сейчас на вооружении ВКС России ракетоносцам-бомбардировщикам Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95. Как сообщили источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства образцов». В августе 2019 года утверждены техтребования и начаты подготовительные этапы проектирования.

Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВКС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия стоящие на вооружении ВКС России, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Также планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Предполагаемые параметры комплекса

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: изделие РФ ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: 24 тс’
  • Максимальная взлётная масса: 145 тонн
  • Масса полезной нагрузки: 35 тонн
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность 15000 км
  • Вооружение: существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

Почему бодрые заявления неубедительны

Антон Лавров считает неизбежным, что проект создания ПАК ДА будет долгостроем.

«Стратегические бомбардировщики — это наиболее сложная боевая машина на вооружении ВКС, и вообще ВВСв других странах. Даже в США не могут себе позволить создать замену B-52. Естественно, понадобится долгое время на разработку, испытания и доработку. Не исключено, что это займет 10 лет. Но делать это надо. Именно для того, чтобы закрыть этот промежуток, сейчас ведется модернизация Ту-160. Потому что до реального поступления в войска ПАК ДА еще очень далеко», — подытожил Антон Лавров.

В связи с проектом возникает большое количество вопросов, отмечает источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах», близкого к действующим и отставным офицерам российских Вооруженных сил. «Масса утечек о технических характеристиках ПАК ДА — «летающее крыло», дозвуковой, невидимый и так далее. Но ровным счетом ничего — о количестве машин, которые в итоге планируется создать.

Это будут те же полтора десятка, как Ту-160, базирующиеся сегодня в Энгельсе? Или все-таки планируется обучить на новых «стратегов» хотя бы несколько полков?», — замечает источник.

Ту-95 выработает свой срок через 15—20 лет, уверены специалисты. Фото Максима Платонова

Со «стариком» Ту-95, турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, в целом все понятно. Но не совсем понятно — вытеснит ли ПАК ДА других своих предшественников. «Ту-160 и Ту-22М3 активно модернизируются, — напомнил источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах». — Вовсю с высоких трибун звучат бодрые заявления, что уже в ближайшие годы в войска пойдут в массовом количестве (десятки машин) их обновленные образцы». Эксперт задается вопросом: «Зачем тратить огромные деньги на перспективный бомбардировщик и на радикальное обновление старых моделей, которые должны служить в одно и то же время, что и новая?».

Встает и еще один вопрос — о реальном состоянии авиационной промышленности России. «При СССР существовала целая сеть НИИ, которая десятилетиями формировала информацию по обликам перспективных машин всех классов. Сегодня почти все эти научные центры уничтожены, — полагает собеседник телеграм-канала. — Производственные площадки «Туполева» в Казани, по нашим данным, в ужасном состоянии. Разрушены технологические цепочки, позволявшие создавать машины подобного класса. Сможем ли мы воссоздать их, причем в те сроки, какие заявлены (несколько лет)?».

Алексей Нечаев, Олег Москвин

ПромышленностьОПКМашиностроение

JH-XX (Китай)

Самым таинственным «гостем» нашего списка стал самолет, о существовании которого можно судить лишь по ряду косвенных признаков, например, частом упоминании в китайских и западных СМИ некоего «загадочного самолета». Если постараться суммировать все имеющиеся о нем данные, то получается, что машина будет не чистым «стратегом», а некоей смесью стратегического бомбардировщика, фронтового бомбардировщика и многофункционального истребителя.

Можно провести параллель с Су-34, однако более правильным выглядит сравнение с так и не появившимся на свет Lockheed FB-22 Raptor — ударной версией F-22 Raptor. 

Скорее всего, «китаец» будет сверхзвуковой машиной, которая будет сильно уступать по своим габаритам и боевой нагрузке и ПАК ДА, и B-21, и H-20. Но это лишь предположение, основанное не в последнюю очередь на изображениях, которые можно найти в сети и которые, думаю, не дают исчерпывающего ответа на вопрос, каким именно будет новый бомбардировщик.

//

Освещение и температура для каланхоэ что бы цвел

Как и большинство суккулентной, каланхоэ нуждается в хорошем освещении. Конечно, можно выставить растение и в затененное место, но тогда его стебли будут вытягиваться, а цветение вообще окажется под большим вопросом.

Свежие статьи о саде и огороде

Выращивание цветов в теплице как бизнес
Высокие грядки плюсы и минусы
Гвоздика Шабо: выращивание из семян

При выращивании в домашних условиях лучшие окна для каланхоэ – восточные и западные. А зимой и вовсе – южные. Летом с южными окнами нужно быть аккуратнее. На жаре, при интенсивном солнечном излучении, листья каланхоэ могут приобрести красноватый оттенок, но некоторым цветоводам даже нравятся такие метаморфозы. Так что – пробуйте

Важное замечание: закладка цветочных почек у каланхоэ происходит при коротком световом дне (длительностью около 8-10 часов). Но этот «день» должен быть светлым, в идеале – солнечным

Тогда цветочных почек сформируется больше, а расцветка цветков будет более насыщенной.

Как и многие суккулентные, каланхоэ лучше всего развивается при умеренно теплых температурах. Летом идеален режим 23-25°C, зимой – 11-16°C. Но и достаточно смелые вариации в ту или иную сторону от теоретического идеала тоже возможны. Зимой с каланхоэ ничего не случится и при кратковременных падениях температуры до 8°C, конечно, при условии «полусухого» содержания растения. А летом даже температуры выше 30 не нанесут ему вреда, если не допускать пересушек земляного кома.

Поэтому, как только воздух весной прогреется до 10°C можно выносить каланхоэ в горшке на балкон или во двор. И держать растение там до осени, пока, опять же, температура не опустится ниже 10°C. Некоторые цветоводы на лето высаживают его в открытый грунт в сад, а осенью – выкапывают и перемещают обратно в горшок.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией – будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. Гиперзвуковые самолёты обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector