Что важно знать о космодроме восточный

Инфраструктура

Космодром имеет стационарные технические и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • 1СК — «Рокот»;
  • 2СК — «Циклон-3»;
  • 2СК — «Космос-3М»;
  • 3СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2017 году;
  • 4СК — «Союз-2» (пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована);
  • СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2019 году. Используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»;
  • «Ангара-А7».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

1. 1-й Центр предназначен для испытания РКК легкого класса. Его состав:

  • две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
  • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
  • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
  • один технический комплекс (ТК) подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

2. 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:

  • три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
  • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

3. 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):

  • ИП-1 — город Мирный;
  • ИП-2 — город Мирный;
  • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
  • ИП-4 — город Северодвинск;
  • ИП-6 — город Мирный;
  • ИП-8 — город Норильск.

4. 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. Его состав:

  • пять ПУ шахтного типа;
  • две стартовые позиции ПГРК РС-12М;
  • четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

5. Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

6. Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:

  • для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
  • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Также в состав космодрома входит:

  • семь монтажно-испытательных корпусов для сборки и испытаний ракетно-космической техники;
  • кислородно-азотный завод;
  • две заправочно-нейтрализационные станции для заправки ДУ космических аппаратов компонентами топлива и сжатыми газами и нейтрализации токсичных веществ;
  • измерительный комплекс с информационно-вычислительным центром;
  • аэродром «Перо»;
  • теплоэлектроцентраль;
  • более 600 км транспортных магистралей;
  • системы электро-, тепло- и водоснабжения.

Ведётся строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей «Ангара» на базе СК «Зенит». Стартовый комплекс РН «Союз» № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2».

Космодром обеспечивает часть российских космических программ, связанных с оборонными, а также народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.

Инфраструктура космодрома «Байконур»

Инфраструктура «Байконура» представлена, в частности, такими объектами:

— 9 стартовых комплексов различных категорий;

— 15 пусковых установок, предназначенных для запуска ракет, выводящих в космос спутники и корабли;

— 4 пусковые установки, используемые в целях проведения испытаний баллистических ракет;

— 11 корпусов, предназначенных для монтажа и испытания техники различного назначения;

— 34 комплекса, адаптированные для осуществления предстартовой подготовки ракет и выводимых ими в космос аппаратов различного назначения;

— 3 станции, на которых осуществляется заправка ракет-носителей и иных космических аппаратов различными видами топлива;

— измерительный комплекс;

— информационно-вычислительный центр, в котором осуществляется контроль, а также управление полетами космических аппаратов и обработка различных видов данных;

— кислородно-азотный производственный комплекс, способный выпускать порядка 300 тонн различных типов криогенных продуктов в течение суток;

— ТЭЦ мощностью 60 МВт;

— энергопоезд мощностью 72 МВт, функционирующий на газовых турбинах;

— трансформаторные подстанции в количестве 600 объектов;

— узлы связи в количестве 92 единиц;

— аэродромы — «Крайний» и «Юбилейный»;

— локальная железнодорожная инфраструктура общей протяженностью порядка 470 км;

— автомобильная инфраструктура протяженностью порядка 1281 км;

— линии электропередач в 6610 км, связи — в 2784 км.

Рассмотрев основные особенности крупнейшего космодрома, задействуемого в российской космической программе, изучим специфику других объектов соответствующего типа, что функционируют в России.

Космодром «Восточный»

Космодром «Восточный»

— российский космодром на Дальнем Востоке в Амурской области. Расположен вблизи города Циолковский, в 45 км севернее города Свободного и одноименного военного космодрома. Близлежащая железнодорожная станция «Ледяная». Первый российский гражданский космодром. Общая площадь около 700 км².

6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ № 1473 «О космодроме Восточный». В 2010 году был заложен «Памятный знак» в честь начала работ. В 2011 было начато техническое и эскизное проектирование. Строительство первого стартового комплекса началось в 2012 году и завершилось в апреле 2020 года. Оно сопровождалось коррупционными скандалами, а также забастовками и голодовками рабочих из-за задержек зарплаты. На май 2020 года стоимость построенных объектов составляла 84 млрд рублей.

Космодром возводился с целью обеспечения независимого доступа России в космос, гарантированного выполнения международных и коммерческих космических программ, сокращения затрат на содержание космодрома Байконур и улучшения социально-экономической обстановки в Амурской области.

Преимущества нового космодрома в том, что начальный участок траектории полёта ракеты – носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств. Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории России или в нейтральных водах. Место расположения космодрома находится вблизи развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов. Космодром способствовал снижению политических рисков, связанных с Казахстаном.

Располагает стартовым комплексом «1С» для ракет «Союз – 2» лёгкого и среднего классов.

Космодром расположен в регионе с муссонным климатом, среднемесячной температурой января −25,6 °С (абсолютный минимум многолетних наблюдений −49,0), среднемесячной температурой июля +20,6 (абсолютный максимум многолетних наблюдений +39,1).

28 апреля 2020 года состоялся первый успешный пуск с выводом на орбиту трёх искусственных спутников Земли. К 2021 году планируется запуск пилотируемого корабля «Федерация» в беспилотном варианте и в 2023 году — запуск с экипажем.

Стартовый комплекс космодрома изображён на денежной купюре достоинством в две тысячи рублей, наряду с мостом на остров Русский во Владивостоке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Самый дорогой космодром в мире

Строительство Восточного с самого начала сопровождалось скандалами. Сроки сдачи объектов регулярно срывались, рабочие месяцами не получали зарплаты, а счет уголовных дел по фактам финансовых злоупотреблений шел на десятки. Дмитрий Рогозин в 2012 году лично «давал зуб», что строительство завершится к 2015 году, но российские реалии в виде масштабного казнокрадства, вероятно, помешали этому.

Практически любая стройка в нашей стране сразу же обрастает домыслами, а затем данными о крупных хищениях. Восточный можно назвать лидером в этом вопросе: вбейте в Google или Yandex слово «хищения», и сразу получите дополнение в виде фразы «на космодроме Восточный». Причем даже правоохранители не могут точно сказать, сколько именно денег «ушло налево» при его строительстве: проверка Генпрокуратуры показала хищения в размере 7,5 млрд. рублей, а Счетная палата «раскопала» злоупотреблений на сумму в 13 млрд. Если же верить неофициальным источникам, то на этом проекте было украдено куда больше.

Было и много мелких огрехов. Например, в 2015 году выяснилось, что строители не угадали с размерами испытательного зала для ракет-носителей – РН «Союз-2» просто в него не влазила. Это помещение, в котором происходит мойка ракеты, а также ее подготовка к будущему старту.

Из-за невыплат зарплаты рабочие Восточного объявляли забастовки, голодовки и жаловались Путину

В конце 2020 года представитель Генпрокуратуры сообщил, что по фактам нарушений при строительстве открыто 140 уголовных дел. Несколько человек уже получили тюремные сроки, еще больше находятся под следствием, а в январе 2020 года при странных обстоятельствах погиб Дмитрий Савин – бывший глава Дальспецстроя.

В начале 2015 года на космодроме остро встала проблема задолженности по заработной плате: в апреле она составляла 150 млн рублей. В знак протеста строители объекта устраивали забастовки и даже голодовки, а апофеозом этого противостояния стал вопрос, заданный Путину во время прямой линии с президентом.

Пока трудно сказать, какая судьба ждет космодром Восточный. Его дальнейшая эксплуатация во многом «завязана» на проект ракеты «Ангара», с будущим которой тоже много неясного. В целом же бюджет и планы Роскосмоса сильно зависят от общего экономического положения в стране, а оно отнюдь не радует. Многое также будет зависеть от наших отношений с Казахстаном и от развития космической отрасли в мире.

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Недострой и хищения

Серьезные проблемы возникли в преддверии первого запуска, когда объект оказался не готовым к работе. После тщательных проверок вскрылись массовые хищения госсредств со стороны директора строительной фирмы ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания. По предоставленным данным, он покупал загородные дома и яхты на деньги, отведенные для возведения космодрома. В итоге злоумышленник был осужден на 3 года лишения свободы.

Однако за годы его бурной деятельности сильно пострадала сама конструкция объекта, для постройки которой использовались некачественные материалы. В итоге некоторые детали приходилось полностью переделывать. Такое неэкономное расходование средств сделало космодром «Восточный» одним из самых дорогих современных российских проектов.

Но откладывать работу строительные бригады не намерены, ведь объекты продолжают разрушаться. В настоящий момент готовность некоторых их них не превышает 10%. В основном речь идет о квартирных комплексах, предназначенных для работников космодрома, а также о котельных и инфраструктуре.

Инфраструктура космодрома

Космодром представляет собой научно-технический комплекс.

  • стартовые комплексы с пусковыми установками ракет-носителей;
  • технические комплексы подготовки ракет космического назначения и космических аппаратов;
  • многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС) для заправки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив;
  • кислородно-азотный завод;
  • измерительный комплекс с вычислительным центром;
  • аэродром;
  • 1473 здания и сооружения;
  • 273 объекта энергоснабжения.

Основными элементами стартовых комплексов являются:

  • Пусковая установка (стол, башня и фермы обслуживания);
  • Командный пункт управления (подземный) с системами предстартовой подготовки РН;
  • Хранилища компонентов топлива и сжатых газов с системами их заправки.

Космодром имеет стационарные технические (ТК) и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:

Стартовые комплексы

  • СК — 1 ПУ для запуска РН «Рокот»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Циклон-3»;
  • СК — 2 ПУ для запуска РН «Космос-3М»;
  • 4(3)СК — «Союз-2» — на реконструкции 2 СК, первый планируется завершить к 2017 году, а второй — к 2019 году (используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»). Пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована. Стартовый комплекс № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2»;
  • 1СК — «Ангара».

Центры

В состав космодрома входят шесть центров:

  • 1-й Центр предназначен для испытания ракетно-космических комплексов (РКК) легкого класса. Его состав:
    • две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
    • две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
    • одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
    • два технических комплекса (ТК) подготовки КА и РН .

Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.

  • 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:
    • три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
    • три ТК подготовки КА и РН.

Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.

  • 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):
    • ИП-1 — город Мирный;
    • ИП-2 — город Мирный;
    • ИП-3 — город Нарьян-Мар;
    • ИП-4 — город Северодвинск;
    • ИП-6 — город Мирный;
    • ИП-8 — город Норильск.
  • 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. В его состав входит:
    • три ШПУ
      • 15П765 для РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
      • 15П765М для РС-24 «Ярс»
      • 15П728 для РС-28 «Сармат»
    • две стартовые позиции для ПГРК
    • железнодорожная позиция для БЖРК Баргузин
    • четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.

Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.

Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.

  • Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:
    • для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
    • для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.

Космодром располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог (300 км) и железнодорожных путей (326 км), авиационной техникой и военным аэродромом первого класса, позволяющим эксплуатировать воздушные суда с максимальной посадочной массой до 220 тонн, таких как Ил-76, Ту-154, средствами связи, в том числе космической.

Железнодорожная сеть космодрома Плесецк — одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80 километров.

По состоянию на август 2016 года, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева разрабатывает проект, выпускает конструкторскую документацию и закупает технологическое оборудование для нового комплекса и пусковой установки «Ангара».

Газон 3307: технические характеристики самосвала ГАЗ-3307, расход топлива, грузоподъемность

Космодромы России

История освоения космоса > Космодромы России

Космодром Байконур — это самый первый во всем мире космодром. Он расположен на обширной территории Казахстана между посёлком Джусалы и городом Казалинск, недалеко от Тюратам — поселка Кызылординской области. Он занимает большую площадь 6717 км², является крупнейшим космодромом в мире.
Космодром Плесецк — это первый Государственный испытательный космодром. Он расположен примерно в 180 километрах от города Архангельска недалеко от станции «Плесецкая». Расположившись на платообразной и немного холмистой равнине, «Плесецк» занимает площадь около 1762 квадратных километра и простирается с севера на юг на расстояние 46 километров, а с востока на запад на расстояние 82 километров.
Свободный — второй Государственный испытательный космодром Мин Обороны РФ. Космодром Свободный расположен в Амурской области. За все время существования на нем было произведено всего пять запусков ракет.
Ясный — это российский космодром, который расположен на территории района «Домбаровский» РВСН Ясненского района в Оренбургской области. Он используется исключительно для запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей «Днепр». А Эксплуататор космодрома является международная .
Космодром Капустин Яр (часто сокращают Кап-Яр) — это военный ракетный полигон, находится на северо-западе Астраханской области. Полигон был открыт 13 мая в 1946 году. На нем проводили испытания первых баллистических ракет. Орбиты наклонения и градусов: минимальная 48,4, а максимальная орбита 50,7. Площадь полигона составляет 650 км² (занимал ранее площадь до 0,40 миллионов га), располагается большей своей частью в РФ, но также занимает земли в Атырауской области и Западно-Казахстанской области Казахстана.
Восточный — новейший космодром России, строительство которого началось в июле 2012 года в Амурской области и в настоящее время продолжается.

o-kosmose.net

Съёмочная группа

Разновидности

Строительство космодромов в СССР

Строительству площадок для запуска космических средств доставки предшествовала длительная и кропотливая подготовительная работа. В СССР первым местом старта и предтечей космодромов будущего стал испытательный полигон Министерства Обороны «Тюра-Там», расположенный на территории Казахстана. Выбор места не был случайным. Пустынная и безлюдная местность прекрасно подходила для проведения столь рискованных и сложных мероприятий, каковыми являлись пуски первых ракет. К тому же такое расположение стартового комплекса позволяло использовать при старте естественные астрофизические параметры вращения Земли, облегчающие стартовавшей ракете преодоление силы земного притяжения и успешную доставку космических средств. Следует отметить, что место было выбрано с учетом сложившейся на тот момент в мире, военно-политической обстановки в мире. Новый объект сооружался в режиме строжайшей секретности, поэтому и должен быть расположен на территории, находящейся во внутренних районах страны, на значительном удалении от государственной границы.

Строительство полигона «Тюра-Там»

Строительство нового стартового комплекса началось в начале 1955 года. Официально дата 2 июня 1955 года стала днем рождения первого в мире космодрома. Строительство велось интенсивными темпами, поэтому уже через два года в мае 1957 года новый стартовый комплекс был представлен государственной комиссии. Советская ракета Р-7 была установлена на стартовый стол и готова к первому пуску в мирных целях. На базе этих РН в Советском Союзе были созданы все последующие космические ракеты, включая легендарную ракету Восток, выведшую на околоземную орбиту космический корабль с первым человеком на борту. С этого момента начинается славная история советской космической программы. Несмотря на первые неудачные пуски, 4 октября 1957 года со стартового стола нового космодрома ушла в небо ракета с первым искусственными спутником земли «ПС-1».

Космодром–полигон «Байконур»

Новая стартовая площадка вместе с прилегающим к ней городом Байконур стала одним единым ракетно-космическим комплексом «Байконур». На Западе советский космодром долгое время продолжал именоваться «Tyuratam». За неполные 50 лет со всех стартовых площадок Байконура было запущено более полутора тысяч космических аппаратов самого разного назначения. Отсюда проводились испытательные пуски вновь создаваемых межконтинентальных баллистических ракет.

Советский космодром дал дорогу в жизнь и первым полетам человека в космос. После успешного запуска ракеты «Спутник-1» 12 апреля 1961 года со стартового стола на Байконуре ушла в небо ракета-носитель «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным. Началось интенсивное использование нового стартового комплекса в военных и в мирных целях. В дальнейшем запуск всех пилотируемых кораблей в СССР и в РФ осуществлялся и продолжает осуществляться в основном с этого космодрома.

Инфраструктура Байконура

На данный момент имеются следующие объекты космодрома Байконур:

  • 9 полноценных стартовых комплекса, включающих до полутора десятка пусковых установок;
  • пусковые установки для запуска МБР;
  • монтажные и испытательные комплексы;
  • комплексы предстартовой подготовки ракетной техники и аппаратов;
  • химический завод по производству ракетного топлива;
  • 3 заправочные станции;
  • измерительно-вычислительный телеметрический пункт контроля и управления полетом ракет-носителей;
  • электростанция, сеть трансформаторных подстанций и до 6000 км линий электропередач;
  • узлы и линии связи протяженностью 2700 км;
  • сеть автомобильных и железнодорожных дорог;
  • два аэродрома.

Реализация военно-технического обеспечения советского ракетно-ядерного потенциала шла в другом направлении. Для этих целей в 1957 году будет принято решение строить испытательный космодром МО в Плесецке. Объект получил кодовое название «Ангара», став на первое время первой ракетной частью, вооруженной межконтинентальными баллистическими ракетами. Только в 1964 году на базе этой ракетной части был создан Научно-исследовательский полигон для испытания и применения военных и космических средств доставки.

Несмотря на то, что космодром Байконур даже является самым крупным стартовым комплексом на территории бывшего СССР, именно Плесецк стал основной стартовой площадкой, с которой осуществлялись запуски ракет. Плесецк стал основным местом запуска практически всех советских автоматических космических аппаратов, используемых для изучения околоземного пространства и космических объектов. Только за период с 1966 года по 2000 год космодром стал местом старта более полтора тысяч ракет-носителей.

Пуск ракеты «Союз» с Плесецка

Дорога на космодром

Мы объехали Благовещенск, не въезжая в сам город. Удивительно, но я понял, что практически ничего не знаю об этом городе и, пока автобус петлял мимо загородной застройки, я читалВикипедию» и боролся со сном после посещенияМорского старта» и уже двух с лишним суток поездки. Дороги в Амурской области хорошие, на больших трассах есть освещение, кое-где идёт строительство, поэтому микроавтобус глотает десятки километров, а ты смотришь на пейзаж, который то удивительно похож на привычный, то вообще напоминает едва ли не саванну(автор не виноват, ему действительно напоминает).

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) На ту же тему Экскурсия наМорской старт»: уникальный комплекс глазами редакции

Космодром находится достаточно далеко от Благовещенска — три с лишним часа езды. В целом космодром расположен достаточно компактно, в отличие от Байконура. Причина понятна: Байконур во время своего создания был во многом военным объектом и строился с расчётом на возможное выживание после ядерного удара предполагаемого противника. Здесь же практически всё рядом, не требуются длинные, почти часовые переезды с одного объекта на другой.

В административном центре нас напоили чаем и проверили, насколько точно мы внесли фотоаппараты и мобильные в список разрешённых для съёмки гаджетов. Я уже приготовился к привычному по Байконуруэто снимать нельзя, туда поворачиваться не стоит», но нам очень повезло. На самом деле разрешили снимать практически всё, кроме двух комнат на командно-измерительном пунктеВосточный», где как раз работали военные. В остальном если что-то интересное не попало в мой объектив, то это уже только моя вина, — снимать можно было свободно.

Срок службы

Альтернативная гражданская служба отличается от классической не только характером деятельности, но и сроком. Поскольку АГС для граждан является возможностью не проходить срочную службу, платой за это становится увеличенный срок. Он определяется упомянутым выше Федеральным законом.

Срок зависит от организации прохождения альтернативной службы. Если речь идет о структурах, подчиненных российский армии или военных частях, он равен 18 месяцам (1,5 года).

Если речь идет об организации, никак не связанной с армией (почта, медучреждение, налоговая), то срок АГС составляет 21 месяц. Это принципиальное отличие АГС от обычной призывной службы, срок которой равен одному году.

Группа «Ярса»

Ракетный дивизион мобильного варианта включает в себя три самоходные пусковые установки комплекса и мобильный командный пункт на многоосном шасси повышенной проходимости производства Минского завода колёсных тягачей.

Для противодействия возможным диверсиям, в том числе с применением радиационного, химического и биологического оружия, а также подготовки маршрута следования «Ярса» в состав боевого расчёта включаются машины сопровождения.

Машина обеспечения боевого дежурства

Предназначена для обеспечения электроэнергией на полевой позиции и при аварийной ситуации на боевой стартовой позиции; приготовления и приёма пищи личным составом, отдыха и быта, а также организации и несения караульной службы. Размеры и оборудование машины рассчитаны на обеспечение жизнедеятельности десяти человек с личными вещами и оружием.

Машина дистанционного разминирования «Листва»

На бронеавтомобиле установлен блок сверхвысокочастотного излучения. Электроника способна обнаружить мины и фугасы на дистанции до 100 м в секторе 30°. Применяется для сопровождения колонн мобильных ракетных комплексов «Ярс».

Оснащена средствами противодействия радиоуправляемым взрывным устройствам. Также имеет систему навигации, тепловизор для ночной разведки, эхолокационную систему и беспилотный летательный аппарат для разведки с воздуха. Способна обнаруживать вражескую технику днём и ночью на расстоянии до 6 км, а пешего диверсанта — с 3 км.

Машина инженерного обеспечения и маскировки

Функции: инженерная разведка маршрутов боевого патрулирования и полевых позиций по габаритам и наличию минно-взрывных заграждений. При необходимости — расширение маршрутов, разминирование, а также маскировка подвижных грунтовых ракетных комплексов на полевых позициях.

Унифицированная тепловая машина УТМ-80М

Машина для дегазации, дезактивации и дезинфекции (специальная обработка) крупногабаритного вооружения. Позволяет в кратчайшие сроки обработать автономные пусковые установки. По сути является первым полноценным «деайсером» отечественной разработки.

Космическому туризму 20 лет

20 лет назад, 28 апреля 2001 года, с космодрома Байконур стартовал транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Талгатом Мусабаевым, Юрием Батуриным, а также первым космическим туристом — американским миллионером Деннисом Тито на борту. Через два дня была выполнена стыковка корабля с Международной космической станцией. Деннис Тито провел на орбите семь дней (завершился полет 6 мая) и облетел Землю 128 раз. Так началась история космического туризма на борту Международной космической станции.

Организацией полетов туристов в космос с 2001 года занимаются Роскосмос и американская компания Space Adventures, которая предоставляет маркетинговые услуги. Чтобы стать космическим туристом, претенденты проходят несколько медицинских комиссий в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, но требования к ним чуть помягче, чем к профессиональным космонавтам. В программе обучения: ориентация и поведение в невесомости, изучение конструкции корабля, основы пилотирования, отработка всевозможных аварийных ситуаций, выживание в космосе и на Земле.

Пока только семь человек смогли воспользоваться такой возможностью и стать космическими туристами. Они были доставлены на Международную космическую станцию в 2001-2009 годах на российских кораблях семейства «Союз» по контрактам с компанией Space Adventures.

Деннис Тито был первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на околоземную орбиту на коммерческой основе. В 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя, где вел ежедневные теле- и радиотрансляции и выполнял эксперименты. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System — в рекламных целях. Поскольку стоимость данного полета была оплачена его работодателем, журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом. Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на Международную космическую станцию для того, чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора.

Вторым космическим туристом стал бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года. Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен побывал в космосе 1-11 октября 2005 года. Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари, побывавшая на орбите 18-29 сентября 2006 года. Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони, побывавший на станции дважды (7-21 апреля 2007 года и 26 марта — 8 апреля 2009 года). Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот, чей полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года. Седьмым туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil канадец Ги Лалиберте, совершивший полет 30 сентября — 11 октября 2009 года.

Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман. Ее полет планировался на сентябрь 2015 года, он должен был продлиться 10 дней. Певица прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов, но в середине мая 2015 года Сара Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

В 2019 году Госкорпорация «Роскосмос» и компания Space Adventures подписали контракт об осуществлении краткосрочного космического полёта на Международную космическую станцию двух непрофессиональных космонавтов на корабле «Союз МС» в конце 2021 года. В середине 2020 года между Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и Space Adventures подписан контракт на осуществление в 2023 году краткосрочной экспедиции двух участников космического полета на борту корабля «Союз МС» на российский сегмент МКС. Кроме того, планируется, что в ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным космонавтом совершит выход в открытый космос.

Кроме того, компания «Главкосмос» (входит в Роскосмос), отвечающая с 2020 года за коммерческие полеты космических путешественников, курирует реализацию научно-просветительского проекта под рабочим названием «Вызов», в рамках которого планируется в том числе съемка полнометражного художественного фильма. Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-19», на котором полетят актриса и режиссер, запланирован на октябрь 2021 года.

Как космодром выглядит сейчас и что там происходит

В 2020 году работы на космодроме «Восточный» проходят в двух направлениях: восстанавливаются разрушенные объекты и возводится стартовый стол для ракеты «Ангара». Кроме того, идет активная подготовка к строительству пускового комплекса, который предназначен для сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей».

По предварительным оценкам космодром «Восточный» будет готов к 2027 году, а первый запуск осуществиться в 2028. Но как показывает практика, строительные работы не всегда идут по плану, поэтому озвученные даты могут неоднократно поменяться.

Космодром «Восточный» должен стать главным полигоном для запуска объектов в космос на территории России. Однако недобросовестное отношение строительной компании, многочисленные нарушения закона и технических требований, привело к срыву сроков. Работы на космодроме продолжаются, но в эксплуатацию объект планируют ввести не раньше 2028 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector