Космодром

Содержание:

Содержание

«Восточный»

Это новейший и самый восточный космодром России. Он начал строиться в 2010 году. Располагаться он будет, к слову, неподалеку от «Свободного», который предполагается расформировать в связи с инсталляцией основной инфраструктуры уже на «Восточном» и последующей оптимизацией логистики под специфику нового объекта.

Рассчитывается, что самый восточный строящийся космодром России займет площадь порядка 1035 кв. км. Его создание призвано решить следующие важнейшие задачи: приобретение Россией собственного космодрома, адаптированного для запуска любых типов ракет, формирование дополнительных импульсов интенсивного развития Дальневосточных территорий РФ

Данному региону уделяется особое внимание в государственных социально-экономических программах, и строительство соответствующего объекта здесь рассматривается как один из самых значимых факторов успешной реализации данных инициатив

«Восточный» — космодром России, который имеет ряд преимуществ, в частности, перед «Байконуром». Так, например, трассы полетов ракет, которые будут запускаться отсюда, располагаются вне густонаселенных территорий РФ, а также иностранных государств — таковые проложены над нейтральными водами. Кроме того, значимым фактором выступает то, где космодром в России расположен — а именно, в непосредственной близости от развитой транспортной инфраструктуры. Это делает эксплуатацию «Восточного» особенно рентабельной. Вместе с тем, некоторые эксперты также выделяют ряд недостатков в проекте соответствующего объекта российской космической программы. Прежде всего, отмечается тот факт, что «Восточный» расположен на 6 градусов севернее «Байконура» — поэтому общая масса полезной нагрузки, что выводится в космос, на российском космодроме будет немного ниже.

Космодром Куру сегодня

Сегодня Гвианский космический центр входит в число самых востребованных предприятий подобного типа, большинство запусков оказываются удачными, что привлекает клиентов со всего мира.

Будучи главным инвестором, ЕКА владеет всеми основными пусковыми комплексами и финансирует новые проекты. В 2019 году на космодроме Куру произошли запуски «Союзов»: 4 российские ракеты доставили на орбиту спутники компаний OneWeb, O3b, Eutelsat и космический телескоп «Хеопс».

В 2020-м планируется запуск ракеты со спутником «Falcon Eye 2» для Вооруженных Сил ОАЭ. Предыдущая попытка в июле 2019-го оказалась неудачной. А на 2021 год намечена отправка космического телескопа Джеймса Уэбба. Последние новости с космодрома Куру ищите на официальном сайте космического центра.

Место для запуска ракет,

Газон 3307: технические характеристики самосвала ГАЗ-3307, расход топлива, грузоподъемность

Цзюцюань

Космодром расположен на территории Китая в провинции Ганьсу. Его площадь составляет 2800 кв. км. На территории полигона — три стартовых комплекса, однако на данный момент открыто эксплуатируется только один из них, другие предназначены для военных нужд. Гражданский комплекс с двумя стартовыми площадками используется для запуска ракет-носителей и пилотируемых космических кораблей.
Космодром Цзюцюань был открыт 20 октября 1958 года. Первым запуском для него стало отправление ракеты ближнего действия советского производства в 1960-м. В скором времени Китай стал производить собственные космические аппараты. Запуск первой отечественной ракеты «Дунфэн-1» был произведен 5 ноября 1960 года.

Цзюцюань. (finobzor.ru)

Следующие 30 лет сотрудники космодрома запускали китайские спутники. В 1990-х гг. началось активное сотрудничество Китая с иностранными государствами. На территории полигона было построено здание, позволяющее использовать принцип вертикальной сборки для ракет-носителей. 15 октября 2003 года в космос был запущен корабль с первым китайским космонавтом Ян Ливэйем на борту.

Мальта

Инфраструктура космодрома «Байконур»

Инфраструктура «Байконура» представлена, в частности, такими объектами:

— 9 стартовых комплексов различных категорий;

— 15 пусковых установок, предназначенных для запуска ракет, выводящих в космос спутники и корабли;

— 4 пусковые установки, используемые в целях проведения испытаний баллистических ракет;

— 11 корпусов, предназначенных для монтажа и испытания техники различного назначения;

— 34 комплекса, адаптированные для осуществления предстартовой подготовки ракет и выводимых ими в космос аппаратов различного назначения;

— 3 станции, на которых осуществляется заправка ракет-носителей и иных космических аппаратов различными видами топлива;

— измерительный комплекс;

— информационно-вычислительный центр, в котором осуществляется контроль, а также управление полетами космических аппаратов и обработка различных видов данных;

— кислородно-азотный производственный комплекс, способный выпускать порядка 300 тонн различных типов криогенных продуктов в течение суток;

— ТЭЦ мощностью 60 МВт;

— энергопоезд мощностью 72 МВт, функционирующий на газовых турбинах;

— трансформаторные подстанции в количестве 600 объектов;

— узлы связи в количестве 92 единиц;

— аэродромы — «Крайний» и «Юбилейный»;

— локальная железнодорожная инфраструктура общей протяженностью порядка 470 км;

— автомобильная инфраструктура протяженностью порядка 1281 км;

— линии электропередач в 6610 км, связи — в 2784 км.

Рассмотрев основные особенности крупнейшего космодрома, задействуемого в российской космической программе, изучим специфику других объектов соответствующего типа, что функционируют в России.

Выборщики в США (Коллегия выборщиков)

Наш ответ Чемберлену

На этом фоне дела в отечественной космонавтике, особенно в коммерческом ее сегменте выглядят не слишком хорошо. Одни стартапы оборачиваются пшиком уже на стадии получения гранта, другие —  вроде «Лин Индастриал», вложив немалые деньги, не могут нормально развиваться, а их создатели всерьез подумывают об иммиграции.  

Причин много, но главная, пожалуй — общая недофинансированность  отрасли. На космонавтику российские частные и государственные инвесторы готовы выделять суммы в разы меньшие, чем на Западе или в Китае.

Оно и понятно, ведь если уже президент указывает на недопустимый уровень коррупции при строительстве космодрома Восточный, значит инвестирование в строительство объектов российской космической отрасли —  мягко говоря, легковеcно.

Есть проблемы и с научным заделом и с кадрами. Когда ракетный инженер, отучившись, смотрит в основном как бы уехать за рубеж, говорить о возрождении космической отрасли не приходится.

Но главное – громоздкая бюрократическая машина не способна максимально быстро откликаться на нужды момента. Кроме того, машина эта все время буксует, постоянно, из года  в год, перенося окончание проектов «вправо».

Судите сами. В прошлом году прилетела новость — первый частный космодром  построят в Нижегородской области. Соглашение об этом было подписано в конце февраля 2019 года.  Чуть более месяца назад «КосмоКурс» получил заключение от головного института «Роскосмоса», в котором говорится, что проект по отправке туристов в космос по суборбитальной траектории технически реализуем. В начале же апреля в компании сообщили, что строительство откладывается, но не из-за эпидемии коронавируса. Причиной заминки стало ожидание «внятных требований» от нижегородских властей. Надежда на то, что этот проект реализуют, становится все более призрачной. Директор «КосмоКурса» Павел Пушкин посетовал на то, что работа застопорилась из-за бесконечных согласований. 

Вот что он написал на своей страничке в Facebook:

«… Многие вопросы вообще федерального уровня, и область получит только заключения. Разбираться в хитросплетениях взаимодействия ведомств тоже приходится самим. Хотя область и старается в меру сил, за что им большое спасибо. Значит, тут велика роль «Роскосмоса»? Да её вообще нет. Нормативные документы,  законодательно регулирующие вопросы размещения подобных объектов, они выдать не могут. Часть  им не принадлежит, остальная, как оказалось, не существует. По вопросам согласования космодрома они нам сказали, что сами умеют только работать в рамках постановления президента или премьер-министра. И вообще они нам всячески сочувствуют, но помочь ничем не могут. Зато есть замечательные советы типа «бросить это дело и не париться». 

…Что ж, остается лишь надеяться, что российская космонавтика и российские космодромы все-таки возродятся. И покажут всему миру, на что они способны. Возможно не в этом году, но хотя бы в этом десятилетии.

Даниил МАЦЕЙКО

Ссылки

  • 58 центральный проектный институт проектная организация, принимающая участие в проектировании для строительства и реконструкции зданий и сооружений г. Мирный

Разновидности

Интересные факты про Плутон

Как получить приписное свидетельство в военкомате?

№ 1 — Байконур

Крупнейший космодром России начали строить в 1955 году. Первоначально была создана специальная комиссия, которая определяла место, где появится это сооружение. Эта территория должна была соответствовать нескольким условиям. Выбирали обширный, но в тоже время малонаселенный район, поблизости должна была находиться железнодорожная магистраль. Также обязательные условия — наличие питьевой и технологической воды в больших объемах.

Рассматривались несколько вариантов. В итоге выбор остановили на Кызылординской области на территории Казахской ССР. Космодром начали строить в пустыне, неподалеку от Аральского моря, рек Сырдарья и железнодорожной ветки Москва — Ташкент. Еще одним преимуществом стала солнечная погода, которая сохраняется в этих местах около 300 дней в году. К тому же пустыня относительно недалеко от экватора.

Строительством космодрома руководил Георгий Шубников, генерал-майор инженерно-технической службы. Интересно, что для дезориентации возможного противника, помимо основного космодрома были построены несколько камуфляжных сооружений. Это ложный космодром в Карагандинской области. Он находится возле поселка Байконур. После успешного полета в космос первого человека, Юрия Гагарина, именно название Байконур закрепилось в сознании людей. В результате так сейчас называют и реальный космодром, расположенный в другом месте.

Космическому туризму 20 лет

20 лет назад, 28 апреля 2001 года, с космодрома Байконур стартовал транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Талгатом Мусабаевым, Юрием Батуриным, а также первым космическим туристом — американским миллионером Деннисом Тито на борту. Через два дня была выполнена стыковка корабля с Международной космической станцией. Деннис Тито провел на орбите семь дней (завершился полет 6 мая) и облетел Землю 128 раз. Так началась история космического туризма на борту Международной космической станции.

Организацией полетов туристов в космос с 2001 года занимаются Роскосмос и американская компания Space Adventures, которая предоставляет маркетинговые услуги. Чтобы стать космическим туристом, претенденты проходят несколько медицинских комиссий в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, но требования к ним чуть помягче, чем к профессиональным космонавтам. В программе обучения: ориентация и поведение в невесомости, изучение конструкции корабля, основы пилотирования, отработка всевозможных аварийных ситуаций, выживание в космосе и на Земле.

Пока только семь человек смогли воспользоваться такой возможностью и стать космическими туристами. Они были доставлены на Международную космическую станцию в 2001-2009 годах на российских кораблях семейства «Союз» по контрактам с компанией Space Adventures.

Деннис Тито был первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на околоземную орбиту на коммерческой основе. В 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя, где вел ежедневные теле- и радиотрансляции и выполнял эксперименты. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System — в рекламных целях. Поскольку стоимость данного полета была оплачена его работодателем, журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом. Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на Международную космическую станцию для того, чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора.

Вторым космическим туристом стал бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года. Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен побывал в космосе 1-11 октября 2005 года. Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари, побывавшая на орбите 18-29 сентября 2006 года. Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони, побывавший на станции дважды (7-21 апреля 2007 года и 26 марта — 8 апреля 2009 года). Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот, чей полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года. Седьмым туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil канадец Ги Лалиберте, совершивший полет 30 сентября — 11 октября 2009 года.

Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман. Ее полет планировался на сентябрь 2015 года, он должен был продлиться 10 дней. Певица прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов, но в середине мая 2015 года Сара Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.

В 2019 году Госкорпорация «Роскосмос» и компания Space Adventures подписали контракт об осуществлении краткосрочного космического полёта на Международную космическую станцию двух непрофессиональных космонавтов на корабле «Союз МС» в конце 2021 года. В середине 2020 года между Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и Space Adventures подписан контракт на осуществление в 2023 году краткосрочной экспедиции двух участников космического полета на борту корабля «Союз МС» на российский сегмент МКС. Кроме того, планируется, что в ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным космонавтом совершит выход в открытый космос.

Кроме того, компания «Главкосмос» (входит в Роскосмос), отвечающая с 2020 года за коммерческие полеты космических путешественников, курирует реализацию научно-просветительского проекта под рабочим названием «Вызов», в рамках которого планируется в том числе съемка полнометражного художественного фильма. Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-19», на котором полетят актриса и режиссер, запланирован на октябрь 2021 года.

Современная ситуация

Прошли те времена, когда основными соперниками в освоении космоса были Соединенные Штаты и Советский Союз. На данный момент космические запуски осуществляют Европейское космическое агентство, Китай, Южная Корея, Япония и Индия. Всего же в мире насчитывается более двух десятков стартовых комплексов, с которых можно осуществлять запуск ракетно-космической техники. В основной своей массе все космодромы очень похожи друг на друга. Отличаются эти комплексы своими размерами и масштабом эксплуатации.

Ввиду того, что в основном используются для полетов в космос ракеты с жидкостными ракетными двигательными установками, на всех космодромах имеется схожая инфраструктура. В основе любого ракетно-стартового комплекса лежит сборочный цех, завод по производству ракетного топлива, стартовый стол и центр управления. Последующее развитие технологий на примере последних запусков ракет Falcon может кардинально изменить технологическое назначение космодромов, превратив их в космопорты.

Мыс Канаверал. США

Американский космодром на побережье штата Флорида состоит из двух комплексов. Со стартовых площадок осуществляются запуски космических аппаратов. Ту же проводятся испытания ракет ВВС США. Рядом расположен Космический центр, названный в честь Джона Кеннеди.

В 1958 году отсюда был отправлен на орбиту первый американский спутник «Эксплорер-1». В 1961 американцы отправили в Космос своего первого астронавта. Космодром имеет сложную структуру, часть стартовых площадок находятся на близлежащих островах. Кроме того, здесь находятся множественные посадочные полосы, так как американцы широко используют космические корабли многоразового использования.

На сегодня из всех стартовых площадок, выстроенных в ХХ столетии, активно действуют лишь четыре. Рядом с космическими комплексами, возвели платформы, с которых запускают крупнейшие беспилотные ракеты военного назначения.

1

Съёмочная группа

Город Байконур

12 февраля 1955 года в СССР было принято постановление об основании научно-исследовательского комплекса, на котором можно было бы проводить испытания межконтинентальных баллистических ракет. Уже летом 1955 года был согласован штат полигона, и с тех пор эта дата считается днем образования космодрома и города Байконур.

В марте 1955 года на пустынной территории в строго секретной обстановке началось возведение объектов комплекса под руководством А. И. Нестеренко, М. И. Неделина и Г. М. Шубникова. К январю 1957 года были готовы стартовая и техническая площадки, которые сразу стали использоваться для испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Музейный комплекс,  Наталия Коннова

Параллельно рядом с космодромом был построен небольшой жилой поселок для работников комплекса, названный Заря. Позднее его переименовали в город Ленинск, а в 1995 году он обрел свое нынешнее наименование — Байконур.

С 1994 года территория космодрома и города Байконур находится в аренде. Сегодня здесь ведут работы предприятия ракетно-космической госкорпорации «Роскосмос».

3D-экскурсия по музею космодрома «Байконур»

Устройство

Дорога на космодром

Мы объехали Благовещенск, не въезжая в сам город. Удивительно, но я понял, что практически ничего не знаю об этом городе и, пока автобус петлял мимо загородной застройки, я читалВикипедию» и боролся со сном после посещенияМорского старта» и уже двух с лишним суток поездки. Дороги в Амурской области хорошие, на больших трассах есть освещение, кое-где идёт строительство, поэтому микроавтобус глотает десятки километров, а ты смотришь на пейзаж, который то удивительно похож на привычный, то вообще напоминает едва ли не саванну(автор не виноват, ему действительно напоминает).

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) На ту же тему Экскурсия наМорской старт»: уникальный комплекс глазами редакции

Космодром находится достаточно далеко от Благовещенска — три с лишним часа езды. В целом космодром расположен достаточно компактно, в отличие от Байконура. Причина понятна: Байконур во время своего создания был во многом военным объектом и строился с расчётом на возможное выживание после ядерного удара предполагаемого противника. Здесь же практически всё рядом, не требуются длинные, почти часовые переезды с одного объекта на другой.

В административном центре нас напоили чаем и проверили, насколько точно мы внесли фотоаппараты и мобильные в список разрешённых для съёмки гаджетов. Я уже приготовился к привычному по Байконуруэто снимать нельзя, туда поворачиваться не стоит», но нам очень повезло. На самом деле разрешили снимать практически всё, кроме двух комнат на командно-измерительном пунктеВосточный», где как раз работали военные. В остальном если что-то интересное не попало в мой объектив, то это уже только моя вина, — снимать можно было свободно.

УТК на грани фантастики

Следом гордость Восточного — унифицированный технический комплекс(УТК): место, где ракеты и полезную нагрузку собирают в единое целое. Это целая система зданий. В неё входят два монтажно-испытательных комплекса(МИК): один для ракет, а второй для космических аппаратов и разгонных блоков — склад, куда составляющие привозят по железной дороге, и огромная трансбордерная галерея, соединяющая эти здания. По галерее ездит трансбордер — платформа размером с железнодорожную, которая движется не вдоль, а поперёк. Она нежно, словно мать спящего младенца, идеально точно, без рывков и дёрганий перевозит компоненты из склада в МИК и обратно.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

После Байконура УТК Восточного смотрится словно какое-то чудо. Огромные помещения с высоким классом чистоты, работники в халатах. Больше всего это похоже на декорации к научно-фантастическому фильму. Чтобы понимать размеры: в одном из МИКов аккуратно, по углам лежали пять ракетСоюз» и казались совсем-совсем небольшими.

На ту же тему Хорошая плохаяАнгара», или Что случилось с главной российской ракетой?

Но чтобы не показалось, будто всё прекрасно, давайте немного поговорим о грустном. К настоящему времени Восточный недозагружен запусками. С 2016 года здесь провели всего пять пусков, это обидно и очень мало. Должны были сделать несколько пусков в этом году для проекта One Web, но из-за коронавируса и проблем самой One Web их отложили. Кстати, именно этих запусков и дожидаются ракеты-носителиСоюз».

Если уРоскосмоса» получится загрузитьВосточный» запусками, это будет очень здорово. Видны гигантские объёмы проделанной работы — мощнейший комплекс — и будет очень обидно, если он так и продолжит больше ждать запусков, чем реально работать.

Да, я очень хорошо знаю, что уРоскосмоса» огромное количество нерешённых проблем. Но у меня давнее и чёткое правило: ругаешь за плохое — хвали за хорошее. И я не могу не похвалить Восточный — современный, масштабный и классный комплекс, где работают сотни специалистов, любящих космос и свою работу. А это дорогого стоит.

Командно-измерительный комплекс космодрома

В последний период подготовки космического комплекса на старте и после пуска в работу включаются специалисты еще одной важной части космодрома — командно-измерительного комплекса (КИК), обеспечивающего траекторные измерения движения ракеты-носителя с космическим аппаратом на активном участке полета, а также получение, обработку и анализ данных о работе бортовых систем, комплекса в целом, объективных показателей о состоянии космонавтов. В связи с ростом числа космических аппаратов, постоянно функционирующих на орбитах, изменялись функции, структура, техническая оснащенность командно-измерительного комплекса, который в последнее время все чаще правильно называют наземным автоматизированным комплексом управления (НАКУ)

В связи с ростом числа космических аппаратов, постоянно функционирующих на орбитах, изменялись функции, структура, техническая оснащенность командно-измерительного комплекса, который в последнее время все чаще правильно называют наземным автоматизированным комплексом управления (НАКУ).

Это универсальный комплекс наземных, морских и воздушных средств и аппаратуры для обмена командно-программной, телеметрической и траекторной информацией с любым типом космического аппарата и управления всей орбитальной группировкой, находящейся в данный момент в космосе.

КИК космодрома включает в себя пристартовые измерительные пункты и десятки измерительных пунктов вдоль трасс полета космических комплексов; баллистический центр, автоматические системы сбора, обработки, передачи и отображения информации; информационно-вычислительные центры; системы связи и телеобмена с космонавтами.

В состав командно-измерительного комплекса космодрома входят также кинотеодолитные станции (пункты), предназначенные для непосредственного визуального слежения и съемки полета космического комплекса на начальном участке.

Вся информация, получаемая в ходе нормального или аварийного полета, обрабатывается в вычислительном центре. Результаты этой обработки являются основным беспристрастным документом, характеризующим полет, и исходным материалом для принятия решения по конкретному космическому объекту. В связи с этим наибольшую ценность имеет информация измерительного комплекса при летно-конструкторских испытаниях, когда “незаметное” отклонение любого параметра может привести к срыву целой программы.

План космодрома «Байконур»

Самый украинский

Кансо, Новая Шотландия, КанадаПервый космический старт запланирован на 2022Всего стартов еще нет

После выхода из проекта «Морской старт» у Украины нет собственного космодрома, как нет его и у Канады. Хотя у Канады было аж четыре испытательных полигона, с одного из которых, Churchill Rocket Research Range на берегу Гудзонова залива, было осуществлено более 3500 (!) суборбитальных запусков. Мало того, выкупленный гражданской компанией, с 1994 по 1998 г. полигон носил гордое имя SpacePort Canada. Увы, компания обанкротилась, осуществив только один суборбитальный запуск.

Впрочем, скоро у Канады появится новый космодром. Компания Maritime Launch Services приступила к строительству стартовой площадки и сборочного цеха недалеко от городка Кансо в Новой Шотландии. С 2022 г. компания планирует запускать отсюда по восемь ракет «Циклон-4М» украинского производства каждый год.

Выбор «Южмаша» в качестве партнера не случаен. «Циклон-4М» – это развитие идей ракет-носителей «Зенит» и «Циклон» (основана на конструкции печально знаменитой ядерной баллистической ракеты Р-36М «Сатана»), показавших свою надежность и успешность (более 250 запусков). Кроме того, одним из вице-президентов канадской компании Maritime Launch Services, занимающейся финансированием проекта, является украинский космонавт Ярослав Пустовый, дублер Леонида Каденюка, с 2007 г. проживающий в Канаде и одно время занимавший пост президента Canadian Space Commerce Association.

Очень хочется, чтобы этот проект увенчался успехом, и украинские ракеты — не отдельные блоки, как сейчас, а именно полноценные ракеты, снова начали летать. Так что пожелаем Maritime Launch Services и «Южмаш» удачи.

Наказание за не постановку на первичный воинский учет

Плесецк. Россия

Первый советский и российский космодром, который широко используется Министерством обороны, а также для запуска непилотируемых космических аппаратов. Был запущен в эксплуатацию в 1966 году, когда с него запустили первую ракету.

На сегодня это крупнейший пусковой комплекс, общей площадью 1 762 км². Кроме пусковых стартов, инфраструктура включает множественные наблюдательные и исследовательские центры, аэродром, командный пункт и объекты энергообеспечения.

С начала пусков и до сегодняшнего времени с космодрома, находящегося в Архангельской области, было совершено более 2 тыс. успешных пусков. В последние годы стал широко использоваться в системе противоракетной обороны России.

5

Конструкция АПЛ

Разработчики АПЛ проекта 685 стремились максимально сократить общее количество отсеков в её конструкции, тем самым дополнительно рассчитывая упрочнить корпус. В конечном итоге разделение корпуса было произведено на семь отсеков.

Номер отсека Число палуб Назначение отсека Основные размещённые элементы конструкции
1 2 Торпедный Сверху — торпедные аппараты и стеллажи для хранения боекомплекта. Снизу — аккумуляторная батарея.
2 2 Жилой Сверху — кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения. Снизу — каюты личного состава. Трюм — место хранения запасов продовольствия и пресной воды.
3 2 Центральный пост Сверху — пульты управления главного поста и вычислительный комплекс. Снизу — дизель-генератор резервной энергоустановки.
4 1 Реакторный Атомный реактор и паропроизводящая установка.
5 1 Вспомогательные механизмы Основные контуры и оборудование системы охлаждения реактора.
6 1 Турбинный Главный турбинный агрегат, автономные турбогенераторы, конденсаторные устройства.
7 1 Кормовой Линия главного вала, приводы рулей.

Пространство из отсеков под номерами 2 и 3 ограничивалось мощными поперечными переборками, способными выдерживать максимально высокое давление. В конструкции подложки они представляли собой «зону спасения».

Подлодка имела всплывающую камеру, которая была способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 километров. Камера оснащалась автономной системой энергоснабжения и располагалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении лодки в надводном положении её использовали для выхода на верхнюю корабельную надстройку из помещений прочного корпуса.

«Восточный»

Это новейший и самый восточный космодром России. Он начал строиться в 2010 году. Располагаться он будет, к слову, неподалеку от «Свободного», который предполагается расформировать в связи с инсталляцией основной инфраструктуры уже на «Восточном» и последующей оптимизацией логистики под специфику нового объекта.

Рассчитывается, что самый восточный строящийся космодром России займет площадь порядка 1035 кв. км. Его создание призвано решить следующие важнейшие задачи: приобретение Россией собственного космодрома, адаптированного для запуска любых типов ракет, формирование дополнительных импульсов интенсивного развития Дальневосточных территорий РФ

Данному региону уделяется особое внимание в государственных социально-экономических программах, и строительство соответствующего объекта здесь рассматривается как один из самых значимых факторов успешной реализации данных инициатив

«Восточный» — космодром России, который имеет ряд преимуществ, в частности, перед «Байконуром». Так, например, трассы полетов ракет, которые будут запускаться отсюда, располагаются вне густонаселенных территорий РФ, а также иностранных государств — таковые проложены над нейтральными водами. Кроме того, значимым фактором выступает то, где космодром в России расположен — а именно, в непосредственной близости от развитой транспортной инфраструктуры. Это делает эксплуатацию «Восточного» особенно рентабельной. Вместе с тем, некоторые эксперты также выделяют ряд недостатков в проекте соответствующего объекта российской космической программы. Прежде всего, отмечается тот факт, что «Восточный» расположен на 6 градусов севернее «Байконура» — поэтому общая масса полезной нагрузки, что выводится в космос, на российском космодроме будет немного ниже.

Центральное и южное побережье Атлантики

В штате Вирджиния расположены две стартовые площадки – Среднеатлантический региональный космопорт (MARS) и космодром НАСА на острове Уоллопс. MARS отправляет корабли в космос благодаря налоговым льготам «Нулевая гравитация – нулевые налоги». На Уоллопсе запускаются ракеты НАСА. Например, 6 сентября 2013 г. отсюда полетел зонд для исследования лунной атмосферы и окружающей среды – впервые за пределами Флориды, где находится главный космодром США.

Расположенный на восточном побережье Вирджинии, объект был построен в 1945 году для проведения аэродинамических испытаний и в качестве орбитального стартового комплекса. За прошедшее время с Уоллопса стартовали более 16 000 ракет, в том числе ранние прототипы проекта «Меркурий» и LADEE.

Под руководством Управления коммерческими космическими полетами Вирджинии, на MARS эксплуатируются две стартовые площадки: Pad 0A, которая имеет лицензию FAA на доставку полезных грузов массой до 5 тонн на нижнюю околоземную орбиту, и Pad 0B, позволяющая выводить до 3,8 т полезной нагрузки, что больше подходит для небольших транспортных средств, таких как «Минотавр IV» или «Минитмен». В дополнение к традиционным твердотопливным позволяет запускать жидкотопливные и гибридные ракеты.

С космодрома MARS был произведен первый запуск автономного грузового логистического космического аппарата Cygnus корпорации Orbital Sciences на борту ее ракеты-носителя «Антарес». Cygnus, конкурент Dragon Capsule Элона Маска, успешно взлетел 18 сентября 2013 г. Четыре дня спустя он достиг МКС, состыковался и доставил 980 кг расходных материалов.

«Четыре стихии» покорили десантники горных подразделений ВДВ на полигоне Раевский под Новороссийском

История и структура центра

Место для строительства космодрома Франция начала искать в 1960-х годах. На рассмотрении было 14 вариантов. После изучения местности и других характеристик выбор пал на Гвиану. На возведение космодрома Куру ушло три года и в 1968-м состоялся первый запуск ракеты.

В последующие годы были успешно запущены десятки ракет-носителей. Они доставили на орбиту военные спутники для разведки и дистанционного зондирования, оборудование телекоммуникационных компаний, аппараты для наблюдения за погодой и пр.

Ракета «Союз»,

Спустя 7 лет после открытия космодрома сформировалось Европейское космическое агентство, организация стала активно использовать площадку и финансировала ее модернизацию. Благодаря ЕКА на Куру появилось 5 пусковых установок:

  • ELV (ELA-1) — сначала ELA-1 использовался для запусков ракет Europa, Ariane 1, Ariane 3, в настоящее время здесь обслуживают только ракеты легкого класса Vega.
  • ELA-2 — предназначен для ракет среднего класса типа Ariane 2, 3, 4.
  • ELA-3 — комплекс для ракет тяжелого класса типа Ariane 5.
  • ELA-4 — в стадии строительства, планируется для запуска ракет Ariane 6.
  • ELS — для ракет среднего класса типа «Союз».

Кроме того, на территории космодрома Куру имеется несколько заводов, технический центр, Музей космоса, технические здания и сооружения. Над каждым проектом работает коллектив из сотен сотрудников, запуски сопровождают пожарная команда и отряды военных.

Ракета Ariane,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector