Халифат — что это такое, определение, сущность и особенности

Медицина

На голову, если не больше, арабы переросли европейцев в деле врачевания. Несмотря на то что ислам запрещал вскрытие трупов, арабская теоретическая и наблюдательная база была настолько широка, что они стали лидерами в области медицины в Средневековье.

Толчок всему арабскому врачеванию дали первые переводы Галена и Гиппократа, которые запустили процесс 500-летнего развития. За это время были написаны свыше 70 трактатов, составлены рецепты настоек, пилюль и припарок, описаны обширные атласы растений и их лечебные свойства.

В арабской медицине две главные звезды — всюду известный Авиценна и Разес.

Павильон персидских ученых в Вене, скульптура Разеса

Разес, или Абу Бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази, родился в VIII веке в Иране, а умер в первой трети века IX в Багдаде. Он инициировал строительство первой багдадской больницы, он же руководил ею после постройки. Разес обобщал знания греческих, сирийских, римских, византийских, египетских и персидских врачей, дополняя их своими комментариями, которые он составлял на основе увиденного на практике. Всего за свою жизнь Разес написал около 50 сочинений. Он же придумал применять прививки от оспы.

Достижения Авиценны, в оригинале ибн Сина, богаты и обширны. И свое место в истории он получил именно как теоретик и практик врачевания. Его фундаментальный труд «Канон медицины» настолько крепко прижился в Европе, что по нему учили врачей еще в XVI веке, то есть спустя 500 лет после смерти самого Авиценны.

Разница в уровнях арабской и европейской медицины тех времен показательна в истории про рыцаря-крестоносца, у которого случился нарыв на ноге. Находясь в походе по святым землям, он обратился за помощью, и местный эмир прислал к нему врача. Врач приложил к гнойнику припарки, тот прорвался и начал подсыхать. Жена рыцаря болела «сухоткой» (неизвестно, что понимал под этим словом автор), и доктор предложил ей диету из свежих овощей. И благородное семейство имело все шансы на выздоровление, но появился некий франкский врач, который сразу сказал рыцарю, что тот будет либо жить с одной ногой, либо умрет с двумя. Воин на ампутацию согласился. Когда ногу начали рубить, первый удар не достиг цели, вторым рыцарю раздробили кость, и он умер. Хуже пришлось его жене, которую франкский врач обвинил в одержимости, приказал остричь бедную женщину и держать на чесноке и горчице. «Сухотка» усилилась, и франк решил, что бес переселился в голову. На это нашлось свое решение: кожу на голове разрезали до черепа и втерли туда соль. Женщина умерла. Тогда изумленный арабский врач удалился обратно в свои края, рассказав эту историю эмиру, чей племянник Усама ибн Мункиз сохранил ее для истории.

На этом кончается первая часть нашего экскурса в арабскую науку Средневековья, впереди еще философия, исламское богословие, физика и бытовые вещи, подаренные нам Востоком. До встречи.

Павильон персидских учёных в Вене. Присутствуют скульптуры 4-х великих людей Арабского мира: Аль-Бируни, Мухаммад ибн Закария аль-Рази, Авиценна и Омар Хайам

Структура корабля

Мухаммад и новая религия

Постепенно язычество перестало устраивать арабов, и они стали пытаться создать новую религию.

В VI веке в городе Мекке жил Мухаммад, которому стал являться архангел Гавриил. Он передавал молодому человеку откровения Бога. Мухаммад передавал эти откровения жителям города и убеждал их оставить язычество и перейти в веру в единого Бога — Аллаха, и выполнять все его откровения, начав праведную жизнь и отрекшись от старой, раскаявшись в своих грехах. Но из всех горожан юношу поддержали только его друзья и родственники. Местные жители осудили его, обвинили в предательстве отеческой веры и хотели жестоко расправиться. Поддержку Мухаммаду оказал народ другого крупного города — Ясриба, где в то время общество раскололось на враждебные группировки. Новая вера давала им надежду на объединение. И он бежал в Ясриб, где смог примирить жителей. Жители Ясриба перешли в новую веру. Город был переименован в Медину, что означало просто «Город» или «Город Пророка».

Мухаммад несколько лет вел военные действия с Меккой и сумел покорить ее. Аль-Кааба осталась главной святыней арабов, но стала святым местом иной веры — ислама, а идолов возле нее Мухаммад уничтожил. Перед смертью он совершил хадж к аль-Каабе и приложился к черному камню.

Технические характеристики

Архитектурные сооружения

На архитектурную культуру Халифата повлияли доисламские цивилизации и соседние народы государства. Раннее зодчество напоминает сирийский и византийский стиль. Большинство архитекторов были христианами, а знаменитую мечеть в Дамаске построили по примеру базилики Иоанна Крестителя.

Позже развился собственный стиль арабов. В Тунисе возвели мечеть Кейруна. Она стала примером для остальных религиозных построек. У нее квадратная форма, а на территории расположены минарет, молитвенный зал с большими куполами и двор, окруженный портиками. Персидская архитектура немного отличается. Ее арки имели стрельчатую и подковообразную форму. Проекты зданий в османском стиле имели множество куполов. Ни один дворец Магрибской области не обошелся без огромных колонн. Арабский стиль получил распространение по всей территории Халифата.

Становление государства

Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове

Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота

В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.

Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».

В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.

>> Генуэзская конференция: заплатила ли Россия по счетам?

Литература и искусство

Вместе с дорогими товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из Индии, Ирана, Египта чудесные сказки и рассказы. Их рассказывали в дворцах халифа и знати, на улицах и в домах Багдада. Богачи любили слушать рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. А на площадях и базарах носильщики и рыбаки передавали друг другу смешные истории о хитрецах, которые обманывали судей, купцов и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь».

Мечеть в Кордове. Внутренний вид. Строительство мечети было начато в VIII веке. Изящные лёгкие колонны из мрамора и белого камня как бы теряются в полумраке огромного зала, колонн более 600. Над нижним рядом круглых колонн возвышается второй ряд — четырёхугольных. Колонны вязаны между собой полукруглыми арками. Стены богато украшены резьбой.

Блестящего расцвета в халифате достигла архитектура. Для халифов архитекторы возводили великолепные дворцы с множеством фонтанов; сказочные здания утопали в зелени тенистых садов.

Арабские строители сооружали мусульманские храмы — мечети (в переводе с арабского — «места поклонения»). Четырёхугольное здание мечети обычно сверху увенчивал купол. Крыши украшались зубцами и карнизами, стены — узорами из переплетающихся линий.

Мусульманская религия запрещала изображать людей и животных. Поэтому скульптура и живопись в странах халифата почти не развивались.

Анечка, Цыпа и змеюка подколодная

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Династия Аббасидов

После низвержения династии Омейядов Арабский халифат получил новых правителей. Ими стали Аббасиды. Это были дальние родственники пророка, не имевшие никаких прав на престол. Однако они устраивали и персов и арабов. Основателем династии считается Абу-ль Аббас. При нём была одержана блестящая победа над китайцами, которые вторглись в Среднюю Азию. В 751 году состоялась знаменитая битва при Таласе. В ней арабские войска встретились с регулярными китайскими войсками.

Китайцами командовал кореец Гао Сян Чжи. А арабское войско возглавлял Зияд ибн Салих. Сражение продолжалось три дня, и никто не мог одержать победу. Ситуацию переломило алтайское племя карлуков. Они поддержали арабов и напали на китайцев. Разгром агрессоров был полным. После этого Китайская империя зареклась расширять свои границы на запад.

Зияд ибн Салих был казнён за участие в заговоре примерно через полгода после блестящей победы при Таласе. В 755 году казнили Абу Муслима. Авторитет этого человека был огромен, а Аббасиды опасались за свою власть, хотя получили её как раз благодаря Муслиму.

В VIII веке новая династия сохраняла былую мощь вверенных ей земель. Но дело осложнялось тем, что халифы и члены их семей были людьми с разным менталитетом. У одних владык матери были персиянки, у других – берберки, у третьих – грузинки. Там была страшная мешанина. Единство державы сохранялось лишь благодаря слабости противников. Но постепенно единое исламское государство стало разваливаться изнутри.

Вначале, как уже говорилось, отделилась Испания, затем Марокко, где жили мавры-кабилы. После этого наступила очередь Алжира, Туниса, Египта, Средней Азии, Хорасана, восточных районов Персии. Арабский халифат постепенно распался на независимые государства и прекратил своё существование в IX веке. Сама же династия Аббасидов просуществовала гораздо дольше. Она уже не имела прежнего могущества, но привлекала восточных владык тем, что её представители являлись наместниками пророка. То есть интерес к ним был чисто религиозный.

Лишь во втором десятилетии XVI века османский султан Селим I заставил последнего халифа из рода Аббасидов отречься от своего титула в пользу османских султанов. Таким образом, Османы приобрели не только административное и светское, но и духовное главенство над всем исламским миром.

Так закончилась история теократического государства. Создано оно было верой и волей Мухаммеда и его сподвижников. Достигло небывалой мощи и процветания. Но затем, благодаря внутренним распрям, начался спад. И хотя сам халифат распался, но на ислам это никак не повлияло. Просто мусульмане разбились на этносы, ведь кроме религии людей ещё связывает культура, древние обычаи и традиции. Именно они и оказались основополагающими. В этом нет ничего удивительного, так как через подобные исторические перипетии прошил все народы и государства нашего многонационального мира.

Статью написал Михаил Стариков

Достижения в медицине

В девятом веке началось развитие медицины, основной движущей силой стали наблюдения и анализ. Знания о болезнях и их лечении были изложены в книгах мыслителями Ибн Сина и Ар-Рази. Позже эти собрания попали в Европу, где получили широкую известность. Христиане узнали о медицинских исследованиях Галена и Гиппократа именно благодаря арабам.

Религия мусульман предписывает безвозмездную помощь бедным и нуждающимся. В крупных городах власти построили бесплатные больницы, куда могли обратиться для лечения все слои населения. Здесь же выдавали лекарства на дом и кормили бедняков. Их финансировали специальные благотворительные фонды. А в столицах Халифата появились и первые в мире заведения по уходу за душевнобольными.

АНТ-40 ИС

Литература и каллиграфия

Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.

Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:

  • монеты;
  • керамические плитки;
  • стены;
  • тарелки;
  • деревянные и металлические пластины.

Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

Значение культуры халифата доклад

Был период, когда все мусульмане находились под властью халифата. И назывался данный период золотым. В это время был открыт самый большой Дом мудрости. Именно тогда все ученые пытались собрать все знания, которые добывались в разных странах и городах для того чтобы перевести все это на арабский язык. А тем временем в стране Халифат начался расцвет.

Немного погодя была привезена и изучена бумага. Достать ее не составляло ни для кого секрет. Кроме этого ее изготовить было намного проще, чем пергамент, поэтому многие сразу же перешли на бумагу. Также она намного дольше может храниться, чем пергамент. И еще одно положительное свойство у бумаги, это то, что она могла намного быстрее впитать чернила, и поэтому можно было легко и просто сделать сразу несколько рукописей. И благодаря бумаге стали появляться книги и продаваться по доступной цене.

Конечно, культура Халифата возникла не просто так. Сначала появлялись различные произведения классиков, а потом они переводились на разные языки.

В стране Халифата разговаривали только на арабском языке. На нем же составлялись различные документы и велись все дела в суде, а также изучали в школе.

Постепенно в этой стране стало развиваться не только земледелие, но еще и ремесла и торговля. И благодаря этому крестьяне сделали плодородными земли. В Сирии рос не только виноград, но еще и ячмень, пшеница, рис, апельсины, лимоны и сахарный тростник.

Из хлопка и шерсти начали создавать различную ткань для создания одежды не только для взрослых, но и для детей. В Иране создавали превосходные и натуральные ковры. Еще в Сирии стали изготавливать стеклянную посуду и шелк.

Немного погодя здесь появились сказочники, которые собирали народ, а потом рассказывали новые и интересные сказки каждый день. С каждым днем людей становилось все больше и больше. Богатые люди больше всего любили слушать сказки про путешествия или приключениях, в которые попадали главные герои. А потом носильщики рассказывали эти сказки и другие, интересные и смешные истории другим людям.

6 класс

История Халифата: появление

Зарождение религии ислам в 7 веке привело к тому, что нужно было создавать государственность для верного управления регионом и народом. Именно поэтому последователи пророка Мухаммеда решили вопрос созданием единоверной общины – умма.

Это было первоначальное зарождение будущего халифата. Дальнейшие завоевания арабских правителе привели к образованию великого Арабского халифата. Это единственный вариант, когда управление соответствовало всем канонам ислама. В состав государства вошли все земли, которые проповедовали ислам.

Интересно!

Мухаммед разработал основные государственные каноны существования халифата.

Читайте еще: Зачем гаишники прокалывают глаза на фотографии правах

Халифат в переводе с арабского значит «наследование». То есть трактовать образование названия можно следующими словами. После смерти Мухаммеда его последователи унаследовали власть и должны были проповедовать ислам.

Стоит отметить что правителям халифатов удалось создать уникальные условия для своего народа. По мнению многих историков это был Золотой век для приверженцев Ислама.

ИЖ-43-1С

Ислам как фактор, объединивший арабов

Раздробленность и разделенность всех территорий, постоянные конфликты друг с другом привели к тому, что очень многие люди в Аравии в это время осознали необходимость объединения. Такое объединение было возможным на религиозной почве. С 570 по 632 год в городе Мекка жил человек, который получил имя Мухаммед (Рис. 1). Именно его называют основоположником не только арабской религии, но и арабской цивилизации. Таким образом, Мухаммед стал основоположником новой религии – ислама. Именно ислам в начале VII века разработал новую религиозно-философскую доктрину, опиравшуюся как на доисламские учения и традиции арабских племен, так и на христианские и иудейские традиции. Можно проследить взаимосвязь ислама и христианства: например, исламские тексты упоминают библейских пророков под арабизированными именами, считая их предшественниками ислама.

Рис. 1. Картина Н.К. Рериха «Пророк Магомет» ()

Именно такое синкретическое понимание религии стало залогом успеха ислама на территории западной Аравии, а затем и всего будущего арабского мира. Однако борьба между Мухаммедом и его видением религии и теми людьми, которые населяли в это время Аравию, не могла проходить мирным образом. Мухаммеду даже пришлось в 622 году бежать из своего родного города Мекки. Именно эта дата – 622 год – является моментом, с которого начинается отсчет истории исламской цивилизации и исламской культуры. Этот год также называется «хиджра», то есть «бегство», он стал точкой отсчета в исламском летоисчислении. Датируются события в исламском мире до сегодняшнего дня не по годам от рождества Христова, а по годам хиджры.

Из Мекки Мухаммед со своими сторонниками переехал в город Ясриб. Этот город стал называться Медина («город пророка»). Мекканцы поняли, что сторонники Мухаммеда, которые стекаются в Медину, вполне могли бы стекаться и в Мекку. В 630 году Мухаммед был приглашен обратно. Он вернулся в свой родной город, но настоял на том, чтобы именно ислам был признан официальной религией не только в Мекке, но и на тех территориях, на которые этот город распространял свое влияние. Именно в 630 году, когда Мухаммед возвращается в Мекку, начинается отсчет существования общего арабского государства. Это государство имело форму имамата (в одних руках сочеталась светская и религиозная власть). Имамат – это форма исламской теократии. После смерти Мухаммеда в 632 году к власти приходят его наследники или заместители – халифы. Первые четыре халифа, так называемые праведные халифы, правили в то время, когда арабский мир очень быстро расширяет свои границы. Халифы Абу Бакр, Оман Осман и Али, правившие до 661 года, внесли огромный вклад в распространение религии ислама на территории не только Азии и Северной Африки, но и на прилегающие территории Европы. Ислам оказался очень популярной религией благодаря тому, что исламское государство очень быстро набирало силу (Рис. 2).

Рис. 2. Первые халифы – Омар и Абу Бакр (Источник)

Росту популярности ислама не помешала даже гражданская война, которая началась в халифате в 650-е годы. Два последних праведных халифа (Осман и Али) были убиты во время междоусобиц в 656 и 661 годах. Все это не помешало расширять территорию Арабского государства. Под руководство Мекки и халифов перешла вся территория Аравии, а затем были завоеваны новые земли.

Завоевательные походы арабов в VII веке:

v 640 год – завоевание Палестины и Сирии,

v 642 год – завершение покорения Египта,

v 649 год – завоевание Карфагена,

v 651 год – распространение власти на территории современного Ирана (Рис. 3).

Рис. 3. Территории Арабского халифата (

)

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Арабский халифат и исламизация

 Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря  на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.

Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.

В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки  и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.

Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация». 

Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Наука арабов

 «Величайшее украшение человека — знание»,-  говорили арабские учёные. В странах халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. В больших городах открывались высшие школы.

Арабские математики создали алгебру. Они стали пользоваться индийскими цифрами, а у арабов эти цифры заимствовали европейцы (до сих пор в Европе эти цифры называют «арабскими»).

Астрономы пользовались сложными инструментами. Они сумели приблизительно вычислить размеры земного шара. Ученый Аль-Бируни из Средней Азии высказал гениальную догадку о том, что Земля движется вокруг Солнца.

В большом почёте у арабов была география. Об этом говорит арабская пословица: «Кто отправляете в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабские путешественники описали все страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им земель и морей.

В XI веке в Средней Азии жил великий учёный Ибн-Сина (в Европе его называли Авиценна). Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. Он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. На Востоке Ибн-Сину называли «главой учёных». Но мусульманское духовенство преследовало передового ученого, обвиняя его в безбожии.

Астрономия

Как современная алгебра находит арабский след в своих цифрах и названии, так современная астрономия напоминает о временах халифата названиями звезд и созвездий. Альтаир, Альдебаран, Ригель, Денеб пришли к нам из арабского языка.

Астрономические наблюдения с помощью армиллярной сферы. Миниатюра из турецкой рукописи XVI века.

В мусульманском мире важными вопросами было составление календаря для определения важных дат, а также ориентация в пространстве для молитвы, которая должна быть обращена в сторону Мекки. Благодаря этому, астрономия была почетным делом в халифате, а от арабских ученых осталось много ценных наблюдений.

Известен арабский перевод сочинения Клавдия Птолемея, который называется «Альмагест», в котором были изложены основы космологии, определившие развитие исламской астрономии на пять веков. Так, аль-Батани, известный в Европе под именем Альбатегний, определил величину прецессии, точно измерил эксцентриситет земной орбиты и открыл движение апогея Солнца. Он же создал подробные астрономические таблицы «зиджи», которые настолько точно описывали небесные явления, что ими пользовались даже в XVIII веке.

Аль-Бируни, уже знакомый нам по тригонометрии, не только детально описал явления солнечного и лунного затмения, но и до Коперника предложил гелиоцентрическую систему, указав на слабость системы геоцентрической.

Выдающимся деятелем исламской астрономии был султан Улугбек, правивший в Средней Азии. Хоть политически он и не относится к высоким умам халифата, его традиционно причисляют к средневековым исламским ученым. Пользуясь своим могуществом, он построил одну из самых масштабных и оборудованных обсерваторий Средневековья — в ней, например, был 40-метровый мраморный секстант, установленный в плоскости меридиана. Главное сочинение Улугбека — «Новые астрономические таблицы» — рассказывает о положении более чем тысячи звезд, а также об основных постулатах астрономии того времени.

Павильон персидских ученых в Вене, скульптура Авиценны

Астрономия

Как и математика, астрономия в древнем арабском мире усовершенствовалась, опираясь на религию. В ней учитывалось точное время восходов и закатов Солнца. Это нужно было для определения Уразы (мусульманского поста) во время Рамадана. Средневековые арабские астрономы создали карты звёздного неба в обсерваториях в Пальмире и Мараге. Им удалось определить длину градуса.

Арабские учёные установили долготу и широту. Они исследовали относительные скорости света и звука. Аль-Бируни даже обсуждал теорию вращения Земли вокруг собственной оси ещё задолго до Галилея. Аль-Фазари, аль-Фергани, аз-Заркали занимались разработкой магнитного компаса и построения знаков Зодиака. Большое количество арабских астрономов в XIII веке работали в Мараге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector