Вертолёт ми-8

Contents

Вертолет Ми-8МСБ установил мировой рекорд по предельной высоте

В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию модернизированного вертолета Ми-8МСБ на предельную высоту полета — машина была поднята на 9150 м. Вертолет оборудован двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е. Представители украинской компании Мотор Сич подчеркнули, что замена старых двигателей ТВ2-117 на ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е позволила вертолету Ми-8Т увеличить не только потолок высоты, но и одновременно ресурс вертолета, его жизненный цикл, а также удлинить срок эксплуатации самых массовых вертолетов Миль. Если на Ми-8Т с двигателями ТВ2-117 штатный динамический потолок составляет 4,5 тыс. м, то на вертолете Ми-8МСБ уже достигнута высота 6,3 тыс. м. По этому показателю Ми-8МСБ опережает машины Ми-17 и приближается к самым последним модификациям Ми-17В-5 с двигателями ВК-2500. По замыслу разработчиков, новый двигатель должен заменить устаревшие ТВ2-117 на Ми-8Т, малая мощность которых ограничивает эксплуатацию этих вертолетов в условиях высокогорья. Напомним, что в сентябре 2012 г. на выставке Авиасвит в Киеве этот вертолет поднялся на высоту 8250 м. В нынешнем году рекорд был установлен на аэродроме Кировское Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины . Полет выполнил совместный экипаж предприятия Мотор Сич и Государственного научно-испытательного центра Вооруженных сил Украины.

Ми-8МСБ — модернизированная версия Ми-8Т. Модернизацию выполнила компания Мотор Сич, установившая на эту машину двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е собственной разработки. Они отличаются повышенной мощностью и экономичностью по сравнению со стандартными для Ми-8Т силовыми установками ТВ2-117. Особенность украинского двигателя в том, что он сохраняет мощность подвода к редуктору постоянно: при падении давления, с подъемом на высоту и при повышении температуры. Напомним, что весной этого года в Крыму был проведен очередной этап сертификационных испытаний Ми-8МСБ, вертолет тестировали на морозостойкость .

Какие бывают потолки

Для характеристики возможностей гражданских вертолетов используют теоретический и практический потолок.

Теоретический, или статический, потолок

Это максимальная высота, которую винтокрылая машина может достичь при вертикальном взлете. Данный показатель также называют потолком висения. После достижения теоретического потолка вертолету не хватает мощности двигателя и тяги винта для набора высоты.

Статический потолок характеризует технические возможности вертолета, но на практике не используется. Теоретическая максимальная высота для вертолета Ми-8 равна 3980 м. Это не значит, что пилоты поднимаются почти на 4 км при вертикальном взлете. Для достижения статического потолка двигатель должен работать на пределе возможностей, а лопасти винта ‒ иметь максимальный угол атаки для создания подъемной силы. В такой ситуации существует риск срыва потока и развития внештатной ситуации.

Теоретический потолок вертолета Bell 407 составляет 3720 м, но в обычных условиях пилоты не набирают такую высоту вертикально

Практический, или динамический, потолок

Это максимальная высота, которую вертолет может набрать во время движения в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Этот показатель также называют сервисным потолком. Практический потолок считается показателем высоты, на которой конкретное воздушное судно может летать.

На практике гражданские вертолеты в режиме визуального полета редко достигают практического потолка. Показатель для Airbus H175 составляет 6000 м. На этой высоте летает большая авиация: пассажирские и транспортные лайнеры, военные борты. Вертолеты малой авиации летают на высоте нескольких сотен метров.

Практический потолок Airbus H175 составляет 6 км, но на практике на такой высоте летает только большая авиация

Кабина Ми-12

У Ми-12 не было конкурентов. Мощные вертолеты Ми-10К (или В-10), Сикорский S-64-F, Боинг-Вертол СН-47С “Чинук” поднимали груз 11-15 тонн. За успехи в создании самого грузоподъемного вертолета Конструкторскому бюро М. Л. Миля был присужден учрежденный Американской вертолетной ассоциацией второй Международный приз имени Игоря Сикорского. Сын выдающегося авиаконструктора, представитель его фирмы в Европе Сергей Сикорский писал: “Перед инженерно-техническим достижением, каким является вертолет В-12, можно только снять шляпу… Этот вертолет является единственным в своем роде и будет использоваться для выполнения уникальных операций. Я имею в виду экспедиции в районы Арктики или поиски нефтяных месторождений. Вертолет заменит железную дорогу там, где до сих пор еще не ступала нога человека”.

Несмотря на все достижения и самую высокую оценку, машина в серию не пошла. Военные, а именно на них делалась ставка, отказались от Ми-12 – перед ними стояли уже иные стратегические задачи. М. Л. Миль предполагал, что, помимо военных целей, вертолет вряд ли может найти применение, хотя не исключал его использования для перевозки крупногабаритных грузов, например нефтяных платформ или сваренных в заводских условиях плетей газопроводов. Но такие редкие уникальные операции можно было осуществить двумя-тремя вертолетами меньшей грузоподъемности. Налаживать производство Ми-12 было слишком дорогостоящим удовольствием. С тех пор, уже почти 30 лет, самый большой и самый грузоподъемный в мире вертолет стоит на вечной стоянке в Музее авиации и космонавтики в подмосковном Монино.

О предохранителе

Предохранитель в рассматриваемом пистолете флажкового типа, он расположен на затворе. В целях упрощения конструкции он же используется для переключения режимов ведения огня. Особенность его конструкции в том, что при активации предохранителя УСМ пистолет сразу же (в автоматическом режиме) спускается с боевого взвода.

Слева на раме имеется рычаг затворной задержки. Крепежная защелка для магазина традиционно расположилась в нижней части рукояти. Прицел простой, секторного типа. Теоретически рассчитан на 200 метров, но максимальная дальность относительно эффективного огня не превышает 50 метров.

БЕШМЕТ

Вертолет Ми-8АМТШ — видео

В России вертолёты, имеющие военное назначение, могут быть проданы только Акционерным обществом «Рособоронэкспорт», входящее в корпорацию «Ростех». Все остальные вертолёты, находящиеся в свободной продаже, имеют только гражданское назначение.

Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолёта под обозначением В-8, призванного заменить выпускавшуюся модель вертолёта Ми-4, началась в ОКБ Миля во второй половине 50-х годов. Прежде всего у новой машины должна была максимально рационально использоваться эргономика, поэтому радикально поменялась компоновка вертолёта, которая стала вагонного типа с продольно вытянутым фюзеляжем. Кабина пилотов располагалась в передней части фюзеляжа, двигатель (на первом прототипе один) находился над фюзеляжем. Всё остальное место занимала либо грузовая кабина, либо пассажирский салон, в зависимости от модификации вертолёта.

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года, он имел один турбовинтовой двигатель АИ-24; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года, он имел уже два турбовальных двигателя ТВ2-117, которые устанавливались уже и на серийные машины. После ряда доработок Ми-8 был запущен в производство в 1965 году и принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира.

В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.

Ключевые направления вертолетного бизнеса

Производство вертолетов и комплектующих

Единственный отечественный разработчик и серийный производитель вертолетов — холдинг «Вертолеты России». Он объединяет пять заводов: Улан-Удэнский авиационный завод, Ростовский вертолетный производственный комплекс «Роствертол», Казанский вертолетный завод, Арсеньевскую авиационную компанию «Прогресс» и Кумертауское авиационное производственное предприятие.

То есть вертолетостроительная отрасль страны сосредоточена в одной корпорации и находится практически под прямым государственным управлением. 

Но кроме непосредственного вертолетостроения, существует сектор авиационного приборостроения, а также производства бортового и наземного оборудования для летательных аппаратов.

Инфраструктура 

Важный сегмент для авиабизнеса — строительство посадочных площадок для вертолетов. Мы вышли на этот рынок шесть лет назад, когда конкурентов среди частных компаний почти не было. 

В связи с ростом отрасли этим сегментом стали интересоваться крупные игроки — строители аэродромов. Как правило, это строительные компании и проектные институты, которые не заточены на узкую вертолетную нишу. 

Проектирование вертолетных площадок подразумевает не только строительно-монтажные работы, но и оснащение объекта технологическим оборудованием, сертификацию, ввод в эксплуатацию. Поэтому новым игрокам приходится обращаться за услугами к специализированным компаниям, ориентированным на оказание услуг «под ключ». 

Также к инфраструктурному сегменту можно отнести производителей оборудования (светосигнального, метеорологического, светодиодного и др.) для вертодромов и посадочных площадок.

Продажа 

Сегмент продаж новых и ресурсных вертолетов иностранного производства разделен между несколькими компаниями. У них можно приобрести технику брендов Robinson Helicopters, Bell, Airbus, AgustaWestland, RotorWay. Новые вертолеты обычно поставляются на заказ. Ожидание может занять от полугода до трех лет, в зависимости от выбранной модели. В этом смысле выгоднее обращаться к официальным дилерам — обычно они заказывают вертолеты заранее.

Также на рынке продаж нужно выделить компании, предоставляющие авиатехнику в лизинг. В России лизинг вертолетов доступен только для юридических лиц. 

Страхование

В России обязательно страхование гражданской ответственности и пилотов от несчастного случая. Без такого полиса пользоваться техникой запрещено. 

А вот авиакаско — добровольный вид страхования, который покрывает риски повреждения или гибели вертолета во время полетов, стоянки или транспортировки. 

Хранение

Хранить вертолет можно дома на зарегистрированной вертолетной площадке. А можно арендовать место у компаний, предоставляющих ангары и вертодромы. 

Ремонт и сервис

Вертолеты, как и автомобили, время от времени требуют ремонта, а также ежегодно проходят техосмотр. Для этих целей созданы компании, предоставляющие техническое обслуживание авиатехники. 

Также в этой нише работают бизнесы, которые специализируются на авиатопливообеспечении вертолетной техники, поставке смазочных материалов для вертолетов российского и зарубежного производства.

Аренда

Из-за высокой стоимости покупки и обслуживания вертолетов, некоторые предпочитают брать их в аренду. Здесь им на помощь приходят авиаброкеры. 

Обучение

В России два главных вуза, где учат гражданских летчиков: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Кроме того, в этих заведениях обучают диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей. 

Частные обучающие курсы предлагают во многих центрах продаж. Курсы должны иметь сертификат Росавиации. 

Обмен опытом

В России создана Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ), куда входят ключевые игроки рынка. Силами ассоциации на регулярной основе проводятся профессиональные форумы, выставки, митапы. 

Модификации вертолёта:

  • В-8 — первый прототип с одним двигателем АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
  • В-8А — второй прототип. Отличался двумя двигателями ТВ2-117, пятилопастным
    несущим винтом, металлическим рулевым винтом. Первый полёт 2 августа 1962 года.
  • В-8АТ — третий прототип (в десантно-транспортном варианте). Отличался сдвижными
    блистерами пилотской кабины вместо дверей, сдвижной боковой дверью грузовой
    кабины. Изготовлен летом 1963 года. В 1964 году переоборудован в «салон».
    Позже вновь переоборудован в транспортный. 19 апреля 1964 года экипаж В.Колошенко
    установил на В-8АТ 2 мировых рекорда.
  • Ми-8 санитарный. Предназначен для перевозки 12 больных на носилках с одним
    сопровождающим. В санитарный вариант могут переоборудоваться как пассажирские,
    так и транспортные вертолёты.
  • Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) — укладчик противотанковых мин. Разработан в 1975 году.
  • Ми-8АД — укладчик противопехотных мин. Разработан в 1978 году.
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АТС — сельскохозяйственный. Отличался баками-контейнерами и
    распылителями химикатов. Разработан в 1975 году.
  • Ми-8БТ — буксировщик трала. В 1974 году переоборудовано 5 Ми-8Т для
    разминирования Суэцкого залива.
  • Ми-8ВД — вертолёт радиационной разведки.
  • Ми-8КП — командный пункт поисково-спасательных работ. Отличается комплексом
    связи «Сайгак». Разработан в 1978 году.
  • Ми-8МБ — эвакуационно-медицинский. Оснащён бортовым операционным пунктом.
    Разработан в 1972 году.
  • Ми-8МТ (Ми-17) — модернизированный. Оснащён двигателями
    ТВ3-117МТ, ВСУ АИ-9В. Рулевой винт установлен с левой стороны.
  • Ми-8П — пассажирский. Салон расчитан на 28 пассажиров.
  • Ми-8ПП — постановщик активных помех и радиоразведчик. Предназначен для
    противодействия наземным РЛС. Нес на борту комплекс РЭБ «Поле». Разработан
    в 1974 году.
  • Ми-8ППА — модернизированный постановщик помех. Разработан в 1980-1982 годах.
  • Ми-8ПС — поисково-спасательный. Разработан в 1976 году.
  • Ми-8Р (Ми-8ГР) — вертолёт ближней тактической разведки.
  • Ми-8С — скоростной винтокрыл (проект). Отличался маршевым реактивным двигателем
    на центроплане. Разрабатывался в 60-х годах.
  • Ми-8С (второй с таким обозначением) — «салон» на базе Ми-8Т. Разработан
    в 1969 году.
  • Ми-8СМВ — постановщик помех для защиты фронтовой авиации о ЗРК. Нёс на борту
    комплекс РЭБ «Смальта-В». Разработан в 1971 году.
  • Ми-8СП — спасательный. В 1977 году переоборудовано 2 Ми-8Т.
  • Ми-8СПА — модернизированный спасательный. Предназначен для поиска космонавтов
    и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
  • Ми-8Т — серийный транспортный. Отличался круглыми иллюминаторами.
  • Ми-8Т «Макфар 11» — фертолёт для проведения аэрогеофизических работ. В 1981
    году в Якутии переоборудовано 2 Ми-8Т.
  • Ми-8ТБ — экспортный вариант Ми-8ТВ. Отличался ПТУР «Малютка».
  • Ми-8ТВ — вворужённый военно-транспортный. Отличается ферменными пилонами
    для подвески вооружения. Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.
  • Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) — телевизионный разведчик-корректировщик.
  • Ми-8ТГ (второй с таким названием) — вертолёт с
    двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на сжиженном нефтяном газе. Розработан
    в 1987 году.
  • Ми-8ТЛ — пожарный. Разработан в 1977 году.
  • Ми-8ТЗ — топливозаправщик для вертолётов и танков. Выпускался с 1977 года.
  • Ми-8ТП — «салон». Отличается двигателем ТВ2-117АГ. Выпускается в Улан-Удэ.
  • Ми-8ТЭЧ-24 — летающая мастерская для ремонта Ми-24.
    Разработан в 1977 году.
  • Ми-8ФСх — сельскохозяйственный. Отличался двигателями ТВ2-117Ф.
  • Ми-9 (Ми-8ИВ) — воздушный командный пункт. Внешне
    отличался дополнительными антеннами на хвостовой балке.
  • Ми-14 — вертолёт-амфибия.

Универсальная единица

Напомним, ещё в январе ТАСС со ссылкой на Андрея Богинского сообщил, что холдинг «Вертолёты России» создал новую версию вертолёта специального назначения Ми-8АМТШ-ВН. По словам главы холдинга, конструкторы разработали версию машины с усиленным вооружением и дополнительным оборудованием.

Богинский рассказал, что в этой версии вертолёта конструкторы задействовали модернизированные средства поражения, а также оборудование для обнаружения и распознавания целей.

Уточняется, что кабина вертолёта и его основные узлы защищены бронёй из титанового сплава, борта до уровня иллюминаторов прикрыты съёмной бронёй из кевлара. Кроме того, экипаж Ми-8АМТШ-ВН может контролировать обстановку в тёмное время суток при помощи специальных очков ночного видения.

  • РИА Новости

Также по теме

«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Машина также оснащена двумя курсовыми пулемётами калибра 12,7 мм, зафиксированными на специальной подвеске. Как уточняется на сайте «Ростеха», вертолёт Ми-8АМТШ-ВН является промежуточным звеном между вертолётом Ми-8 и перспективной боевой машиной десанта (БМД) для аэромобильных подразделений ВДВ. Машина способна как выполнять транспортные функции, так и осуществлять огневую поддержку.

Также вертолёт снабжён инфракрасным излучателем, поисковым прожектором, двухдиапазонным светотехническим оборудованием и гиростабилизированной оптико-электронной системой.

Кроме того, вертолёт оснащён цифровым автопилотом и бортовым комплексом обороны «ЛСЗ-8ВН». Эта аппаратура способна автоматически распознавать вражеские ракетные пуски по вертолёту и сбивать их с курса при помощи тепловых ловушек.

Как отметил в беседе с RT военный обозреватель Виктор Баранец, один из важнейших критериев для вертолёта десанта — это уровень защищённости экипажа.

Виктор Баранец добавил, что вертолёт Ми-8АМТШ-ВН способен подниматься на безопасную высоту и маневрировать в небе.

«Не каждый современный вертолёт так может. Кроме того, у Ми-8АМТШ-ВН довольно хорошие электронные «глаза», которые «видят», что происходит на земле, и позволяют экипажу вовремя реагировать на угрозы», — пояснил он.

По словам военного эксперта Юрия Кнутова, важным качеством для вертолёта десанта является способность незаметно перебрасывать группы десантников в тыл противника и так же незаметно их забирать.

В сентябре 2019 года управляющий директор «Улан-Удэнского авиационного завода» (У-УАЗ, входит в «Вертолёты России») Леонид Белых анонсировал поставки вертолётов Ми-8АМТШ-ВН российским военным уже в 2020 году. Он уточнил, что соответствующий контракт был подписан ранее. 

  • Вертолёт Ми-8/17

«Мы постоянно занимаемся модернизацией вертолётов, их совершенствованием. Например, Ми-8АМТШ мы совместно с МВЗ имени Миля доработали до версии Ми-8АМТШ-ВН, сейчас он готовится к поставке военному ведомству, контракт был заключен на «Армии-2019», — цитирует Белых РИА Новости.

По мнению экспертов, сдвиг сроков является в данном случае нормальной практикой.

«Во-первых, свою роль сыграла, несомненно, пандемия коронавируса. Во-вторых, испытания нередко выявляют какие-то недостатки, которые нуждаются в устранении. Показная гонка тут неуместна, чтобы не пришлось потом модернизировать уже поставленную технику», — считает Кнутов.

Похожей точки зрения придерживается и Виктор Баранец.

«Великолепная боевая техника делается не сразу, поскольку требует довольно серьёзной доводки. Это связано в основном с техническими проблемами, например, что-то может не устраивать самих конструкторов или Министерство обороны России, поэтому нередко приходится отодвигать сроки приёмки», — отметил эксперт.

Разновидности

Для объективного определения показателей необходимо выделять, к какому типу относится вертолет. Максимальная высота полета может быть установлена для четырех подклассов винтокрылых машин, на которые их поделила Международная авиационная федерация (FAI) в соответствии с конструктивными особенностями.

Кроме вертолетов, еще определяют автожиры, у которых основной винт не изменяет угол наклона и используется только для создания подъемной силы. Еще один подкласс – конвертопланы. Их винты вместе с двигателями при взлете направлены вверх, а во время горизонтального полета поворачиваются и работают, как самолетные. Отдельно выделяют подкласс винтокрылов, у которых для создания подъемной силы, кроме основного винта, используются и боковые аэродинамические плоскости на корпусе (крылья).

Еще все геликоптеры разделяют на пять групп в зависимости от взлетной массы: от 500 кг до 4500 кг. Кроме этого, определяют тип назначения: гражданские или военные. Среди них могут выделяться отдельные подклассы в зависимости от специфики использования: транспортные, многоцелевые, поисково-спасательные, пожарные, сельскохозяйственные, вертолеты-краны и прочие.

Устройство

Румынский солдат разбирает для чистки свой PM md. 65 (лицензионную копию АКМ)

АКМ состоит из следующих основных частей и механизмов:

  • ствол со ствольной коробкой, прицельным приспособлением и прикладом;
  • компенсатор (в моделях с 1960-х годов);
  • крышка ствольной коробки;
  • затворная рама с газовым поршнем;
  • затвор;
  • возвратный механизм;
  • газовая трубка со ствольной накладкой;
  • ударно-спусковой механизм;
  • цевьё;
  • магазин;
  • штык-нож.

В комплект АКМ входят: шомпол и пенал с принадлежностью (протирка, ёршик, отвёртка, выколотка, шпилька, маслёнка), ремень и сумка для переноски магазинов. В комплект АКМС дополнительно входит чехол для автомата с карманом для магазина.

Прицельное приспособление

Прицельное приспособление АКМ состоит из мушки и прицела, в свою очередь состоящего из колодки прицела, пластинчатой пружины, прицельной планки и хомутика. На прицельной планке нанесена шкала с делениям от 1 до 10 (дальность стрельбы в сотнях метров) и буквой «П» (постоянная установка прицела, соответствующая прицелу 3).

К автоматам поздних выпусков прилагается приспособления для стрельбы ночью (самосветящаяся насадка), состоящее из откидного целика с широкой прорезью (устанавливается на прицельной планке) и широкой мушки (надевается на мушку оружия сверху), на которые нанесены светящиеся точки. Данное приспособление не отделяется в процессе эксплуатации — при стрельбе днём мушка и целик откидываются вниз, не мешая пользоваться стандартными прицельными приспособлениями.

Модификации вертолета МИ-8

За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных целей. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:

  1. Опытные. Первые образцы, как самого МИ-8, так и его модификации. Иными словами это различные модели данного вертолета, в которые вносили те или иные изменения.
  2. Пассажирские. Из названия понятно, что данные модели вертолетов служат для перевозки пассажиров. Причем, речь идет как о гражданских лицах, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить в себе 18-30 человек, в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
  3. Транспортные. МИ-8 способен нести на себе груз с общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться подобными характеристиками. А из-за возможности использования его для выполнения многоцелевых задач он и вовсе остается вне конкуренции.
  4. Многоцелевые. Помимо всех вышеизложенных способов применения, МИ-8 способен совершать еще один ряд различных боевых задач. Хорошим примером тому может служить установка противопехотных мин в количестве до 200 штук. В некоторых случаях их используют для выполнения ряда технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Известны случаи использования МИ-8 и на поисковых и спасательных операциях. Порой, его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.

Отдельно стоит отметить одну из самых новых модификации вертолета МИ-8, которую сконструировали буквально в конце прошлого года — МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых различных климатических условиях. В отличии от старых моделей, здесь ввели возможность перевоза крупногабаритных грузов путем крепления на внешнюю подвеску вертолета. А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам, у новой версии вертолета появилась возможность вести огневую поддержку для союзной пехоты. Причем, именно благодаря новейшему оборудованию, вовсе не обязательно вести огневую поддержку в дневных условиях.

Боевое применение

  • Шестидневная война (1967) — по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
  • Эфиопо-сомалийская война (1977 — 1978)
  • Афганская война (1979 — 1989) — только советская 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны. В ходе войны был зафиксирован случай сбития Ми-8 из старой английской винтовки Ли-Энфилд («бур»).
  • Грузино-абхазская война (1992 — 1993)
  • Ирано-иракская война (1980 — 1988) — в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
  • Война Пакиша (1981) — потерян один перуанский Ми-8 (сбит огнём из винтовок FAL).
  • Карабахский конфликт
  • Первая чеченская война (1994 — 1996)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998 — 2000)
  • Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) — российская армия потеряла не менее трёх Ми-8.
  • Каргильская война (1999)
  • Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 одержал воздушную победу, сбив из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл аналогичный случай.
  • Вторая чеченская война (1999)
  • Война в Афганистане (с 2001)
  • Иракская война
  • Операция Бутана против ассамского сопротивления (2003)
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
  • Гражданская война в Сирии (с 2011)
  • Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

Облако меток

Интересные факты о МИ-8

Приведём несколько интересных фактов, связанных с эксплуатацией этих винтокрылых машин. Знаете ли вы, что:

  • Сразу после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС, к месту техногенной катастрофа прибыли военные вертолётчики. Ситуация была плачевная, и не исключалась вероятность повторного взрыва. Чтобы исключить подобный риск, было принято решение засыпать повреждённый реактор песком. Сделать это можно было только с воздуха. Сбрасывали песок с вертолётов МИ-8.
  • Модификация МИ-8АМШТ-ВА были адаптированы для работы в условиях экстремально низких температур. Для этого на машине были предусмотрены специальные чехлы, для защиты от ветра. Кроме этого, у этих моделей была улучшена теплоизоляция кабины.
  • Несмотря на то, что «восьмёрку» разрабатывали для замены Ми-4, здесь всё было не так однозначно. В частности, «четвёрка» проигрывала новым вертолетам по всем техническим параметрам, кроме одного: МИ-4 был высотной машиной. Поэтому в горных районах продолжали использоваться именно «четвёрки», оснащённые ненадежными и вечно подтекающими поршневыми двигателями. Это продолжалось до момента создания модификации МИ-8МП.
  • На базе МИ-8Т был построен вертолёт-амфибия МИ-14. Это уникальные машины, способные осуществлять посадку и взлетать с водной поверхности. Кроме этого, теоретически такие амфибии могли передвигаться по воде, используя для этого тягу основного винта. В настоящее время, эти машины сняты с вооружения, однако продолжают использоваться для нужд МЧС и гражданской авиации.
  • На базе МИ-8 была разработана модификация МИ-8АМШТ, получившая грозное прозвище «Терминатор». Это транспортно-штурмовой вертолёт, не уступающий по огневой мощи ударные вертушки МИ-24.

В живописи

Перспективы

Программа разработки многоцелевого легкого вертолета Ми-54 является одной из наиболее приоритетных в наше время. Ми-54 способен перевозить 13 пассажиров и груз, общей массой до 1500 кг в грузовом отсеке и 1800 кг снаружи фюзеляжа. Вертолет может выполнять не только пассажирские и грузовые перелеты, но и использоваться в качестве корпоративного варианта для выполнения спасательных и медико-санитарных операций, патрулирования прибережных зон, VIP-перевозок и т.д.

На базе Ми-54 планируется создание нескольких военных модификаций с вооружением на борту. Выгода от развития проекта прежде всего заключается в экономичности топливной системы и неплохих показателях маневренности и управляемости во время полета. Вертолет идеально подходит для эксплуатации во всех регионах России из-за широкого диапазона допустимых температур воздуха, а это в свою очередь должно привлечь не только оборонную промышленость, но и отечественные авиакомпании. Много деталей, которые нынче используются в конструкции Ми-54, изготовляется за пределами страны.

Вертолет включили в программу развития гражданской авиатехники, однако на данный момент финансирование проекта заморожено. ОКБ Миля старается вести разработку за собственный счет, при этом не теряя надежды получить государственные инвестиции.

В 2011 году на Петербургском ОАО «Климов» началась разработка перспективного двигателя пятого поколения ВК-800, которым планируется оснастить вертолеты «Ансат» и Ми-54. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный директор данного объединения Ватагин Александр.

«Мы в большей мере надеемся направить свои двигатели на модернизацию Ми-54, но также огромные надежды возлагаем на «Ансат», − сказал господин Ватагин, разъяснив, что финансирование проекта в полной мере еще не осуществлено и ожидается одобрение со стороны заказчиков. «Чтобы начать полноценное инвестирование, нам необходимо видеть покупателя», − добавил гендиректор ОАО «Климов».

В 2011 году были изготовлены три тестовых образца ВК-800, один из которых начал первый этап опытных испытаний. Первый полет на новом двигателе был совершен в 2012 году.

ВК-800 – это турбовальный двигатель пятого поколения, вырабатывающий мощность в пределах 500−800 л.с., разработан для вертолетов с малой и средней грузоподъемностью в одно- и двухдвигательных модификациях. В перспективе выпуск модернизированного двигателя ВК-800С, который можно будет применять на многоцелевых самолетах грузоподъемностью 1-1,5 тонны.

ОАО «Климов» является дочерней компанией ОАО «Оборонпром». Поэтому шансы на то, что новые двигателя все-таки будут установлены на Ми-54, велики. В компетенцию данного предприятия входят разработка, серийное производство и сервисное обслуживание вертолетных двигателей, а также реактивных истребительских двигателей.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector