Окб сухого

Содержание:

Содержание

Содержание

Литература

Награды

Внешние изображения

За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (), посмертно. Медаль вручена вдове авиаконструктора — Софье Феликсовне Сухой.

В 1957 году присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1965 году награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот».

Кавалер трёх орденов Ленина (1945, 1957, 1975), орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (1938), Красной Звезды (22.12.1933) и «Знак Почёта» (1936).

Сталинская премия Первой степени (1943 — за создание штурмовика Су-6), Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1975 — посмертно).

использованная литература

Ноты

Список используемой литературы

  • Бык, Стефан (2004). Энциклопедия военной техники и инноваций . Гринвуд. ISBN   1-57356-557-1 .
  • Даффи, Пол (декабрь 1996). Туполев: Человек и его самолет . Общество Автомобильных Инженеров. ISBN   1-56091-899-3 .
  • Гордон, Ефим (2008). Советская авиация во Второй мировой войне . Мидленд Паблишинг. ISBN   1-85780-304-3 .
  • Педерсон, Джей (1998). Международный справочник историй компаний, Vol. 24 . Сент-Джеймс Пресс. ISBN   1-55862-365-5 .

Литература

Об авиаконструкторе Павле Сухом

  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.

Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации

  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия. Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12(552), 1983. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература., 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Беляков А. В., авиационный штурман. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ., 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый. Текст: Краткие сведения об изображённой персоне. Выходные данные. Открытка полежит отправке по почте только в конверте.
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.

Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы

  • Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
  • Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
  • Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
  • Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
  • Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
  • Арлазоров, М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
  • Цихош, Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.
  • Gunston, Bill. Tupolev Aircraft since 1922. — Naval Institute Press, 1995. — P. 74—77. — 254 p. — (Putnam Aviation Series). — ISBN 1557508828.

О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне

  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.

Примечания

  1. ↑ Сухой Павел Осипович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ Витебск: Энциклопедический справочник / Гл. редактор И. П. Шамякин. — Мн.: БелСЭ им. П. Бровки, 1988. — С. 345. — 408 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-85700-004-1.
  3. , с. 3.
  4. ↑ , с. 7.
  5. ↑ , с. 8.
  6. , с. 3—4.
  7. , с. 4, 18 (фотокопия).
  8. , с. 12.
  9. ↑ , с. 14.
  10. , с. 15.
  11. , с. 15—16.
  12. , с. 16.
  13. , с. 16—17.
  14. ↑ , с. 17.
  15. , с. 18.
  16. , с. 18—19.
  17. , с. 19—20.
  18. ↑ , с. 20.
  19. , с. 27.
  20. , с. 60.
  21. , с. 41—42.
  22. , с. 100—101.
  23. , с. 104—105.
  24. Кисляк О. Был всегда на высоте. (Жизнь и деятельность белорусского авиаконструктора Павла Сухого. Краткий очерк) // Беларусь сегодня. 2014, 15 мая. № 89 (24470). — С. 4.
  25. , с. 5.
  26. ↑ , с. 4.
  27. , с. 235.

Историческое значение

В конце Великой Отечественной войны Сухой одним из первых начал работать над проектами реактивных самолётов, считая, что за ними будущее авиации. Под руководством Павла Сухого стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Историческое значение

В конце Великой Отечественной войны Сухой одним из первых начал работать над проектами реактивных самолётов, считая, что за ними будущее авиации. Под руководством Павла Сухого стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Арабский бисмарк

Память

Почтовая марка Белоруссии, 1995 год

Мемориальная доска в Москве, Ленинский проспект, д. 7

  • Самолёты, которые носят название «Сухой» + номер; в советском и с 1991 — в российском авиастроении принято сокращение «Су»; Две серии опытных, экспериментальных и серийных летательных аппаратов; в первой серии — оснащённые поршневыми авиадвигателями и тянущим винтом, после Второй мировой войны — оснащаются реактивными двигателями; во второй серии — движителем являются различные типы реактивных двигателей; самолёты ОКБ Сухого, которые носят фамилию в память основателя и первого руководителя конструкторского бюро Павла Сухого.
  • Опытно-конструкторское бюро Сухого — российское специализированное научно-инженерное конструкторское учреждение; специализируется на конструировании, постройке и испытаниях авиационной техники; носит имя основателя и первого руководителя Павла Сухого; юридически оформлено как ОАО «ОКБ Сухого»; с 1 января 2013 — филиал, с сохранением названия «ОКБ Сухого»; одно из ведущих авиационных конструкторских бюро мира.
  • «Публичное акционерное общество «Авиационная холдинговая компания „Сухой“», аббревиатура: «ПАО «Компания „Сухой“», ранее ГУП «АВПК „Сухой“» — российская компания, занимающаяся конструированием, производством, маркетингом, обучением лётного персонала, послепродажным обслуживанием, включая поставку запасных частей и оборудования боевых и гражданских самолётов марки «Су» и «Бе»; создана на базе бывшего государственного авиационного завода № 51; носит имя Павла Сухого.
  • В 1977 году в Гомеле был открыт памятник П. О. Сухому — бронзовый бюст на постаменте.
  • В городе Гомеле именем Павла Сухого названа улица.
  • Музей Павла Сухого создан в 1985 году на его родине в городе Глубокое в средней школе № 1.
  • В 1987 году именем Павла Сухого названа улица в Витебске.
  • В 1995 году имя авиационного инженера и конструктора Павла Сухого присвоено Гомельскому государственному техническому университету (ГГТУ).
  • В Москве установлена мемориальная доска по адресу: Ленинский проспект, дом 7, где П. О. Сухой жил с по 1965 годы.
  • В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве.
  • В 2012 году его имя присвоено средней школе № 1 города Глубокое.
  • В городе Глубоком в память о Павле Сухом на постамент установлен один из боевых самолётов Конструкторского бюро П. О. Сухого.
  • В городе Кричев в память о Павле Сухом на постаменте в городском парке установлен боевой самолёт — однодвигательный реактивный всепогодный истребитель-перехватчик Су-9. Самолёт принадлежал 28-му истребительному полку ВВС СССР, Кричевский район базирования, Белорусский военный округ.
  • В 1995 году в Белоруссии выпущена почтовая марка с портретом Павла Сухого; также выпущена серия почтовых марок с изображением самолётов, созданных в Конструкторском бюро, которым руководил П. О. Сухой.

Похожие термины:

Из прапорщиков в конструкторы

Сухие передали необходимые для поступления документы родственникам в Москву, однако те испугались за сохранность бумаг и сняли с них копии для приёмной комиссии. Выяснилось, что в училище принимали только оригиналы документов, из-за чего Павел пропустил зачисление. Однако Сухой не сдался. Он поступил на математический факультет Московского университета, а год спустя всё-таки стал студентом ИВТУ.

Также по теме

«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

В училище Сухой начал делать первые шаги на пути к карьере авиаконструктора. Он посещал лекции Николая Жуковского и участвовал в работе его кружка воздухоплавания. Однако планы нарушила Первая мировая война.

Проучившись в ИВТУ всего год, Павел Сухой был мобилизован в армию и после окончания школы прапорщиков попал на фронт. Воевал он до Октябрьской революции 1917 года, а затем вернулся в Москву. Однако техническое училище в это время было закрыто, и Сухой уехал в Гомель.

По возвращении на родину он нашёл себе работу учителем математики в городе Лунинец в Западной Белоруссии, где познакомился со своей будущей женой Софьей, преподавателем французского языка. После польского вторжения они бежали в Гомель. Там Сухой заболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Врачи спасли его, однако из-за осложнений на горло он до конца жизни разговаривал приглушённо.

В 1921 году Павел Сухой восстановился в вузе, а в 1924-м, ещё до завершения учёбы, устроился работать чертёжником в экспериментальный отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После защиты диплома и получения квалификации инженера-механика он был переведён в конструкторский отдел.

Производство

Литература

Самолеты “Сухого”

Самолёты, которые носят название «Сухой» + номер; в советском и с 1991 — в российском авиастроении принято сокращение «Су»; Две серии опытных, экспериментальных и серийных летательных аппаратов; в первой серии — оснащённые поршневыми авиадвигателями и тянущим винтом, после Второй мировой войны — оснащаются реактивными двигателями; во второй серии — движителем являются различные типы реактивных двигателей; самолеты ОКБ Сухого, которые носят фамилию в память основателя и первого руководителя конструкторского бюро Павла Сухого.

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой. Под его руководством создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками:

  • Разработчик истребителя “И-4” (1926-1927), “И-14” (1932-1934).
  • Самолетов “РД” (“АНТ-25“), “Родина” (“АНТ-37“).
  • Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны.

  • В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6.
  • Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-11, Су-12, Су-15 и др.
  • Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука.

  • 1949г. Проект первого сверхзвукового штурмовика Су-14
  • В 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугольным крылом истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.

  • Фронтовой бомбардировщик Су-24.
  • Штурмовик Cу-25.
  • На экспериментальных самолетах “Т-431” и “Т-405» конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).

  • Палубный истребитель Су-33.
  • Многоцелевой истребитель Су-27, Су-30, Су-35, Су-37.

  • Лёгкий спортивный самолёт Су-26, Су-29, Су-31.
  • Малозаметный многоцелевой истребитель Су-57.
  • Фронтовой бомбардировщик Су-34.

  • Штурмовик Су-39.
  • Пассажирский самолёт местных авиалиний Су-80.
  • Пассажирский самолёт средней дальности SSJ
  • Рекордный самолёт П-42.
  • Палубный истребитель Су-47

  • Т-60 – проект закрыт.
  • КР-860 «Крылья России»— проект двухпалубного широкофюзеляжного самолёта ОКБ Сухого. Разрабатывался в пассажирском и грузопассажирском варианте.
  • Сверхзвуковой бизнес-самолёт SSBJ – проект.

В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.

Под руководством Сухого впервые созданы отделяемая (с помощью пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика, створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена в первые электродистанционная система управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг.

Литература

Об авиаконструкторе Павле Сухом

  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.
  • Павел Осипович Сухой. Фотоальбом + Текст: Краткий очерк жизни и деятельности / Авторы текста и составители Н. С. Царьков и А. М. Шныпарков. Фотографии М. В. Высоцкого и из коллекции Гомельского областного краеведческого музея. — Минск: Беларусь, 1986. — 34 с. — (Жизнь-подвиг).

Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации

  • Байдуков Г. Ф. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия, 1983. — 351 с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12 (552)). — 100 000 экз.
  • Байдуков Г. Ф. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература, 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Беляков А. В. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ, 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый.
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.

Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы

  • Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
  • Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
  • Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
  • Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
  • Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
  • Арлазоров М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
  • Цихош Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.

О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне

  • Сивков Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Сивков Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.

Цены и аналоги автомобиля

Два рождения КБ Сухого

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.

Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.

Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.

Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.

Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.

В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.

Памятники

Первые шаги в профессии

В России в начале прошлого века изучать теорию воздухоплавания возможно было только в Москве – в Императорском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Именно здесь решает продолжить свое обучение будущий авиаконструктор.

Однако Первая мировая война вносит свои коррективы: вскоре студента Павла Сухого мобилизовали в армию. Учеба была прервана на целых шесть лет, но в 25-летнем возрасте он возвращается в училище и в 1925 году получает заветный диплом инженера. Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Он одним из первых отметил неординарное мышление и особый талант молодого инженера и пригласил 30-летнего Павла Сухого на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Здесь за короткий срок он вырос от инженера-конструктора до заместителя начальника бригады. На этой должности, будучи правой рукой Путилова, Сухой занимался созданием первого советского цельнометаллического истребителя АНТ-5 (И-4). В 1930 году Павел Сухой стал начальником бригады, а позже ведущим конструктором по проектированию самолета АНТ-25, на котором через несколько лет экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.

См. также

Масса снаряженного ГАЗ 3309

См. также

История

Запчасти и шины на ГАЗ 3309

Литература

Об авиаконструкторе Павле Сухом

  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни. — 1-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 239 с. — 100 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — 3-е изд., переработанное и доп.. — Мн.: Беларусь, 1985. — 239 + фотоиллюстрации 16 с. — 90 000 экз.
  • Бодрихин Н. Г., Проклов В. С. Павел Сухой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 324 с.
  • Пешин С. В., автор-составитель. Гордость земли белорусской. . Первое издание. — Мн.: Беларусь, 2015. — 62 с.

Об авиаконструкторе Павле Сухом и истории авиации

  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Чкалов. — Москва: Молодая гвардия. Жизнь замечательных людей. Серия биографическая. Выпуск 12(552), 1983. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Байдуков, Г. Ф., лётчик. Первые перелёты через Ледовитый океан. Из воспоминаний лётчика. — Москва: Детская литература., 1987. — 351 с. — 100 000 экз.
  • Беляков А. В., авиационный штурман. Валерий Чкалов. — Москва: ДОСААФ., 1974. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выдающиеся советские авиаконструкторы. Набор цветных открыток. — Москва: Изобразительное искусство, 1989. — ? с. — 85 000 экз./Павел Осипович Сухой. Цветной портрет работы художника А. Г. Кручины. Открытка, двусторонняя печать: Плотный картон. Размер 148×105 мм. Лицевая сторона: Цветная печать, мелованный; Цветной погрудный портрет. Акварель, карандаш. Оборотная сторона: Чёрно-белая печать, матовый шероховатый. Текст: Краткие сведения об изображённой персоне. Выходные данные. Открытка полежит отправке по почте только в конверте.
  • Гончаров А. В. Великий перелёт // Вечерний Минск. — 1997, 23 июня.

Об истории авиации в СССР. 1917—1991 годы

  • Авиация нашей Родины. — Москва: Воениздат, 1955.
  • Агокас Е. В. Основы вооружения самолётов. — Москва, 1947.
  • Бравин Е. Л. Стрелково-пушечное вооружение самолётов. — Москва, 1941.
  • Волков А. Самолёты на войне. — Москва, 1946.
  • Яковлев А. С., авиаконструктор. Советские самолёты. Краткий очерк. Четвертое издание, переработанное и дополненное. — Москва: Наука., 1982. — 408 с. — 25 000 экз.
  • Арлазоров, М. С. Фронт идёт через КБ. Второе издание, исправленное и дополненное. Первое издание в 1969. — М.: Знание, 1975. — 224 с. — 100 000 экз.
  • Цихош, Э., доктор технических наук, Польша. Сверхзвуковые самолёты: Справочное руководство. Второе издание, на русском языке. Перевод с польского. Первое издание, Варшава: 1980. — Москва: Мир, 1983. — Иллюстрации, 224 с. — 43 000 экз.
  • Gunston, Bill. Tupolev Aircraft since 1922. — Naval Institute Press, 1995. — P. 74—77. — 254 p. — (Putnam Aviation Series). — ISBN 1557508828.

О самолётах Павла Сухого во Второй мировой войне

  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один. — М.: Советская Россия, 1973. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Сивков, Ф. Г. Готовность номер один: Шестьдесят лет спустя. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2006. — 416 с. — ISBN 5-86090-197-6.

Историческое значение

В конце Великой Отечественной войны Сухой одним из первых начал работать над проектами реактивных самолётов, считая, что за ними будущее авиации. Под руководством Павла Сухого стали разрабатываться сразу два направления новых машин — со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С», и с треугольным, получившим кодовое наименование «Т». Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, был создан Су-17 — первый в СССР самолёт с изменяемой геометрией крыла. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector