Как тренировались ниндзя в древней японии

Милый сердцу домик

Жилище у куноити тоже было весьма своеобразным строением. Обычный одноэтажный домик внутри был трехэтажным, полным тайн и ловушек.

Вот такой вот домик, который полон сюрпризов!

Большинство загадок располагалось в правой, жилой части. Помимо основного входа, внутрь можно было попасть через небольшое зарешеченное окошко, открывающееся хитрым способом с помощью листа бумаги. Прямо у входа была первая ловушка: потайная лестница за раздвижной панелью, став на которую, преследователь летел в глубокую яму с заостренными бамбуковыми кольями.

Убегающая куноити знала безопасный путь, исчезая за секретной вращающейся дверью или в незаметном стенном шкафу с втягивающейся за собой лестницей на второй этаж. В этом же шкафу был потайной подземный ход в лес. Между первым и вторым этажами был еще один: скрытый, тесный (куноити обучались бою в малых пространствах), соединенный потайными ходами и веревочной лестницей с другими помещениями. Здесь хранилось оружие. Полы на чердаке могли провалиться под ногами незваных гостей.

Даже в маленьком сарайчике была специальная ниша с красной глиной, из которой изготавливался ослепляющий порошок «мэцубиси». И по сей день все это можно увидеть в музейной усадьбе Тиемэ, реконструированной потомками семьи Мотидзуки.

Боевое искусство куноити, единственное, соединившее в себе физическую подготовку, психологию и женскую физиологию, сохранилось и развивается по сей день. Современные «смертоносные цветы» владеют более чем 150 видами самого современного оружия, а развивающаяся наука позволила совершенствовать методы сбора информации. Ну, а в деле психологической обработки противников им по-прежнему нет равных, и они могут совершать убийства, не оставляющие никаких следов на теле жертвы.

Образ ниндзя в западной культуре

Многие слышат слово «ниндзя» с детства. Чего стоит один мультфильм по мотивам комиксов, посвящённый приключениям черепашек-воинов! Не говоря уж о множестве боевиков, шпионских и псевдовосточных фильмов. Именно «псевдо», поскольку с реальными ниндзя киношные и мультипликационные сверхлюди ничего общего не имеют.

Считается, что ниндзя умеют карабкаться по отвесным стенам, обезвреживать любые ловушки, а также владеют всеми видами оружия – в сочетании с потрясающей «неубиваемостью» именно это и позволяет им в одиночку справляться с толпой врагов. О политических и личностных пристрастиях ниндзя обычно говорится мало, но традиционно они считаются либо беспощадными наёмными убийцами, либо благородными воинами-защитниками. Это привычное западное разделение, которое накладывает свой отпечаток на всё и вся. «Хорошие ниндзя» и «плохие ниндзя» не стали исключением.

Неугомонные поклонники боевиков, ищущие ответ на вопрос, как стать ниндзя в домашних условиях, обычно находят информацию о том, что основой боевой системы ниндзя стало древнее искусство ниндзюцу. Остаётся лишь найти «наставника» (или, на худой конец, самоучитель с картинками), который обучит этому древнему единоборству. Несомненно, предшествовать этому должно некое «испытание», а само обучение превратит любого обывателя в практически бессмертного воина.

Так ли это на самом деле? К сожалению (а может, и к счастью), нет. Давайте теперь совершим мини-экскурс в тёмную историю средневековой Японии и разберёмся, кто же такие ниндзя на самом деле.

Боевые искусства ниндзя

По мнению историка-япониста А. М. Горбылева, отдельной оригинальной системы рукопашного боя и боя с различными видами оружия у ниндзя не существовало, а ниндзя изучали и адаптировали под свои нужды уже имевшиеся в Японии стили боевых искусств. Кланы ниндзя для рукопашного боя использовали старую форму дзю-дзюцу, а для боя с оружием — соответствующие стили будо (Кэндзюцу, Бодзюцу, Содзюцу, Сюрикэн-дзюцу и пр.). Вместе с тем, Горбылев выделяет следующие отличия синоби бу-дзюцу от самурайских стилей боевых искусств, обусловленные тактикой действия ниндзя:

  • Больше ударов, чем в самурайском дзю-дзюцу.
  • Упор на удушающие приёмы, как более бесшумные по сравнению с бросками.
  • Упор на ведение боя в малых помещениях и ограниченных пространствах (кустарники, бамбуковые чащи, узкие коридоры, традиционные японские комнаты с низким потолком и пр.). Ведение боя в малом помещении (как с оружием, так и без него) накладывает определённые ограничения на используемую технику: нет места для размашистых ударов и длинного оружия, поэтому им на смену приходят короткие удары, уколы в фехтовании и малогабаритные укороченные типы оружия (например ниндзя использовали более короткие по сравнению с самурайскими мечи).
  • Предпочтение внезапным нападениям из скрытого положения (из засады, сзади, ночью и пр.)
  • Упор на приёмы ошеломления противника, чтобы в случае раскрытия разведчика выиграть время для бегства.

Ни одна из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведёт происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приёмы ниндзя сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях Сил Самообороны Японии.

При бегстве применялись два приёма рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.

По мнению историка-япониста А. М. Горбылёва, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьёзные тренировки в рукопашном бое влекут за собой специфические изменения во внешнем облике, тем самым демаскируя ниндзя. Поэтому по мнению Горбылева ниндзя делали акцент на приёмах внезапного нападения с близкой дистанции с использованием малогабаритного скрытого оружия вместо глубокого изучения боевых искусств и ведения традиционного открытого поединка.

Эти загадочные и странные ниндзя

Выражаясь современным языком, у ниндзя была узкая специализация. В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских искусств, свои коронные методы ведения боя. Например, клан Фума славился диверсиями и терроризмом. Для водных операций он использовал «драконьи лодки», похожие на субмарины. Через люк в днище воины покидали судно и приводили в негодность днища кораблей противника.

Ниндзя клана Гекку специализировались на технике поражения болевых точек при помощи пальцев. Клан Коппо владел приемами захватов, вывихов и переломов. Ниндзя из клана Хат-тори великолепно владели копьями. Кога-ниндзя были специалистами в медицине и в области взрывчатых веществ. Среди «воинов тени» было немало изобретателей — много приспособлений и видов оружия, используемых ниндзя, появилось в кланах Ига.

Несмотря на конкретную «специализацию» кланов, каждый ниндзя в совершенстве владел техникой проникновения в любые помещения, всеми известными видами оружия, искусством маскировки, борьбой голыми руками, техникой подачи сигналов с помощью костров и разноцветных дымов, искусством психофизического тренинга («защита девяти слогов»).

Сандзю Горобэй, тюнин клана Ига, оставил потомкам записки, удивляющие всех, кто их читал. Открылись совершенно новые сведения об этих загадочных воинах. Оказывается, существовали такие кланы, которые у потомков, несомненно, вызывают недоумение. К примеру, ниндзя клана Мумэй. Их название с большим трудом переводится как «ниндзя с тяжелой глиняной печкой хибати, крепко привязанной к левой ноге». Эти ниндзя слыли самыми шумными. Хибати, привязанная к левой ноге постоянно за все цеплялась, издавая жуткий шум. В рукопашном бою эта хибати тоже доставляла больше хлопот, чем пользы. И только некоторые владели своим «оружием» в совершенстве — могли метко швырять печку ногой, попадая в голову противнику. В конце концов, именно хибати и погубили клан. Все ниндзя клана утонули в разлившейся реке во время отступления от войск сегуна Нобунага. Их утопили несъемные хибати.

Клан Сэйко слыл «траурными ниндзя». Их черно-белые балахоны были украшены нашитыми костями, черепами и инструментами могильщиков. Иногда вместо балахонов ниндзя «одевали» продолговатые деревянные ящики и устраивали засады на кладбищах. Кстати, они дожили до наших дней. Только одежда их стала другой, а боевые навыки давным-давно утрачены. Современные балахоны клана Сэйко обшиты пластмассовыми розами, на голове у них черно-золотые повязки с надписью «От друзей и родных», лица густо набелены, а на щеках — накладные слезы. Каждый «траурный» ниндзя имеет плеер с записями похоронных маршей.

Клан Ономати — это «ниндзя в бересте». В этот клан принималось только коренное население севера Японских островов. Обучение их было изнурительным. В итоге каждый должен был голыми руками содрать с толстой березы кору единым куском, прорезать в ней дыры для глаз, завернуться в нее и провести так всю свою оставшуюся жизнь. Клан был немногочисленный, и когда в 1560-1563 годах наступили небывалые зимние холода, многие ниндзя просто замерзли в лесу в своем березовом цилиндре. К тому же, дровосеки нередко принимали этих воинов за поленья и разрубали пополам. Так клан и вымер.

Клан Дофу славился «гламурными ниндзя», которые не признавали маскировку и одевались подчеркнуто вызывающе: огромные синие парики, ярко-розовые балахоны с мехом, лакированные кожаные тапочки на высоком каблуке. Несмотря на столь вычурный вид, этих ниндзя боялись не меньше, чем остальных. У Дофу был особый ритуал боя — ниндзя громко и жалобно кричали по поводу коротких ногтей и немодной одежды противника. Гибель клана тоже была нелепой. При отступлении от войск все того же Нобунага, знаменитого истребителя ниндзя, Дофу отказались переплывать реку. Сандзю Горобэй пишет, что предводитель Дофу потрогал воду пальцем, а потом заметил, что она испортит его прелестный костюм. В результате ниндзя-модники предпочли быть изрубленными самураями.

Клан Одори — «черепахи-ниндзя», почитал больших сухопутных черепах и во всем им подражал. У них были огромные медные панцири, крепившиеся ремнями на спину, а сверху надевался обтягивающий черный балахон бесформенного вида. Их медлительность доводила противника до белого каления. Этот клан в совершенстве владел маскировкой — часовым так надоедало смотреть на практически не ползущих ниндзя, что потом они просто теряли «черепах» из виду.

А еще были ниндзя «покрытые дегтем и перьями», «воины с деревянными ложками», «зловонно дышащие на врага чесночной похлебкой», «подобны дьявольским попугаям», «дикие пчелы, живущие в долбленых колодах и поедающие мед». В общем, на любой вкус.

Рентгеновские лучи

Tempel 1 в рентгеновском свете от Chandra

В конце марта 1996 года было обнаружено, что кометы излучают рентгеновские лучи . Это удивило исследователей, поскольку рентгеновское излучение обычно связано с телами с очень высокой температурой . Считается, что рентгеновские лучи генерируются взаимодействием комет с солнечным ветром: когда сильно заряженные ионы пролетают через атмосферу кометы, они сталкиваются с атомами и молекулами кометы, «отрывая» один или несколько электронов от кометы. Этот отрыв приводит к испусканию рентгеновских лучей и фотонов далекого ультрафиолета .

Магические приемы ниндзя

Если понять, как устроены костюм, оружие, инструменты ниндзя, как действуют их тактики и на чем основаны приемы, тогда деятельность этих шпионов не будет казаться нам такой уж мистической. Тем не менее ниндзя были замечательными людьми. Слова о том, что ниндзя достигли совершенства, применимы в первую очередь к их изумительным физическим способностям, достигаемым благодаря годам упорных тренировок под руководством мастера ниндзя, однако следует понять также и образ их мышления.

В подготовке сознания до, во время и после начала выполнения задания ниндзя демонстрировал, что он был целиком и полностью религиозным человеком. Хотя он полагался на свои физические способности выполнять сложные задания, ниндзя всегда молился богам и Будде, спрашивая благословения на выполнение опасного дела. Он приобретал абсолютную уверенность в себе и своих силах, чертя кудзи-кири и одновременно бормоча магические формулы, а затем используя знак «ин» для приобретения контроля над сознанием.

Кудзи-кири был важным аспектом жизни аскета, известным как Сюгендо, а также буддизм для посвященных или Миккио. Чтобы начертать кудзи-кири, нужно было нарисовать пальцем в воздухе пять горизонтальных и четыре вертикальных линии попеременно, повторяя при этом заклинания, затем пальцы складывались особым образом для получения знака «ин».

В рассказах людей, в разные времена видевших дела ниндзя, эти шпионы представали сверхлюдьми. И в последнюю очередь с этим утверждением стали бы спорить сами ниндзя. Говоря по совести, они изо всех сил старались приукрасить свои способности.

Сильно преувеличивалась способность ниндзя прыгать. Им приписывались прыжки невероятно длинные и на неправдоподобную высоту. Хотя ниндзя в этом не было равных, он все- таки использовал некоторые ускоряющие приспособления. Множество смущенных свидетелей видело, как ниндзя перепрыгивает восьми» или девятиЛутовую садовую стену или запрыгивает на карниз низкого строения, но от волнения и страха люди не замечали тех средств, которые помогали ниндзя проделать подобный трюк. Тщательно спрятанного трамплина, оставленного у стены, было достаточно для того, чтобы запрыгнуть на ее верх. Затем, чтобы трамплин никто не обнаружил, его поднимали наверх при помощи веревки.

Таким же образом прыгали на большие раст- ояния в длину, но с использованием хитрой акробатической техники рикошета. Ниндзя бежал на большой скорости, затем отталкивался от ка- кого-то прочно стоящего объекта: дерева, столба, здания, камня. Благодаря этому быстрому толчку ниндзя мог прыгнуть на 25 футов.

Говорили, будто такую прыгучесть ниндзя приобретают благодаря зелью, сваренному из внутренностей лошади, и будто бы эту магическую стряпню ниндзя втирают в ступни. Трудно представить, чтобы подобная сомнительная процедура могла действительно помочь. Отрезки бамбуковых стволов использовались как шесты для прыжков через преграды высотой 10 или больше футов. Примерно таким же способом ниндзя прыгали в длину.

Многие воины, пытавшиеся поймать спасающегося бегством ниццзя, попадали в хитроумную ловушку токетсу (заячью нору). Ниндзя выкапывал U-образный тоннель вдоль того места, которое он собирался перепрыгнуть. Большая сторона этого тоннеля была обращена к тому месту, откуда ниндзя должен был появиться, отверстие закрыто. Внутри тоннеля помещалась масляная смесь и заряд взрывчатого вещества.

Края тоннеля аккуратно промазывались глиной, так чтобы масляная смесь не вылилась. Заряд взрывчатого црщества помещался так, чтобы масло вспыхнуло. Маленький огонь мог зажечь находящуюся внутри массу, и взрыв раздавался в широкой стороне тоннеля.

Около узкого конца тоннеля ниццзя или ждущий его напарник поджигал взрывчатое вещество, находящееся внутри. Пламя было нацелено прямо в лица преследователей.

Prev
Next

Свистать всех наверх! Или кое-что о матросских ножах

Оружие ниндзя

  • Стрелковое оружие
    • Фитильные (хинава-тэппо)
    • Кремнёвые (хиути исидзю)
    • Духовые (кукидзю) — духовое ружьё, представляет собой трубку, в которую вставляют стрелки (иголки, шипы)
    • Вакидзаси-тэппо (ружьё, замаскированное под меч вакидзаси)
    • Ядатэ-тэппо (ружьё, замаскированное под футляр для кисти)
    • Кисэру-тэппо (ружьё, замаскированное под курительную трубку)
  • Пушка
    • Мокухо («деревянная пушка»)
    • Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)
  • Зажигательные средства
    • Огненные стрелы хия
    • Бохия — огненная палка
    • Утихия — метательная зажигательная стрела
    • Хидакэ — огненный бамбук
    • Хисякэн («огненный сякэн»)
  • Отравляющие средства
    • Моппан
    • Фуё-но оги
    • Нэмуриби
    • Кусагамэ
  • Запалы и фитили
  • Мечи, копья, секиры, ножи
    • Ниндзято, синоби-гатана — меч ниндзя
    • Танто — нож
    • Конагината — короткая нагината
    • Сибаки-яри — копьё
    • Камаяри — копьё-серп
    • Оно — секира
    • Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы)
  • Когти
  • Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью, Кама — серп
  • Боевые шесты и дубинки
  • Оружие переменной длины
    • Мусубинава — верёвка с грузиком
    • Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): кусари-фундо, тама-гусари, содэ-гусари, кусари-дзюттэ, рё-бундо и т. д.
  • Метательные бомбы и гранаты
  • Метательное оружие
    • Ханкю (половинный лук) и юмия (стрелы)
    • Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»
    • Сюрикэны (метательные «звёзды» и «стрелки» ниндзя)

      • Сякэн («звездочка»), типы: санко, дзюдзи, роппо, хаппо, мандзи, нагарэ-мандзи, тэккан и т. д.
      • Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: босугата, тантогата, кугигата, хэйтёгата, харигата, хасидзё, кусабигата и т. д.
      • Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера)
    • Цубутэ, арарэ, мэцубуси
  • Приспособления для преодоления стен
    • Синобикаги — посох с крюком на конце и петлями верёвками вдоль посоха для ног
    • Лестница (тобибасиго) — верёвочная лестница с железным крюком на верхних концах
    • Кагинава (кошка) — двойной, тройной и более железный крюк с верёвкой (иногда цепь)

Кланы ниндзя

Каллиграфическая надпись «ниндзя»

  • Ига — один из самых известных и влиятельных кланов. Подобное положение было достигнуто за счёт поддержки правительства Токугавы.
  • Кока (Кога) — вторая наряду со школой Ига наиболее влиятельная школа, также пользовавшаяся поддержкой Сёгуната.
  • Кисю
  • Фума — большой клан ниндзя, часть которого служила Ходзё Удзинао.
  • Сада
  • Момоти (входит в Ига)
  • Фудзибаяси (входит в Ига)
  • Нэгоро — зародилась и практиковалась в среде монахов-воинов (»сохэй») монастыря Нэгоро-дзи. Известна методами подготовки в области стрельбы из ружей.
  • Сайка (Сайга) — специализировалась на стрельбе из ружей.
  • Сирай
  • Синто
  • Хакуун — основана, согласно легенде, отшельником по имени Хакуун Доси (Даос Белое облако) в горах Кумано ок. 1181—1182 годов, где и практиковалась в среде ямабуси. Из неё позже выделились школы Готон дзюхо-рю (школа пяти способов бегства и десяти методов), Гэндзицу-рю («Реалистическая школа»), Гэн-рю (Школа темноты), Кисю-рю (Школа провинции Кисю) и Рюмон-рю (Школа врат дракона). Все они известны только по названию.
  • Хаттори (входит в Ига)

Нож разведчика НР 40: популярные виды

1970-е

Будзинкан

В 1979 году Масааки Хацуми основал организацию Будзинкан . Он использует концепции ниндзюцу в трех из своих девяти школ, хотя с тех пор они отказались от прозвища «ниндзюцу», чтобы избежать стереотипов, и поскольку искусство, которое содержит 9 рюха (или школ), имеет только 3 школы, основанные на ниндзя, а остальные 6 основаны на тактике самураев.

Тени общества Ига

Стивен К. Хейс основал «Общество теней Ига», чтобы продвигать исследования ниндзюцу в Северной Америке. Он учился у Шото Танемура, а затем у Масааки Хацуми. Хейс представил концепции ниндзюцу в Северной Америке. Он основал додзё ниндзюцу в середине 1970-х годов в Атланте, штат Джорджия. Примерно в 1980 году Хейс переехал в Дейтон, штат Огайо, где продолжал преподавать.

Ниндо Рю Будзюцу Кай

«Ниндо Рю Будзюцу Кай» — это федерация боевых искусств, основанная в 1979 году. В ней есть подразделение гендай ниндзюцу под руководством Карлоса Р. Фебреса. Фебрес был бывшим учеником Шото Танемуры и Т. Хигуши и учился у Рона Дункана и Бо Мунте. «Ниндо Рю Гендай Ниндзюцу» использует современное применение и интерпретацию «Такамацудэн, Кога (кока) и эклектических школ ниндзюцу».

Ранги Техник

Катон: Гокакью но Дзюцу

Гендзюцу

Тсукуёми

Основная статья: Гендзюцу

Гендзюцу (幻術, «Техника иллюзий») — техника, с помощью которой пользователь держит противника в своего рода гипнозе, контролируя чакру в его мозгу. Так можно ограничить противника, к примеру — усыпить или парализовать. Особенно сильные Гендзюцу могут навредить противнику и психически. Однако, такие техники имеют настолько высокий уровень, что использование или создание возможно только с помощью интеллекта выше среднего или Кеккей Генкай.

Тайдзюцу

Дайнамикку Энтори

Основная статья: Тайдзюцу

Тайдзюцу (体術, «Техника тела» или «Ближний бой») использует тело, или силу тела, чтобы навредить противнику. Для Тайдзюцу не требуются ручные печати, однако желательны владение и контроль чакры. При этом чакра образуется из телесной силы. С помощью Тайдзюцу можно повысить силу и скорость ниндзя.

Быстрые ноги = живой синоби

Скорость и выносливость — залог успеха любой тайной операции. Если ты хочешь приблизиться к идеалу всех ниндзя, то занятия бегом — лучший способ. Тренируйся каждый день и не ной, что тебе тяжело. Синоби тренировались с пяти лет, а в пятнадцать уже считались готовыми к выполнению заданий.

Информация ценна только тогда, когда ею можно воспользоваться. Ниндзя приходилось как бегать на большие расстояния, так и делать короткие забеги. Если ты хочешь стать настоящим синоби, то бегай каждый день. А для того чтобы у этого был необходимый эффект, следует выработать специальную тренировку.

Начинай неделю с легкой пробежки на длинную дистанцию — от трех до пяти километров. Это поможет тебе выработать правильное дыхание и даст необходимую разминку. На следующий день уменьшай дистанцию, но на последних пятистах метрах ускоряйся как можно больше. Чередуй эти тренировки, а раз в две недели устраивай забег на длинную дистанцию с ускорением в процессе её прохождения: один километр — спокойным бегом, полкилометра — ускорение, еще половину — шагом, и заново. Это значительно увеличит нагрузку на твое тело, но результат того стоит.

Когда твое тело окрепнет, а разум станет более цепким, перед пробежкой запоминай определённый текст, а после — пытайся воссоздать его. Пройдя такую подготовку, ты с легкостью сможешь перемещаться от провинции к провинции с ценными знаниями в голове, а догнать тебя не сможет даже самый быстрый самурай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector