Авиационные высокотемпные

Боеприпасы

Клеймо «Ш» на патроне завода № 529 (Новая Ляля).

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы. Лента подаётся из короба на 250, в более поздних версиях — на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов.

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32), бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки. В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже. На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет. В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации.

Укладка пулемётной ленты для ШКАС в короб. Фото С. Кафафьяна

На ящиках и «цинках», куда упаковывались патроны для пулемёта ШКАС, наносились надпись «ШКАС» и условное обозначение в виде изображения пропеллера красного или чёрного цвета. Красный пропеллер означал, что патроны разрешены для использования в синхронизированных пулемётах ШКАС (ведущих огонь через вращающийся винт самолёта). Чтобы аттестовать патроны для синхронизированной стрельбы, проводились проверки на время воспламенения капсюля (что оказывает главное влияние на время, в течение которого пуля покинет ствол), герметичность патронов, строже допуски на баллистические характеристики. Патроны, не прошедшие испытания, не допускались для стрельбы из ШКАСа через винт самолёта, поэтому на упаковках рисовался чёрный пропеллер, означающий допуск только стрельбы из синхронизированных пулемётов ПВ-1.

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки. Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова. Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск

Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным — нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки — недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя.

Танковые войска

Пулемёт ДШК

ДШК (Индекс ГРАУ — 56-П-542) — станковый крупнокалиберный пулемёт под патрон 12,7×108 мм. Разработан на основе конструкции крупнокалиберного станкового пулемёта ДК.

В феврале 1939 года ДШК был принят на вооружение РККА под обозначением «12,7 мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина образца 1938 года».

История создания и производства

Задание на создание первого советского крупнокалиберного пулемёта, предназначенного в первую очередь для борьбы с самолётами на высотах до 1500 метров, было выдано к тому моменту уже весьма опытному и хорошо известному оружейнику Дегтярёву в 1929 году. Менее чем через год Дегтярёв представил на испытания свой пулемёт калибра 12,7 мм, и с 1932 года началось мелкосерийное производство пулемёта под обозначением ДК (Дегтярев, Крупнокалиберный). В целом ДК повторял по конструкции ручной пулемёт ДП-27, и имел питание из отъемных барабанных магазинов на 30 патронов, устанавливавшихся на пулемёт сверху. Недостатки такой схемы питания (громоздкость и большой вес магазинов, низкая практическая скорострельность) вынудили прекратить выпуск ДК в 1935 году и заняться его усовершенствованием. К 1938 году конструктор Шпагин разработал модуль ленточного питания для ДК.

26 февраля 1939 года усовершенствованный пулемёт был принят на вооружение РККА под обозначением «12,7 мм крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва — Шпагина образца 1938 года — ДШК».

Массовый выпуск ДШК был начат в 1940—41 годах.

ДШК использовались в качестве зенитных, в качестве оружия поддержки пехоты, устанавливались на бронетехнику (Т-40) и малые корабли (в том числе торпедные катера). В соответствии со штатом стрелковой дивизии РККА № 04/400-416 от 5 апреля 1941 г., штатное количество зенитных пулемётов ДШК в дивизии составляло 9 шт.

К началу Великой Отечественной войны Ковровским механическим заводом было выпущено около 2 тыс. пулемётов ДШК.

9 ноября 1941 года было принято постановление ГКО № 874 «Об усилении и укреплении противовоздушной обороны Советского Союза», которое предусматривало перераспределение пулемётов ДШК для вооружения создаваемых подразделений войск ПВО.

К началу 1944 года было выпущено свыше 8400 пулемётов ДШК.

До конца Великой Отечественной войны было выпущено 9 тысяч пулемётов ДШК, в послевоенное время выпуск пулемётов продолжался.

Конструкция

Крупнокалиберный пулемёт ДШК представляет собой автоматическое оружие, построенное на газоотводном принципе. Запирание ствола осуществляется двумя боевыми личинками, шарнирно укрепленными на затворе, за выемки в боковых стенках ствольной коробки. Режим огня — только автоматический, ствол несъёмный, оребренный для лучшего охлаждения, оснащён дульным тормозом.

Питание осуществляется из нерассыпной металлической ленты, подача ленты — с левой стороны пулемёта. У ДШК устройство подачи ленты было выполнено в виде барабана с шестью открытыми каморами. Барабан при своем вращении подавал ленту и одновременно извлекал из нее патроны (лента имела разомкнутые звенья). После прихода каморы барабана с патроном в нижнее положение патрон подавался в патронник затвором. Привод устройства подачи ленты осуществлялся при помощи расположенного с правой стороны рычага, качавшегося в вертикальной плоскости когда на его нижнюю часть воздействовала рукоятка заряжания, жестко связанная с затворной рамой.

В затыльнике ствольной коробки смонтированы пружинные буфера затвора и затворной рамы. Огонь вёлся с заднего шептала (с открытого затвора), для управления огнём использовались две рукоятки на затыльнике и спаренный спусковые крючки. Прицел рамочный, на станке также имелись крепления для зенитного ракурсного прицела.

Пулемёт использовался с универсального станка системы Колесникова. Станок оснащался съёмными колесами и стальным щитом, а при использовании пулемёта в качестве зенитного колеса и щит снимались, а задняя опора разводилась, образуя треногу. Кроме того, пулемёт в роли зенитного комплектовался специальными плечевыми упорами. Основным недостатком этого станка был его большой вес, ограничивавший мобильность пулемёта. Кроме станка, пулемёт применялся в башенных установках, на дистанционно управляемых зенитных установках, на корабельных тумбовых установках.

Боевое применение

Пулемёт применялся СССР с самого начала на всех направлениях и прошел всю войну. Использовался в качестве станкового и зенитного пулемёта. Крупный калибр позволял пулемёту эффективно бороться со многими целями, вплоть до средних бронеавтомобилей. В конце войны ДШК массово ставился как зенитный на башни советских танков и САУ для самообороны машин в случае атак с воздуха и с верхних этажей в городских боях.

Особенности конструкции

Схема автоматики пулемёта ШКАС. Справа вверху подробнее изображён принцип работы подающего барабана.

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов. Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень, непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему. Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня». Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди.

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику. Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы.

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник. По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен.

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок. Стрельба одиночными выстрелами невозможна. Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона.

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад. После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается.

Электроспуск

Приказом НКОП № 00112 от 23 июля 1937 года Особому техническому бюро (ОТБ) поручено разработать систему автоматической перезарядки и электроспуска пулемета ШКАС на самолёте И-16. Для этого на заводе № 81 НКАП выделялись помещения для опытных и конструкторских работ. Результаты проведенных работ неизвестны.

Характеристики боеприпасов калибра 7,62 мм [ править ]

Хотя в пушках ШКАС и использовался патрон 7,62 × 54 ммR, использовались специально созданные для них патроны с меньшими допусками ; Чтобы отличать их от обычных боеприпасов калибра 7,62, на дне гильз была нанесена кириллическая буква «Ш» ( Ш ). Корпуса, разработанные Н.М. Елизаровым, также обладали рядом дополнительных особенностей, такими как двойное обжимание и более толстая стенка корпуса «биметаллической» конструкции вместо традиционной латуни . Основным типом использованной пули была бронебойно-зажигательная пуля Б-32. Боеприпасы, помеченные как таковые, не должны стрелять из обычных винтовок 7,62×54 ммR.

  • Вес пули: 148 гран (9,6 грамма)
  • Вес раунда: 370 гран (24 грамма)
  • Баллистический коэффициент : 2100 кг / м 2 (3,0 фунта / дюйм 2 )
  • Продолжительность полета трассирующих боеприпасов : 750 м (2460 футов)
  • Бронебойность: 11 мм (0,43 дюйма) на высоте 400 м (1312 футов)

Появление системы Гатлинга

Вторым этапом стало появление совершенно новых образцов орудий с механическим способом приведения их в боевое состояние. Простейшим, первым видом улучшений, имевшим место почти пятьсот лет назад, было увеличение количества стволов. Результаты не сильно порадовали тогда оружейников, так как в общей сложности, на рост интенсивности, данная модификация сильно не повлияла. Еще одной причиной отсутствия прогресса было то, что на тот момент, основным способом заряжания был – дульный, требовавший слишком много времени. И сколько бы стволов не ставили на орудие, все равно перезарядка была долгой.

Многоствольная артиллерийская установка Кристофа-Монтини

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода, Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт, по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим»). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями. Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в Московском механическом институте он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в Научном автомоторном институте, он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста.

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого. В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия.

Принятие на вооружение

Коллектив ПКБ стрелкового оружия — создатели пулемёта ШКАС. В заднем ряду второй слева — Ф. В. Токарев, третий слева — П. П. Третьяков.

В 1930 году на Тульском оружейном заводе (ТОЗ) для проведения испытаний изготовлен первый образец скорострельного пулемёта под наименованием П-426. В начале 1932 года коллектив разработчиков завершил окончательную отладку конструкции, и 13 февраля артиллерийское управление заказало изготовить на Тульском заводе пробную партию из 7 пулемётов для дальнейших испытаний. В июне 1932 года пулемёт был предъявлен К. Е. Ворошилову. 14 июля пулемёт одобрен правительством, разработчики решили ускорить доводку образца и предъявить его государственной комиссии к осени того же года. 7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта и 11 октября постановил принять его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года» или ШКАС.

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500—2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года. К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС.

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500—2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали, смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной.

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени.

История создания пушки Гатлинга и Гаста

После изобретения огнестрельного оружия, для повышения эффективности, человечество начало его совершенствовать и модифицировать. В ходе испытаний, да и боевым применением, установили, что чем массивнее ведется огонь, тем он эффективнее и больший урон наносит врагу. Вначале пытались увеличить скорострельность за счет физических данных стрелка. Тут все просто: быстрее снаряжаешь, больше врагов уничтожишь. Но вскоре поняли, что возможности человека, к сожалению, имеют свои пределы и «выше головы не прыгнешь».

Вооружение первых кораблей

История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Появление скорострельных орудий в ВМФ

Модифицированные установки типа «Вулкан» также устанавливали на боевые корабли. Самым распространенным зенитным комплексом был «Фэленкс МК15». Он относится к оружию ближнего боя, применяется для атак и уничтожения живой силы противника, судов и противокорабельных торпед. В начале 1990-х годов его поставили на свои корабли такие страны, как: Британия, США, Япония, Португалия.

Основные характеристики «Фэленкс МК15»:

  • Калибр 20 мм.;
  • Рассчитан под патроны 102 х 20 мм.;
  • Для приведения в действия автоматики применяют внешний привод;
  • Скорострельность – 3000;
  • Максимальная скорость полета пули 1036 м/с;
  • Убойная сила сохраняется до 1470 м.;
  • Угол атаки: до 92 градусов вдоль вертикальной плоскости, 126 – по горизонтали;
  • Общий вес установки 5420 кг.

XM214 Microgun

Советские ученые также уделяли пристальное внимание типу вооружения, работающего по принципу стрельбы за счет вращения барабана стволов. Одним из примеров может служить созданный в 1939 году пулемет Слостина, калибром 7,62 мм

В совокупности он имел 8 стволов. Однако полевые испытания выявили много недочетов. А еще, его распространению в войсках помешал большой вес конструкции станины. Тем не менее, данная разработка послужила своеобразным трамплином к развитию аналогов в 60-х годах. Тогда по заказу ВМФ СССР оружейные мастера принялись разрабатывать шестиствольную пушку калибром 30 мм. Так началось возрождение идей Гатлинга.

Внешний вид пулемета Слостина

В 60-х годах в тульском КБ, конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов создали корабельную установку «АК630», калибром 30 мм. Блок стволов приводился в действие газовым приводом, что обеспечивало скорострельность в 4-5 тысяч выстрелов в минуту. Запускалась система пневматическим стартером. Такие характеристики полностью удовлетворяли потребности флота и были грозным средством против противника. Установка поступила на флот.

Установка АК630К

Корабельная установка имеет следующие характеристики:

  • Общий вес 3,8 т;
  • Калибр 30мм;
  • Длина ствола 1,62 м;
  • Начальная скорость полета снаряда 1030 м/секунду;
  • Скорострельность 4-5 тысяч выстрелов в минуту;
  • Убойная дальность сохраняется до 4000 м.

Модификация для авиации получила название ГШ630, ее внешний вид:

Пушка ГШ-6-23

Начало 70-х годов ознаменовалось возрождением пулеметов, оснащенных несколькими стволами. Первыми из этой линейки были тульские ГШГ, скорострельностью 6000, имевшие четыре дула и рассчитанные под боеприпасы калибром 7,62 мм. За ним последовал разработанный Б.А. Борзовым и П.Г. Якушевым «ЯКБ», калибром 12.7 мм, имевший скорострельность до 5000. Этот пулемет устанавливался на подвижной платформе на отдельные модификации самолет «Ми24».

Четырехствольный пулемет ГШГ и ЯкБ (По краям ГШГ в Центре ЯкБ)

Следует понимать, что система многоствольного оружия не ограничивается системой Гатлинга. История знает еще другую, хотя и менее популярную, но все же, известную многим. Названа она в честь ее изобретателя – немецкого оружейного мастера К.Гаста. Представителем этой линейки может служить изобретенная в 1917 году модель «Gast-Maschinengewehr», калибром 7,92мм. Она совмещает в себе автоматический привод и несколько стволов. Принцип действия заключался в использовании инерционного возвратного движения после выстрела. Так, благодаря отдаче, откатывающийся назад ствол, по средству механизма, досылал патрон в патронник, и так далее. Известно также, что тестовые испытания нового оружия показали его высокую скорострельность: 1600 выстрелов за минуту.

К идее Гаста вернулись в 1965 году на Тульском оружейном заводе, создав там прототип пулемета с использованием указанной схемы заряжания – «ГШ-23». Чуть позже появились его авиационная модификация: «ГШ-30.2» калибром 30 мм. Такое вооружение устанавливали на истребителях Ми24П.

Установка «ГШ30.2»

В общей сложности, система, созданная Гатлингом, существует уже более 150 лет, а изобретенная Гастом больше 100. Они действительно опередили свое время, так как во много раз много превосходили своих предшественников – Митральезы. Но со временем, подобные установки устарели. Хотя придуманный ними принцип до сих пор используются в артиллерийских орудиях, в том числе: корабельных и авиационных. За время существования они претерпели множество усовершенствований и модернизаций. Была увеличена их скорострельность, живучесть. Но, смело можно сказать, что они в своем развитии добрались до той черты, за которой будет новый, качественный скачек, без кардинального изменения концепции, просто невозможен. В данной ситуации не помогут ни современные материалы, ни доработки механизма или привода. Необходим иной взгляд на вооружение. Над которым постоянно работают конструктора.

Нарукавный знак Сухопутных войск России

Нарукавный знак:Тканевая нашивка в виде щита с кантом красного цвета, в центре — малая эмблема. Над эмблемой надпись желтого цвета: «РОССИЯ».Цвет поля нарукавного знака при ношении должен соответствовать цвету верха военной формы одежды. Круглый нарукавный знак в 1998-2015 гг.:Тканевая нашивка круглой формы красного цвета с кантом желтого цвета, в центре — средняя эмблема Сухопутных войск. Размеры знака (по внешним сторонам канта) — 80 мм.Учрежден приказом Министра обороны РФ от 14.01.1998 № 15 «Об Описании предметов военной формы одежды военнослужащих Вооруженных Сил РФ». Нарукавный знак до 1998 г.Тканевая нашивка круглой формы черного цвета с кантом желтого цвета.
В центре — желтая пятиконечная звезда поверх дубового венка зеленого цвета. По краям надписи белого цвета: вверху — «СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА», внизу — «РОССИЯ».

Ссылки [ править ]

Ноты
  1. ^ Чинн, стр. 78–79
  2. Ян В. Хогг (1978). . Новые книги Берлингтона. п.  . ISBN 978-0-906286-41-8.
  3. Чинн, стр. 80
  4. ^ Чинн, стр. 72
  5. ^ Чинн, стр. 73
  6. Чинн, стр. 79
  7. Широкорад, с. 73; номер 1936, 1939 и 1941–1942 гг. не указан.
  8. ↑ Drabkin 2007, pp. 60–68.
  9. Джордж Чинн, 1951, Пулемет: разработка во время Второй мировой войны и корейского конфликта Соединенными Штатами и их союзниками полностью автоматических систем пулемета и высокоскоростной пушки с приводной мощностью, том III, части VIII и IX. п. 44 год
  10. Билл Ганстон (1987). Иллюстрированная энциклопедия авиационного вооружения: большой справочник орудий, ракет, ракет, бомб, торпед и мин . Книги Саламандры. п. 24. ISBN 978-0-86101-314-2.
  11. EJ HOFFSCHMIDT (1969). Немецкие авиационные пушки и пушки . WE, inc. п. 117.
Список используемой литературы
  • Драбкин, Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление в Москву — Воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Military, 2007. ISBN 1-84415-563-3 . 
  • Романов Д. И. Оружие Воздушного Боя (Романов Д.И., Воздушное оружие )
  • Чинн, Джордж М. Пулемет, Том II, Часть VII. Департамент военно-морского флота США, 1952 год.
  • Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Харвест (Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Harvest. ISBN 985-433-695-6 ) ( История авиационного вооружения ) 

Появление систем ПРО на базе многоствольных пулемётов

По мере развития авиационной техники, а также установок противовоздушной обороны, в середине 20 века вновь вернулись к теме повышения темпа стрельбы. Для уничтожения движущегося на большой скорости, маневрирующего летательного аппарата, требовалась скорострельность более 3000, а подобных орудий тогда не было.

Ракеты и Реактивные комплексы

В 1937 году появился первый такой пулемет под названием «Ультрашкас». Несмотря на высокую скорость стрельбы, он обладал только одним стволом, который к тому же, при интенсивной работе чрезмерно перегревался. Что приводило к ухудшению баллистических свойств, а то и вовсе могло его разрушить. Кроме этого, калибр был слишком мал для осуществления полноценных атак на крупные объекты. Оценив всесторонне эту разработку, инженеры пришли к выводу, что переделывание его нерационально. Вот тогда, одновременно во многих странах мира вернулись к идее, подсказанной несколько веков назад Гатлингом. Тогда же вспомнили про успешные опыты с увеличением скорострельности путем повышения скорости вращения. Мотивировало сторонников этой идеи еще то, что появились новые сверхпрочные стальные сплавы. Теперь можно было не переживать за износ и перегрев дула.

T249 Vigilante

Самой успешной модификацией стал шестиствольный американский «Вулкан М61» 1949 года, калибром 20 мм. Приводимый в движение гидравлическим приводом блок позволяли осуществлять стрельбу в двух режимах: 4 и 6 тысяч выстрелов в минуту. Сложности с перекосом снаряжённой ленты устранили путем применения беззвеньевого питания. Эта модель получила индекс «М61А1» и, как оказалось впоследствии, на много лет опередила свое время с показателем скорострельности в 6000. Ей оснащали почти все истребители США в течение многих последующих годов.

Описание [ править ]

ШКАС — газовый пулемет револьверного типа ; он имеет единственную камеру, в которой штифт ударяет по капсюлю.

Ключевой элемент высокой скорости передачи данных на ШКАСЕ»огня является вращающимся барабаном (подача клетки) , который содержит десять раундов и обеспечивает очень гладкое, прогрессивное удаление картриджей от их распадающейся линии пояса . Еще одним элементом является легкая отдача ружья, которая весит всего 921 грамм (2,07 фунта).

Схема работы системы питания ШКАС.

Рассекреченный американский анализ системы подачи, основанный на моделях, захваченных во время Корейской войны , гласит:

( Ян В. Хогг назвал систему кормления ШКАС « беличьей клеткой ).

Проанализировав менее необычные части ШКАС, источник в США заключает:

Хотя ШКАС наиболее известен своей высокой скорострельностью, в нем были предусмотрены более низкие циклические скорости за счет снижения давления газа. Это было сделано путем «изменения положения отверстий в газовом регуляторе, который имеет отверстия трех разных размеров: 2,1 мм (1/12 дюйма), 2,5 мм (1/10 дюйма) и 3,2 мм (1/12 дюйма)». 8 дюймов). Чем меньше размер используемого отверстия, тем более умеренная скорость стрельбы «.

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

Тип пулемета Турельный ШКАС Крыльевой ШКАС Синхронный ШКАС
Масса тела пулемета (кг) 10,6 9,8 11,1
Темп стрельбы (выстр/мин) 1800 1800 до 1650
На каких самолетах ставился ТБ-3, Ил-4, Пе-8, Ер-2, СБ, ДБ-3, Су-2, По-2, Ли-2, МБР-2, Бе-2 И-16, Р5-ССС, Ил-2, Бе-2 И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7

В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

Пулемет Гатлинга

В это же время, американский врач, и по совместительству изобретатель Р. Дж. Гатлинг, приняв за основу идею использования нескольких стволов одновременно, доработал ее, изменив общую концепцию. По его задумке, в отличие от Монтини, стволы орудия должны не одновременно, а по очереди выполнять заряжание, выстрел и выбрасывание гильзы.

Первый пулемет Гатлинга

Первая экспериментальная модель имела 6 стволов. Патроны, которые помещались в стальной подаватель, под собственным весом спускались к патроннику. Потом досылались до боевого положения. Но, чтобы вся система начала работать, ее необходимо было постоянно вращать. Делалось это за счет мышечной силы стрелка, который рукой крутил специальную ручку. Таким образом, за один полный цикл, каждый из стволов успевал зарядиться, выстрелить и выбросить гильзу, тем самым подготовиться к следующему заходу. Темп стрельбы начальных моделей не превышал 200 выстрелов в минуту. Но позже, после доработки механизма вращения, стал достигать даже 1000.

Было бы ошибочно присвоить доктору Гатлингу идею вращающегося блока. Так как на то время уже были известны револьверы «Pepper Box». Более того, активно применялись. Но он ее существенно усовершенствовал, добавив собственную систему циклической подачи, а также экстракции отработанных гильз. После получения патента в 1862 году, указанное изобретение Гатлинга поступило на вооружение армии США.

Основные сложности и слабые стороны пулемета были частые осечки и перекосы. И опять потребовались десятки лет, чтобы появилось изобретение механического привода вращения.

Картечница Р. Гатлинга принцип работы

К основным узлам и составным частям указанного пулемета относили:

  1. Канал ствола;
  2. Поворотный магазин;
  3. Патронник;
  4. Ось, вокруг которой, поворачиваются стволы.

Управление коммуникациями

Примечания

Комментарии

  1. 1800 выстрелов в минуту, то есть ресурс оружия вырабатывался примерно за минуту.
  2. ↑ Демонтаж или распатронирование — нарушение целостности боеприпаса до выстрела.
  3. «Цинк» — цинковая герметичная коробка для упаковки боеприпасов.
  4. Выпуски с первого, имевшего №7, по №9.

Источники

  1. , с. 333.
  2. , с. 542.
  3. , с. 310.
  4. , с. 566.
  5. ↑ .
  6. ↑ .
  7. ↑ , с. 228.
  8. ↑ . Самолеты Второй Мировой войны. Дата обращения: 1 марта 2016.
  9. ↑ .
  10. ↑ , с. 16.
  11. ↑ , p. 72.
  12. ↑ , с. 71.
  13. ↑ , с. 230.
  14. ↑ , с. 231.
  15. , p. 74.
  16. , с. 228—229.
  17. ↑ , p. 79.
  18. ↑ .
  19. ↑ , p. 80.
  20. , p. 81.
  21. , с. 228.
  22. , p. 73.
  23. , с. 9.
  24. ↑ .
  25. ↑ , с. 229—230.
  26. , с. 3.
  27. , с. 99.
  28. ↑ .
  29. , с. 161—162.
  30. ↑ , с. 72.
  31. ↑ , с. 73.
  32. Антонов В. . warspot.ru (2015). Дата обращения: 19 декабря 2016.
  33. . aviarmor.net. Дата обращения: 1 марта 2016.
  34. . Малый флот. Дата обращения: 1 апреля 2016.
  35. .
  36. . Малый флот. Дата обращения: 21 февраля 2016.
  37. ↑ .
  38. ↑ , с. 74.
  39. , с. 76.
  40. , с. 75.
  41. . Finnish army 1918—1945. Дата обращения: 12 октября 2016.
  42. , p. 94, 284, 305.
  43. , с. 179.
  44. , с. 230.
  45. , с. 178.
  46. .
  47. , с. 113.
  48. , с. 125.
  49. , p. 75.
  50. , с. 153.
  51. , p. 126.
  52. .
  53. , с. 71—72.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector