Оборона ленинграда 1941-1944гг кратко: сколько дней

Жизнь в Ленинграде во время блокады

Длившаяся так долго осада города уносила множество жизней каждый день. Но люди из последних сил сопротивлялись и старались не дать погибнуть городу.

Даже в таких тяжелейших условиях продолжали работу заводы — требовалось много военной продукции. Театры, музеи старались не прекращать свою деятельность. Так делали для того, чтобы постоянно доказывать врагу и себе, что город не мертв, а продолжает жить.

Дорога Жизни с первых блокадных дней оставалась практически единственной возможностью попасть на «большую землю». Летом движение шло по воде, зимой по льду.

Каждый из рейсов был сродни подвигу — авиация врага постоянно совершала налеты. Но баржи продолжали работать до появления льда, в условиях, когда это становилось почти невозможным.

Едва лед набирал достаточную толщину, на него выходили конно-санные обозы. Грузовики смогли пройти по Дороге Жизни немного позже

Несмотря на все меры предосторожности, при попытке ее пересечь затонуло несколько единиц техники.

Но даже осознавая риск, водители продолжали выходить в рейсы: каждый из них мог стать спасительным для нескольких ленинградцев. Каждый рейс при благополучном завершении позволял увезти некоторое количество людей на «большую землю» и увеличить продовольственный паек для оставшихся.

Ладожская дорога спасла множество людских жизней. На берегу Ладожского озера был устроен музей, который так и называется — «Дорога Жизни».

В 1943 году наступил переломный момент в войне. Советские войска готовились освободить Ленинград. Планировать это начали перед Новым годом. В начале 1944 года, 14 января, советские войска начали завершающую освободительную операцию.

В ходе общего наступления солдаты должны были выполнить следующую задачу: нанести по противнику сокрушительный удар в заранее назначенной точке с целью восстановления сухопутных дорог, которые связывали Ленинград со страной.

ДОКУМЕНТЫ:

I. Нацистские планы относительно будущего Ленинграда

1. Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Г. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить».

2. Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. «На область вокруг Ленинграда претендуют финны, фюрер хотел бы Ленинград сровнять с землей, а затем передать финнам».

3. 22 сентября 1941 г. в директиве Гитлера говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

4. Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы».

5. Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город».

6. Из показаний А. Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию

II. Миф о «жировавшем» руководстве Ленинграда

В СМИ проходила информация, что в блокадном Ленинграде А.А. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. муссируется и вопрос о фотографии с «ромовыми бабами», выпекавшимся в блокадном городе в декабре 1941 г. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю.

На самом деле: снимок с «ромовыми бабами» сделан журналистом А.Михайловым. Он был известным фотокорреспондентом ТАСС. Очевидно, что Михайлов, действительно, получил официальный заказ с целью успокоить советских людей, проживающих на Большой земле. В этом же контексте следует рассматривать появление в советской прессе в 1942 году информации о Государственной премии директору московского завода шампанских вин А.М. Фролову-Багрееву, как разработчику технологии массового производства игристых вин «Советского шампанского»; проведении состязаний лыжников и футбольных соревнований в блокадном городе и т.д. Подобные статьи, репортажи, фотографии имели одно главное предназначение – показать населению, что не все так плохо, что даже в жесточайших условиях блокады или осады мы может делать и кондитерские изделия и шампанские вина! Мы будем праздновать победу с нашим шампанским, проводить соревнования! Мы держимся и победим!

Авторы Гайдпарка

  • Кот Баюн конь

    Жизнь в арендованной квартире, это как?

    Читать полностью

  • Ната Нигма

    Я раскрыла схему вывода денег населения за ЖКХ, через трансграничный счёт

    Читать полностью

  • igor..s

    Расчехление. Как Кремль почувствовал себя хозяином и в итоге потерял Чехию

    Читать полностью

  • Евгений Шнуровский

    Гиркин-антиСтрелков всепропальствует не ради России, а ради своего шанса в смуте

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Вакцина Спутник V шагает по планете

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Алипий

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    История денег

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    Кругом беспорядки в ЕС

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Где ситуация с коронавирусом хуже?

    Читать полностью

  • Алмаз Браев

    Аристократия нужна. Профилактика низости

    Читать полностью

  • Юрий Болдырев

    Так вот кто в России главный злодей!

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Скромность Путина провоцирует хищников

    Читать полностью

Холодная осень 1941-го

Провал обороны на Ленинградском направлении Сталин оценивал как катастрофу: в одном из докладов был даже употреблен термин «безнадежное положение» и перспектива потери города рассматривалась уже не как гипотетическая, а как вполне реальная. С 11 сентября командование Ленинградским фронтом было возложено на Г.К. Жукова, который спустя три дня приступил к выполнению поставленных боевых задач. Положение действительно было плачевным. Местное руководство готовило к подрыву промышленные предприятия, а баржи и корабли – к затоплению.

Жестким волевым решением Жукову удалось остановить отступление советских войск. В одной из шифрограмм, разосланных командирам боевых частей, содержался приказ о немедленном расстреле лиц, самовольно оставивших оборонительные рубежи. Однако и без подобных приказов советские солдаты стояли насмерть. По данным из военных источников, противнику не удалось преодолеть оборону даже при многократном превосходстве по количеству бойцов и техники.

Военные действия велись всего в 16 км от Зимнего дворца, и в 4 км от Кировского завода. Крупнейшее предприятие выпускавшее танки, ни на минуту не прекращало работу. Даже в условиях жесточайшего дефицита электричества от заводской проходной до линии фронта ходит трамвай, подвозивший пополнение, продовольствие и боеприпасы.

22 сентября 1941 года Гитлер озвучил решение стереть Ленинград с лица земли, путем постоянных артиллерийских обстрелов и бомбежек. Заявление некоторых либерально настроенных деятелей о нецелесообразности длительной обороны, приведшей к блокаде, разбиваются о документально подтвержденные факты. В приказе фюрера были предельно ясно обозначены цели: уничтожить Ленинград и его жителей даже в случае сдачи города.

Известно, что некоторые немецкие офицеры выражали фюреру протест против расстрела мирного населения, но, тем не менее, никто из них приказ Гитлера не нарушил. Теоретически советские войска могли сдать Ленинград без боя, как это сделали с Парижем французы, объявив его «открытым городом». Однако нет ни малейших оснований считать, что при таком раскладе жертв среди мирного населения было бы меньше.

Цифры и факты в конструировании памяти

600 тысяч, 800 тысяч, полтора миллиона погибших среди гражданского населения осажденного Ленинграда в ходе обстрелов, бомбежек и голода 1941–1944 годов — так менялась официальная статистика блокадной смертности в СССР в течение послевоенных лет. Для города, население которого к моменту вступления СССР во Вторую мировую войну составляло около 3 миллиона жителей, — это огромная цифра, поражающая воображение даже тех, кто ничего не знает о блокаде. Но вот о чем она говорит? Кто помогает читателю исторических монографий понять значение этих цифр? Каким смыслом наделяется знание о количестве погибших в советской исторической науке и какую роль в этом играл соцреализм?

Сами по себе числительные показатели не являются абсолютными величинами, способными беспристрастно показывать прошлое как оно есть. Они часть интерпретации и подлежат рассмотрению в контексте формирования памяти. Такой подход дает возможность взглянуть на цифры и факты не с точки зрения проверки их на достоверность, но как на способ конструирования реальности и создания тех или иных версий прошлых событий,где языком документов и чисел говорят создатели этих исторических репрезентаций. При таком подходе в центре внимания исследователя будет находиться не число погибших, а то, какое этому числу придают значение авторы и в каком контексте оно фигурирует в историческом сочинении.

Одним из первых, обративших внимание на идеологический потенциал вопроса о количестве погибших в годы Ленинградской блокады, был историк Андрей Дзенискевич. В своей работе «Блокада и политика» он выделил наиболее дискуссионные и подверженные, на его взгляд, политической конъюнктуре темы, среди которых особенно выделил тему жертв блокады

«Огромность жертв, невероятные страдания мирного населения, отсутствие точных данных о числе погибших от голода, секретность в течение длительного времени многих документов, недостаточная исследованность темы — создают условия для демагогии и тенденциозных построений», — писал он во введении к своей книге. Историка волновало то, что в условиях перестройки страны переосмысление вопроса о жертвах блокады может поставить под сомнение самые основы понимания этого события, что, на его взгляд, было бы кощунственным по отношению к советской истории и советскому народу.

*

Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам за период войны и блокады. М.: Госполитиздат, 1945. Прим. автора

Впервые число погибших в блокаду было публично озвучено на Нюрнбергском процессе в качестве обвинения фашистского руководства в злодеяниях и затем опубликовано в 1952 году в материалах процесса. В них, в частности, указывалось: в блокаду в Ленинграде от обстрелов и бомбежек погибло 16 747 человек, ранено — 33 782, а погибло от голода 632 253 человека. Эти данные были установлены в результате работы комиссии, руководимой секретарем Ленинградского городского комитета партии А.А. Кузнецовым еще в 1943 году. На основе материалов этой комиссии в 1945 году был подготовлен «Доклад в Чрезвычайную государственную комиссию об итогах расследования злодеяний и учета ущерба, причиненного Ленинграду в годы войны и блокады» и опубликован акт*, отражающий результаты работы. Долгое время, почти до 1980-х годов, именно это число погибших в блокаду мирных жителей официально признавалось властями наиболее достоверным. Посмотрим, в каком контексте эти цифры упоминались в советской литературе? Как они были встроены в исторические нарративы?

Воздушная тревога. Ленинградцы бегут по улицам города в первые дни войны. 24 июня 1941 года

Добавить комментарий Отменить ответ

Первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев

Немцы наступали так стремительно, что эвакуация Ленинграда не была проведена. В наглухо закрытом городе остались старики, женщины, инвалиды, дети – всего более 2 500 000 человек. К этому количеству нужно добавить еще свыше 300 000 жителей пригорода.

С 10.09.41 немецкие войска перешли в масштабное наступление. Артиллерийские обстрелы и воздушные налеты не прекращались практически ни днем ни ночью. Но город не сдавался! Это привело Гитлера в ярость и через 2 недели он направил военачальникам директиву, в которой приказал стереть Ленинград с лица земли. В октябре и ноябре разрушительные атаки усилились. Немцы целенаправленно бомбили продовольственные склады и устраивали пожары в жилых кварталах.

Но не это было самое страшное: уничтожение и так немногочисленных запасов продовольствия вынудило ввести жесткие ограничительные нормы по выдаче хлеба. По Ленинграду уверенно шествовал голод, заглядывая в каждый дом и квартиру. До конца 1941 жители получали самый минимальный хлебный паек за весь период блокады (в граммах):

  • трудящиеся в горячих цехах – 375;
  • рабочие – 250;
  • остальные – 125.

И это был хлеб, испеченный из муки, смешанной с целлюлозой, шелухой и обойной пылью. Люди «таяли» на глазах и умирали целыми семьями.

Рано пришедшие зимние холода вызвали и транспортный коллапс – из-за экономии топлива встал весь общественный транспорт. В городе не было света, тепла и воды. Голод, холод и бомбежки к январю 1942 года унесли более сотни тысяч человеческих жизней. Среди них было практически 6000 детей, не достигших возраста в 1 год.

«Дорога жизни»

К 25.12.41 продовольственная норма была увеличена. Сначала постепенно, затем все более заметно положение со снабжением улучшалось:

  • стало выдаваться мясо и его заменители;
  • люди вспомнили вкус сахара;
  • хлеб пекли из чистой муки и выдавали по 400-600 граммов на человека.

Все это стало возможным, благодаря проложенной по замерзшему Ладожскому озеру «Дороге жизни». Она стала тоненькой ниточкой, связывающей Ленинград с «большой» землей. Практически круглосуточно по ней передвигались грузовые машины, водители которых ежесекундно рисковали жизнью:

  • тяжелые машины проваливались под лед;
  • автомобильные колонны обстреливала немецкая авиация.

По льду в город везли продовольствие (около 10 тонн), а обратно машины увозили смертельно бледных и худых, но еще живых жителей Ленинграда – детей, женщин и стариков (максимально возможное количество пассажиров за один рейс – 1000 человек). Эвакуация носила стихийный характер, но многие горожане отказывались покидать свои дома. Они свято верили в скорейшую победу.

Ладожское озеро стало не только «Дорогой жизни». По его дну в начале 1942 года в кратчайшие сроки были проложены 3 магистрали:

  • телефонная;
  • трубопровод;
  • линии электропередач.

В городе появилась связь. И пусть нерегулярно, но велись подачи электричества и топлива.

Социальная жизнь осажденного города

Самое поразительное, что даже зимой 1941-1942 годов, когда из 10 человек в живых оставался 1, Ленинград не прекращал свою жизнь:

  • работали театры, библиотеки и филармония;
  • увеличилось количество громкоговорителей на улицах, которые не смолкали ни на минуту;
  • художники рисовали плакаты;
  • архитекторы разрабатывали план реконструкции города после победы.

Но даже это не заставило жителей сдать город. Каждый понимал, что нужно стоять до конца.

Начало блокады

В скором времени после начала Великой Отечественной войны Ленинград очутился в тисках вражеских фронтов. С северо-запада на него целилась финская армия под командованием маршала Маннергейма, а с юго-запада к городу подступала группа армий «Север», которой руководил фельдмаршал Лееб.

По плану «Барбаросса» захватить Ленинград должны были перед взятием Москвы. По мнению Гитлера, падение Северной столицы дало бы не только выигрыш военного характера – потеря русскими города, являющегося колыбелью революции и имеющего для советского государства особый символический смысл, сильно бы подорвало дух народа. Освобождение от блокады Ленинграда стало самой продолжительной битвой в войне, длившейся с 10 июля 1941 года до 9 августа 1944-го.

Летом 1941 года наши войска приостановили немецкие дивизии в сражениях на Лужском рубеже, однако 8 сентября врагам удалось выйти к Шлиссельбургу и окружить город на Неве, население которого до войны составляло примерно 3 миллиона человек. К числу тех, кто оказался в блокаде, еще следует прибавить около трехсот тысяч беженцев, прибывших в начале войны в Ленинград из Прибалтики и других республик. С этого дня сообщение с Северной столицей осуществлялось только по воздуху и Ладожскому озеру.

Почти каждый день ленинградцы переживали ужас бомбежек и артиллерийских обстрелов. В результате пожаров гибли люди, уничтожались дома и склады с запасами продовольствия. Вражеская авиация ежедневно совершала по несколько налетов. Противник хотел не только нарушить деятельность важнейших предприятий, но и спровоцировать панику у населения. Особенно интенсивные артобстрелы происходили в часы начала и конца рабочего дня.

Несмотря на все тяготы блокадной жизни, руководителям обороны удалось грамотно организовать в городе систему оповещения. В кратчайшие сроки по всей территории Ленинграда установили громкоговорители, объединенные в одну радиосеть. Стучащий звук метронома, передаваемый по громкоговорителям, сигнализировал защитникам и жителям Северной столицы о сохранении опасности или об отбое тревоги. Вражеские войска обстреливали всю территорию города, но со временем стало ясно, в каких местах существует максимальная угроза. На стенах домов стали появляться надписи о том, какая сторона улицы наиболее опасна при артобстреле.

В сентябре 1941 года Сталин направил в Ленинград Жукова для командования Балтфлотом и фронтом. Приезд генерала армии и принятые им меры позволили укрепить оборону, но прорвать блокаду не получилось.

История пистолета Ярыгина – Грач

В 1990 г. Министерство обороны организовало конкурс на пистолет, который бы превосходил по своим показателям легендарный ПМ. Программу, с учетом которой разрабатывались короткоствольные пистолеты, назвали «Грач».

Итоги конкурса объявили в 2000 г. — в нем побелила модель группы инженеров и разработчиков под руководством В.А. Ярыгина. Одновременно со стрелковым оружием конструкторы разработали новый патрон 9×19 мм.

В 2002 г. пистолет, названный в честь Ярыгина, официально взяли для использования в Вооруженных Силах России. В 2011 г. под названием «Грач» МР443 массово начал выпускать завод «Ижмех».

Интересные факты

  • В Ленинграде были установлены громкоговорители. На улице или дома по радио люди могли узнать об обстановке в городе. Вещание шло круглосуточно, а когда дикторы молчали, то было слышно звук метронома. Жители города говорили, что этот звук —живое сердца Ленинграда, которое бьётся.
  • На берегу Ладожского озера стоит копия «Полуторки» — машины, которую использовали для перевозки грузов в осаждённый город и эвакуации населения.
  • На Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге стоит стелла — памятник жителям и защитникам Ленинграда. На стелле высечен отрывок из стихотворения Ольги Бергольц:
  • Многие жители блокадного Ленинграда, несмотря на жесточайшие условия, сдавали донорскую кровь. Она предназначалась для раненных солдат Советской армии.
  • Одно из правил блокадного Ленинграда — «не ложиться». По воспоминаниям блокадников из-за дистрофии, цинги и обессилевшего организма те, кто ложился, уже не вставал.
  • Цифры о количестве погибших разные. По данных некоторым историков, в Ленинграде погибли 632 тысячи человек. Из этого числа только 3% были убиты при артобстреле и бомбёжке, остальные умерли от голода.
  • Самым известным воспоминанием о блокадном Ленинграде стал дневник Тани Савичевой. В нём всего 6 предложений: «Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 г. Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня». Таня Савичева тоже умерла. От дистрофии и туберкулёза, но уже в больнице после того, как она была эвакуирована.

Читайте подробнее про Операцию «Барбаросса». Узнайте также про Сталинградскую битву.

Дискография

Гороскоп Пентагона

Встреча двух фронтов

Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя…»

Самое короткое расстояние между позициями Ленинградского и Волховского фронта — это Шлиссельбургско-Синявинский выступ в районе поселка Мга. От 12 до 18 км. Но немцы обороняли эту пядь земли изобретательно и яростно. Туда и было решено нанести удар. В разработке операции принимали участие и представители Ставки — Климент Ворошилов и Георгий Жуков.

блокада

Ленинградский фронт, атака десантников, район Красного села

Фото: РИА Новости/Борис Лосин

Командование понимало, что самой трудной задачей для бойцов и командиров станет преодоление эшелонированной обороны немцев. По приказу Говорова были выстроены специальные городки и полосы укреплений, которые бойцы раз за разом штурмовали при подготовке наступления. «Тяжело в учении — легко в бою» — в те дни этот суворовский принцип снова помог советскому солдату. Не менее скрупулезно отрабатывали форсирование Невы — с танками и тяжелой артиллерией.

Наступательная операция началась 12 января. После внушительной артподготовки ударные части Красной армии взломали немецкую оборону. Главный удар пришелся на Сенявино. В ходе кровопролитных тяжелых боев удалось освободить Арбузово и Рабочие поселки № 1 и № 6, бывшие важными элементами обороны врага.

Ударной силой Ленинградского фронта в тех боях была 67-я армия генерала Михаила Духанова, до этого долгие месяцы защищавшая от нападений Дорогу жизни. Им навстречу двинулись части 2-й ударной армии Волховского фронта. Фронтовая пресса в те дни сообщала: «Унтер-офицер Франц Гильденфильд, попавший в плен, рассказал, что уже в течение первого получаса их полк почти потерял способность к сопротивлению. Это вдвойне интересно, так как на нашем участке пришлось иметь дело с известной 170-й немецкой дивизией, особо отмеченной Гитлером за Украину и Крым. Пришел час поквитаться! Братья украинцы и защитники Крыма! Ленинградцы докладывают вам: с этой дивизией расплатились беспощадно!»

блокада

Бомбардировщики 14-й воздушной армии поддерживают войска Волховского фронта при прорыве блокады Ленинграда

Фото: РИА Новости/Григорий Чертов

В тех боях участвовал военкор Павел Шубин — представитель газеты «Фронтовая правда» в 377-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Той зимой он написал песню «Волховская застольная», которая передает героический настрой тех дней:

Там, где Нева впадает в Ладогу, расположена важная твердыня — город Шлиссельбург, остававшийся в руках гитлеровцев с сентября 1941 года. Но шлиссельбургская крепость — знаменитый Орешек — всё это время не сдавалась врагу. Там, на острове, держали оборону бойцы НКВД, пограничники, моряки-артиллеристы.

Наконец 15 января 1943 года части Красной армии прорвались к Шлиссельбургу. Начались уличные бои. Через три дня город был полностью очищен от врага. Этот рывок оказался решающим в наступательной операции. Всё южное побережье Ладожского озера перешло под контроль Красной армии. А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надежно связать Ленинград со страной.

Писатель Всеволод Вишневский, почти всю войну проведший в Ленинграде, писал:

блокада

Освобождение города Шлиссельбурга

Фото: РИА Новости/Александр Бродский

Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. По воспоминаниям участников прорыва, в такие минуты забывается усталость

Для бойцов, прорывавших блокаду, Ленинград был не просто стратегически важной позицией. Они сроднились с великим городом, гордились им

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах — в хранилище стратегических запасов города — спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

«Голубая дивизия»

В блокаде Ленинграда официально принимали участие немецкие, итальянские и финские военные. Но была и еще одна группа, которую именовали как «Голубая дивизия». Было принято считать, что эта дивизия состоит из испанских добровольцев, так как официально Испания не объявляла войну СССР.

Однако, на самом деле «Голубая дивизия», которая стала частью большого преступления против ленинградцев, состояла из кадровых военных испанской армии. Во время боев за Ленинград «Голубая дивизия» для советских военных считалась слабым звеном агрессоров. Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы «Голубой дивизии» нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки.

Land Rover Defender

Чистокровный британец появился на свет сразу после окончания Второй мировой. Его создание принадлежит братьям Уилкс, один из которых был управляющим директором, а второй — главным дизайнером автомобильной компании Rover. А созданный ими всего за полгода внедорожник пришёл на замену ленд-лизовскому Willys, став первым автомобилем подобного класса на Туманном Альбионе. Шасси (рама и ходовая) прототипа были использованы от Jeep. Rover предоставил свой двигатель, узел сцепления и коробку передач. Несущий каркас Jeep британцы обшили мягкими алюминиево-магниевыми листами из специального авиационного сплава, которого было в избытке после войны. Это смягчило угловатый экстерьер «американца». Успех и востребованность такого внедорожника помогли Rover совершенствовать его год от года. Тот образ, к которому мы привыкли, и отдельную приставку к имеми Defender внедорожник получил в 1990 году. Высокая надёжность и простота в обслуживании позволяют Land Rover получать многочисленные армейские и частные заказы. Из выпускаемых ежегодно 80–90 тысяч внедорожников Land Rover примерно 1/8 часть поступает на вооружение армий Великобритании и её союзников в 100 странах мира.

Land Rover Defender. Фото: Пресс-служба Jaguar Land Rover

Сталь для ножей

Популярные модификации

На платформе автомобиля ЗИЛ производятся следующие модификации грузовых машин. У автомобиля ЗИЛ модельный ряд довольно разнообразен:

  1. Грузовой ЗИЛ-130Г – перевозка габаритных грузов и буксирование прицепов с общей весовой категорией до 8 тонн.
  2. ЗИЛ-130В1 – седельного типа тягач, который изначально спроектирован для буксировки груза массой до 14 тонн.
  3. ЗИЛ-130Д1 – это специальная платформа для построения самосвалов ЗИЛ-ММЗ-4502 и ЗИЛ-ММЗ-555.
  4. ЗИЛ-130Б2 – это платформа с особым пневматическим выводом, предназначенным для построения тягача, применяемого в сельском хозяйстве.
  5. Грузовой ЗИЛ-130Г – платформенная машина со специальными 2-ух секционными бортами. Здесь присутствует база колес 4 500 мм и уникальный по характеристикам мотор.
  6. ЗИЛ модель 130Д – это платформа для самосвала узкого строительного назначения, имеющая короткую базу колес — 33 см.
  7. ЗИЛ-130Б – платформа для техники особого сельскохозяйственного назначения с общей базой колес, равной 3 800 мм.

ЗИЛ 130Г

Все без исключения модели отличаются оптимальной комплектацией и возможностью идеально функционировать в разных климатических условиях.

Агротехника

Пентагон готов помогать ВС Афганистана по мере вывода своих войск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector