Легендарная советская 45-мм противотанковая пушка 53-к 1937 года

19К

История создания этого орудия восходит к 1931 году, когда на вооружение Красной Армии была принята первое орудие, специально предназначенная для борьбы с танками – 37-мм пушка образца 1930 года. Пушка эта была лицензионным вариантом немецкой 37-миллиметровой 3,7-cm PaK 35/36, созданной фирмой Рейнметалл. Изготовление пушки шло на заводе № 8 в Подлипках, где она получила обозначение 1-К. Хотя в то время на вооружении армий капиталистических стран не было танков, броня которых могла бы противостоять снаряду этой пушки, предстоящий в ближайшие годы рост толщины танковой брони ни для кого не составлял секрета. Вот почему одновременно с принятием на вооружение этого орудия Главное артиллерийское управление выдало задание на разработку более мощной противотанковой пушки.

45-мм
противотанковая пушка образца 1937 года

Годы выпуска

1937-1943

Выпущено, шт.

37354

Массогабаритные
характеристики

Калибр, мм

45

Длина ствола, клб

46

Масса в боевом
положении, кг

560

Масса в походном
положении, кг

1200

Углы обстрела

Возвышения
(макс.), °

25

Снижения (мин.),
°

-8

Горизонтальный, °

60


Огневые
возможности

Макс. дальность
стрельбы, км

4,4

Скорострельность,
выстр./мин

15-20

Перед конструкторами открывались две возможности: либо повысить мощь существующего 37-мм орудия за счет увеличения веса заряда и снаряда, либо перейти на новый калибр — 45 мм. Второй путь сочли более перспективным, и в конце 1931 года конструкторы завода № 8 вставили в кожух 37-мм противотанковой пушки обр.1930 года новую трубу калибра 45 мм, при этом слегка укрепив лафет. Таким появилась на свет 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года, имевшая заводской индекс 19К.

В качестве боеприпаса к орудию было решено использовать унитарный выстрел от французской 47-миллиметровой пушки, снаряд которого, точнее даже не сам снаряд, а его обтюрирующий поясок, обточили с 48- до 46-миллиметрового диаметра.

Непатриотичная история создания

Казалось бы, на вопрос, кто именно создал «сорокапятку», ответить легко. За 45-мм противотанковую пушку образца 1937 года орденом Красной Звезды был награждён главный конструктор завода №8 Михаил Николаевич Логинов.

Логинов и сейчас числится в списке создателей оружия Победы, причём перечень разработанного им артиллерийского вооружения больше, чем у всех его коллег. О том же, что все его пушки имеют иностранное происхождение, как-то стараются забыть. Да и список орудий, производство которых на заводе №8 не смогли наладить, весьма велик. А орудия эти были очень нужны Красной Армии, в первую очередь речь идёт о зенитных малокалиберных автоматах. И все современные историки вооружения работу завода №8 оценивают лишь в негативном ключе.

История создания «сорокапятки» началась с закупки в Германии (помимо всего прочего) 37-мм противотанковой пушки, считавшейся на тот момент наилучшей в своём классе.

Версия №2

Версия №2 выглядит серьезнее, и за нее выступает Широкорад и другие (весьма многочисленные) сторонники на форумах. Согласно этой версии, якобы после революции на военных складах скопилось большое количество бронебойных боеприпасов к вышеупомянутому 47-мм морскому орудию Гочкиса.

Хорошо, такая пушка была. Да, на тот момент она устарела напрочь, и да, снаряды от нее на море были теоретически совершенно бесполезны, поэтому их решили перевести на сушу и использовать в качестве противотанковых/орудий поддержки пехоты. Танков в то время не особо много было.

Вся проблема в том, что противоминная пушка Гочкиса изначально была заточена под борьбу с небронированными целями типа миноносцев, катеров и подводных лодок. И вот незадача, в спецификации к ней бронебойных снарядов я не обнаружил. Гранаты чугунные и стальные были. Так что тут не состыковка явная.

В разном качестве

45-мм пушки имели несколько модификаций: первая — образца 1932 года, под заводским индексом 19-К; затем её усовершенствовали — вариант образца 1937 года, индекс 53-К. Таких орудий изготовили 49 074 штуки, в том числе до войны — 16 621.

В 1942 году свет увидела новая модель под индексом М-42: до конца войны произведено 10 843 штук.

А. Широкорад в своей Энциклопедии отечественной артиллерии упоминает о существовании пушки горного типа, которую можно было разбирать на части и перевозить в таком виде на вьючных животных.

Кроме того, имелся ещё танковый вариант, под индексом 20-К. Он выпускался до конца войны и ставился на танки и бронеавтомобили. Всего танковых пушек изготовили 32 453.

Был и казематный вариант пушки для установки ДОТ-4. До войны успели произвести 410 таких установок.

Поскольку завод №8 никак не мог обеспечить армию и флот малокалиберной зенитной артиллерией, был сконструирован зенитный (правильнее сказать, универсальный) вариант 45-мм пушки под индексом 21-К. Пушку создали (тоже в «шарашке») в 1932 году, но она практически не отличалась от морских 47-мм пушек Гочкиса конца XIX века. За неимением современных орудий, производство которых завод №8 под руководством М. Н. Логинова никак не мог освоить, таких орудий изготовили 4 009 штук, и они использовались на кораблях и в береговой обороне.

Источники

  1. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 417. — ISBN 9781857438352.
  2. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 356. — ISBN 9781857438352.
  3. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 337. — ISBN 9781857438352.

Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — ISBN 985-433-469-4.

Это заготовка статьи об артиллерии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Технические параметры

В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/

Сравнение 4 основных модификаций по размерам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Длина (м) 59.4 63,7 67.93 75,36
Размах крыльев (м) 60.3 60.3 63,45 63,45
Высота (м) 16,8 16,91 17,28 17,22

Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам

Размеры а340-200 а340-300 а340-500 а340-600
Крейсерская скорость (км/час) 871 881
Максимальная скорость (км/час) 913
Дальность полёта (тыс. км) 15 13,7 16,67 14,6
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км) 12,5
Длина полосы для взлёта (м) 3 000
Длина полосы для приземления (м) 1 926

Снаряд 45 мм, насколько опасен?

И???? скажем лошкам что по войне полезли копать-копай!!!! интересно девки пляшут!!!!

@Rascal78

Запомни раз и навсегда!!!!!

Снаряд от 45 мм считается САМЫМ опасным из всех находок по второй мировой! Мне это вдолбили с первого выезда ! Раз и НАВСЕГДА!

Не трогай это! Не знаешь не лезь!!!! Мог бы и инет пошерстить! Если знакомых нет ,кто тебе по репе настучал бы! Ознакомься хртя бы с этой заметкой!

45-мм снаряды (выстрелы) к противотанковым и танковым пушкам. Очень часто встречаются. Цилиндрическая латунная гильза с закраиной.

Снаряды — осколочно-фугасные и бронебойно-зажигательно-трассирующие. Осколочно-фугасный снаряд представляет собой стальной цилиндр с ввинченным в головной части взрывателем. Медный ведущий поясок находится примерно посередине снаряда. Снаряжен литым тротилом. Взрыватели типа КТМ (коллектив трубочников, мембранный) — головные ударные взрыватели с двумя установками на мгновенное и инерционное действие, полупредохранительного типа. При выпуске с завода взрыватель установлен на инерционное действие (с навинченным установочным колпачком), для установки взрывателя на мгновенное действие установочный колпачок перед выстрелом свинчивался. Стрелянный снаряд (со следами нарезов на ведущем пояске) может представлять опасность при перемещениях снаряда с места находки.

Бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд представляет собой тяжелый снаряд пулевидной формы, небольшого размера. На головной части имеется баллистический колпак, который обычно сгнивает и снаряд находят обычно с как бы «обрубленной» головной частью. Ведущий поясок находится в задней части снаряда. Снаряжен взрывчатым веществом повышенной мощности. В дно снаряда ввинчен взрыватель с привинченным сзади трассером в коническом алюминиевом корпусе. Использовались взрыватели МД-5 —донные взрыватели инерционного действия с замедлением, непредохранительного типа. Взрыватель прост по устройству и имеет высокую чувствительность к ударному действию. Ввинчивается в донную часть снаряда, уплотняется свинцовой прокладкой и не высыхающей мастикой на основе железного сурика. Имеет неподвижный боек (иглу) и подвижный ударник с капсюлем-воспламенителем, который удерживается до выстрела предохранителем из разрезной латунной трубки. При выстреле предохранитель опускается, ударник освобождается и капсюль-воспламенитель становится доступным для бойка, при этом ударник ничем не удерживается и просто болтается внутри, поэтому взведенный взрыватель особо опасен и взрывается даже при встряхивании. Взрыватель изготовлен достаточно качественно, внутренние части из цветных металлов, никелированы и за полвека пребывания в земле не покрываются коррозией. Перед началом войны и в ее начальный период было изготовлено огромное количество снарядов, оснащенных МД-5. Во время войны из-за опасности обращения этот взрыватель сняли с производства, но не сняли с вооружения.

45-мм бронебойно-зажигательно-трассирующие снаряды представляют наибольшую опасность, особенно если на ведущем пояске имеются следы нарезов. Взрыватель неразорвавшегося стрелянного снаряда исключительно чувствителен к любым перемещениям и может взорваться даже при наклоне боеприпаса. Снаряды имеют толстые стенки и изготовлены из легированной закаленной стали, поэтому взрываются с большой силой и осколками. При обнаружении стрелянного снаряда не стоит даже доставать его из раскопа, а следует отметить место его нахождения хорошо заметным знаком.

Боевое применение

Пушка в Пароле

Трофейная 53-К 15-го казачьего корпуса СС во время Варшавского восстания, 1944

По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 штук 45-мм орудий.

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.

Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена — в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы).

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.

Экспонат из артиллерийского музея (Санкт-Петербург)

Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5—7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.

М-42

Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества. 


45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года

45-мм
противотанковая пушка образца 1942 года
(М-42)

Годы выпуска

1942-1945

Выпущено, шт.

10843

Массогабаритные
характеристики

Калибр, мм

45

Длина ствола,
клб

68

Масса в
боевом положении, кг

625

Масса в
походном положении, кг

1250

Углы обстрела

Возвышения
(макс.), °

25

Снижения
(мин.), °

-8

Горизонтальный, °

60

Огневые возможности

Макс.
дальность стрельбы, км

4,55

Скорострельность, выстр./мин

15-20

 «На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола

Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления

Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».

Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.

Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительно­противотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».

Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.

II. Бронепробиваемость1

Модель орудия Боеприпас Нач. скорость, м/с Угол Дистанция, м
50 100 300 500 1,000 1,500 2,000
20-мм ТНШ бронебойный с вольфрамо-карбидным сердечником 817 60° НП=25 НП=18
90°
23-мм ПТ-23ТБ бронебойный 830 60°
90° 352 282 222 152
37-мм ЗиС-19 бронебойный 915 60° ГП=44 ГП=38 ГП=33
90° ГП=58 ГП=50 ГП=41
37-мм модернизи- рованная Гочкиса бронебойный 442 60° ? ? ? ?
90° ? ? ? ?
37-мм ПС-2 бронебойный 880 60°
90° ? ? ? 352 252
45-мм 20K, 20Км БР-240СП 757 60° ГП=43 ГП=36 ГП=31 ГП=28
90° ГП=51 ГП=43 ГП=38 ГП=35
45-мм ВТ-42/43 бронебойный 950 60° ГП=60 ГП=55 ГП=51 ГП=54
90° ГП=75 ГП=66 ГП=59 ГП=54
ЗиС-4 БР-271 995 60° НП=89 ГП=83 НП=85 ГП=78 НП=79 ГП=73
90° НП=105 ГП=98 НП=98 ГП=90 НП=90 ГП=82
76-мм KT бронебойный 370 60°
90° ? ? ? 312 282
76-мм ПС-3 бронебойный 530 60°
90° ? ? ? ? ?
76-мм Л-10 бронебойный 558 60°
90° ? ? ? 612 512
76-мм Ф-32 бронебойный 612 60°
90° ? ? ? 602 522
76-мм Ф-34, ЗиС-5 БР-350A 680 60° НП=86 ГП=69 НП=79 ГП=63 НП=70 ГП=59 НП=63 ГП=50 НП=52 ГП=43
90° НП=89 ГП=80 НП=84 ГП=76 НП=78 ГП=70 НП=73 ГП=63 НП=65 ГП=58
БР-350Б 60° НП=89 ГП=74 НП=82 ГП=69 НП=76 ГП=62 НП=71 ГП=55 НП=55 ГП=48
90° НП=94 ГП=86 НП=90 ГП=81 НП=84 ГП=75 НП=78 ГП=68 НП=69 ГП=62
БР-350П 60° ГП=92 ГП=87 ГП=77 нет нет нет
90° ГП=102 ГП=98 ГП=92 нет нет нет
85-мм Д-5Т, Д-5С, С-53, ЗиС-С-53 БР-365 792 60° ГП=90 ГП=85 ГП=78 ГП=72
90° ГП=105 ГП=100 ГП=92 ГП=85
БР-365K 60° ГП=90 ГП=78 ГП=72 ГП=66
90° ГП=108 ГП=102 ГП=90 ГП=82
БР-365П 60° ГП=100 ГП=85 нет нет
90° ГП=140 ГП=118 нет нет
100-мм Д-10Т, Д-10С БР-412 880 60° ГП=125 ГП=110 ГП=95 ГП=87
90° ГП=155 ГП=135 ГП=115 ГП=100
107-мм ЗиС-6 Б-420 830 60° ГП=120 ГП=108 ГП=92 ГП=86
90° ГП=140 ГП=130 ГП=110 ГП=95
122-мм Д-25Т, Д-25С БР-471 780 60° ГП=122 ГП=115 ГП=107 ГП=97
90° ГП=152 ГП=142 ГП=133 ГП=122
БР-471Б 780 60° 1252 1202 1102 1002
90° 1552 1432 1322 1162
152-мм С-41 гаубичный полуброне- бойный 432 60° ГП=71 ГП=67 ГП=64 ГП=60
90° ГП=87 ГП=82 ГП=78 ГП=73

1Начальное пробитие (НП) означает 20% вероятность пробития брони. Гарантированное пробитие (ГП) означает 80% вероятность пробития брони; 2 Данные получены эмпирическим путем.

МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА

 Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.

С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.

Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.

За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.

Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.

Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.

В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.

Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.

Против немецких танков

Как писалось в книгах советского периода, например, в шеститомнике «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» (1960-1965 гг.), 45-мм пушка «могла пробивать броню боевых машин всех типов, состоявших в то время на вооружении армий буржуазных государств». Это абсолютная правда, но когда речь идёт о 1930-х годах.

После первых столкновений с немецкими танками на поле боя посыпались негативные отзывы. Оказалось, что лобовую броню средних немецких танков «сорокапятки» не пробивают. По этому вопросу было очень много дискуссий: с одной стороны, приводились многочисленные табличные данные испытаний 45-мм пушек, а с другой — реальные отчеты с фронта. Эффективность пушки при стрельбе по танкам зависит от очень многих факторов, которые все просто невозможно учесть. Например, подготовленность артиллеристов или погода. В целом же большинство авторитетных исследователей, таких как М. Свирин или А. Широкорад, сходятся в том, что увеличение калибра немецкого орудия не привело к повышению бронепробиваемости, а даже наоборот. Неслучайно сами немцы отказались от увеличения калибра.

Ещё одной серьёзной проблемой, которую никак нельзя было учесть при конструировании (тем более в Германии), стало низкое качество изготовления как орудий, так и (особенно) боеприпасов. По сведениям М. Свирина, на самом деле серийная 45-мм пушка на дальности 500 м пробивала броню толщиной 18 мм, вместо указанных в справочнике 43 мм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector