Как устроена и как работает обычная городская налоговая инспекция. полномочия инспекторов

Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования

В рамках формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Минфину России были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Ранее Минфин России отвечал преимущественно лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения.

В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства. Законодатель разграничивает сферу компетенции этих органов в зависимости от уровня нормативного акта законодательства о налогах и сборах, подлежащего разъяснению.

В настоящее время Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.

Минфин России полномочен:

  • давать разъяснения по вопросам применения актов законодательства о налогах и сборах федерального уровня;
  • утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Что же касается применения регионального или местного законодательства о налогах и сборах, то за разъяснением указанных актов необходимо обращаться соответственно в уполномоченные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Эти региональные и местные финансовые органы не входят в систему Минфина России, а подчиняются руководству исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

показать содержание

Приморский

Многие интересуются: в средней полосе как растет кизил? Фото, которые размещают опытные садоводы Подмосковья, к примеру, свидетельствуют, что растения прекрасно развиваются и плодоносят

Важно лишь правильно выбрать сорт

Прекрасно зарекомендовал себя в этих регионах зимостойкий кизил Приморский. Деревце прекрасно переносит зимы средней полосы, каждый год, одаривая своих владельцев вкусными и полезными плодами. Это среднеспелый сорт – первые ягоды можно попробовать уже в конце июля. Как правило, они одинакового размера, да и созревают очень дружно.

Вначале они окрашены в насыщенный красный цвет. А со временем становятся практически черными, что является особенностью этого сорта.

Налоговое администрирование

Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Предмет налогового администрирования — налоговое производство.

Объект налогового администрирования — про­цесс управления налоговым производством.

Субъекты налогового администрирования — налоговые и иные органы (налоговые админист­рации).

Налоговые администрации — это государственные налоговые и иные органы, которым на законо­дательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отноше­нии налогоплательщиков и плательщиков сборов.

    • с органами местного самоуправления;
    • с государственными внебюджетными фондами

Полномочия налоговых органов

  1. требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  5. осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  6. определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;
  7. требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  8. взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;
  9. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  10. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  11. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  12. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций;
    • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Остальные полномочия (контролировать, разъяснять, информировать и т.д.) вытекают из задач и функций налоговых органов.

История ведомства

Первым налогом на Руси была дань – своего рода военная контрибуция, которую собирали с покоренных племен. Ее могли привозить к феодалу («повозье») или же для сбора отправлялись специальные экспедиции («полюдье»).

По мере укрепления древнерусского государства дань заменила подать – регулярный налог с населения. Ее размеры определялись по количеству печей («по дыму») в домохозяйстве или площади пахотной земли («по плугу»). Платили данный налог деньгами или товарами.

В период Золотой Орды на территории Руси существовало сразу несколько различных податей. Некоторые из них взимались в пользу монголов, другие – шли на содержание местной княжеской власти.

К XIV столетию в Московском княжестве сложилась система кормлений, при которой отдельные земли отдавались феодалам за службу князю. Помимо прочего, они получали право собирать налоги со своих вотчин. Эту функцию выполняли особые люди: тиуны и пошлинники.

В 1573 году по царскому повелению был учрежден Приказ большого прихода. Он стал первым централизованным органом для сбора налогов.

В Средневековье на Руси существовало большое количество налогов: дорожные, торговые, судебные, товарные, чрезвычайные. В 1653 году власти предприняли попытку упорядочить сборы – был утвержден Торговые устав. По сути, это был первый Налоговый кодекс в нашей стране.

В 1699 году начала работу Бурмистерская палата – налоговый орган, имевший центральный аппарат и отделения в регионах страны.

В 1755 году появилась Казенная палата – ведомство, которое собирало и таможенные пошлины, и платежи.

В царствование Александра I началась большая фискальная реформа. В 1802 году появилось Министерство финансов, которое занялось доходами и расходами казны. В 1811 году в отдельное ведомство было выделено Госказначейство, отвечающее за расходы казны.

В этот период были упорядочены старые налоговые сборы и введены новые: оброчный, питейный и гильдейский сбор, наследственная пошлина, горная подать. Начали взиматься платежи с недвижимости, кибиток, меди.

Во второй половине XIX века в Российской империи появилось несколько новых акцизов: на табак, керосин, соль и дрожжи. В 1916 году Дума приняла закон о подоходном налоге.

Практически сразу после революции был создан Народный комиссариат финансов. В 1919 году в его составе появилось налоговое управление с многочисленными территориальными отделениями.

В 1930 году прошла фискальная реформа, в ходе которой были отменены все акцизы, а количество налогов было уменьшилось до двух.

Российская налоговая служба имеет богатую историю.

В 1941 году были введен налог на холостяков, они просуществовали в СССР до самого распада страны.

В 1990 году в составе Минфина страны появилось отдельная служба – налоговая инспекция. В 1991 году она превратилась в отдельное ведомство, также в это время стартовала масштабная фискальная реформа. В 1992 году появилось Главное управление налоговых расследований, а вскоре и налоговая полиция.

В 1996 году малый бизнес получил упрощенную систему налогообложения.

В 1998 году налоговая служба стала отдельным министерством. В это же время в стране начали вводить ИНН для физических лиц. Была принята первая часть Налогового кодекса, в 2001 году – была принята вторая.

В 2004 году была организована Федеральная налоговая служба, которую передали в подчинение Министерства финансов.

В 2010 году на сайте ФНС появился сервис «Личный кабинет» для граждан, в 2012 году появилась возможность оплачивать через него задолженности и проводить сверки.

В 2014 и 2015 годах на сайте появились «Личные кабинеты» для юридических лиц и частных предпринимателей. В Дубне был открыт единый информационный центр для обработки данных ФНС.

Особенности деятельности

Составляющие структуры центрального аппарата ФНС находятся в ведении Министерства финансов. В процессе своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией РФ, актами правительства и президента, конституционными законами федерального уровня, нормативными актами Министерства финансов, договорами международного уровня и, конечно же, Положением о ФНС.

Охарактеризованные выше структуры ФНС ведут деятельность как напрямую, так и посредством своих территориальных органов при условии взаимодействия с иными федеральными образованиями исполнительной власти, учреждениями местного управления и государственными внебюджетными фондами, органами исполнительного типа власти субъектов РФ, а также с объединениями общественного плана и другими организациями.

Во главе службы стоит руководитель, который назначается на должность и освобождается от нее — как уже было отмечено — Правительством РФ в соответствии с представлением министра финансов. Структура и полномочия ФНС утверждаются исключительно приказами. Каждый налоговый орган представляет собой самостоятельное юридическое лицо, однако в то же время все они находятся в подчиненности вертикального типа и входят в единую централизованную совокупность.

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Надзор и контроль со стороны ФНС России

Структура и функции ФНС — взаимосвязанные категории. Среди контрольных и надзорных функций целесообразно выделить следующие:

  • Соблюдение действующего на территории страны закона касательно налогов и сборов.
  • Правильность исчисления, своевременность и полнота внесения налогов и сборов в соответствующие государственные бюджеты. Стоит дополнить, что данный пункт касается и других платежей, которые являются обязательными.
  • Надзор в сфере производства этилового спирта, алкогольной, а также табачной товарной продукции.
  • Неукоснительное соблюдение валютного законодательства в границах компетенции налоговых структур.
  • Информирование налогоплательщиков касательно вопросов налогового законодательства, а также разъяснение действующей на территории страны системы налогообложения в случае необходимости.

Структура

Современная система органов по налогам и сборам в России выстроена в соответствии с национально-территориальным и административным делением, которое было принято законодателем. Она слагается из четырех уровней. У каждого звена системы и его элементов есть своя специфика и функции.

Центральной структурой управления налогообложением на территории страны считается ФНС России. Немаловажную роль играет и Министерство финансов РФ. У Федеральной налоговой службы есть подчиненные организации в субъектах, находящиеся в ведении ФНС России, а также территориальные отделы и инспекции межрегионального уровня. Не стоит также забывать о межрайонных образованиях.

Структура ФНС РФ достаточно лаконичная. Рассмотрим каждую из ее составляющих подробнее. Под федеральной службой в данном случае следует понимать орган исполнительной власти, который занимается регистрацией ИП и юридических лиц, а также делами касательно банкротства

Важно отметить, что именно ФНС устанавливает налоговые ставки. Руководство службы может назначать и увольнять Правительство РФ по представлению главенствующего лица Минфина

Межрегиональные инспекции, входящие в структуру ФНС России, формируются для осуществления контроля над наиболее крупными налогоплательщиками. Интересно знать, что каждая инспекция занимается контролем над представителями лишь одной отрасли. Управления Федеральной службы по субъектам (сокращенно — УФНС) являются составляющими структуры ФНС регионального уровня. В их обязанности включается обеспечение контроля в методическом плане, а также координация деятельности нижестоящих инстанций.

Еще одним немаловажным элементом структуры органов ФНС считаются межрайонные инспекции. Они занимаются контролем налогового учета налогоплательщиков на уровне регионов. Следует иметь в виду, что такие инспекции находятся в подчинении не только ФНС, но и УФНС в соответствии с субъектом. Территориальная инспекция по некоторым классификациям также включается в структуру ФНС России. Данный орган осуществляет налоговый контроль в муниципальных образованиях. Речь идет о городах, районах или мелких населенных пунктах, не разделенных более детально.

Как выяснилось, структура инспекции ФНС России подразумевает существование четырех уровней. Среди них федеральный, федерально-окружной, региональный, а также местный уровни. Представленная иерархия в полной мере соответствует государственному административно-территориальному делению.

Полномочия ФНС

Обратите внимание! Полномочия органа складываются
на основании основного закона Российской Федерации – Конституции, указов и постановлений
президента и Правительства, федеральных законов, официальных международных соглашений, локальных
актах Министерства финансов.

Фундамент всей работы ФНС России – Постановление Правительства о создании службы.

ФНС может:

  1. Требовать от физических лиц и организаций
    полный спектр документов, доказывающих предоставление верной информации в налоговую службу.
  2. Вызывать граждан для решения возникших к ним вопросов со стороны налоговой службы.
  3. Проводить проверки по контролю за выполнением налогового законодательства.
  4. Привлекать граждан в качестве свидетелей в судах.
  5. Проводить осмотры частных помещений на предмет сокрытия документов, предметов собственности.
    Оценивать движимое и недвижимое имущество собственников.
  6. Определять размер налогов на основании категории населения налогоплательщика, оценки
    стоимости собственности, информации о его доходах и расходах и т.д.
  7. Приостанавливать действие банковских счетов, контролировать исполнение банками требований о
    подачи сведений о клиентах.
  8. Налагать арест на имущество нарушителей налогового законодательства, а также инициировать
    возбуждение уголовных и административных дел.

ФНС ведёт учётную деятельность по категориям:

  • Реестр юридических лиц.
  • Реестр налогоплательщиков – физических лиц.
  • Учёт физлиц – индивидуальных предпринимателей и фермеров.
  • Учёт организаторов лотерей.
  • Базы данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

Какие госорганы входят

Система налоговых органов РФ включает в себя, согласно :

  • федеральный госорган исполнительной власти, уполномоченный, в соответствии с законодательством, осуществлять контроль в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов;
  • территориальные подразделения и отделы.

На основании этого Положения и практики его применения можно выделить следующие уровни иерархии в структуре налоговых органов:

  • федеральный — непосредственно ФНС РФ;
  • региональный — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, федеральным округам, централизованной обработке данных, ценообразованию для целей налогообложения, камеральному контролю;
  • местный — инспекции по районам в городах, районам, городам без районного деления, ИФНС межрайонного уровня.

В самой ФНС выделяют руководство, центральный аппарат и его структурные подразделения. Как на местах, так и в центральном аппарате также существует деление на отделы. Персонал состоит из:

  • должностных лиц (начальники, инспекторы, специалисты);
  • оперативного состава (сотрудники бухгалтерии, юридического отдела, кадровой службы и т. д.);
  • вспомогательного состава (делопроизводители, водители, секретари и т. д.).

?‍? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Налоговая необоснованно списала деньги. Как вернуть средства на счет
Читать

Как налоговая выявляет тех, кто работает неофициально
Подробнее

Какие доходы физлиц учитывает налоговая и почему их стоит задекларировать
Смотреть

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по , а также , если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.

В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализа­ция которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  • предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  • налагать административные штрафы;
  • создавать налоговые посты.

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем ра­боты и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные зва­ния и занимают должности не ниже должности налогового ин­спектора.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налого­вых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процеду­ры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа долж­ностных лиц является постановление (решение) налогового орга­на о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в по­становлении о проведении налоговой проверки.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых пра­воотношений, не унижать их честь и достоинство.

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:

  1. коррес­понденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и на­логовых агентов;
  2. обеспечение фискальных интересов государства.

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых аген­тов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налого­вым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц нало­говых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомер­ности действий и актов (как нормативного, так и индивидуаль­ного содержания) налоговых органов, вытекающая из положе­ния о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает испол­нения обжалуемого акта или действия.

Органы внутренних дел в системе налоговой администрации

Органы
внутренних дел – родовое понятие, обозначающее систему органов,
осуществляющих борьбу с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих
общественную безопасность и правопорядок.

Систему ОВД России возглавляет МВД России.
Решение задач, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением
налоговых правонарушений и преступлений в системе МВД России возложено
на Департамент экономической безопасности.

Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) будет
самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД
России. Стоит заметить, что он будет оперативным подразделением криминальной милиции и
осуществляет оперативно-розыскную деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с
законодательством РФ. Организационными звеньями ДЭБ МВД России будут
оперативно-розыскные бюро (ОРБ) и центры проверок налогоплательщиков.

В структуре криминальной милиции
региональных ГУВД наряду с управлениями по борьбе с экономическими
преступлениями созданы управления по налоговым преступлениям.

Стоит сказать — полномочия органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений. По
запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с
налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых
проверках.

При проведении выездной налоговой проверки
должностные лица оперативных подразделений ОВД имеют возможность,
воспользовавшись предоставленными им в ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991
№ 1026-1 «О милиции» правами, выполнить следующие действия:

  • осуществить доступ на территорию и в помещения проверяемого лица и произвести их осмотр;
  • воспрепятствовать совершению правонарушения;
  • проверить у граждан документы, удостоверяющие личность;
  • провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и досмотр принадлежащих им транспортных средств;
  • произвести проверку и изъятие необходимых документов и предметов;
  • проверить наличие лицензий и специальных разрешений;
  • направить требование или
    самостоятельно произвести проверку финансово-хозяйственной документации,
    а также ревизию деятельности проверяемого лица;
  • получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц;
  • применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
  • использовать средства документирования произведенных действий.

При выявлении обстоятельств, требующих
совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов,
органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления
указанных обстоятельств направить материалы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий налоговый
орган для принятия по ним решения.

Органы внутренних дел лишены права проводить самостоятельно налоговые проверки в режиме налогового контроля.

Расследуя дело о налоговом преступлении, должностные лица органов внутренних дел также имеют возможность:

  • вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
  • подвергать приводу в случаях и
    порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и
    законодательством об административных правонарушениях, граждан и
    должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
  • задерживать и содержать под стражей в
    ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в
    совершении преступления;
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом.

Система и функции налоговых органов

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

2. Утратил силу.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организационные модификации налоговой администрации

Важно заметить, что одной
из особенностей организации системы государственной налоговой
администрации будет возможность ее построения в моносубъектной и в
мультисубъектной модификации.

При моносубъектной модификации системы
функции налоговой администрации государства возложены только на один
обособленный субъект государственной власти – на одну государственную
структуру. Весь объем полномочий в области налогового администрирования
осуществляется данным органом единолично. Фактически он и будет
налоговой администрацией государства, а его структурное построение
ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует структуре государственной налоговой администрации.

Мультисубъектная модификация системы,
в ϲʙᴏю очередь, означает, что полномочия по налоговому
администрированию распределяются между несколькими обособленными
органами государственной власти. Соответственно понятие государственной
налоговой администрации здесь означает совокупность всех структур
государственной власти, входящих в ее состав.

Деятельность в области налогового
администрирования осуществляется каждым из субъектов в пределах данных
ему полномочий. Отметим, что каждый из субъектов налоговой администрации будет
самостоятельным участником налоговых правоотношений.

Действующая система организации государственной налоговой администрации России базируется на принципе мулътисубъектного построения. За
обеспечение налоговой безопасности государства отвечают сразу несколько
специализированных государственных структур, обособленных друг от
друга.

Необходимость создания системы
государственной налоговой администрации с четко определенной структурой и
полноценной законодательной базой деятельности в России возникла в
самом начале 1990-х гг. Этому способствовало принятие решения о
реформировании тогда еще советской экономики с внедрением в нее рыночных
отношений. Следствием глобальной переориентации экономической политики
государства явилось воссоздание системы государственной налоговой
администрации.

Сегодня в состав налоговой администрации России входят:

  • система налоговых органов;
  • уполномоченные финансовые органы;
  • специализированные подразделения ОВД.

В определенных случаях полномочиями в сфере налогового администрирования могут быть наделены таможенные органы. При
наступлении указанных в законодательстве случаев данные органы также
следует относить к элементам системы национальной налоговой
администрации, но в отличие от налоговых органов они не будут
постоянными элементами указанной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector