Закаленная броня: самый большой танк в мире

Рейтинг

  • 10-е место – американский Sherman, пожалуй, это самый легкий в производстве танк.
  • 9-е место – израильский Merkava, тяжелый и неповоротливый, но имеет внушительную огневую мощь и выглядит устрашающе.
  • 8-е место – советский Т-54/55, средний танк, ничем особо не выдающийся, но легкий в производстве, благодаря чему был поставлен на поток и мог давить своей численностью более технологичные модели.
  • 7-е место – английский «Челленджер», заслужил свое место за огневую мощь и броню.
  • 6-е место – немецкий Pz IV. Машина сложная в производстве, но имеет хорошую защиту и огневую мощь, а уж психологическое воздействие на противника было огромным, в первые дни Второй мировой войны это был лучший танк.
  • 5-е место – английский «Центурион». Танк имеет простой внешний вид, получил высшие баллы по огневой мощи и защищенности.
  • 4-е место – английский WWI. Этот танк имеет тонкую броню, слабое вооружение, но в свое время он был единственной бронированной машиной на поле боя.
  • 3-е место – немецкий «Тигр». Легендарная машина, как и все немецкие, высокотехнологична. Несмотря на свою массу, имеет хорошую скорость, а также броню и вооружение. «Тигр» известен любому, кто смотрел фильмы о Второй мировой войне.
  • 2-е место – американский M-1 Abrams. Американцы считают его лучшим танком современности. Из пущенных в серийное производство машин он имеет высшие баллы по броне и вооружению. Abrams сложен в производстве, специалисты также поставили высшие баллы по устрашению, хотя на чем основаны их оценки, не совсем понятно.

И венчает топ-10 лучших танков мира всем известная машина.

1-е место – советский Т-34. Машина была выпущена 75 лет назад. Каждый россиянин знает, что это за техника. Т-34 имеет отличный запас хода, маневренный, с хорошей броней и вооружением. Ему было что противопоставить немецким «Тиграм». На полях Второй мировой он снискал себе славу. А простота производства сделали его недостижимым для остальных 10 лучших танков мира.

Образцы танков

Использовались в прошлом

  • Ягдтигр — был разработан в 1942—1944 гг. на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён (75,2 тонн).
  • Самоходная мортира «Карл» — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Боевая масса — 126 т. Бетонобойный снаряд весом 2170 кг пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм.
  • Объект 279 — тяжёлый танк, разработанный в 1957 году; предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
  • Атомный танк — танк с ядерной силовой установкой
  • Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных
  • Оружие возмездия

Используются сейчас

  • «Гусеничный транспортёр НАСА» — созданный для программы полетов на Луну в 1965 году весит 2400 тонн, и состоит из платформы на восьми гусеницах.
  • Bagger 255
  • Bagger 287
  • Bagger 288 — экскаватор, который является крупнейшей самоходной установкой в мире, с весом 13 500 тонн.
  • Bagger 293
  • Bagger 1473

Вымышленные

Боло — вымышленный сверхтяжёлый танк с искусственным интеллектом, весом свыше 1000 тонн.

  • Ableben — атомный танк весом 1500 тонн.[источник не указан 2254 дня]
  • Il Duce — вымышленный итальянский сверхтяжелый танк. На деле Италия 1940-х годах не имела ни промышленного ни технологического потенциала для создания подобной машины. Появляется в Hearts of Iron IV.
  • Танк «Мамонт»
    • В воспоминаниях главного героя повести «Хищные вещи века» — тяжелый штурмовой танк (по тексту оригинала).
    • Сверхтяжёлый танк в серии стратегий «Command & Conquer», является своеобразным символом игры. Также именно «Мамонт» является олицетворением C&C-шного раша, заключающегося в постройке огромной лавины танков, которую крайне трудно уничтожить чем-либо, кроме такой же лавины. Также — в серии есть советский танк Апокалипсис, похожий на «Мамонт». В дополнении «Command & Conquer 3: Kenе’s Wrath», ГСБ создало на шасси Мамонта более тяжелый и модифицированный танк СТТМ (Сверхтяжелый танк «Мамонт»).
  • AT-AT, AT-TE — вымышленные сверхтяжёлые шагоходы во вселенной Star Wars.
  • Танк «Гибельный клинок» — сверхтяжёлый танк во вселенной Warhammer 40,000.
  • В игре «War Front: Turning Point» на стороне СССР есть сверхтяжёлый танк под названием «Харьков разрушитель».

Ссылки

Концепция

В основе концепции сверхтяжелых танков лежит предположение, что значительно увеличив размеры и массу бронированной машины, возможно достичь качественного скачка в её защищенности и боевой мощи.

Предполагается, что за счет своей защищенности, сверхтяжелый танк будет полностью неуязвим для огня стандартных противотанковых средств противника, и, тем самым поставит неприятеля перед дилеммой:

  • Пытаться оснастить свои части нестандартным, особо мощным противотанковым оружием, способным поражать сверхтяжелые танки — что потребует значительных затрат (так как подобное оружие должно иметься на каждом участке, где существует угроза прорыва с применением сверхтяжелых машин), и создаст проблемы с мобильностью войск, так как подобное сверхтяжелое противотанковое оружие будет тяжелым и малоподвижным.
  • Игнорировать существование сверхтяжелых танков, тем самым подвергая фронт угрозе прорыва в случае применения таковых.

Сверхтяжелые танки почти всегда рассматривались как машины усиления, предназначенные для прорыва мощной обороны в позиционной войне или близкой к таковой; лишь немногие проекты сверхтяжелых танков рассматривали (безуспешно) их применение в ином качестве.

Проблемы концепции

Критической проблемой концепции сверхтяжелых танков является их крайне низкая стратегическая и оперативная мобильность, а также их высокая сложность и стоимость. Хотя тактически, сверхтяжелые танки могут быть — при достаточно мощном двигателе — достаточно подвижны, переброска их на значительные расстояния представляет собой почти нерешаемую в военное время проблему. Сверхтяжелый танк, перемещаясь своим ходом, наносит значительный урон местности, по которой движется; ввиду своих размеров, он не в состоянии пересекать мосты или тоннели. Река с крутыми берегами, не позволяющими переправиться вброд, представляет для сверхтяжелого танка почти неодолимое (без долгой инженерной подготовки) препятствие. Кроме того, при движении своим ходом, ходовая часть сверхтяжелого танка подвергается сильнейшему износу из-за огромной нагрузки при движении.

Единственным адекватным способом перемещения сверхтяжелых танков на значительные расстояния является либо их транспортировка по морю, либо перевозка по железной дороге в полностью или частично разобранном виде. И тот и другой способы связаны со значительными трудностями; перевозка по морю делает танк привязанным к наличию оборудованных портов вблизи театра военных действий, переброска в разобранном виде требует длительной последующей сборки и подготовки. Если в позиционной войне со стабильным фронтом подобные способы еще могут рассматриваться, то в маневренной войне с быстро меняющимися линиями фронта, своевременная доставка сверхтяжелого танка на поле боя представляется невозможной.

Другим значимым недостатком сверхтяжелых танков является их высокая заметность, сложность маскировки и уязвимость на позиции при продвижении к полю боя. Развертывание сверхтяжелого танка, ввиду приведенных выше причин, является долгим и сложным мероприятием, скрыть которое от противника весьма непросто. Таким образом, сам факт развертывания сверхтяжелого танка выдает противнику направление вероятной атаки; неприятель получает возможность заранее усилить и эшелонировать свою оборону, сделав тем самым даже успешный прорыв фронта бессмысленным ввиду невозможности развития успеха.

Наконец, главным сдерживающим фактором в отношении создания сверхтяжелых танков является их огромная стоимость и сложность производства.

Закат концепции

Появление ядерного и высокоэффективного бронебойного оружия, управляемых авиабомб и ракет и даже гранатомётов привело к полному исчезновению концепции сверхтяжелого танка из рассмотрения. В настоящее время не представляется возможным создать машину, устойчивую к поражающему эффекту тактического ядерного удара, нанесенного прямо по ней или даже в радиусе 1-2 км, либо способную выдержать попадания специально сконструированных бронебойных средств. Боевые задачи, традиционно выставляемые перед сверхтяжелыми танками — прорыв укрепленной обороны — могут быть проще и дешевле решены другими средствами, вроде авиации и тактического ядерного оружия, объемно-детонирующих боеприпасов и воздушных тактических десантов.

История и техническое развитие

Первый раз танк вышел на поле боя во время Первой мировой войны. Броня была тонкой, пушки слабыми, но конкурентов у него не было. Для своего времени это был лучший в мире танк. Были долгие споры о том, сможет ли гусеничная техника заменить лошадей. Несмотря ни на что, танкостроение набирало обороты. У Советского Союза к началу Великой Отечественной войны было 16 тыс. танков разного типа. Они делились условно на легкие, средние и тяжелые, в зависимости от толщины брони и массы.

Вторая мировая война дала сильнейший толчок в развитии военной техники. Если взглянуть на линейку танков Германии, где производство было отдано в частные руки, можно только подивиться фантазии людей. Некоторые машины создавались в ограниченном количестве. Ярким примером является Pz VIII, или Maus, созданный компанией Porsche. Их было построено всего два экземпляра и ни один не принимал участия в боях. Это был сверхтяжелый танк массой 188 т.

Сейчас танки разделены на основные и легкие. Основной имеет массу 46-62 т, скорость до 70 км/ч и экипаж 3-4 человека. Легкие, как правило плавающие, используются для разведывательных рейдов, диверсий, высадки десанта, обхода противника и уничтожения артиллерии и командных пунктов.

Pz.Kpfw. V/IV

6 «Меркава Mk.4»

  • Страна: Израиль
  • Годы эксплуатации: с 2002
  • Экипаж: 4 чел.
  • Боевая масса: 65.0 т
  • Мощность двигателя: 1 500 л.с.
  • Скорость по шоссе: 60 км/ч
  • Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная

«Меркава Mk.4» находится на вооружении с 2002 года, была принята на вооружение в 2004 году. Многие мировые военные эксперты считают танк «Меркава-4» на 2010 год лучшим основным боевым танком в мире. 28 % деталей танка импортные, включая двигатель и трансмиссию. Подвеска танка пружинная (практически не используется в мире), обладая своими преимуществами она определённо снижает точность стрельбы в движении. Позади имеется отсек для десанта (эвакуации раненых), что резко повышает эффективность танка в целом в условиях малоинтенсивных боёв, взамен снижая защищённость танка в силу размазывания брони на больший объём.В 2012 году Минобороны сформировало группу во главе с бригадным генералом запаса Диди Бен-Йоашем, которая должна была отвечать за разработку «танка будущего» для Армии обороны Израиля. Руководителям оборонной промышленности и командованию сухопутными войсками было предложено высказать своё мнение по поводу того, как должен выглядеть этот танк. Предполагалось, что он будет легче, меньше, с автоматической зарядкой и экипажем из двух человек и иметь в своём распоряжении модульную систему оружия, включающую различные его виды, в том числе ракеты.

Топ 10 самых больших танков в мире

10. На десятой позиции советский «Объект 279». Его создали в 1957 году. Танк 9,8 метра в длину, в высоту — 3,6 метра. Сколько он весил? 60 тонн и внешне чем-то напоминал летающую тарелку. Но к боевым испытаниям его не допустили из-за плохой маневренности.

9. TOG I. Танк английский. Год его создания 1940. Габариты: 10,1 метра (длина), 3,1 метра (ширина), 3 метра (высота). Вес в снаряженном состоянии 65 тонн. Выпустили в единственном экземпляре, так как у этой машины был один существенный минус — слабая броня. То было связано с тем, что при разработке танка использовались устаревшие технологии.

8. Т-28 Turtle. Работа над американской «Черепахой» началась в 1943 году. Но из-за бюрократической задержки на реальную службу она так и не попала. Длина танка превышала 10 метров, ширина — 2,8 метра. В снаряженном виде он весил 86 тонн, а его броня была рассчитана на то, чтобы выдерживать лобовые выстрелы немецких Пантер.

7. А-30 Tortoise. Еще одна черепаха, но британская. 10-метровая в длину, 3-метровая в высоту и 3,9 метра в ширину. Весила 78 тонн. Полностью оправдывала свое название, так как была очень медлительной. Впрочем, не только сама Tortoise, но и ее разработка, она была остановлена в связи с окончанием войны.

6. Е-100. Тяжелый (140 тонн), но весьма перспективный немецкий танк длиной 12 м, шириной 4 м и высотой 3,2 метра. Правда, в бою он себя не показал. Война закончилась раньше, чем его допустили к боевым испытаниям.

5. Maus. Фюрер лично заказал разработать «Мышь», чтобы увеличить мощь вермахта. Так была создана машина весом 180 тонн, 10,2 м; 3,5 м; 3,6 м (длина; ширина; высота).

4. FCM F1. Франция, 1939 год – начало разработки танка FCM F1. 2 башни, вес — 145 тонн, 12 м – длина, 3,6 м – ширина, 12 см – толщина брони. Довести дело до конца не удалось из-за наступления вермахта.

3. K-Wagen. Стальная крепость на колесах: 13 м; 3 м; 3,5 м. Вес «крепости» – 150 тонн. Первый образец немцы собрали в 1918 году и сами же уничтожили, т. к. войска Атланты оказались близко к производственному цеху.

2. Char 2C. Француз по происхождению, весом 75 тонн. Крайне медлительный и неповоротливый, с неуемным аппетитом по поглощению топлива. Длина машины составляла 10,2 метра, ширина – 3, высота – 4 м. Была выпущена серия таких танков для передовой, прорывать заградительную линию противника. Снят с вооружения в 1940 году, так как оказался бесполезным для маневренной войны.

1. И первое место. Принадлежит оно, как мы уже говорили выше, российскому Мамонту. Это самый большой танк в мире, на фото больше напоминает азиатскую повозку, а не боевую машину. Имел несколько названий, в том числе «Царь-танк». В длину был 17,8 м, 12 м в ширину и 9 в высоту. Весил 60 тонн. Предполагалось, что обслуживать его будет экипаж из 15 человек. В серийное производство Царь-танк запущен не был: ездил медленно даже по ровной дороге, застревал в грязи, был виден на расстоянии нескольких километров. Остается загадкой, как инженер получил разрешение у Николая II на разработку такой боевой машины?

Как говорится, на ошибках учимся. Инженерная мысль изменила направление, и размеры танка уже не являются основным показателем его эффективности, боевой мощи. На сегодняшний день ценится маневренность, легкость и технологичность.

А если бы вы были разработчиком танка, каким бы он был?

«Черепахи» союзников

Англичане приступили к созданию танка прорыва еще до войны, предполагая, что в случае войны «на континенте» они будут штурмовать укрепления вроде германской «линии Зигфрида». В 1939 году образовался комитет, куда вошли почтенные ветераны британского танкостроения — А. Стэрн, Ю. Д’Энкур, Э. Суинтон, Г. Риккардо, У. Вильсон. Производство развернули у пионера танкостроения компании Фостера. Конструкторы назвали себя «The Old Gang» — «старая смена», а подготовленный ими проект получил обозначение TOG. В октябре 1940 года построили опытный танк TOG 1, а в мае 1941-го — TOG 2. Их конструкция свидетельствовала, скорее, о попытке вернуться к старым канонам, чем о стремлении сделать нечто новое. Подвеска была жесткой, планировалась даже установка вооружения в бортовых спонсонах. «Старая смена» все же поставила башню с длинноствольной 76-мм пушкой и электроприводом, а также использовала электротрансмиссию. Гусеницы, как и у французских 2С, охватывали корпус. Правда, 600-сильный двигатель был слабоват для машины массой 81 т. В серию TOG 2 пущен так и не был. Теперь он украшает экспозицию Королевского танкового музея в Бовингтоне.

3 уровень

Cruiser Mk. II (максимальный урон 278-463 единиц)

И снова британец. Этот легкий британский танк может похвастаться максимальным уроном, которого достаточно чтобы «ваншотнуть» противника на уровень, а то и на два выше себя. В принципе, вот и все, больше похвастаться ему нечем. Скорость отвратительная, броня слабая, перезарядка так себе, а про точность я вообще молчу. Снаряд летит очень медленно, и пойди разбери, когда он настигнет цель, и настигнет ли вообще. Бывает, что сведешься на стоячего противника, с предвкушением дашь залп, и смотришь, как твой снаряд по издевательской дуге перелетает врага.

Но несмотря на все это, лично я оставил Cruiser Mk. II в своем ангаре. Знаете почему? Это очень фановый танк! Пусть он медленный, неповоротливый и косой, но когда с одного выстрела снимаешь все очки здоровья высокоуровневому противнику, проникаешься неподдельной любовью к Cruiser Mk. II.

Чтобы добиться максимальной убойности, нужно установить орудие 3.7-inch Howitzer. К этой пушке поставляют всего два вида боеприпасов — «золотые» кумулятивные и обычные осколочно-фугасные. Премиумные кумулятивные снаряды обладают превосходной бронепробиваемостью, но фугасы наносят огромный урон (если стрелять по слабым местам), целых 278-463 единицы.

Артиллерия Lorraine39 L AM (максимальный урон 308-513 единиц)

Миниатюрная, динамичная и дальнобойная артиллерия с долгой перезарядкой, но огромным, как для своего уровня, уроном. Благодаря навесной траектории полета снаряда, маленькая французская САУ умеет доставать противников, прячущихся за невысокими укрытиями.

Имеет в арсенале два орудия: четвертого и пятого уровней. Несмотря на одинаковый урон, «стоковая» пушка дольше перезаряжается, да и снаряды из нее летят как-то медленно.

Самым большим уроном 308-513 единиц обладают осколочно-фугасные боеприпасы, но против тяжелых танков пятого и шестого уровней лучше использовать «золотые» кумулятивные снаряды.

Таким же уроном обладают M37 и Wespe.

Heckler and Koch USP

Супертанки новейшей истории

В новейшей танковой истории трудно выделить какую-то отдельную модель танка. В силу различных причин гигантомания уступила место практицизму и максимальной универсальности, способности вести танковый бой в любых условиях. Приведем характеристики трех самых лучших и больших танков на сегодняшний день.

Леопард 2A7 (Германия)

Универсальная боевая машина – верхние строчки танковых рейтингов прочно закреплены за этим немецким «хищником». Габариты, вооружение, ходовая часть, защита, комфортность, компьютеризация – все очень сбалансированно, нет никаких перекосов на отдельные блоки.

Краткие характеристики:

  • длина корпуса – 7.7 м;
  • длина с пушкой вперед – 9.67 м;
  • ширина корпуса – 3.7 м;
  • высота – 2.79 м.

М1А2 «Абрамс» (США)

Самый массовый танк США. Всего произведено 9 тыс. танков (на 2012 г.). Большой упор сделан на компьютерную составляющую. В рейтингах обычно занимает 2-е место после Леопарда.

Краткие характеристики:

  • масса танка – 61,4-70 тонн;
  • длина с пушкой – 9,77 м;
  • длина корпуса – 7,93 м;
  • ширина – 3,66 м;
  • высота – 2,44 м.

Challenger 2 (Великобритания)

Третья строка во всевозможных классификациях отдана на откуп этому представителю «британского льва». Один из самых защищенных танков. Приспособлен к работе в жестких климатических условиях. В видеосюжете хорошо видно, каким мощным оружием является этот «английский джентльмен».

Краткие характеристики:

  • масса танка – 62,5 т;
  • длина корпуса – 8.3 м;
  • длина с пушкой вперед – 11.57 м;
  • ширина корпуса – 3.52 м;
  • высота – 2.49 м.

Как видим, на звание «самый большой современный танк в мире» претендует сразу несколько бойцов. И однозначно дать такой титул определенной машине нельзя. Все они примерно равны. Если, например, Челленджер 2 имеет самый длинный корпус (8.3 м), то по ширине он уступает тем же Леопарду и Абрамсу. Возможно, когда-нибудь и появится очередной танк-исполин, но можно с уверенностью сказать, что в обозримом будущем этого не предвидится.

Оружие под калибр .366 ТКМ

Одним из первых создал оружие под новый вид боеприпаса оружейный . Он выпустил два карабина под названиями ВПО-208 и ВПО-209. Первый является аналогом самозарядного карабина СКС с некоторыми отличиями. Гражданский вариант имел другой магазин под боеприпасы, а также был заменен ствол. В ВПО-208 установили гладкий ствол с нарезной частью в районе дульного среза.

ВПО-209 — это оружие, которое частично копирует модернизированный автомат Калашникова (АКМ). В гражданской версии карабина был установлен ствол «Парадокс». Также в образце ликвидирована возможность вести огонь в автоматическом режиме, поскольку, согласно законодательству РФ, в охотничьем оружии такой режим стрельбы запрещен. Также был переделан магазин для подачи патронов в ствол карабина.

Вышеперечисленное стрелковое оружие является самозарядным. Прицельная дальность у ВПО-208 и ВПО-209 составляет 200 метров. Кроме того, патрон 9,5х39 мм обладает более эффективным останавливающим действием по сравнению с боеприпасом, предназначенным для стрельбы из АКМ.

Литература

Уникальные танки

Как известно, размер техники – это не единственный критерий ее оценки. Наверняка каждому было бы интересно увидеть самый мощный танк в мире. Для начала можно ознакомиться с его характеристиками. На сегодняшний день мощнейшей боевой техникой считается танк Леопард 2. С 1979 года вплоть до настоящего времени он производится в Германии. Такая техника стоит на вооружении Турции, Швеции, Дании, Греции, Австрии, Германии и многих других стран. По сути это усовершенствованная версия Leopard первого поколения.

Леопард 2

В процессе производства на протяжении длительного времени боевая единица прошла несколько этапов модернизации, в ходе которой были выполнены доработки в виде:

  • установки дополнительной защиты боекомплекта;
  • новой радиостанции;
  • нового люка;
  • существенно видоизменилась башня и наводчик.

Самый мощный танк имеет следующие технические характеристики: общая длина – 9,7 метров, ширина – 3,7 метра, высота – 2,5 метра, а вот масса его равна 55 тонн. Максимальная скорость, на которую он может разогнаться это 68 км/ч, по шоссе имеет запас хода около 500 км. Танк без труда преодолеет ров шириной в три метра и брод – 0,8м. Что касается боеприпасов, то запас составляет 10 тыс. патронов по 7,62 мм и 42 снаряда. На сегодняшний день производство выпустило 3700 единиц данной техники.

Известно, что на вооружении Российской Федерации есть немало военной техники современного производства. Одним из них является танк Т-90, он, пожалуй, самый мощный танк в России. Был разработан еще в 80-х годах, но его масштабное производство началось в начале 90-х. Главный козырь Т-90 – гладкоствольная пушка диаметром 125 мм и пусковая установка 2А46М-2. Боекомплект включает в себя 43 выстрела, некоторую часть можно сложить в транспортер, который вращается. К тому же, этот танк имеет дополнительный спаренный пулемет, которым можно управлять дистанционно. В качестве противотанкового оружия используются бронебойные снаряды.

Т-90

Объект 279, 60 т

Объект 279 — это один из известных советских танков, который был построен в 1957 году. Руководителем этого проекта считался советский конструктор бронетехники — Троянов. Изначально именно эта машина предназначалась для прорыва подготовленной обороны противника.

Создан был по простой классической схеме. В то время сложилась такая ситуация, что практически все советские машины обладали какими-либо недостатками, именно поэтому Министерство обороны решило разработать несколько параметров, которыми должен был отличаться новый, построенный танк.

Он должен был весить не более 60 тонн и оснащаться не менее 130 орудием. Объект 279 стал новым исключительным танком, который даже сейчас считается необычным видом бронетехники. Его отличительными особенностями были — впечатляющая проходимость и довольно высокая защищенность.

Стоит отметить, что бронетехника могла работать даже в условиях радиационного заражения. Впервые испытания были проведены в 1959 году. Но тогда было отмечено несколько серьезных ошибок. Позже инженеры довели его до ума, и сделали один из самых защищенных танков советской армии.

Но, к сожалению, история именно этой машины была окончена и все работы прекращены. В настоящее время хранится единственный экземпляр в Кубинке.

Избранное

Как победить полторы сотни «маусов»

Если бы что-то пошло не так, немцы вполне могли построить свои 140маусов». Что могло ждать РККА при встрече с этими мастодонтами? Какие слабые места можно было использовать?

На ту же тему Сверхтяжёлые танки: будущее или прошлое?

Первый недостаток, который приходит в голову, — огромная масса, исключающая использование мостов. Это доставило бы немцам серьёзные проблемы, но не сделало бымаусы» бесполезной игрушкой — конструкторы не были оторванными от реальной жизни дурачками и разрабатывали для танка систему подводного вождения.

Втораяахиллесова пята» звучит серьёзнее — расход топлива у танка был даже не конский, а титанический: 350 литров на сот… нет, на десять километров! Учитывая проблемы с горючим в конце войны, 140 активно используемыхмаусов» могли бы сделать для союзников больше, чем авиакрыло   летающих крепостей» или танковая бригада Т‑34.

Чтобы его уничтожить, не надо было даже ронять на беднягу десятитонную бомбу.

Борт корпуса танка можно было пробить из орудий Су-100 или ИС-2. Да, для этого следовало подобраться поближе, да, требовался удачный угол вхождения снаряда. Это было отнюдь не простым, но вовсе не заведомо гиблым делом.

А ещё, столкнувшись смаусами», воюющие стороны чем-нибудь бы пожертвовали и активно налегли на производство подкалиберных снарядов — что уменьшило бы его шансы ещё сильнее.

Маус» стал бы для наших войск чем-то подобным танку КВ для немцев. Опаснейший противник, которого можно победить, если сильно постараться. Но, в отличие от КВ, он был крайне непрост в производстве и фантастически тяжёл и прожорлив. И говорить омышином потопе» не пришлось бы — дажекениг тигров» немцам удалось выпустить меньше 500 штук.

Танк КВ-1

Перед тем как столкнуться с немцами, тяжелый танк прошел боевое крещение в войне с финнами. Монстр весом в 45 тонн был непобедимым противником вплоть до самого конца 1941 года. Защита танка представляла собой 75 миллиметров стали. Лобовые бронелисты были расположены так удачно, что снарядостойкость приводила немцев в ужас. Еще бы! Ведь их 37 мм противотанковые орудия не могли пробить КВ-1 даже с минимального расстояния. Что же касается 50 мм орудий, то тут предел — 500 метров. А советский танк, оснащенный длинноствольным 76 мм орудием Ф-34, мог подбить противника с дистанции порядка полутора километров.

Но были, к сожалению, у танка и недостатки. Главная проблема заключалась в «сырой» конструкции, которую поспешно запустили в производство. Настоящей «Ахиллесовой пятой» КВ-1 стала трансмиссия. Из-за больших нагрузок, связанных с весом боевой машины, она слишком часто ломалась. Поэтому при отступлениях танки приходилось бросать или уничтожать. Поскольку ремонтировать их в условиях боевых действий было нереально.

Все же немцам удалось урвать несколько КВ-1. Но в дело они их не пустили. Постоянные поломки и отсутствие нужных запчастей быстро поставили крест на трофейных машинах.

Бронированные монстры страны Советов

В 30-е годы на вооружение Советской Армии был принят 50-тонный тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35. Следующие в этом списке — танки серии КВ. При достаточно скромных для тяжелых танков габаритах они имели мощную броню и вооружение, и в начальный период войны им не было равных. Продолжением стали танки серии «ИС». Так, ИС-2, созданный в 1943 году, поставил жирную точку в соперничестве с «Тиграми». Советский танк при весе всего около 45 тонн, благодаря своей 122-мм пушке, как орех раскалывал броню «Тигра» на расстоянии 1,5 км.

Танк Победы ИС-2

Вскоре после войны тенденция строить большие танки, как и термин «тяжелый танк», ушли в историю. Сегодня это просто танки, оснащенные мощными двигателями, новейшей электроникой, уникальным оружием, средствами динамической защиты и интеллектом.

По материалам techcult

Проекты сверхтяжелых танков по странам

Семейство «Тигров»

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

Не довелось «понюхать пороху» и танку VIII Maus. Его габариты были намного скромнее, но также внушительны – почти 190 тонн веса. Статья про танк Maus

Старинные проекты

Первый известный проект машины, имеющей право называться прототипом танка, уже страдал гигантизмом. В 1874 году француз Эдуард Буйен предложил для движения по любой местности поезд, несущий с собой железнодорожное полотно в виде охватывающей его замкнутой цепи (примерно как гусеница охватывает катки танка). Поперечный изгиб цепи позволял этой машине поворачивать. Для военных целей Буйен спроектировал вариант этакого «бронепоезда» из восьми секций, вооруженного 12 пушками и 4 митральезами. Команда должна была включать 200 человек. Понятно, что предложенная Буйеном паровая машина мощностью 40 л. с. не смогла бы и с места сдвинуть это «самое грозное орудие войны». Проект осел в архивах, где его и обнаружили спустя полстолетия.

Кончилась ничем и куда более интересная разработка российского инженера-кораблестроителя В.Д. Менделеева, сына Д.И. Менделеева. Над эскизным проектом наземной машины Менделеев работал с 1911 года в свободное от основной службы время. В августе 1916-го, когда до выхода на поле боя британских танков оставался месяц, он представил в русское Военное министерство тщательно разработанный проект. И это был первый русский проект «танка». Популярная версия, согласно которой первым танком считается «Вездеход», построенный в 1915 году А.А. Пороховщиковым, ошибочна. Эта машина не имела ни брони, ни вооружения и была именно вездеходом. Проект же Менделеева предполагал бронированную машину с вооружением. Причем весьма солидным — 120-мм пушка «Канэ» в корпусе и пулемет «Максим» в выдвижной башенке. Бронирование должно было защищать от 152-мм снарядов. Предусматривались пневматические узлы подвески ходовой части и сервоприводы управления. Любопытно, что во время стрельбы корпус машины должен был опускаться на землю. Была предусмотрена перевозка по железной дороге. Менделеев не указал сферы применения своего «бронированного автомобиля». Возможно, он предназначался для крепостной войны или береговой и противодесантной обороны Финского залива. Однако машина массой 170 т, весьма сложная в производстве, никого не заинтересовала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector