Советский танк т-55: традиции качества

Компоновка боевого танка Т-90 “Владимир”

Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:

  • отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
  • боевое отделение и башня – в центральной;
  • двигатель и трансмиссия – в кормовой части корпуса.

Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно “но” – снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.

Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.

Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.

Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.

Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.

Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.

Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.

Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.

С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.

При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.

Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)

Боевое применение

В Советском Союзе танки Т-55 впервые поучаствовали в боевой операции в 1968 году – они помогали восстановить контроль над Чехословакией. А в настоящий бой им довелось вступить только в 80-х годах в Афганистане. Там «пятьдесят пятые» занимались огневой поддержкой и сопровождением конвоев.

В 1971 году индийские танки Т-55 успешно применялись против пакистанских «Паттонов». В финальной фазе вьетнамской войны некоторое количество этих танков использовал Северный Вьетнам (хотя Т-54 там было гораздо больше), а в 1979 году вьетнамские «пятьдесят пятые» встречались со своими китайскими «копиями» и воевали в Камбодже.

Но по-настоящему активно Т-55 применяли на Ближнем Востоке. Начиная с 1967 года, они стали непременными участниками арабо-израильских войн, и проявили себя, как достойные соперники «Центурионов» и М48. Трофейные «пятьдесят пятые» активно использовались изральтянами. При этом, правда, им заменяли двигатели и перевооружали 105мм пушкой L7. Обе стороны использовали «пятьдесят пятые» в Ирано-иракской войне, а модернизированные иракские танки «Энигма» участвовали в войне в Персидском заливе.

В Анголе противником «пятьдесят пятых» стали не столько танки, сколько вооружённые 90мм пушками БТР «Ратель» и бронеавтомобили «Эланд».

Редко упоминается следующий эпизод. В 1979 году грузовое судно «Астор» должно было кружным путём доставить десять ливийских Т-55 в Кению, откуда бронетехнику должны были перевезти в Уганду. Но за время пути режим Иди Амина рухнул и судно вернулось в воды ЮАР, где его и арестовали по подозрению в контрабанде оружия для Анголы.

Обнаруженные танки конфисковали и передали Родезии, где «пятьдесят пятые» приняли на вооружение, оборудовав радиостанциями от броневиков «Эланд». Но повоевать Т-55 не успели – после того, как главари ЗАНЛА и ЗИПРА объявили о фальсификации результатов всеобщих выборов, новый премьер-министр Музорева не решился продолжать войну.

В самой Ливии Т-55 использовали в войне с Чадом, причём там танки понесли огромные потери от вооружённых французскими ПТРК пикапов «Тойота». «Пятьдесят пятые»проявили себя даже в Южной Америке – там с их помощью Перу боролось с «контрас».

В 90-е годы Т-55 участвовали в гражданской войне в Югославии. Причём, как считается, именно Т-55 был последним потерянным там танком. И уничтожил его при этом снаряд, выпущенный из пушки Т-34-85. Оставшиеся после развала СССР «пятьдесят пятые» использовали в конфликтах на постсоветском пространстве – в Карабахе, Абхазии и Приднестровье.

Сейчас «пятьдесят пятые» продолжают использоваться в африканских войнах, а также в Сирии. В самой России они, однако, были выведены из употребления ещё в 90-е годы, и не участвовали даже в чеченских кампаниях. В настоящее время российские машины Т-55 находятся на хранении.

Т-55АД

Позже на базе версии Т-55 был разработан и пущен в серийное производство танк Т-55АД, который стал первым в мире танком, оборудованным активной защитой. Комплекс «Дрозд» состоял из двух радиолокационных станций миллиметрового диапазона, аппаратуры управления и четырех блоков с парой 107-миллиметровых защитных снарядов.

В 1988 году, с принятием на вооружение танковых войск СССР навесной динамической защиты, ее начали использовать и на модернизированных моделях Т-55, которые получили название Т-55МВ и Т-55АМВ. Внедрение этих мер в значительной степени повысило стойкость боевых машин к поражению боевыми кумулятивными боеприпасами. Более того, некоторые модернизированные танки семейства Т-55 стали оснащаться мотором В-46-5М, мощность которого составляла 780 л. с. Эти модели получили в конце названия индекс «М-1», к примеру, Т-55М-1.

General info

Survivability and armour

Composite armour
Balanced protection against all types of ammunition

Smoke grenades
Creation of a smoke screen in front of the vehicle

ESS
Creation of a smoke screen in the direction of movement of the vehicle

Armourfront / side / back

Hull100 / 80 / 45

Turret200 / 160 / 66

Crew4 people

Visibility83 %

The T-55, which this tank was based upon, used exclusively rolled homogeneous armour, which proved to useless against advanced chemical warheads. The Soviet Union, in an attempt to modernize and extend the service life of the T-55, conceived the AM-1 upgrade kit for the tank. The upgrade kit consists bolted-on blocks of metal-polymer plates, which are essentially plates of metal sandwiching polymer fillings. This solution was cheap and easy to implement, though its effectiveness was debatable. Compared to the original T-55A, the armour protection was greatly improved, but still prove to be insufficient against certain weapons.

The turret cheeks are fitted with the add-on metal-polymer blocks, which grants immunity to every HEAT warhead in-game except the HOT missiles. The Leopard’s 120mm HEAT-FS occasionally penetrates the cheeks, and in that case, very minimal damage is caused. The turret armour against APDS is highly effective, given that the projectile impacts the add-on armour. However, the armour is mostly useless against APFSDS, and in case of penetration, will cause extensive damage. The add-on armour on the upper front plate is somewhat effective as it can nullify HEAT warheads with less than 450mm penetration. Most APFSDS will seamlessly penetrate the hull. Most APDS will bounce.

Do note that the gun breech area is very poorly protected by some 200mm of cast homogeneous armour, making its protection worth absolutely useless against everything. So do try to angle your turret by facing your cheeks. When doing so, use the right side of your turret to «catch» rounds, as even if it penetrates, only your loader will be knocked out, so no big deal.

Also note that the add-on armour block can be blown off your tank. For example, HOT missiles will have very high chance of taking off armour, and direct hit from artillery shell (assuming it hits the armour and doesn’t destroy you) will take off the armour.

In regards to ammo storage, your ready rack is stored within your fuel tank. This wet ammo storage will prevent ammo detonation from HEAT, but a well placed APFSDS will nonetheless cause ammo cook-off.

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour (Hull, Turret roof)
  • Cast homogeneous armour (Turret, Gun mantlet)
  • Structural steel (Stowage boxes, Track mud guards)
  • Rubber-fabric screens (Track sides)
Armour Front Sides Rear Roof
Hull 100* mm (59°) Front glacis 100 mm (56°) Lower glacis 80 mm 45 mm (16°) Upper 20 mm (71°) Lower 30 mm 20 mm Hatches45 mm Engine grille
Turret 130-200* mm (0-75°) 90-160 mm (9-62°) 66 mm (4-41°) 30 mm
Cupola 100 mm (conical) Base 30 mm (spherical) Hatch 100 mm (conical) Base 30 mm (spherical) Hatch

Notes:

  • Suspensions wheels and tracks are 20 mm thick
  • Front belly armour is 20 + 20 mm thick, with the rest of the belly armour being just 20 mm thick.
  • * — Composite armour present

Mobility

Speedforward / back

AB56 / 9 km/h

RB and SB51 / 8 km/h

Number of gears5 forward

1 back

Weight41.5 t

Engine power

AB1 316 hp

RB and SB690 hp

Power-to-weight ratio

AB31.7 hp/t

RB and SB16.6 hp/t

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 56 9 41.5 1,069 1316 25.76 31.71
Realistic 51 8 610 690 14.7 16.63

The mobility is only bested by the XM-1. It will out-run most, if not all, its friendlies and adversaries. Its pivoting capabilities are comparable to the very capable neutral steering system on the Leopard L/44. The tank will reach around 30-40 km/h off-road, and -10 km/h in reverse. The so-called «stabilized» gun is only operable reliably under 35km/h.

Modifications and economy

Repair cost

AB3 580

RB4 470

SB2 910

Crew training10 000

Experts790 000

Aces2 000

Research Aces1 780 000

Reward for battleAB / RB / SB

2 × 100 / 140 / 160 % 2 × 214 / 214 / 214 %

Modifications

Mobility Protection Firepower

Tracks

Suspension

Brake System

Filters

Transmission

Engine

Parts

FPE

Crew Replenishment

ESS

100mm_BR412D_ammo_pack

Horizontal Drive

NVD

100mm_3BK25_ammo_pack

Adjustment of Fire

Laser rangefinder

100mm_3BK17M_ammo_pack

Elevation Mechanism

Smoke grenade

100mm_ussr_Smoke_ammo_pack

100mm_ussr_ATGM_ammo_pack

Artillery Support

Модификации

В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.

Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.

Юнкерс Ju 88

Немецким конструкторам тоже удалось запустить в эксплуатацию многоцелевой бомбардировщик, способный выполнять сложнейшие боевые задачи.

В первую очередь, Ju 88 создавался как фронтовой бомбардировщик, но со временем был усовершенствован и дальность его полетов значительно увеличилась. Еще один знаменательный факт в истории этой боевой машины то, что «Юнкерсы» этого типа стали первыми ракетоносцами, и периодически наносили воздушные удары по Лондону ракетами «ФАУ-1».

Франция использовала трофейные экземпляры вплоть до середины 50-х годов прошлого века, а на сегодня в мире сохранилось около 20 машин.

Лучшие военные самолёты в мире.

4

Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка

История

Т-55АГМ

Украинская версия советского танка. Масса машины была увеличена до 48 тонн. Она оснащалась двумя моторами: на 850 и 1050 лошадиных сил. Благодаря столь мощным двигателям, танк мог достичь скорости в 75 км/ч на шоссе, и 55 км/ч – на бездорожье. При этом задним ходом он разгонялся до 30 км/ч. Экипаж модернизированной версии уменьшился с 4-х до 3-х человек, из-за установки автоматического заряжения. Боекомплект основного орудия составил 31 выстрел. Кроме того, украинские инженеры усовершенствовали ходовую часть, установили автоматизированную систему управления движителем, усилили пассивную защиту, оснастили танк современной системой управления огнем и зенитной установкой закрытого типа.

Огнеметные танки ОТ-54 и ОТ-55

Очень интересной модификацией Т-54 и Т-55 стали огнеметные танки ОТ-54 и ОТ-55.  

Еще во время войны в составе Красной Армии успешно действовали отдельные огнеметные танковые батальоны и даже полки, вооруженные танками ОТ-34, ОТ-34-85 и КВ-8. На них устанавливался танковый огнемет АТО-42, разработанный в 1942 году. Огнеметы АТО-42 размещали в танке Т-34 вместо курсового пулемета, а в тяжелых танках КВ-8 в башне. В обоих случаях артиллерийское вооружение танков сохранялось без изменений.  

В послевоенные годы работа над танковыми огнеметами была продолжена. В июле 1948 года на заводе №75 в Харькове было образовано специальное конструкторское бюро по огнеметанию — СКБ-1. Его начальником был назначен М.С. Озерский. Здесь и были разработаны конструкции новых автоматических танковых огнеметов — АТО-54 для танка Т-54 и АТО200 для танка Т-55.  

В 1952 году был разработан огнеметный танк ОТ-54 (на базе танка Т-54), на нем, так же как и на советских танках военной поры, огнемет устанавливался не взамен основного вооружения, а в дополнение к нему, значительно повышая боевые качества. АТО-1 разместили рядом с пушкой, на месте спаренного с ней пулемета. Бак для огнесмеси емкостью 460 л установили в носовой части корпуса вместо боеукладки и топливного бака. В подбашенном листе над баком с огнесмесью был сделан люк для заправки, а в днище под ним — люк для слива огнесмеси.  

Прицельное огнеметание производилось с места с помощью штатного прицела пушки на дальностях до 160 м. Автоматическая перезарядка позволила довести скорострельность огнемета до 20 выстрелов в минуту. Емкость огнеметного выстрела равнялась 20 л. Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала 900-1000 градусов.

Советский танк Т-55АМВ с установленными на нем блоками динамической защиты

Боекомплект ОТ-54 составлял 19 выстрелов к пушке, вместо 34 выстрелов у Т-34 и 20 огневых выстрелов к огнемету. Остальные боевые и технические характеристики остались такими же, как у танка Т-54.  

После запуска в серийное производство танка Т-55 на его базе также был разработан огнеметный вариант, получивший обозначение ОТ-55. Он был принят на вооружение в 1960 году. ОТ-55 вооружался автоматическим огнеметом АТО-200, который вместе с пушкой стабилизировался в двух плоскостях. Поэтому здесь, в отличие от танка ОТ-54 прицельное огнеметание было возможно как с места, так и с ходу. Максимальная дальность огнеметания составляла 200 м, скорострельность — до 8 выстрелов в минуту.

Емкость огнеметного выстрела была увеличена до 35 л, а процесс огнеметания был полностью автоматизирован. Бак для огнесмеси емкостью 460 л был размещен в носовой части корпуса вместо топливных баков-стеллажей. Боекомплект ОТ-55 составлял 25 выстрелов к пушке и 12 огневых выстрелов к огнемету, остальные боевые и технические характеристики были такими же, как у танка Т-55.

Огнемет АТО-200 по своим характеристикам не уступал американским огнеметам М6 и М7, устанавливающимся соответственно на американских огнеметных танках М67 и М67А1, производство которых началось в 1955 году. Единственное в чем М67 превосходил ОТ-55, это запас огнесмеси — 1480 л против 460 л. Однако это преимущество было достигнуто за счет полного отказа от артиллерийского вооружения.  

Что нового

  1. Защищенность. Повышение уровня защищенности на танке Т-90М достигнуто за счет внедрения целого комплекса мероприятий по защите. Среди них установка модулей универсальной динамической защиты (ДЗ) «Реликт» на корпусе и на башне, а также на бортовых экранах.

Кормовая и нижняя части башни, а также кормовая часть бортов и кормовой бронелист прикрыты решетчатыми экранами. Обитаемые отделения танка изнутри покрыты антиосколочным подбоем, выполненным из ткани на основе арамидной нити. Новая защита способна выдержать в лобовой проекции попадание любого современного танкового боеприпаса.

Встроенная ДЗ танка Т90М имеет полностью модульное исполнение, что обеспечивает возможность оперативной замены модулей с выбором различных уровней защиты, в том числе в зависимости от условий применения и выполняемых задач.

Рациональная малоотражающая архитектура модернизированного танка в сочетании с применением комплекта из радиопоглощающих материалов обеспечивают снижение радиолокационной заметности танка в несколько раз по сравнению с базовым.

В корпусе танка, с целью повышения живучести, оптимизировано размещение топлива и боекомплекта, введены экраны, защищающие экипаж, боекомплект и оборудование от поражения вторичным потоком осколков, чего не было на прежних модификациях Т-72 и Т-90.

Кроме того, Т-90М оборудован новой автоматической системой постановки завес комплекса оптико-электронного подавления с расширенным рабочим диапазоном.

  1. Огневая мощь. Огневая мощь Т-90М повышена за счет включения в состав комплекса вооружения новых 125-мм пушки, высокоавтоматизированной системы управления огнем (СУО), дистанционно управляемой пулеметной установки, боеприпасов с повышенным могуществом действия по цели и автомата заряжания.

125-мм гладкоствольная танковая пушка обладает улучшенной на 25-30% точностью стрельбы и повышенной живучестью ствола. Только улучшение точностных характеристик танковой пушки позволило увеличить дальность эффективной стрельбы из нее на 15%.

Высокоавтоматизированная СУО «Калина» радикально отличается от всех СУО, которые использовались ранее на отечественных основных танках. Впервые на отечественных танках командир танка получил панорамный прицел и сопряженную с СУО систему внешнего наблюдения с возможностью автоматической передачи целеуказания от командира наводчику, что обеспечивает реализацию так называемой функции «охотник-стрелок» («hunter – killer»).

  1. Подвижность. Высокую подвижность машине обеспечивает новый дизель В-92С2Ф, развивающий мощность 1130 л.с. Для снижения утомляемости механика-водителя при совершении маршей и при управлении на поле боя применена система автоматического переключения передач. Для управления машиной вместо рычагов используется штурвал.

На танке Т-90М установлены бортовая информационно-управляющая система (БИУС) шасси. БИУС обеспечивает предотвращение поломок и аварий, а также продление эксплуатационного ресурса за счет диагностики всех систем, агрегатов и узлов, а также блокирования возможных неправильных действий механика-водителя.

  1. Командная управляемость. С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.

Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.

Рождение новой боевой машины Т-55

Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить  состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.

Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные.  Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.

Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.

Другие стандарты

Для маскировки в европейском ландшафте применяется камуфляж, зеленовато-серая раскраска или сетка такого же цвета, натянутая над местом нахождения танка. В условиях боя применяется дымовая завеса, которая возможна в любое время благодаря штатному устройству 902Б, расположенному на правой стороне башни. Система состоит из восьми пусковых стволов, выбрасывающих дымовые гранаты калибром 81 мм. Зона задымления позволяет укрыться не только танку, но и нескольким пехотным подразделениям, которые участвуют в бою, при условии, что у личного состава есть респираторные средства. Эффективность такого маневра несомненна.

Зона задымления при пуске четырех зарядов залпом составляет 120 метров в ширину и 8 метров в высоту. Запуск одной гранаты охватывает зону радиусом 60 метров вокруг танка. Активируются дымовые гранаты сигналом с пульта командира танка. У системы есть только один недостаток – во время боя перезарядка дымовой пушки невозможна, так как для этого нужно покинуть башню танка и провести несколько минут на открытой броне, что весьма рискованно под перекрестным огнем противника. Но некоторые экипажи нашли выход из сложной ситуации. Стрелок выходит на броню в момент наибольшего задымления от действия двух последних гранат, когда видимость равна нулю, и перезаряжает систему.

Отзывы владельцев ГАЗ 3310

Силы ядерного сдерживания

Модификации и машины на базе Т-55

Модификации

  • Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
  • Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
  • Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
  • ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
  • Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
  • Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
  • Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
  • Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.

Машины на базе Т-55

  • МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
  • Объект 604 – минный тральщик;
  • VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
  • ГТУ-1 – универсальный тягач;
  • БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
  • Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
  • ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
  • Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
  •  Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.

Государственная деятельность

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

Танк Т-55: модификации

Вскоре на вооружении стран НАТО появились новые танки, обладающие улучшенными характеристиками защищенности и боевой мощи. Советские танкостроители были вынуждены усовершенствовать танк Т-55. Модернизация впервые состоялась в 1961 году. В результате появилась версия Т-55А. От базовой она отличалась лучшими показателями защиты. Кроме того, для танковой пушки калибром 100 мм разработали усовершенствованные бронебойные снаряды.

В 1983 году на основе боевого опыта, полученного во времена войны в Афганистане, модель танка Т-55 подверглась глубокой модернизации. Так на свет появились версии танка с дополнительными индексами «М» и «АМ». Ценой умеренных затрат конструкторы смогли повысить эффективность танка в бою

Основное внимание уделили усилению защищенности танка и его огневой мощи. При этом принципиальным моментом было сохранение прежней подвижности машины. Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион»

В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении

Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион». В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении.

Прицел модели ТШСМ-32ПВ, которым оснастили модернизированный танк Т-55, отличался от штатного прицела базовой версии функцией независимой стабилизации поля зрения по вертикали. Кроме того, модернизированную машину оснастили теплозащитным кожухом пушки, который нивелировал влияние неравномерного нагрева пушки на изгиб ствола.

Так как боевая масса версии Т-55 АМ стала превышать массу базовой модели, чтобы сохранить динамические показатели машины, на нее установили мотор В-55У, развивающий мощность в 620 лошадиных сил. Чтобы сделать ход танка более плавным, конструкторы увеличили динамический ход опорных катков. С этой целью были применены торсионные валы, сделанные по новой технологии.

История создания

К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.

Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно — экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector