Воин-танкист, герой великой отечественной войны, великий цирковой артист

Содержание:

Боевой путь

Всего через день Владимир уехал в Харьков, где поступил в танковое училище. Из-за масштабного наступления немцев его эвакуировали в Узбекистан. Там будущий танкист и окончил учебу в мае 1942 года.

Вскоре его направили на Брянский фронт, где Владимир сразу по прибытии принял боевое крещение. Как вспоминал сын героя в беседе с военным историком Виталием Жилиным, «маршевая рота, которой командовал Бочковский, прибыла эшелоном на одну из железнодорожных станций, где попала под бомбежку и одновременно под удар немецких танков».

«Для отражения атаки нашим танкам пришлось открыть огонь прямо с железнодорожных платформ. Прикрывая друг друга, они сползали с платформ, чтобы занять боевой порядок», — рассказал Александр Бочковский.

Первые недели участия в войне стали для молодого офицера настоящим шоком. После одной из атак он увидел, что намотано на гусеницах и катках, из-за чего он первое время вообще старался не покидать танк. Экипажу даже приходилось приносить еду в танк.

Тем не менее этот эпизод не помешал Владимиру Бочковскому храбро сражаться против немцев. В ходе одного из боев танкист был тяжело ранен, при этом у него не было возможности покинуть танк. Тогда его спас сержант Виктор Федоров, который приехал на Т-60 и вывел из боя истекающего кровью Владимира. Позже он рассказал о случившемся командиру 1-й танковой армии Михаилу Катукову, благодаря чему Федоров был награжден орденом Красного Знамени.

Бочковский продолжал воевать, участвовал во многих танковых сражениях. 21 марта 1944 года он с группой танков форсировал реку Теребна в Тернопольской области, где захватил плацдарм. В бою за расширение плацдарма танкисты уничтожили 20 орудий и более двухсот автомашин.

Через день в районе города Теребовля были уничтожены три танка, пять миномётов, до пятидесяти автомашин и более взвода солдат и офицеров противника. Вскоре Бочковский участвовал в танковом рейде в Карпатах, в результате которого был освобожден город Коломыя. За этот подвиг храброму танкисту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны Бочковский получил 17 ранений. А самое главное – подбил 36 вражеских танков, став вторым по результативности «танковым асом» советской армии в годы Великой Отечественной войны.

ПОДВИГ ПЕТРА СТЕПАНОВИЧА ЧЕРНЕНКО

Ил-38 характеристики:

Модификация   Ил-38
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета,м   39.60
Высота самолета,м   10.16
Площадь крыла,м2   140.00
Масса, кг  
  пустого самолета   33700
  максимальная взлетная   63500
Внутреннее топливо, л   30000
Тип двигателя   4 ТВД Прогресс АИ-20М
Мощность, э.л.с.   4250
Максимальная скорость, км/ч   650
Крейсерская скорость, км/ч   456
Перегоночная дальность, км   9500
Практическая дальность, км   7100
Боевой радиус действия, км   2500
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   10
Вооружение:   Боевая нагрузка — 5000 кг в отсеке оружия
  Противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2,  глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры

Дмитрий Лавриненко – советский танковый ас

Дмитрий Лавриненко,
уничтоживший в ходе боев с фашистскими оккупантами пятьдесят два танка,
считается самым успешным советским танкистом ВОВ. Более выдающимся его подвиг
делает тот факт, что данный военнослужащий погиб в 1941 году, а непосредственно
в боевых действиях участвовал всего лишь два с половиной месяца. Старший
лейтенант Лавриненко по мнению маршала Катукова Е.В. является лучшим танкистом Второй
мировой
войны, так танковые асы Вермахта участвовали в боях вплоть до 1945
года. За выдающиеся боевые заслуги командование представило Дмитрия Лавриненко
к Звезде Героя. Однако он был награжден орденом Ленина. За год до развала СССР
подвиг героя был оценен по достоинству, и в 1990 году Постановлением Верховного
Президиума СССР Лавриненко Дмитрию Федоровичу присвоено звание Героя Советского
Союза посмертно.

Дмитрий Лавриненко

Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года он уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. Успешность Лавриненко можно объяснить его решительностью и боевой смекалкой. Воюя в меньшинстве против превосходящих сил противника, Лавриненко удавалось выходить из почти безвыходных ситуаций. Всего ему довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке.

19 октября 1941 года танк Лавриненко отстоял от немецкого вторжения Серпухов. Его Т-34 в одиночку уничтожил моторизованную колонну противника, которая наступала но шоссе из Малоярославца на Серпухов. В том бою Лавриненко, кроме боевых трофеев, удалось раздобыть и важные документы.

5 декабря 1941 года советский танковый ас был представлен к званию Героя Советского Союза. Уже тогда на его счету числилось 47 уничтоженных танков. Но танкиста наградили только орденом Ленина. Однако к тому времени, когда должно было состояться награждение, его уже не было в живых.

Рейд Т-34 через Калинин

То, что не удалось сделать Дмитрию Малько и экипажу Т-28, удалось экипажу Т-34 под командованием Степана Горобца.

Т-34

Т-34 в 1941 году был новым танком, недавно поступившим на вооружение. Он обладал хорошей бронёй, но кроме того был надёжным и быстрым. Не случайно именно эта машина была впоследствии признана лучшим танком Второй Мировой.

В октябре 1941 немцы стремительно продвигались к Москве. Настолько стремительно, что информация о захвате ими тех или иных городов запаздывала, и с врагом неожиданно сталкивались части, считавшие, что они находятся в глубоком тылу. К 17 октября немцы уже заняли Калинин крупными силами, но командование, полагая, что в городе, в лучшем случае, авангард, направило туда танковый батальон под командованием Агибалова, поставив задачу выбить немцев из города и объединиться с частями, оборонявшимися на Московском шоссе.

Впереди движутся два Т-34, одним из которых командует Горобец. По дороге они настигают немецкую колонну и открывают огонь, но немцы отстреливаются из противотанковых орудий. Один из Т-34 подбит, но Горобец пробивается и уничтожает орудия, после чего в одиночку продолжает двигаться на Калинин. На танке выходит из строя рация и связь с батальоном пропадает. Тем временем отставший позади батальон атакует немецкая авиация. Несколько танков подбиты и Агибалов останавливает движение. Т-34 Горобца наступает на Калинин один, не зная об этом.

Двигаясь к Калинину, танкисты сначала уничтожают колонну мотоциклистов, а затем внезапно выезжают на немецкий аэродром. Здесь они уничтожают два самолёта и топливную цистерну. Немцы открывают по танку огонь из зениток, но не попадают. Т-34 выходит из боя и продолжает двигаться на Калинин. На въезде в город танкисты расстреливают немецких пехотинце и таранят несколько автомобилей. Ведя огонь на ходу, танк движется по улицам города, но в районе завода попадает под огонь противотанковой пушки. Немцы добиваются попадания, в танке возникает пожар, а пушку заклинивает. Но танкисты справляются с угрозой — пока остальной экипаж тушит пожар, механик-водитель давит немецкую пушку гусеницами.

Путь дальше оказывается нелёгок. Сначала танк проезжает по шаткому деревянному мосту, рискуя упасть в реку, затем танкистам приходится пробираться через противотанковые заграждения, вытаскивая из земли рельсы. Двигаясь через центр города, танкисты встречают немцев, которые, как и в Минске, поначалу ошибочно принимают Т-34 за свой или трофейный. Но несмотря на неисправную пушку, танкисты не пытаются пробраться через Калинин тихо. Колонну из встреченных грузовиков Т-34 давит и расстреливает из пулемётов. Видя впереди немецкий танк, Т-34 обходит его и таранит с борта. От удара двигатель глохнет, немцы окружают танк, но затем он всё-таки заводится. Выезжая на площадь Ленина, танк обстреливает здание, на котором вывешены немецкие флаги и продолжает движение к окраине города и Московскому шоссе.

Последним свершением танкистов стало уничтожение немецкой батареи, на которую они внезапно заехали с тыла. Раздавив орудия и окопы, танк, наконец, пробивается к советским позициям. Свои не сразу опознали Т-34 и открыли огонь по танку, но затем всё-таки разобрались. А командующий 30-й армией генерал Хоменко, узнав о приключениях танкистов, не дожидаясь решения о награждении, снял со своего кителя орден и отдал Горобцу.

Памятник легендарному экипажу Горобца в Твери

Интервью с Солдатом Победы. Герой Советского Союза Аматуни Ашот Апетович. Симферополь.

Справка совета ветеранов 1-й гвардейской танковой бригады: 

Из письма полковника в отставке Л. Лехмана: 

Из письма членов военно-патриотического клуба «Патриот» в Краснодарском крае: 

Рассказывает Катукова, ветеран 1-й гвардейской танковой бригады: 

Состав белого танка Т-34 Дмитрия Федоровича Лавриненко:

Рядовой А. С. Шаров — радист танка. Погиб в бою у Гусенево 18 ноября 1941 года.

Старший сержант М. И. Бедный — водитель танка. Погиб в бою у Гусенево 18 ноября 1941 года.

Изначально Д. Ф. Лавриненко похоронен на месте боя, около шоссе, между сёлами Покровское и Горюны (сейчас — Анино) .

В 1967 году место захоронения было найдено поисковым отрядом учащихся 296-й средней школы города Москвы и гвардии сержант Дмитрий Федорович Лавриненко был торжественно перезахоронен в братской могиле в деревне Деньково.

Вы проезжаете эту деревню по дороге в Москву, что по Новой Риге, что по Волоколамке. Заедите, оставьте цветы на могиле этого 27 летнего парня, знакомством с которым на полях войны гордились генералы и маршалы.

Руководство

Начальники танковых войск Вооружённых Сил СССР

1942—1954 — командующие бронетанковыми и механизированными войсками, 1954—1960 — начальники бронетанковых войск, 1960—1977 — начальники танковых войск

  • —1947 — Я. Н. Федоренко — генерал-лейтенант танковых войск (до 1943), генерал-полковник танковых войск (до 1944), маршал бронетанковых войск,
  • —1948 — П. С. Рыбалко — маршал бронетанковых войск,
  • —1953 — С. И. Богданов — маршал бронетанковых войск,
  • —1954 — А. И. Радзиевский — генерал-полковник танковых войск,
  • —1969 — П. П. Полубояров — генерал-полковник танковых войск (до 1962), маршал бронетанковых войск,
  • —1977 — А. Х. Бабаджанян — маршал бронетанковых войск (до апр. 1975), главный маршал бронетанковых войск.

Награда нашла героя

И
маршал Катуков, и генерал Лелюшенко, и многие видные деятели Кубани пытались
добиться награждения Дмитрия Лавриненко посмертно Золотой Звездой. Однако, не
желая того, чтобы родственники танкового аса претендовали на привилегии, вплоть
до 1990 года военное ведомство СССР отказывалось представить его к награде. И
лишь 5.05.1990 Дмитрию Лавриненко почти через 50 лет после гибели было
присвоено звание Героя Советского Союза.    

* До сих пор продолжаются споры по поводу личности Д.Ф. Лавриненко. Многие, делая себе имя на дешевых сенсациях, доказывают, что лучший танкист ВОВ плод советской пропаганды.     

ПОДВИГ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭКИПАЖА ТАНКА Т-34 ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ГАВРИИЛА АНАТОЛЬЕВИЧА ПОЛОВЧЕНИ

В сентябре 1941 года он оказался в недавно сформированной 4-й танковой бригаде, командиром которой стал полковник М. Е. Катуков. В начале следующего месяца бригада вступила в тяжелые бои под Мценском с частями 2-й немецкой танковой группы генерал-полковника Гейнца Гудериана.

Свой счет подбитых танков Лавриненко открыл 6 октября во время боя в районе села с характерным названием — Первый Воин. Не прошла и неделя, как на счету «тридцатьчетверки» лейтенанта Лавриненко числилось семь танков, противотанковое орудие и до двух взводов немецкой пехоты. И это только по самым скромным подсчетам.

Правды не знает никто, не до арифметики было тогда под Мценском. Не до учета и статистики. В уничтожении вражеских машин была не только удача и отменная подготовка, но и воинская смекалка и точный расчет советского офицера.

Подвиг Григория Найдина

Описанные выше успехи советских танкистов можно отчасти объяснить преимуществами тяжёлого танка КВ и его мощной брони. Однако среди героев-танкистов есть и те, кто воевал на лёгких танках.

БТ-7

БТ-7, которым командовал сержант Григорий Найдин, к началу войны уже устарел и имел довольно слабую броню, которую могла пробить любая немецкая противотанковая пушка. Но несмотря на это Найдин, которому 23 июня командование поставило задачу задержать немцев, двигавшихся к Вильнюсу, сумел преподать немцам урок.

Найдин устроил засаду на участке дороги, по обе стороны которой находился заболоченный луг. Ему удалось хорошо замаскировать танк, поэтому появившаяся на дороге немецкая колонна ни о чём не подозревала до последнего момента. В колонне было 12 танков, тащивших за собой прицепленные орудия. Огонь БТ-7 оказался совершенно неожиданным для немцев. Они впали в панику, открыв беспорядочную стрельбу во все стороны, но так и не смогли понять, откуда по ним стреляют до тех пор, пока вся колонна не была уничтожена.

Вслед за ней появилась ещё одна колонна немецких танков, которая, заметив разгромленную первую, повернула назад и попыталась проехать другой дорогой. Но Найдин не предоставил им такую возможность. Он устроил вторую засаду на другой дороге и успел подбить три немецких танка, прежде чем немцы развернулись и отступили. Таким образом, за день один лёгкий танк уничтожил 15 танков и 10 орудий противника. Лишь через три года за этот бой Найдин получил звание Героя Советского Союза.

Владимир Хазов – трое против 27

Ещё один выдающейся подвиг русского танкиста – этой бой 3-х Т-34 против 27 танков врага. Фантастика! Но на самом деле так и было, хотя в это трудно поверить.

Владимир Хазов — молодой старший лейтенант, командир отряда из 3-х танков, получил приказ остановить немецкую колонну бронемашин. Владимир Хазов считал, что внезапность – это ключ к успеху, и не прогадал.

Подлинная фотография Владимира Хазова время службы

15 июня 1942 года отряд укрыл боевые единицы под ветки и листву недалеко от села Ольховатка, в лесу. Внизу гудели немецкие танки, которые с каждым метром приближались к позициям наших бойцов. Зная, куда поедут немцы, Хазов приказал сидеть тихо и ждать, когда они проедут, чтобы ударить в тыл. Как только вырулила последняя машина, Т-34 Владимира вылетел из укрытия и ударил бронебойным снарядом в первый танк – он загорелся.

Скан наградного листа Хазова Владимира Петровича со всеми указанными данными: год рождения, подвиг и т.д.

Бой продолжался недолго, зато все 27 танков противника были уничтожены, 8 из них экипажем Владимира Хазова. После данного подвига ни одна бронемашина не пострадала – в расположение батальона отряд вернулся без потерь. В том же году за проявленное мужество и отвагу, за 27 уничтоженных танков в бою, командиру отряда Владимиру Хазову присвоили звание Героя Советского Союза.

Структура званий

Примечания

  1. Впервые в РККА отдельное танковое подразделение было введено в бой в июле 1920 года в полосе 33-й стрелковой дивизии на Западном фронте для прорыва позиций 17-й пехотной дивизии поляков в районе 40 км западнее Полоцка.
  2. А. И. Радзиевский. Танковый удар. М., Воениздат, 1977.
  3. В. К. Триандафиллов. «Характер операций современных армий» — 3-е изд — М.:Госвоениздат, 1936.
  4. Исаев А. В. Мифы и правда о Маршале Жукове. — М.: Яуза; Эксмо, 2010. —С. 100. — 480 с. — ISBN 978-5-699-40240-3
  5. В. В. Бешанов «Танковый погром 1941», АСТ, 2001, стр. 161.
  6. Газета «Правда» 30 января 1989 г., №30 (25748)
  7. ↑ Военный энциклопедический словарь. — М.: Военное издательство, 1984.
  8. Гвардия советская — статья из Большой советской энциклопедии. 

Воспоминания о войне

Благодаря сыну Владимира Бочковского остались воспоминания, которые свидетельствуют не только о храбрости самого героя и других советских солдат, но и об особенностях войны. Интересный факт: советские и немецкие солдаты, несмотря на ожесточенные бои, сохраняли военный этикет.

Так, в ходе боев во время операции «Марс» советская армия столкнулась с проблемами в снабжении солдат. Они голодали, к тому же их беспокоили вши. Из-за этого летчики с бреющего полета сбрасывали продовольствие. Из-за этого его не всегда находили в глубоком снегу. Но когда находили, то за провизией приходили и немецкие солдаты. И им давали немного еды.

«Если после удачной находки продовольствия начинала топиться полевая кухня, то на запах осторожно подходили два-три немецких солдата. В каждой руке по пять-шесть котелков

Вжимая головы в плечи и не поднимая глаз, вставали в конец очереди. Повар немцев материл, но кое-что им давал. Остальные старались на них не смотреть. Наши тоже к ним ходили, когда у немцев топилась кухня. Картина была та же», — отмечал сын Бочковского.

Кроме того, на Курской дуге произошел эпизод, демонстрирующий наличие определенного «военного этикета». Во время боев танковый батальон увидел большую группу немецких бомбардировщиков, поэтому врезался в боевой порядок атакующих немецких танков. Летчики из-за тумана сбросили бомбы на обе стороны.

«В какой-то момент через триплекс, сквозь густую пыль Владимир Бочковский увидел метрах в пятнадцати «Пантеру», перископ которой развернулся на его танк. Только он начал разворачивать башню, как у «Пантеры» приоткрылся командирский люк, и оттуда показались скрещенные руки. Отец понял — немцы показывают, что стрелять не будут. Так до конца бомбежки никто и не стрелял», — рассказал сын героя Александр Бочковский.

22 подбитых танка за 30 минут боя

Наконец, появились давно ожидаемые «гости» — колонна немецких лёгких танков, состоящая из 22 машин.

Колобанов скомандовал:

— Огонь!

Первыми залпами были остановлены три головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. В результате немцы потеряли возможности для манёвра и не могли покинуть зону обстрела.

В то же время танк Колобанова был обнаружен противником, который обрушил на него шквальный огонь.

Вскоре от маскировки КВ-1 не осталось ничего, немецкие снаряды ударяли в башню советского танка, однако пробить его не удавалось.

В какой-то момент очередное попадание вывело из строя башню танка, и тогда для того, чтобы продолжить бой, механик-водитель Николай Никифоров вывел танк из окопа и стал маневрировать, разворачивая КВ-1 так, чтобы экипаж мог продолжать вести огонь по гитлеровцам.

В течение 30 минут боя экипаж старшего лейтенанта Колобанова уничтожил все 22 танка, находившиеся в колонне.

Подобного результата в ходе одного танкового боя не удавалось достичь никому, включая хвалёных немецких танковых асов. Это достижение позднее было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Когда бой стих, Колобанов с подчинёнными обнаружили на броне следы от более чем 150 попаданий немецких снарядов. Но надёжная броня КВ-1 выдержала всё.

Всего же 20 августа 1941 года пять танков роты старшего лейтенанта Зиновия Колобанова подбили 43 немецких «оппонента». Кроме того, были уничтожены артиллерийская батарея, легковая машина и до двух рот гитлеровской пехоты.

Береговые ракетные комплексы «Редут»

Военная служба до 1941 года

В
1934 году Дмитрий Лавриненко за два
года до призыва уходит в РККА добровольцем. Его направили служить в кавалерию.
В 1935 году становится курсантом Ульяновской Краснознаменной бронетанковой
школы. В мае 1938 года выпускается в звании младший лейтенант. Однокашники
Дмитрия заявляли про его тягу к знаниям, а также способности к точной стрельбе
из всех видов вооружения, за что получил прозвище «Снайперский глаз».

В
1939 году младший лейтенант Лавриненко участвует в боевых действиях против
Польши, в так называемом освободительном походе. В 1940 году стал участником
военного конфликта между СССР и Румынией за Бессарабию.

* В военном походе против Румынии в городе Станиславе (сегодня Ивано-Франковск, Украина) Лавриненко Д.Ф. знакомится на вечере со своей будущей супругой.

Технические характеристики СКС

  • Калибр: 7,62×39
  • Длина оружия: 1020 мм
  • Длина ствола: 520 мм
  • Масса без патронов: 3,8 кг.
  • Емкость магазина: 10 патронов

Самозарядные винтовки

Уровень 3: Серебряная броня

I. Нижние чины (Gemeine)

В германской армии отсутствовало единое понятие “рядовой”. Нижние чины самого низкого звания, иными словами рядовые солдаты, именовались по военной специализации в зависимости от рода войск или полковой принадлежности. При этом даже внутри пехотных и кавалерийских подразделений также существовали принципиальные различия.

Рассмотрим систему званий нижних чинов подробнее.

Пехота. Мушкетир (Musketier); фюзилир (Füsilier); гарде-фюзилир (Garde-Füsilier), гренадир (Greandier); гвардеец (также Grenadier); шютце, т.е. стрелок (Schütze), инфантерист, т.е. пехотинец (Infanterist – в баварской пехоте), зольдат (Soldat – в саксонской пехоте).

Егери (легкая пехота). Егер (Jäger); гарде-егер (Garde-Jäger).

Кавалерия. Гусар (Husar); драгун (Dragoner); улан (Ulan); кирасир (Kürassier); шеволежер (Chevauleger); егер цу пферде, т.е. конный егерь (Jäger zu Pferde); шверер райтер, т.е. тяжелый кавалерист (Schwerer Reiter); гарде-ду-корпс (Garde-du-Сorps); карабинир (Karabinier – в саксонских карабинерских полках); гренадир цу пферде, т.е. конный гренадир (Grenadier zu Pferde); Gardereiter (гардерайтер); гвардеец (Gardist).

Артиллерия. Канонир (Kanonier); гарде-канонир (Garde-Kanonier); конный артиллерист (Reitende Artillerist или Fahrende Artillerist). Последние чины относились к полевой артиллерии, хотя подчинялись командованию кавалерийских дивизий.

Звания в соответствии с военной специализацией. Пионир (Pionier); гарде-пионир (Garde-Pionier); железнодорожник (Eisenbahner); телеграфист (Telegraphist); связист (Funker); аэронавт, т.е. член экипажа дирижабля (Luftschiffer); авиатор или летчик (Flieger); ездовой (Fahrer); водитель (Kraftfahrer); обозник (Trainsoldat, Traingemeiner или Gemeiner); военный пекарь (Militär-Bäcker); ротный, эскадронный или батарейный медик (Sanitätssoldat); санитар-обозник, в военное время служащий санитарной роты (Krankenträger); санитар лазарета (Militärkrankenwärter).

В резервных и запасных подразделениях нижние чины именовались резервист (Reservist) и эрзац-резервист (Ersatz-Reservist).

В подразделениях Ландштурма (земельного ополчения) нижние чины именовались Landsturmmann, Landsturmrekrut, Landsturmpflichtiger и Armierungs-Soldat.

Нижние чины германской пехоты носили пятиугольные (в отдельных случаях четырехугольные со сглаженными краями) погоны различных цветов в зависимости от корпусной принадлежности. Поле погон могло быть “чистым” (например, в гвардейских частях), либо с шифровкой подразделения. В качестве шифровок использовались вышитый вензель почетного шефа подразделения; вышитый арабскими цифрами номер полка или батальона; вышитая литера; вышитая литера с номером подразделений; эмблема. Внешний вид погон нижних чинов других родов войск показан в таблице.

ПРОЩАЛЬНОЕ ПИСЬМО ТАНКИСТА ИВАНА КОЛОСОВА

Всего в ходе этой атаки советскими танками было уничтожено 8 машин, одна 105-мм легкая полевая гаубица и одна 8,8-см зенитное орудие.

Что касается места совершения танкового тарана, как следует из книги по истории 3-й роты 27-го саперного батальона 17-й танковой дивизии – Geschichte der 3./Pz.Pi.Btl. 27 – 3. Kompanie Panzer Pionier Bataillon 27 Sammleranfertigung aus der Kameradschaft, таран произошел на дороге к Брянску примерно в 20 километрах к западу от Карачева на восточной опушке брянского леса. Таким образом, по всей вероятности где-то недалеко от поселка Фроловский. Так, на некоторых снимка с перевернувшимся Т-34 отчетливо виден забор и какое-то одиночное строение у лесной дороги (вполне возможно, что это домик лесника), а на одном из снимков с КВ-1 видна установленная у дороги табличка, на которых обычно указывается к какому лесничеству относился тот или иной участок леса. А на карте РККА у поселка Фроловский, недалеко от предполагаемого района нападения, отмечен домик лесника.

С большой долей уверенности можно утверждать, что атаковавшие в лесу под Брянском немецкую колонну танки были из состава 108-й танковой дивизии. Дело в том, что в ночь на 5 октября дивизия по приказу командующего Брянским фронтом совершает марш в район Карачева и к утру прибывает туда. После выхода в район Карачева главные силы дивизии были сосредоточены в лесу в районе Одрино (в 6 километрах к северо-востоку от Карачева), но часть танков по 1 – 2 было решено выставить на отдельных направлениях на удалении 10 – 15 километров от Карачева. Очевидно, два танка из еѐ состава были направлены в район к юго-западу от Карачева для прикрытия лесной дороги на Брянск.источник

Т-34 – лучший танк столетия

К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.

В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела

Непобедимый

Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.

Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке

Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения

Новая «тридцатьчетвёрка»

Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.

 Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта

Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.

Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.

Рейд Т-28 через Минск

30-е годы были временем экспериментов в танкостроении. Одним из плодов этих экспериментов было появление многобашенных танков. Сначала такие машины появились на Западе. А затем и в СССР появились трёхбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. «Сухопутные линкоры», как тогда их называли, эффектно выглядели на парадах, но вскоре стало ясно, что для реальной войны они годятся плохо. Огромные размеры делали танки отличной мишенью, а броню из-за больших размеров нельзя было сделать толстой. Выпуск многобашенных танков был прекращён, но к началу войны часть танков всё ещё находилась на вооружении Красной Армии.

Т-28

Большая часть многобашенных танков была потеряна в самом начале войны, но с одним Т-28 связана поистине удивительная история. 26 августа старший сержант Дмитрий Иванович Малько вернулся в Минск, на склад, которым он заведовал. Здесь оставались 2 броневика и один танк Т-28, только что прошедший капитальный ремонт. В городе полным ходом шла эвакуация, прорвавшие фронт немецкие части уже подходили к Минску. У танка не было экипажа, поэтому его было положено подорвать, но Малько стало жалко танк, и он добился разрешения забрать его с собой. Усевшись на место механика-водителя, он двинулся с отступавшими советскими частями на восток. По дороге танк пришлось ремонтировать, и из-за этого, а также из-за нескольких других происшествий Малько опоздал. Оказалось, что двигаться дальше некуда — дорога на восток уже перерезана немцами. Но Малько всё равно не стал бросать танк. По дороге он встретил майора и 4 молодых солдат, которые и пополнили экипаж танка. Все вместе решили реализовать поистине безумную идею — вернуться назад и прорваться к своим через уже оккупированный немцами Минск. В брошенном военном городке пополнили запасы топлива и боеприпасов, а затем двинулись к Минску.

Был уже полдень 3 июля 1941 года, немцы уже несколько дней находились в городе. У них даже не возникло мыслей о том, что появившийся на дороге Т-28 — не какой-нибудь трофей, а танк с советскими танкистами. Возможно, двигаясь без шума, действительно можно было проехать через Минск и вернуться к своим на танке, но у танкистов были другие планы.

Первую цель экипаж Т-28 нашёл у ликёроводочного завода. Рядом с ним немцы сгружали в грузовик ящики со спиртным. Но попробовать его немцам не удалось — около 20 фашистов погибли под пулемётным огнём. Двинувшись дальше, танкисты увидели двигавшуюся навстречу колонну мотоциклистов. Вскоре вся она была раздавлена и расстреляна пулемётным огнём.

Но самое худшее ожидало фашистов в центре города. Доехав туда, танкисты увидели, что улица забита вражескими солдатами и техникой. Т-28 открыл шквальный огонь из всех башен. Немцы в панике разбегались, вражеские машины были объяты пламенем. Проехав дальше, танк расстрелял немецкую технику и солдат в парке. Снаряды почти закончились, но уже близко была окраина города, а позади танка остались сотни трупов фашистов.

Однако прорваться танкистам всё же не удалось. Уже на самой окраине Минска танк встретила противотанковая батарея. Несколько снарядов срикошетили от брони, но один-таки пробил её, попав в моторное отделение. Танк остановился, немцы открыли огонь из автоматов. Из шести человек экипажа трое погибли, один попал в плен к немцам, но двоим удалось спастись, в т. ч. и Дмитрию Ивановичу Малько. Более того, ему удалось перебраться через линию фронта и вернуться к своим. Он продолжил воевать на танке и встретил победу в звании старшего лейтенанта, заместителем командира танковой роты. Более подробно всю историю о Минском рейде, рассказанную героем от первого лица, можно прочитать тут.

Навигация

Спасение

Белогуб решился на отчаянную меру: вызвал огонь артиллерии на себя в надежде отогнать окружавшую танки пехоту. К счастью, столь крайних мер не потребовалось.

26 марта, на четвёртый день обороны, пехотинцы 374-й стрелковой при поддержке двухчерчиллей» пошли в наступление и сумели отбить у врага участок местности, где стояли подбитые машины.

Танк Белогуба удалось отбуксировать к нашим после того, как починили гусеницы. Из остальных машин эвакуировали экипажи.

Чему же учит нас эта история? Тому, что на войне нельзя полагаться на одно только техническое превосходство, на один лишь боевой дух или просто на удачу. Настоящие чудеса происходят тогда, когда все эти три фактора складываются воедино. Ну и, разумеется, история эта учит никогда не сдаваться. Черчилль подтверждает.

Подвиг Зиновия Колобанова

В августе 1941 немецкие части прорвали фронт и двигались к Ленинграду. Зачастую немцы не встречали сопротивления и стремительно продвигались колоннами по дорогам. Возникла угроза захвата немцами Гатчины. Сил для обороны города почти не было, на оборону бросили всего лишь одну танковую роту под командованием Зиновия Колобанова, накануне получившую 5 танков КВ, только что выпущенных в Ленинграде. Этими танками нужно было перекрыть три дороги, ведущие к городу. Колобанов принял решение отправить по две машины на крайние дороги, а сам с одним танком занял позицию на центральной.

Колобанов с экипажем

Колобанов грамотно выбрал позицию на участке, где с обоих сторон дороги находилась заболоченная местность, а сам танк был тщательно замаскирован. 20 августа появились немцы. Начали они с разведки — пролетела немецкая авиация, проехали мотоциклисты, но замаскированный танк им обнаружить не удалось. Наконец появилась немецкая танковая колонна. Подпустив врага, КВ открыл огонь. Сначала были уничтожены первая и последняя машина, затем Колобанов стал методично расстреливать остальные. Не сразу сообразив, откуда по ним стреляют, немцы, наконец, обнаружили КВ и открыли ответный огонь. Но всё было бесполезно. Через 30 минут все 22 немецких танка были уничтожены, а затем та же участь постигла и противотанковые пушки, пытавшиеся стрелять из хвоста колонны. Хотя танк понёс повреждения, была заклинена башня, разбиты приборы наблюдения, броня выдержала. После боя на ней насчитали более 100 попаданий. Всего же рота Колобанова за этот день уничтожила 43 танка противника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector