Врагу не сдается наш гордый «варяг»: судьба корабля-героя

Всеволод Фёдорович Руднев

Руднев Всеволод Федорович (19(31).VIII.1855 — 7(20).VII.1913) — русский
военный деятель, контрадмирал (1905). Родился в Веневском уезде Тульской
губернии в семье морского офицера. Окончил Морское училище в Петербурге (1873) и
флотскую стрелковую школу (1876). В 1877 году произведен в мичманы. В 1880-1884
годы совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал
различные должности вплоть до командира броненосца береговой обороны. С 1900
года — помощник командира военного порта в Порт-Артуре, с 1903 года командовал
крейсером «Варяг». 27 января (9 февраля) 1904 года руководил героическим боем
крейсера при Чемульпо против японской эскадры, показав себя храбрым и умелым
командиром. Был награжден орденом Георгия 4-й степени и произведен во
флигель-адъютанты. В апреле 1904 года назначен командиром броненосца «Андрей
Первозванный» и 14-го флотского экипажа в Петербурге. В октябре 1905 года не
препятствовал митингу матросов, на котором они выражали недовольство царским
манифестом 17 октября. В связи с этим Рудневу было предложено подать в отставку,
и 28 ноября 1905 года он был произведен в контр-адмиралы и уволен. В 1908-1912
годы опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на «Африке» и ряд
статей в «Морском сборнике». Умер в своем имении в с. Никольском Алексинского
уезда Тульской губернии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969.

Руднев Всеволод Фёдорович , герой
русско-японской войны 1904—05, контр-адмирал (1905). Окончил мор. уч-ще
(1873) и флотскую стролк. школу (1876). В 1877 произведён в мичманы. В
1880—83 совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал
различ. должности на кораблях, был ком-ром броненосца береговой обороны. С
1900 пом. ком-pa воен. порта в Порт-Артуре, с 1903 ком-р крейсера «Варяг».
27 янв. (9 февр.) 1904, в первый день русско-японской войны 1904—05, «Варяг»
и канонерская лодка «Кореец», блокированные в нейтр. кор. порту Чемульпо,
вынуждены были по требованию японцев покинуть порт и, отвергнув требование о
сдаче, вступили в бой с яиоп. эскадрой. В Чемульпинском морском бою 1904 с
превосходящими силами врага Р. действовал решительно, лич. примером
воодушевлял экипаж крейсера. Приказал затопить корабль, чтобы не сдать его
врагу. После боя через нейтр. порты вернулся в Россию. За мужестве, отвагу н
умелые действия в бою награждён орденом св. Георгия 4-й степени и произведён
во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем «Андрей
Первозванный» п 14-м флотским экипажем в Петербурге. В нояб. 1905 уволен в
отставку за то, что не препятствовал матросам в организации митинга,
осуждающего царский манифест 17 октября. В 1908—12 опубликовал в «Русской
старине» воспоминания о плавании на крейсере «Африка» и ряд статей в
«Морском сборнике». В 1956 Р. установлен памятник в Туле. 

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в
8-и томах, т. 7: Радиоконтроль – Тачанка. 688 с., 1979

Руднев Всеволод Федорович (1855, с. Ятцкое Тульской губ. — 1913, д. Мышенки Тульской губ.) — военный деятель, герой рус.-японской войны 1904 — 1905. Род. в семье потомственного морского офицера. После окончания гимназии прошел полный курс морского уч-ща и флотской стрелковой щколы; в 1877 был произведен в мичманы. В 1880 — 1883 совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка», описанное им в мемуарах, изданных в 1909. После службы на различных кораблях в 1900 стал помощником командира военного порта в Порт-Артуре. С 1903 был назначен командиром крейсера. «Варяг». 27 янв. 1904, в первый день рус.-японской войны, отказался сдаться в плен и, выйдя в; Желтое море на крейсере «Варяг», сопровождаемом канонерской лодкой «Кореец», принял бой с японской эскадрой (1 броненосец, 5 мелких крейсеров, 8 миноносцев) вблизи корейского порта Чемульпо. В неравном часовом бою Руднев, несмотря на тяжелое ранение, потопил японский миноносец и повредил 2 крейсера, после чего «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо, где был затоплен, а «Кореец» взорван, чтобы не достались противнику. После этого Р. через нейтральные порты вернулся в Россию. За умелое командование и проявленное мужество был награжден Георгиевским орденом и произведен во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем «Андрей Первозванный» и 14-м флотским экипажем в Петербурге. В ноябре 1905 был отправлен в отставку с производством в чин контрадмирала за то, что не воспрепятствовал матросам в организации митинга, осуждавшего царский Манифест 17 октября. 

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997. 

Руднев и филателия

Марка СССР «45-летие со дня смерти В.Ф.Руднева» (1958, 40 копеек, художник И. Дубасов)(ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135)

Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо» (1904)

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В.Ф.Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой— часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н.В.Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

  • 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка(ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В.Ф.Рудневу (художник— И. Дубасов).
  • 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг»(ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).
  • 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Почему «Победа» летает на новых самолетах

Руднев и филателия

Марка СССР «45-летие со дня смерти В. Ф. Руднева» (1958, 40 копеек, художник И. Дубасов) (ЦФА № 2135)

Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо» (1904)

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой — часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

  • 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник — И. Дубасов).
  • 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА № 4182).
  • 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Действительное имя народа варяги[править]

Сегодня мы имеем даже вещественное доказательство существования русской социальной группы по имени варяги. Ныне найден оберег, присваиваемый князю Святославу Игоревичу, где изображен знак вроде камертона, несколько похожий на букву Y, а по краю оберега вокруг символа написано: ONTEC AЛHN~. Прорисовку данного оберега и его фотографии можно найти в любой, видимо, литературе по сфрагистике, скажем в работах В. Л. Янина. В «современной науке» данная надпись «не читается» (увы, в исторических трудах она по данной причине не публикуется), и спорить невозможно: да, прочесть ее совершенно немыслимо, потому что сказано тут не по-русски, а по-гречески. Окончание греческого инфинитива αληναι опущено, скрыто за чертой, но это как раз и указывает на русского автора: равная внешне форма у нас может сокращаться подобным образом: вольнай — вольн (это то же самое слово, но в несколько ином значении). Несколько смущает в надписи столь же русская крючковатая С (‹), которая, возможно, призвана изображать малую концевую сигму вместо заглавной Σ, но тем не менее прочесть несложно: «СТАВШИЕ ГОНИМЫ» (буквально здесь инфинитив, ‘ставшие гнаться’ в страдательном смысле, то есть гонимы).— Это прекрасно соотносится с летописным «изгнанием варягов», причем речь идет именно о русской группе: Святослав не был ни тюрком, ни германцем. Странно, может быть, что написано на греческом, но это свои причуды — «язык образованных людей»…

Если имя русской социальной группы, к которой принадлежал Святослав, связано с именем народа варяги, а иное при буквальном совпадении имен вообразить трудно, то для прояснения недоумений, в частности — возможного перевода действительного имени этого народа на русский язык словом варяги, требуется просто найти в Европе народ, исчезнувший уже в историческое наше время и чрезвычайно близкий историческим славянам, с которыми наши летописцы и связывали исток русских. Такой народ только один — авары, как называли их по-гречески (у греков не было буквы Б), или обры наших летописей. Что любопытно, имя авары созвучно с именем варяги, но это, конечно, может быть случайностью. Также любопытно, что авары жили на Дунае, а в наших былинах воспоминания о Дунае отражены.

Самый вероятный исчезнувший народ, который ближе отождествляется с варягами это вагры или варины, входившие в ободритский союз западных (полабских) славян, подвергшийся атакам саксов. http://pereformat.ru/2012/04/starigard/

Русы, это вероятнее всего ререги стоявшие во главе ободритского союза полабских славян. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2

«И отъ техъ варягъ прозвася Русская земля новугородци, ти суть людье новогородьци отъ рода варяжьска, преже бо беша словени»

«В Афетовѣ же части сѣдять русь, чудь и все языци: меря, мурома, моръдва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимѣгола, корсь, лѣтьегола, любь. Ляхове же, и пруси, чудь пресѣдять к морю Варяжьскому. По сему же морю сѣдять варязи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова, по тому же морю сѣдять къ западу до землѣ Агнянски и до Волошьски»

Строение гиганта

Облик Юпитера формируется благодаря его атмосфере.

Основа газового гиганта – водород и гелий, имеются примеси аммиака, метана, сероводорода. Облака газа движутся с огромной скоростью, образуя вихри и ураганы.

Самый знаменитый ураган Юпитера известен всем – это Большое Красное Пятно, впервые обнаруженное в 1600 году.

Его возраст определить не удается – вполне вероятно, что пятно существовало еще задолго до открытия человеком. Размеры пятна не постоянны, оно может расти и уменьшаться.

Помимо штормов в атмосфере происходят и другие процессы. Аппарат Юнона (Jupiter Polar Orbiter), запущенный в 2011 году, сделал множество уникальных качественных фото газового гиганта.

На полученных снимках можно наблюдать полярные сияния, многокилометровые молнии, которые образуются во время штормов.

В центре газового гиганта находится твердое ядро, которое по размерам больше, чем Земля, в полтора раза. Оно излучает колоссальное количество энергии – от Солнца планета получает гораздо меньше.

Ядро окружено толстым слоем металлического водорода, который принимает эту форму при воздействии огромного давления. Благодаря тому, что такая прослойка – отличный проводник, Юпитер имеет мощнейшее магнитное поле.

Процедура получения военного билета, основные этапы, сроки

Для получения военного билета требуется лично явиться в военный комиссариат, где вы состоите на учете. Дистанционно, через доверенных лиц сделать это не получится: обязательным условием получения военника является прохождение медицинского освидетельствования у ряда врачей-специалистов. Они же присуждают каждому молодому человеку категорию годности, определяющую степень пригодности для службы в армии.

Теперь давайте изучим основные этапы получения документа и выясним, сколько по времени делают военный билет «с нуля», то есть с момента первого обращения в военкомат.

Сбор медицинских документов

Разумеется, если вам еще не исполнилось 27 лет, то весьма важно заранее подготовиться к медицинской комиссии дабы получить непризывную категорию годности. Военный комиссариат сам запрашивает ряд документов медицинского характера из соответствующих учреждений где вы числитесь на учете, однако не лишними будут и самостоятельно собранные справки, результаты обследований в том числе и в частных клиниках, которые характеризуют степень вашего здоровья

Ведь чем больше вы предоставите доказательств наличия тех или иных заболеваний, тем больше вероятность получить освобождение от службы в армии.

На данный этап, при его необходимости, отведем 1-2 недели.

Прохождение медицинского освидетельствования в военкомате

В ходе данного мероприятия вам предстоит пройти медкомиссию и обследоваться у ряда специалистов. Так, обычно это семь врачей, а именно:

  • Ториноларинголог;
  • Психиатр;
  • Стоматолог;
  • Невропатолог;
  • Хирург;
  • Терапевт;
  • Окулист.

Обычно обследование длится всего один день. Но только если у медицинских работников не возникает каких-либо дополнительных вопросов по состоянию здоровья молодого человека. Если же таковые имеются, то ему предписывается пройти дополнительное обследование в специализированном медицинском учреждении. И тогда за один день решить данный вопрос уже не получится.

В ходе обследования необходимо заявлять о всех имеющихся вопросах по здоровью, предоставлять необходимые справки и иные документы. Это повысит шансы на освобождение от службы в армии.

По результатам медицинская комиссия выносит свой вердикт по каждому призывнику: годен или нет. Для этого присуждается категория годности, определяющая его степень здоровья. Всего их пять:

  • А – годен к службе в армии без ограничений;
  • Б – годен с ограничениями, закрыт путь в войска с большой физической нагрузкой;
  • В – не годен для срочной службы, однако может быть мобилизован в случае войны, а также будет призываться на военные сборы;
  • Г – предоставлена отсрочка для лечения заболевания, которое в принципе можно вылечить за короткий промежуток времени. Действует отсрочка 6-12 месяцев. Если в итоге улучшений здоровья не будет, юношу освободят от службы в армии;
  • Д – категория, означающая полную негодность для службы в армии по состоянию здоровья.

Таким образом, этот этап сильно влияет на то, сколько по времени суммарно делают военный билет: ведь медосвидетельствование само по себе занимает день, однако при необходимости дополнительных обследований стоит рассчитывать на срок около двух недель.

Явка на заседание призывной комиссии

По итогам призывная комиссия военного комиссариата вынесет окончательное решение: закрыт вам путь в войска, либо вы отправитесь служить. Копию решения вносят в приписное свидетельство, после чего вы наконец-то сможете начать непосредственное получение самого военного билета. Если вам требуется копия решения, то нужно написать соответствующее заявление в военкомате. Предоставляют его в течении 5 рабочих дней.

Получение военного билета

Теперь выясним, сколько по закону делается военный билет после подачи документов. К слову о последних. Вместе с заявлением, в военкомат требуется предоставить следующий пакет документов:

  1. Две фотографии 30 на 40мм, распечатанные на матовой фотобумаге;
  2. Аттестат о среднем образовании, диплом об окончании колледжа или ВУЗа при наличии;
  3. Справка о месте трудоустройства;
  4. Свидетельство о заключении брака (при наличии);
  5. Свидетельство о рождении ребенка (при наличии);
  6. Водительское удостоверение (при наличии).

То, сколько делают военный билет в военкомате после сдачи документов, определено законодательно приказом Минобороны – до 10 рабочих дней. Это учитывая срок с момента принятия призывной комиссией решения или получения выписки из протокола таковой.

https://youtube.com/watch?v=zd-QmO0Lm1s

Однако суммарно, со сбором все справок, документов, возможными задержками стоит рассчитывать на общий срок получения военника в 1-1.5 месяца. На практике именно столько занимает данная процедура у большинства молодых людей.

Источники

Труды В.Ф.Руднева

  • Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года.— СПб.: тип. Т-ва И.Н.Кушнерев и К, 1907.— 24 с + 2 вкл. л. ил.
  • Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880—1883 годах.— СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н.Я.Стойковой», 1909 .— 169 с.

Словари и энциклопедии

  • Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл.— М, 1969.— Т.12.— Стб. 243—244.
  • Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд.— М., 1977.— Т.22.— С. 349—350.
  • Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл.— М., 1979.— Т.7.— С. 156.
  • Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов.— Тула, 1996.— Т.2.— С. 145—146.— Библиогр. в конце ст.

Другие источники

  • Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855—1913) // Гордость земли Тульской.— Тула, 1982.— Т. 1.— С. 221—228.
  • Боть В. И. Наш земляк В.Ф.Руднев // Под сенью Муз.— 1995.— №8.— С. 3.
  • Боть В. И. Подвиг и слава // Позиция.— 1995.— 26 авг.—1 сент.
  • Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости.— 2004.— №1.— С. 2.
  • Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник— 2000.— 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.
  • Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: .— Тула: Кн. изд-во, 1960.— 247 с.: ил.
  • Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В.Ф.Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула».— Тула, 1996.— С. 23—26.— Библиогр. в примеч.
  • Чернов Ю. И. В.Ф.Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д.Я.Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф.— Тула, 1997.— С. 37—43.
  • Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:

Биогр. слов.-справ. / А.П.Шикман— М, 1997.— Кн. 2.— С. 231—232.

Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904—1905гг. Боевые награды российских героев войны 1904—1905гг.

Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»

  • 100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004.— №4.— С. 44.
  • Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия.— 2004.— №3.— С. 26—30: ил.
  • Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия.— 2001.— 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В.Ф.Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)
  • Мизь Н., Стратиевский О. Автором русской песни «Варяг» был немецкий поэт Грейц // Владивосток.— 2004.— №1520.— 10 марта.
  • Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В.Н.Уклеин.— Тула, 1981.— С.78—80.

Библиография

  • 130 лет со дня рождения (1855—1913) В.Ф.Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит.— Тула, 1985.— С. 22.— Библиогр.: 7 назв.
  • Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В.Ф.Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит.— Тула, 1989.— Библиогр.: с. 33—34.
  • Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год.— Тула, 2003.— С.73—78.— Библиогр.: 34 назв.
  • В.Ф.Руднев— контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год.— Тула, 1965.— С.48—49, фото.— Библиогр.: 7 назв.

Аналоги

Наиболее близкие аналоги серии Вепрь-308 Win (СОК-95) L=590 следующие:

  • Вепрь — 308Win ОР 4Х24М L=590;
  • Сайга АКМ 9;
  • Вепрь К 132, 139.

Вообще очень популярны такие «Вепри» как Пионер, Супер, КМ, 1В, ВПО-139, Хантер.

Очень популярен по отзывам и карабин Вепрь-308 Супер (экспортный вариант), характеристики и цены на который рассмотрены в данном видео:

https://youtube.com/watch?v=M1Q5qO9oM1s

Почему их называли тамплиерами?

Инженерные и полетные данные

Интересные факты о варягах и викингах от Правмира:

  • Легендарные варяги были настолько хорошими воинами, что часто становились наемными дружинами у разборчивых византийских императоров.
  • Согласно летописям, корабли варяжского отряда делались только из дуба. Поэтому они долго служили и славились своей прочностью.
  • Для англичан того времени варяги неразрывно были связано с чистоплотностью и аккуратностью: они мылись целый один раз в неделю!
  • Несмотря на то, что походы норманнов славились воинственностью и жестким напором, многие из них торговали. О торговле норманнов существует много летописных свидетельств. Были и те, кто занимается сельским хозяйством.
  • Многие историки отождествляют варягов с… Изобретением лыж! Ведь они традиционно жили в местности с холодным и снежным климатом, поэтому искали подходящее средство передвижения.
  • Теория происхождения Гренландии основана на открытии этого острова викингами. Они занимались не только завоеваниями.
  • Исландия до появления на ней викингов считалась необитаемой.
  • Поселения викингов встречаются даже в Америке, хотя долгое время ученые не могли поверить, что это возможно. Неужели корабли из дуба на это способны?
  • Загадочные варяги соблюдали обычаи и законы Руси, когда работали наемниками на русских землях. И это, несмотря на их воинственный нрав!
  • Во многих исторических источниках указано, что варяги могли жениться (и женились) на славянских, когда находились на русской земле.
  • Слово «викинг» скандинавского происхождения переводится как «пират».
  • Потомки легендарного Рюрика происходили от варягов.
  • Ярослав побдил Святополка при Любече, благодаря Великому Новгороду, где он нанял варягов своими воинами.
  • Тем не менее, произведение 1072 года «Правда Ярославичей» ничего не говорит об особом отряде варяжских наемников.
  • Ряд историков считает, что роль варягов в становлении Древней Руси преимущественно имеет летописную версию и относится скорее к легендам, чем к реальным историческим фактам.
  • Западноевропейские летописи не имеют ни единого упоминаниях о варягов на территории Руси.
  • Все достоверные источники о загадочном народе на территории Руси, Скандинавии и Византии написаны не ранее, чем в XI веке.
  • В летописи Нестора русские варяги названы славянскими разбойниками. Эту теорию, конечно же, не разделяют норманисты.
  • Восточные славяне именовали Балтийское море «варяжским морем». А путь известный, как «путь из варяг в греки» проходил по славянским рекам.
  • Викинги подчинялись «конунгу». Так называли вождя клана. Конунг был первым, кто шел в бой во время сражения и, если он погибал, бой шел дальше, рядом с его останками.
  • Споры норманистов и антинорманистов продолжаются до сих пор, поэтому мы не знаем наверняка, были ли норманны, варяги и викинги разными народами или относились к одному.

Бой

Основные статьи: Бой у Чемульпо и Русско-японская война

С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и Италии).

8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера: «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера: «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды (самоходные мины) не попали в цель), после чего вернулся на рейд. Японские корабли успешно высадили десант, русские — им не препятствовали.

9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт Чемульпо (который, таким образом, становился трофеем японского флота и базой снабжения сухопутных войск, избавленных от угрозы с моря), иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Пхамильдо.

Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (однако подсчёт оставшихся снарядов, извлечённых из корпуса корабля японцами после его подъёма, свидетельствует о существенном завышении этой цифры). «Кореец» применял дымовую завесу для защиты. Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», крейсер «Такачихо» после боя затонул, «Чиода» получил повреждения; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни каких-либо потерь.

Примечания

  1. Ныне Заокский район Тульской области
  2. Боть В. И.  . tula.eparhia.ru. — «Свидетельство о рождении Всеволода Руднева, выданное в Динаминдской крепостной церкви, опубликовал в 1904 году богослов, историк и краевед Н. И. Троицкий.». Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
  3. Иван Иванович Зарубин был пожалован Его Величеством Микадо орденом Восходящего Солнца 10 августа 1881 года. См.: Полный послужной список Корпуса Инженер Механиков Генерал-Майора Зарубина 1-го, ЦГАВМФ СССР, Фонд 406, опись 3, дело 960, лист 21 (оборотный).
  4. Зотов С.  . // Наш современник. — 2004. — № 6. — С. 183—187.. nashsovr.aihs.net. Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
  5. Попович В.А.  . // Советская Россия. — 2004. — 15 янв. — С. 12—15 (вкл.).. sovross.ru. Дата обращения: 8 февраля 2008. (недоступная ссылка)
  6. , с. 366—367.
  7. , с. 171—172.
  8. , с. 239—240, 243, 250.
  9. , с. 369—371.
  10. , с. 68.
  11. , с. 170—173.
  12. Манвелов, Николай  (недоступная ссылка). «Российский Императорский флот в Первой мировой войне». Дата обращения: 20 мая 2007.
  13. ↑ ГАХК. Ф. Р-904. Оп. 1. Ед. хр. 407. Л. 55.
  14. ↑ В памяти храним. Иллюстрированный каталог мемориальных досок Хабаровского края. Сост.: Т. С. Бессолицына, Л. С. Григорова. — Хабаровск: Изд. Хворова А. Ю., 2010. — 208 с., ил., стр. 100.
  15. ↑  (англ.). toz.su. Дата обращения: 31 августа 2019.
  16. ↑ Пронякин К. А. В честь одного Руднева // «Приамурские ведомости», № 7, 24 февр. 2021 г., стр. 7.
  17. Боть В. И.  (недоступная ссылка). tula.net. Дата обращения: 2 февраля 2008.
  18. Кулаков В. Филателия в России (60-е годы XIX века — 1917 г.) // Филателия СССР. — 1990. — № 1. — С. 22—24.

Последний бой «Рюрика»

Когда стало очевидно, что русские корабли проигрывают бой, контр-адмирал Иессен отдал приказ «России» и «Громобою» идти на прорыв во Владивосток. Он рассчитывал, что таким маневром ему удастся отвлечь основные силы японцев от сильно поврежденного «Рюрика». И это действительно удалось, но не до конца. В погоню за двумя русскими крейсерами бросились четыре японских броненосца отряда адмирала Камимуры, но два более легких остались и продолжали обстреливать «Рюрик».

Повреждения, полученные японским броненосным крейсером «Ивате» во время боя в Корейском проливе после попадания снаряда с крейсера «Рюрик»

В конце концов сильно поредевший экипаж, командовать которым в этот момент пришлось одному из младших офицеров — лейтенанту Константину Иванову, принял решение затопить «Рюрик». Корабль с открытыми кингстонами отправился ко дну на глазах японских моряков с крейсеров «Нанива» и «Такачихо», которые и подобрали оставшихся в живых членов экипажа русского крейсера. Из-за того, что все шлюпки были разбиты, моряки держались на воде только за счет спасательных жилетов и деревянных обломков судна.

Крейсерам «Россия» и «Громобой» к вечеру того же дня удалось оторваться от японских броненосцев: те повернули назад, чтобы не оставлять без прикрытия Корейский пролив на случай, если кому-то из кораблей порт-артурской эскадры удастся прорваться на север. Несмотря на тяжелые повреждения, 16 августа они дошли своим ходом до Владивостока и встали на ремонт, который затем длился почти до конца войны.

Вид на полуют броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Результаты боя в Корейском проливе были неутешительными: Владивостокский отряд потерял один из крейсеров, 329 русских моряков были убиты и 617 ранены, еще около шестисот человек попали в плен. Японские корабли почти не получили тяжелых повреждений (не считая «Ивате»), а человеческие потери японцев были на порядок меньше: 44 убитых и 71 раненый. Такое соотношение определялось тем самым лучшим бронированием японских кораблей и неприспособленностью русских крейсеров к эскадренному бою.

Но поражение в этом бою не умаляет мужества и стойкости русских моряков, которые в течение пяти с лишним часов противостояли гораздо более сильному противнику и сумели достаточно потрепать его. К тому же свою главную задачу — связать боем корабли эскадры адмирала Камимуры — Владивостокский отряд крейсеров выполнил, и не его вина, что это случилось тогда, когда практический смысл такой схватки был невелик.

Повреждения броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Обложка: www.prizyv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector