Боль и страдания верещагина. судьба актёра из «белого солнца пустыни»

Фильмы

Однажды Николай попал на кастинг в Ленфильм и получил приглашение на съемки в «Республике ШКИД», получив первую в биографии зарплату в 60 руб. В техникуме Годовиков не доучился, ушел работать слесарем, продолжив съемки в эпизодах.

Летом 1968 года пришло новое приглашение в кино, а за день до этого парень упал в колхозе с лошади и ободрал лицо и шею. Но гримеры сотворили чудо — Годовиков прошел фото и видеопробы и попал на «Белое солнце пустыни».

Работа над фильмом Николаю запомнилась тяжелейшими съемками с высокой температурой, после чего актер стал жертвой неудачной шутки коллег и оказался один без денег в незнакомом Волгограде. Молодой человек прожил в аэропорту 2 недели и с трудом собрал деньги на обратный билет. Пораженный, что никто из коллег не спешил помочь, Николай отправился в военкомат, решив завязать с кино навсегда.

Николай Годовиков в фильме «Белое солнце пустыни»

После армии Николай вернулся на завод, трудился разнорабочим. На съемочную площадку снова попал случайно, сопровождая на кастинг сестру Татьяну, получил без проб роль в фильме «В черных песках».

Последние годы и смерть

После выхода из тюрьмы Николай Годовиков устроился рабочим в метрострой, где трудился до самой пенсии. Снимался в эпизодах сериалов, таких как «Бандитский Петербург» и «Спецназ» — по иронии судьбы в фильмографии актера больше ролей следователей, чем преступников.

Могила Николая Годовикова

На пенсии Николай научился водить автомобиль и купил «Жигули», а еще стал рисовать картины. Последней киноработой актера стала роль управляющего казино в сериале «Шеф» в 2011 году.

Ушел из жизни Годовиков в возрасте 67 лет 23 ноября 2017 года. Причиной смерти стал рак почек. Близкие должны были сопровождать пенсионера в медучреждение, но пришедший зять (муж падчерицы) обнаружил актера уже мертвым. Тело кремировали, а урну захоронили, согласно воле покойного, на Южном кладбище Петербурга рядом с могилой супруги Людмилы.

Численность движения

22 мая 2016 года в Ярославском центре военно-патриотического воспитания ДОСААФ имени Валентины Терешковой в рамках пилотного проекта в ряды военно-патриотическое движение «Юнармия» вступили первые 104 школьника. На конец октября 2016 года количество участников военно-патриотическое движения «Юнармия» составляло более 26 000 человек в возрасте от 11 до 18 лет. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд.
На апрель 2017 года численность движения составила 70 000 членов, штабы открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации. На июнь 2017 года движение насчитывало более 117 тысяч человек, в сентябре 2017 года — более 160 тысяч членов.В мае 2018 года, согласно заявлению начальника Военно-воздушной академии генерал-полковника Геннадий Зиброва, численность участников движения превысила 230 тысяч человек.

Отделения «Юнармии» открыты также в Армении, Таджикистане и Абхазии.

Игра мастера

Павлу Борисовичу удалось создать образ невероятной душевной силы. Он в эпоху застоя, когда, казалось, партийное ханжество вытеснило романтику служения Отечеству, вдруг воплотил редкий по возвышенности образ беспартийного человека – гражданина, стоящего выше любой власти: красной ли, белой ли — это ему все равно.

Луспекаев удивляет на съемках даже режиссера, произнеся измененную по своему усмотрению фразу: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» — ставшую знаменитой. Внимательные зрители могут сами проследить, как, не ожидая такого толкования реплики, на миг замерли в кадре актеры.

«Белое солнце пустыни» благодаря энергетике Павла Борисовича стало чем-то большим, чем просто развлекательным фильмом. В год выхода киноленты в прокат актера не стало. Но в созданном образе Павла Артемьевича Верещагина заслуженный артист РФ увековечил память о себе.

Таможенники Петербурга, поставив памятник на его могиле, ежегодно приходят туда в свой профессиональный праздник. Памятники Верещагину-Луспекаеву установлены также в Москве, на границе Ростовской и Донецкой областей и на Челябинской таможне.

Урокам его гениальной игры долго еще будут следовать молодые актеры. «Белое солнце пустыни» можно воспринимать и как нерукотворный памятник этому достойному человеку.

Татьяна Кричевская

Всенародный любимец товарищ Сухов

Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru


Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Толя, приезжай, все расскажу при встрече, прости, забудь обиды, и роль будет твоей

Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: domkino.tv


Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном розливе стали… Есть актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве

Звонок телефона

Владимир Яковлевич прекрасно понимал, что дело даже не в том, что первоначального бюджета нового фильма (300 000 советских рублей) хватило лишь на 2/3 проекта. Картина была трудной, требовала огромной самоотдачи, не зря от работы над ней накануне отказались три режиссера: Юрий Чулюкин, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский.

Мотыль был уверен: его киноработу заранее решили положить на полку. Режиссеру было стыдно перед теми, кто ему поверил и кого он подвел: перед глазами создателя киноновеллы все еще стояли актеры фильма «Белое солнце пустыни»…

И вот наконец случилось то, что позже он назовет чудом: телефон зазвонил. В трубке раздался бесстрастный голос:

— Здравствуйте, Владимир Яковлевич. Завтра – повторный закрытый просмотр руководством «Мосфильма» вашей ленты.

Сюжет

Место действия — восточное побережье Каспийского моря (современный Туркменистан ), где солдат Красной Армии Федор Сухов в течение нескольких лет участвовал в Гражданской войне в русской Азии. Фильм открывается панорамным снимком сельской сельской местности в России. Катерина Матвеевна, любимая жена Сухова, стоит в поле. Проснувшись от этой мечты, Сухов идет по среднеазиатской пустыне, что резко контрастирует с его родиной. Он находит Саида похороненным в песке. Саид, суровый среднеазиатский язык, приходит на помощь Сухову в неприятных ситуациях на протяжении всего фильма. Сухов освобождает Саида, и они завязывают дружеские, но сдержанные отношения. Путешествуя вместе, они участвуют в битве в пустыне между кавалерийским отрядом Красной армии и партизанами басмачей . Командир кавалерийского отряда Рахимов оставляет Сухову гарем , оставленный лидером басмачей Абдуллой, для временной защиты. Он также оставляет молодого солдата Красной Армии Петруху, чтобы тот помог Сухову с задачей, и продолжает преследовать убегающего Абдуллаха.

Сухов и женщины из гарема Абдуллы возвращаются в соседнее прибрежное село. Там Сухов поручает хранителю местного музея охранять женщин и готовится отправиться домой. Сухов надеется «модернизировать» жен гарема и сделать их частью современного общества. Он призывает их снять паранджу и отказаться от полигамии . Однако жены не хотят этого делать, и, когда Сухов берет на себя роль защитника, жены объявляют его своим новым мужем.

Вскоре в поисках морского пути через границу Абдулла и его банда приходят в ту же деревню и находят жен Абдуллы. Сухов обязательно останется. В надежде получить помощь и оружие Сухов и Петруха навещают бывшего царского таможенника Павла Верещагина. Верещагин тепло относится к Петрухе, который напоминает ему о его мертвом сыне, но после обсуждения этого вопроса с придирчивой женой Верещагин отказывается. Сухов находит автомат и ящик динамита, которые он закладывает на корабль Абдуллы. Тем временем Абдулла противостоит своим женам и готовится наказать их за «бесчестие», поскольку они не убили себя, когда Абдулла оставил их. Сухову удается схватить и запереть Абдуллу в качестве заложника, но после того, как он уходит, Абдулла убеждает Гюльчатай, младшую жену гарема, освободить его, а затем убивает Гюльчатая и Петруху.

Хранитель музея показывает Сухову древний подземный ход, ведущий к морю. Сухов и женщины гарема пытаются сбежать через проход, но по прибытии на берег моря вынуждены прятаться в большом пустом резервуаре для нефти. Абдулла обнаруживает это и планирует поджечь цистерну с нефтью.

Разъяренный бессердечным убийством Петрухи, Верещагин решает помочь Сухову и берет корабль Абдуллы. Саид тоже помогает Сухову, и вместе они отбиваются от банды Абдуллы. Верещагин, не подозревая о динамите на корабле и не слыша выкриков Сухова, трагически погибает на взорвавшемся корабле.

Сухов убивает Абдуллу и его банду и возвращает гарем Рахимову. Затем он начинает свой путь домой пешком, отказавшись от лошади, поскольку лошадь — это просто «неприятность». Неясно, вернется ли Сухов домой к своей любимой жене: революция в Средней Азии еще не окончена, и вполне может понадобиться образцовый солдат Красной армии, такой как Сухов.

Кузнецов Анатолий Борисович

Анатолий Кузнецов, актер тонкий и думающий, как никто другой ощутил на себе влияние игры Луспекаева. Позже он, опустив комментарии, скажет, что коллега по цеху помог ему переосмыслить себя профессионально. Попробуем пояснить, что недосказал артист.

Кузнецову от природы была дана внешность типичного позитивного героя. Он давно попал «в обойму» рейтинговых актеров и роли получал, не напрягаясь. Так же не спеша и размеренно он начал сниматься и в этом фильме. Однако здесь, у Владимира Мотыля, Анатолий Борисович сам себя поймал на любовании харизмой Луспекаева.

К чести Кузнецова (это заметно по его игре), он-таки сумел составить Павлу Борисовичу достойный дуэт, сыграть своего Сухова всеми фибрами души, задействовав свою полную творческую палитру. Актеры фильма «Белое солнце пустыни» отмечали воцарившуюся на съемочной площадке волею ведущих артистов атмосферу высокого творчества.

Замечательный актер, народный артист РФ, он сыграл за время своей карьеры более 100 ролей. Родина оценила вклад Анатолия Кузнецова в искусство орденами Дружбы, Почета, «За заслуги», Государственной премией.

У него был долгий и прочный брак, с женой Александрой Ляпидевской они родили и воспитали дочь Ирину.

Последние статьи

  •   7 самых капризных и склочных знаменитостей Голливуда, с которыми коллеги предпочитают не связываться 3.05.2021, 22:14
  •   Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции 3.05.2021, 20:13
  •   6 самых дорогих фильмов в истории кино, глядя которые не заскучаешь 3.05.2021, 17:49
  • +1   Как выглядит роскошный загородный дом в стиле прованс, в котором живёт Владимир Пресняков-младший с семьей 3.05.2021, 15:34
  •   КГБ VS ЦРУ: Какие секреты разведки времен Холодной войны двух стран сегодня известны 3.05.2021, 14:00
  •   Почему ведьма из «Ночного дозора» отказала Смоктуновскому и не вышла замуж за Утёсова: Неизвестная Римма Маркова 3.05.2021, 11:40
  •   Почему королева-мать была не рада восхождению на престол своей дочери Елизаветы II 3.05.2021, 10:25
  •   Наталье Андрейченко – 65: Почему актриса пропадает в Мексике, «отключаясь от мира», и ссорится с полицией 3.05.2021, 09:24
  •   Как литографии обрели популярность и вошли в историю: 10 самых знаменитых работ 2.05.2021, 23:19
  •   Какие факты открыли недавние наблюдения за Лох-Несским чудовищем: На кого ничуть не повлиял COVID-19 2.05.2021, 21:20

Все статьи

использованная литература

Смерть и память

Павел Луспекаев ушёл из жизни через месяц после премьеры прославившей его картины. Он умер в Москве, в гостиничном номере, от разрыва сердечной аорты в возрасте 42 года. Последней картиной, в которой актёру довелось сниматься, стала драма «Такая длинная, длинная дорога…».

Похороны Павла Борисовича совпали с празднованием столетия со дня рождения Ленина, так что семье актёра пришлось везти его тело из Москвы в Ленингард, где студия «Ленфильм» взяла на себя хлопоты по проводам Луспекаева в последний путь. Тело актёра было захоронено на Северном кладбище, позднее на его могиле таможенники поставили памятник.

Памятники Луспекаеву в образе Верещагина были также поставлены в Луганске, на границе Донецкой и Ростовской областей, а также возле штаб-квартиры Федеральной таможенной службы в Москве.

Кроме того, именем Павла Верещагина был назван патрульный корабль таможенной службы, спущенный на воду во Владивостоке в 2000 году. Участие в церемонии поднятия флага на судне приняла дочь Луспекаева. Внучка актёра закончила Российскую таможенную академию и работает по специальности в аэропорте Пулково.

Мишулин Спартак Васильевич

В фильме актер Театра сатиры Спартак Мишулин сыграл жителя Средней Азии Саида, кровно обиженного басмачами и мстящего им. На экране неожиданно для многих Спартак Васильевич вдруг превратился из москвича в доброго призрака пустыни.

Впоследствии многие кинокритики сходились во мнении, что перевоплощение артиста было редким по своей глубине. Его в этой роли не узнавали даже коллеги по театру! Актеры фильма «Белое солнце пустыни» — Спартак Мишулин, Павел Луспекаев, Анатолий Кузнецов — стали подлинной находкой для режиссера, идеально перевоплотившись в своих героев.

Отменная гимнастическая подготовка сделала Спартака Васильевича незаменимым в трюках: в кадре он делал то, чего не мог никто из съемочной группы. В ходе работы над «Белым солнцем» случилась трагедия: погиб прикомандированный к фильму профессиональный конный каскадер.

Мишулин гораздо позже открыл «секрет» своего превращения в Саида. Накануне проб на роль он, напряженно всматриваясь в сценарий, долго и безрезультатно пытался вжиться в образ восточного человека, потерявшего все. Однако когда голову артиста обрили, это пробудило в актере воспоминание о годах, проведенных на зоне, о несправедливом обвинении, о лелеемой мечте – стать артистом. Он вспомнил то время, когда был таким же обездоленным, как и Саид, и пережитое состояние помогло артисту войти в роль.

Спартак стал артистом Московского театра, сначала окончив театральную студию г. Калинина и сыграв в этом городе за 5 лет сорок ролей. Последующие 45 лет жизни Мишулин отдал Театру сатиры.

За работу в фильме он был отмечен, как и многие снимавшиеся в нем актеры. «Белое солнце пустыни» принесло Спартаку Васильевичу звание народного артиста РФ. Он также являлся заслуженным деятелем культуры Польши, был награжден орденами Дружбы и Почета, Государственной премией РФ.

Признание и значение

Фильм стал значимой частью советской культуры. Говоря о народной любви к фильму, киновед Н. М. Зоркая констатирует, что он обрёл статус «культового фильма». Фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Жанр истерна и такие его представители как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 60—70-х годов как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.[источник не указан 1382 дня]

Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году.

Владимир Мотыль снял всего девять полнометражных лент, и следующей его работой стала реализация давней мечты: экранизация истории о декабристах. Но ни одна другая картина не сравнилась по популярности с «Белым солнцем». Для большинства актёров фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни. После успеха «Белого солнца» Павел Луспекаев получил множество предложений от режиссёров, но прожил он всего несколько месяцев и скончался в 1970 году во время съёмок в своём следующем фильме.

Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (Украина, Донецкая область) и Луганске (Украина) установлен памятник герою фильма. Планируется открытие памятника в Москве.

Фильм стал одним из талисманов советских (и российских) космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции. Командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов:

Валерий Кубасов, Павел Попович и Алексей Губарев объясняют совсем иначе. Традиция пошла с экипажа корабля Союз-12. Это была психологически нелёгкая миссия после трагедии на Союз-11, унёсшей три жизни. Перед стартом Лазарев и Макаров смотрели «Белое солнце». Экипаж был сокращён до 2 человек, но после удачного приземления они говорили, что с ними был третий член экипажа — товарищ Сухов, который подбадривал в трудные минуты. Так шутка сделала фильм талисманом, и похоже, довольно удачным. По словам Кубасова, с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один наш космонавт не погиб.

В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати.

Премьера и прокат

В дальнейшую судьбу фильма вмешался глава государства, Леонид Брежнев. Он возмутился, почему он ещё не видел «Белое солнце пустыни» — в то время была принята практика, когда на дачах у высших партийных чиновников организовывались закрытые просмотры новинок советского и зарубежного кинематографа.

Брежнев был большим поклонником западных боевиков и вестернов в частности. В канун ноябрьских праздников ему из фильмотеки отправили новинку, и генеральный секретарь остался в восторге от просмотра, что сняло последние препоны. Фильм был допущен в широкий прокат.

По утверждению космонавта Алексея Леонова, он под личную ответственность попросил одну копию из Госфильмофонда для закрытого проката в центре подготовки космонавтов, которые и обратились к Брежневу.

Для создателей и руководства ограниченная премьера картины состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта следующего года. Из-за низкой оценки приёмной комиссии картина получила 2-ю категорию, что, по мнению создателей, снизило прокатные показатели.

В прокате 1970 года фильм занял 2-е место — 50 миллионов зрителей (лидером стало «Освобождение» Юрия Озерова).

Бросать

На роль был выбран Георгий Юматов , но его уволили за пьяную драку прямо перед съемками. Поэтому Мотыль позвал Кузнецова, который был вторым выбором при отборе.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина — бывшего царского таможенника. Верещагин живет одинокой жизнью, будучи единственным русским вместе с женой в глухой деревне. Стены его дома украшены изображениями военных походов, в которых он был награжден и ранен. Гражданская война оставила его без официальной работы и места, куда можно было бы поехать. Он крупный мужчина и простой человек, склонный к алкоголизму из-за ностальгии по своему прошлому. У него есть арсенал оружия, который в какой-то момент фильма приводит обе конфликтующие стороны (Сухова и людей Абдуллы) к нему домой. Первоначально нейтралитет, но со временем встает на сторону Сухова.

Это была последняя роль Луспекаева. Ветеран Второй мировой войны и опытный актер театра, ему ампутировали обе ноги в 1960-х годах из-за прошлых травм. Учитывая состояние Луспекаева, Мотыль написал сценарий для человека на костылях . Луспекаев отказался, аргументируя это тем, что его персонаж должен предстать не калекой, а сильным человеком, скончавшимся преждевременно. Во время съемок он ходил на протезах и регулярно отдыхал из-за боли. Он умер в 1970 году.

Спартак Мишулин в роли Саида — немногословный человек. Он хочет отомстить Джавдету , главарю басмачей, который убил его отца, ограбил его семью и похоронил его в песке для медленной смерти; в остальном его мотивы и реакции неясны и неожиданны. Например, после того, как Сухов выкопал его, Саид вместо того, чтобы поблагодарить его, говорит: «Зачем ты меня выкопал? Пока Джавдет жив, покоя не будет». Саид внезапно появляется то и дело, чтобы помочь Сухову против бандитов, но когда его спрашивают, почему, он просто отвечает, что он «слышал стрельбу», создавая впечатление, что он просто ищет Джавдета через любой вооруженный конфликт поблизости. Его отношения с Суховым хорошо описывает следующий диалог:

В отличие от Луспекаева, это была одна из первых ролей в кино для Мишулина, хотя ранее он активно работал как теле- и театральный актер.

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы — хитрый лидер басмачей, не уважающий человеческую жизнь. И он, и Саид происходят из бедных семей, и их отцы были друзьями. Однако, в отличие от Саида, Абдулла встал на путь бандитизма.

Кавсадзе, грузин по национальности, очень хорошо вписался в роль лидера азиатской банды. Однако он никогда не ездил на лошади, в то время как его персонаж должен был быть заядлым наездником. На самом деле он в фильме никогда не ездит верхом, а только сидит на лошади или даже на плечах помощника.

Николай Годовиков в роли Петрухи — молодого красноармейца. Он пытается ухаживать за Гюльчатаем, стремясь создать семью.

Так совпало, что Годовиков начал встречаться с Денисовой (одной из актрис, сыгравших Гюльчатай) после съемок.
  • Раиса Куркина — Настасья , жена Верещагина — спутница жизни Верещагина, домохозяйка, уравновешивающая его психическую нестабильность.
  • Галина Лучай в роли Катерины Матвеевны , жены Сухова — она ​​появляется в фильме только через сны Сухова, чтобы раскрыть его характер.
Жены Абдуллы
  • Алла Лименес — Зарина
  • Татьяна Кричевская, Галина Дашевская и Галина Умпелева в роли Джамили
  • Зинаида Рахматова в роли Гюзель
  • Светлана Сливинская в роли Саиды
  • Велта Чеботаренок ( Деглав ) в роли Хафизы
  • Татьяна Ткач в роли Зухры
  • Лидия Смирнова в роли Лейлы
  • Зинаида Рахматова в роли Зульфии
  • Татьяна Федотова и Татьяна Денисова в роли Гюльчатай — самой молодой и любознательной жены Абдуллы. Она единственная жена, которая общается с посторонними — Суховым и Петрухой.

Большинство жен Абдуллы изображали непрофессиональные актеры. Поскольку большую часть времени они носили паранджи , их часто заменяли другие женщины и даже солдаты-мужчины из воинской части, дислоцированной поблизости. Мотыль снял несколько сцен в полуобнаженном виде с участием некоторых жен для развития персонажей, но эти сцены были вырезаны цензурой.

Honorifics

В сценарии используются различные уровни почетности русского языка. Все местные жители известны только по именам. Незнакомцы зовут Верещагина по фамилии, а по имени — от жены. Сухова называют по фамилии, часто с добавлением символического названия «Красноармец» (солдат Красной Армии) или «Товарищ» ( товарищ ). Верещагин сначала тоже называет его Суховым, но к концу фильма он переходит к менее формальному и более почтительному «Федору Ивановичу».

Как снимался Годовиков в знаменитом фильме

Съемки начались в Махачкале. Жара сводила с ума, но у Годовикова нашлись силы нарваться на конфликт с местным кавказцем. В драке тот разбил ему нос и расцарапал лицо. Когда режиссер увидел, во что превратился Петруха, то пришел в ужас, но не растерялся — добавил в сценарий эпизод, в котором Петруху поколотили. Таким Коля и оставался до конца съемок: как только болячки на его лице стали заживать, их воспроизводили при помощи грима.

В остальном все складывалось для молодого актера неплохо: почти все дубли получались у него с первого раза, что особенно ценил режиссер из-за дефицита пленки. По этой же причине Владимир Мотыль предпочитал, чтобы актеры обходились без дублеров. Однажды по сюжету Петруха должен был пройти по краю крыши высокой мечети (высота до земли — около 30 метров). Коля запаниковал, но режиссер решил вопрос страховки просто — распорядился привязать парня за ногу толстой веревкой и сказал:”Не робей, ты просто должен остаться живым, нам же еще кино доснимать”. К счастью, страховка не пригодилась. Себя режиссер тоже не щадил. Приведу такой пример: почти все сцены на баркасе снимались с маленькой лодки, в которой помещались только два человека — оператор и его ассистент. В это время Владимир Мотыль плавал рядом с лодкой, держась за борт. Стоял октябрь месяц: и ветер, и вода были ледяными…

Снимаясь в картине, Годовиков подружился с актером Павлом Луспекаевым, игравшим роль таможенника Верещагина.

Верещагин и Петруха. “Белое солнце пустыни”

Они были знакомы и раньше — вместе работали в фильме “Республика ШКИД”. Павел Борисович был очень болен — ему удалили обе ступни, поэтому актера везде сопровождала его жена, актриса Инна Кириллова. Когда ей приходилось уезжать по делам, она просила Колю пожить в номере мужа на случай, если ему потребуется помощь. Годовиков с радостью соглашался. Во время их бесед, Луспекаев часто рассказывал младшему коллеге об азах профессии и многому его научил.

А вот с Анатолием Кузнецовым (товарищем Суховым) у Коли отношения не сложились.

Петруха и товарищ Сухов. “Белое солнце пустыни”

Он свысока смотрел на неопытного Годовикова и часто делал язвительные замечания на его счет. Зато в Гюльчатай, которую начала играть Татьяна Денисова, молодой актер влюбился вполне реально. Но девушка на его чувства не ответила и ушла со съемок через 4 месяца: Татьяна заканчивала цирковое училище, которое было для нее важнее всего остального. Мотыль взял на роль Гюльчатай статистку Татьяну Федотову.

Татьяна Федотова “Белое солнце пустыни”

Премьера “Белого солнца пустыни” состоялась 30 марта 1970 года и прославила всех главных героев. Годовиков в это время уже служил в армии.  Точно известно, что на момент съемок у него была бронь, но по версии самого актера, он добровольно ушел служить, т.к. обиделся на жестокую шутку коллег, бросивших его в чужом городе после окончания съемок.  А по другим источникам, Николай был уличен в краже студийного оборудования и армия стала  для него единственным способом избежать тюрьмы.

Саундтрек

Саундтрек к фильму « Белое солнце пустыни» — один из самых знаменитых российских фильмов. Партитура содержит музыку для гитары, балалайку и оркестровую музыку. Многие песни вдохновлены городской песенной культурой столичной России 1960-х годов. Эти песни часто представляют собой просто голос и гитару, а музыка основана на традиционной русской народной музыке.

Музыкальный мотив фильма — «Ваша честь, госпожа удача» в исполнении Верещагина в сопровождении гитары. В текстах говорится об одиночестве, зависимости человечества от удачи и надежде на любовь. Эти тексты отражают многие из центральных тем фильма, в том числе печаль Верещагина и разлуку Сухова с Катериной. Песня была написана Окуджавой по личной просьбе Мотыля, который работал с ним в прошлом. Строка из этой песни «Девять граммов твоему сердцу, остановись, не звони» включена как дань уважения в сценарий советского боевика 1985 года « Независимое парение» (Одиночное плавание) .

Личная жизнь

Николай Годовиков был трижды женат. С первой супругой, поваром Галиной, брак продлился три года, в 1974 году появилась дочь Мария. Но жена, которая была старше на 4 года, не смогла смириться с безденежьем.

После первого освобождения гражданской супругой Годовикова стала Римма. В 1989 году родился сын Артем, но через 1,5 года из-за отсутствия денег Римма и ее мать выставили Николая из дома.

Третьей супругой Николая Львовича стала Людмила Нагорная, работница метростроя. Актер разыскивал знакомого, и кто-то дал телефон Люды. Женщина поверила в Николая и помогла найти последнюю перед пенсией работу. Детей в этом браке не было, воспитывалась падчерица Валерия, которую Годовиков считал родной. Личная жизнь актера, наконец, стала счастливой, но в 2015 году Людмила скончалась.

С матерью, супругами и детьми Годовиков не общался. На единственной взрослой встрече с Марией дочь попросила отца помочь устроиться в кино, но Николай искать связи и продвигать девушку не захотел. Сына актер видел только в моменты передачи алиментов и, хоть и получил приглашение на свадьбу ставшего машинистом Артема в Черновцы, ехать отказался.

А вот с приемной дочерью Валерией и ее семьей у Николая Львовича были прекрасные отношения. Актер очень любил внуков, но не мог пригласить в гости — жил Годовиков с любимой собакой Чарой, а у детей была аллергия. Потому часто Николай сам ходил в гости к родственникам через реку.

В начале 2021 года имя Николая Годовикова прозвучало в ток-шоу «Пусть говорят», племянница актера Анна Барановская пожаловалась на избиения со стороны бывшего мужа. 29 марта 2021 года в очередном выпуске программы Первого канала появился машинист метро Алексей Кормилицын, рассказавший, что со слов тетки он является внебрачным сыном Годовикова, с которым его мать встречалась в 1986 году на отдыхе в Анапе. Первый тест ДНК с Анной и Алексеем не дал однозначного ответа, и история в «Пусть говорят» была продолжена.

Последние годы, причина смерти

В 2015-м году скончалась от диабета жена Людмила, с которой актер прожил более 20-ти счастливых лет. Николай остался один в маленькой однокомнатной квартире со своей старой собакой Чарой. Дочь жены Валерия и ее семья (муж Саша и два сына — Марат и Тема) были для него самыми близкими людьми. Годовиков не жалел, что прожил такую извилистую жизнь и всегда подчеркивал, что сам был автором всего хорошего и плохого, что в ней случилось (по-моему, очень правильная позиция). Последние 5 лет его уже не приглашали в кино, зато совершенно неожиданно актер увлекся живописью.

Последнее время Николай Львович тяжело болел. Прогрессировала онкология, о которой знали его близкие, но не знал сам актер.

Николай Годовиков. Фото www.spb.kp.ru

Как это часто бывает, болезнь выявили на позднем этапе, когда уже ничего нельзя было изменить. Николай Годовиков скончался 23 ноября 2017 года в своей квартире на 68-м году жизни. Урна с его прахом захоронена на Южном кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилой жены Людмилы. Родные дети на похороны не явились…

Фото m-necropol.ru

Актер сыграл только одну знаменитую роль, но его “Петруху” телезрители любят и помнят до сих пор.

Актер-инвалид

В 1944 году Павел Луспекаев демобилизовался из армии, а в 1946 поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Уже тогда режиссеры-педагоги выделяли его среди сокурсников. Но чем старше становился Луспекаев, тем чаще его беспокоили когда-то обмороженные ноги, уже в 26 лет ему диагностировали атеросклероз сосудов нижних конечностей.

В 1962 году после окончания съемок фильма «Капроновые сети» актер попал в больницу — кровообращение в ногах нарушилось и начался некроз тканей. Тогда ему провели ампутацию нескольких пальцев и части их фаланг. 1 марта 1965 года Павел Луспекаев вышел на пенсию по инвалидности, однако профессию не оставил.

Цель достигнута

14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино состоялся специальный премьерный показ фильма для государственной комиссии. В Москве на широкий экран «Белое солнце пустыни» выпустили 30 марта 1970 года. Несмотря на негативное отношение критиков к ленте, зрители сразу полюбили этот фильм. Все актеры заслуженно обрели успех.

Теперь Владимир Мотыль предложил Павлу Луспекаеву сняться в своем следующем фильме «Лес» в роли Несчастливцева. Андрей Кончаловский рассматривал этого актера на роль врача Астрова в своем «Дяде Ване». Татьяна Лиознова панировала пригласить его попробоваться на роль Мюллера в телесериале «17 мгновений весны». Театральный режиссер Георгий Товстоногов позвал Павла Луспекаева сыграть в БДТ Отелло и Бориса Годунова.

Как началась кинокарьера Годовикова

Однажды Коля услышал по радио о наборе подростков для съемок в кино на студию “Ленфильм”. Он не раздумывал ни минуты. Преодолев огромный конкурс, мальчик получил эпизодическую роль беспризорника в картине режиссера Николая Полоки “Республика ШКИД”. Несмотря на незначительность роли, он достаточно часто мелькал в кадре (в одной сцене даже выступил в двух лицах — и беспризорника, и ученика). Социальная драма о трудных подростках вышла на экраны в 1966-м году и имела большой успех.

Коля Годовиков в первом ряду справа. “Республика ШКИД” 1966 г.

Обаятельный Коля запомнился зрителям, а Полока порекомендовал начинающего актера режиссеру Владимиру Мотылю, который начинал в это время работу над картиной “Женя, Женечка и “катюша” (1967 г.).

В этой мелодраме Николай получил небольшую роль красноармейца. У него было несколько ярких эпизодов, но при окончательном монтаже картины большую их часть вырезали — не хватило экранного времени. Утешая Николая (который от обиды решил покончить с кино), Владимир Мотыль пообещал, что обязательно позовет его в свой следующий фильм. И слово свое сдержал: в 69-м году пригласил Годовикова на роль Петрухи в вестерн “Белое солнце пустыни”. Пробу Николая оценили, как лучшую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector