Как появился советский военно-морской флот?

Эра Горшкова

В июле 1955 года Горшков стал заместителем главнокомандующего Военно-морским флотом СССР, а в январе 1956 года — главкомом и заместителем министра обороны. Он возглавлял советский ВМФ на протяжении 29 лет.

Также по теме

«Превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала Николая Кузнецова

115 лет назад родился герой Советского Союза адмирал Николай Кузнецов, руководивший наркоматом ВМФ СССР во время Великой Отечественной…

«Сергей Горшков — единственный адмирал, период деятельности которого был признан отдельной эрой. «Эра Горшкова» — так и писали западные СМИ о времени его нахождения на посту главкома», — подчеркнул в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам эксперта, советский (а в известной мере — и современный российский) океанский флот является «детищем Горшкова».

«Он вошёл в историю как гениальный организатор, администратор, управленец. Он не просто направлял в определённые регионы Мирового океана группы кораблей, он создавал стратегию. Этот человек был для отечественного флота буквально всем. При нём в сухопутной по большому счёту державе флот стал одним из ключевых и мощнейших орудий защиты национальных интересов», — подчеркнул Стрельбицкий.

По его словам, Горшков был сторонником развития океанского и подводного флота, дальних боевых походов.

«Корабли под советским военно-морским флагом появились практически во всех морях мира. Флот стал ракетно-ядерным, превратившись в один из ключевых компонентов обеспечения безопасности страны и изменив за счёт ядерных ракетоносцев баланс сил в мире

Кроме того, что немаловажно, советские корабли — как надводные, так и подводные — получили в это время ядерные силовые установки, обретя практически неограниченный ресурс хода», — продолжил историк

  • Адмирал Сергей Горшков с моряками Дунайской военной флотилии
  • РИА Новости

Специалист отметил, что с приходом Горшкова на пост главкома ВМФ резко интенсифицировались научные исследования в интересах флота. Множество НИИ и конструкторских бюро проектировали новые суда, самолёты морской авиации, разрабатывали современные оружейные системы.

При этом, работая над стратегией развития флота, Сергей Горшков не забывал о его текущих нуждах, старался разбираться во всех аспектах деятельности своих подчинённых. Он проводил личные собеседования с командирами первых советских ядерных субмарин и участвовал в испытании новых подводных кораблей, хотя это, естественно, было сопряжено с риском для жизни.

  • Министр обороны СССР, маршал Советского Союза Андрей Гречко (слева), начальник Главного политического управления Вооружённых сил СССР Алексей Епишев (справа) и главком ВМФ Сергей Горшков во время оперативно-стратегических учений
  • РИА Новости

По словам Юрия Кнутова, «американцы в бульварных газетах, играя на публику, могли называть советский флот времён Горшкова «ржавыми корытами», зато в экспертных изданиях и специальных докладах били тревогу, буквально крича о том, что флот сухопутного СССР догоняет, а в чём-то и превосходит флот «великой морской державы» США».

Также по теме

«На переднем краю обороны»: как советский разведчик Александр Феклисов спас мир от ядерной войны

105 лет назад родился Герой России полковник Александр Феклисов. В годы Второй мировой войны и сразу после неё Феклисов добывал…

«В средствах массовой информации, как западных, так и постсоветских, можно найти критические утверждения по поводу того, что в СССР при Горшкове было слишком много типов кораблей, стратегия развития авианосцев была неверной, а на подводные лодки и морскую авиацию делался слишком большой акцент. Но на практике нужно констатировать, что советский ВМФ справлялся со своими задачами блестяще. А ведь это был не флот мирного времени. Он отлично решал свои задачи во время Карибского кризиса, ближневосточных конфликтов, войны во Вьетнаме», — заметил Кнутов.

Сергей Горшков находился на посту главкома ВМФ до 1985 года, после чего был переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, при жизни стал почётным гражданином ряда городов. Ему дважды было присвоено звание Героя Советского Союза, множество орденов и медалей СССР и других государств.  

Скончался Сергей Горшков 13 мая 1988 года. После себя флотоводец оставил несколько книг, содержащих его воспоминания и оценки событий советской военно-морской истории. Памятники адмиралу установлены в различных городах СССР. Его имя было присвоено двум боевым кораблям. В 2013 году Минобороны России учредило ведомственную медаль «Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков».

  • Адмирал Сергей Горшков

Кузов и кабина ГАЗ-66

Кузов ГАЗ-66 представляет собою металлическую платформу, вдоль высоких решётчатых бортов которой располагаются откидные скамейки. Задний борт открывается, тент натягивается на пяти дугах.

В цельнометаллической кабине расположено два унифицированных сиденья – для водителя и для пассажира, разделённые верхним кожухом двигателя. Для отдыха водителя при длительных поездках в кабине предусмотрено подвесное спальное место. Проще говоря, брезентовый гамак на четырёх крючках.

Обстановка в кабине более чем брутальная и спартанская – вокруг один металл, ничего лишнего. Но комфорт всё же лучше, чем у предшественника, ГАЗ-63: кабина оборудована эффективной вентиляцией и отоплением, устройствами обдува и обмыва ветрового стекла.

В наше время ГАЗ-66 катают отдыхающих на многих курортах Краснодарского края.

Для осмотра и ремонта мотора кабина довольно легко откидывается на шарнирах вперёд. Между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, и из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя. Это вызывает немалые неудобства при переключении передач; к такому рычагу ещё надо приноровиться.

Морская авиация ВМФ РФ

После многочисленных преобразований, смены названий и изменения решаемых задач морская боевая авиация ВМФ РФ свосстановила боеспособность и получила развитие. В настоящее время командующий морской авиацией ВМФ России И. С. Кожин, вступивший в ту должность в 2010 году, в августе. Боевые машины имеют собственные опознавательные знаки, а личный состав – стандартную для ВС РФ форму одежды и смешанные звания.

Форма одежды

Поскольку авиация российского ВМФ не относится к специальным подразделениям, для личного состава принята форма одежды нескольких типов:

  • повседневная – камуфляж последней реформы (куртка и брюки);
  • летно-техническая – тропическая или синяя, комбинезон, костюм, куртка;
  • парадная – черный погон с голубым кантом и просветом такого же цвета.

Форма одежды морской авиации

Опознавательные знаки

В настоящее время авиация ВМФ РФ носит трехцветные звезды – красная обведена жирным синим и тонкой красной линией – и госномером типа FR-00000. Надпись может иметь вид МА ВМФ России» либо «ВМФ России». В планах командования восстановление звезд образца СССР без окантовки синим цветом.

Опознавательный знак морской авиации

Воинские звания

Поскольку авиация ВМФ России одновременно относится к двум родам войск, военнослужащие имеют звания:

  • генерал-полковник, генерал-лейтенант и генерал-майор;
  • полковник и подполковник;
  • майор;
  • капитан, старший лейтенант и лейтенант;
  • старший прапорщик и прапорщик;
  • старшина;
  • старший сержант, сержант и младший сержант;
  • старший матрос и матрос.

Действующий командир И. С. Кожин

Таким образом, в настоящее время морская авиация является родом ВМС РФ, недоукомплектована техникой и личным составом, потому решает ограниченный круг задач, уступает аналогичным подразделениям вероятного противника.

Примечания

Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт

Военно-морской нарком

В заместителях наркома Кузнецов проходил недолго. В апреле 1939 года на заседании Политбюро, посвящённом перспективам развития Тихоокеанского региона, было принято решение доверить ему руководство Народным комиссариатом Военно-морского флота СССР. 34-летний Кузнецов стал самым молодым в стране наркомом.

Кроме того, были созданы морские спецшколы (прообраз Нахимовских училищ) и водолазное спецподразделение РОН (Рота особого назначения)

Ощущая приближение войны, Кузнецов большое внимание уделял укреплению береговой и противовоздушной обороны флота, активизации разведки

«В июне 1941 года, объективно оценивая военно-политическую обстановку, Николай Кузнецов приказал повысить боевую готовность флотов. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою. Вечером перед началом войны они перешли на высшую степень готовности», — рассказал в беседе с RT методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин.

Также по теме

«Сражались за свою землю»: как советские войска освобождали Севастополь от фашистов

75 лет назад советские войска выбили немецко-фашистских захватчиков из Севастополя. Военные историки отмечают, что длительная оборона…

По его словам, Кузнецов фактически первым из центрального руководства СССР узнал о начале войны.

«Около трёх часов ночи немцы произвели бомбардировку Севастополя, и командование Черноморского флота доложило об этом Кузнецову. Он, в свою очередь, доложил наркому обороны Тимошенко и секретарю ЦК Маленкову, а потом, не дожидаясь санкции сверху, отдал приказ выставлять минные заграждения. В пять утра нарком под свою ответственность передал флотам сообщение о нападении Германии на СССР и приказал отражать агрессию силой оружия», — отметил Кузьмин.

«Благодаря действиям Николая Кузнецова, в первые дни войны потери на флоте, несмотря на все усилия немцев, были минимальны», — заявил в интервью RT военный историк Юрий Кнутов. 22 июня не был потерян ни один боевой корабль из состава ВМФ.

По словам историка, в том, что советские войска существенно замедлили продвижение гитлеровских войск в Прибалтике и на юге Украины, — большая заслуга флота и Кузнецова лично. «Моряки героически обороняли Одессу и Севастополь, заблокировали прорыв немцев с моря на Кавказ. Если бы не артиллерия Балтийского флота, то и Ленинград с большой долей вероятности удержать не удалось бы», — уверен Юрий Кнутов.

Николай Кузнецов и командующий авиацией ВМФ СССР Семён Жаворонков инициировали в 1941 году бомбардировки Берлина силами морской авиации. Первый удар был нанесён по столице рейха в ночь с 7 на 8 августа. Он дал мощный психологический эффект. Немцы были ошеломлены и даже не поверили сначала, что это дело рук советских лётчиков, приписав бомбометание британцам. В августе — сентябре силы авиации ВМФ совершили 9 налётов на Берлин.

  • 1943 год. Морской бой в Заполярье
  • РИА Новости

«Колоссальную роль сыграли советские военные моряки в обеспечении процесса снабжения СССР по ленд-лизу. Кроме того, они умело действовали на реках и озёрах в 1943—1945 годах, мастерски блокируя гитлеровские войска и рассекая их. Отдельно следует отметить их заслуги в ходе освобождения Крыма», — рассказал Кнутов.

А после разгрома нацистов флот под командованием Кузнецова сыграл значительную роль в победе над милитаристской Японией.

Боевой состав

До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:

  • ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
  • ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
  • СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
  • БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.

865-й Никольский краснознаменный истребительный полк

Палубная авиация РФ

Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:

  • один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
  • из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
  • из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.

Неполная загрузка ТАВКР

П-700 Гранит

1.

Теракт на Бали. 202 погибших
Это страшное событие, которое повлекло за собой смерть 202 людей, в числе которых 164 иностранца, произошло 12 октября 2002 года.
На популярном курорте Кута-Бич на острове Бали, прогремело два мощнейших взрыва. Оба были в общественных местах, где находилось много народу. Первая бомба взорвалась в пабе “Пэддиз”, ее привел в действие смертник. Через небольшой промежуток времени на соседней улице взорвалась машина, начиненная взрывчатыми веществами.
Из-за огромного пожара от взрыва пламя охватило более двадцати домов. 21 октября 2002 года виновник был задержан. Им оказался Абдул Азиз. Это самый крупный теракт за всю историю Индонезии.

Тактико-технические характеристики Штурмтигр

— Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.- Разработчик: Alkett- Годы разработки: 1943—1944 гг.- Годы производства: 1944—1945 гг.- Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.- Количество выпущенных, шт.: 18

Экипаж: 5 человек

Вес Штурмтигр

— Боевая масса, т: 66

Габаритные размеры Штурмтигр

— Длина корпуса, мм: 6280- Длина с пушкой вперёд, мм: 6280- Ширина, мм: 3705- Высота, мм: 2850- Клиренс, мм: 485

Бронирование Штурмтигр

— Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°- Крыша корпуса, мм: 28- Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°- Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°- Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°- Крыша рубки, мм/град.: 40

Вооружение Штурмтигр

— Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм- Тип пушки: Реактивный бомбомёт- Длина ствола, калибров: 5,4 калибров- Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов- Углы ВН, град.: 0…+85°- Углы ГН, град.: ±10°- Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8

— Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель Штурмтигр

— Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см.- Мощность двигателя, л. с.: 650

Скорость Штурмтигр

— Скорость по шоссе, км/ч: 38,2- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38,2

— Запас хода по шоссе, км: 100- Запас хода по пересечённой местности, км: 100- Удельная мощность, л. с./т: 10,6- Тип подвески: Индивидуальная торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18

— Преодолеваемый подъём, град.: 36°- Преодолеваемая стенка, м: 0,79- Преодолеваемый ров, м: 2,3- Преодолеваемый брод, м: 1,2

Изменения за последние годы

За несколько последний лет оружие претерпело немало изменений. Данные модернизации позволили улучшить боевые характеристики ружья МР-155, а также повысить удобство его использования. Данная информация будет полезна тем, кто хочет понять, чем старые модели отличаются от новых (более дорогих). Вот список того, что усовершенствовалось за последние годы:

  • Кнопки затворной задержки и предохранителя стали изготавливаться из стали, что увеличило удобство пользования. На ружье появился механизм перехватывания патронов в магазине, что дало возможность быстрой перезарядки другим типом боеприпасов.
  • Укороченная ствольная коробка стала изготавливаться из алюминиевого сплава, что значительно снизило вес оружия.
  • На верхней грани ствольной коробки были выточены две параллельные планки, которые идеально подходят для установки оптических прицелов с типом крепления «ласточкин хвост».
  • Основание предохранителя и спускового механизма теперь выполнено из ударопрочного полиамида. Этот материал используется а конструкции автомата Калашникова, что значительно порадует любителей классики.
  • Изменение претерпела и ложа. Конструкторы сделали ее менее выступающей и более пологой. Наконец-то утончилось цевье, которое ранее больше походило на батон.
  • Изменилась конструкция амортизирующего затыльника. Теперь он стал намного эффективнее гасить отдачу, что особенно заметно во время стрельбы с оптическим прицелом.

Ружье стало намного легче, приблизившись по данному показателю к дорогостоящим зарубежным аналогам. Также в комплекте теперь стал идти набор прокладок, позволяющий изменить угол наклона приклада по отношению к ствольной коробке.

«Он был на своём месте»

В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.

Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.

«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.

Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.

Также по теме

Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье

29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…

После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.

«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.

В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.

Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.

В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.

  • Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске

6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.

По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.

«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.

«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.

Красная звезда и Андреевский крест

Первая мировая война, революционные события 1917 года и последовавшая затем Гражданская война, с известным всем нам исходом, больно ударили и по Российскому Императорскому военно-морскому флоту. Многие опытные и авторитетные морские офицеры не желали служить советскому государству и уходили из рядов флота, количество личного состава сократилось с почти полумиллиона до ничтожных 36 тыс. человек. Но самая сложная обстановка была с корабельным составом, новообразованный РККФ обладал лишь 16% водоизмещения царского флота. Некоторые корабли были потеряны в боях Первой мировой войны, некоторые стали жертвой германской армии в портах, некоторые были затоплены по приказу Ленина, часть судов ушла с бароном Врангелем из Крыма и была интернирована Антантой. К примеру, в новый Красный флот не вошел ни один крейсер. Крейсеров как класса кораблей просто не осталось. Катастрофическое положение усугублялось почти полной деградацией береговой инфраструктуры, особенно на Севере и на Тихом океане. По сути, перед советским командованием стояла задача формирования флота с нуля и полной перестройки всех связанных с ним учреждений.

Первое время (с 1925 по 1932 годы) шла большая дискуссия с участием командования флота и армии, руководства страны, о том, каким должен быть новый советский флот. В этот период шло поддержание боеготовности имеющихся кораблей, обучение и формирование костяка командиров и младшего начсостава будущего флота. Большую помощь в деле воссоздания флота в это время оказывал лично К.Е. Ворошилов, который, несмотря на то что никогда не был флотским офицером, очень подробно вникал в вопросы военно-морского строительства и требовал от подчиненных уделять больше внимания флоту. В итоге руководством страны было выработано решение, о преимущественно оборонительной доктрине действий советского флота в случае новой войны. Была принята новая грандиозная программа строительства судов. Развивалась почти исчезнувшая морская авиация. К 1941 году отечественный флот представлял собой грозную силу. На 22 июня 1941 года корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.

Советский флот в годы войны

На начало Великой Отечественной войны Черноморский и Балтийский флоты оказались наиболее подготовленными к отражению первых немецких авиаударов, в полной мере без потери организации могли вести боевые действия. Во многом этому помогли радары, расположенные на новых крейсерах проекта 26 и 26бис, которые видели армады немецких бомбардировщиков еще на подходе и своевременно оповещали об этом остальные корабли и береговые части. К примеру, так отбился в первый день войны крейсер «Молотов», стоявший в Севастополе. Впоследствии его РЛС «Редут-К» постоянно оповещала штаб ЧФ о перемещениях немецкой авиации и ни разу не дала застать корабли ЧФ врасплох.

Судьба Великой Отечественной войны решалась на сухопутных фронтах, но действия РККФ были направлены на помощь и обеспечение нужд действующей Красной Армии. Эвакуация войск из Прибалтики, Одессы и Севастополя, проводка конвоев с военной помощью от союзников в Заполярье. Героические и очень рискованные действия советских подводников на Балтике. Помощь в защите Ленинграда всеми силами Балтфлота. Активные наступательные действия на Балтике и на Черном море, направленные на поддержку наземных частей и скорейшее освобождение территорий, оставленных ранее. Все эти военные кампании невозможны были бы без участия флота.

В ходе войны флот направил в сухопутные части свыше 400 тыс. бойцов. Без преувеличения можно утверждать, что произошло второе рождение морской пехоты. Не зря немцы называли моряков «черной смертью», причем не только за цвет их форменных бушлатов. Стойкие в обороне и безудержные в атаке морские пехотинцы снискали себе большой воинский почет, и до наших дней бригады морской пехоты («Черные береты») являются элитой нашего флота.

К 1945 году РРКФ был уже опытным флотом, прошедшим Великую Отечественную войну, но намечалось очередное противостояние мирового масштаба, к которому готовился флот, чтобы выступить уже в новом качестве.

Спутник Сатурна, Калисто

Этому спутнику доставалось не мало.

Еще одной интересной особенностью Юпитера является его луна под названием Калисто. Калисто — самый дальний из четырех галилеевых спутников. На полный оборот вокруг Юпитера у него уходит одна земная неделя. Так как его орбита лежит за пределами радиационного пояса газового гиганта, Калисто меньше страдает от приливных сил, чем другие галилеевы спутники. Но так как Калисто является приливно-заблокированным спутником, как наша Луна, например, одна из его сторон всегда обращена к Юпитеру.

Диаметр Калисто составляет 5000 километров, что примерно равно размеру планеты Меркурий. После Ганимеда и Титана Калисто является третьим по величине спутником в Солнечной системе (наша Луна является пятой в этом списке, а Ио занимает четвертую строчку). Температура на поверхности Калисто находится на уровне -139 градусов Цельсия.

Являясь одним из четырех гилилеевых спутников, Калисто был обнаружен великим астрономом Галилео Галилеем и фактически лишил его мирной жизни. Открытие Калисто способствовало усилению веры в его гелиоцентрическую теорию и подлило масла в огонь и без того пылавшего конфликта астронома с католической церковью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector