Всемирная организация здравоохранения

Содержание

Детерминанты психического здоровья

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.

Глава XI – Региональные соглашения

Статья 44

  • Ассамблея здравоохранения время от времени определяет географические области, в которых желательно учредить региональную организацию.
  • Ассамблея здравоохранения может с согласия большинства членов, территории которых входят в каждую определенную таким образом область, учредить региональную организацию в целях удовлетворения специальных нужд данной области. В каждой данной области должно быть не более одной региональной организации.

Статья 47

Региональные комитеты состоят из представителей стран-членов и ассоциированных членов соответствующей географической области. Территории и группы территорий в пределах области, неправомочные в отношении своих международных отношений и которые не являются ассоциированными членами, имеют право быть представленными и участвовать в региональных комитетах. Характер и объем прав и обязанностей этих территорий или групп территорий в региональных комитетах определяются Ассамблеей здравоохранения по консультации с членом Организации или иной властью, ответственной за международные отношения означенных территорий, и со странами-членами данной области.

Статья 50

Функциями регионального комитета являются:

  • определять направление деятельности исключительно в вопросах регионального характера;
  • наблюдать за деятельностью регионального бюро;
  • делать региональному бюро рекомендации о созыве технических конференций и выполнении дополнительных заданий или проведении исследований по вопросам здравоохранения, которые, по мнению регионального комитета, способствовали бы достижению целей Организации в пределах области;
  • сотрудничать с соответствующими региональными комитетами Организации Объединенных Наций и с комитетами других специализированных учреждений, а также с другими региональными международными организациями, имеющими общие интересы с Организацией;
  • через Генерального директора давать советы Организации по вопросам международного здравоохранения, имеющим более широкое значение, чем региональное;
  • делать рекомендации правительствам соответствующих областей о дополнительных региональных ассигнованиях, если размер основного бюджета Организации, выделенного на данную область, недостаточен для выполнения региональных функций;
  • такие иные функции, какие могут быть поручены региональному комитету Ассамблеей здравоохранения, Комитетом или Генеральным директором.

Статья 51

Региональное бюро является административным органом регионального комитета, оставаясь под общим руководством Генерального директора Организации. Кроме того, бюро в пределах области выполняет решения Ассамблеи здравоохранения и Комитета.

Статья 52

Во главе регионального бюро стоит Региональный директор, назначенный Комитетом по соглашению с региональным комитетом.

Статья 53

Персонал регионального бюро назначается в порядке, определяемом по соглашению между Генеральным директором и Региональным директором.

Статья 54

Панамериканская санитарная организация, представляемая Панамериканским санитарным бюро и Панамериканскими санитарными конференциями, и все другие межправительственные региональные организации по здравоохранению, существовавшие до дня подписания настоящего Устава, должны быть своевременно включены в Организацию. Указанное включение должно быть осуществлено в возможно короткий срок путем совместных действий, основанных на взаимном согласии компетентных властей, выраженном через посредство соответствующих организаций.

Решением XV Панамериканской конференции, состоявшейся в сентябре-октябре 1958 г., эта организация переименована в «Панамериканскую организацию здравоохранения».

Глава VIII – Комитеты

Статья 38

Комитет учреждает по указанию Ассамблеи здравоохранения такие комитеты, а также по собственной инициативе или по предложению Генерального директора учреждает любые другие комитеты, существование которых будет найдено желательным для осуществления любых целей, соответствующих компетенции Организации.

Статья 39

Комитет время от времени и во всяком случае ежегодно пересматривает вопрос о необходимости дальнейшего существования каждого комитета.

Статья 40

Комитет может принимать решения о создании или участии Организации совместно с другими организациями в объединенных или смешанных комитетах, равно как и представлять Организацию в комитетах, которые будут образованы другими организациями.

Постройка и испытания

Проект линкоров «F» и «G» (в Германии корабль, при его закладки получал литерное обозначение, при этом в каждом классе была своя «буквенная» линия) был утвержден 16 ноября 1935 года. От своих предшественников, линкоров типа Scharnhorst, линкоры типа Bismarck принципиально отличались только артиллерией главного калибра. Построенные корабли:

Название Завод-строитель Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба
Bismarck Blohm + Voss 1 июня 1936 года 14 февраля 1939 года 24 апреля 1940 года 27 мая 1941 года погиб в бою с британскими линкорами King George V и Rodney в 400 милях от Военно-морской базы Кригсмарине в Бресте (Франция).
Tirpitz Вильгельмсхафен 11 ноября 1936 года 1 апреля 1939 года 15 февраля 1941 года 12 ноября 1944 года был потоплен в Тромсё-фьорде сверхтяжёлыми бомбами Tallboy сброшенных с бомбардировщиков Lancaster.

Примечания

  1. iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps13/7.pdf с. 72
  2. Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 28—30. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  3. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М., 1988.
  4. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 42—43. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  5. 1.ESH-ESC Guidelines Committee. 2007 guidelines for the management of arterial hypertension. J Hypertension
    2007; 25: 1105-87
  6. Всероссийское научное общество кардиологов: национальные кардиологические рекомендации.
  7. Здесь и далее: Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 31—39. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  8. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 70. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  9. ↑ Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 230—240. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  10. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 176. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  11. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 181. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  12. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 203—204. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  13. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 211. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  14. Sandra Bem. Gender Schema theory and Its Implication for Child Development: raising gender-aschematic Children in a gender-shemtic Society // Psychology of women: Ongoing debates. — Yale University Press, 1987.
  15. Barling J., Griffiths A. A history of occupational health psychology // Handbook of occupational health psychology / J. C. Quick, L. E. Tetrick (Eds.). — 2nd ed. — Washington, DC: APA Books, 2010. — С. 21–34.
  16. Raymond J. S., Wood D. W., Patrick W. D. Psychology training in work and health (англ.) // American Psychologist. — 1990. — No. 45. — P. 1159–1161.
  17. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. — М.: Воениздат, 1992. — 224 с.
  18. Пономаренко В. А., Разумов А. Н. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности. — М.: Русский врач, 1997. — 105 с.
  19. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. — Питер. — СПб., 2006. — С. 508. — 607 с.
  20. Шостак В.И. Профессиональное здоровье / под ред. Г.С. Никифорова.. — Психология профессионального здоровья. — СПб.: Речь, 2006. — С. 71. — 67-90 с.
  21. Вербина Г. Г. Личностное здоровье профессионала. — автореф. дис. … доктора психол. наук. — Хабаровск, 2012. — 62 с.
  22. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
  23. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988.
  24. World Health Organization. Anniversary of smallpox eradication. Geneva, 18 June 2010.

Укрепление и защита психического здоровья

Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья. Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах. Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы «Сообщества, которые заботятся», комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.

Глава VII – Секретариат

Статья 30

Секретариат состоит из Генерального директора и такого технического и административного персонала, который может потребоваться Организации.

Статья 31

Генеральный директор назначается Ассамблеей здравоохранения по представлению Комитета на условиях, устанавливаемых Ассамблеей. Генеральный директор, подчиняясь руководству Комитета, является главным техническим и административным должностным лицом Организации.

Статья 32

Генеральный директор, ex-officio, является Секретарем Ассамблеи здравоохранения, Комитета, всех комиссий и комитетов Организации и конференций, созываемых ею. Он может поручать выполнение этих функций другим лицам.

Статья 33

По соглашению с членами Генеральный директор или его представитель может устанавливать процедуру, позволяющую ему для выполнения его обязанностей иметь непосредственный доступ к их различным правительственным учреждениям, особенно к их административным органам здравоохранения и национальным организациям здравоохранения, как правительственным, так и неправительственным. Он может также установить непосредственные сношения с международными организациями, деятельность которых относится к компетенции Организации. Он держит региональные бюро в курсе всех вопросов, касающихся их территорий.

Статья 35

Генеральный директор назначает персонал Секретариата в соответствии с правилами, установленными Ассамблеей здравоохранения. При найме персонала главным соображением должна являться необходимость обеспечить самый высокий уровень работоспособности, добросовестности и международно-представительного характера Секретариата

Должное внимание обращается на важность подбора персонала на возможно широкой географической основе

Статья 36

Условия службы персонала Организации, насколько это возможно, должны быть аналогичны условиям в других организациях Объединенных Наций.

Статья 37

При исполнении своих обязанностей Генеральный директор и персонал не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц. Каждый член Организации со своей стороны обязуется уважать строго международный характер Генерального директора и персонала и не пытаться оказывать на них влияние.

Принятие мер для обеспечения качества

Качественные услуги здравоохранения являются результатом как более широкого контекста систем здравоохранения, так и действий провайдеров услуг здравоохранения и отдельных лиц, работающих в системе. ВОЗ, ОЭСР и Всемирный банк предложили ряд мер для основных субъектов – правительств, систем здравоохранения, граждан и пациентов, а также работников здравоохранения, – которые должны работать сообща для достижения цели по оказанию качественных услуг здравоохранения на местах.

Национальная стратегическая направленность на качество. Национальная политика и стратегии, направленные на повышение качества медицинской помощи, обеспечивают прочную основу для повышения качества в рамках всей системы здравоохранения и должны быть тесно увязаны с более широкой национальной политикой и планированием в области здравоохранения. В основе национальной политики и стратегии обеспечения качества лежит прагматический пакет мер, отражающих действия, которые необходимо осуществить в рамках всей системы здравоохранения для формирования системной среды, уменьшения вреда, улучшения клинической помощи и взаимодействия с пациентами, семьями и местными сообществами. Разработан примерный перечень качественных мероприятий по каждой из этих областей для рассмотрения странами.

Качество в рамках всей системы здравоохранения. Помимо благоприятной политической среды для предоставления качественных услуг здравоохранения требуются надлежащее управление; квалифицированные и компетентные трудовые ресурсы здравоохранения, которые получают поддержку и преданы своему делу; механизмы финансирования, обеспечивающие возможности и поддержку для оказания качественной медицинской помощи; информационные системы, которые обеспечивают постоянный контроль и обучение в целях улучшения медицинской помощи; лекарственные средства, устройства и технологии, которые имеются в наличии, безопасны и надлежащим образом регулируются; и доступные и хорошо оборудованные медицинские учреждения.

Высококачественная первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь играет решающую роль в обеспечении всеобщего охвата высококачественными услугами здравоохранения

Для реализации трех взаимосвязанных компонентов первичной медико-санитарной помощи – расширения прав и возможностей людей и участия местных сообществ; осуществления многосекторальных действий в интересах здоровья; и создания служб здравоохранения, в рамках которых первоочередное внимание уделяется оказанию высококачественной первичной медико-санитарной помощи и выполнению основных функций общественного здравоохранения, – необходимо тщательно учитывать аспекты качества

Мониторинг и оценка. Качество необходимо постоянно оценивать и контролировать в целях стимулирования улучшений. Это зависит от точных, своевременных и имеющих практическую ценность данных. Интеграция глобальных и национальных усилий в области оценки имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы страны собирали значимые данные и использовали их для преобразования и совершенствования своих систем предоставления услуг здравоохранения

Так, например, в этом контексте важное значение имеют системы отчетности о побочных эффектах и обучения

Обмен опытом и обучение. Помимо оценки ключевых показателей улучшения имеется явная необходимость в сборе и распространении информации об извлеченных уроках и опыте в области обеспечения качества в странах и между странами в целях взаимного обогащения и активизации процесса обучения. Такие знания, поступающие из стран с разными уровнями систем здравоохранения, должны распространяться на глобальном уровне и в рамках местных систем здравоохранения.

Качественные устойчивые системы здравоохранения. Качество и устойчивость тесно связаны между собой. Для того чтобы системы здравоохранения были устойчивыми, необходимы качественные услуги здравоохранения, которые предоставляются до возникновения чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, поддерживаются в течение таких ситуаций и совершенствуются после их завершения. Качественные услуги здравоохранения играют ключевую роль во время чрезвычайных ситуаций и служат связующим звеном между местными сообществами и системой здравоохранения.

И наконец, во всем мире необходимо коренным образом изменить систему предоставления услуг, с тем чтобы качественные услуги предоставлялись с чувством сострадания и с учетом потребностей людей и местных сообществ, поскольку предоставление услуг с чувством сострадания, как было продемонстрировано, улучшает результаты в ряде ситуаций.    

Региональные бюро ВОЗ

Регионы и региональные бюро ВОЗ:  Юго-Восточной Азии (Азиатское) — в Дели (Индия)  Западной части Тихого океана (Тихоокеанское) — в Маниле (Филиппины)  Восточно-Средиземноморское (Средиземноморское) — в Каире (Египет)  Европейское — в Копенгагене (Дания)  Американское — в Вашингтоне (США)  стран Африки южнее Сахары (Африканское) — в Браззавиле (Конго)

В соответствии со статьёй 44 Устава ВОЗ в период с 1949 по 1952 год открыты региональные бюро ВОЗ:

  • Европейское региональное бюро — в Копенгагене (Дания),
  • Региональное бюро для стран Америки — в Вашингтоне (США),
  • Региональное бюро для стран Восточного Средиземноморья — в Каире (Египет),
  • Региональное бюро для стран Юго-Восточной Азии — в Дели (Индия),
  • Региональное бюро для стран Западной части Тихого океана — в Маниле (Филиппины),
  • Региональное бюро для стран Африки — в Браззавиле (Конго).

Это позволило Всемирной ассамблее здравоохранения (ВАЗ) реализовать принцип: «Одно бюро — один регион». Большинство решений принимается на региональном уровне, в том числе, обсуждение бюджета ВОЗ и принятие решений членами собрания конкретного регионального бюро.

В каждом бюро есть региональный комитет, который собирается один раз в год, обычно осенью. В работе заседания регионального бюро ВОЗ принимают участие представители от каждой страны члена или ассоциированного члена, в том числе и представители тех государств, которые признаются не в полной мере. Например, представитель Палестины участвует в заседаниях регионального бюро Восточного Средиземноморья. Каждый регион представлен региональным бюро. Региональное бюро возглавляет региональный директор, который избирается региональным комитетом. В обязанности бюро входит утверждение решений, хотя с 2004 года, не было случаев отмены решений регионального комитета. Процесс избрания региональных директоров был предметом дискуссий, не приносящих практической пользы. С 1999 года региональные директора избираются на пятилетний срок.

Региональный директор является главой ВОЗ для своего региона. Региональный директор управляет и/или контролирует работников здравоохранения и других специалистов в региональных отделениях и в специализированных центрах. Наряду с Генеральным директором ВОЗ и руководителями региональных бюро ВОЗ, известных как представители ВОЗ в регионе, региональный директор также обладает функциями прямого надзорного органа в регионе.

Определения здоровья

По уставу ВОЗ, «здоровьем является состоянием полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только
отсутствием болезней и физических дефектов». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие:

  1. Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
  2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  3. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  4. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.
  5. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

  • Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов.
  • Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений.
  • Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам.
  • Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне. Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ

Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана. Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам

Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ. Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана. Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.

Навигация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector