Халиф
Содержание:
- Ссылки
- В других направлениях ислама
- Арабская экспансия
- Халиф на час: значение фразеологизма
- Доклад Дворец Халифа 6 класс история сообщение
- Литература
- Кордовский халифат
- История
- Реформы Гурбангулы Бердымухамедова
- Династии халифов
- В других направлениях ислама
- Халиф: определение претендентов на титул
- Династии халифов
- Популярные темы сообщений
- Образование Солнечной системы
- История
- Династии халифов
- Литература
- Ремонт и замена деталей
- Цена ТОЗ-8
- Текст присяги
Ссылки
В других направлениях ислама
В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.
В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.
Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.
Арабская экспансия
Омейядская династия вела завоевательную политику и стремилось расширить границы своей территории. В результате походов их армии, государства Пиренейского полуострова, Средней Азии и Северной Африки вошли в число стран халифата. Экспансия арабской империи успешно продолжалась в течение всего периода правления династии. При Омейядах претерпели изменение взгляды на то, что такое халифат. Определение главы государства, присущее раннему исламу, отводило правителю роль избранного общиной блюстителя установлений Корана. При Омейядах эта концепция трансформировалась в традиционную систему наследственной монархии.
Халиф на час: значение фразеологизма
«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь». По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца. Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец. Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.
То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.
Доклад Дворец Халифа 6 класс история сообщение
Литература
Кордовский халифат
Кордовский халифат существовал на Пиренейском полуострове. Столицей халифата был г. Кордова. Он возник из Кордовского эмирата, основанного в 756 Омейядом Абдуррахманом I. В начале X века Абдуррахман III восстановил политическое единство эмирата, который к тому времени фактически распался на отдельные феодальные владения. В 929 Абдуррахман III провозгласил себя халифом. Халифв вели почти непрерывные войны с христианскими государствами на севере Пиренейского полуострова: Астурийским и Наваррским. Главой всего государственного аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер). В период наибольшего расцвета (X в.) халифат был одним из самых передовых в экономическом отношении государств в Европе. В начале XI века в халифате наступил период феодальных смут. С 1009 по 1031 сменилось 6 халифов. В 1031 последний халиф Хишам III был свергнут и изгнан из Кордовы, а халифат распался на множество мелких эмиратов.
Имя | Годы правления | Примечания |
---|---|---|
Абд ар-Рахман III | — | Восстановил полураспавшийся при его предшественниках Кордовский эмират. В 931 году взял Сеуту, в 932 году — Толедо. С 955 года заставил королей Леона и Наварры платить ему дань. Отвоевал у Фатимидов часть Магриба. |
аль-Хакам II | — | При нём халифату пришлось дважды отражать нападение викингов: в 966 и 971 годах. Кроме того приходилось также вести борьбу с династиями Зиридов и Фатимидов в Северном Марокко. |
Хишам II | —, — | Стал халифом в возрасте 10 лет. Вскоре верховной властью в государстве завладел хаджиб аль-Мансур (Победитель), который изолировал молодого халифа во дворце и стал полновластно распоряжаться всеми делами от его имени. |
Мухаммад II | и | Почти сразу после вступления его на престол началась вражда между ним, сакалиба и берберскими подразделениями гвардии. Уже через несколько месяцев после переворота берберы восстали и сначала провозгласили халифом Хишама, а когда он был убит, передали престол его племяннику Сулейману. |
Сулейман | — и — | В первый раз раз гвардия провозгласила Сулеймана халифом в 1009 году. В следующем году гвардейцы совместно с каталонцами взяли Кордову и вернули престол Мухаммаду. В 1013 году, после того, как берберы взяли и разграбили Кордову, халифом вновь был провозглашён Сулейман. В 1016 году Али ибн Хаммуд ан-Насир при поддержке сакалиба захватил Кордову и был провозглашён новым халифом. |
Али ан-Насир | — | В 1016 году взял Кордову, заключил халифа Сулеймана в тюрьму, а затем обезглавил. Став новым халифом Али ан-Насир вначале пользовался поддержкой населения, но затем его популярность резко упала и 22 марта 1018 года он был убит сторонниками Абд ар-Рахмана IV, захватившими Кордову. |
Абд ар-Рахман IV | Стал халифом в 1018 году, когда войска его сторонников, среди которых были правитель Альмерии Хайран и эмир Сарагосы Мунзир I аль-Мансур, взяли Кордову и убили Али ан-Насира. | |
Касим аль-Мамун | — и — | В 1018 году со своей армией занял Кордову, не встретив никакого сопротивления, и был провозглашён новым халифом. Правил более двух лет, но затем был изгнан своим собственным племянником Яхъёй аль-Мутали. В 1022 году на некоторое время вернул себе власть, но в следующем году он был окончательно изгнан из Кордовы, вместе с поддерживавшими его берберами. |
Яхъя аль-Мутали | — и — | Был халифом около года, пока аль-Касим не вернул себе престол назад. В ноябре 1025 года прибыл в Кордову и пробыл там несколько дней, затем удалился в безопасную, хорошо укреплённую Малагу, оставив в Кордове своего визиря Абу Джафара Ахмада ибн Мусу. Вскоре в городе начались мятежи и в июне 1026 года визирь был изгнан из Кордовы. |
Абд ар-Рахман V | — | Не обладал реальной властью и не контролировал ситуацию в государстве. При его правлении Аббадиды в Севилье отделились от Кордовы. Через семь недель правления он был свергнут и убит толпой, направляемой одним из его соперников. |
Мухаммад III | — | Был провозглашён халифом в 1024 году, после убийства Абд ар-Рахмана V. В 1025 году он был также свергнут и убит. |
Хишам III | — | Был выбран халифом Кордовы в 1027 году, после затяжных переговоров между Кордовской столичной аристократией и эмирами провинций халифата. В 1031 году солдаты во главе с одним из Омейядов, Омайей, убили Хакама и вынудили Хишама III отречься от власти. |
История
Должность халифа считалась выборной, но определенной процедуры избрания халифа не существовало. Восприемником Мухаммада мог стать только тот, кто был с Посланником в Мекке и в Медине, кто сведущ в хадисах и ведет жизнь праведную и во всем подобную жизни Пророка. Распоряжения такого человека должны быть достаточно авторитетными для беспрекословного подчинения.
Согласно шиитской традиции, перед смертью Пророк определенно указал, что его преемником станет двоюродный брат и зять Али ибн Абу Талиб. Согласно традиции суннитов, Пророк не назначил заместителя, но, будучи уже тяжело больным, попросил предстоять на молитве Абу Бакра. Используя этот факт как прецедент, община выбрала религиозным лидером и политическим преемником Мухаммада шестидесятилетнего Абу Бакра ас-Сиддика, отца Аиши, жены Мухаммада.
Халиф обладал прежде всего духовной властью и выполнял роль высшего военачальника, но уже при первых четырех праведных халифах круг обязанностей главы мусульманской общины значительно расширился. Абу Бакр еще сохранял свои обязанности духовного лидера и главы армии, защищавшей и распространявшей ислам. После Абу Бакра Халифат возглавил Умар, назначенный Абу Бакром. Умар расширил границы исламских завоеваний, провел ряд административных реформ и принял дополнительно к титулу халифа титул Амир ал-муминин (Повелитель правоверных). Усман расширил религиозные функции халифа, обратившись к установлению единого канонического текста Корана.
При Омейядах власть халифа стала наследственной: Муавиа передал свои полномочия сыну Йазиду. Но характер власти не изменился — по-прежнему халиф должен был заботиться о соблюдении принципов Корана и Сунны, соблюдать установления Мухаммада и повелевать правоверными. Лишь при последних Омейядах разрушаются основы власти халифа, которые состояли в выражении воли общины.Аббасиды, уничтожившие династию Омейядов, происходили из рода хашим и состояли в родстве с Мухаммедом в той же мере, как и Алиды. потомки Али. Аббас был дядей Пророка. Вторая династия халифов осознавала себя мусульманскими лидерами огромной империи — централизованного государства, включавшего и христиан, и иудеев, и зороастрийцев. И здесь халифы до определенного времени выполняли и духовные, и светские функции. Аббасиды переняли атрибуты ближневосточного царства Сасанидов. Халиф стал далеким от своих подданных, стоящим во главе гигантской бюрократии. Со временем Аббасиды начинают утрачивать политическую власть над непомерно разросшейся империей. На периферии арабского мира, к примеру в Испании, местные правители, именовавшиеся королями, начинают называть себя халифами; единство Халифата постепенно разрушается. Пришедшие к власти Фатимиды и Бунды, представители шиизма, сохраняют за халифами лишь духовное влияние, полностью лишая их политической власти. Бунды впервые вводят официальный титул султан, обязывая его обладателя заниматься делами земными, оставляя халифам право решать только дела веры. Последних Аббасидов уничтожили монголы, захватившие Багдад в 656/1258 г. Однако последующие правители, такие, как султан Бейбарс или османский султан Селим, использовали оставшихся в живых халифов из династии Аббасидов для подтверждения законности своей власти, предоставляя им возможность выполнять функции духовных лидеров.
С 14 века халифами стали именовать себя турецкие султаны вплоть до 1924 года — времени крушения Османской империи. Таким образом, с 20-х годов 20 века институт халифства перестал существовать, но отдельные исламские течения современности (в том числе Братья-мусульмане) ставят своей целью объединение мусульман всего мира и возрождение халифата.
Реформы Гурбангулы Бердымухамедова
Первым указом новый президент вернул десятилетку в школе. Он отменил массовое празднование своего дня рождения, непременные концерты для его визитов и клятву верности ему. Гурбангулы Бердымухамедов убрал из логотипа телеканалов золотой бюст Туркменбаши.
Также он изменил государственную символику и ритуалы, в виде ограничения культа личности Сапармурата Ниязова. В 2009 году изъяли экземпляры книги «Рухнама» из всех учреждений и предприятий страны и заменили книгами Бердымухамедова. В туркменских школах «Рухнама» осталась в списке предметов, но была сокращена для преподавания до одного часа в неделю. Отменили и выпускные экзамены по «Рухнаме».
В 2008 году было запрещено производство, реализация, использование и завоз насвая. Школы перешли на 12-летнее обучение. Кроме английского и русского языков, в школах и некоторых вузах начали изучать китайский и японский языки. В 2013 году разрешили приватизацию жилья. В 2016 году ввели монополию на экспорт-импорт табачных изделий с увеличением цен на сигареты с целью достичь к 2025 году статуса страны без табака.
Династии халифов
Основная статья: Халифат
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.
Османы
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Махдистский Судан
Основная статья: Восстание махдистов
Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.
Современные халифы
В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.
- Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Харун Османоглу.
- Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
- Потомком халифов Сокото является нынешний титулярный султан Сокото Сааду Абубакар IV.
- В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов.
- У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.
В других направлениях ислама
В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.
В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.
Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.
Халиф: определение претендентов на титул
Дабы стать правителем, нужно было соответствовать строгим правилам шариата. Согласно ему, халиф – это человек, на которого ложится обязанность охранять границы мусульманского мира, следить за качеством жизни своих подданных, пресекать преступления и прославлять ислам пред другими верами.
Так, согласно суннитским законам, халиф должен соответствовать следующим критериям.
- Это может быть только мужчина.
- Кандидат должен быть праведным мусульманином и знать все законы шариата.
- Иметь здравый рассудок и не иметь врожденных болезней.
- Обладать чувством справедливости и не бояться опасностей.
Что касается расы, то преимущество было у курайшитов, но и представители других арабских племен могли стать халифами. Более того, если среди кандидатов не было арабов, то титулом могли наградить и белого человека, лишь бы он искренне верил в Аллаха.
Династии халифов
Основная статья: Халифат
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.
Омейяды
Основная статья: Омейядский халифат
Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.
Османы
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Махдистский Судан
Основная статья: Восстание махдистов
Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.
Современные халифы
В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.
- Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
- Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
- В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
- У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.
Популярные темы сообщений
-
Творчество Гюстава Флобера
Флобер Гюстав – известный французский писатель, специалист психологического анализа. Считается продолжателем дела Бальзака, которому удалось внести свой вклад в мировую литературу.
-
Мамонт
Мамонты — вымершие слоновые млекопитающие. Весили они в среднем одиннадцать тонн, а в высоту достигали пяти метров. Несомненно, они очень были похожи на современных слонов, но все же имели различия.
-
Творчество Скотта Кей Фицджеральде
Френсис Скот Кей Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сен-Пол. Это один из ярких представителей писателей «Потерянного поколения». Потерянное поколение писателей в литературе Америки
Образование Солнечной системы
Проблема происхождения малых тел Солнечной системы тесно связана с проблемой происхождения самих планет. В 1796 году французский ученый П. Лаплас выдвинул гипотезу об образовании Солнца и всей Солнечной системы из сжимающейся газовой туманности. Согласно Лапласу, часть газового вещества отделилась от ядра туманности под действием возросшей при сжатии центробежной силы. Это прямо следует из закона сохранения момента количества движения. Это вещество и послужило материалом для образования планет.
Эта гипотеза встретилась с трудностями, которые были преодолены в работах американских ученых Ф. Мультона и Т. Чемберлена. Они показали, что более вероятным является образование планет не прямо из газа, а скорее из малых твердых частиц, названных ими планетозималями. Поэтому в настоящее время считается, что процесс образования планет Солнечной системы проходил в два этапа. На первом этапе из пылевого компонента первичного облака околосолнечного вещества образовалось множество промежуточных тел размером в сотни километров (планетозималей). И лишь затем на втором этапе из роя промежуточных тел и их обломков аккумулировались планеты.
В Солнечной системе может существовать несколько резервуаров таких промежуточных тел, или планетозималей. В 1949 году астроном К.Е. Эджворт (K.E. Edgeworth), а затем в 1951 году астроном Дж.П. Койпер (G.P. Kuiper) предсказали существование другого резервуара — семейства транснептуновых объектов. Они возникли на ранней стадии образования Солнечной системы. Являясь остатками протопланетного диска, эти предсказанные объекты должны были концентрироваться на орбитах с малыми эксцентриситетами и углами наклона непосредственно вокруг Нептуна. Гипотетический резервуар таких объектов и получил название пояс Койпера (КП, Kuiper Belt).
История
Слово халифат означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное сподвижниками пророка Мухаммеда под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (—, —1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.
Первоначально халиф являлся выборным лицом, чья легитимность и деятельность зависела от избравшего его совета (шуры). В результате событий, именуемых «Первая Фитна», статус халифа резко изменился.
Третий халиф Усман вызвал мощную оппозицию своим действиям, которые его противники считали собственническими и тем самым недостойными титула халифа. В результате халиф Усман был убит, что являлось преступлением с точки зрения предписаний Корана.
После убийства халифа Усмана, правитель Сирии Муавия самолично провозгласил себя халифом, опираясь на свою фактическую политическую силу и сомнительную легитимность противников Усмана в лице нового четвертого избранного халифа Али.
Али собрал войско и начал тяжелую войну, в результате которой согласился на третейский суд. С точки зрения недовольных таким решением он поставил на обсуждение необсуждаемый, сакральный статус халифа как выборного лица, поставил под сомнение свое бесспорное право на халифат. Вышедшие из войска Али получили название хариджитов.
Движению хариджитов предшествовали харутиты, значительная часть войска (8-12 тыс. человек), которые отделилась от Али и остановилась в селении ал-Харура недалеко от Куфы. Они провозгласили войну до победы с последующим созывом совета для избрания халифа и выбрали своим предводителем Шабаса б. Риб’и ат-Тамими. Услышав от восставших, что главной причиной их недовольства является согласие халифа передать спор о власти третейским судьям, Али заявил: «Вы знаете, что когда они подняли свитки, многие стали кричать: «Ответь им на призыв к Книге Аллаха». Я сказал вам: «Я лучше вас знаю этих людей — они не приверженцы религии и Корана, я жил с ними и знаю их детьми и взрослыми; были они скверны детьми и скверны взрослыми… А вы отвергли мое мнение, и сказали: «Нет, прими их предложение…». Харуриты вынуждены были признать, что тогда согрешили и теперь раскаиваются.
Долгие переговоры третейских судей ни дали положительных результатов, Муавии не признавал халифом Али. Известие о невыгодном для Али исходе переговоров вновь всколыхнуло харуритов, 21 марта 658 г. они собрались в доме Абдаллаха б. Вахба ар-Расиби, и решили открыто выступить против Муавии передавшего на людской суд дело, предопределенное Аллахом. Руководителем был избран Абдаллах б. Вахб, в верности которому присягнули все присутствовавшие. Эту присягу иногда рассматривают как избрание его халифом, хотя акт присяги означал лишь обязательство беспрекословного повиновения. Большинство хариджитов своим врагом считали как Муавии, так и Али, согласившегося на переговоры с Омейядами.
Движение хариджитов раскололось на непримиримых азракитов и умеренных суфритов. Азракиты считали каждого, кто отказывался от вооруженной борьбы против нелегитимной власти неверующим, то есть врагом Аллаха. Суфриты провозглашали необходимость вооруженной борьбы против нелегитимной власти, но не считали неверующими тех, кто от нее уклоняется, и тех, кто ее поддерживает. В дальнейшем от азракитов откололись наиболее нетерпимые надждиты, которые считали неверующими даже тех, кто не принуждает других мусульман к участию в вооруженной борьбе (напр., суфритов). Вторым направлением умеренных хариджитов стали ибадиты, которые отказались от безусловной вооруженной борьбы против нелегитимной власти.
Хариджиты называли халифом временного и выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины, и считали легитимными халифами первых двух: Абу-Бакра и Умара. Хариджиты допускали множественность халифов в случае, если пространственная связь между ними невозможна. В настоящее время хариджиты-ибадиты сохранились в Омане.
Шииты признают неизменяемое сакральное установление — имамат, не подвластный людям и дающий исключительное право на верховную светскую власть над мусульманами. С точки зрения шиитов право быть халифом имеют только потомки Али, двоюродного брата Мухаммада и мужа его дочери Фатимы, и именуемые законными имамами. Таким образом, шииты исключают всех суннитских халифов, кроме собственно самого Али, считая их нелегитимными узурпаторами. В настоящее время шиизм двенадцати имамов является государственной религией Ирана.
Сунниты полагают, что для избрания халифа хватает проведенного внутри общины простого открытого голосования. Титул халифа, начиная с правления Муавии, в суннитских государствах стал де факто наследственным титулом наиболее значительного светского правителя. Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам. Османский султан Селим I уничтожил государство мамлюков и принял титул халифа. Османские султаны носили титул халифа вплоть до 1924 года. При этом продолжала соблюдаться процедура опроса мусульман местными имамами в момент смерти предыдущего халифа: не против ли они, например, чтобы сын османского императора стал новым халифом.
Династии халифов
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.
Омейяды
Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.
Османы
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Махдистский Судан
Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.
Современные халифы
В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.
- Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
- Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
- В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
- У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.
Литература
Ремонт и замена деталей
Винтовка Винторез очень редко поддается поломкам, сложные нарушения могут появиться только в работе гирбокса. Это отличает ее от образцов классического пневматического оружия. Чтобы устранить все несоответствия, можно только полностью разобрать конструкцию и заменить детали на новые.
Замена деталей Винтореза
Других вариантов ремонта для страйкбольной бесшумной снайперской специальной ВВС не существует. Если самостоятельно починить оружие невозможно, желательно привезти в мастерскую только гирбокс, заранее отсоединив его
Это очень удобно и не привлекает внимание, в отличие от переноски собранной винтовки
Цена ТОЗ-8
Текст присяги
Перед вами полный текст присяги при получении паспорта РФ, утвержденный ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002:
Учить текст наизусть не надо. Его разрешается зачитать (п. 4 положения о порядке принесения присяги гражданина Российской Федерации).