Американцы восхитились российским десантным кораблем «зубр» на воздушной подушке
Содержание:
- См. также
- Состав серии
- Состав серии
- Конструкция
- Плавучесть
- С опорой на воздух
- Вооружение
- Строительство кораблей
- Конструкция и характеристики
- В «Артеке»
- Альтернативные концепции десантирования
- Сколько осталось «Зубров»?
- См. также
- Десантная вместимость
- Конструкция
- Какие бывают СВП
- Осечки
- Достоинства и недостатки
- Состав серии
- Границы подушки
См. также
Состав серии
В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. Поправка – Это было в 1983 году. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.Цвета таблицы:Красный — Списан или утилизирован или потерян
Название | Иллюстрация | Изготовитель | Ввод в строй | Флот | Текущий статус | |
МДК-167 | 539, 500, 530, 552, 701, 747, 799 | ПО «Алмаз» | 71 | 1970 | БФ | Экспериментальный (пр. 1232). Списан в 1992 |
МДК-86 | 501, 523, 734, 742, 704, 708 | ПО «Алмаз» | 72 | 1975 | БФ | Списан в 1988 |
МДК-117 | 588, 529, 527, 729, 710, 737, 722, 751, 719 | ПО «Алмаз» | 73 | 1974 | БФ | Списан 24.06.1991 |
МДК-103 | 525, 745, 730, 754, 717, 755 | ПО «Алмаз» | 74 | 1975 | БФ | Списан 19.03.1992 |
МДК-217 | 531, 740, 755, 731, 744, 738 | ПО «Алмаз» | 75 | 1976 | БФ | Списан 19.03.1992 |
МДК-219 | 742, 708, 749, 739, 707 | ПО «Алмаз» | 76 | 1977 | БФ | Списан 19.03.1992 |
МДК-184 | 570, 569, 573, 590, 505, 610 | ПО «Алмаз» | 77 | 30.07.1978 | КФл | Списан 28.05.2004 |
МДК-162 | 612, 572, 568, 567, 575, 504 | ПО «Алмаз» | 78 | 1979 | ЧФ | Списан 8.07.1996 |
МДК-165 | 601, 753, 748, 721, 755, 756, 740 | ПО «Алмаз» | 79 | 1979 | БФ | Списан 4.08.1995 |
МДК-9 | 572, 559, 583, 500 | ПО «Алмаз» | 80 | 1980 | ЧФ | Списан 5.12.1995 |
МДК-16 | 630, 578, 561, 581, 501 | ПО «Алмаз» | 81 | 1981 | ЧФ | Списан 5.12.1995 |
МДК-88 | 574, 563, 579, 502, 609 | ПО «Алмаз» | 82 | 30.11.1981 | ЧФ, КФл | Списан 14.03.2010 |
МДК-89 | 615, 576, 565, 577, 503 | ПО «Алмаз» | 83 | 1982 | ЧФ | Списан 8.07.1996 |
МДК-77 | 622, 701, 707, 777, 759 | ПО «Алмаз» | 84 | 1982 | БФ | Списан 17.12.1994 |
МДК-18 | 575, 570, 506, 608 | ПО «Алмаз» | 85 | 30.11.1984 | ЧФ, КФл | Списан в марте 2007 |
МДК-15 | 611, 789, 760, 700 | ПО «Алмаз» | 86 | 1984 | БФ | Списан 10.04.2002 |
МДК-113 | 700, 758, 722, 730 | ПО «Алмаз» | 87 | 1984 | БФ | Списан 10.04.2002 |
МДК-17 | 710, 775, 722 | ПО «Алмаз» | 88 | 1985 | БФ | Списан 10.04.2002 |
МДК-114 | 635, 741, 711, 726, 738, 703 | ПО «Алмаз» | 89 | 1985 | БФ | Списан 16.03.1998 |
МДК-44 | 727, 779, 726 | ПО «Алмаз» | 90 | 1985 | БФ | Списан 17.12.1994 |
Состав серии
МДК-95 |
|||||||
МДК-51 |
|||||||
МДК-122 |
|||||||
БФ РФ | |||||||
БФ РФ | |||||||
БФ РФВМС Греции | |||||||
МДК-119 |
|||||||
МДК-120 |
|||||||
«Kerkyra» (L182) |
ВМС Греции | ||||||
«Kakynthos» (L183) |
ВМС Греции | ||||||
ЧФ СССРВМС Украины | |||||||
ЧФ СССРВМС Украины | |||||||
ЧФ РФВМС УкраиныВМС КНР | |||||||
ВМС Украины | |||||||
ВМС УкраиныВМС Греции | |||||||
ВМС УкраиныВМС КНР | |||||||
ВМС КНР | |||||||
ВМС КНР |
Конструкция
Опытная эксплуатация головного корабля позволила выявить все недостатки и исправить их в последующих серийных кораблях проекта. На серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены две 30-мм установки АК-230 с РЛС управления огнём «Рысь») и улучшены условия обитаемости, а сам корпус корабля вместо клёпанного был выполнен сварным из сплава АМГ-61.
Грузовой отсек имеет сквозной проезд для техники и расположен у диаметральной плоскости. Служебные отсеки разнесены по бортам. На полном ходу десантные корабли «Джейран» управляются воздушными рулями, размещенными за движителями, а на малых скоростях — струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей. Маршевые движители представляют из себя четырёхлопастные винты регулируемого шага диаметром 3,5 метра.
Полное водоизмещение кораблей «Джейран» достигало 353 тонн, скорость полного хода — 50 узлов, дальность плавания — 300 миль, автономность — 5 суток. Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л. с., приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.
Плавучесть
Достаточно важный момент. Существуют модели, которые, при заглушенном двигателе, уходят под воду. Они способны выдержать вес 1-2 человек, но если помимо двух пассажиров у вас имеется груз, то этого может быть достаточно для того, что бы потопить судно при выключенном двигателе.
Для нормальной плавучести под борт катера вешают специальные емкости заполненные любым из плавучих материалов. На моделях выше среднего класса это практически всегда является базовым оборудованием. На не крупных СВП такие баллоны могут отсутствовать и ставятся они как дополнительная опция. Но даже если вы обеспечили катер необходимой непотопляемостью есть еще один нюанс связанный с выходом на подушку нагруженного судна. Катер может банально не выйти на нужную высоту, а следовательно вы не сможете начать движение, пока не разгрузите катер.
Если вы заякорились где-то посередине озера Байкал, то осуществить разгрузку-загрузку будет довольно проблематично. Не стоит об этом забывать.
С опорой на воздух
Идея поднять судно из воды в воздух, чтобы снизить сопротивление и повысить скорость, всегда была очень привлекательной для судостроителей. За сто лет до появления первых пароходов и за двести лет до первых полетов на самолетах уже существовал проект, который можно назвать прообразом современных кораблей на воздушных подушках. В 1716 году шведский ученый Эммануил Сведенборг предложил с помощью лопастей и мускульной силы нагнетать воздух под парусиновый купол, на котором можно перемещать людей и грузы. Идея осталась на бумаге, так как никакая мускульная сила не смогла бы поднять такой аппарат.
Воплотить что-то подобное в реальность стало возможным только с появлением двигателей внутреннего сгорания. В 1915 году австро-венгерский офицер и изобретатель Мюллер фон Томамюль построил экспериментальный торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот», который смог разогнаться до 40 узлов (чуть более 70 км/ч). Но ускорять машины с помощью воздушной прослойки предлагали не только на воде. В 1926 году Константин Циолковский высказывал мысль о скоростном поезде без колес, движение которого основывалось бы на использовании давления воздуха.
Торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот»
Наша страна была первой в создании действующих «воздухоходов» скегового типа. Работы над ними были начаты в 1927 году под руководством профессора В.И. Левкова. Судна на воздушной подушке (СВП) разрабатывались для военного применения. В конце 1930-х годов катер Левкова «Л-5» весом 9 тонн достиг скорости 73 узла (более 135 км/ч). Он был построен по скеговому типу конструкции.
Левков работал и над СВП камерного типа, но развития это направление не получило. Изобретателем соплового способа формирования воздушной подушки, который сегодня используется в большинстве СВП, считается англичанин Кристофер Коккерелл. По легенде, он открыл принцип воздушного барьера, экспериментируя с двумя консервными банками, вставленными одна в другую. В 1955 году Коккерелл запатентовал схему СВП под названием Hovercraft («парящий аппарат»). А в 1959-м первое построенное им судно SR-N1 пересекло пролив Ла-Манш за 20 минут.
Hovercraft SR-N1
«Золотой век» СВП пришелся на 1960-70-е годы, когда конструкторы и судостроители возлагали на новый тип судов большие надежды. Однако практическое применение показало, что СВП достаточно дороги в строительстве, эксплуатации и обслуживании. Повсеместного распространения, как о том мечтали изобретатели СВП, этот тип транспорта не получил. И все же есть сферы, где судам на воздушной подушке пока нет альтернативы, и их минусы с лихвой окупаются преимуществами.
Вооружение
ПУ ЗРК А-22 «Огонь»
А-22 «Огонь»
Выстрелы к А-22 «Огонь»
140-мм реактивная система залпового огня — огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП «Сплав» (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.
Наведение — оптический прицел «Шелонь-14» (дальномерно-визирное устройство — ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.
Пусковая установка — МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.
Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм
Угол наведения по вертикали — от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали — сектор 320 град
Масса ПУ — 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
— без/с боезапасом — 2000 кг/2600 кг
ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда — 140 мм
Калибр ствола ПУ — 140,3 мм
Дальность действия — 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола — 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка — 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе — до 30 узлов
Время реакции комплекса — 8 с
Волнение моря при стрельбе — до 3 баллов
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С
30мм автоматические установки типа АК-630
АК-630
АК-630 устройство
30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Огневые характеристики:
Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин
Длина очереди:
6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м
Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек
Другие характеристики:
Масса: 3800 кг
Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)
Ракетный комплекс «Игла»
«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.
Средства связи, обнаружения и управления
Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.
Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.
Десант
Десантный отсек
Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.
В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.
Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.
Строительство кораблей
Строительство первых четырёх ДКВП началось в 1983 году на судостроительных заводах Приморском судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Море». Головной МДКВП пр.12322 под номером МДК-95 фактически являлся опытным, построен в 1986 году и после продолжительных испытаний вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году.
По результатам испытаний в конструкцию серийных кораблей внесены изменения, в том числе в состав радиоэлектронного вооружения.
К началу 90-х годов в составе ВМФ СССР числились 8 МДКВП. После распада СССР и раздела Черноморского флота Россия забрала 5, Украине переданы 3 строевых корабля «Краматорск», «Горловка», «Артемовск» и 2 недостроенных на верфях в Феодосии. Один из них («Донецк») в июне 1993 года достроен и введён в состав ВМС Украины. Впоследствии 3 из них списаны.
25 ноября 2014 года министр промышленной политики Республики Крым Андрей Скрынник сообщил о том, что на базе судостроительного завода «Море» в Феодосии планируется возобновить строительство десантных кораблей на воздушной подушке проекта «Зубр».
15 июня 2017 года было объявлено, что в 2018 году планируется возродить производство десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 типа «Зубр». По словам представителей заводов «Море» и «Алмаз», начало строительства кораблей возможно не ранее 2019—2021 годов.
Экспорт
- По контракту с Грецией в период с 2000 по 2004 годы, проданы 4 корабля, которые вошли в состав ВМС Греции.
- Согласно заявлению представителя предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». По его словам, 2 корабля будут построены на Украине, а ещё 2 — в Китае с участием украинских специалистов. По сообщениям центра исследования армии, конверсии и разоружения в 2009 году украинские компании заключили контракт на поставку партии малых десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» Китаю на сумму 315 млн долларов США. В сентябре 2012 года представители завода ФСК «Море» и ГК «Укрспецэкспорт» объявили о начале швартовых испытаний первого изготовленного по контракту корабля. 12 апреля 2013 года, согласно контракту, Китаю передан первый малый десантный корабль.
На вооружении:
- Греция — 4 единицы
- Китай — 1 + 3 (проект 958 «Бизон») единицы
- Россия — 2 единицы
Конструкция и характеристики
«Сормович» имел длину 29,2 м, ширину 11,33 м и высоту 7,8 м. Водоизмещение судна составило: полное 37 т, порожнее 25,4 т. Средняя осадка в полном водоизмещении составляла всего 0,37 м. В качестве энергетической установки на судне использовали авиационный газотурбинный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт (2000 э.л.с.). В качестве вспомогательного турбогенератора использовали газотурбинный двигатель АИ-8 с генератором ГС-24. Газотурбинный двигатель АИ-20К приводил во вращение 12-лопастный осевой вентилятор для нагнетания подушки и движители.
Была применена сопловая схема формирования ВП (воздушная завеса). Подушка имела длину 20,4 м, ширину 3,2 м и высоту гибкого ограждения 0,8 м. Площадь воздушной подушки была 208 м², давление воздушной подушки — 130 кг/м².
В качестве движетеля было использовано два четырехлопастных дюралевых реверсивных винта АВ-4, диаметром 2,6 м. Заявленную максимальную скорость СВП могло достичь 100 км/ч, хотя по воспоминаниям очевидцев на испытаниях «Сормович» достигал скорости 120-130 км/ч. Дальность плавания составила 600 км, а автономность хода — 8 часов. Судно имело экипаж 3 человека и могло брать на борт до 50 пассажиров. Пассажирский салон на 50 человек был размещён в носовой части судна.
В «Артеке»
Поддерживают моряки-черноморцы традиции, заведенные с советских времен. При закрытии смены в Международный прибыл «Бора» – корабль, ставший гордостью нашего флота. После выполнения боевых задач РКВП «Бора» встал на рейд в детском центре.
На борт корабля поднялись сотни ребят, для них проводились специальные экскурсии. Знакомство было очень познавательным, особенно для тех, кто окончил детскую морскую флотилию в «Артеке». Здесь и состоялся торжественный выпуск курсантов.
Все ребята были в восторге от этого мероприятия и оставляли свои положительные отзывы после посещения корабля.
Традиционный костер, завершающий смену в Международном лагере «Артек», был зажжен от огня, взятом из капсулы, спущенной с борта корабля «Бора».
Альтернативные концепции десантирования
Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть бронированные технические средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.
Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.
Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.
Сколько осталось «Зубров»?
При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них – первый опытный образец, его можно не считать), а Украине – три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна – член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.
Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.
Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае – один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и техническую документацию.
В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.
См. также
Десантная вместимость
Конструкция
Модель корабля
Вооружение корабля: видны ракетные установки МС-227
Привод нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле осуществляется от установки М35 суммарной мощностью 50 000 л. с. производства Государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения „Зоря“ — „Машпроект“». Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит». На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состоящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов. Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.
Корпуса малых десантных кораблей выполнены цельносварными из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет собой понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на 3 функциональных отсека. В средней части размещён отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения). Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
Какие бывают СВП
Вариантов судов с воздушной подушкой очень много, и перечислять их можно долго и скучно. Мы этого делать не станем, упомянем три основных типа СВП — амфибийные, скеговые и сопловые.
В амфибийном типе воздух поступает из верхнего баллона постоянного давления в сегменты в нижнем ярусе. В скеговом воздух подается через отдельные баллоны (скеги), которые устанавливаются по периметру подушки. А в сопловом варианте воздух прогоняют под днище судна мощными вентиляторами, а гибкое ограждение удерживает его внутри. Судить, какой подход лучше, а какой хуже, нет смысла, ибо все они обладают различными преимуществами и недостатками (зачастую напрямую вытекающими из достоинств).
Осечки
Причины неисправности:
1. Смятие или скрошенность бойка 12 ударника.
Рис. 21. Ударник (23)
Заправить боек ударника личным напильником или надфилем (рис. 21), снимая минимальный слой металла, и проверить выход бойка над дном чашечки затвора калибром (см. рис. 17).
Для проверки выхода бойка отделить от затвора предохранитель, упереть задний торец ударника в торец цилиндрического стержня, зажатого в тиски, так, чтобы задний торец ударника был заподлицо с задней плоскостью затвора, и наложить на дно чашечки затвора калибр вырезом 1,1; при этом дно выреза калибра не должно проходить над бойком.
Если дно выреза калибра проходит над байком, заменить ударник и проверить выход бойка калибром, как указано выше; при этом дно выреза 1,35 должно проходить над бойком, а дно выреза 1,1 не должно проходить. Если дно выреза 1,35 не проходит над бойком, опилить задний торец ударника (см. рис. 21) личным напильником или надфилем.
Ударник при отделенном от затвора предохранителе должен перемещаться в канале затвора под действием собственного веса.
Выступание бойка ударника, отведенного до отказа назад (до упора среза ударника в предохранитель), над дном чашечки затвора не допускается. При выступании бойка зачистить срез для предохранителя на ударнике (см. рис. 21) личным напильником или надфилем.
При вставленном в затвор предохранителе и повороте затвора в вертикальное положение (передним срезом вверх) ударник под действием собственного веса должен опуститься вниз так, чтобы боек утопал за дно чашечки затвора. При заклинивании ударника предохранителем опилить боковую плоскость ударника (см. рис. 21) личным напильником или надфилем.
Отжать ударник до отказа назад при помощи специального стержня (приложение 1, рис. 31), вставленного в канал ствола, повернуть курок вперед до упора предохранительным взводом в шептало и щупом проверить зазор между ударником и головкой курка. Зазор должен быть не менее 1,5 мм. При зазоре менее чем 1,5 мм опилить задний торец ударника (см. рис. 21) личным напильником или надфилем; при этом выход бойка ударника над дном чашечки затвора должен быть в пределах, указанных выше.
2. Износ бойка 12 ударника.
Проверить выход бойка над дном чашечки затвора калибром. Если дно выреза 1,1 калибра проходит над бойком, заменить ударник и пригнать его к затвору (см. п. 1).
3. Ослабление или излом широкого пера 3 боевой пружины.
Заменить пружину (см. «», п. 1).
4. Забоины в вырезе 21 на головке курка или на выступе 8 предохранителя.
Зачистить приподнятый металл личным напильником или надфилем,
5. Трение курка 7 о стенки затвора или рамки.
Зачистить личным напильником места на боковых плоскостях курка, вызывающие трение.
6. Забоины в цапфенных гнездах 23 для цапф курка в рамке или на цапфах 24 курка.
Зачистить приподнятый металл личным напильником или надфилем.
Примечание. Причинами осечек, помимо указанных, могут быть:
а) при стрельбе самовзводом — преждевременный срыв курка с выступа самовзвода рычага взвода (см. «»);
б) у пистолетов первых выпусков (не имеющих задвижки боевой пружины) — смещение щечек рукоятки назад (см. «»).
Достоинства и недостатки
Существенный недостаток судов на воздушной подушке — высокий уровень шума и заметность
К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.
Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:
- высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
- уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
- зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.
Состав серии
В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. Поправка – Это было в 1983 году. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.Цвета таблицы: Красный — Списан или утилизирован или потерян
Иллюстрация | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ПО «Алмаз» |
БФ |
||||||
КФл |
|||||||
ЧФ |
|||||||
Границы подушки
Для того чтобы нагнетаемый воздух не уходил по сторонам, а «работал», удерживая тяжеловесное судно на заданном клиренсе, конструктивно предусмотрены ограничители. Они представляют собой эластичное ограждение, выполненное по двухъярусной схеме. Ресивер гибкий, навесные элементы разделены крестообразно двумя килями, поперечным и продольным. Вся эта непростая система позволяет надежно «опирать» на сжатый воздух такую махину, как «Зубр». Корабль на воздушной подушке покоится или движется до тех пор, пока давление уравновешивает его вес, приподнимается, если это нужно, чтобы преодолеть неровности рельефа, и опускается на грунт, когда пора осуществлять высадку десанта и выгрузку боевой техники
Для него неважно, каков характер поверхности, вода это или суша, диапазон волнения достаточно широк, а способность «заползать» далеко за береговую линию выгодно отличает его от других, более распространенных и традиционных десантных средств