Как появились и как выглядели первые подводные лодки

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.

Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.

Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Фото подводных лодок проекта 941 «Акула»

Длинна субмарины проекта 941 «Акула» в сравнении с футбольным полем

ТРПКСН ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула». Третья подводная лодка этой серии на утилизации.

ТРПКСН ТК-20 «Северсталь» проекта 941 «Акула». Шестая подлодка из этой серии.

ТРПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Первая подводная лодка из этой серии.

ТК-17 «Архангельск» проекта 941 «Акула». Пятая подводная лодка этой серии.

ТРПКСН ТК-202 пр. 941 «Акула». Второй корабль серии. Июль 1990 г. Арктика 87 гр. с.ш.

ТРПКСН ТК-13 проекта 941 «Акула». Четвертая подводная лодка серии на утилизации

Похожее

Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд – авианосец США

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота

Фото американских авианосцев. Подборка

Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”

Акаги – японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

Рональд Рейган – авианосец США

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

Джордж Буш – авианосец США

Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Пересвет – броненосец российского императорского флота

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков – русский броненосец

Кета – подводная лодка

Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов

Форель – подводная лодка

Тип «Осётр» – подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Most Wanted

Погоны

  1. Солдаты и матросы. Знаков различия на погона нет.
  2. Сержанты и старшины. В качестве знаков различия используются — лычки. Вояки давно называют их «соплями».
  3. Прапорщики и мичманы. В качестве знаков различия используются поперечно нашитые звёздочки. Погоны напоминают офицерские, но без полос. Также, могут быть канты.
  4. Младший офицерский состав. Имеется вертикальный просвет и звёздочки из металла (13 мм).
  5. Старший офицерский состав. Две полосы и крупные металлические звёздочки (20 мм).
  6. Высший офицерский состав. Крупные вышитые звёздочки (22 мм), расположенные по вертикали; отсутствие полос.
  7. Генерал армии, адмирал флота. Большая звезда диаметром 40 мм, не металлическая, а вышитая.
  8. Маршал Российской Федерации. На погоне вышита одна очень большая звезда (40 мм). По кругу расходятся серебряные лучи – получается форма пятиугольника. Также заметен узор герба России.

Разумеется, читая текст, многие с трудом пытаются представить себе внешний вид погон. Поэтому специально для них имеется картинка, на которой все вышеизложенное изображено наглядно.

Корабли Каспийской флотилии прибыли в иранский порт Бендер-Энзели

Галерея

Челобитная о потаённом судне

При Петре I русский флот достиг небывалого величия

Чего только стоили корабли, сходившие с архангельских верфей! При этом император уделял большое внимание развитию военного дела. Во времена его правления учёным и изобретателям давали зелёный свет на самые смелые эксперименты

Вот и безграмотному плотнику Ефиму Никонову удалось продвинуть свою смелую идею о «потаённом судне».

На стол Петра I в 1719 году легла челобитная от Ефима Прокопьевича Никонова из Подмосковья. Писать сам тот не умел, поэтому заплатил писарю, чтобы тот изложил его идею императору. В челобитной говорилось об «угодном военному делу» судне, способном топить чужие корабли. Рассказывал Ефим Прокопьевич и о том, что судно будет «потаённым» и сможет пробираться к кораблям под водой. Охочий до всего нового Пётр I вызвал Ефима Никонова в Петербург.

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

История России

Судно будущего

Первым подводным кораблем России с официально назначенной военной командой была лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского.

Лодка, построенная в 1866 году на Балтийском заводе в Питере по проекту русского изобретателя И. А. Александровского

Ее водоизмещение составляло 360 тонн, длина — 33 метра. Поперечное сечение имело форму треугольника с основанием, равным примерно четырем метрам. Два механических двигателя судна Александровского работали от сжатого воздуха (пневматические машины), размещавшегося в баллонах. Также впервые в мире балластная вода вытеснялась из цистерн сжатым воздухом, как это делается и ныне, но, разумеется, на базе новых технических средств. Однако дальнейшее совершенствование подводной лодки Александровского было прекращено, так как правительство опять же прекратило финансирование проекта.

Развитие подводного кораблестроения в Российской империи продолжалось на энтузиазме русских изобретателей. Большой вклад в это дело внес русский инженер С. К. Джевецкий — создатель первых боевых, «карликовых», подводных лодок (1879 г.). На его лодках более поздней постройки впервые в истории применялись электродвигатели, питавшиеся от аккумуляторной батареи (1884 — 1886 гг.), а регенерация воздуха осуществлялась путем его прокачки насосом через специальный раствор

Важно отметить, что применение электромоторов и электрических аккумуляторов на лодках Джевецкого

карликовые подводных лодок

решало вопрос о движении подводной лодки под водой.

Век XX открыл новую страницу в истории подводного флота. Уже первая война, во многом давшая толчок техническому прогрессу, подняла отрасль на принципиально новый уровень.

Что представляет собой чрезвычайная ситуации техногенного характера

Легендарный нож

Общее впечатление

Безусловно, этот автомобиль заслуживает похвалы. И его не раз упоминали в обзорах и тест-драйвах. Если брать в пример Россию, где, собственно, эта машина стала очень популярной, то стоит обратиться к наиболее значимому мнению. Самый известный и авторитетный тест-драйвер Эрик Давидович (который также является основателем крупнейшего автоклуба в РФ и СНГ) заявил, что данный автомобиль (как для «БМВ») хорош как в техническом плане, так и в плане дизайна. Однако также специалист заявил, что если сравнивать баварскую машину с новой моделью «Ауди RS6», (производители также взяли за основу уже выпускавшийся автомобиль и сделали новинку), то особых прорывов в «БМВ» нет. Но, пожалуй, это единственное, что можно было отметить из отрицательного.

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

«Минога»: первая в мире дизель-электрическая подлодка

Появление проекта этой подводной лодки связано с опытом применения отечественных субмарин в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Стало понятно, что обойтись одним типом подлодок небольшого водоизмещения и для охраны водного района, и для действий на коммуникациях противника невозможно, и потому Морской технический комитет распорядился о начале работ над лодками двух типов. Первый представлял собой крейсерские лодки с большим (350–400 тонн) водоизмещением, которые действовали бы в открытом море. А второй, с небольшим водоизмещением порядка 100–150 тонн, должен был выполнять охрану побережья. В качестве лодки второго типа и была спроектирована «Минога», создателем которой стал корабельный инженер Иван Бубнов — главный конструктор русских подводных лодок начала ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль отказаться от пожароопасных бензиновых двигателей и установить на «Миногу» два мотора конструкции Рудольфа Дизеля, которые были более безопасными и эффективными. Установленные в одну линию и вращавшие один гребной вал, они обеспечивали лодке надводную скорость в 11 узлов, а под водой субмарина двигалась на традиционных уже электромоторах, питавшихся от аккумуляторов, со скоростью 5 узлов. Кроме дизельных двигателей, «Миногу» отличало еще одно новшество, тоже введенное по итогам Русско-японской войны, — трубчатые торпедные аппараты, размещенные внутри корпуса.

Подлодка «Минога» у достроечной стенки Балтийского завода

В октябре 1909 года «Минога» вошла в состав Балтийского флота и начала свою службу. Беспроблемной ее назвать нельзя: как и всякий первенец, лодка страдала изрядным количеством «детских болезней», которые осложняли ее применение. Да и опыта у русских подводников той поры было немного, что тоже не упрощало эксплуатацию лодки. Именно человеческий фактор и стал причиной самой крупной аварии в истории «Миноги». 23 марта (5 апреля) 1913 года из-за сигнальных флажков, попавших в клапан судовой вентиляции, лодка затонула вместе со всем экипажем — 22 человека. Правда, благодаря грамотным действиям команды все они остались живы, а лодку через несколько часов удалось поднять с 30-метровой глубины и вскоре вернуть в строй. Боевая служба «Миноги» была долгой: она успела принять участие в Первой мировой и Гражданской войнах, воевала на Балтике и Каспии, и только в 1925 году была списана и разделана на металл.

Военные звания и погоны в морских войсках России

Обязательства и статус в морских войсках подобен тем, которые используются в сухопутных, однако наименования у моряков иные.

Младшие звания:

  • старшина 2 статьи;
  • старшина 1 статьи;
  • главный старшина;
  • главный корабельный старшина;
  • мичман;
  • старший мичман.

Градация званий в морских войсках следующая (начинается с младших офицерских званий):

  1. Младший лейтенант, на просвете имеется одна полоса.
  2. Лейтенант имеет две звезды по бокам красной линии.
  3. Старший лейтенант, на погонах имеется три звезды.
  4. Лейтенант-капитан, на просветах расположено четыре звезды.

Средние офицерские морские звания подразделяются следующим образом:

  1. Капитан (3 ранг), на погонах среднего звена имеется уже два просвета, а звезды в размерах больше. У данного ранга звезда находится между красными полосами.
  2. Капитан (2 ранг), две звезды, расположенные непосредственно на просветах.
  3. Капитан (1 ранг), три звезды, две – на полосах, одна – между ними.

Состав высшего разряда характеризуется следующими званиями:

  1. Контр-адмирал. Погоны этого ранга не носят на себе просветы, на них сразу вышиваются звезды. Размер звезды снова увеличивается. Военнослужащие этого звания носят одну звезду.
  2. Вице-адмирал. На погонах расположено две звезды.
  3. Адмирал. Военнослужащие этого звания носят три звезды на погонах.
  4. Адмирал флота. Военнослужащий, удостоенный этого звания, которое в военно-морском флоте является высшим, носит на погонах одну крупную звезду, которая в диаметре составляет 4 см.

В любом случае военнослужащий должен пройти проверку временем, прежде чем он сможет исполнять обязанности высших чинов.

https://www.youtube.com/embed

What We Investigate

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector