Ракетные катера проекта 1241

Литература[ | код]

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2—52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Щербаков В. Ракетные катера проекта 1241 РЭ в составе ВМС Индии (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Май (№ 05). — С. 17—21.

ФОРУМ

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

Расход Топлива

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире

Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».

Что делать при встрече?

А вы уже видели шаровую молнию? Нет? Ну тогда считайте, что вам повезло. Вообще, она считается одним из самых редких природных явлений. Из 600000 человек встретить ее сможет только один.

Но как мы поняли, явление это не только красивое, но еще и очень опасное. Поэтому желательно знать, что делать, если эта встреча все-таки состоится.

Итак, предположим, вы увидели огненный шар дома или на улице. Во-первых, не паникуйте, не совершайте резких движений и не поворачивайтесь к ней спиной. Не стоит и убегать от светящегося шара. Он скорее всего двинется за убегающим человеком, не потому что он его видит, а потому что чутко чувствует любые завихрения воздуха.

Если вы встретились с ней на улице, то медленно и спокойно постарайтесь свернуть с пути движения шара и отойдите от него как можно дальше. Если шаровая молния оказалась дома, то очень медленно подойдите к форточке и откройте ее, скорее всего она через форточку и вылетит на улицу. Или просто спокойно, не двигаясь, стойте на месте.

Ни в кое случае не кидайте ничего в шар и не пытайтесь его чем-нибудь ударить. Это приведет к сильному взрыву. А это чревато пожарами и травмами.

Вариант первый

Как советские МБР ликвидировали американские ЗРК

История строительства

Постройка головных катеров двух основных модификаций была поручена производственному объединению «Алмаз». Строительство серии ракетных катеров проекта 12411-Т и 12411-М осуществлялось с 1979 года практически одновременно на трёх судостроительных заводах СССР. До конца 1991 года для ВМФ СССР был построен 41 ракетный катер этого проекта: 12 катеров проекта 12411-Т (по 4 постройки Приморского, Хабаровского и Средне-Невского судостроительных заводов), 31 ракетный катер проекта 12411 (17 катеров постройки Хабаровского ССЗ, 13 катеров постройки Средне-Невского ССЗ) и 1 катер проекта 12417 (Средне-Невский ССЗ). К 1991 году в постройке находилось ещё 6 катеров проекта 12411 с готовностью от 28 % до 93 %, запланированных к достройке до 1996 года. Один катер проекта 12411-Т уже в ходе строительства был построен по проекту 12417 (30-мм автоматы были заменены на корабле одним ЗРАК «Кортик» и РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив» в целях отработки этого вооружения).

На заводах в Рыбинске и Ярославле строились катера проекта 1241РЭ, предназначенные на экспорт в страны социалистического лагеря. Всего по этому проекту было построено 22 ракетных катера (по 5 для ГДР и Индии, 4 для Польши, 3 для Румынии, по 2 для Болгарии и Йемена, 1 для Вьетнама); три катера проекта 1241РЭ служили в составе ВМФ СССР в качестве кораблей для обучения иностранных экипажей. На экспорт строился и 1 недостроенный ракетный катер проекта 12421. Кроме этого, Индией была приобретена лицензия на право постройки ракетных катеров проекта 1241 на двух судостроительных заводах — в Бомбее и Гоа

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2-52.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Щербаков В. Ракетные катера проекта 1241 РЭ в составе ВМС Индии (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Май (№ 05). — С. 17-21.

Операторы[ | код]

Современные

  •  Россия — 5 ракетных катеров проектов 1241.1, 1 — проекта 12417, 19 — проекта 12411.
  •  Болгария — 1 ракетный катер проекта 1241.1.
  •  Румыния — 3 ракетных катера проекта 1241РЭ.
  •  Индия — 5 ракетных катеров проекта 1241РЭ.
  •  Вьетнам — 10 (всего заказано 12) ракетных катеров проекта 12418.
  •  Туркмения — 2 ракетных катера проекта 12418.
  •  Йемен — 2 ракетных катера проекта 1241РЭ.
  •  Египет — 1 ракетный катер проекта 12421.

Бывшие

  •  СССР — 13 катеров проекта 1241Т, 34 катера проекта 12411, 1 катер проекта 1241РЭ, 1 катер проекта 12417.
  •  Украина — 2 ракетных катера проекта 1241.1.
  •  ГДР — 5 ракетных катеров проекта 1241РЭ.
  •  ФРГ — катера достались от ГДР после объединения Германии. Катер проекта 1241 РЭ «Hiddensee» (бывший «Rudolf Egelhofter») в 1991 году переправлен сухогрузом в США в город Соломон, где прошёл всесторонние испытания. Катер ВМФ ГДР «Ганс Беймлер» (Hans Beimler), № 575, находится в качестве музея в Пенемюнде. Остальные вероятно отправлены на слом как и многие другие корабли советских проектов.
  •  Польша — 4 ракетных катера проекта 1241РЭ приняты в состав ВМС Польши в 1983—1989 годах. Первые два катера, «Гурник» («Górnik») и «Хутник» («Hutnik»), были выведены из состава ВМС в мае 2005 года. А 3 декабря 2013 года сняты с вооружения последние два катера, «Металёвец» («Metalowiec») и «Рольник» («Rolnik»).

Ссылки

Конструкция ракетного катера

Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:

  • Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
  • Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
  • Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
  • Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
  • Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
  • Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
  • Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
  • В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
  • Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.

Примечания[ | код]

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2011.
  9. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60—61.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  15. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  16. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  17. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  18. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35—36.
  19. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56—64.
  20. . vpk.name. Дата обращения: 27 июня 2016.
  21. . vpk.name. Дата обращения: 4 августа 2016.
  22. (20 июля 2014).

Деление кораблей в советских и российских ВМФ

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Представители проекта

Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
401

30.01.
БФ, КФл Списан 10.04.. С 02.1992 — «Р-49»
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
403

30.12.
БФ Списан 10.04..
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992)
Приморский ССЗ
404
ЧФ С 15.12. «Мулния-101» в ВМС Болгарии .
«Р-6»
Приморский ССЗ
405

30.12.
БФ Списан 10.04..
«Р-26»
Рыбинский ССЗ
01710

30.03.
БФ Списан 10.04.. Проект 1241РЭ.
«Р-42»
Хабаровский ССиМЗ
901

30.03.
ТОФ Списан 03.05..
«Р-45»
Хабаровский ССиМЗ
902

26.12.
ТОФ Списан 04.08..
«Р-69»
Хабаровский ССиМЗ
903

30.09.
ТОФ Списан 04.08..
«Р-79»
Хабаровский ССиМЗ
904

19.12.
ТОФ В строю.
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992)
Средне-Невский ССЗ
200

21.04.

18.12.

30.12.
ЧФ В отстое. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины.C 15.03. — U155 «Приднепровье».
«Р-71» «Шуя»
Средне-Невский ССЗ
201

12.08.

14.09.

10.06.
ЧФ В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик.
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992)
Средне-Невский ССЗ
202

19.11.

23.12.

31.08.
ЧФ Списан 7.11.. С 15.08. U156 «Кременчуг» в ВМС Украины.
«Р-101» «Ступинец»
Средне-Невский ССЗ
203

04.08.

27.06.

30.09.
КФл В строю.
«Р-129» «Кузнецк»
Средне-Невский ССЗ
204

03.02.

19.11.

28.12.
БФ В строю.
«Р-257»
Средне-Невский ССЗ
205

03.05.

01.08.

31.10.
БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Р-46»
Приморский ССЗ
402

21.03.

20.03.

29.12.
ЧФ Списан 17.12..
«Р-66»
Хабаровский ССиМЗ
905

31.05.
ТОФ Списан 04.08..
«Р-85»
Хабаровский ССиМЗ
906

30.09.
ТОФ Списан 16.03..
«Р-103»
Хабаровский ССиМЗ
907

31.05.
ТОФ Списан 16.03..
«Р-113»
Хабаровский ССиМЗ
908

30.12.
ТОФ Списан 17.07..
«Р-158»
Хабаровский ССиМЗ
909

30.10.
ТОФ Списан 31.07..
«Р-76»
Хабаровский ССиМЗ
910

30.12.
ТОФ Списан 31.07..
«Р-83»
Хабаровский ССиМЗ
911

30.12.
ТОФ Списан 03.05..
«Р-229»
Хабаровский ССиМЗ
912

30.09.
ТОФ Списан 10.04..
«Р-230»
Хабаровский ССиМЗ
913

30.12.
ТОФ Списан 17.07..
«Р-240»
Хабаровский ССиМЗ
914

30.10.
ТОФ Списан 10.04..
«Р-261»
Хабаровский ССиМЗ
915

31.12.
ТОФ В строю.
«Р-271»
Хабаровский ССиМЗ
916

05.09.
ТОФ Списан 22.06..
«Р-442»
Хабаровский ССиМЗ
917

16.12.
ТОФ Списан 22.06..
«Р-297»
Хабаровский ССиМЗ
918

08.09.
ТОФ В строю.
«Р-298»
Хабаровский ССиМЗ
919

31.12.
ТОФ В строю.
«Р-11»
Хабаровский ССиМЗ
920

01.09.
ТОФ В строю.
«Р-14»
Хабаровский ССиМЗ
921

28.12.
ТОФ В строю.
«Р-18»
Хабаровский ССиМЗ
922

24.08.
ТОФ В строю.
«Р-19»
Хабаровский ССиМЗ
923

07.12.
ТОФ В строю.
«Р-20»
Хабаровский ССиМЗ
924

17.10.

18.11.
ТОФ В строю.
«Р-24»
Хабаровский ССиМЗ
925

06.12.

27.12.
ТОФ В строю.
«Р-29»
Хабаровский ССиМЗ
926

27.09.
ТОФ В строю.
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992)
Средне-Невский ССЗ
206

02.06.

21.08.

13.02.
БФ Списан. Установлен как музей в г. Кронштадт
«Р-60» «Буря»
Средне-Невский ССЗ
207

10.12.

30.12.

12.12.
ЧФ В строю. Установлен ЗРАК «Палаш».
«Р-160» «МАК-160»
Средне-Невский ССЗ
208

27.02.

29.09.

08.08.
КФл Списан. Демонтированы ПУ ПКР «Москит».
«Р-187» «Заречный»
Средне-Невский ССЗ
209

18.07.

16.04.

04.03.
БФ В строю.
«Р-239» «Набережные челны»
Средне-Невский ССЗ
210

05.10.

30.12.

21.09.
ЧФ В строю.
«Р-334» «Ивановец»
Средне-Невский ССЗ
211

04.01.

28.07.

30.12.
ЧФ В строю.
«Р-109» «Бриз»
Средне-Невский ССЗ
212

24.07.

13.04.

20.10.
ЧФ Выведен из состава.
«Р-291» «Димитровград»
Средне-Невский ССЗ
213

25.07.

19.10.

30.05.
БФ В строю.
«Р-293» «Моршанск»
Средне-Невский ССЗ
214

30.04.

23.08.

17.02.
БФ В строю.
«Р-2» «Чувашия»
Средне-Невский ССЗ
215

26.02.
БФ В строю.

Ракетные катера проектов 12418 и 12421

Название Верфь Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот
ССЗ «Вымпел»

29.09.
2007
ВМС Вьетнама
ССЗ «Вымпел»
2007
2007
ВМС Вьетнама
Edermen
Средне-Невский ССЗ
217
828
03.2009
08.2010
06.2011
ВМС Туркмении
Gayratly
Средне-Невский ССЗ
218
829
07.2009
05.2011
10.2011
ВМС Туркмении
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016)
ССЗ «Вымпел»
700
801

27.01.

23.05.
ВМС Египта
ССЗ «Вымпел»
01301
2016
2022
ЧФ ВМФ России Сформирован корпус
ССЗ «Вымпел»
01302
2016
2024
КФл ВМФ России Сформирован корпус

Ссылки

Конструкция

Корпус и надстройка

Корпус ракетного катера — гладкопалубный, выполнен из стали, имеет небольшую седловатость и комбинированные обводы. Восемью водонепроницаемыми переборками разделён на девять отсеков. Надстройки катера (за исключением газоотбойников) изготовлены из лёгких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса.

Главные размерения ракетного катера: длина корпуса — 56,1 м, наибольшая ширина — 10,2 м. Осадка по корпусу — 2,5 м (2,3 м для катеров проекта 1241РЭ), по винтам при полной осадке — 3,60 м, осадка эксплуатационная (для проекта 12421) — 2,55 м. Водоизмещение у различных модификаций проекта несколько различается, но лежит в пределах 500 тонн. Высота борта на миделе — 5,31 м.

Энергетическая установка

Из-за задержки с разработкой дизель-газотурбинной энергетической установки (ЭУ) первые катера проекта 1241.1, 1241РЭ, 12417 оснащались двухвальной газо-газотурбинной ЭУ (газо-турбозубчатым агрегатом) М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. каждая, двух маршевых турбин типа М-75 мощностью по 5000 л. с. и четырёх редукторов. Обладая рядом достоинств, в том числе большей экономичностью, газо-газотурбинная энергетическая установка оказалась неудобной для управления катером на малых ходах и, особенно, при швартовках. Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Максимально развиваемая катерами с газо-газотурбинной ЭУ скорость — 42 узла, экономическая — 13 узлов. Дальность плавания: полным ходом — 760 морских миль, экономическим ходом — 1400 морских миль.

Энергетическая установка ракетных катеров проекта 12411, 12418, 12421 — двухвальная дизель-газотурбинная. Она состоит из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. и двух маршевых дизельных агрегатов М-510 мощностью 4 000 л. с. (каждый из дизельных агрегатов состоит из дизеля М-504 с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора). Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Скорость максимальная — 41 узел, экономическая — 14 узлов. Дальность плавания: 36-узловым ходом — 400 морских миль, экономическим ходом — 1600 морских миль, 12-узловым ходом — 2400 морских миль.

На катерах всех проектов установлены два дизель-генератора ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и один дизель-генератор ДГР-75 мощностью 100 кВт.

Общекорабельные устройства

Рулевое устройство

В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага.

Швартовное, якорное и буксирное устройства

На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.

Спасательные устройства

Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два — в нос от ходовой рубки.

Мореходность

Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.

Обитаемость

Экипаж катеров проекта 1241.1 — 41 человек (на катерах проекта 12411 он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в четырёх двухместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта.

Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Молния.

Выполнил : Пухов Александр, ученик 9 класса «А» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63»Руководитель: Иваницкая Ольга Степановна, учитель химии и биологии

Слайд 2

Текст слайда:

Цели исследования:выяснить, что такое молния.понять и объяснить сущность наблюдаемого природного явления на основе физических законов и теорий. 

Слайд 3

Текст слайда:

Задачи:собрать и изучить научную информацию из разных источников о молнии;систематизировать полученные знания;узнать о разновидностях молнии;провести эксперимент получения электрического разряда в лабораторных условиях;обобщить полученные результаты;поделиться с одноклассниками своими открытиями;Разработать памятку как уберечься от молнии во время грозы.

Слайд 4

Текст слайда:

Гроза — красивое , но опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить , почему бывают грозы. Онисчитали , что это сердятся на людей боги. Восточные славяне в древности чтили бога Перуна, «творца» молнии и грома.Позже наши предки гром и молнию приписывали «деятельности» Ильи-пророка, который «ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы».

Слайд 5

Текст слайда:

Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Обычно гроза образуется в мощных дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Слайд 6

Текст слайда:

Молния-это электрический разряд от тучи к туче или от тучи к Земле.

Слайд 7

Слайд 8

Текст слайда:

Какие бывают молнии? По виду молнии различаются на: линейные;внутриоблачные;наземные; жемчужные;шаровые

Слайд 9

Текст слайда:

Линейная молния —

это искра, которая проскакивает между двумя облаками, заряженными электричеством разных знаков. Похожа на разветвленные корни разросшегося в поднебесье дерева.

Слайд 10

Текст слайда:

Внутриоблачные молнии: Длина внутриоблачной молнии колеблется от 1 до 150 км. Прохождение молнии сопровождается изменениями электрических и магнитных полей.

Слайд 11

Текст слайда:

Наземные молнии: Процесс развития наземной молнии: электрическое поле достигает критического значения. Возникают электронные лавины, переходящие в электрические разряды.

Слайд 12

Текст слайда:

Жемчужные молнии: Жемчужная молния очень редкое и красивое явление. Появляется сразу после линейной молнии и исчезает постепенно. Молния имеет вид светящихся шаров, напоминая собой жемчуг, нанизанный на нитку. Жемчужная молния может сопровождаться звуковыми эффектами.

Слайд 13

Слайд 14

Текст слайда:

Шаровая молния —

Это светящие шары газовой плазмы. Они медленно двигаются, а иногда стоят на месте. Существуют несколько секунд или минут, а затем исчезают с сильным взрывом. Очень ярко светят. Иногда искрит и вращается.

Слайд 15

Текст слайда:

Спасибо за внимание!

История строительства

Постройка головных катеров двух основных модификаций была поручена производственному объединению «Алмаз». Строительство серии ракетных катеров проекта 12411-Т и 12411-М осуществлялось с 1979 года практически одновременно на трёх судостроительных заводах СССР. До конца 1991 года для ВМФ СССР был построен 41 ракетный катер этого проекта: 12 катеров проекта 12411-Т (по 4 постройки Приморского, Хабаровского и Средне-Невского судостроительных заводов), 31 ракетный катер проекта 12411 (17 катеров постройки Хабаровского ССЗ, 13 катеров постройки Средне-Невского ССЗ) и 1 катер проекта 12417 (Средне-Невский ССЗ). К 1991 году в постройке находилось ещё 6 катеров проекта 12411 с готовностью от 28 % до 93 %, запланированных к достройке до 1996 года. Один катер проекта 12411-Т уже в ходе строительства был построен по проекту 12417 (30-мм автоматы были заменены на корабле одним ЗРАК «Кортик» и РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив» в целях отработки этого вооружения).

На заводах в Рыбинске и Ярославле строились катера проекта 1241РЭ, предназначенные на экспорт в страны социалистического лагеря. Всего по этому проекту было построено 22 ракетных катера (по 5 для ГДР и Индии, 4 для Польши, 3 для Румынии, по 2 для Болгарии и Йемена, 1 для Вьетнама); три катера проекта 1241РЭ служили в составе ВМФ СССР в качестве кораблей для обучения иностранных экипажей. На экспорт строился и 1 недостроенный ракетный катер проекта 12421. Кроме этого, Индией была приобретена лицензия на право постройки ракетных катеров проекта 1241 на двух судостроительных заводах — в Бомбее и Гоа

Примечания

  1. 12Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. 12Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. 12345Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. 1234567Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Патрульные и ракетные катера
  7. ИСТОРИЯ. Глава 5
  8. 12Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  9. https://www.almaz.spb.ru/index.php?module=product&sub=patrol Патрульные и ракетные катера
  10. 12345678910Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  11. ОАО ЦМКБ «Алмаз». История. Архивировано 11 апреля 2012 года.
  12. 12 Ракетный катер «Молния» проекта 12421
  13. 1234Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  14. 123456Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  15. 12Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  16. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
  17. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  18. 12Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  19. 12345Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  20. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  21. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  22. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
  23. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.
  24. Рыбинский ракетный катер «Молния» обеспечит безопасность Вьетнама. ГТРК «Ярославия». 02.10.2006
  25. 12 Армс-Тасс
  26. Первый ракетный катер «Молния» проекта 12418 будет передан Вьетнаму до конца года
  27. 12 Средне-Невский судостроительный завод завершил строительство ракетного катера для ВМС Туркменистана
  28. 12 Средне-Невский судостроительный завод заложил ракетный катер проекта 12418 для иностранного заказчика
  29. Россия передаст Египту ракетный катер Р-32 в июле — ВПК.name. vpk.name. Проверено 27 июня 2020.
  30. Переданный Каиру ракетный катер Р-32 вошел в состав ВМФ Египта — ВПК.name. vpk.name. Проверено 4 августа 2020.
  31. Россия передаст Египту ракетный катер Р-32 в июле.
  32. 12 Модернизация «Молний»
  33. Вьетнам начал сборку российских ракетных катеров. Lenta.ru. 27.10.2010
  34. ВМС Вьетнама приступают к ходовым испытаниям ракетных катеров «Молния» проекта 12418. 29.10.2013
  35. 20.07.14 Официальная передача ВМС первых двух ракетных катеров класса «Молния» вьетнамской сборки – ФОТО (20.07.2014).
  36. ВМС Вьетнама приняли в строй два новых ракетных катера. 21.7.2014
  37. Два российских катера «Молния» пополнили ВМС Туркмении Архивировано 15 октября 2011 года.
  38. Lenta.ru: Польша списала последние катера проекта «Молния»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector