Быстрый военный противодиверсионный катер проекта 03160 «раптор»

Технические характеристики катеров Раптор

Характеристики катера Раптор вкратце можно изложить в виде небольшого списка:

  • Длина: 17 м;
  • Метров в ширину: 4;
  • Водоизмещение: 23 т;
  • Осадка: 0,9 м;
  • Вместимость: 2 человека экипажа и 20 десантников;
  • Скорость хода судна: 50 узлов;
  • Дальность плавания: 300 миль.

Специально для удобства бойцов на борту катера расположен длинный отсек, оборудованный 20 местами, каждое из которых имеет по 3 ремня безопасности. Каждое кресло настраивается индивидуально под требования солдата, что обеспечивает комфорт в процессе плаванья, а также в условиях опасности или во время проведения боя.

Прямо за десантным отсеком располагается кормовой. Там находится специальное техническое отделение, в котором установлено несколько агрегатов:

  • Сцепление;
  • Мощные водометы;
  • Турбированные дизельные моторы в количестве 2 штук.

Наличие водометов привносит особую «фишку» в конструкцию катера, поскольку за счет них тяжелое судно может, буквально, произвести разворот, находясь в статичном положении. Штатный моторист следит сразу за одновременной работой водометов и дизельных двигателей.

Тактико технические ттх катера Раптор так же соответствуют всем современным требованиям. За ходовым постом оборудован боевой модуль, и его главной отличительной чертой является «Управа-корд», дистанционно управляемая боевая система. Она состоит из специального оптического модуля, а также пулемета КПВТ с калибром 14,5 мм. Даже в условиях различных помех (в том числе и радио) данный модель способен обнаруживать врага и вести прицельный огонь. Система в автоматическом режиме может производить корректировку, оценивать расстояние до врага, рассчитать траекторию движения и многое другое.

Корпус десантно-штурмового катера Раптор

Как уже было сказано, корпус катера изготовлен из алюминия, который совершенно не подвержен коррозии даже при нахождении в морской воде. Визуально судно соответствует всем требований, касаемо оформления военной техники. Маскировочная камуфляжная окраска смотрится внушительно, а также позволяет экипажу более незаметно передвигаться по водной глади.

Вооружение катеров Раптор

Боевая система работает в нескольких функциях, самой интересной из которых является ведение предупредительного огня. Аппарат отслеживает скорость цели и расстояние до нее, после чего производит очередь, ложащуюся поперек корпуса судна врага. Обнаружение цели производится на расстоянии до 3 км, а огонь на поражение ведется за 2 км. Убойная сила пули сохраняется на расстоянии до 8 км, а если враг приближается на 500 м, то один небольшой снаряд сможет пробить броню толщиной до 32 мм. При условиях недостаточно данной огневой мощи модуля управы корд калибром 14, на корпус катера можно установить портативный гранатомет.

Конструкция

Рубка удалена к носовой части транспортного средства, и изготовлена с броневой защитой разряда 5 и 5а, иллюминаторы, также сделаны из пуленепробиваемого стекла, для непрерывной и безопасной работы экипажа. Рубка вмещает экипаж в количестве двух человек.

Если происходит затопление отсека, то перекрывается попадание воды в другие части катера водо- газонепроницаемой дверью, благодаря такой технологии, очень сложно потопить судно.

Машинное отделение расположили в карме, в нем есть два турбодизеля объемом 18,1 л, которые были изготовлены в Америке.

Благодаря водометным двигателям, даже при частичном затоплении, можно маневрировать транспортным средством, даже при сильных кренах.

Также благодаря форме, судно может идти при различных курсовых углах и волнении до 5 баллов. Может двигаться на расстояние до 300 миль от береговой линии.

На базе катера «Раптер» был сконструировано медико-эвакуационное судно.

Устройство

Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.

Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов(ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 мощностью 1120 кВт (1502 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг. Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 26 кВт*.

В 2020 году была произведена замена главных двигателей MTU (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470МК, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезды». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.

Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.

Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.

Шведский след

«Мангуст», больше напоминавший Формулу-1 в мире катеров, под столь специфическую «хотелку» явно не подходил. Какое-то время российские кораблестроительные КБ потратили на неуверенные творческие метания… Но потом решили не изобретать велосипед, а взять уже готовую иностранную конструкцию, чтобы на ее базе и создать катер для ВМФ России.

В практике отечественного военного кораблестроения это не было чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что очень подходящий по своим ТТХ катер еще в 1991 году разработала шведская компания Dockstavarvet, и с тех пор постоянно пиарила свой Stridsbåt 90, он же — Combat Boat 90 (CB90) на всех доступных международных военно-морских выставочных площадках.

Тот факт, что катера этого проекта к концу 2010 года состояли на вооружении уже не только шведского флота, но и американского, британского, греческого, мексиканского, малайзийского и норвежского, окончательно убедил российских моряков, что CB90 — это то, что надо.

В итоге, взяв концепцию шведского катера за основу, КБ ОАО «Ленинградский судостроительный по заданию ВМФ России к 2013 году разработало конструкцию российского патрульного катера проекта 03160. Новый патрульный катер получил соответствующий его назначению «хищный» шифр «Раптор».

Впрочем, часто вместо безликой классификации «патрульный» применительно к «Раптору» используется другой, более подходящий эпитет — «десантно-штурмовой».

Изготовление под заказ

  • Пример Fish5boat GT50

  • (работы были выполнены под заказ)

К отличительным характеристикам покрытия, образующегося после обработки Раптором, можно отнести:

  • длительный срок полного высыхания корпуса катера;
  • нельзя использовать лак в качестве финишного слоя для придания глянца;
  • покраска катера должна производиться в строгом соответствии технологическим требованиям.

Несмотря на кажущуюся простоту окрашивания корпуса судна этой краской, не рекомендуется осуществлять эту операцию самостоятельно, либо с привлечением людей, не имеющих опыта работы с данным покрытием. При нарушении технологии покраски велика вероятность быстрого появления сколов на сгибах. Обращение к профессионалам позволит владельцу не потратить деньга на приобретение краски и расходных материалов зря.

Достоинства и недостатки

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» проекта 03160 выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения.
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта.
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы.
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров  есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную.
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

Проект 03160 «Раптор» представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти и уже стремится к десятку.

На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2020 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.

Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344. На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-415, П-413 и П-425.

В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.

Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.

Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.

Конструкция

Рубка с двумя рабочими местами экипажа и органами управления смещена к носовой части катера, она имеет броневую защиту классов 5 и 5а, иллюминаторы выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм. Десантное отделение расположено за рубкой. Для высадки/посадки группы используются верхние и задние люки десантного отсека или проход от носовой аппарели через рубку. Также для высадки десанта на берег может использоваться носовая аппарель. При возможном затоплении одного из отсеков он блокируется водо-газонепроницаемой дверью, что позволяет предотвратить попадание воды в другие отсеки и последующее затопление катера. Экипаж — 2 человека, десантовместимость — 20 человек. Машинное отделение размещено в кормовой части судна, согласно информации производителя, оно укомплектовано двумя американскими турбодизелями CATERPILLAR C18 ACERT E-rating (1150 л. с. при 2300 об/мин, рабочим объемом 18,1 литра, конфигурация блока цилиндров — L6), далее идет механизм сцепления, так называемая муфта, за муфтой сцепления следует валолиния на водометные движители английского производства Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS, особенностью этих водометных движителей является возможность работы при частичном заполнении канала водовода, что дает возможность маневрирования при больших кренах корпуса судна, объем этого водовода составляет 170 литров, согласно спецификации производителя.

Тактико-технические характеристики:

П-280, 10 июня 2016 года

  • Длина: 16,9 м (наибольшая)
  • Ширина: 4,1 м (наибольшая)
  • Высота: 3,6 м
  • Осадка: 0,9 м
  • Вес: 8 т (пустого)
  • Водоизмещение: 23,0 т (полное)
  • Мореходность Катер способен двигаться на любых курсовых углах при волнении до 5 баллов включительно.
  • Дальность плавания: 300 миль (экономическим ходом)
  • Скорость хода: 48 узлов (полная)-88 км/ч
    • 28 узлов при высоте волны 2,5 м
    • 20 узлов при высоте волны 4,5 м
  • Силовая установка: два дизельных двигателя CAT C18 ACERT мощностью по 1150 л. с. (847 кВт) при 2300 об/мин.
  • Суммарная мощность: 2300 л. с. (1694 кВт)
  • Движитель: два алюминиевых водометных движителя Rolls-Royce Kamewa 36A3 английского производства (диаметр импеллера 360 мм).

Вооружение

  • Один боевой модуль «Управа-Корд» состоящий из пулемёта «КПВТ» калибра 14,5 мм, гиростабилизируемого оптико-электронного модуля (ГОЭМ) и системы управления огнём. БДМ «Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учётом поправки на внешние факторы. Дальность обнаружения целей составляет 3 км, а прицельная дальность стрельбы — 2 км. Разработка ОАО “НПО «Карат».
  • Два пулемёта «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках побортно.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160

Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.

Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.

В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.

На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.

Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.

В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.

Алгоритм покраски плавсредства

Качественное и долговечное покрытие можно получить только при соблюдении последовательности производства работ. Перечень действий будет различен для катеров, корпусы которых выполнены из различных материалов. Так, подготовка поверхности плавсредства из алюминия, дюрали выполняется следующим образом:

  1. с корпуса демонтируются все декоративные элементы;
  2. те детали, которые не планируется окрашивать, или будут окрашены в другой цвет, так же либо снимаются, либо тщательно заклеивается защитной пленкой.
  3. старое покрытие тщательно удаляется;
  4. при наличии очагов коррозии, от них необходимо избавиться;
  5. дефекты корпуса (сколы, вмятины, трещины) необходимо устранить до начала окрашивания;
  6. корпус шлифуется, при необходимости – локально или полностью – грунтуется;
  7. после высыхания загрунтованной поверхности она полностью обезжиривается при помощи антисиликона или другого подходящего растворителя.
  8. площади под покраску матируют – это способствует повышению адгезии;
  9. поверхность очищается от пыли, и снова обрабатывается подходящим средством для обезжиривания.

Наши специалисты

Павел Шаварин Технический директор

Вадим Гордеев Электрик, специалист по аргонно-дуговой сварке

Иван Уваров Маляр, специалист по полировке

Олег Гордеев Специалист по переоборудованию кокпитов лодки

  • По Вашей заявке мы можем обеспечить выезд мастера на указанный адрес.
  • Если же у Вас нет возможности привезти лодку к нам, мы сами организуем доставку своим транспортом.
№ п/п Наименование услуги Цена
1 Окрас плавсредства от 50000 руб.

Смотреть все цены

Корпус из стеклопластика

Покраска корпуса из пластика/стеклопластика Раптором требует иного подхода к подготовке поверхностей катера. Дело в том, что для придания гладкости последние обрабатываются производителем специальным воском

Удалять его следует очень осторожно, без применения абразива. Это весьма трудоемкий процесс, выполнить который самостоятельно весьма непросто

После удаления воскового слоя необходимо устранить все недостатки: зашпатлевать повреждения, обработать трещины. После застывания шпатлевки отремонтированные области аккуратно шлифуют для придания гладкости.

Затем на весь корпус наносится тонкий слой двухкомпонентной грунтовки, состоящей из смеси гелькоата и стеклопластиковых волокон.

По окончании подготовительных работ наступает этап нанесения краски.

Работа с Раптором подразумевает, что покраска предваряется приготовлением смеси для обработки поверхностей катера.

Пропорции обычно указываются на упаковке, однако собственно процесс приготовления краски лучше доверить квалифицированным специалистам. Они гарантируют, что смесь для покрытия вашего судна будет приготовлена в соответствии с требованиями технологии, а также определят время, которое потребуется для полного затвердевания покрытия.

Специалист может посоветовать, какие составляющие следует добавить в смесь, чтобы окрашенная поверхность получилась менее шероховатой.

Традиционно Раптор наносится распылением: так слой получается более тонким, но плотным. Без опыта подобных работ трудно сделать первый слой равномерным, а это чревато потерей материалом механической прочности. В зависимости от фирмы-производителя, через полчаса-час (при условии, что температура воздуха в помещении не ниже +20°С) происходит процесс полимеризации краски. По его завершении можно наносить финишный слой.

Покраска корпуса лодки своими руками Раптором невозможна на воде. Для осуществления процедуры необходимо поместить плавсредство в помещение с хорошей вентиляцией и нормальной температурой воздуха. При соблюдении этих условий покрытие на вашем судне просохнет равномерно, и, соответственно, прослужит гораздо дольше.

Наши услуги

изготовление аэратора

изготовление и монтаж стекол

изготовление консолей

изготовление рундуков

малярные работы

покрытие морским винилом

пошив тентов

ТО мотора

установка Motorguide

установка эхолота

Наши партнеры и поставщики

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • США;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

Заключение

Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.

Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.

Автор статьи:
Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector