Первый в космосе. изобретения и идеи циолковского, опередившие свое время
Содержание:
- Проект «Меркурий»
- Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка Второй мировой войны: история появления на фронте, достоинства и недостатки
- Эволюция и будущее
- Ракеты нацистской Германии
- Конструкция ПКК
- Виды ракет России
- Навигация
- Атлантида Бермудского треугольника
- Монстр в космосе
- Общая информация
- Проблемы ракетно-космической отрасли России
- Советские ракеты-носители
- Модернизация
- Доступность ссылки
- Что известно о космических скоростях простым людям
- Читайте также
- Проект Н. Кибальчича
- Популярное из последнего
- Первая космическая скорость
- Отличия ракеты Р-2 от Р-1
- Историческая справка
Проект «Меркурий»
Вскоре после успешных полетов первых искусственных спутников Земли в американских СМИ вовсю рекламировалось создание пилотируемого космического корабля «Меркурий», даже называлась дата его первого полета
В этих условиях крайне важно было выиграть время, чтобы выйти победителем в космической гонке и одновременно продемонстрировать миру превосходство той или иной политической системы. В итоге запуск ракеты «Восток» с человеком на борту спутал амбициозные планы конкурентов
Разработка «Меркурия» началась в компании «Мак Доннел Дуглас» в 1958 году. 25 апреля 1961 года состоялся первый запуск беспилотного аппарата по суборбитальной траектории, а 5 мая – первый пилотируемый полет астронавта А. Шепарда – тоже по суборбитальной траектории продолжительностью 15 минут. Только 20 февраля 1962 года, спустя десять месяцев после полета Гагарина, состоялся первый орбитальный полет (3 витка продолжительностью около 5 часов) астронавта Джона Гленна на корабле «Френдшир-7». Для суборбитальных полетов использовалась ракета-носитель «Редстоун», а орбитальных – «Атлас-Д». К тому времени в активе СССР был суточный полет в космос Г. С. Титова на корабле «Восток-2».
Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка Второй мировой войны: история появления на фронте, достоинства и недостатки
Эволюция и будущее
Ракеты нацистской Германии
Изучение реактивного движения живо интересовало не только советских ученых. Сходные работы велись и в Германии.
В конце 20-х гг. немецкий инженер М. Валье совместно с концерном «Опель» всерьез занялся созданием автомобилей и самолетов на реактивных двигателях. В 1927 г. он совместно с И. Винклером учредил в Бреслау Общество межпланетных сообщений. Другими членами этой организации стали Р. Небель и Г. Оберт. В 1930 г. общество смогло устроить под Берлином «Ракетодром», и в том же году к нему присоединился молодой В. фон Браун. В конце 1934 г. две ракеты фон Брауна типа А-2 под собственными именами «Макс» и «Мориц» успешно стартовали с полигона на острове Боркум на Балтике.
С 1936 г. немецкие ракетчики работали в режиме наибольшего благоприятствования. Очень скоро фон Браун сосредоточил свои усилия на создании «большой ракеты» А-4, которая уже в ходе войны была запущена в серию как знаменитое орудие возмездия «Фау-2». Работы над ней шли в исследовательском центре «Пенемюнде-Запад». А на соседнем полигоне «Пенемюнде-Восток» ракетными разработками занимались германские ВВС. Здесь под руководством конструктора Р. Луссера создавалась крылатая ракета ФИ-103 — будущая «Фау-1». Этот беспилотный аппарат с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, весивший более 2 т, и способный поразить врага на расстоянии до 240 км, был полностью готов и поступил на вооружение в 1944 г.
В том же году на вооружение поступила и А-4 фон Брауна. Ракета массой 13 т и высотой 14 м поражала цели на расстоянии до 300 км, преодолевая его за 5 минут. Она поднималась на высоту более 80 км и оттуда обрушивалась на противника. Фон Браун не останавливался на достигнутом и разработал проект новой, уже двухступенчатой межконтинентальной баллистический ракеты А-4/А-10, которая, имея дальность полета до 5000 км, была способна поразить США. Но война была проиграна, а В. фон Браун сдался американцам, чтобы продолжить работать уже в США.
В. фон Браун после сдачи в плен союзникам в мае 1945 г.
Вернер фон Браун в США
В США Вернер фон Браун вместе со своей командой продолжил работу над новыми типами ракет. Сперва они продолжали запускать ракеты «Фау-2», а затем, совместно с Лабораторией реактивно движения (JPL) создали двухступенчатую ракету «Бампер». Ее 1-ю ступень стала «Фау-2», а 2-й — разработанная в JPL первая американская жидкостная ракета «ВАК-Корпорал»
Запуск ракеты «Бампер-8» с полигона Канаверал 24 июля 1950 г.
Конструкция ПКК
Пилотируемая ракета «Восток» (Гагарин в качестве пилота) состояла из спускаемого аппарата в виде сферы наружным диаметром 2,4 метра и отделяемого приборно-агрегатного отсека. Теплозащитное покрытие спускаемого аппарата имело толщину от 30 до 180 мм. В корпусе предусмотрены входной, парашютный и технологический люки. В спускаемом аппарате находились системы электропитания, терморегулирования, управления, жизнеобеспечения и ориентации, а также ручка управления, средства связи, пеленгации и телеметрии, пульт космонавта.
В приборно-агрегатном отсеке располагались системы управления и ориентации движения, энергопитания, УКВ-радиосвязи, телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности ПКК размещались 16 баллонов с азотом для использования системой ориентации и кислородом для дыхания, холодные навесные радиаторы с жалюзи, датчики Солнца и двигатели ориентации. Для схода с орбиты предназначалась тормозная двигательная установка, созданная под руководством А. М. Исаева.
Обитаемый модуль состоит из:
- корпуса;
- тормозного двигателя;
- катапультируемого кресла;
- 16 газовых баллонов системы жизнеобеспечения и ориентации;
- теплозащиты;
- приборного отсека;
- входного, технологического и служебных люков;
- контейнера с пищей;
- комплекса антенн (ленточных, общей радиосвязи, системы командной радиосвязи);
- кожуха электроразъемов;
- стяжной ленты;
- системы зажигания;
- блока электронной аппаратуры;
- иллюминатора;
- телевизионной камеры.
Виды ракет России
Межконтинентальные баллистические ракеты
По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:
- из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
- с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
- с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
- с морского / океанского дна — «Скиф»;
- с подлодок — «Булава».
Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20
Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.
Крылатые ракеты высокой точности
Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:
- Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
- Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
- Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
- Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
- П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».
Пуск противокорабельной ракеты П-700 «Гранит»
Противокорабельные ракеты
Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».
Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».
Авиационные ракеты России
Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.
В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».
Применяется в качестве вооружения:
- тяжелых истребителей Су-27;
- сверхманевренных истребителей Су-35;
- истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.
Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.
По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.
Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.
Самолет МиГ-31 с ракетой Х-47М2 «Кинжал»
Навигация
Атлантида Бермудского треугольника
Монстр в космосе
Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.
Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.
Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.
И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.
Общая информация
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
Проблемы ракетно-космической отрасли России
Как было отмечено выше, кризис 90-х годов нанес урон в экономику страны. Несмотря на значительное улучшение ситуации, существующие проблемы до сих пор тормозят развитие отрасли, препятствуя реализации программ и проектов.
К числу трудностей, остающихся актуальными в настоящее время для российской ракетно-космической отрасли, следует отнести следующие:
- Несоответствие имеющейся производственной базы современным требованиям и стандартам. Существенная часть производственных мощностей отрасли не обновлялась со времен СССР, в результате чего темпы износа основных фондов во много раз превышают коэффициент их обновления. Доля изношенного оборудования постоянно растет, что не позволяет осваивать производство передовой техники.
- Снижение качества продукции и услуг. Несмотря на многочисленные попытки реорганизации структуры управления отраслью, система контроля качества большинства предприятий не соответствует современным требованиям. Если все оставить без изменений, то дальнейшее снижение качества продукции может привести к утере занимаемых Россией позиций на международном рынке коммерческих космических запусков.
- Низкая эффективность производства. Согласно статистическим данным производительность труда на предприятиях российской ракетно-космической промышленности во много раз уступает показателям аналогичных сегментов экономики США и Евросоюза. Подобная ситуация снижает конкурентоспособность страны и не позволяет России расширять свое присутствие на мировом рынке.
- Продолжающийся отток из отрасли квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров. Средний возраст работников отрасли составляет 55 лет, а относительно низкие зарплаты и отсутствие отчетливых перспектив роста не способствуют приходу молодых специалистов.
Советские ракеты-носители
После разгрома нацистской Германии между СССР и США началась гонка за обладание немецкими ракетными секретами.
Перед советскими ракетчиками была поставлена задача — воспроизвести немецкую А-4, но Королев понимал, что копирование довольно ненадежной ракеты фон Брауна в перспективе бессмысленно.
В 1953 г. приступив к работе над ракетой, способной доставить отделяемую головную часть массой 5 т на расстояние до 8 тыс. км, он твердо решил отказаться от немецкого «наследства» и разработать совершенно новую ракету, подобной которой еще не было. Несмотря на то, что военный заказ был рассчитан на новый вид ядерного оружия, у С. Королева появилась возможность создать ракету, которая могла бы вывести корабль в космос.
Поскольку двигателя, способного вывести такой груз на орбиту, не существовало даже в проектах, он предложил революционную конструкцию ракеты. Она состояла из четырех блоков первой ступени и одного — второй, соединенных параллельно. Такую систему назвали «пакетом». Причем, унифицированные двигатели всех 5 блоков начинали работать с земли. 15 мая 1957 г. состоялся первый запуск новой ракеты, названной Р-7. Дорога в космос была открыта. На основе базового проекта этой ракеты конструкторами были разработаны восемь различных модификаций ракет-носителей среднего класса, в том числе РН «Восток» и «Союз» для выведения на орбиту пилотируемых космических кораблей.
Ракета-носитель «Протон»
Рабочий внутри обтекателя PH «Протон»
В 1964 г. конструкторское бюро В. Челомея разработало ракету-носитель нового для космонавтики класса — тяжелого. Лунная и военная космические программы требовали вывода в открытый космос тяжелых объектов, что было не под силу старым ракетам. Таким двухступенчатым ракета-носителем стал УР-500, первый запуск которого был осуществлен в июле 1965 г. Новый РН вывел на орбиту космическую станцию «Протон-1», по названию которой позднее и получил свое наименование. Сразу после этого было принято решение о модернизации УР-500, в результате чего через 2 года появилась трехступенчатая ракета-носитель «Протон-К». Позднее появилась и четырехступенчатая версия «Протона». В зависимости от модификации он способен вывести до 20 т полезной нагрузки на орбиту высотой 200 км.
Глушко Валентин Петрович (1908-1989 гг.)
Глушко Валентин Петрович
Советский конструктор, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, под его руководством были созданы двигатели для ракет-носителей «Восток» и «Протон», генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран».
Поделиться ссылкой
Модернизация
Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.
Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.
Доступность ссылки
Что известно о космических скоростях простым людям
На телевидении есть передача, в которой весёлый молодой человек бегает по улицам и задаёт прохожим разные вопросы. За правильный ответ он вручает 1000 рублей. Однажды он задал такой вопрос: «Какую скорость надо развить, чтобы оторваться от Земли?» Первый встречный ответить не смог, и ведущий буквально клещами вытащил из второго ответ, который был признан правильным: «Вторую космическую».
Увы, молодой человек ошибся. Вернее, ошибся не он, а редакторы, придумывающие вопросы и ответы к ним. Точно так, как и редакторы, считают почти все, кто хоть отдалённо слышал про существование первой и второй космических скоростей.
На самом деле, чтобы оторваться от Земли, подходит любая скорость. Уже когда ребёнок подпрыгивает, он отрывается от Земли. Пусть ненадолго, но отрывается. И вообще, до Луны или до другого космического объекта можно добраться с любой скоростью. Для этого надо немного разогнаться, а потом поддерживать силу тяги двигателя, равную силе земного притяжения, и вы будете «бороздить просторы Вселенной» с постоянной скоростью. Более того, если представить, что какой-то чудак сумел построить лестницу до Луны, то вы сможете подняться туда просто пешком. Примерно так, как вы поднимаетесь к себе домой на третий этаж, только гораздо дольше.
А как же космические скорости? Космические скорости подразумевают, что ракета, достигнув их, дальше летит к намеченной цели по инерции, с неработающим двигателем. Это только в мультфильмах про космические путешествия показывают летящие ракеты с работающим двигателем. Но это исключительно для создания иллюзии движения.
Если же в реальных условиях двигатель у ракеты будет работать постоянно, то даже для полёта на Луну потребуется такое количество топлива, что его ни одна ракета не осилит.
Читайте также
Проект Н. Кибальчича
В связи с этим невозможно не вспомнить Николая Кибальчича, русского революционера, народовольца, изобретателя. Он был участником покушений на Александра II, именно он изобрел и изготовил метательные снаряды с «гремучим студнем», которые были использованы И.И. Гриневицким и Н. И. Рысаковым во время покушения на Екатерининском канале. Приговорён к смертной казни.
Повешен вместе с А.И. Желябовым, С.Л. Перовской и другими первомартовцами. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты. В проекте было описано устройство порохового ракетного двигателя, управление полетом путем изменения угла наклона двигателя, программный режим горения и многое другое. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 г.
Популярное из последнего
Первая космическая скорость
Первая космическая скорость — это скорость, с которой надо горизонтально запустить объект, чтобы он стал вращаться вокруг Земли по круговой орбите.
Чем больше высота, с которой мы запускаем объект, тем меньше эта скорость. Например, Международная космическая станция летает на высоте 400 км со скоростью 7,6 км/с, а Луна — на расстоянии 384 500 км от Земли со скоростью 1 км/с. «Нулевой» высоте соответствует скорость 7,9 км/с, что обычно и называют первой космической скоростью.
Точно так же Земля вращается вокруг Солнца почти по круговой орбите со скоростью ≈ 30 км/с. Это и есть первая космическая скорость относительно Солнца на таком расстоянии от него.
Если скорость спутника чуть больше первой космической для его высоты, его орбита будет эллипсом. Все спутники вокруг Земли и планеты вокруг Солнца движутся именно по эллипсам. И орбиты комет — тоже эллипсы, только очень вытянутые, так что кометы улетают по ним «в даль тёмную», лишь изредка возвращаясь к Солнцу «погреть бока».
Иными словами, первая космическая скорость — это минимальная скорость, при которой тело, движущееся горизонтально над поверхностью планеты, не упадёт на неё, а будет двигаться по круговой орбите.
Отличия ракеты Р-2 от Р-1
В чем же состояло конструктивное отличие ракеты Р-2 от Р-1? Основное – в отделении головной части от корпуса в конце активного участка полета, чем решалось множество задач: снижалось требование к прочности корпуса ракеты, так как исключалась необходимость в нем на пассивном участке траектории, где тепловые нагрузки были значительно больше, чем на активном участке; вышеуказанное, в свою очередь, позволяло применять алюминиевые сплавы вместо стали на баке горючего и использовать его несущим – как корпус, а также отказаться от теплозащиты.
Это выявило разительные достоинства новой конструктивной схемы: масса незаправленной ракеты Р-2 была только на 350 кг больше массы незаправленной ракеты Р-1, притом стартовый вес первой был на 7 тонн больше, чем достигалась дальность стрельбы 600 км, против 300 у ракеты Р-1.
Компоновка ракеты Р-2 предусматривала расположение приборного отсека непосредственно над хвостовым отсеком, а не возле головной части, как у ракеты Р-1. Это существенно облегчало обслуживание аппаратуры системы управления. Указанные работы были выполнены коллективом ракетчиков С. П. Королева.
Коллективом двигателистов под руководством Валентина Петровича Глушко была проведена работа по форсированию двигателя РД-100 ракеты Р-1 по тяге на 7 тонн и другие изменения, в результате для ракеты Р-2 был изготовлен новый двигатель РД-101, на треть мощнее и на четверть легче предшественника.
Сергей Павлович Королев – конструктор первых советских ракет
Для улучшения точности попадания система управления, коллективом Николая Алексеевича Пилюгина была дополнена системой боковой радиокоррекции, снижающей параллельный снос ракеты, к которому автономная система управления была нечувствительна. Для реализации радиокоррекции требовалось размещение за стартовой позицией на расстоянии 25-30 км от старта, специальной аппаратуры БРК контролировавших поведение ракеты в полёте. Радиопередатчик БРК работал в метровом диапазоне волн.
Его мощность передавалась через специальный антенный коммутатор на две директорные антенны, разнесенные на 100 м друг от друга. Коммутатор обеспечивал симметричное качание луча, относительно линии прицеливания. В крайних положениях сигнал модулировался разными частотами. Это позволяло бортовому приемнику ракеты определить направление отклонения, а системе управления дать сигнал на коррекцию траектории.
Изменение габаритов ракеты Р-2 по сравнению с Р-1, новая компоновка приборного отсека потребовали от коллектива В. П. Бармина разработки новой системы наземного оборудования, обеспечивающей мобильность и безотказность действия всех агрегатов…. В итоге, Р-2, хотя и базировалась на идее и наработках Р-1, на деле представляла собой совершенно новую ракету, отличную от прародителя по всем параметрам. На основе осмысления чужого опыта, советским ученым действительно удалось создать собственную ракету.
25 мая 1949 года на полигоне был впервые в СССР проведен вертикальный пуск экспериментальной ракеты Р-1А, с целью отработки для ракеты Р-2 принципов отделения головной части ракеты: определения характера изменения тяги двигателя после его выключения для выбора момента отделения головной части и расчета необходимой отталкивающей силы.
В головной части ракеты, кроме того, устанавливались два контейнера с научной аппаратурой для исследования параметров верхних слоев атмосферы и прохождения в них дециметровых и сантиметровых радиоволн. Контейнеры спасались при помощи парашютных систем. Всего было четыре пуска на высоту 110 и 210 км.
Ракета Р-2: первая ракета полностью «домашней» разработки созданная в СССР. При внешней схожести с Р-1, отличалась от неё почти каждой деталью
Историческая справка
Идея освоения околоземного пространства возникла в России еще в XIX веке, когда Константин Циолковский представил свою теорию полетов в космос. Однако практическое воплощение началось после Великой Отечественной войны, когда на базе немецкой ракеты ФАУ-2 были созданы первые отечественные разработки ракетной техники.
В мае 1946 года постановлением правительства СССР было создано опытное конструкторское бюро (ОКБ) по разработке ракетной техники под руководством генерального конструктора С. П. Королева. Впоследствии на базе ОКБ функционирует ведущее советское научно-космическое объединение «Энергия».
В 1955 году состоялся первый удачный запуск стратегической баллистической ракеты Р-5, а в 1957 г. была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, давшая старт космической эпохе. Именно на ее модификации в октябре 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.
Далее на базе простой и надежной конструкции ракеты Р-7 было создано множество модификаций космических кораблей, в том числе и «Восток-1», на котором Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в околоземное пространство. За прошедший с 1957 года период на ракетах семейства Р-7 осуществлено свыше 1800 космических запусков.
В 1960-1980 гг. советская ракетно-космическая промышленность развивалась, являлась стратегическим направлением экономики и оборонного комплекса страны. Развал СССР и кризис 90-х не обошел стороной отрасль. К началу 2000 г. из-за значительного сокращения государственного финансирования и оттока квалифицированных кадров она оказалась в сложной ситуации. Для выживания в этот непростой период многие российские компании пошли на широкую кооперацию и создание совместных предприятий с западными партнерами.
К 2005 году на фоне роста экономики государственная поддержка отрасли существенно возросла, а принятие амбициозных федеральных программ по освоению космоса позволило приступить к модернизации предприятий комплекса.