Тяжелый танк «тигр». великий и ужасный? часть 1

Разновидности

Ранняя производственная серия Тигра получила название PzKpfW VI Ausf. H. Она отличалась тропической системой для двигателя, облегчавшей эксплуатацию в горячем климате пустыни, таком, с каким сталкивались в Северной Африке. Также он мог преодолевать водные препятствия довольно большой глубины вброд. PzKpfW VI Ausf. E стал новой модификацией и заменил собой предшественника, начиная с февраля 1944 года. По немецким традициям корпус Тигра был использован для создания других машин, обеспечивающих потребности армии. Например, была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), позволявшая буксировать поврежденные танки, с которыми не справлялись по причине большого веса обычные тягачи. Ведущий танк существовал как «Бефехлспэнзер Тайгер» с дополнительным оборудованием связи, командирская версия «Befehlspanzer» и штурмовое орудие «Sturmtiger» имевшее морскую пушку калибра380 мм и предназначенное для разрушения долговременных укреплений.

История

Создание

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1938 году. К этому моменту на вооружении Вермахта вообще не было тяжёлых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1. С другой стороны, в планируемой военной доктрине (опробованной позже в Польше и во Франции) тяжёлым малоподвижным машинам практически не было места, поэтому требования военных к такого рода танку были довольно расплывчаты. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов фирмы «Хеншель» (Henschel) начал проработку 30-тонного «танка прорыва» (Durchbruchwagen). В течение 1939—41 гг. фирма «Хеншель» построила два опытных образца, известных под обозначениями DW1 и DW2. Первый из прототипов был без башни, на второй устанавливалась башня от серийного Panzerkampfwagen IV. Толщина брони прототипов не превышала 50 мм.

После нападения Третьего Рейха на Советский Союз немецким военным стала очевидной необходимость качественного усиления танкового парка Вермахта. Немецкий средний танк Panzerkampfwagen IV последних модификаций E и F на тот момент cильно уступал по основным характеристикам советскому среднему танку (в немецкой классификации тех лет Mittlererschwerer — среднетяжёлому) Т-34 выпуска 1941 года. Аналога КВ-1 в Вермахте не было совсем. Хотя за счёт высокого мастерства экипажей, хорошего насыщения танковых частей артиллерией сопровождения, отличному взаимодействию с авиацией немецкие войска более чем успешно выводили из строя как Т-34, так и КВ, в значительном числе боевых эпизодов в руках грамотных советских танкистов «тридцатьчетвёрки» и КВ наглядно показали, что хорошая обзорность, отличная эргономика всё же не компенсируют полностью слабое бронирование и вооружение «четвёрок». C преодолением хаоса и неразберихи в Красной Армии эти машины стали представлять всё большую угрозу для солдат Вермахта. Кроме того, по ходу войны немецким войскам всё чаще приходилось сталкиваться с заранее подготовленной обороной противника, где необходимость тяжёлого танка прорыва уже не подвергалась сомнению. Решение возникших задач разделилось на два направления — модернизацию уже существующих образцов бронетехники (Panzerkampfwagen III и Panzerkampwfagen IV) и ускоренному созданию своего аналога советского КВ-1.

Вскоре после нападения на СССР конструкторским бюро двух известных машиностроительных фирм — «Хеншель» и «Порше» поступили тактико-технические требования на тяжёлый танк прорыва проектной массой 45 тонн. В распоряжении главы первого КБ Эрвина Адерса уже был значительный багаж наработок по DW1 и DW2, тогда как возглавлявший «конкурентов» Фердинанд Порше только пробовал себя в танкостроении. Представление опытных образцов было приурочено к 20 апреля 1942 года — дню рождения фюрера, времени на разработку и постройку прототипов было немного. Эрвин Адерс и сотрудники его КБ пошли по традиционному пути немецкой танкостроительной школы, выбрав для нового тяжёлого танка ту же компоновочную схему, что и у Panzerkampfwagen IV и применив на танке новое изобретение конструктора Г. Книпкампа — «шахматное» расположение опорных катков в четыре ряда. До того оно применялось только на тягачах и бронетранспортёрах фирмы «Ханомаг», использование его для танка было новшеством в мировом танкостроении. Таким образом была успешно решена задача повышения плавности хода, а следовательно и повышения точности стрельбы на ходу. Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в т. ч. спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия. Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди. На последней удачной конструкцией оказалась башня, которую без особых изменений позаимствовали «конкуренты».

По результатам показа прототипов фюреру и последующих тестов на Куммерсдорфском полигоне военным руководством Третьего Рейха был выбран прототип фирмы «Хеншель», несмотря на личное покровительство фюрером Ф. Порше. Под наименованием PzKpfw VI Ausf H «Тигр» он был запущен в серийное производство. Общее количество выпущенных машин — 1355 единиц.

В чем заключалась мощь Тигра?

Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:

«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»

«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч

Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет

Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.

Танк Тигр

Танк Тигр

Танк Тигр

Останки PzKpfw. VI «Тигр» №142 из 501-го танкового батальона

Броня танка «Тигр».

Толщина брони «Тигра» по тем временам была весьма впечатляющей. Наиболее опасные участки — вертикальные и близкие к вертикали участки брони были толщиной в 80-100 мм. Нижний лист корпуса, который закрывали катки танка, имел толщину в 60 мм, но сами катки большого диаметра давали неплохую защиту. Наиболее опасное место — лоб башни дополнительно было защищено литой орудийной маской.  Опыт боевых действий говорит сам за себя. Корпус танка «Тигр» на момент его появления был, фактически не пробиваем для наиболее распространенных артиллерийских систем антигитлеровской коалиции.

Горизонтальное бронирование танка «Тигр» выглядело менее впечатляющим, но все равно составляло двадцать пять миллиметров и в целом отвечало своему назначению. Впрочем, существовали отдельные случаи, когда танки подбивались даже легкими танками и бронеавтомобилями, когда им представлялась возможность стрелять сверху вниз, либо с близкой дистанции в корму. Однако эти победы не носили систематический характер. Уязвимости кормой части «Тигра» добавляло открытое расположение воздушных фильтров, выхлопных труб и прочего оборудования.  

Слабость горизонтального бронирования танка «Тигр» стала особенно неприютной в связи с увеличением числа самолетов штурмовой авиации и легких бомбардировщиков, в особенности в 1944-45 гг. Ответом на это было утолщение до 40-45 мм брони башни «Тигра», но без утолщения бронирования крыши МТО, такую меру следует признать лишь половинчатой.

«Тигры» в Красной армии

Несмотря на то, что первые «Тигры» были захвачены еще в январе 1943 года, их использование в Красной армии носило эпизодический характер. Причин у этого было несколько. Во-первых, в более-менее пригодном для дальнейшего применения состоянии немцы бросали эти танки редко, стараясь подорвать машины, которые было невозможно эвакуировать или отремонтировать на месте. Во-вторых, не стоит забывать, что «Тигров» было не так уж и много. К тому же советские танкисты стремились не повредить, а именно уничтожить немецкий тяжелый танк, что практически гарантировало высокую награду. С учётом всего этого не стоит удивляться, что первый достоверный случай применения трофейного «Тигра» в бою был зафиксирован только в самом конце 1943 года.

Первым, достоверно использовавшим «Тигр» в бою, стал экипаж под командованием гвардии лейтенанта Н.И. Ревякина из 28-й гвардейской танковой бригады. 27 декабря 1943 года один из «Тигров» 501-го танкового батальона застрял в воронке, его экипаж убежал, а сам танк стал трофеем. На следующий день танк был зачислен в состав 28-й бригады. Ревякина назначили командиром трофейного тяжёлого танка по той причине, что он уже имел большой боевой опыт и боевые награды – два ордена Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды. 5 января трофейный танк с нанесенными на бортах башни красными звездами и с именем собственным «Тигр» пошел в бой. Эксплуатация этой машины выглядела достаточно типично для немецких тяжёлых танков: практически всегда эта машина требовала ремонта. Дело изрядно осложнялось отсутствием запчастей. Позже в составе 28-й гвардейской танковой бригады оказался еще один «Тигр».

Можно вспомнить и эпизод использования «Тигра» 17 января 1944 года. Экипаж Т-34 под командованием лейтенанта А.С. Мнацаканова из 220-й танковой бригады умудрился захватить в ходе боя исправный «Тигр». Используя трофейный танк, экипаж Мнацаканова разгромил вражескую колонну. За этой бой Мнацаканов стал Героем Советского Союза.

Ситуация изменилась к весне 1944 года. В этот период произошло несколько операций, по итогам которых «Тигры» были захвачены Красной армией, что называется, в товарных количествах. Например, 61-я гвардейская танковая бригада 6 марта 1944 года на станции Волочиск захватила 2 «Тигра», а 23 марта в их руках оказалось аж 13 «Тигров» и «Пантер», захваченных в Гусятине. 25 числа был захвачен еще 1 «Тигр». Самое интересное, что бригада этими трофеями воспользовалась: по состоянию на 7 апреля 1944 года в ее составе находилось 3 «Тигра». Правда, провоевали они на них всего пару дней. Вероятнее всего, трофеями 61-й бригады стали «Тигры» 503-го тяжелого танкового батальона, который известен тем, что за время боев конца 1943 – начала 1944 года безвозвратно потерял всего один «Тигр».

Состояние матчасти 51 ОМЦП на 5 июля 1944 года. Наиболее массово «Тигры» использовались именно в этой части

История имела продолжение: «Тигры» отправились на ремонт. Куда именно – неизвестно, но в переписке ГБТУ КА за весну 1944 года есть жалоба на то, что для ремонта трофейных немецких тяжелых танков не хватает прицелов и другой оптики. Так или иначе, из этого следует, что на ремонт эти танки попали. Известно и то, что часть из них отправилась в войска.

Пока что удалось достоверно определить только одну воинскую часть, которая получила трофейные «Тигры», прошедшие ремонт. Ею оказался 51-й отдельный мотоциклетный полк. Обычно в состав советского мотоциклетного полка входили 10 Т-34, но 51-й ОМЦП оказался особенным. В его состав включили роту трофейных тяжелых танков, куда входило 5 «Тигров» и 2 «Пантеры». Все они были отремонтированными, полученными с заводов. К началу Львовско-Сандомирской операции число «Тигров» сократилось до 4. Периодически в документах полка 1–2 машины данного типа указывались как требующие ремонта.

21 июля 1944 года состоялся бой, в ходе которого ОМЦП потеряла 6 Т-34–85. Ответным огнем было уничтожено 2 вражеских «Тигра», 3 самоходных орудия и 2 бронетранспортера. Не исключено, что вражеские танки были подбиты именно огнем трофейных «Тигров». Всего же за период с 20 по 22 июля 1944 года полком было уничтожено 7 «Тигров» при потере 7 Т-34–85. Далее 51-й ОМЦП получил пополнение: по состоянию на 28 июля в его составе имелось 9 Т-34–85 и 4 «Тигра». Из числа последних 3 требовали среднего ремонта, но оставались на ходу. К 19 августа 3 «Тигра» в том же состоянии всё еще находились в составе полка. Далее полк передали НКВД для действий против отрядов ОУН, при этом танки из его состава изъяли.

В общей же сложности можно говорить о не менее чем 10 трофейных «Тиграх», действовавших в разное время в тех или иных советских частях.

Источник — https://warspot.ru/9797-tyazhyolyy-trofey

Преимущества и недостатки танка Тигр

Положительные качества

  • бронирование не потеряло актуальности даже на поздних этапах войны. Считается, что Тигр один из самых безопасных для экипажей танков;
  • благодаря своим размера, боевое отделение машины было просторным. В нем с комфортом размещались все члены экипажа;
  • 8,8-см орудие редко не могло пробить вражеские танки. Пожалуй, только лобовая деталь корпуса ИС-2 могла с близких дистанций выдержать калиберный снаряд пушки Т-6;
  • отличные средства визуального наблюдения. Оптика “Цейсс” имела высокое качество, а сама фирма существует до сих пор.

Недостатки танка Тигр

  • несмотря на тех.характеристики танка Тигр и установку 700-сильного двигателя подвижность машины оставалась на низком уровне. Впрочем, это не мешало оперативно перебрасывать бронетехнику по всей линии фронта;
  • самый главный недостаток Pz. 6 – это высокая себестоимость и сложность производства. Ряд историков считает, что серийное производство этого танка было ошибкой;
  • сложность конструкции и большой вес танка Тигр-1 зачастую вынуждал оставлять подбитые машины на поле боя. Впрочем, немцам удавалось иногда оттаскивать их с помощью эвакуационных машин.

Результативность.

Пушка Pz. Kpwf VI отличалась завидной мощностью, пробивная способность снарядов была столь велика, что некоторые снаряды пробивали танки противника навылет. Одно из исследований, проведенных среди экипажей американских танков показало, что самое больше они опасаются немецких 88-мм орудий. Танкисты первой танковой дивизии американской армии шутили «Найти 88-мм пушку или умереть».

Пушка танка «Тигр» заслуженно считалось весьма метким для своего времени. Хорошим результатом считалось с четырех попыток попасть в танк с дистанции два километра.

Хорошо подготовленный наводчик был способен за тридцать секунд попасть с 3-х выстрелов в перемещающейся со скоростью 20 км/ч., танк на расстоянии до 1200 м.

Но обычно, в боевых условиях стреляли с дистанции около километра, хотя допускалась стрельба по неподвижным мишеням на дистанции до двух с половиной километров. На большее расстояние практиковалась залповая стрельба силами танкового взвода таков «Тигр».

Но известны и более впечатляющие результаты. Так известны случаи уничтожения Т-34 с дистанции 3600 метров, а также подавления батареи ПТА с дистанции в 7600 метров. Но исключение, а не правило, но в общем демонстрирует возможности орудия.

SocButtons v1.5

«Тигр» долгорукий

Версальский договор 1919 года запретил Германии заниматься разработкой артсистем крупного калибра. Компания Rheinmetall не имела права создавать пушки калибра более 70 мм, а на концерн Krupp были наложены еще более жесткие ограничения. Поэтому во Вторую мировую войну немецкие танки вступили вооруженные маломощными короткоствольными орудиями, годными разве что для поражения пехоты. Мощные пушки и усиленное бронирование советских Т-34 и КВ стали для Вермахта неприятным сюрпризом.

Единственным орудием, без труда справлявшимся со всеми бронированными машинами союзников, была 88-миллиметровая зенитная пушка 8.8 Flak 36. Танкисты молились, чтобы в случае попадания ее снаряда, танк прошило насквозь. Иначе снаряд начинал рикошетировать внутри боевого отделения, превращая экипаж в фарш. Результат попадания 88миллиметрового снаряда оказывал такое деморализующее воздействие, что специальным приказом по американской 4-й танковой дивизии запрещалось вскрывать подбитый танк и пытаться вытаскивать из него кого-либо. Этим вдали от передовой занималась специальная служба.

Пушка была разработана компанией Krupp на мощностях шведской компании Bo force (немцы командировали туда своих инженеров, чтобы обойти версальские ограничения). В 1933 году она была принята на вооружение как 8.8 cm Flak 18 L/56. Последняя цифра в названии означала длину ствола в калибрах, а цифра 18 — мнимый год разработки. Немцы делали вид, что орудие было сконструировано до окончания Первой мировой.

Ошеломительный успех 88-миллиметровой пушки как противотанковой на Восточном фронте и в Северной Африке побудил немецких инженеров взяться за разработку на ее основе танкового орудия. Вскоре новая пушка с длиной ствола 56 калибров была принята на вооружение под аббревиатурой 8.8 KwK 36 L/56. Все выпущенные Германией 1355 «Тигров» были оборудованы как раз ею.

Появившийся на Восточном фронте в конце 1942 года «Тигр» мог поражать тяжелый советский танк KB на дистанциях, запредельных для последнего. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не понесли.

В конце августа 1943 года, проводя совещание на Заводе № 112, нарком танковой промышленности Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. По его словам, «Тигры» и «Пантеры» вели огонь с дистанции 1500 м, советские же 76-миллиметровые танковые пушки могли поразить их лишь с дистанции 500−600 м. На самом деле ситуация была значительно хуже. В ходе испытаний трофейного «Тигра» на полигоне в Кубинке 25 апреля 1943 года 76-миллиметровый бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м. А подкалиберный снаряд «Тигра» порой прошивал броню Т-34 и с 4 км.

Спуск в немецкой пушке был не ударно-механический, при котором боек ударяет по капсюлю, а электрический, воспламеняющий метательный заряд при помощи раскаленного электрическим током элемента. Для выстрела наводчику KwK нужно было плавно нажать на кнопку за маховиком вертикальной наводки. Двухкамерный дульный тормоз не только снижал отдачу, но и не давал при выстреле подниматься пыли с земли, что улучшало видимость и не демаскировало танк.

Кстати, появившаяся как ответ на KwK 36 советская 85миллиметровая пушка С-53, принятая на вооружение модернизированного Т-34−85, также получилась при переделке зенитного орудия. Однако даже после этого Т-34 не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки. Все попытки создания 85-миллиметровых пушек с начальной скоростью снаряда свыше 1000 м/с (так называемых пушек большой мощности) закончились неудачей из-за быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний.

Если добавить к изрядным баллистическим качествам KwK 36 прицелы TZF 9 с цейсовской оптикой, о которых артиллеристы союзников могли только мечтать, то получаем практически снайперскую пушку.

Как играть на Tiger 1

Сразу же стоит отметить гордость легендарного немца – его 88 мм орудие, которое способно наносить 240 ед. разового урона. Урон не самый большой, но высокая скорость перезарядки указывает на высокий ДПМ. Бронепробития базовым снарядом 203 мм вполне достаточно для противостояния 7-м и 8-м уровням, но против 9-к иногда придётся заряжать премиум снаряды. Точность пушки довольно хорошая, большое время сведения компенсируется маленьким разбросом. Стабилизация орудия в движении рекордная для 7-го уровня, что и делает пушку немца самой комфортной на уровне. Бронирован танк только в башне, а значит, высокий корпус придётся всегда прятать. Лучше всего конечно занимать позиции на рельефной местности, но в открытой местности, как правило, работает вражеская артиллерия, поэтому запас прочности будет постоянно под угрозой. В городе Тигр 1 будет защищён от артиллеристских снарядов, но там нужно будет использовать все особенности орудия и переигрывать соперника скорострельным и точным орудием. Оптимальные довороты будут увеличивать шансы на рикошет или непробитие, но не стоит на это полагаться. Лучше всего находить насыпи или груды мусора, которые будут прикрывать корпус. В топе можно играть в атакующем стиле и проходить вражеские позиции, но вот внизу списка, лучше придерживаться тыла бронированных союзников и пользоваться своей скорострельностью и точностью, например гуслить врага, когда он на перезарядке, тем самым помогать союзникам.

Углы вертикальной наводки -7 градусов позволят играть от башни за невысокими пригорками. Стоит отметить огромный запас прочности немца 1500 ед. Такие характеристики у большинства тяжёлых танков 8-го уровня. Тигр 1 позволит в некоторых случаях обмениваться снарядами, имея привилегию в ДПМ. Бронепробития будет хватать для всех уровней, но сильно бронированные тяжёлые танки придётся пробивать премиум-снарядами.

Радиус обзора немца 380 м позволит засвечивать многих противников на карте, причем, если улучшить его при помощи умений «радиоперехват» и «орлиный глаз», а также установить оборудование «просветлённая оптика», тяжёлый немецкий танк станет рекордсменом на 7-м уровне и вполне сможет заменить лёгкий танк, проводя эффективную разведку.

Вот к недостаткам немца можно отнести его динамику. Максимальная скорость 40 км/ч неплохой показатель для тяжёлого класса техники, но с удельной мощностью 12 л.с./т немец будет набирать скорость медленно. Причём на возвышенностях будут сложности. Улучшить это можно при помощи умения механика-водителя «король бездорожья». С такой динамикой необходимо заранее предполагать наибольшее скопление тяжёлой техники противника на карте и сразу же занимать самые удобные позиции. Если у врага есть артиллерия, тогда рекомендуется скрываться за зданиями, играя бортами и доворотами.

В общем, Тигр 1 имеет комфортное орудие, которое будет наносить урон практически всем врагам, причём с высокой скорострельностью в единоборствах, немец будет всегда брать верх. Точность позволит выцеливать самые уязвимые места, а стабилизация орудия предоставит комфортные позиционные перестрелки. Динамика Тигра не самая лучшая, но это всё-таки тяжёлый бронированный танк, поэтому его место будет на флангах, где нужно сдерживать атаки противника и блокировать проезды к базе. Запас прочности позволит долго жить на поле боя и обмениваться уроном.

Доработка проекта

Развитие проекты продолжалось и после его утверждения для производства. Постепенно его вес увеличился до 55 тонн, напомню, что изначально лимит был 45 тонн. Такая прибавка вынудила инженеров менять конструкцию ходовой, добавив в неё дополнительные колеса в шахматном порядке, увеличив таким образом ширину гусениц, что привело к невозможности транспортировки на железнодорожных платформах. Поэтому было создано 2 типа гусениц — стандартные широкие для боевых условий и узкие для транспортировки. Установка последних отнимала у подготовленного экипажа около получаса на каждую из сторон и заключалась не только в замене гусениц, но и в снятии внешнего ряда колес. Приемная комиссия в итоге одобрила проект Тигра, поскольку он имел отличную пушку и хорошую броню, что позволяло закрыть глаза на недостатки. Серийное производство было намечено на август 1942 года, в нём вышло первые 4 Тигра, а всего предполагалось производить 12 машин в месяц.

История создания и развития

Специалисты Горьковского предприятия во второй половине 60-го года начали работы по замене грузового транспорта ГАЗ-53А: инженеры планировали серьёзно модернизировать существующую машину. В 1972 году появился транспорт с индексом 53-11, который во многом отличался от предшественника. После успешных испытаний нового транспорта руководство завода решило, что дальше необходимо создавать технику с нуля. В это же время основной конкурент компании – ЗИЛ – готовился к выпуску автомобилей нового поколения.

В начале февраля 1978 года конструкторы подготовили первый технический проект прототипа автомобиля ГАЗ-3309, который успешно прошёл проверку в Минавтопроме. В 1979 году из цеха выехали первые опытные образцы. Через два года инженеры подготовили демонстрационную серию. Главной отличительной особенностью от предыдущего поколения стала двухместная кабина, внутри которой было много свободного пространства. Салон оснастили эффективным отопительным оборудованием и вентиляционной системой. Гидроусилитель ГАЗ-3309 стал первым в истории советского машиностроения.

В 1986 году опытные образцы удачно прошли испытания, серийная модель получила индекс 3307. Массовое производство транспорта запустили в 1989 году. Под капотом находился мотор ЗМЗ-511, работающий вкупе с карбюратором. Он развивал до 125 лошадиных сил. В 1992 году на конвейер поставили первую модификацию, которая отличалась от стандартной грузоподъёмностью (повысили до 5 тысяч кг). Ей присвоили название 4301. Выпуск продолжался до 1995 года. За 3 года с конвейера сошло чуть больше 28 тысяч экземпляров.

Фургон ГАЗ-3309 появился только в 1994 году, когда конструкторы закончили работать с дизельной установкой 5441. Она развивала 115 лошадиных сил и состояла из четырёх цилиндров. Ходовую часть и кабину взяли с 3307, внеся небольшие изменения. Новая версия вытеснила с рынка своего предшественника в 1996 году за счёт экономичности и экологичности. Через год закончили производство и этой модели, так как сочли её нерентабельной. В 2001 году серийный выпуск возобновили. Специалисты отказались от немецкого двигателя, сделав выбор в пользу минского ММЗ Д-245.7. В 1999 году появились полноприводные разновидности для армии (грузоподъёмность – 2 тонны) и народного хозяйства (2,3 тонны).

ГАЗ-3309 Евро-2 появился в 2006 году. В 2008 году конструкторы довели технику до стандарта Евро-3. Бензиновые автомобили выпускали до 2009 года. После этого в течение нескольких лет их выпускали по спецзаказам государственных структур с надстройками специального назначения. В 2013 году минские инженеры довели свою разработку до стандарта Евро-4. Так же потребителям с 2012 года доступна модификация с дизельным мотором CumminsISF 3,8L. В начале 2013 года на рынок выпустили версию 33098. Её главным отличием является мотор ЯМЗ-5344.10, отвечающий экологическим стандартам четвёртого класса.

Концепция бронирования танка «Тигр».

Вначале 30-х еще сохранялось мнение, что действенность наклонного бронирования сомнительна. Считалось, что танкам не придется противостоять вражескому огню на совершенно ровной поверхности, при этом попадания будут приходится под разными углами и как следствие большого выигрыша от наклонного бронирования ожидать не следует. Тогда как внедрение наклонного бронирования существенно уменьшит полезный объем танка.

Однако этот аргумент кажется разумным при условии, если считать основным назначением танка сопровождение пехоты при прорыве оборонительной полосы. В этом случае танк, преодолевая рвы и прочие препятствия будет принимать положение под значительным углом к поверхности.   Первые же боевые действия подтвердили предположение что бои таков с танками станут нормой. Эти бои проходили преимущественно на ровной местности, а противники находились на одном- близком к нулевому — уровню, в результате чего наклонное бронирования многократно доказало свою эффективность на практике.

Как бы там ни было, конструкторы танка «Тигр» не реализовали такую возможность. Данное решение стало неотъемлемой чертой этом машины, также как и более ранних немецких машин и можно сделать предположение что Pz.Kpfw VI «Тигр» послужил переходной моделью по отношению к корпусам тех же «Пантеры» и «Тигра-В».

Танк «Тигр» даже внешне схож с более ранними и меньшими по размерам танками. Что нередко давало им определенные преимущества, когда солдаты противника издалека путали их с «Тигром» и реагировали на их появление соответсвующим образом.

С другой стороны, сравнивая танк «Тигр» с «Пантерой», которую проектировали в том же сорок втором году, надо признать что направление мыслей немецких конструкторов в вопросе рационального бронирования все же совпадало с таковым конструкторов вражеского стана.

Сейчас трудно сказать, почему конструкторы «Хеншель» решили придать своему детищу фактически прямоугольную форму. Наклонное бронирование ранее применялось в ранних немецких опытных танках и заметно в Pz.Kpfw I. Лобовой лист подбашенной коробки танка «Тигр» поставлен под почти прямым углом, а это весьма важная деталь корпуса. Считается что этому виной производственно-технические трудности, однако цельносварной остов и гнутые из одного листа корма и борта башни «Тигра» позволяют сказать, что существующие в то время технологии позволили бы внедрение наклонной брони. Так что вероятно, что на выбор формы «Тигра» повлиял скорее консерватизм его конструкторов.

Единственными листами брони расположенными мод наклоном, по сути, являлись нижний и верхний лобовые листы. Особенно последний, который расположен под вертикальным листом с установленным в нем пулеметной установкой и наблюдательной щелью мехвода. Его толщина была вполне достаточной, чтобы обеспечить достаточную защиту. Однако расположение броневых листов под рациональным углом позволило бы уменьшить их толщину при равной защищенности и как следствие снизить вес машины, что всегда было источником проблем для танка «Тигр». Поступи конструкторы именно так, «Тигр» был бы еще лучшей машиной.

Например, 60-мм лобовой лист под углом в 35 градусов обеспечил бы равную сравнению с 100-мм защиту, при равных углах встречи снаряда. А применение этой технологии ко всему танку дало бы значительно снижение массы.

Пулемет Корд патрон калибр 12,7 мм. Устройство. Вес. Прицельная дальность

Тактико-технические характеристики «Тополь-М»

Ракетный комплекс 15П165 шахтного базирования состоит из 10 баллистических ракет, хранящихся в ТПК в любой степени боевой готовности. Подвижный комплекс представляет собой 9 ракет, каждая из которых смонтирована на автономной пусковой установке. АПУ 15У175 выполнен на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Ракета помещена в контейнер из стеклопластика. На боевом дежурстве в зоне дислокации мобильный ракетный комплекс, вернее, каждая АПУ размещена в сооружении «Корона» (15У182), которое снабжено раздвигающейся крышей.

ТТХ Баллистической ракеты комплекса «Тополь-М»:

  • Баллистическая ракета – 15Ж65;
  • Дальность поражения – 12000 км;
  • Стартовая масса ракеты – 47,1 т;
  • Скорость – 7 км/с;
  • Длина ракеты – 22,6 м;
  • Длина ракеты без боевой части – 17,5 м;
  • Максимальный диаметр корпуса – 1,81 м;
  • Масса ракеты в ТПУ – 76 т;
  • Масса боевой части – 1,2 т;
  • Круговое вероятное отклонение – 200 м;
  • Тип топлива – Твердое топливо;
  • Боевая часть – ядерный заряд мощностью 550 т (тротиловый эквивалент).

ТТХ тягача МЗКТ-79221:

  • Модель двигателя – ЯМЗ-847.10;
  • Грузоподъемность – 80 т;
  • Мощность двигателя – 800 л.с.;
  • Масса – 44 т;
  • Длина – 22,7 м;
  • Ширина – 3,4 м;
  • Высота – 3,3 м;
  • Дорожный просвет – 475 мм;
  • Радиус поворота – 18 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,1 м;
  • Запас хода – 500 км;
  • Объем топливного бака – 875 л;
  • Максимальная скорость – 45 км/ч.

«Петр Великий»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector