Нужны ли танки россии

Содержание главы 1

См. также

Опыт англосаксов

Также хочу обратить ваше внимание на то, что в этот период активно перенимался и передовой иностранный опыт, должен, правда, отметить, что в качестве такового почему-то воспринимались машины англосаксов, которые явно уступали французским образцам. Так или иначе, в 1930 году у «Виккерса» и «Карден-Лойда» были закуплены танк и танкетка, впоследствии воплотившиеся в Т-26 и Т-27, активно использовавшиеся на раннем этапе ВМВ

Так или иначе, в 1930 году у «Виккерса» и «Карден-Лойда» были закуплены танк и танкетка, впоследствии воплотившиеся в Т-26 и Т-27, активно использовавшиеся на раннем этапе ВМВ.

Танк T-26

Полгода спустя в Штатах был приобретён «летающий танк» Кристи, ставший родоначальником линейки БТ, которые прошли всю ВОВ и закончили свою военную карьеру только в песках пустыни Гоби в августе 1945 года.

Примечательно, что к тому времени накопленный опыт уже позволял не просто копировать зарубежные образцы, но и создавать на их базе собственные машины, хотя приходится признать, что в этот период советские танкостроители подходили к данному вопросу чересчур осторожно. Танк Кристи

Танк Кристи

«Раш по центру»

Универсальный «солдат»

Государственные испытания танка «Спрут-СДМ1» стартовали в августе 2020 года. Как сообщили тогда в «Ростехе», испытания продлятся полтора года, речь идёт о проверке качеств машины в полевых условиях.

Уже к концу 2020 года танк успешно прошёл испытания на море и в субтропиках.

«Во время проверки боевая техника продемонстрировала высокие водоходные качества в акватории Чёрного моря и доказала свою надёжность на плаву», — говорилось в сообщении «Ростеха».

По итогам проверки была подтверждена способность танка без подготовки преодолевать водные преграды в условиях морского волнения, а также вести огонь на плаву и выходить на берег.

  • Военнослужащие Уссурийского соединения воздушно-десантных войск на аэродроме
  • РИА Новости

Как сообщил индустриальный директор комплекса вооружений госкорпорации «Ростех» Бекхан Оздоев, танк также прошёл испытания в условиях средней полосы России.

Также по теме

Единая система: как Минобороны внедряет сетецентрическую модель ведения операций

Командование Западного военного округа ВС России сообщило о проведении первых сетецентрических учений с участием самоходных…

«Можно ожидать, что показанные «Спрутом» возможности заинтересуют и зарубежных заказчиков», — заявил Бекхан Оздоев.

В начале февраля 2021 года стало известно о подготовке испытаний «Спрут-СДМ1» в Западной Сибири в условиях морозов. Как рассказали в «Ростехе», затем танк будет испытан на аэромобильность — возможность десантирования машины из военно-транспортных самолётов Ил-76МД.

Как сообщило ранее РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к штабу ВДВ, «Спрут-СДМ1» планируется принять на вооружение в 2023 году, тогда же могут стартовать серийные поставки танка.

По мнению экспертов, новая машина может заинтересовать и потенциальных импортёров за рубежом.

Эксперт полагает, что в первую очередь интерес к машине могут проявить такие страны, как Египет, Алжир и Вьетнам.

«Уверен, что танк может стать полезен и странам Ближнего Востока», — добавил Кнутов.

Похожей точки зрения придерживается и Андрей Фролов. По его словам, новейший танк предназначен прежде всего для борьбы с бронецелями противника, а также для поддержки пехоты.

«На рынке нет подобных танков — имеющих полноценную танковую пушку и при этом лёгких и маневренных. Поэтому Россия активно продвигает «Спрут-СДМ1» за рубежом. Эта машина может заинтересовать в первую очередь страны, у которых есть большие водные пространства, например Индонезию, а также те, которым нужен лёгкий танк, способный маневрировать в горах, например Индию», — подытожил эксперт.

Танк Т-90М (объект 188 М)

Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России
Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и,
таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких
производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от
350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели
Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По
маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в
Персидском заливе машину переименовали в Т-90.

Боевой танк Т-90М «Прорыв-3»

Новая версия Т-90М «Прорыв-3» также получила
современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо
более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты
«Инвар». От танка Т-14  также
взята современная система управления огнем «Калина» с цифровым
вычислителем и аппаратом сопровождения цели.

По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с
дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом
командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного
эффективнее используется 12,7 мм пулемет «Корд». На некоторых снимках
явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому,
что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть
размещена часть боекомплекта.

Мобильность и защищенность

Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор
двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен
более мощной моделью W92
S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в
передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты
«Штора-1». По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне
расположены пусковые установки дымовых гранат системы «Туча». В
некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить
некоторые элементы комплекса активной защиты «Афганит» (установлен на
танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.

Лазерный датчик системы «Штора-1»

Защищенность улучшена за счет использования современной динамической
брони типа «Реликт». С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено
сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для
того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней
(типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению
боевого веса Т-90М до 46,5 т.

В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан
решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов
основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе
с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до
стадии прототипа.

Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и
испытана так называемая башня «Бурлак». А в Омске новая башня испытывалась
на демонстраторе «Черный орел» (объект 640). Причинами отказа от этих
разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные
технические недостатки, а также высокая стоимость.

Объект 640 «Черный орел»

Фотографии

Модернизация и механизация боевой техники в СССР

Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.

Легкий танк Т-26

Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.

Какой танк лучше?

Т-34Т-100

Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17.

Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем  будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.

Танк Т-12

В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов.

Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.

Береговые ракетные комплексы «Редут»

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

Т-28

Отражение в искусстве

Первый танк Советского Союза

Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.

На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.

Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км. Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники. 

Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.

Ту-160 — BLACKJACK

История создания

После окончания второй мировой войны страны-победительницы получили доступ к многочисленным немецким разработкам, в том числе и по управляемому ракетному оружию. В США была развёрнута программа «Поларис» и начались работы по созданию подводного ракетоносца. В основе программы предусматривалась постройка 41 атомной ракетной подводной лодки (ПЛАРБ). Каждая такая лодка вооружалась 16 твердотопливными ракетами «Поларис А-1» с дальностью полёта до 2200 км.

В 1960 году лодки «Поларис» приступили к боевому патрулированию. Из-за относительно небольшой дальности пуска ракет 14-я эскадра ВМС США базировалась в Великобритании, но уже в 1964-67 гг ракеты на пяти лодках были модернизированы и получили дальность пуска 4600 км, что несомненно расширило боевые возможности применения АПЛ класса «Поларис».

В СССР в те годы проводились исследования по противодействию угрозы американских лодок-ракетоносцев. Была выработана общая концепция поиска АПЛ и её техническая реализация, выразившаяся в создании первого отечественного авиационного противолодочного комплекса «Баку». Несмотря на все его недостатки, ПЛК «Баку» штатно устанавливался на противолодочном вертолёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16 (Ту-16ПЛО), впрочем, без особого успеха — по эскадрилье таких самолётов недолго эксплуатировались в ВВС Северного и Тихоокеанского флотов.

Ввиду большого количества недостатков и технического несовершенства системы «Баку» в 1957 году начались исследовательские работы по теме «Можжевельник», а через два года в НИИ-131 началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» (Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г.). Разработкой радиогидроакустических буёв занимался НИИ-753. Научно-исследовательские работы по теме «Вяз» предусматривали разработку противолодочного вооружения.

Постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1960 г. № 640-261 разработка противолодочного самолёта поручается ОКБ-240 (ОКР по теме «Тунец»). В качестве базовой машины для Ил-18ПЛО был выбран пассажирский самолёт Ил-18В. В 1961 году в ОКБ-240 состоялась защита эскизного проекта, на которой присутствовало много приглашённых, в том числе Авиацию ВМФ представляла группа перспективного планирования, входившая в состав оперативного отдела, лётчики, штурманы и инженеры от авиации флота и 33-го ЦБП и ПЛС.

Первый полёт переделанного самолёта выполнен 27 сентября 1961 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолёт не имел противолодочного оборудования и вооружения, изменения коснулись планера и общесамолётных систем. С 15 мая по 12 июня 1962 года состоялась макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК «Беркут». На макете прорабатывались варианты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и другие вопросы. 10 марта 1963 года оборудование системы «Беркут» было установлено на самолёт и началась его отработка. Было выполнено 147 испытательных полётов. Для имитации работы буёв был построен сухопутный гидроакустический полигон.

Совместные испытания по программе второго этапа продолжались с 2 октября по 28 ноября 1964 года. Было выполнено 19 полётов. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными.

Государственные совместные испытания самолёта проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 года на Чёрном море (аэр. Кировское). Было произведено 87 полётов с налётом 287 ч, в том числе на доводку «Беркута» и магнитометра — 10 полётов с налётом 38 ч 15 мин. Выставленный буй РГБ-1 обеспечивал обнаружение дизельной ПЛ, имевшей ход 6…8 узлов (11, 2…14,8 км/ч) при состоянии моря 1…2 балла на дальности 1700…4000 м. Испытания самолёта Ил-38 проводили лётчики-испытатели 3-го управления 8-го ГНИКИ ВВС: старший лётчик-испытатель полковник Сухинин, старший лётчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 — ведущий лётчик-испытатель В. К. Коккинаки, лётчик-испытатель А. Н. Трюлин. Штурманы-испытатели: подполковники Н. Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний самолёт рекомендован к принятию на вооружение, с устранением недостатков. Перечень недостатков № 1, подлежавших устранению до начала эксплуатации самолёта, содержал 96 пунктов. Вызывала озабоченность низкая надёжность ППС «Беркут» — средняя наработка на отказ по результатам испытаний не превышала 6 часов.

Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до 1972 года. Всего построено 65 машин, что в четыре раза менее изначально запланированного. Отчасти это связано с тем, что уже в 1962 году научно-исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются противолодочные самолёты с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнего противолодочного самолёта Ту-142 с ППС «Беркут-95».

Современные танки России

Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.

Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина: россиянам кажется, что цены в стране сильно растут…

Навигация

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. МОЗГИ, ПРОМЫТЫ КУЛЬТОМ БОГАТСТВА

Рыцарские доспехи мог сделать, и уж тем более починить, буквально любой деревенский кузнец

Технология производства качественных доспехов была доступна отнюдь не каждому кузнецу. А те, кто её знали, охраняли эти сведения лучше, чем хранят тайны технологических процессов современного хай-тека. Да доспехи в Средние века как раз и были самым что ни на есть хай‑теком.

Качественные доспехи умели делать всего в нескольких регионах: Милане, Нюрнберге, Голландии. Поэтому долгое время попытки англичан завести у себя доспешное производство высокого качества заканчивались неудачей. До тех пор пока они не стали переманивать немецких бронников к себе на службу. Даже могущественный Карл V — глава Священной Римской империи и король Испании — вынужден был заказывать доспехи в Нюрнберге. В Кастилии просто не было мастеров такого класса.

Они же начали производить доспехи по мерке заказчика или же нескольких типовых размеров, которые затем купцы развозили по всей Европе.

И вы, дорогой читатель, остерегайтесь неверной информации о рыцарстве, щедро рассыпанной в самых разнообразных источниках.

«Танкгевер» против стальных монстров

Первая мировая война стала театром боевого крещения для нового оружия – танков. К концу войны на немецкие позиции накатывали лавины из сотен бронированных машин. Германия же, не уделившая достаточного внимания созданию танков, пошла по пути противодействия новой угрозе через создание противотанковых средств. Противотанковая пушка, связки гранат, изготовленные заводским способом, и противотанковое ружье «Tankgewer M1918», или Mauser T-gewer.

Tankgewehr M1918

Это тяжеленная (почти 18 кг) винтовка под новый 13-миллиметровый пулеметный патрон. Сам пулемет, правда, не успели выпустить массово, но винтовка оказалась простой в производстве и быстро прижилась в войсках. Каждая рота имела по такой смертоносной «дубине», и всего до конца войны немецкая пехота получила более 15 тысяч таких ружей. И вот уже по броне до этого неуязвимых для «стрелковки» танков защелкали серьезные пули, которые «прошивали» любой танк того времени на дистанции 300 метров. Этого было вполне достаточно для окопных условий войны, но вот заброневое действие пули, если она не поражала экипаж, оказалось низким. Война окончилась, и оружейники не успели развить новую угрозу для танков. Но приближалась новая большая война.

Боевая повозка

Считается, что англичане и французы пришли к концепции танка одновременно. Не секрет, что ещё до войны создавались колёсные броневики, вооруженные лёгкими орудиями или одним-двумя пулеметами. Однако их тяговооруженность и проходимость не позволяли действовать на пересеченной местности, в атаке на окопы.

Mk-1 преодолевает окоп

Идея пришла из сельского хозяйства. На западе (особенно в США) уже широко использовались трактора. Широко известной была фирма «Холт», выпускавшая гусеничную технику. Французы, не мудрствуя лукаво, обратились в известную оружейную фирму «Шнейдер» и заказали проект своего первого танка. Работы курировал инженер, полковник Жан-Батист Эстиенн, а проектировали машину известные инженеры Дюамель и Брилье. Проект был очень простой: на готовое тракторное шасси фирмы «Холт» водружался броневой корпус. Новый «Шнейдер» вооружался 75-миллиметровым орудием, двумя пулеметами, был рассчитан на экипаж из 6 человек. Двигатель 60 л.с. разгонял 14-тонную машину до 6-8 км/ч. Модель называлась CA-1, или для секретности — «резервуар» (фр. char d’assaut), «шар де комба» (боевая повозка).

Шнейдер CA-1

Что до «цистерны» (от англ. tank) – это было сугубо английское изобретение. «Цистерны для отправки в Россию», – так маскировали переброску новых танков в Европу. Англичане пошли своей дорогой, используя ещё довоенную идею о «мостовом укладчике» для преодоления окопов или передвижном бронещите для прикрытия пехоты. Известна и байка о том, как французам ещё в начале позиционной войны небронированным трактором со смонтированными в носу заточенными рельсами удалось разрезать проволоку и прорваться к немецким окопам.

Вооружение

Танковое вооружение это комплекс различных видов оружия и систем управления: пушка, пулемёты, противотанковые ракетные установки, системы стабилизации и наведения средств поражения. Стрельба может производиться и днём, и ночью, что делает машину опасной для противника при любой видимости и в любое время суток.

Отдельно следует упомянуть танковую пушку. Если в 1930 году танки снаряжались орудиями калибра 30 или 45 мм, то к 1980 году на них устанавливались гладкоствольные пушки калибра 100 и 125 мм, позволяющие использовать снаряды различного действия – бронебойные, осколочные и кумулятивные. На современных танках стоят орудия калибра 120 и 125 мм, а в перспективе рассматриваются пушки калибра 140 и 152 мм с возможностью использовать ядерные боеприпасы.

Пушка танка Армата

На протяжении всей истории танкостроения совершенствуется и система заряжания пушки. Раньше снаряд подавался в казённую часть пушки в виде цельного изделия, состоящего из гильзы с пороховым зарядом и утопленной в ней головкой. В танке 40-х годов была даже должность — заряжающий. В современных машинах используется автоматическая система подачи боеприпасов. При этом танковый выстрел состоит из двух частей: порохового заряда  и, собственно, снаряда. Такая компоновка позволяет разнообразить поражающие способности снаряда от осколочного до фугасного, при этом достигается экономия внутреннего пространства танка.

Применение пулеметов – курсового, спаренного и зенитного: первые два типа устанавливаются в передней части танка, на лобовой броне и в башне. Зенитный пулемёт расположен на башне танка и предназначен для борьбы с вражеской авиацией и беспилотниками. Однако постоянное совершенствование летательных аппаратов делает зенитный пулемёт малоэффективным, поэтому он используется танкистами как целеуказатель, если зарядить его трассирующими патронами, или для подавления легкобронированной техники противника и его живой силы.

В годы Великой Отечественной войны на танки устанавливался огнемёт для уничтожения живой силы противника. Но через несколько лет после войны такой тип вооружения на танках был отменён.

ЛуАЗ-1901 (проект «Геолог»)

Увы, с распадом СССР Луцкий автозавод тоже не миновала печальная участь. Попытка предложить в 1990-е украинской армии шестиколесный вездеход, разработанный еще в советское время по следам опыта использования ТПК, провалилась, на свободном рынке амфибию со съемным верхом также не приняли. Проект «Геолог» заглох после выпуска всего лишь восьми (по некоторым данным) опытных экземпляров…

А, между тем, конструкцию ЛуАЗа-1901 испытатели считали удачной. Оригинальная компоновка позволяла машине без особого труда преодолевать, например, рвы шириной до 1,4 м, при этом амфибия отличалась хорошей вместимостью, плавным ходом на бездорожье за счет гидропневматической подвески и достойной плавучестью. Но высокой проходимости и практичности оказалось мало, чтобы выжить без военных заказов в условиях рыночной экономики.

Силовая установка, трансмиссия и управление

В основе силовой установки танка заложен отечественный дизельный двигатель марки А-85-3А. Его ресурс не меньше 2000 часов. Технические характеристики:

  • Тип двигателя – Х-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный с газотурбинным наддувом и промежуточным воздушным охлаждением
  • Смесеобразование – впрыск топлива
  • Мощность – 1500 л.с.
  • Масса – 1550 кг
  • Габариты: длина – 813 мм, ширина – 1300 мм, высота – 820 мм
  • Подвеска у «Арматы» управляемая, 6-катковая, на лопастных амортизаторах. Дифференциальный механизм оснащён гидрообъёмной передачей. Автоматическая 12-ступенчатая коробка передач может переключаться вручную. К органам управления относятся: штурвал, педали тормоза и газа, рычаг для переключения скоростей.

ПТРД и ПТРС

С началом войны на одном из заседаний ГКО И.В. Сталин поинтересовался, как дела с разработкой ПТР. Не получив внятного ответа, он велел заняться этой темой двум уже легендарным советским оружейникам: С. Г. Симонову и В. А. Дегтяреву.

Схема ПТРД

Через 22(!) дня после получения задания будущее ПТРД уже отстреливало первые патроны на полигоне. Из двух вариантов Дегтярева выбрали тот, что попроще. Однозарядное, с ручным перезаряжанием, дающее 8-10 выстрелов в минуту – то самое ружье, чей образ знаком каждому из нас по фильмам, книгам и фотографиям, отражающим Московское сражение. Кстати, первые ПТРД попали именно в знаменитую 316-ю Панфиловскую дивизию и уже 16 ноября 1941 года уничтожили первые 6 немецких танков. ПТРД – очень простое и технологичное ружьё, его было легко производить, из него было легко научиться стрелять и попадать, а отличный патрон давал весомую огневую мощь. С сентября и до конца 1941 года наши заводы успели выпустить целых 17 тысяч ПТРД, а всего до снятия с производства в 1944 году – более 280 тысяч.

ПТРС – вариант ружья, представленный Симоновым, тоже приняли на вооружение. Только, в отличие от ПТРД, оно было самозарядное, с магазином на 5 патронов и скорострельностью уже 15-17 выстрелов в минуту. Производство ПТРС «раскачивалось» дольше, но к 1945 году было выпущено 190 тысяч ружей, которые сначала дополняли, а затем и заменили ПТРД в стрелковых ротах и взводах бронебойщиков.

Бронебойщики на позиции

В начале войны эти два ружья оказали Красной Армии неоценимую помощь в деле борьбы с массами немецкой бронетехники. Немецкие танки начала войны не выдерживали бортовых, а иногда и лобовых попаданий. Рой 14,5-миллиметровых пуль, бивших по гусеницам, смотровым щелям, лючкам, бортам и двигателю, стал неприятным сюрпризом для немецких танкистов. А пробившая броню пуля почти всегда тяжело ранила или убивала кого-то из плотно сидящего экипажа. Что уж говорить о более легких бронемашинах, которые «шились» насквозь.

После 1942 года, с появлением специальных экранов, предназначенных именно для остановки пуль наших бронебойщиков, и в целом утолщения танковой брони ружья стали использовать по-другому. Против снайперов, укреплений, амбразур, в засадах против легкой и устаревшей техники, а также для стрельбы сквозь стены при штурмах городов-крепостей Восточной Европы.

ПТРС на Донбассе

Великая Отечественная война стала последней массовой войной с применением ПТР. Уже к концу войны их сменили противотанковые гранатометы, оказавшиеся в разы более эффективными. Лебединая песнь ПТР прозвучала в Корее и Вьетнаме. Дальше дорогу пришлось уступить новым гранатометам, и, казалось, ПТР совсем уйдут со сцены. Но и в наши дни в ходе конфликта на Донбассе изредка можно увидеть тюнингованные, но с характерным и легко узнаваемым дульным тормозом ПТРД или ПТРС, снабженные мощной оптикой. В качестве противоснайперских комплексов, как видите, ружья из старых складских запасов применяют и сейчас. А мощный патрон 14,5 мм стал частью многих самодельных винтовок, применяющихся всеми сторонами в Сирии. Кстати, встречаются и ПТРД, неизвестно как оказавшиеся там. Так что «дедушки» современных крупнокалиберных винтовок еще могут дать меткий выстрел – при необходимости, конечно.

Обложка: pinterest.ru

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector