Авиационная пушка am-23 (ссср)

Ссылки

На вооружении

  • Алжир Алжир: 100 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Ангола Ангола: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Армения Армения: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Болгария Болгария: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2007 год.
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина: 29 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 19 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Бурунди Бурунди: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Венесуэла Венесуэла: 200 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Джибути Джибути: 5 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 5 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Египет Египет: 200 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Габон Габон: 24 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Гана Гана: 4 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау: 18 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 18 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Греция Греция: 523 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год (306 из них получены безвозмездно от правительства ФРГ из арсеналов бывшей ННА ГДР после её расформирования).
  • Зимбабве Зимбабве: 45 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 45 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Израиль Израиль: 150 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. некоторое количество на вооружении ВВС, по состоянию на 2007 год. 50 ЗУ-23-2, по состоянию на 1994 год.
  • Индия Индия: >320 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Ирак Ирак: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. некоторое количество в составе армии, по состоянию на 2015 год.
Иракский Курдистан Иракский Курдистан: 5 ЗУ-23-2, поставлены в марте 2016 года.
  • Иран Иран: >300 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. ~ 300 единиц на 2016 год; имеется собственное производство ЗУ-23-2.
  • Кабо-Верде Кабо-Верде: 12 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 12 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • КНДР КНДР: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Куба Куба: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Лаос Лаос: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Ливан Ливан: 57 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Ливия Ливия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Мавритания Мавритания: 20 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Марокко Марокко: 75-90 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Мозамбик Мозамбик: 120 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Молдавия Молдавия: 28 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 26 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Монголия Монголия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Нигерия Нигерия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Никарагуа Никарагуа: 18 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 18 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Оман Оман: 4 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Перу Перу: 80 ЗУ-23-2 и 50 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Польша Польша: 252 ЗУ-23-2 и 72 ZUR-23-2KG/PG, по состоянию на 2017 год.
  • Россия Россия.
  • Сирия Сирия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. 600 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Судан Судан: 50 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Танзания Танзания: 40 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 40 ЗУ-23-2 в составе ВВС, по состоянию на 2007 год.
  • Украина Украина: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Финляндия Финляндия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Чад Чад: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Эритрея Эритрея: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Эквадор Эквадор: 34 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 34 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Эстония Эстония
  • Эфиопия Эфиопия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Южный Судан Южный Судан: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.

Бывшие операторы

  • Азербайджан Азербайджан: некоторое количество по состоянию на 2007 год.
  • Афганистан Афганистан: некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Белоруссия Белоруссия: некоторое количество
  • Вьетнам Вьетнам: некоторое количество ЗУ-23-2 стоят на вооружении ПВО сторожевых кораблей проекта 159А[источник не указан 2381 день]
  • Йемен Йемен: 100 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • КНР КНР: некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • ПМР ПМР

ЗУ-23/30 М1-3

Приборы

Электронная техника, которой комплектуется зенитная самоходная установка «Шилка», объединена в единую систему управления стрельбой РПК-2М. В состав радиоприборного комплекса входит РЛС (1РЛ33М2, собрана на ламповой элементной базе), бортовой компьютер (во времена создания образца его называли счетно-решающим прибором), система защиты от радиопомех, дублирующий оптический визир.

Комплекс обеспечивает возможность обнаружения цели (на дистанции до 20 км), ее автоматического сопровождения (до 15 км), изменение несущей частоты импульсов в случае постановки помех (вобуляция), вычисление параметров огня для достижения высокой вероятности попадания снарядов. Система может работать в пяти режимах, в том числе запоминать координаты объекта, определять его ракурсные кольца и вести стрельбу по наземным целям.

История создания

В годы Второй мировой войны атаки с воздуха во время марша стали большой проблемой для сухопутных войск: штурмовая авиация, работая на малых высотах, наносила огромный урон живой силе и боевой технике. Немцы, которые в конце войны несли жестокие потери от действий западной авиации, разработали малокалиберную зенитную установку Kugelblitz («Шаровая молния»). Она имела два 30-мм орудия и РЛС, с помощью которой производилось обнаружение противника и наведение на цель. Скорострельность Kugelblitz составляла 850 выстрелов в минуту, на нее даже пытались устанавливать приборы ночного видения. Эта ЗСУ сильно опередила свое время и на многие годы стала предметом изучения и копирования.

Советская пехота и танкисты подобной роскоши не имели и всю войну сильно страдали от налетов немецкой авиации. Ситуацию принялись исправлять уже после победы над немцами.

В 1947 году начались работы по созданию 57-мм самоходной зенитной установки ЗСУ-57-2. Однако на момент начала производства этот комплекс уже был устаревшим. Он имел слишком низкий темп стрельбы (220-240 выстрелов в минуту), обойменное заряжание и открытую сверху башню. ЗСУ-57-2 не имела РЛС, поэтому обнаружить цель можно было только визуально, также у нее отсутствовала система защиты от ОМП. Тем временем потенциальный противник не дремал: американцы, изучив трофейные образцы немецкой «Шаровой молнии», в 1956 году приняли на вооружение 40-мм ЗСУ с радиолокационной системой обнаружения целей.

В 1957 году в СССР начинаются работы над созданием новой самоходной зенитной установки. Было запущено сразу два конкурирующих проекта: ЗСУ-37-2 «Енисей», вооруженный двумя 37-мм пушками и ЗСУ-23-4 «Шилка», с четырьмя 23-мм орудиями. Обе зенитные установки были оснащены РЛС, имели гусеничное шасси и систему защиты от ОМП. Формально они предназначались для решения различных задач: «Енисей» обеспечивал защиту бронетанковых войск, а «Шилка» должна была прикрывать мотострелковые части. Оба комплекса имели ленточное питание орудий и водяное охлаждение стволов.

К 1970 году «Шилка» стала основным мобильным зенитным комплексом СА, она полностью заменила ЗСУ-57-2 и стала отправляться на экспорт. Впервые «Шилки» применили в ходе арабо-израильского конфликта 1973 года. Тогда сирийская ПВО сумела уничтожить 98 самолетов ВВС Израиля, 10% из которых было на счету ЗСУ-23-4. Плотный зенитный огонь на малых высотах оказывал деморализующее действие на израильских пилотов, заставляя их подниматься на большие высоты, где они становились легкой добычей ЗРК.

«Шилки» использовались во время ирано-иракской войны (обеими сторонами), в завершающей стадии войны во Вьетнаме, в ходе операции «Буря в пустыне».

В Афганистане советские войска использовали ЗСУ-23-4 для поражения наземных целей. У «Шилки» снимали ненужный РЛС и увеличивали боекомплект до 4 тыс. снарядов. После появления на поле боя «Шилки» душманы обычно начинали отходить.

Главным недостатком «Шилки» являлась недостаточная мощь 23-мм снаряда, не устраивала военных и наклонная дальность орудия, и недостаточное фугасное действие снарядов. При создании нового штурмовика американцы испытывали на нем действие трофейной «Шилки», захваченной евреями во время войны 1973 года. Так появился знаменитый А-10 «Бородавочник», который действительно неплохо защищен от зенитных боеприпасов калибра 23 мм. Американцы активно рекламировали этот самолет, называя его неуязвимым для огня советской ПВО.

ЗСУ-23-4 пытались переделать под более мощный 30-мм снаряд, но оказалось, что проще и дешевле построить новую зенитную установку, чем модернизировать старую. Так и было сделано: в 1982 году на вооружение была принята ЗСУ «Тунгуска», вооруженная 30-мм автоматическими пушками.

За годы эксплуатации данного комплекса были разработаны несколько его модификаций.

Корейский дебют

Только что поступивший в войска комплекс С-60 почти сразу же прошёл обкатку боем в Корейской войне. Там ещё раз подтвердилась недостаточная дальность стрельбы АЗП-37. Позиции зенитчиков подвергались ударам американской авиации с дистанции большей, чем их зона поражения.

Орудия С-60 в свою очередь доказали свою эффективность, но затем вдруг посыпались отказы заряжания. Нервы конструкторам потрепали немало, прежде чем выявилась истинная причина отказов. Оказалось, завод-изготовитель в лучших традициях советской промышленности «по производственной необходимости» заменил сталь в пружинах на другую, после чего они перестали выдерживать нагрузку.

Пушку сделали надёжной, а представителей КБ отправили в КНР — помогать братской стране осваивать изготовление С-60, которую китайцы затем от своего имени продавали всем желающим как «Тип-59». Как и во множестве других случаев, СССР щедро поделился со страной «народной демократии» своими технологическими наработками, умудрившись при этом никак не защитить свои авторские права.

С-60 не мог защитить войска на марше, так как нуждался в предварительном развёртывании, поэтому была создана зенитная самоходная установка со спаренным вариантом пушки С-68. Правую пушку «отзеркалили», чтобы расположить лотки заряжания по обеим сторонам «спарки», сдвинули левую и правую максимально плотно, для чего даже пришлось один из стволов сместить чуть назад. Спарку пушек разместили в открытой башне, буквально распихав боекомплект по всем возможным её уголкам, сильно стеснив при этом работу расчёта.

Корпус зенитной самоходной установки «объект 500» создали в габаритах танка Т-55 из тонких бронелистов и элементов ходовой части танка, сократив число катков на один благодаря экономии массы за счёт брони.

Ну а в танковых и мотострелковых полках, так и не получивших ЗСУ-57 в достаточных количествах, явочным порядком зачастую стояли на вооружении батареи С-60, несмотря на всю их громоздкость.

wikimedia.org
АК-725

Боевое применение[править]

  • Вооружённые силы СССР — в период Афганской войны широко применялось советскими войсками как средство огневого прикрытия при проводке автоколонн как «зушки» (в варианте установки на грузовые автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 или Урал-4320, КамАЗ). Их использование первыми начали в 159 одсбр, в связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров, подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения мотострелковых подразделений для охраны автомобильных колонн бригады. Позже для этой цели были перепрофилированы штатные зенитно-артиллерийские подразделения в составе всех полков и бригад ОКСВА, для которых не нашлось вражеских воздушных целей. Мобильность зенитного орудия установленного на грузовом автомобиле, вкупе с возможностью стрельбы на больших углах возвышения, оказалась эффективным средством для отражения нападений на автоколонны в условиях горной местности Афганистана. В редких случаях ЗУ-23-2 для тех же целей устанавливался также на МТ-ЛБ.
  • Вооружённые силы России — во время всех военных кампаний Российской Федерации конца двадцатого века активно применялась для поражения наземных целей. Максимальное распространение орудие получило как средство огневой поддержки сухопутных подразделений (для частей ВДВ в варианте артустановки «Скрежет» на базе гусеничного БТР-Д индекс БТР-ЗД, в ряде источников упоминается как ЗСУ-23-2).
  • Вооружённые силы Вьетнама — применялись во время Вьетнамской войны войсками ДРВ (Северный Вьетнам).
  • Вооружённые силы Ирана — применялись во время ирано-иракской войны.
  • Незаконные вооружённые формирования на территории Чеченской Республики — применялись во время чеченского конфликта.
  • Вооружённые силы Ливии — самодельные ЗСУ на базе пикапов использовались в гражданской войне.
  • Вооружённые силы Украины — установки ЗУ-23-2 используются ВС Украины и Национальной гвардией.
  • Вооружённые силы Сирии — ЗУ-23-2 используются в боевых действиях.

Противопоказания

Модификации

Объект 510

На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был А. Е. Сулин. Машине был присвоен индекс «Объект 510».

В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин.

«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире.

Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40 %. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно, составляла 50—60 км. Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч. Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч.

Кроме того, при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также была возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена.

Объект 520

К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000—1200 км/ч, возросла манёвренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами.

В соответствии с постановлением СМ СССР № 416—211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнём «Десна». Руководителем проекта был назначен Г. В. Мазепа, а проект получил индекс «Объект 520».

В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была.

HEAT-FS

Фугасные противотанковый плавник стабилизировался или HEAT -FS раундов. Обычно используется против более легких или старых танков и бронетранспортеров .

3VBK7 / 3BK12

Поступил на вооружение в 1962 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, А-IX-1 ( флегматизированный гексогеном 5% парафина), детонатор И-238.
  • Бронепробиваемость : 420 мм RHA при 0 градусах

3БК12М

Поступил на вооружение в 1968 году, заменив гильзу из стали на гильзу из меди. «М» означает медь (по-русски «медь»). Использует детонатор 3В-15. Из-за политики экономии меди в Советском Союзе производство модели ограничено. Заявленные характеристики пенетрации на 10% выше, чем у версии со стальной футеровкой.

Страна происхождения : Советский Союз

3VBK10 / 3BK14

Поступил на вооружение в 1968 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Бронепробиваемость : 450 мм RHA при 0 градусах

3БК14М

Снаряд 3БК14М

Улучшенная версия, заменяющая стальную гильзу на медную.

3VBK16 / 3BK18

Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1975 году. Введен волноводный бустер.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Вес выстрела: 29,0 кг
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза стальная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатором); Детонатор 3В-15
  • Бронепробиваемость : 500 мм RHA при 0 градусах

3БК18М

Улучшенная боевая часть. Введен в эксплуатацию ориентировочно в 1978 году, при замене стальной футеровки на медную. Улучшенный усилитель формирования волны.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Масса снаряда : 19,02 кг
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах

3VBK17 / 3BK21

Поступил в эксплуатацию примерно в 1980 году. Усовершенствования для повышения надежности формирования медной струи.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Максимальная дисперсия : 0,21 мил (0,21 мрад)
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Заряд : кумулятивный заряд, гильза медная, Окфол (флегматизированный октоген с 5% пластификатора); Детонатор 3В-15
  • Бронепробиваемость : 550 мм RHA при 0 градусах

3БК21Б

Поступил в эксплуатацию приблизительно в 1982 году. Вкладыш из сплава обедненного урана «Материалом В» для улучшения проникновения в усовершенствованную композитную броню, такую ​​как Chobham .

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 19 кг
  • Начальная скорость пули : 905 м / с
  • Бронепробиваемость : 750 мм RHA при 0 градусах

3VBK21 / 3BK25

Поступил на вооружение ориентировочно в 1985 году.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Начальная скорость пули : 905 м / с

3ВБК25 / 3БК29 «Брейк»

Тепловой снаряд 3БК29

Поступил на вооружение ориентировочно в 1988 г. Применен новый тип взрывчатого вещества, улучшивший фокусировку струи.

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Вес выстрела: 28,4 кг
  • Размер снаряда : 680 мм.
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Проникновение : от 350 до 400 мм RHA при тандемном заряде 60 градусов

3VBK25M / 3BK29M

  • Страна происхождения : Советский Союз
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Бронепробиваемость : Расчетная при тандемном заряде 800 мм ТЕПЛО

3VBK27 / 3BK31 «Пуск»

Впервые опубликовано в 1998 году. Сообщается, что боеголовка с тройным зарядом предназначена для снижения эффективности элементов NERA.

  • Страна происхождения : Россия
  • Масса снаряда : 18,4 кг.
  • Вес заряда : 1,62 кг
  • Начальная скорость пули : 915 м / с
  • Бронепробиваемость : расчетная, 800 мм тройной заряд HEAT.

Описание конструкции

ЗСУ-23-4 «Шилка» имеет сварной корпус с противопульным и противоосколочным бронированием. Он разделен на три отсека: управления, расположенный в передней части машины, боевое отделение – находящееся в ее центре и силовой отсек – в кормовой части. На правом борту зенитной установки расположено три люка, через которые происходит демонтаж и обслуживание оборудования машины, а также вентиляция агрегатов.

В башне «Шилки» установлено счетверенное 23-мм орудие АЗП-23 «Амур», автоматика которого работает за счет отведения пороховых газов из канала ствола. Каждый ствол оснащен кожухом системы охлаждения и пламегасителем. Подача патрона — боковая, из звена ленты с перекосом патрона. Ленты находятся в патронных коробах. В башне расположены два короба, система для взведения зенитных автоматов – пневматическая.

Боекомплект «Шилки» состоит из двух типов 23-мм снарядов: бронебойных БЗТ и осколочных ОФЗТ. Бронебойные боеприпасы БЗТ не имеют взрывчатого вещества и содержат только зажигательный состав для трассирования. Снаряды ОФЗТ имеют взрыватель и самоликвидатор (время действия 5-10 секунд). В ленте на четыре патрона ОФЗТ идет один БЗТ.

Наведение производится с помощью гидравлических приводов, возможно и ручное наведение. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту.

В приборном отсеке башни находится радиолокационно-приборный комплекс, с помощью которого происходит поиск цели, ее сопровождение и высчитываются траектории снарядов и необходимое упреждение. Дальность обнаружения воздушных объектов – 18 км.

Зенитный комплекс «Шилка» может вести огонь по воздушным целям в нескольких режимах:

  • в автоматическом;в полуавтоматическом;по ракурсным кольцам;по запомненным координатам;по наземным целям.

Автоматический режим стрельбы считается основным.

Радиолокационно-приборный комплекс состоит из следующих элементов:

  • ламповой РЛС 1РЛ33М2;аналогового счётно-решающего прибора;визирного устройства;системы стабилизации.

Боевая машина оснащена радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ-4.

ЗСУ-23-4 «Шилка» оборудована дизельным двигателем В6Р. Он имеет шесть цилиндров, жидкостное охлаждение и максимальную мощность 206 кВт. Машина имеет два алюминиевых топливных бака с общим объемом 515 литров. Этого хватало до 400 км хода. Дополнительная установка предназначается для питания бортовой электроники.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес и двенадцати опорных катков с обрезиненными ободами. Подвеска – независимая торсионная.

Защита экипажа от ОМП происходит за счет создания в боевом отделении избыточного давления и очистки воздуха.

Модернизация зенитного комплекса «Шилка» шла по пути улучшения ее способности обнаруживать воздушные цели, а также увеличения защищенности комплекса. Еще в середине 70-х годов для управления стрельбой зенитных установок на полковом уровне был создан комплекс «Овод-М-СВ». В его состав входила РЛС «Лук-23» и автоматизированная система управления огнем.

В 1999 году широкой общественности была представлена модификация «Шилки», на башне которой были дополнительно установлены ПЗРК «Игла».

Символика[править]

Смотрите также

Модификации

Описание конструкции

ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих (правого и левого орудий) и командира установки, находившихся в башне.

Вооружение


Система управления огнём (детальный ракурс)

Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.

Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду. В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить. Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни.

Боеприпасы 57-мм пушки С-68
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с
осколочная трассирующая граната ОР-281У 6,6 2,8 153 1000
осколочная трассирующая граната ОР-281 6,6 2,8 153 1000
бронебойный трассирующий БР-281У 6,6 2,8 13 1000
бронебойный трассирующий БР-281 6,6 2,8 13 1000
бронебойный сплошной трассирующий БР-281СП 6,6 2,8 1000
Таблица бронепробиваемости для C-68
Снаряд \ Расстояние, м 500 1000 1500 2000
БР-281 / БР-281У (угол встречи 30°) 90 80 70 60
БР-281 / БР-281У (угол встречи 0°) 110 100 85 70
Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным.

Художественная литература

Модификации

  • ЗСУ-23-4В — модернизация с целью повышения надёжности эксплуатации установки, улучшения условий обитания для расчёта, увеличение ресурса газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введён командирский прибор наведения (КПН).
  • ЗСУ-23-4В1 — модернизация в ЗСУ-23-4В счётно-решающего прибора, что повысило точность и эффективность стрельбы, надёжность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличен ресурс ГТА с 450 до 600 ч.
  • ЗСУ-23-4М1 — модернизация автоматов 2А7 и пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М с целью повышения надёжности и стабильности работы комплекса. Повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов. Улучшена надёжность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.
  • ЗСУ-23-4М2 — модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки был исключён РПК, за счёт чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., демонтирована РЛС, усилена бронезащита, введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.
  • ЗСУ-23-4М3 «Бирюса» — ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы РЛ опознавания воздушных целей по признаку «свой — чужой».
  • ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» — модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и внедрения в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП. Замену аналогового счётно-решающего прибора на современную ЦВС. Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и манёвренности самохода и снижения трудоёмкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения заменяется на пассивный. Заменяются радиостанции. Устанавливается кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.
  • ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» — модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.
  • ЗСУ-23-4М-А — украинская модификация. Базовая РЛС заменена на многофункциональную РЛС с ЦАР «Рокач-АС», установлена новая оптико-локационная система и ракетный канал, цифровая вычислительная система, новые алгоритмы управления.
  • ЗСУ-23-4МБ “Шилка” с оптической системой обнаружения и наведения (белорусский вариант)

    ЗСУ-23-4МБ – белорусский вариант модернизации, реализованный ООО «БСВТ – новые технологии». В боевой машине полностью заменены элементы радиолокационно-приборного комплекса (РПК), включающего в себя: радиолокационную станцию 1РЛ33, счетно-решающий прибор, систему стабилизации линии визирования и систему стабилизации линии выстрела. Вместо РПК на зенитную самоходную установку установлена мультиспектральная оптико-электронная станция «Стриж-М3», которая позволяет не только значительно увеличить точность расчетов координат упрежденной точки и обеспечить идентификацию цели по типу и государственной принадлежности, но и за счет режима пассивной работы способствует повышению скрытности и живучести ЗСУ. Также была произведена модернизация ГМ-575: системы первичного электропитания, системы автоматического пожаротушения (перевод системы на огнегасящую смесь – углекислота взамен токсичного фреона «состав 3,5») и системы наблюдения за местностью в условиях недостаточной видимости механиком-водителем. Была установлена телевизионно-тепловизионная оптико-электронная система механика-водителя Puma Driver Sofia, которая вместе с бортовым комплексом ориентирования и навигации обеспечивает возможность движения самохода в темное время суток без использования осветительных приборов. Боевая машина оснащена автоматизированными рабочими местами экипажа и единой цифровой IP-сетью. В результате модернизации общий вес ЗСУ снизился на две тонны.

Как получить военный билет после 27 лет если не служил в 2019 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector