Развитие танков после первой мировой войны

Содержание

Война на ожесточение «Кайзер хочет изнасиловать твою жену»

Такая длительная война, сопровождавшаяся огромными жертвами, как среди военных, так и среди мирного населения, неизбежно привела к ожесточению сторон. Если в первые годы войны еще можно было встретить примеры «галантного» отношения воюющих сторон друг к другу — вроде Рождественского перемирия, или прекращения огня для совместного истребления угрожающе расплодившихся волков, то в 1917 и 1918 годах такое представить было уже очень сложно.

Настроения солдат подогревались плакатами, вроде «Помни про Бельгию», «Кайзер хочет изнасиловать твою жену», «Немцы никогда не изменятся» и прочими пропагандистскими поделками. Рядовые солдаты воюющих армий еще более-менее сносно относились к таким же своим собратьям с другой стороны, попавшим к ним в плен, понимая, что всех их сюда привело отнюдь не собственное желание и кровожадность. Но были среди них такие категории воинских специальностей, которые ни при каких условиях не могли рассчитывать на снисхождение.

Индейцы-шифровальщики Передачи данных, которые было невозможно взломать

Первая мировая доказала эффективность новых методов связи: телеграфа и радио. К началу XX века технический прогресс позволил передавать большие массивы данных на огромные расстояния с невиданной доселе скоростью. Это выводило качество управления войсками на совершенно новый уровень. Стоит ли говорить, что большинство приказов, донесений и рапортов носило совершенно секретный характер и все воюющие стороны прикладывали огромные усилия, чтобы перехватить и расшифровать эти послания? Особенно в этом отличились немцы, которые к середине войны уже раскусили большинство шифров союзников и получали всю нужную им разведывательную информацию из первых рук.

К моменту прибытия в воюющую Европу американцев проблема защиты информации так и не была решена. Изобретательные янки вышли из с ситуации с потрясающим изяществом: они привлекли для работы радистами индейцев из племени чокто, которые надиктовывали друг другу все важные приказы на своем родном языке. До конца войны немцы так и не смогли его расшифровать.

Литература

Военная мощь держав

Карта военных действий в 1914 – 1915 годах (кликабельно)

Давайте посмотрим на соотношение сил и военного вооружения ключевых стран в Первой мировой войне:

Страна Кол-во общих орудий Из них тяжелых орудий
Российская империя 7088 240
Австро-Венгрия 4088 1000
Германия 9388 3260
Франция 4300 198

У Германии и Австро-Венгрии оказалось ощутимо больше тяжелых орудий, но при этом Германия еще активнее развивала свою военную промышленность. Для сравнения, Англия производила до 10 тысяч снарядов в месяц, а Германия только в день выпускала больше 250 тысяч.

Теперь давайте сравним вооружение и наличие техники у ведущих держав Первой мировой:

Сторона в войне Страна Стрелковое оружие Артиллерия Танки
Антанта Россия 3328 11,7
Антанта Франция 2812 23,2 5,3
Антанта Англия 4093 26,4 2,8
Тройственный союз Германия 8827 64 0,1
Тройственный союз Австро-Венгрия 3540 15,9

Очевидно, что военная мощь Российский империи сильно уступала не только Германии, но и Франции, и Англии. Это не могло не сказаться на ходе военных действий и потерях в результате войны.

Осталось проанализировать численность воюющей пехоты в начале и в конце войны, а также потери каждой из сторон:

Сторона в войне Страна Начало войны Конец войны Потери
Антанта Россия 5,3 млн. 7,0 млн. 2,3 млн.
Антанта Франция 3,7 млн. 4,4 млн. 1,4 млн.
Антанта Англия 1 млн. 3,9 млн. 0,7 млн.
Тройственный союз Германия 3,8 млн. 7,6 млн. 2 млн.
Тройственный союз Австро-Венгрия 2,3 млн. 4,4 млн. 1,4 млн.

Какой вывод мы можем сделать из этой сводки? Наименьшие человеческие потери понесла Англия, что не было сюрпризом, ведь эта страна почти не принимала участия в крупных сражениях.

По итогам войны вышло, что именно те страны, которые больше всех вложили в эту войну, больше всех и потеряли. Пока Россия и Германия теряли на двоих 4,3 млн. человек, Франция, Австро-Венгрия и Англия вместе потеряли 3,5 млн. Фактически война велась между Россией и Германией и именно эти две державы остались ни с чем: Россия потеряла земли и подписала позорный Брестский мир, а Германия утратила самостоятельность по итогу подписания Версальского мира.

Причины

Основная причина начала войны – претензии ведущих (на тот момент) мировых держав на передел мира. Англия, Франция, Германия и Австро-Венгрия планировали тем или иным образом расширить сферы своего влияния.

Уже к началу XX века колониальная система, так хорошо кормившая ведущие державы, вдруг дала сбой. Европейские страны десятилетиями отнимали ценные ресурсы у африканцев и индусов, эксплуатируя свои колонии. Но мир изменился, теперь ресурсы так просто нельзя было получить – державы решили отнимать их друг у друга силой.

На этом фоне противоречия нарастали все сильнее:

  • Англия и Германия: первая держава делала все возможное, чтобы вторая не смогла усилить свои позиции на Балканах. В то же время Германия не только стремилась укрепиться на Балканах и на Ближнем Востоке, но и прикладывала усилия для лишения Англии ее морского превосходства на мировой арене.
  • Германия и Франция: французы мечтали вернуть Эльзас и Лотарингию – земли, потерянные в ходе войны 1870 – 1871 гг. А еще Францию интересовал Саарский угольный бассейн, принадлежавший на тот момент Германии.
  • Германия и Россия: немцы охотились за Польшей, Украиной и Прибалтикой, которые на тот момент принадлежали Российской империи.
  • Россия и Австро-Венгрия: у этих двух держав главные противоречия сосредоточились на желании оказывать влияние на Балканы. А еще Россия хотела забрать себе Босфор и Дарданеллы.

Альтернатива Excelsior

Как известно, у англичан во время войны существовало три типа танков: лёгкие, крейсерские и пехотные. Лёгкие танки довольно быстро перестали производить. Крейсерские машины отличались высокой подвижностью, но уровень их защиты оказался скромным, в результате они были уязвимы к огню противотанковых пушек даже малых калибров (37-50 мм). Пехотные танки являлись полной их противоположностью — во главу угла поставили защиту, пожертвовав подвижностью. Фактически пехотные танки создавались для полей сражений вроде тех, что были в годы Первой мировой войны.

Боевые действия во Франции показали, что концепция пехотного танка во многом ошибочна. Немцы быстро нашли управу и на Infantry Tank Mk.I, и на более удачные Infantry Tank Mk.II. Второй танк, более известный как Matilda, реабилитировался в конце 1940 года во время операции «Компас», где эти машины действовали почти безнаказанно. Удача закончилась к лету 1941 года, когда начались полноценные боевые действия против Африканского корпуса. Дело было не только в лучшей выучке немецкой армии, но и в более совершенных противотанковых средствах. Пехотные танки, имевшие среднюю скорость 20-25 км/ч, на открытой местности оказалась отличной мишенью. Это было равнозначно и для пехотных танков Valentine, чей боевой дебют состоялся во второй половине 1941 года.

Штурмовой танк A33 Excelsior, являвшийся английским аналогом T14. Первый опытный образец машины имел такую же ходовую часть, как и T14

Разумеется, британские военные не сидели сложа руки. Анализируя итоги боевых действий, они пришли к выводу, что одним из существенных недостатков пехотных танков является их низкая подвижность. Разумеется, выпуск пехотных танков не прекратился, более того, начался выпуск третьего, тяжёлого типа пехотного танка — Churchill. Тем не менее начались работы по созданию альтернативного, штурмового танка. Эта машина должна была совместить лучшие качества крейсерского и пехотного танка: толстую броню и высокую подвижность. Неудивительно, что при таких запросах решили взять за основу новейший крейсерский танк — A27, более известный как Cromwell.

В течение 1941-1942 годов было предложено несколько штурмовых танков, базировавшихся на основе Cromwell. В итоге лучшим признали проект A33, разработанный компанией English Electric. Именно эта машина, более известная как Excelsior, была изготовлена в металле. Интересно, что уже на этом этапе имелось американское участие. Дело в том, что на A33 предполагалось использовать подвеску и гусеничные ленты от американского Heavy Tank T1, более известного как Heavy Tank M6. Помимо уже отработанной конструкции, использование подвески T1 являлось унификацией с машиной, которую англичане планировали получать по программе ленд-лиза.

Первый опытный образец Assault Tank T14. Завод ALCo, лето 1943 года

Использование элементов ходовой части Heavy Tank T1 было лишь началом англо-американского сотрудничества по линии штурмовых танков. В начале 1942 года начались переговоры между Британской танковой миссией и американским Комитетом по вооружениям, их целью стало прощупывание почвы на предмет совместной разработки штурмового танка в США. Причиной этого стало то, что английские военные решили подстраховаться. Оснований для подобного решения у них было более чем достаточно: программа A27 и так буксовала, что уж говорить о штурмовом танке на его базе. К тому же возможности британской танковой промышленности не были безграничными, а американцы вряд ли согласились бы выпускать у себя танк английской разработки.

В результате возникла идея создания прямого аналога A33, но на базе американского Medium Tank M4. В отличие от Medium Tank M3, эта машина уже имела вооружение в башне, причём по сумме характеристик M4 превосходил любые английские танки. 30 марта 1942 года состоялось совещание с участием представителей Британской танковой миссии, Абердинского полигона и Комитета по вооружениям. В ходе него приняли окончательное решение по вопросу разработки штурмового танка. Выпускалось по два опытных образца A33 и его американского аналога, после чего они проходили всесторонние испытания. По итогам англичане выбирали ту машину, которая им больше подойдёт.

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина

Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г

компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.

«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Авторы и участники проекта

Друг человека Голубиная почта, собаки-диверсанты и канарейки-детекторы

Люди — довольно неприятные создания: мало того, что они сами убивают друг друга, так еще и постоянно пытаются втянуть в это пакостное дело животных. Первая мировая не стала исключением: все воюющие стороны в той или иной мере использовали животных в самых разных военных целях.

В отсутствии эффективно работающей радиосвязи большой популярностью пользовалась голубиная почта. В немецкой армии даже существовали специальные роты: мотоциклисты разъезжали вдоль фронта на мотоциклах, к которым были приторочены небольшие ящики-голубятни. Для посылки «голубеграммы» офицер писал нужное сообщение на листе тонкой бумаги размером 16х6 см, сворачивал его в трубочку и вкладывал в небольшую капсулу, привязанную к лапке голубя. Голуби могли преодолевать расстояния до 300 километров со скоростью до 70 км/ч и всегда безошибочно находили свою «базу». Для надежности важные сообщения доверялись сразу трем голубям.

Французское решение

После окончания Первой мировой войны французы, считавшие себя главными победителями и обладателями самого большого в мире парка бронетанковой техники, долгие годы почивали на лаврах, занимаясь лишь модернизацией своего старого лёгкого танка «Рено» F-17. К созданию новых танков французы приступили лишь в 1933 г., после прихода Гитлера к власти в Германии, когда в воздухе запахло новой мировой войной. Не случайно уже в 1935 г. во Франции появился целый ряд новых боевых машин. Все они получили в своём обозначении цифру 35. Это были лёгкие танки «Рено» R-35 и «Гочкис» Н-35, а также средний танк «SOMUA» S-35. Последний французы называли кавалерийским танком, потому что его скорость превышала 40 км/ч и позволяла ему действовать не только совместно с пехотой.

Оригинальной была сама конструкция танка S-35 – корпус и башня были цельнолитыми. Это был первый в мире танк, на котором использовались столь большие отливки

Для своего времени «SOMUA» S-35 являлся действительно лучшим танком мира. Кроме достаточной скорости он имел самое мощное бронирование толщиной до 60 мм, а его вооружение включало 47-мм пушку, снаряд которой пробивал броню всех имеющихся тогда танков в мире.

В те же годы французы создали тяжёлый «двухэтажный» танк типа В 1. Толщина брони этого танка тоже доходила до 60 мм. Наличие столь совершенных боевых машин, явно превосходящих по своей боевой мощи германские танки, создало у французского командования благостное настроение

Французы надеялись, что в будущей войне с Германией сумеют отсидеться за мощнейшими оборонительными фортификационными сооружениями так называемой линии Мажино, а потому созданию бронетанковых войск уделяли недостаточное внимание. Считалось, что если немцы на каком-то участке и прорвут укрепрайон, то будут уничтожены имеющимися в наличии средними и тяжёлыми танками

Когда же в 1940 г. германские полчища, обойдя линию Мажино стороной, вырвались на оперативный простор, французы не сумели собрать разрозненные танковые подразделения в мощный бронированный кулак и дать немцам достойный отпор.

В лобовой части корпуса танка B1 устанавливалась мощная 75-мм пушка, а во вращающейся башне, как и на танке S-35, ещё одна пушка калибра 47 мм

Многие французские танки, захваченные немцами, были переделаны под огнемётные танки или под самоходные артиллерийские установки. Они также использовались в качестве учебных танков и танков, поддерживающих карательные отряды, ведущие борьбу с партизанами.

Танки 1965–1985 гг.

К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.

Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.

Т-64. 1969 г.

Т-72. 1973 г.

С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.

«Чифтен». Великобритания. 1965 г

Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).

«Леопард-1». Германия. 1965 г.

М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.

Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.

Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.

Т-80. СССР. 1976 г.

Прочий флот

С остальными классами кораблей все куда сложнее. По мнению многих адмиралов того времени, и крейсера, и даже эсминцы выступали вспомогательными кораблями на фоне кораблей первой линии, т.е. линкоров и линейных крейсеров, и потому многие страны таковые практически не строили. В Германии же до конца войны строились и легкие крейсера, и эсминцы, потому увеличивать их численность, вероятно, не понадобится, да и средств на эти дела будет найти уже проблематичнее. Единственный класс кораблей, где весьма вероятно расширение численности – это подводные лодки. В силу причин, которые я пока не хочу называть, подводная война для Германии по отношению к Великобритании будет куда более перспективной и выгодной, сами стартовые позиции немцев на момент ее объявления значительно лучше реала, и потому постройку подводных лодок они могут проводить куда активнее реала. Но это пока лишь предположение, которое, во-первых, требует куда более подробной проработки всей АИ-ПМВ, а во-вторых – точных прикидок возможностей Германии в заданных АИ-условиях. Не исключено, что на расширение строительства подводных лодок относительно реала у Германии не останется ресурсов, так как весь избыток будет потрачен на сухопутные войска + достройку линкоров и линейных крейсеров, а то и тех же крейсеров и эсминцев, которые остро понадобятся в ходе военных действий.

Первые аэропланы и самолеты

Большую роль в Первой мировой войне играла также и авиация, но честь стать страной, в которой произошел прорыв в этой области Великобритании на этот раз не досталась – первый полет на аэроплане совершили все же американцы еще в 1909 году. Вслед за ними постройкой собственных самолетов увлеклись французы и немцы, вот только последние предпочитали не копировать, а создавать собственные модели самолетов, не имевшие аналогов. Первая мировая война стала первой в которой авиация стала применяться не с исследовательской, или разведывательной целью, а в качестве боевой техники. К началу войны французская авиация была самой лучшей во всем мире, включая в себя 21 армейскую эскадрилью и 3 кавалерийские эскадрильи. Данное утверждение имело под собой вескую подоплеку, французские самолеты находились на вооружении многих стран мира, в том числе Италии, Великобритании и Соединенных Штатов. По мере изучения конструкторских особенностей французских самолетов в упомянутых государствах появились и свои собственные летательные аппараты, так в России наряду с иностранными были сконструированы целых 4-х собственные летательные машины. Русские самолеты стали первыми в мире самолетами моторного типа и были созданы по проекту русского конструктора Игоря Сикорского, получив наименование Ильи Муромца.

Необходимо отметить, что вне зависимости от конструкции и страны-производителя первые самолеты и аэропланы имели такую особенность, как возможность летать исключительно на высоте 100-200 метров, так на большее не был способен ни один даже самый мощный мотор в мире. Такие самолеты были достаточными для наблюдения, но абсолютно не подходили для военных целей, потому за все время ведения боевых действий конструкция самолетов и аэропланов противоборствующих сторон не раз менялась и усовершенствовалась, что, в конечном счете, и привело к появлению более современных и надежных самолетов.

Итак, несмотря на те бедствия, которые принесла Первая мировая война, имелись в ней и свои положительные стороны, касающиеся прежде всего неуемного развития техники и авиации.

Стриж: описание

Американский танк Шерман в боях на восточном фронте

По условиям ленд-лиза американские танки “Шерман” поступали на вооружение советской армии, которая противостояла сильнейшему противнику союзников – гитлеровской Германии на главном фронте Второй Мировой, в то время как англо-американские союзники до 1944 года воевали со странами гитлеровского блока лишь на второстепенных фронтах. Поставка “Шерманов” конечно была существенной помощью сражающейся советской армии, однако это был не решающий фактор, так как критический момент на восточном фронте уже миновал и к тому времени, как американские танки в больших количествах появились в танковых войсках СССР, перелом в пользу антигитлеровской коалиции на главном фронте Второй Мировой уже произошёл. Тем не менее “Шерманы” внесли свой посильный вклад в разгром гитлеровской армии на Востоке.

СССР впервые получил американские танки “Шерман” осенью 1942 года. Это были модификации “Шермана” с короткоствольной 75мм пушкой M3, которая примерно соответствовала орудию 76мм Ф-34 или Л-11, которыми тогда были оснащены основные советские танки “Т-34”. Собственно, никаких особых преимуществ перед советскими танками у “Шермана” не было, это было скорее количественное, а не качественное усиление советских частей. У “Шермана” было некоторое превосходство, которое касалось не тактико-технических характеристик, а условий работы экипажа – американский танк в плане удобства работы и комфорта для сидящих в нём танкистов был лучше “Т-34”. Также воюющие на “Шерманах” экипажи отмечали хорошее качество приборов наблюдения и внутреннего оборудования, меньший шум по сравнению с отечественными танками, однако на этом все преимущества “Шермана” над советскими боевыми машинами заканчиваются. (Один из главных недостатков “Т-34” – теснота боевого отделения и связанное с ним неудобство работы экипажа, будет устранен с появлением “Т-34-85” и в плане удобства советский танк практически сравняется с американским “Шерманом”)

“Шерман” не очень соответствовал условиям, в которых приходилось воевать на Восточном фронте. В зимний период резиновые протекторы на гусеницах “Шермана” затрудяли движение танка по заледенелым дорогам, ремонт “Шермана” в части было осуществить непросто, в то время как легко съемное внутреннее оборудование “Т-34” позволяло отремонтировать его даже в случаях, когда американские танки уже приходилось отправлять в тыл для ремонта в заводских условиях. И, наконец, в эксплуатации советские боевые машины, такие как “Т-34”, были намного проще, а “Шерманы” требовали чуть более высокой квалификации танкистов и не прощали то, что могли простить советские танки с их приспособленностью к русским условиям. Применялись “Шерманы” советскими войсками точно также как и “тридцатьчетверки” – то есть танк на поле боя действовал как универсальное средство: либо оказывал огневую поддержку пехоте, либо использовался для развития успеха при прорыве фронта противника или же боролся с его танками. “Шерманы” с их 75мм орудиями, достаточной подвижностью и бронированием, в 1942 – 1943 годах могли решать все эти задачи наравне с “Т-34”.

Когда количество поступающих из США “Шерманов” в конце 1943 года стало действительно большим, советское командование стало создавать целые танковые корпуса, которые были вооружены только этим танком. Это было необходимо прежде всего для того, чтобы облегчить снабжение и ремонт иностранной техники. В целом, американские танки “Шерман” действовали на советско-германском фронте неплохо, но во второй половине войны с появлением у немцев “Тигров” и “Пантер”, боевая ценность американского танка снизилась, даже несмотря на то, что США уже выпускали “Шерманы” с длинноствольной 76мм пушкой M1, которая всё же была лучше, чем стоявшее до этого на “Шерманах” короткоствольное орудие M3(75мм). Совесткие войска применяли “Шерманы” до самого конца войны, а после разгрома гитлеровской Германии эти танки также принимали участие в ликвидации частей японской армии на Дальнем Востоке.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ===>

К СПИСКУ

Описание конструкции

Cхема палуб авианосца

По сравнению с другими авианосцами, конструкция Nimitz осталась без особых изменений. Однако строительство проходит не по классической схеме «снизу вверх». Корабль состоит из 160 модулей, которые собираются по отдельности и затем свариваются вместе в доке. Это позволяет значительно сократить срок строительства авианосца. Для строительства используется самый большой кран в Западном полушарии.
Каждый Nimitz оснащен двумя якорями по 30 тонн весом, четырьмя пяти-лопастными гребными винтами диаметром 6.4 метра и двумя рулями, которые обеспечивают диаметр циркуляции 1500—1800 метров.

Корпус

Чертеж авианосца Nimitz

Корабли типа Nimitz имеют классический корпус с надстройкой по правому борту, именуемой «островом». Из ангара на палубу самолеты поднимают 4 лифта, 1 с левой стороны и 3 с правой стороны, 1 позади «острова» и 2 спереди. Так же Nimitz имеет 4 паровых катапульты, размещение которых позволяет запуск двух самолетов одновременно.
Сам корпус сварной, состоящий из стальных листов. Всего на авианосец может уйти до 60 000 тонн и стали 1360 тонн присадочных материалов. Полетная палуба покрыта броневыми стальными листами с возможностью замены при повреждении.
Под полетной палубой (общая площадь которой составляет 18200 м2) проходит галерейная палуба, где размещен центр управления катапультами, а так же аэрофинишером, и боевой пост управления. Здесь же находится часть кают. Галерейная палуба проходит вдоль всего корабля. Под ней находится ангарная палуба, где находятся самолеты. В высоту она достигает 8 метров и имеет площадь около 6814.5 м2, в случае пожара может быть разделена на 3 герметичных отсека. Под ангарной палубой находится еще 9 палуб различного предназначения. Атомные реакторы, а так же запас авиационого топлива находятся на самых нижних палубах.

Бронирование

На данный момент информация засекречена по причине использования авианосцев Nimitz по сегодняшний день, однако некоторые источники утверждают об использовании бронирования в 63.5 мм из кевларовых пластин. По различным оценкам, этого недостаточно для обеспечения живучести корабля при прямом попадании современных противокорабельных ракет, однако предполагается, что ни один самолет до авианосца не долетит. В качестве системы дальнего обнаружение используется самолет ДРЛО, постоянно патрулирующий воздушное пространство. В случае, если были замечены объекты противника, первыми на защиту Nimitz вступают корабли, входящие в состав авианосной ударной группировки (АУГ), так же Nimitz имеет для защиты собственные зенитные и зенитно-ракетные комплексы.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка — это 2 ядерных реактора Westinghouse A4W/A1G с тепловой мощностью по 90 МВт. Они приводят в действие 4 паровые турбины общей мощностью в 280 000 л.с. Между плановой заменой ядерного топлива Nimitz способен провести 13-15 лет в плавании и пройти более миллиона миль.
Резервная энергетическая установка — 4 дизельных двигателя общей мощностью 10720 л.с.

Оборудование для взлета и посадки

Карта взлетно-посадочной палубы

Взлет самолетов с авианосцев типа Nimitz производится при помощи катапульт С13 длиной 92,1 и 94,5 м. Всего на этом типе авианосцев установлено 4 катапульты. Работа катапульт производится при помощи пара, который при пуске заполняет 2 цилиндра, где находятся поршни, соединенные специальным поводком с зацепом для самолетов. Для лучшей компрессии, чтобы пар не вырывался из катапульты, поверх поршней проложены полосы гибкого металла, работающие по принципу застежки-молнии. Они предотвращают стравливание пара, и, как следствие, потерю давления в катапульте, что пропорционально ее мощности. Одна такая катапульта разгоняет самолет до 200 км/час.

Посадка на авианосец происходит на специальной посадочной полосе, направленной в сторону, в море. В таком случае траектория заходящего на посадку самолета проходит мимо других самолетов на стартовых площадках, что позволяет в случае промаха пойти на повторную посадку. Торможение самолета на посадочной полосе происходит при помощи троса останавливающего устройства. При посадке самолет цепляет крюком один из трех тросов, соединенных с поршнем цилиндра останавливающего устройства. Этот цилиндр заполнен жидкостью, которая под действием поршня поднимается вверх по трубе к клапану, закрывающемуся по мере постепенно, по мере поступления жидкости.

Экипаж

Экипаж корабля включает 3200 моряков и 2480 человек летного состава. Так же на авианосце может находиться на боевом дежурстве контингент КМП США и от одной до нескольких команд флотского спецназа США «Морские котики» (англ. US Navy SEALs), для которых авианосец работает в качестве базы снабжения при проведении операций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector