Топ 10 самых больших авиационных бомб рф

«Самые-самые» среди авиабомб

Авиабомбы обычного снаряжения

Grand Slam

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ОФАБ-250-270 — самая массовая авиационная бомба в военной авиации современной России.
  • ФАБ-5000НГ (НГ — от Нисон Гельперин, главный конструктор бомбы; нештатное дополнение к индексу ФАБ-5000 было принято по личному указанию И. В. Сталина)— наиболее мощная и тяжёлая авиационная бомба СССР периода Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3646 дней ] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • GBU-44/B Viper Strike («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбы

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа 1945 (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа 1945 г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

История

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики. Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.

БА-64

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с (144 км/ч) и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества. Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП.  Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Подвеска авиационных бомб[править]

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется “внутренняя подвеска”) конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т.д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полносью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов – балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта (“внешняя подвеска”) часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг. группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом – в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

Зачем шотландские мужики надевают юбки?

Грузовик ГАЗ-3309: описание и технические характеристики

Ссылки

Бомба из гаубицы

Рассматривались разные идеи, в том числе проект создания сверхтяжелой бомбы, которая сбрасывалась бы с B-52 и имела массу, сопоставимую с легендарной бомбой времен Второй мировой войны Tallboy массой 5 т. Проблема же состояла главным образом в том, что, поскольку новая бомба нужна была военным практически немедленно, ее предстояло собрать из неких готовых компонентов.

Чтобы успешно пробивать грунт, бетон и броню, снаряд должен быть достаточно тяжелым, иметь малое сечение (чтобы не «размазывать» кинетическую энергию по большой площади) и состоять из прочного сплава, чтобы при соприкосновении с препятствием БЧ не оставалась на твердой поверхности, а пронизывала ее. Найти соответствующий этим требованиям корпус, да еще из готовых деталей, казалось малореальным. Выход подсказал бывший армейский офицер, работавший на Lockheed. Он вспомнил, что где-то на складах должны храниться списанные гаубичные стволы M201 SP. Они как раз были сработаны из сплава, идентичного тому, из которого были изготовлены и носовые части BLU-109. Стволы нашлись на складах нескольких артиллерийских арсеналов, в частности в арсенале Watervliet (штат Нью-Йорк). Именно в мастерских этого арсенала стволы были доработаны до нужных параметров. Их обрезали под заданный размер, удалили все выступающие элементы с внешней поверхности. Изнутри стволы рассверлили до диаметра 10 дюймов (254 мм), чтобы к новому «телу» бомбы можно было плотно пригнать наконечник от BLU-109.

Рекордная скорость

Из арсенала Watervliet собранные корпуса вновь доставили на базу Эглин, где их предстояло зарядить. Разумеется, никакого специального оборудования для бомбы такого размера на авиабазе не было, и работать приходилось почти кустарными методами. В частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность корпуса, должен был пройти термообработку в специальной печи, однако вместо печи инженеры были вынуждены использовать самодельный внешний электронагреватель. Вручную, вкопав корпус вертикально в землю, в бомбу ведрами заливали горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения использовали лазерное прицельное устройство от GBU-24. Получившаяся боевая часть в итоге стала называться BLU-113, а бомба, сделанная на ее основе, — GBU-28.

Поскольку время поджимало, вместо положенных 30 испытательных пусков ограничились всего двумя. 24 февраля 1991 года бомба была сброшена с F-111 на пустынном полигоне. GBU-28 ушла в грунт на 30 м — с такой глубины ее решили даже не выкапывать. Два дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по стоящей вертикально стопке железобетонных плит. Снаряд пробил все плиты и улетел еще на 400 м.

Еще два корпуса, сделанные на авиабазе Эглин, были заряжены, оборудованы и отправлены непосредственно в Ирак. Пользуясь полным господством американской авиации в воздухе, 23 февраля 1991 года два F-111 без происшествий добрались до цели — одного из подземных бункеров иракской армии. Пока один бомбардировщик подсвечивал цель с помощью устройства ЛПЦ, другой заходил на бомбометание. Одна бомба прошла мимо, сделав вероятность успеха испытаний всего лишь 50-процентной. Зато другая улетела точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов удара. Лишь семь секунд спустя из вентиляционной шахты бункера повалил густой дым, что могло означать только одно — бункер поражен и выжжен дотла. От постановки задачи до появления мощной противобункерной бомбы GBU-28 прошло всего-то четыре месяца.

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с (144 км/ч) и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

1.2. Краткая характеристика зажигательных веществ: напалмов, пирогеля, термита, белого фосфора

(Статья: 1.2. Краткая характеристика зажигательных веществ: напалмов, пирогеля, термита, белого фосфора)

Зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы)

Зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы) могут быть незагущенные и загущенные (вязкие). Это наиболее массовый вид зажигательных смесей ожогового и поджигающего действия. Незагущенные зажигательные смеси готовятся из бензина, дизельного топлива или смазочных масел. Загущенные смеси представляют собой вязкие, студнеобразные вещества, состоящие из бензина или другого жидкого углеводородного горючего, смешанного в определенных соотношениях с различными загустителями (как горючими, так и не горючими).

Металлизированные зажигательные смеси (пирогели)

Металлизированные зажигательные смеси (пирогели) состоят из нефтепродуктов с добавками порошкообразного или в виде стружки магния или алюминия, окислителей, жидкого асфальта и тяжелых масел. Введение в состав пироге лей горючих металлов обеспечивает повышение температуры горения и придание этим смесям прожигающей способности.

Напалмы и пирогели обладают следующими основными свойствами:

  • хорошо прилипают к различным поверхностям вооружения, военной техники, обмундированию и телу человека;
  • легко воспламеняются и трудно поддаются удалению и тушению;
  • при горении развивают температуру 1000-1200ºС для напалмов и 1600-1800°С для пирогелей.

Напалмы горят за счет кислорода воздуха, горение пирогелей происходит как за счет кислорода воздуха, так и за счет окислителя, входящего в их состав (чаще всего соли азотной кислоты).

Напалмы применяются для снаряжения танковых, механизированных и ранцевых огнеметов, авиационных бомб и баков, а также огневых фугасов различных типов. Пирогелями снаряжаются зажигательные авиационные боеприпасы малого и среднего калибра. Напалмы и пирогели способны наносить тяжелые ожоги живой силе, поджигать технику, а также создавать пожары на местности, в зданиях и сооружениях. Пирогели, кроме того, способны прожигать тонкие листы стали и дюралюминия.

Термиты и термитные составы

При горении термитов и термитных составов тепловая энергия выделяется в результате взаимодействия окислов одного металла с другим металлом. Наибольшее распространение получили железоалюминиевые термитные составы, содержащие окислители и связующие компоненты. Термиты и термитные составы при горении образуют жидкий расплавленный шлак с температурой около 3000°С. Горящая термитная масса способна проплавлять элементы вооружения и военной техники из стали и различных сплавов. Термит и термитные составы горят без доступа воздуха, применяются для снаряжения зажигательных мин, снарядов, бомб малого калибра, ручных зажигательных гранат и шашек.

Белый фосфор и пластифицированный белый фосфор

Белый фосфор представляет собой твердое ядовитое воскообразное вещество, которое самопроизвольно воспламеняется на воздухе и горит с выделением большого количества едкого белого дыма. Температура горения фосфора 1200°С.

Пластифицированный белый фосфор является смесью белого фосфора с вязким раствором синтетического каучука. В отличие от обычного фосфора он более устойчив при хранении; при разрыве дробится на крупные, медленно горящие куски. Горящий фосфор причиняет тяжелые, болезненные, долго не заживающие ожоги. Применяется в артиллерийских снарядах и минах, авиационных бомбах, ручных гранатах. Как правило, белым фосфором и пластифицированным белым фосфором снаряжаются зажигательно-дымообразующие боеприпасы.

БРОНЕБОЙНЫЕ АВИАБОМБЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Бронебойные авиабомбы БРАБ-500 (слева), БРАБ-1000

Бронебойные бомбы второго поколения были спроектированы в 1939-1941 гг. в ГСКБ-47. В служебных документах их называли бронебойными бомбами «новой конструкции». Часть испытаний этих авиабомб на эффективность провели не натурным бомбометанием, а в наземных условиях стрельбой моделями авиабомб из гладкоствольных пушек по бронеплитам. Этот метод позволил резко ускорить и удешевить отработку изделий. За несколько дней до начала войны испытания авиабомб были завершены, и изделия представлены в правительство для приема на вооружение ВВС.

Корпуса бронебойных авиабомб новой конструкции изготавливались путем штамповки из легированной стали с последующей механической и термической обработкой и имели конусообразную фоому, суживающуюся к хвостовой части. Стенки корпуса переменной толщины, что обеспечивает при ударе о преграду его равнопрочность по всей длине.

На головной части, имеющей оживальную форму, сделаны 2 кольцевые канавки, определяющие границу разрушения головки при проникании бомбы в броню различной прочности. В хвостовую часть ввинчивается дно, к которому приварены запальные стаканы, один – у БРАБ-250 и два – у БРАБ-500 и БРАБ-1000.

Стабилизатор имел коробчатую форму. У БРАБ-250 и ББРАБ-1000 он смонтирован на штампованном конусе и закреплялся на дне корпуса с помощью прижимного кольца. У БРАБ-500 крылья приварены непосредственно к дну корпуса.

Бронебойные авиационные бомбы снабжались основными и дополнительными бугелями. Корпус и дно снаряжались тротилом отдельно.

Данные бронебойных бомб новой конструкции
Тип бомбы БРАБ-250 БРАБ-500 БРАБ-1000
Вес бомбы, кг 255 510 1012
Вес ВВ, кг 31,3 65,5 131
Длина бомбы, мм 1828-1841 2297-2313 2789-2815
Диаметр корпуса, мм 220 277 356
Размах стабилизатора, мм 390 480
Взрыватель АВ-87 АВ-87 два АВ-87

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-500 с высоты 500 м проникает в железобетон на 248 мм, с высоты 3000 м – на 574 мм, а с высоты 8000 м – на 860 мм.

При скорости самолета 360 км/ч БРАБ-1000 проникает в железобетон с высоты 500 м – на глубину 496 мм, 3000 м – 1156 мм и 8000 м – 1780 мм.

«Самые-самые» среди авиабомб

Авиабомбы обычного снаряжения

Grand Slam

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3991 день] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • GBU-44/B Viper Strike («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбы

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа  г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

Ссылки

Необходимое разнообразие

Ещё одной новинкой КТРВ на МАКС-2019 стала корректируемая авиабомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э. Она предназначена для уничтожения легкоуязвимой военной техники, железнодорожных узлов, складов, живой силы. Боеприпасы применяются одиночно и залпом с самолётов фронтовой авиации.

Масса бомбы составляет 256 кг, длина — 3,2 м, диаметр — 0,25 м, вес осколочно-фугасной боевой части — 165 кг. Точность боеприпаса в два раза превосходит более тяжёлые корректируемые аналоги. Однако применение КАБ-250ЛГ требует снижения до высоты 1—10 км.

Также по теме

«По манёвренности ему нет равных»: какие задачи будет выполнять новейший истребитель Су-57

В России началось серийное производство самолёта нового поколения Су-57. Об этом говорится в брошюре, выпущенной к 80-летию ОКБ имени…

«КАБ-250ЛГ могут сбрасывать истребители, штурмовики и бомбардировщики, оснащённые системами лазерного подсвета цели. Однако экипажу придётся снижать высоту и скорость, многое зависит от погодных условий. При таком бомбометании повышается риск быть замеченным неприятелем», — отметил Корнев.

Как полагает эксперт, наиболее безопасный для лётчиков способ использования КАБ-250ЛГ — ориентироваться на целеуказание, которое обеспечивает разведывательная группа в тылу противника. По его словам, при таких условиях экипаж может «не глядя» производить бомбометание на безопасном расстоянии.

В мае 2018 года генеральный директор ГНПП «Регион» Игорь Крылов в интервью ТАСС заявил, что разработка КАБ-250ЛГ находится на завершающей стадии. По его словам, боеприпас должен пополнить арсенал самых современных самолётов оперативно-тактической авиации ВКС.

«Новая авиабомба уже прошла полный цикл испытаний на фронтовом бомбардировщике Су-34, в дальнейшем будет интегрирована в состав вооружения истребителя Су-35. Кроме того, предусматривается размещение КАБ-250 во внутрифюзеляжном отсеке новейшего истребителя пятого поколения Су-57», — рассказал Крылов.

  • Корректируемая авиационная бомба с лазерной головкой самонаведения и осколочно-фугасной боевой частью КАБ-250ЛГ-Э на МАКС-2019

На МАКС-2019 глава КТРВ Борис Обносов заявил журналистам, что для нужд ВКС разрабатываются малогабаритные корректируемые бомбы массой 100 и 50 кг. Как считает Корнев, данные боеприпасы необходимы для вооружения новейших беспилотников. Также они могут быть востребованы при проведении антитеррористических операций.

Полковник в отставке Михаил Ходарёнок в беседе с RT сообщил, что использование планирующих боеприпасов позволяет уберечь самолёты от возможного поражения зенитными ракетными комплексами (ЗРК) малой и средней дальности. Широкая номенклатура корректируемых бомб позволяет эффективно поражать цели в зависимости от конкретных обстоятельств на территории военных действий.

«Разнообразие боеприпасов и систем наведения является важным условием для выполнения боевой задачи. Глобальная система позиционирования (ГЛОНАСС) не всегда бывает подходящей, равно как и лазерная система наведения. У командира, принимающего решение о нанесении авиационного удара, должен быть выбор», — отметил Ходарёнок.

Как пояснил эксперт, первоочередными целями корректируемых боеприпасов являются командные пункты, узлы связи, склады боеприпасов, бронетехники, стартовые позиции ЗРК, огневые позиции артиллерии ракетных комплексов сухопутных войск тактического назначения, объекты инфраструктуры (мосты, железнодорожные и паромные переправы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector