Стрела-10

Содержание:

Клоны автомата Калашникова

ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ

Общее устройство ракеты 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для пора­жения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встреч­ных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и ма­неврирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.

Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка  самонаведения;  2 – автопилот;  3 – боевая  часть с  предохранительно-исполнительным   механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка

Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных кур­сах, а ночью — только на догонных курсах.

Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэро­динамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в перед­ней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.

Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самона­ведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродина­мическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.

Собранная ракета помещается в металлический контейнер.

Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и кон­тейнера:

  • отсек №1 — головка самонаведения;
  • отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
  • отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохрани­тельно-исполнительным  механизмом   (ПИМ)   и  блоком  питания;
  • отсек №4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М37:

  • калибр — 120 мм;
  • длина — 2190 мм;
  • масса — 39,2 кг;
  • масса контейнера с ракетой — 70 кг;
  • масса боевой части — 3 кг;
  • масса укупорки с ракетой— ПО кг;
  • дальность   (наклонная)   поражения — от 800 до 5000 м;
  • диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
  • максимальная скорость полета — 700 м/с;
  • средняя скорость полета — 550 м/с;
  • зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
  • дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
  • время боеготовности — 5 с;
  • условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.

В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой уста­новке или внутри БМ).

Особенности ракеты 9М37M         

Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автомати­чески обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехоза­щиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.

Зенитная управляемая ракета 9М31М

Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для по­ражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.

Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на до­гонных курсах.

ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогаба­ритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинами­ческой схеме «утка».

Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую уку­порку.

Ракета состоит из пяти отсеков:

  • отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
  • отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устрой­ства;
  • отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
  • отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек № 5 — двигательная1 установка, на  которой размещены крылья с роллеронами.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М31М:

  • калибр — 120 мм;
  • длина— 1803 мм;
  • размах крыльев — 360 мм;
  • масса —30,5 кг;
  • масса ракеты с контейнером — 55 кг;
  • масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
  • масса боевой части — 2,75 кг;
  • масса ВВ — 1 кг;
  • дальность поражения целей — до 4200 м;
  • средняя скорость полета — 500 м/с;
  • максимальная скорость полета — 536 м/с.

(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)

Модификации

9К35М «Стрела-10М»

Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.

9К35М2 «Стрела-10М2»

Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.

9К35М3 «Стрела-10М3»

Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60.

По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.

9К35М4 «Стрела-10М4»

В составе комплекса тепловизионная система, . Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.

«Стрела-10МН»

Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.

ЗУР 9М333

Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».

Основные типы в настоящее время

Изображения

Модификации

9К35М «Стрела-10М»

Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.

9К35М2 «Стрела-10М2»

Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.

9К35М3 «Стрела-10М3»

Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60.

По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.

9К35М4 «Стрела-10М4»

В составе комплекса тепловизионная система, . Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.

«Стрела-10МН»

Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.

ЗУР 9М333

Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».

Состав[править]

Боевая машина 9А35править

Основным элементом комплекса является боевая машина. БМ создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с ЗРК 9К31 «Стрела-1» является увеличенный боекомплект (4 ЗУР на пусковой установке и 4 дополнительных ракеты в боевом отделении машины), оснащение электроприводами механизмов наведения ПУ на цель, 7,62 пулемёт ПКТ для обороны.

Машина обладает низким удельным давлением на грунт, что позволяет ей двигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по болотам, снежной целине, песчаной местности, кроме того машина может плавать. Ходовая часть имеет независимую торсионную подвеску, обладает хорошей манёвренностью и обеспечивает высокую плавность хода, благодаря этому увеличивается точность стрельбы и долговечность пусковой установки. Помимо 4 ЗУР, размещённых на пусковой установке, боевая машина позволяет перевозить дополнительно 4 ракеты в корпусе.

ЗУР 9М37править

В качестве основного вооружения используется твёрдотопливная зенитная ракета 9М37. Ракета выполнена по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации. В качестве основного используется фото контрастный режим. В качестве запасного используется режим инфракрасного наведения, которые обеспечивает обстрел целей в условиях помех, на встречных и догонных курсах. При использовании ИКГСН для её охлаждения расходовался жидкий азот находящийся в корпусе контейнера ракеты, в связи с этим слежение за целью выполнялось только в фотоконтрастном режиме, и уже непосредственно перед пуском ракеты оператор наводчик принимал решение о дополнительном использовании ИКГСН в зависимость от условий наличия визуальных помех. Если ИКГСН была использована, но пуск был отменён, то повторно ИКГСН использовать уже было нельзя из-за отсутствия азота. Сзади крыльев установлены роллероны, с помощью которых осуществляется ограничение угловой скорости вращения ракеты.

По сравнению с ЗУР 9М31, на 9М37 установлена более эффективная боевая часть стержневого типа, снабжённая неконтактным и контактным взрывателем. В случае промаха ракета самоуничтожалась.

Аппаратура оценки зоны 9С86 (АОЗ)править

Для определения положения цели и автоматического расчёта углов для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 используется аппаратура оценки зоны, представляющая радиодальномер миллиметрового диапазона и счётно-решающее устройство.

О цветовом оформлении

Грузовые автомобили 1:43

Здесь представлены модели грузовых автомобилей масштаба 1:43 (1/43)

Масштабные модели фирмы ЛОМО-АВМ

ОАО «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Белоруссии по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

Ура́льский автомоби́льный заво́д (УралАЗ) — одно из крупнейших российских предприятий по выпуску грузовых автомобилей. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Автомобильный завод „Урал“». Расположен в Миассе (Челябинская область)

Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) — российская автомобилестроительная компания. Полное наименование — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва».

АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м (производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса (производство под заказ).

Хо́лдинговая компа́ния «АвтоКрА́З» (до 1999 года — Кременчу́гский автомоби́льный заво́д (укр. Кременчуцький автомобільний завод)) — украинский производитель и поставщик тяжелых грузовых автомобилей и автомобилей специального назначения. Компания была создана на базе Кременчугского автомобильного завода и в настоящее время является индустриальным крылом финансово-производственной группы «Финансы и Кредит»

Сделка с дьяволом

В 1939 году самолет «Сталь-7» конструкции Бартини установил новый мировой рекорд: пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 км/час. Однако авиаконструктор об этом не узнал. Его обвинили в шпионаже в пользу Муссолини. От верной смерти Бартини спас Климент Ворошилов, заявивший Сталину: «Уж больно голова хорошая».

Конструктора перевели тюремное конструкторское бюро ЦКБ-29 НКВД.

Однажды, в начале войны, Бартини встретил Берию и попросил его отпустить. Лаврентий Павлович поставил ему условие: «Сделаешь лучший в мире перехватчик, отпущу». Вскоре Роберто Бартини предоставил проект сверхзвукового реактивного истребителя. Однако Туполев поставил на этой разработке крест, заявив, что «наша промышленность не потянет этот самолет». Он считал Бартини гением, который, однако, не доводит свои идеи до конца. По другой версии, разговор Берии с Бартини состоялся до войны и касался переделки пассажирского самолета «Сталь-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240.

Создание мотора

Начало зарождения двигателя ГАЗ-53 было положено в 1959 году. В этот период стартовала работа по расчёту агрегата, который бы заменил ГАЗ-51. Последний на тот момент сильно устарел морально. К тому же клапана, размещённые снизу, не давали реализовать потенциал мотора, настройка и починка усложнялись конструкторскими недоработками. Чугун, из которого отливались несущие элементы, делал изделие неповоротливым, увеличивал вес. Предпосылки скорой смены конструкции очевидны и работа не терпела отлагательств. Накануне конструкторы моторного завода освоили метод отливки алюминия, тогда это считалось прорывом и позволило применить технологии на новом изделии.

Первым двигателем, установленным на машину ГАЗ-53, стал агрегат под маркировкой «511», случилось это в 1961 году. Впоследствии, на машину ставилась не одна экспериментальная модель мотора, однако агрегаты прижиться не смогли. Так, яркий пример «инженерной мысли», двигатель ГАЗ-53Ф с форкамерным зажиганием, другие модель: ГАЗ-53А (12). Создан ряд модификаций, не нашедший массового применения, однако популярный среди любителей делать тюнинг двигателя ГАЗ 53. Кроме того, встречаются моторы, использование которых выходит за рамки продукции «ГАЗ». Например, 53-й встречается на машинах: «УАЗ» и «Газель». Год 1993 стал финальным этапом для мотора, поскольку марка перестала выпускаться. Тем не менее на заводе работает цех, выпускающий запасные детали двигателям, не прекратившим эксплуатацию.

Отзывы владельцев

Примечания

  1. , с. 197.
  2. , с. 369.
  3. , с. 191.
  4. , с. 160.
  5. , с. 448.
  6. [www.kbtochmash.ru/productions-service/defence/Стрела-10М4.html Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10М4»] (рус.). КБТочмаш. Проверено 7 октября 2017.
  7. The Military Balance 2016. — P. 491.
  8. The Military Balance 2016. — P. 180.
  9. The Military Balance 2016. — P. 430.
  10. The Military Balance 2016. — P. 183.
  11. The Military Balance 2017. — P. 81.
  12. The Military Balance 2017. — P. 205.
  13. The Military Balance 2016. — P. 252.
  14. The Military Balance 2016. — P. 337.
  15. The Military Balance 2016. — P. 186.
  16. The Military Balance 2016. — P. 265.
  17. The Military Balance 2016. — P. 393.
  18. The Military Balance 2016. — P. 119.
  19. The Military Balance 2016. — P. 190.
  20. The Military Balance 2016. — P. 194.
  21. The Military Balance 2016. — P. 354.
  22. The Military Balance 2016. — P. 137.
  23. The Military Balance 2016. — P. 203.
  24. The Military Balance 2016. — P. 205.
  25. The Military Balance 2016. — P. 88.
  26. The Military Balance 2010. — P. 356.
  27. ↑ The Military Balance 2012. — P. 355.
  28. The Military Balance 2012. — P. 337.
  29. The Military Balance 2012. — P. 150.

Модификации[править | править код]

9К35М «Стрела-10М»

Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.

9К35М2 «Стрела-10М2»

Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.

9К35М3 «Стрела-10М3»

Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60. По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.

См. также

: Сосна (ЗРК)

9К35М4 «Стрела-10М4»

В составе комплекса тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.

«Стрела-10МН»

Стрела-10МН 1-го гв. зенитного ракетного полка 106-й гв. вдд. 21 декабря 2020 года. Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.

«Стрела-10БМ2»

Белорусская модификация, разработанная ООО «БСВТ — новые технологии» смонтирована на шасси МТ-ЛБ и оснащена четырехканальной (узкое и широкое поля зрения) тепло-телевизионной оптико-электронной станцией (ОЭС) «Стриж-М2», которая обеспечивает боевой машине возможность круглосуточной работы (днем и ночью) в условиях недостаточной видимости. Дальность обнаружения целей, типа вертолет или штурмовик составляет не менее 20 000 метров, а распознавания — от 7 000 до 10 000 метров. Использование пассивной системы обнаружения, сопровождения и наведения позволяет ЗРК «Стрела-10БМ2» иметь высокую радиолокационную скрытность. Зенитный ракетный комплекс

вооружен двумя типами ракет с полуактивной и пассивной головками самонаведения, что дает возможность не только поражать различные типы целей, в том числе беспилотные летательные аппараты, но и делает малоэффективным использование воздушным противником бортовых средств радиоэлектронной защиты. Наличие в ЗРК «Стрела-10БМ2» приемо/передатчиков ГЛОНАСС/GPS, геомагнитного датчика и цифрового датчика пути сокращает подготовку боевой машины к работе более чем в семь раз по сравнению с 9К35М «Стрела-10М». Помимо того зенитный ракетный комплекс оснащен цифровой радиостанцией Р-181-50Т, которая обеспечивает уверенную связь в сложной помеховой обстановке. Диапазон рабочих частот радиостанции от 30 до 108 МГц.

ЗУР 9М333

Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».

История создания

24 июля 1969 года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР, была начата разработка комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Комплекс создавался в Конструкторском бюро точного машиностроения путём последовательной модернизации и модификации ЗРК 9К31 «Стрела-1».

С января 1973 года по май 1974 года ЗРК «Стрела-10СВ» прошёл совместные испытания на полигоне. По результатам испытаний встал вопрос о целесообразности принятия на вооружение этого комплекса. По мнению представителей ГРАУ и разработчиков ЗРК соответствовал всем предъявленным требованиям. Однако, по мнению председателя комиссии и представителей полигона, комплекс не отвечал всем предъявляемым требованиям. Претензии предъявлялись к ЗУР в части вероятности поражения цели одной ракетой при использовании инфракрасного (во всей зоне поражения) и фотоконтрастного (на встречных курсах, вдогон на высотах до 100 м и более 2000 м) каналов. Была подвергнута сомнению надёжность функционирования боевой машины и ракеты 9М37. Были замечания по размещению аппаратуры и удобству ведения работы боевым расчётом. В результате, было принято компромиссное решение, ЗРК 9К35 был рекомендован к принятию на вооружение после устранения замечаний. К 1976 году замечания были устранены и комплекс прошёл повторные испытания на полигоне, после чего был принят на вооружение.

История создания

Работы по созданию самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10СВ» (9К35) проводились по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24 июля 1969 года. Несмотря на то, что в тот же период велась разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска», создание относительно простого зенитного комплекса в порядке дальнейшего совершенствования ЗРК типа «Стрела-1м» было признано целесообразным по экономическим соображениям. При этом исходили из тактического назначения такого комплекса как дополнения к комплексу «Тунгуска», способного обеспечить уничтожение внезапно появляющихся низколетящих целей в условиях сложной воздушной и радиоэлектронной обстановки.

Как и при разработке ЗРК «Стрела-1», организацией — головным разработчиком комплекса ЗРК 9К35 в целом, а также ракеты 9М37, аппаратуры пуска ЗУР и контрольно-проверочной машины было определено Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ), а головной организацией по разработке ГСН и неконтактного взрывателя ЗУР — ЦКБ «Геофизика».

В соответствии с заданием комплекс «Стрела-10СВ» должен был обеспечивать:

  • поражение целей, летящих на встречных курсах со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с — на догонных курсах) на высоте от 25 м до 3500 м, на дальности от 800 до 5000м при параметре до 3000м;
  • вероятность поражения одной ЗУР одиночной цели, маневрирующей с перегрузками до 3…5ед., не менее 0,5…0,6 при наличии целеуказания от средств управления ПВО полка и при отсутствии организованных помех и ловушек:
  • возможность ведения борьбы с целями как автономно (с визуальным обнаружением целей), так и в системе централизованного управления при приеме целеуказаний по речевому радиоканалу от пункта управления ПУ-12 (ПУ-12М);
  • авиатранспортабельность (на Ан-12Б и Ми-6) и возможность преодолевать водные преграды вплавь.

К началу 1973 года ЗРК «Стрела-10СВ» был предъявлен для проведения совместных испытаний. Испытания проводились на Донгузском полигоне с января 1973 г. по май 1974 г. После устранения выявленных в процессе испытаний недостатков комплекс 9К35 был принят на вооружение по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта 1976 г.

На западе комплекс получил обозначение SA-13 «Gopher».

Ссылки

Contents

Уязвимость для современных средств обнаружения

По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР

Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности.

По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по технологии Стелс, не невидимы для отечественных средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать..

Трансмиссия и управление

ЗИЛ-433362 создан с пятиступенчатой коробкой передач, которая имеет одну заднюю скорость. Сопряжение коробки с мотором происходит с помощью фрикционного сцепления сухого типа.

Шасси, два вала, промежуточное опорное крепление и шарнирные крестовины в совокупности образуют карданную систему автомобиля. На полуоси усилие передается при помощи гипоидного одноступенчатого моста и дифференциала.

ЗИЛ-433362, шасси которого в составе автопоезда оборудуются специальным краном для подключения системы торможения прицепа, имеет достаточно плавный ход. Передние рессоры оснащены гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Модификации[ | ]

9К35М «Стрела-10М»

Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.

9К35М2 «Стрела-10М2»

Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.

9К35М3 «Стрела-10М3»

Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60. По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.

См. также

: Сосна (ЗРК)

9К35М4 «Стрела-10М4»

В составе комплекса тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.

«Стрела-10МН»

Стрела-10МН 1-го гв. зенитного ракетного полка 106-й гв. вдд. 21 декабря 2020 года. Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.

«Стрела-10Т»

Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.

«Стрела-10БМ2»

Белорусская модификация, разработанная ООО «БСВТ — новые технологии» смонтирована на шасси МТ-ЛБ и оснащена четырехканальной (узкое и широкое поля зрения) тепло-телевизионной оптико-электронной станцией (ОЭС) «Стриж-М2», которая обеспечивает боевой машине возможность круглосуточной работы (днем и ночью) в условиях недостаточной видимости. Дальность обнаружения целей, типа вертолет или штурмовик составляет не менее 20 000 метров, а распознавания — от 7 000 до 10 000 метров. Использование пассивной системы обнаружения, сопровождения и наведения позволяет ЗРК «Стрела-10БМ2» иметь высокую радиолокационную скрытность. Зенитный ракетный комплекс

вооружен двумя типами ракет с полуактивной и пассивной головками самонаведения, что дает возможность не только поражать различные типы целей, в том числе беспилотные летательные аппараты, но и делает малоэффективным использование воздушным противником бортовых средств радиоэлектронной защиты. Наличие в ЗРК «Стрела-10БМ2» приемо/передатчиков ГЛОНАСС/GPS, геомагнитного датчика и цифрового датчика пути сокращает подготовку боевой машины к работе более чем в семь раз по сравнению с 9К35М «Стрела-10М». Помимо того зенитный ракетный комплекс оснащен цифровой радиостанцией Р-181-50Т, которая обеспечивает уверенную связь в сложной помеховой обстановке. Диапазон рабочих частот радиостанции от 30 до 108 МГц.

ЗУР 9М333

Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector